Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №53629

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Методы обучения в начальных классах 6
1.1. Понятие и особенности метода обучения 6
1.2. Классификация методов обучения 10
1.3. Обоснование возможности и целесообразности использования
активных методов обучения 24
Глава 2. Применение активных методов обучения в процессе преподавания курса информатики 33
2.1. Особенности организации педагогического процесса по повышению
эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения 33
2.2. Разработка плана-конспекта урока с использованием активных
методов на уроке информатики 39
Заключение 72
Список литературы 77
Приложение 1

Начальный курс обучения информатике наиболее ответственный этап в общеобразовательной подготовке школьников. Его цели далеко выходят за стандартные рамки формирования элементов информационной культуры. Здесь имеет место пронизывающий принцип информатики. В процессе обучения языку и математике, музыке и чтению используются и изучаются понятия, методы и средства информатики, которые естественным образом переплетаются с целями и задачами начального образования.
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед педагогом поставлены новые цели: формирование УУД (универсальных учебных действий) и мотивации к обучению. Существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, при этом содержание образования не сильно меняется. Педагог должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?».
Основные цели подготовительного курса информатики в младшей школе кратко можно сформулировать следующим образом:
-формирование начал компьютерной грамотности;
-развитие логического мышления;
-развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач;
-формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером).
На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:
- диалоги;
- работа в группах;
- игровые методики;
- информационные минутки;
- эвристический подход;
- активный метод обучение информатика.
Актуальность проблемы заключается в том, что для подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения в школах был введен предмет информатики. Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящие за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является обоснование применения активных методов в обучении школьников на уроках информатики.
Объект исследования - процесс преподавания информатики.
Предмет исследования - использование активных методов обучения учащихся в процессе обучения информатике.
Задачи исследования:
• раскрыть сущность методов обучения;
• рассмотреть классификацию активных методов;
• раскрыть возможности и целесообразность использования активных методов обучения
• разработать план-конспект урока информатики с использованием активных методов обучения.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что активные методы обучения могут быть использованы для совершенствования процесса обучения информатике.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием активных методов обучения, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
-активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
- творческая активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время отличительной особенностью развития образования во всем мире является повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его эффективности и качества. Образование становится одной из стратегических задач, которые обеспечивают национальную безопасность конкурентоспособности той или иной страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Перед учителями поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивация к обучению.
Познавательная активность означает интеллектуально - эмоциональный отклик на процесс познания, стремление обучающегося к обучению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других обучающихся. Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к обучению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Изучение научной и методической литературы, а также практических знаний позволило изучить данную проблему и сделать вывод о том, что технология активного обучения - организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе. Каждый ученик имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, и подвести его к осознанию, что от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед всей группой познавательной задачи. Технология активного обучения включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Методы, которые вовлекают каждого в мыслительную и поведенческую активность и направлены на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым обучающимся.
Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки обучающихся. Активные методы обучения в процессе педагогического общения преподавателя и обучающихся, привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетное отношения, новую философию и ценности образования. Образовательный процесс сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.
Целью выпускной квалификационной работы являлось обоснование применения активных методов обучения на уроках информатики в начальной школе. Объектом исследования выступал процесс преподавания информатики. Предметом же - использование активных методов обучения учащихся в процессе обучения информатике.
Как уже было сказано выше (глава - Введение), специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин. К сожалению, в начальной школе отсутствует такой предмет как информатика. Ведь большую часть информации мы черпаем из социальных сетей, а незнание элементарных знаний ИКТ затрудняет данный процесс.
Обучающиеся начальной школы имеют свои особенности, так как каждый ребёнок индивидуален - это целый мир, планета. Дети не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем. Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у обучающихся культуру дискуссии и сотрудничества. При прохождении практики в МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 146 с углубленным изучением отдельных предметов», я использовала активные методы обучения на уроках информатики, литературы, окружающего мира и др. К примеру, на уроках ИЗО применяла один из методов - «Творческая мастерская». Обучающиеся дружно работали индивидуально, в группах и фронтально. Активно делились своими идеями и методами поиска информации. Они учились прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, панно, блокноты и др.), в чем и состояла главная цель урока - использовать активные методы.
Интересно было не только наблюдать за ребятами, но и самой включаться в процесс. Как показала практика, уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для обучающихся, но и для самих учителей.
Исследовать данную проблему позволили мне практические занятия, которые дали возможность использовать активные, развивающие методы и сделать заключение. Подобная методика должна быть включена в реальный педагогический процесс.
Нам бы хотелось порекомендовать учителям школ:
- использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;
- включать в учебные занятия проблемность;
- управлять формированием и развитием индивидуально - психологических особенностей обучаемых;
- вовлекать учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное;
- организовывать сотрудничество и кооперацию;
- организовывать коллективное взаимодействие;
- изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант).
- соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, данная выпускная квалификационная работа позволяет сделать выводы:
- Активные методы обучения - это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
- Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении информатики;
- Активные методы оказывают большое влияние на подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности;
- Вооружают их основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки по решению прикладных задач, которые сегодня немыслимы без применения компьютера и знаний ИКТ;
- Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей как у преподавателя, так и у обучающихся;
- В результате использования активных методов в информатике повышается эмоциональный отклик обучающихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении по сравнению с традиционными методами обучения;
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, а применять ее или нет, это уже дело педагога и его творчества. Хотя использование подобных методов не только полезно, но и поучительно.



1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
2. Елькина, О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития. Книга для учителя [Электронный ресурс] : монография. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2012. - 146 с.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.учебник по информатике для 2 класса: в 2 ч. Ч. 1.Год издания - 2014.
4. Полежаева О. А. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителяГод издания: 2013
5. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб. -метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
6. Математика для воспитателей: Учебник / Н.И. Фрейлах. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 136 с.
7. Основы общей теории и методики обучения информатике [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. А.А. Кузнецова. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 207 с
8. Гусева, Е. Н. Информатика [Электронный ресурс] : Учеб. пособ. / Е. Н. Гусева и др. - 3-е изд., стереотип. - М. : Флинта, 2011. - 260 с
9. Баранова, Е. К. Основы информатики и защиты информации [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / Е. К. Баранова. - М.:РИОР: ИНФРА-М, 2013. - 183 с.
10. Малинина И. А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 166-168.
11. Преподавание информационных технологий в школе [Электронный ресурс]: методическое пособие / О.Б. Богомолова.—2-е изд.,2015. - 422с.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - 480 с.
13. Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 332 с.
14. Информатика и ИКТ.: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 187 с.
15. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителя 3-4 класс / М.А. Плаксин, Н.Г. Иванова, О.Л. Русакова. - М.: БИНОМ. - Лаборатория знаний, 2012. - ... с.
16. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 93 с.
17. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса в 2 ч. / А.В. Могилев, В.Н. Могилева, М.С. Цветкова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. . с.
18. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса часть 2 / М.А. Плаксин, Н.Г. Иванова, О.Л. Русакова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 125 с.
19. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 192 с.
20. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. -208 с.
21. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 165 с.
22. .Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. - классы [Текст]: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М. : БИНОМ. - Лаборатория знаний, 2010. - 584 с.
23. Информатика. Сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.А. Рудниченко, А.Л. Семенов. - М.: Просвещение, 2011.- 55 с.
24. .Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова. - М. : МарТ, 2005. - с. 302
25. Коллективная познавательная деятельность и воспитание
школьников Педагогика / М.Д. Виноградова, И.В. Первин. - М.:
Просвещение, 1977. - 159 с.
26. Основное общее образование: федеральный государственный
образовательный стандарт: сборник нормативных материалов / - М.:
Вентана-Граф, 2012. - 160 с.
27. .Пидкасистый, П.И. Педагогика /П.И. Пидкасистый. - М. : изд- ие 1980. - 640 с.
28. .Пидкасистый, П.И. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы / П.И. Пидкасистый, Б.В. Горячев. - М. : изд-ие 1991. - 621 с.
29. .Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М. : изд-ие 1980. - 240 с.
30. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС., 2008. - 405 с.
31. Подласый, И.П. Педагогика/ И.П. Подласый. - М. : изд-ие , 2004. - 576 с.
32. .Пользователь персонального компьютера: практические
задания: методическое пособие/ В. П. Жуланова, Е. О. Казадаева, О. Л. Колпаков [и др.] - 2-е изд., стереотипное. - Кемерово : Изд-во КРИПК и ПРО, 2004. - 77 с.
33. Преподавание базового курса информатики в средней школе [Текст]: методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 540 с.
34. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения / сост. Е.С. Савинов. - М. : Просвещение, 2010 - 204 с.
35. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ. 7-9 классы: проект [Текст] / - М. : Просвещение, 2010. - 32 с.
36. Шпаргалка по педагогике (для педагогов): ответы на экзаменационные билеты / Е.В. Беликова [и др.] - М. : Аллель, 2011. - 64 с.
37. Информатика: Учебник / Каймин В. А. - 6-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 285 с
38. Борисов, Р.С. Информатика (базовый курс) [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Р.С. Борисов, А.В. Лобан. - М.: Российская академия правосудия, 2014. - 302 с.
39. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2003.
40. Начальное образование, 2014, №1 (60) январь-февраль


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ