Введение 4
1 Тенденции комплексного обслуживания корпоративных клиентов
российского рынка банковских услуг 6
1.1 Анализ развития банковского рынка в России 6
1.2 Рынок банковских услуг Красноярского края 15
1.3 Подходы к комплексному обслуживанию корпоративных клиентов на
рынке банковских услуг 25
2 Позиционирование ДО №8646/070 Красноярского отделения ПАО
Сбербанк на рынке банковских услуг Красноярского края 37
2.1 Анализ финансово-хозяйственной ДО №8646/070 Красноярского
отделения ПАО Сбербанк 37
2.2 Организация комплексного обслуживания корпоративных клиентов в
банк 50
2.3 Управление доходностью пакетов услуг с учетом особенностей
сегментов локального рынка корпоративных клиентов 59
3 Совершенствование системы комплексного обслуживания 70
3.1 Совершенствование системы комплексного обслуживания
корпоративных клиентов 70
Заключение 88
Список использованных источников 90
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблема некачественного обслуживания в банках касается большинства Российских предприятий. Профессиональное, своевременное решение этих проблем, а самое главное - их предупреждение, могли бы способствовать экономическому росту, как этих предприятий, так и самих банков. Это потребует кардинальных изменений в системе управления банками, в том числе создания специальных подразделений, в функции которых будет входить установление и поддержание отношений с корпоративными клиентами, переход к более эффективной системе комплексного обслуживания, проведения корректировки ныне действующих стратегий, пересмотра пакетов банковских услуг.
Политика каждого банка - это, прежде всего, формирование стабильных, долгосрочных, доверительных финансовых отношений с существующими и новыми клиентами. Соответственно, одной из составляющих политики банка являться создание устойчивых партнерских отношений, в том числе, за счет повышения эффективности работы с корпоративными клиентами.
Содержание и цели банковской деятельности существенно зависят от конкуренции на финансовых рынках и меняющихся отношений между Банком и клиентурой [17].
Основная цель банка в отношениях с клиентами - это максимальная прибыль при минимальном риске. Сегодня по-прежнему для большинства отечественных банков важная составляющая бизнеса - это услуги корпоративным клиентам, так как работа с корпоративными клиентами является актуальной и наиболее прибыльной [17].
Учитывая интересы корпоративных клиентов, с одной стороны, и заинтересованность кредитных учреждений в привлечении денежных средств, для достижения ими максимального дохода при минимальных затратах, с другой стороны, возникает необходимость поиска более совершенных форм взаимоотношений коммерческих банков с корпоративными клиентами, создания системы оценки клиентоориентированности и конкурентной среды банковского сектора региона [21].
Целью дипломного проекта является совершенствование системы комплексного обслуживания корпоративных клиентов ДО №8646/070 Красноярского отделения ПАО Сбербанк.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
- исследовать тенденции обслуживания корпоративных клиентов на российском рынке банковских услуг;
- проанализировать подходы к комплексному обслуживанию
корпоративных клиентов на рынке банковских услуг;
- провести сравнительный анализ комплексного обслуживания корпоративных клиентов в банке;
- разработать систему мер по совершенствованию системы
комплексного обслуживания;
- оценить эффективность совершенствование системы комплексного обслуживания корпоративных клиентов.
Объектом исследования является ДО №8646/070 Красноярского отделения ПАО Сбербанк.
Предметом исследования является система комплексного обслуживания корпоративных клиентов банка.
Цель дипломного проекта заключалась в совершенствовании системы комплексного обслуживания корпоративных клиентов ДО №8646/070 Красноярского отделения ПАО Сбербанк.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- исследованы тенденции комплексного обслуживания корпоративных клиентов российского рынка банковских услуг;
- проанализировано позиционирование ДО №8646/070 Красноярского отделения ПАО Сбербанк на рынке банковских услуг Красноярского края;
- разработана система мер по совершенствованию систем комплексного обслуживания корпоративных клиентов ДО №8646/070 Красноярского отделения ПАО Сбербанк на рынке банковских услуг Красноярского края.
- оценена эффективность совершенствование системы комплексного обслуживания корпоративных клиентов ДО №8646/070 Красноярского отделения ПАО Сбербанк на рынке банковских услуг Красноярского края.
Дополнительный офис №8646/070 является, внутренним структурным подразделение Красноярского отделения № 8646 Восточно-Сибирского банка ПАО Сбербанк.
В составе дополнительного офиса сформированы следующие структурные подразделения:
- сектор обслуживания корпоративных клиентов;
- сектор клиентских менеджеров;
- сектор кредитных аналитиков.
По состоянию на 1 января 2016 года количество открытых счетов дополнительным офисом № 8646/070 составило 4057, остаток средств на счетах клиентов составил 1151 млн. руб. Работа, проводимая работниками
дополнительного офиса № 8646/070, позволила увеличить кредитовые обороты ряда клиентов в Сбербанке. На 1 января 2016 года среднедневные остатки на счетах корпоративных клиентов составили 233,1 млн. руб., что на 10,3 млн.руб. выше среднедневных остатков за аналогичный период прошлого года.
Данные показатели свидетельствуют о стабильной работе Дополнительного офиса №8646/070 Красноярского отделения ПАО Сбербанк.
Вместе с тем, одной из основных задач Дополнительного офиса №8646/070 Красноярского отделения ПАО Сбербанк остается привлечение новых клиентов и удержание старых. Так как в Сбербанке не самые дешевые тарифы на услуги корпоративным клиентам, многие клиенты уходят обслуживаться в другие банки. Расчетно-кассовое обслуживание в коммерческих банках-конкурентах стоит дешевле, ставка по депозитам выше, а требования к потенциальным заемщикам по кредитованию ниже.
В рамках дипломного проекта был определен ряд предложений, которые могли бы заинтересовать клиентов и привлечь на обслуживание в Дополнительный офис №8646/070 Красноярского отделения ПАО Сбербанк. В результате с целью совершенствования системы комплексного обслуживания корпоративных клиентов банка было предложено внедрение дополнительной услуги «Курьерская доставка».
Отсутствие конкуренции в данном сегменте услуг, так как услугу «Курьерской доставки» другие банки еще не предлагают, а простые курьерские службы не могут гарантировать такую же безопасность документов, как банковская, в перспективе повысит доходность и востребованость такой услуги. Срок окупаемости затрат на внедрение указанного мероприятия 5 лет, ожидаемый экономический эффект за время реализации проекта - 1 165 186 руб.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от
18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
6. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
7. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
8. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
9. Аристова Е.А. Ответственность трансграничных корпоративных групп: теория и практика. М.: Инфотропик Медиа, 2014. 248 с.
10. Баранов Е.Н. Сущность, содержание и виды банковских услуг для корпоративных клиентов // Региональное развитие. - 2014. - № 3-4. - С. 134-138.
11. Бумбаджи Я., Цыганов А. Настоящее и будущее программ MBA (на примере программ в области страхования и управлении рисками) // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2012. N 7. С. 110 - 119.
12. Варпаева И.А. Правовые основы открытия и использования корпоративной банковской карты // Бухгалтер и закон. 2015. N 4. С. 31 - 37.
13. Венгеровский Е.Л. Современное состояние конкурентных правоотношений на рынке банковских услуг // Конкурентное право. 2015. N 3.
С. 25 - 28.
14. Всяких М.В., Всяких Ю.В. Современное состояние и перспективы сферы розничных банковских услуг // Новый университет. Серия «Экономика и право» . 2015. №2 (48). С.4-8.
15. Земелькин С., Речкалова Е., Адамян А. Розничный банкинг - точка роста для малых и средних банков // Банковское обозрение. 2015. N 5. С. 62 - 65.
16. Зубкова С.В., Соколова Ю.О. Сегментационный подход в кредитовании малого и среднего бизнеса // Банковское кредитование. 2014. N 5. С. 103 - 108.
17. Зюбан Е.В., Маркевич Л.В. Политика банка в отношении корпоративных клиентов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2015. - № 3 (47). - С. 6-10.
18. Исаева Е.В., Мамаева В.Ю., Шамкина Е.А. Реализация стратегии маркетинга партнерских отношений в банке: использование зарубежного опыта // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2012. - № 3. - С. 127-131.
19. Карпов Л.К. Правовое регулирование деятельности кредитных организаций в Европейском союзе. М.: Статут, 2014. 152 с.
20. Коропова Д.Ю. Особенности корпоративного кредитования в условиях Российской банковской системы // Проблемы Науки. - 2012. - № 2 (12). - С. 62-63.
21. Лебединская О.Г. Совершенствование стратегии развития банковских услуг для корпоративных клиентов // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. - 2014. - № 4. - С. 19-26.
22. Линников А.С., Карпов Л.К. Международно-правовые стандарты регулирования банковской деятельности. М.: Статут, 2014. 173 с.
23. Лосева Н.А., Козлов А.Н. Клиентоориентированность в стратегии развития банковских услуг // Аудитор. 2015. N 9. С. 54 - 59.
24. Носова И.В. Консолидация банковского сектора России // Банковское право. 2014. N 1. С. 47 - 51.
25. Пашков Р. SWOT-анализ в стратегии развития банка // Бухгалтерия и банки. 2013. N 10. С. 31 - 38.
26. Поминов Д. Финансы и немного личного // Банковское обозрение. 2015. N 6. С. 85 - 89.
27. Поминов Д. Фабрики банковского маркетинга // Банковское обозрение. 2015. N 7. С. 81 - 84.
28. Прокофьев С.Е. Комплексное управление денежными потоками в сфере российских государственных финансов // Финансы. 2014. N 9. С. 7 - 12.
29. Рассказова А.Н. Маркетинговое исследование корпоративного рынка как средство проектирования банковских решений // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 2 (21). - С. 72.
30. Саакова Ю.В. Клиенто-ориентированная стратегия в структуре современного банковского сектора // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2015. - № 1 (21). - С. 50-54.
31. Стасевич О., Львовская О. Банки сокращают дистанцию, увеличивая расстояние // Банковское обозрение. Приложение «BEST PRACTICE». 2015. N 4. С. 41 - 43.
32. Тетерин В. Борьба за качество // Банки и деловой мир. 2014. N 11. С. 59 - 63.
33. Хусаинов Р.В. Как банки меняют свою кредитную политику в условиях санкций // Банковское кредитование. 2014. N 6. С. 35 - 47.
34. Чертопруд С. Сделать деньги умнее // Банковское обозрение. 2015. N 12. С. 51 - 54.
35. Шамраев А.В. Регулирование банковских и финансовых холдинговых компаний в праве США, ЕС и отдельных европейских стран // Банковское право. 2012. N 3. С. 25 - 37.
36. Швейкин И.Е. Пути развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг // Вестник Саратовского государственного социально¬экономического университета. - 2014. - № 4 (53). - С. 98-101.
37. Ярошенко Н.В. Банковская группа и банковский холдинг: правовые критерии разграничения // Банковское право. 2015. N 3. С. 27 - 32.
38. Официальный сайт: Сбербанк России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sberbank.com.
39. Официальный сайт: Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru.
40. Петрова В. Банковская сеть в Красноярском крае заметно сократилась [Электронный ресурс]/ В. Петрова// Деловой квартал. - 2016. - Режим доступа: http: //krasnoyarsk. dk.ru/news/bankovskaya-set-v-krasnoyarskom-krae-zametno- sokraschaetsya-237012773.
41. Барабанова Т. Сбербанк снова признан сильнейшим [Электронный
ресурс]/Т. Барабанова// Бизнес изнутри. 2015 - Режим доступа:
http://www.rb.ru/article/sberbank-snova-priznan-krupneyshim/7502087.html.
42. Положение о дополнительном офисе: Решением Совета Головного отделения по Красноярскому краю Восточно-Сибирского банка ПАО «Сбербанк России» от 10.07.2015г., N 37/10