Расчетные операции коммерческих банков и тенденции их развития (на примере Банк ПТБ (ООО))
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 Теоретические аспекты расчетных операций коммерческого банка
1.1 Расчетные операции: понятие и классификация 10
1.2 Традиционные формы безналичных расчетов 13
1.3 Дистанционное банковское обслуживание
как современная форма организации расчетов 29
2 Анализ расчетных операций в Банк ПТБ (ООО)
2.1 Общая характеристика Банк ПТБ (ООО) 41
2.2 Анализ ведения безналичных расчетов банка 47
2.3 Анализ системы дистанционного банковского обслуживания 53
2.4 Основные направления совершенствования
расчетных операций банка 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Лицензия на осуществление банковских операций для физических и юридических лиц 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Статистические данные по развитию рынка пластиковых карт 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Финансовые показатели Банк ПТБ (ООО) за 2015, 2016, 2017 год
ВВЕДЕНИЕ 8
1 Теоретические аспекты расчетных операций коммерческого банка
1.1 Расчетные операции: понятие и классификация 10
1.2 Традиционные формы безналичных расчетов 13
1.3 Дистанционное банковское обслуживание
как современная форма организации расчетов 29
2 Анализ расчетных операций в Банк ПТБ (ООО)
2.1 Общая характеристика Банк ПТБ (ООО) 41
2.2 Анализ ведения безналичных расчетов банка 47
2.3 Анализ системы дистанционного банковского обслуживания 53
2.4 Основные направления совершенствования
расчетных операций банка 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Лицензия на осуществление банковских операций для физических и юридических лиц 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Статистические данные по развитию рынка пластиковых карт 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Финансовые показатели Банк ПТБ (ООО) за 2015, 2016, 2017 год
Банки составляют значимую часть современного денежного обращения, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Банки находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население.
В современном обществе банки занимаются самыми различными видами операций. Банки не только образуют денежный оборот и кредитные отношения; через них исполняется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в отдельных случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении общегосударственных программ, ведут статистику, имеют свои вспомогательные предприятия.
Современные коммерческие банки - банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население - своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Главной целью функционирования коммерческих банков является получение максимальной прибыли.
Актуальность выпускной квалификационной работы, обусловлена тем, что внедрение в кредитных организациях современных методов управления с целью повышения их эффективности и конкурентоспособности является одной из важнейших задач. Реорганизация банковской системы, проводимая в нашей стране, ужесточение требований со стороны Банка России, усложнение условий функционирования при усилении конкуренции, определяют необходимость совершенствования механизма управления деятельностью банков.
На данный момент банки и многие небанковские структуры стремятся усовершенствовать методы, инструментарий, законодательные и нормативные акты в области расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и системе безналичного платежного оборота, в целях процветания бизнеса и экономики, а соответственно благополучия людей в стране. Основной частью денежного оборота (80-90 %) является безналичный
платежный оборот, в котором движение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных организациях и зачетов взаимных требований. Участниками отношений являются объединения, предприятия, организации, банковские и финансовые органы, и даже население. Безналичный платежный оборот полностью проходит через банковские учреждения, в которых ведутся счета предприятий и организаций. На данный момент через сберегательные банки проходит львиная доля безналичных расчетов и кассовых операций среди юридических лиц. Отсюда вытекает, что от работы в области расчетно-кассового обслуживания среди юридических лиц коммерческими банками зависит благополучие страны в целом, бесперебойное функционирование всего хозяйственного организма.
Расчетные операции банков включают ведение по поручению юридических и физических лиц их счетов, а также осуществление денежных расчетов в наличной и безналичной формах.
Эти операции в коммерческом банке осуществляет расчетно-кассовое подразделение (управление), которое напрямую работает с клиентами.
Выполняя расчетные операции, банки выступают посредниками, участвующими в процессе подсчета и передачи сумм, подлежащих уплате за товары и услуги между должником и получателем, тем самым банки опосредуют процесс движения всех товарно-материальных ценностей и услуг. Поэтому данные операции важны не только для банка, но и для функционирования всей экономики. Ее развитие сопровождается постоянным ростом количества расчетов. Сегодня международный платежный оборот за год исчисляется сотнями триллионов долларов, только в России в среднем ежедневно осуществляется свыше 10 миллион платежей.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является научное обоснование теоретических и методических вопросов, подходов и методов совершенствования управления расчетной работой коммерческого банка, обеспечивающих, повышение ее эффективности.
Достижение поставленных целей определяет необходимость решения следующих задач:
1. Изучить понятие и сущность расчетных операций коммерческого банка;
2. Изучить виды расчетных операций и порядок их ведения в
коммерческом банке;
3. Провести аналитическую характеристику расчетных операций
коммерческого банка;
4. Раскрыть недостатки проведения расчетных операций;
5. Определить пути совершенствования расчетных операций;
6. Провести расчет экономической эффективности по предложенным мероприятиям по совершенствованию расчетных операций коммерческого банка.
Объектом исследования является расчетная работа как самостоятельное направление экономической деятельности коммерческого банка ПромТрансБанк (ООО).
Предметом исследования являются организационно-экономические
формы и методы управления расчетной работой банка.
В современном обществе банки занимаются самыми различными видами операций. Банки не только образуют денежный оборот и кредитные отношения; через них исполняется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в отдельных случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении общегосударственных программ, ведут статистику, имеют свои вспомогательные предприятия.
Современные коммерческие банки - банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население - своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Главной целью функционирования коммерческих банков является получение максимальной прибыли.
Актуальность выпускной квалификационной работы, обусловлена тем, что внедрение в кредитных организациях современных методов управления с целью повышения их эффективности и конкурентоспособности является одной из важнейших задач. Реорганизация банковской системы, проводимая в нашей стране, ужесточение требований со стороны Банка России, усложнение условий функционирования при усилении конкуренции, определяют необходимость совершенствования механизма управления деятельностью банков.
На данный момент банки и многие небанковские структуры стремятся усовершенствовать методы, инструментарий, законодательные и нормативные акты в области расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и системе безналичного платежного оборота, в целях процветания бизнеса и экономики, а соответственно благополучия людей в стране. Основной частью денежного оборота (80-90 %) является безналичный
платежный оборот, в котором движение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных организациях и зачетов взаимных требований. Участниками отношений являются объединения, предприятия, организации, банковские и финансовые органы, и даже население. Безналичный платежный оборот полностью проходит через банковские учреждения, в которых ведутся счета предприятий и организаций. На данный момент через сберегательные банки проходит львиная доля безналичных расчетов и кассовых операций среди юридических лиц. Отсюда вытекает, что от работы в области расчетно-кассового обслуживания среди юридических лиц коммерческими банками зависит благополучие страны в целом, бесперебойное функционирование всего хозяйственного организма.
Расчетные операции банков включают ведение по поручению юридических и физических лиц их счетов, а также осуществление денежных расчетов в наличной и безналичной формах.
Эти операции в коммерческом банке осуществляет расчетно-кассовое подразделение (управление), которое напрямую работает с клиентами.
Выполняя расчетные операции, банки выступают посредниками, участвующими в процессе подсчета и передачи сумм, подлежащих уплате за товары и услуги между должником и получателем, тем самым банки опосредуют процесс движения всех товарно-материальных ценностей и услуг. Поэтому данные операции важны не только для банка, но и для функционирования всей экономики. Ее развитие сопровождается постоянным ростом количества расчетов. Сегодня международный платежный оборот за год исчисляется сотнями триллионов долларов, только в России в среднем ежедневно осуществляется свыше 10 миллион платежей.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является научное обоснование теоретических и методических вопросов, подходов и методов совершенствования управления расчетной работой коммерческого банка, обеспечивающих, повышение ее эффективности.
Достижение поставленных целей определяет необходимость решения следующих задач:
1. Изучить понятие и сущность расчетных операций коммерческого банка;
2. Изучить виды расчетных операций и порядок их ведения в
коммерческом банке;
3. Провести аналитическую характеристику расчетных операций
коммерческого банка;
4. Раскрыть недостатки проведения расчетных операций;
5. Определить пути совершенствования расчетных операций;
6. Провести расчет экономической эффективности по предложенным мероприятиям по совершенствованию расчетных операций коммерческого банка.
Объектом исследования является расчетная работа как самостоятельное направление экономической деятельности коммерческого банка ПромТрансБанк (ООО).
Предметом исследования являются организационно-экономические
формы и методы управления расчетной работой банка.
Расчетные операции - это банковские операции в рамках ведения счетов физических и юридических лиц и осуществление по ним поручений владельцев данных счетов.
На основании данной выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
1) Организация системы расчетов имеет свою определенную специфику, и построена она на единых основополагающих принципах и следующих платежных операциях: платежи наличными; депонирование наличных денег на счет; изъятие наличных денег со счета; перевод денег платежным поручением; дебетовые переводы средств с одного счета на другой (чеки); кредитовые переводы средств с одного счета на другой (жиро - расчеты).
Первые четыре операции могут предполагать использование как наличности, так и безналичности, в то время как последние два — это исключительно безналичные расчеты.
2) Основными формами расчетных операций являются:
а) платежные поручения, требования-поручения, аккредитивы;
б) чеки и векселя;
в) жирочеки (поручения);
г) пластиковые карточки.
3) Выполнен анализ операций, которые совершаются в Банке ПТБ (ООО) с применением карт в 2015, 2016 и 2017 годах. Значительно изменились показания в структуре в период с 2015 по 2017 годы. Наблюдалась динамика постепенного увеличения части безналичных расчетов как по количеству так и по объему платежей. Это положительные изменения, так как целью банка является большее внедрение безналичных расчетов;
4) Проведен анализ безналичных платежных инструментов в Банк ПТБ (ООО). Наиболее востребованной формой безналичных расчетов в 2017 году остались расчеты, которые совершаются с применением платежных поручений . По сравнению с 2016 годом их количество увеличилось на 4,2% и составило 1240 тыс. трансакций, а объем платежей — на 10,1%, 1565 тыс. руб. В 2017 году также наиболее активно применялись инкассовые поручения и прочие платежные инструменты. С применением данных платежных инструментов в 2017 году количество платежей увеличилось и составило на 85,5%.
5) Недостатками в работе расчетных операций в Банк ПТБ (ООО) является отсутствие технологии BiPinta, минимизация безналичных платежей через банкоматы банка и малоиспользуемость физическими и юридическими лицами ДБО, низкая безопасность интерета.
6) Совершенствование платежных услуг и повышение качества расчетного обслуживания можно произвести с помощью «Клиент-Банк», Интернет - Банкинг, , BiPrint-Банк, SWIFT.
В условиях конкурентной борьбы на рынке банковских услуг ПромТрансБанк стремится к тому, чтобы привлекать все больше клиентов, в том числе и корпоративных. При этом расчетное обслуживание должно быть высокого качества, выполняться своевременно, экономично и надежно. Важнейшее направление работы банка - осуществление расчетного и кассового обслуживания клиентуры. Организация расчетно-кассового обслуживания является «визитной карточкой» любого банка. Этому вопросу посвящена данная выпускная квалификационная работа.
Таким образом, подводя итоги можно отметить, что:
-ПромТрансБанк строит свою работу на основе Закона РФ «О банках и банковской деятельности», а также на основе других нормативно-правовых документов;
- в ПромТрансБанк ведется большая работа по поддержанию имиджа, что очень важно в условиях конкурентной борьбы;
- строит свою работу таким образом, чтобы быть привлекательным для клиентов;
- развивает свою сеть. В настоящее время Банк предоставляет услуги своим клиентам в 24 отделениях в 17 населенных пунктах по РФ, в том числе обслуживание осуществляется в 2 отделениях Банк ПТБ (ООО) в г. Москве. Более 85-ти фирменных стоек ПромТрансБанк (ООО) дают возможность воспользоваться кредитными программами Банка в 12 субъектах Российской Федерации.
- ПромТрансБанк предоставляет разнообразные формы расчетного и кассового обслуживания.
Вместе с тем в Банке ПТБ (ООО) очень много рутинной работы с документами на бумажных носителях, поэтому необходимо:
- как можно быстрее и как можно в более полном объеме внедрять современные электронные технологии, чтобы упростить работу с платежными документами;
- вытеснять из оборота наличные деньги и внедрять систему расчетов с использованием пластиковых карт;
- более широко использовать систему мобильного банка;
- сокращать время прохождения платежей;
- привлекать клиентов, которые бы открывали депозитные счета в иностранной валюте;
- работать по расписанию наиболее удобному, для клиентов (в том числе и в выходные дни).
Расчетные операции являются одними из наиболее важных в банковской деятельности. Вообще организация безналичных расчетов напрямую зависит от качества и организации работы операционного отдела, отдела расчетнокассового обслуживания и банка в целом. При правильной постановке работы, при внедрении всех новинок и мероприятий, увеличатся не только объемы безналичных перечислений, но и доходы банка в целом. Таким образом, внедрение и развитие системы электронного обмена информацией, а также систем безналичных перечислений, которые активно развиваются, позволят банку шагать в ногу со временем, оставаться востребованными, а Банк ПТБ (ООО) удерживать позиции на рынке.
На основании данной выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
1) Организация системы расчетов имеет свою определенную специфику, и построена она на единых основополагающих принципах и следующих платежных операциях: платежи наличными; депонирование наличных денег на счет; изъятие наличных денег со счета; перевод денег платежным поручением; дебетовые переводы средств с одного счета на другой (чеки); кредитовые переводы средств с одного счета на другой (жиро - расчеты).
Первые четыре операции могут предполагать использование как наличности, так и безналичности, в то время как последние два — это исключительно безналичные расчеты.
2) Основными формами расчетных операций являются:
а) платежные поручения, требования-поручения, аккредитивы;
б) чеки и векселя;
в) жирочеки (поручения);
г) пластиковые карточки.
3) Выполнен анализ операций, которые совершаются в Банке ПТБ (ООО) с применением карт в 2015, 2016 и 2017 годах. Значительно изменились показания в структуре в период с 2015 по 2017 годы. Наблюдалась динамика постепенного увеличения части безналичных расчетов как по количеству так и по объему платежей. Это положительные изменения, так как целью банка является большее внедрение безналичных расчетов;
4) Проведен анализ безналичных платежных инструментов в Банк ПТБ (ООО). Наиболее востребованной формой безналичных расчетов в 2017 году остались расчеты, которые совершаются с применением платежных поручений . По сравнению с 2016 годом их количество увеличилось на 4,2% и составило 1240 тыс. трансакций, а объем платежей — на 10,1%, 1565 тыс. руб. В 2017 году также наиболее активно применялись инкассовые поручения и прочие платежные инструменты. С применением данных платежных инструментов в 2017 году количество платежей увеличилось и составило на 85,5%.
5) Недостатками в работе расчетных операций в Банк ПТБ (ООО) является отсутствие технологии BiPinta, минимизация безналичных платежей через банкоматы банка и малоиспользуемость физическими и юридическими лицами ДБО, низкая безопасность интерета.
6) Совершенствование платежных услуг и повышение качества расчетного обслуживания можно произвести с помощью «Клиент-Банк», Интернет - Банкинг, , BiPrint-Банк, SWIFT.
В условиях конкурентной борьбы на рынке банковских услуг ПромТрансБанк стремится к тому, чтобы привлекать все больше клиентов, в том числе и корпоративных. При этом расчетное обслуживание должно быть высокого качества, выполняться своевременно, экономично и надежно. Важнейшее направление работы банка - осуществление расчетного и кассового обслуживания клиентуры. Организация расчетно-кассового обслуживания является «визитной карточкой» любого банка. Этому вопросу посвящена данная выпускная квалификационная работа.
Таким образом, подводя итоги можно отметить, что:
-ПромТрансБанк строит свою работу на основе Закона РФ «О банках и банковской деятельности», а также на основе других нормативно-правовых документов;
- в ПромТрансБанк ведется большая работа по поддержанию имиджа, что очень важно в условиях конкурентной борьбы;
- строит свою работу таким образом, чтобы быть привлекательным для клиентов;
- развивает свою сеть. В настоящее время Банк предоставляет услуги своим клиентам в 24 отделениях в 17 населенных пунктах по РФ, в том числе обслуживание осуществляется в 2 отделениях Банк ПТБ (ООО) в г. Москве. Более 85-ти фирменных стоек ПромТрансБанк (ООО) дают возможность воспользоваться кредитными программами Банка в 12 субъектах Российской Федерации.
- ПромТрансБанк предоставляет разнообразные формы расчетного и кассового обслуживания.
Вместе с тем в Банке ПТБ (ООО) очень много рутинной работы с документами на бумажных носителях, поэтому необходимо:
- как можно быстрее и как можно в более полном объеме внедрять современные электронные технологии, чтобы упростить работу с платежными документами;
- вытеснять из оборота наличные деньги и внедрять систему расчетов с использованием пластиковых карт;
- более широко использовать систему мобильного банка;
- сокращать время прохождения платежей;
- привлекать клиентов, которые бы открывали депозитные счета в иностранной валюте;
- работать по расписанию наиболее удобному, для клиентов (в том числе и в выходные дни).
Расчетные операции являются одними из наиболее важных в банковской деятельности. Вообще организация безналичных расчетов напрямую зависит от качества и организации работы операционного отдела, отдела расчетнокассового обслуживания и банка в целом. При правильной постановке работы, при внедрении всех новинок и мероприятий, увеличатся не только объемы безналичных перечислений, но и доходы банка в целом. Таким образом, внедрение и развитие системы электронного обмена информацией, а также систем безналичных перечислений, которые активно развиваются, позволят банку шагать в ногу со временем, оставаться востребованными, а Банк ПТБ (ООО) удерживать позиции на рынке.





