Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Командные формы решения олимпиадных задач в 4-ом классе на уроках информатики как средство формирования коммуникативных УУД

Работа №22779

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Ресурсы для формирования коммуникативных УУД на уроках
информатики 6
1.1 Характеристики олимпиад по информатике и формы их проведения . 6
1.2 Условия использования командных форм решения олимпиадных
задач на уроках информатики 10
1.3 Понятие «коммуникативные УУД» младших школьников в контексте
подготовки к командным олимпиадам 16
2 Разработка уроков с применением командных форм решения олимпиадных
задач на уроках информатики в 4 классе 20
2.1 Элементы командных форм решения олимпиадных задач на уроках
информатики 20
2.2 Разработка методических рекомендаций учителю для введения командных форм решения олимпиадных задач в 4-ом классе на уроках информатики 21
2.3 Результаты апробации введения элементов командных форм решения
олимпиадных задач на уроках информатике 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Д 38-46


Актуальной задачей на сегодняшний день является формирование таких коммуникативных УУД как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, а также управление поведением партнера - контроль, коррекция и оценка его действий.
Известные корпорации Яндекс и Google при трудоустройстве на работу, где требуется работа с информационными и проектными процессами, используют в качестве отбора решение олимпиадных задач, обосновывая это тем, что настоящим программистам и профессионалам необходимы рассуждения над решением - так проверяется способность рассуждать в неизвестной ситуации [41].
Вопрос формирования умения работать в команде в своих работах затрагивали такие авторы как В.Г. Парфенова, А.С. Макаренко, М.И. Андросова [27].
В трудах ученых, В.С Жирковой, А.Г. Асмолова, И.В. Кухтинской и др. указано, что последствия недостаточной сформированное™ способности к общению в детстве, могут проявляться в дальнейшем в межличностных и внутриличностных конфликтах, которые у взрослого человека разрешить или произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно [28].
В качестве социальных причин того, что в настоящее время современные дети зачастую не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов называют то, что дети не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи.
Одним из эффективных способов формирования и развития коммуникативных УУД обучающихся является участие их в командных олимпиадах. Однако, командные олимпиады чаще всего используются при организации олимпиад по математике. Среди них «Математическая регата» (средняя ступень), «Математические бои» (средняя, старшая ступень), «Карусель» (начиная с 4 класса) и др. Вместе с тем, на уроках информатики также могут быть использованы элементы командных форм решения олимпиадных заданий.
Предметная компетентность учителя информатики, исходя из которой учитель должен уметь решать олимпиадных задачи, которые возникают в ходе работы с учениками рассматривается в профессиональном стандарте педагога "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" от 18 октября 2013 года №544н.
Одним из значимых результатов обучающегося, которые учитываются в портфолио, является участие и победа на олимпиаде.
Согласно работам Н.Н. Паньгиной, способы работы со школьниками при подготовке в олимпиадам по информатике определяются несколькими объективными факторами: это информационные ресурсы, кадровый потенциал учителей и наставников, а так же новые методики в области информатики [20].
Проблема: какие командные формы решения олимпиадных задач способствуют формированию таких коммуникативных УУД, как умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и управление поведением партнера - контроль коррекция, оценка его действий на уроках информатики в 4-ом классе.
Цель: Разработка процедуры подготовки решения олимпиадных задач командой обучающихся 4-ом классе на уроках информатики и методические рекомендации к ним, направленные на формирование коммуникативных УУД младших школьников.
Объект: условия подготовки учащихся 4 классов к командным формам решения олимпиадных задач по информатике.
Предмет: командные формы решения олимпиадных задач по информатике, направленные на формирование коммуникативных УУД младших школьников.
Гипотеза: введение командных форм решения олимпиадных задач в 4¬ом классе на уроках информатики для формирования коммуникативных УУД будет эффективно, если процесс подготовки команды направлен на:
- освоение обучающимися процедуры решения задачи в команде с последующей презентацией решения;
- учителем организован с обучающимися анализ действий участников в команде при решении задачи.
Задачи:
1. Описать характеристики олимпиад по информатике и формы их проведения;
2. Выделить условия использования командных форм решения олимпиадных задач на уроках информатики;
3. Описать понятие «коммуникативные УУД» младших школьников в контексте подготовки к командным олимпиадам;
4. Разработать и апробировать способ решения олимпиадных задач в команде на уроках информатики;
Практическая значимость. Разработанный элемент командных форм решения олимпиадных задач по информатике и методические рекомендации к ним позволят внедрить в процесс обучения элементы проведения уроков, которые будут способствовать увеличению вовлеченности школьников в групповую работу, собственно формированию коммуникативных УУД.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа посвящена разработке процедуры подготовки решения олимпиадных задач командой обучающихся в 4-ом классе на уроках информатики. В результате решения первой задачи описаны характеристики олимпиадных задач по информатике и формы проведения олимпиад. Выделены следующие характеристики командных олимпиад по информатике в средней и старшей школе:
- соревновательность;
- открытость (любой обучающийся имеет возможность попробовать свои силы в соревновании со сверстниками и принять участие в олимпиаде);
- возможность узнать свой рейтинг среди сверстников;
- массовость (любой обучающийся может принять участие в соревновании).
Мы рассмотрели основные формы, используемые при подготовке к олимпиадам по информатике в младшей школе.
Далее нами были выделены условия использования командных форм решения олимпиадных задач на уроках информатики в начальной школе. Прототипом командных олимпиад были выбраны олимпиады по математике - «Математические бои», «Математическая карусель». Сделано предположение о процедуре подготовки в команде.
В качестве решения третьей задачи, нами было описано понятие «коммуникативные УУД» младших школьников в контексте подготовки к командным олимпиадам. Описание состоит в том, что Е.В. Леонова считает, что «коммуникативные УУД» - это совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с взрослыми людьми [34]. В качестве особенности подготовки к командной олимпиаде было выделена необходимость этапа анализа с участниками действий учеников в команде того, как обучающиеся находят и договариваются об общем решении, распределяют обязанности.
Для решения следующей задачи необходимо было разработать и апробировать элементы командных форм решения олимпиадных задач на уроках информатики в 4-ом классе. Описана процедура подготовки к командной олимпиаде «Расскажи другому». Были выделены условия реализации процедуры на уроке информатики, подобран заданный материал, разработан проект уроков. Апробация прошла в МБОУ СОШ №9 г. Минусинска.
В процессе работы выделены условия освоение формирования коммуникативных УУД посредством введения командных форм решения олимпиадных задач в 4-ом классе на уроках информатики: освоение процедуры решения задачи в команде с последующей презентацией решения; учителем организован с обучающимися анализ действий участников в команде при решении задачи.
Материалы и выводы могут быть использованы в учебном процессе на уроках информатики для 4 классов, отдельные элементы методического обеспечения педагогами в качестве основы организации учебного процесса.



1. Жиркова, В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 88-91.
2. Мартынюк, В.С. Задачи школьных олимпиад по информатике / Мартынюк Ю.М., Даниленко С.В. // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т. 1. № 9. С. 33-37.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный режим]. — Федеральный государственный образовательный стандарт — Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo- s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html
4. Банькова, В. С. Задачи школьных олимпиад по информатике / В. С.
Банькова, Ю. М. Мартынюк, С. В. Даниленко. // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2015. - С. 343-347.
5. Попова, В. И. Олимпиады в системе поиска и развития одаренных детей / В. И. Попова, А. С. Кельсина. // Проблемы развития территории. - 2011. - № 3. - С. 84-93.
6. Лалетин, Н. В. Ключевые факторы развития олимпиадного движения в Красноярском крае / Н. В. Лалетин. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2010. - № 4. - С. 91-98.
7. Попов, А. И. Методика подготовки студентов к командному чемпионату мира по программированию / А. И. Попов, Д. В. Поляков. // Вестник ТГТУ. - 2012. - № 3. - С. 762-766.
8. Парфенов, В. Г. Всероссийские командные олимпиады школьников по программированию / В. Г. Парфенов. // Компьютерные инструменты в образовании. - 2010. - № 2. - С. 67-69.
9. Парфенов, В. Г. Командные соревнования школьников по
программированию / В. Г. Парфенов. // Школа современного программирования. - 1999. - № 2. - С. 28-36.
10. Паньгина, Н. Н. Подготовка учеников к олимпиадам по информатике / Н. Н. Паньгина. // Компьютерные инструменты в образовании. - 2000. - № 1. - С. 29-38.
11. Станкевич, А. С. Задачи первой всероссийской командной олимпиады школьников по информатике / А. С. Станкевич. // Компьютерные инструменты в образовании. - 2000. - № 1. - С. 73-81.
12. Даулеткулов, А. Б. Олимпиады по информатике / А. Б. Даулеткулов.
- Алматы : ИНТ, 2004. - 242 c.
13. Сапрыкина, Н. А. Формирование у младших школьников умения структурировать информацию в условиях пропедевтики технологии гипермедиа / Н. А. Сапрыкина. - Красноярск : 2016. - 25 c.
14. Пучков, Н. П. Олимпиадное движение как форма организации обучения в ВУЗе / Н. П. Пучков, А. И. Попов. - Тамбов : ТГТУ, 2009. - 180 c.
15. Всероссийская олимпиада школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vos.olimpiada.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
16. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников / О. В. Знаменская, О. С. Островерх, Л. А. Рябинина, Б. И. Хасан // Вопросы образования. - 2009. - № 3. С. 57.
17. Знаменская, О.В. Мониторинг учебных действий школьников / О.С. Островерх, Л.А Рябинина, Б.И. Хасан // Вопросы образования. - 2009. - № 3.
- С. 53-74.
18. Городняя, Л.В. О конкурсах по информатике // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования" , 2001, №1, С.35-40.
19. Алексеев, А.С. Студенческие олимпиады по программированию: взгляд тренера // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования", 2001, №2, С. 19-20.
20. Паньгина Н.Н. Подготовка учеников к олимпиадам по информатике // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования", 2000, №1, С. 29-38.
21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. 3инченко. М., "Педагогика", 2009.
22. Кирюхин В.М. Информатика. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. - М.: Просвещение, 2010.
23. Международный мониторинговый проект для учащихся 1-4 классов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://emu.cerm.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
24. Конкурс Эрудитов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://erudyt-online.ru/main.html, свободный. - Загл. с экрана.
25. КИТ. Компьютеры. Информатика. Технологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://konkurskit.org/, свободный. - Загл. с экрана.
26. Инфознайка. Конкурс по информатике и информационным технологиям [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.infoznaika.ru/, свободный. - Загл. с экрана
27. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
28. Кухтинская И. В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / И.В. Кухтинская // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 13-15.
29. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 2005. - 268 с.
30. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Высшая школа, 2008.
31. Шкуричева НА. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности / Н.А. Шкуричева // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 4-10.
32. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.
33. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.
34. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В. Плотникова // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-96
35. Электронное издание на основе: Кирюхин В.М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике [Электронный ресурс] : всероссийская олимпиада школьников / В. М. Кирюхин. - 2-е изд. (эл.). - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 271 с.
36. Всероссийская олимпиада школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://olimpiada.ru, свободный.
37. Открытая олимпиада «Информационные технологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://olimpiada.ru/activity/4357, свободный. - Загл. с экрана.
38. Олимпиада школьников по программированию «ТехноКубок»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://technocup.mail.ru,
свободный. - Загл. с экрана.
39. Всероссийская олимпиада «Инфознайка-профи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://profi.infoznaika.ru, свободный. - Загл. с экрана.
40. Математические регаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://olympiads.mccme.ru/regata/, свободный. - Загл. с экрана.
41. Работа в Яндексе [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://yandex.ru/jobs/, свободный. - Загл. с экрана.
42. Городняя Л.В. О конкурсах по информатике // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования" , 2001, №1, С.35-40.
43. Мочкаева, И. А. Технология организации групповой работы в начальной школе / И. А. Мочкаева. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - № 4. - С. 54-57.
44. Краева, А. А. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Краева. // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 8. - С. 46-51.
45. Николаева М. С., Андросова М. И. Развитие навыков сотрудничества у учащихся младших классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 26. - С. 75-77. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://e-koncept.ru/2017/770716.htm.
46. Власова Г. В., Малахова И. В., Гребенькова Н. В., Евстафьева С. А. Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 106-109.
47. Лисина М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. М.: Инфа, 2000 169с.
48. Ладыженская Т.А. Устная речь как предмет и средство обучения. - М.: Флинта, 1998 - 136с.
49. Терентьева Е. С., Кабанова С. Н., Фомичёва И. Б. «Математический
бой» как одно из средств повышения эффективности обучения // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 692-694.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ