Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 4 КЛАССЕ

Работа №22520

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1705
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОГРАФИКИ 9
1.1 Визуальное мышление младших школьников и восприятие учебной информации 9
1.2 Визуальное мышление младших школьников и восприятие учебной информации 15
1.2.1 Виды инфографики 19
1.2.2 Принципы построения инфографики 22
1.2.3 Сервисы для создания инфографики 24
1.3 Разработка структуры учебной информации и ее представление с
использованием инфографики 27
2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОГРАФИКИ НА УРОКАХ
ИНФОРМАТИКИ В 4 КЛАССЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ 33
2.1 Анализ содержания учебно-методического комплекса по информатике в начальной школе 33
2.2 Реализация технологии инфографика на уроках информатики в 4 классе для развития визуального мышления
Заключение
Список использованных источников
Приложение А План конспекта урока по теме «Человек и информация»
Приложение Б План конспекта урока по теме «Преобразование информации» 59
Приложение В План конспекта урока по теме «Объект и его свойства»
Приложение Г План конспекта урока по теме «Отношение между объектами»65
Приложение Д План конспект урока по теме «Компьютер»

Актуальность исследования. Использование современных информационных технологий в обучении является одной из самых важных и устойчивых тенденций образовательного процесса. В системе образования компьютерная техника и средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) применяются при изучении различных предметов.
Инновационные методы обучения, в том числе на основе ИКТ, являются предметом для размышления многих педагогов.
«При традиционном подходе цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос - что нового узнал ученик в школе? Развивающее обучение предполагает построение ответа на вопрос - чему научится школьник за годы обучения в школе? Раньше приоритетной целью являлось «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», то сегодня на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений, к рефлексивному анализу и собственной деятельности»[10].
На сегодняшний день можно выделить несколько проблем. С одной стороны, существует набор определенных технологий, которые позволяют проводить классические занятия в сопровождении мультимедийных презентаций, тестов и программного обеспечения, помогающие младшим школьникам не только углубить знания, полученные в учебном процессе, но и развивать визуальное мышление. А так же использование анимации в слайдах позволяют педагогам дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Младшие школьники с удовольствием погружаются в материал занятия.
Но с другой стороны, информационные технологии (в частности, классические презентации) в глазах современного школьника выглядят «устаревшими». Чаще всего учитель основывается на своих собственных предпочтениях в сфере преподавания и когда эти предпочтения не совпадают с учебными предпочтениями учащихся, возникает конфликт стилей. Бетти Лу Ливер отмечает, что «ориентированная на ученика система преподавания, требующая от него внимательного отношения к стилям обучения, выходит за рамки метода, за рамки классной комнаты и даже за рамки учителя, так как ориентирована на источник успеха или не успеха в обучении - на самого учащегося». Появляется проблема: Как сделать обучение информатике таким, чтобы оно строилось на сбалансированной работе логического и наглядно-образного мышления? Появление специализированного программного обеспечения приводит к новым схемам понимания, менее связанных с речью, но в большей мере ориентированных на зрительные образы, форму и цвет.
Мы предлагаем строить процесс обучения информатике на основе визуального подхода к формированию знаний, умений и навыков, что позволит максимально использовать потенциальные возможности визуального мышления. Одно из основных направлений данного подхода - инфографика. Ведь инфографика является графическим способом передачи информации, данных и знаний, решает целый комплекс педагогических задач, среди которых можно выделить активизацию познавательной деятельности, развитие визуального мышления и повышение визуальной грамотности, и в целом визуальной культуры. Реализация визуального подхода в процессе обучения младших школьников позволит сконструировать визуальную учебную среду, то есть совокупность условий обучения, в которых акцент делается на использование резервов визуального мышления учащихся. Эти условия предполагают наличие как традиционных наглядных средств, так и специальных средств и приемов, позволяющих активизировать работу зрения.
Современная компьютерная среда, средства массовой информации, в том числе и телевидение, предлагают современные способы подачи материала учащемуся. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования в разделе «Математика и информатика» говорится об: «... овладении основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения.» [30]. То есть, младшие школьники должны научиться преобразовывать информацию из одного вида в другой, что позволит формировать ИКТ-грамотность школьника. Для обучения младших школьников информатике нужно тщательно подбирать материал, чтобы не перегружать детей сложной информацией. Для этого нужна избирательность, легкость и мобильность. Эти принципы необходимо положить в основу механизма обработки учебного материала. Формируя его новую концепцию, следует учесть как имеющийся опыт, так и самые современные подходы к подаче информации. Ведь больше всего информации человек воспринимает в визуальной форме, которая в основном и преобладает в современном мире.
Поэтому необходимо применять известные методы обучения совместно с новыми разработками на основе постоянно развивающихся и меняющихся технологий визуализации информации, что позволит повысить эффективность процесса обучения и сформированность уровня визуального мышления учащегося.
Объектом исследования является: процесс обучения информатики в начальной школе.
Предметом исследования является: применение инфографики на уроках информатики в начальной школе.
Целью данной работы является: разработать и апробировать методику применения инфографики на уроках информатики в 4 классе как средства развития визуального мышления.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность визуального мышления.
3. Раскрыть сущность понятия инфографики как элемента визуальной коммуникации.
4. Изучить технологию инфографики и исследовать различные сервисы для ее создания.
5. Рассмотреть особенности организации образовательного процесса по информатике в 4 классе на основе технологии инфографика как средства формирования визуального мышления.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по педагогике и информатике, современного программного и информационного обеспечения процесса обучения; анализ существующих подходов к обучению информатике в начальной школе, а так же использование информационных технологий по рассматриваемой проблеме;
• эмпирические: обобщение опыта преподавания информатики в начальной школе; анализ содержания программ и учебно-методических комплексов по вопросам обучения информатике в начальной школе с использованием визуальных средств.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, пяти приложений и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на разработку методики применения инфографики на уроках информатики в 4 классе как средства развития визуального мышления. В ходе исследования поставленная цель была достигнута и решены все поставленные задачи.
1. Был проведен психолого-педагогический анализ организации образовательного процесса по информатике в начальной школе. Рассмотрено применение визуализации информации при обучении младших школьников.
2. Проанализировав учебники Зинченко В.П, Мунипова В.М, была раскрыта сущность визуального мышления. «Визуальное мышление - это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым» [13].
Была выделена основная функция визуального мышления: упорядочивание значения образов.
Ведь никакую информацию о предмете не удастся передать наблюдателю до тех пор, пока этот предмет не будет представлен в структурно ясной форме. Именно манипуляция элементами видимого мира, порождающая новый образ, и составляет существо визуального мышления.
3. Анализ педагогической литературы (Арнхейм Р.С., Артюхин В.В., Брежнева А., Кондратенко, О.А., Лаптев В.В.) помог раскрыть сущность определения инфографики - это графическое представление в обобщенном виде информации и знаний, позволяющее визуально представить сложную информацию. То есть это такой вид иллюстрации, где совмещаются данные и дизайн, что позволяет учителю в краткой форме доносить информацию учащимся.
Анализируя педагогическую литературы (Селеменев С. В., Храмова М.В., Барышева А.Д., Черняк Л.) было выделено пять типов инфографики:
• аналитическая инфографика (предназначена для статестических и цифровых показателей, отображающих зависимости);
• новостная инфографика (предназначена для наглядного объяснения новостного материала;
• инфографика для презентации (предназначена для более полного объяснения);
• инфографика как реклама (предназначена для наглядности сообщений о тех выгодах, которые получит целевая аудитория);
• инфографика-инструкция (предназначена для объяснения принципа работы, последовательности шагов, действий).
Инфографика может служить замечательным повествовательным инструментом. Зрительная составляющая захватывает аудиторию и помогает младшим школьникам сконцентрироваться на информации и вникнуть в нее. Инфографика создает эмоциональный подтекст, который приводит к выводу о значительности представленных понятий. При помощи инфографики мы будем способствовать развитию визуального мышления.
4. Изучены различные сервисы для создания инфографики. Приведена их сравнительная характеристика. Сервисы RAW, VISAGE, GOOGLE CHARTS, позволят создать различные графики, диаграммы из данных, где можно добавлять собственный фон, цвета текста. CACOO предназначен для создания различных карт сайтов, схем страниц, сетевых графиков. А вот сервисы EASELLY и CREATELY предоставляют очень широкие возможности для создания инфографики. То есть в них уже имеются тысячи готовых шаблонов, трафаретов и других элементов, которые помогут в создании вашей инфографики. В выбранный шаблон вы перетаскиваете необходимый элемент, будь это картинка, линия или любой объект и в рабочем поле редактируете, добавляя текст, схему, вообщем все то, что вам необходимо для вашей инфографики.
5. Разработаны методические рекомендации по применению инфографики для младших школьников. Включающих в себя конспекты уроков с применением инфографики на разных типах уроков. Которые целенаправленны на развитие визуального мышления учащихся.
Таким образом, решив все поставленные задачи, была достигнута цель исследования - разработаны методические рекомендации по применению инфографики на уроках информатики в 4 классе, которая положительно влияет на качество образовательного процесса учащихся и развитие визуального мышления.
Результаты проведенной нами работы были апробированы в 4 классе общеобразовательной школы ЧПОУ «Лесосибирский колледж «Знание». В ходе апробации было отмечено, что у учащихся повысился интерес к предмету информатика. С помощью разработанной нами инфографики у учащихся стало развиваться визуальное мышление, что способствует более качественному усвоению учебной информации.



1. Антипова, В.Б. Современные подходы к формированию информационной грамотности в школьных библиотечных медиацентрах США. [Электронный ресурс] / В.Б. Антипова // Официальный сайт школьной библиотечной ассоциации. - 2005. - №7. - Режим доступа:
http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=385.
2. Арнхейм, Р.С. Искусство и визуальное восприятие: учебник / Р. Арнхейм; сокр. пер. с англ. В. Н. Самохина. - Москва: Прогресс, 1974. - 392 с.
3. Артюхин, В.В. Статистическая графика и инфографика: области применения, актуальные проблемы и критерии оценки: учебник / В.В. Артюхин. - Москва: Просвещение, 2012. - 132 с.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - Москва: Просвящение, 2008.
5. Бешенков, С. А. Развитие универсальных учебных действий в общеобразовательном курсе информатики [Текст] : монография / С. А. Бешенков, И. И. Трубина, Э. В. Миндзаева ; Департамент образования и науки Кемеровской обл., Кузбасский региональный ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010.
6. Брежнева А. Мозг в цифрах (инфографика) [Электронный ресурс] / А. Брежнева. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medicena.ru/blogpost/mozg-v-tsifrah-infografika/.
7. Вербицкий, А.А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс], 2013. - Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru/3661.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь: психика, сознание, бессознательное [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 2001.
9. Горячев, А.В. Методика обучения информатике в начальной школе, реализующая объектно-информационный подход [Текст] : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена.
- Санкт-Петербург, 2004.
10. Далингер, В.И. Методика обучения математике. Когнетивно- визуальный подход: учебник для академического бакалавриата / В.И. Далингер, С.Д. Симонжеков. - Москва: «Юрайт», 2016. - 340 с.
11. Дудник, О.В. Формирование коммуникационных компетенций в свете новых требований к образовательному процессу: учебник / О.В. Дудник. - Москва: Просвещение, 2007.
12. Завьялова, О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников / О.А. Завьялова // Начальная школа. - 2005. - №11. - С. 12-18.
13. Зинченко, В.П. Исследование визуального мышления: вопросы психологии: учебник / В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, В.М. Гордон. - Москва: Просвещение, 2000. - С. 3.
14. Информатика: учебник для второго класса: учебник / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 239 с.
15. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста: Пособие для педагогов. / Н.В. Квач. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛА- ДОС, 2001. - 256 с.
16. Кондратенко, О.А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления / О.А. Кондратенко. - 2013. - №9(21). - С. 31-34.
17. Лаптев, В.В. Инфографика: основные понятия и определения / В.В. Лаптев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2013. - № 184. - С. 180-187.
18. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика.- Москва: Издательский центр «Академия», 2001.
19. Малев, В.В. Общая методика преподавания информатике: Учебное пособие / В.В. Малев. - Воронеж: ВГПУ, 2005.
20. Нефедьева, К.В. Инфографика - визуализация данных в аналитической деятельности / К.В. Нефедьева // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - Т. 197. - С. 89¬93.
21. Никулова, Г.А. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн / Г.А. Никулова, А.В. Подобных // Образовательные технологии и общество. - 2010. - Т. 13. № 2. - С. 369-387.
22. Первин, Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие для учителей начальной школы и методистов. Изд. 1-е, 2-е. / Ю.А. Первин. - Москва: «Бином. Лаборатория знаний», 2008.
23. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебник / Е.С. Полат. - Москва: «Академия», 2006.
24. Резник Н.А. Технология визуального мышления: учебник // Н.А. Резник. - Санкт - Петербург: Свет, 2007. - С. 68 - 83.
25. Селеменев, С. В. Инфографика в школе / С. В. Селеменев // Информатика и образование. - 2011. - № 9. - С. 38-44.
26. Селеменев, С. В. Школьная инфографика / С. В. Селеменев // Образование в современной школе. - 2010. - № 2. - С. 34-42.
27. Султанбекова, С.С. Использование инфографики в начальной школе на уроках информатики / С.С. Султанбекова, Д.Н. Пестов // «Современные тенденции в науке и образовании». - 2017. - 377с.
28. Султанбекова, С.С. Развитие визуального мышления младших школьников на уроках информатики с помощью инфографики / С.С. Султанбекова, Д.Н. Пестов // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2016. - № 505. - С. 508.
29. Ткаченко, О.Н. Развитие визуального мышления в современной культуре / О.Н. Ткаченко // Омский научный вестник. - 2014. - № 4 (131). - С. 198-200.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС НОО, 2009. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //nsuoth2 .blogspot.ru/p/blog-page_23. html.
31. Храмова, М.В.. Инфографика в образовательном процессе. Информационные технологии в образовании. XXV Международная конференция-выставка: сборник трудов часть II. // М.В. Храмова, А.Д. Барышева. - Москва: Издательский отдел факультета ВМК МГУ им. Ломоносова, 2015. - 64 с.
32. Черняк, Л. Инфографика: от истоков к современности / Л. Черняк // Открытые системы. СУБД. - 2013. - № 5. - С. 52-55.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ