Совершенствование системы управления запасами в цепях поставок предприятия
|
Введение 3
1 Теоретические основы управления цепями поставок 7
1.1 Сущность и основные параметры управления цепями поставок
предприятия 7
1.2 Стратегии управления запасами в цепях поставок 16
1.3 Анализ проблем при управлении запасами в цепях поставок
предприятия 25
2 Анализ характеристик товаропотока ГК «ТрикотажОптТорг» 32
2.1 Организационные характеристики ГК «ТрикотажОптТорг» 32
2.2 Экономический анализ показателей деятельности ГК
«ТрикотажОптТорг» 35
2.3 Анализ сезонности ассортиментных групп по подразделениям 49
2.4 Анализ уровней запасов и их динамика 57
3 Разработка методических инструментов управления запасами в цепях
поставок ГК «ТрикотажОптТорг» 63
3.1 Разработка предложений по оптимизации ассортимента 63
3.2 Разработка системной модели мониторинга процесса снабжения 73
Заключение 85
Список использованных источников 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика изменения запасов за 2017 год 93
1 Теоретические основы управления цепями поставок 7
1.1 Сущность и основные параметры управления цепями поставок
предприятия 7
1.2 Стратегии управления запасами в цепях поставок 16
1.3 Анализ проблем при управлении запасами в цепях поставок
предприятия 25
2 Анализ характеристик товаропотока ГК «ТрикотажОптТорг» 32
2.1 Организационные характеристики ГК «ТрикотажОптТорг» 32
2.2 Экономический анализ показателей деятельности ГК
«ТрикотажОптТорг» 35
2.3 Анализ сезонности ассортиментных групп по подразделениям 49
2.4 Анализ уровней запасов и их динамика 57
3 Разработка методических инструментов управления запасами в цепях
поставок ГК «ТрикотажОптТорг» 63
3.1 Разработка предложений по оптимизации ассортимента 63
3.2 Разработка системной модели мониторинга процесса снабжения 73
Заключение 85
Список использованных источников 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика изменения запасов за 2017 год 93
Актуальность темы исследования.
Логистические затраты на хранение запасов, их грузопереработку и иные операции по обслуживанию материального потока, который в определенный момент приобретает резервное значение, составляют значительную часть конечной покупательской стоимости продукта: в среднем 20-25 % в США, 15¬20 % по Европе. Наша страна в рейтинге затратоемкости на хранение и содержание запасов занимает отнюдь не лидирующие позиции, имея показатели на уровне 30-35 %.
Следовательно, проблематика разработки научно обоснованных и практически выверенных рекомендаций по управлению запасами в цепях поставок является актуальной.
Степень разработанности проблемы. Проблематика формирования общей теорико-методической базы интегрированной логистики и управления в цепях поставок представлена в работах ученых ведущих отечественных и зарубежных научных школ логистики: А. У. Альбекова, Б. А. Аникина, В. В. Борисовой, Е. В. Будриной, В. В. Дыбской, Е. И. Зайцева,В. С. Лукинского, Ю. В. Малевич, Л. Б. Миротина, Ю. М. Неруш, Б. К. Плоткина, О. Д. Проценко, А. В. Парфенова, В. И. Сергеева,В. Н. Стаханова,В. И. Степанова,С. А. Уварова,B.В. Щербакова,Р. X. Баллоу, Э. Дж. Барди,Д. Дж. Бауэрсокса,Дж. К. Джонсона, Д. Дж. Клосса, Дж. Коула, М. Кристофера, М. Р. Линдерса, Д. М. Ламберта, Дж. Р. Стока, Д. Уотерса, Дж. Ф. Шапиро и др.
Развивают научно-прикладные положения о теории и рыночной практике управления запасами в логистических системах хозяйства страны, теоретико-методические представления следующих авторов: В. В. Волгина, А. П. Долгова, C.А. Измалковой, Ю. Г. Лебедева,Н. К. Моисеевой, О. А. Новикова,Н. Г. Плетневой, И. О. Проценко, А. И. Семененко, Т. Р. Терешкиной.
Научные разработки, представленные в трудах перечисленных авторов, образуют комплекс системных представлений об управлении запасами в цепях поставок, но, несмотря на достигнутые научные результаты, многие теоретико-методические вопросы требуют дальнейшей разработки. Вступление России в ВТО, усложнение структуры товарно-материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков и иные рыночные изменения требуют уточнения структуры теории управления запасами в цепях поставок потребительского рынка, совершенствования научно-прикладного инструментария эмпирической базы логистики и взаимосвязи показателей эффективности управления логистическими функциями в цепях поставок.
Необходимость системно-аналитического исследования и поэтапного решения указанных проблем определили выбор темы, формулировку целей и постановку задач работы.
Объектом исследования являются материальные потоки, образующие цепи поставок и выступающие на определенном этапе в качестве запасов, проходящие через логистическую систему ГК «ТрикотажОптТорг», реализующих ключевые функции по управлению запасами.
Предметом исследования выступают теоретико-концептуальные и методические проблемные аспекты, связанные с интегрированным управлением логистическими функциями управления запасами в цепях поставок ГК «ТрикотажОптТорг»
Цель исследования состоит в разработке научно-методических рекомендаций по совершенствованию и развитию теории управления запасами в цепях поставок предприятия и программного продукта MS Excel для практической реализации в рамках ГК «ТрикотажОптТорг».
Задачи исследования. В соответствии с выбранной целью в работе поставлены и поэтапно решены следующие задачи:
- проведен анализ теоретической базы, характеризующей научно-методические подходы в логистике управления запасами;
- рассмотрены концептуальные проблемы логистики управления цепями поставок их особенности и значимость;
- представлена системно-аналитическая, общеэкономическая характеристика ГК «ТрикотажОптТорг»;
- раскрыты основные направления управления запасами в рамках логистической системы;
- усовершенствована система интегрированного планирования управления запасами в цепях поставок компании;
- систематизирован инструментарий экономико-математических методов и моделей управления запасами;
- разработаны методические инструменты управления запасами в цепях поставок ГК «ТрикотажОптТорг».
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили основы общей экономической теории, логистики, маркетинга, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, адаптированные в процессе исследования рыночного поля региона на основе применения положений общей теории систем, теории менеджмента, использования материалов экономической и отраслевой литературы.
Инструментарно-методический аппарат работы основан на применении базисных методов экономических исследований: системно-аналитических, факторного и ситуационного анализа, статистических обобщений, экспертных оценок, графической визуализации выводов и предложений, интерпретации информационных данных.
Информационно-эмпирическая база исследования основывается на официальных данных; монографиях и статьях ведущих ученых; нормативно-методических материалах; обзорно-аналитических отчетах; данных информационных интернет-ресурсов, оригинальных материалах, собранных автором в процессе работы. Сбор, обработка и анализ информационно- статистических материалов, проведение системных аналитических расчетов выполнялись с использованием инструментария программных средств.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на совокупности теоретических положений, в соответствии с которыми управление запасами в цепях поставок требует развития сферы применения инструментария логистики в рамках подсистемы складирования и грузопереработки, что предполагает формирование методического подхода к интеграции элементов-звеньев цепях поставок и позволяет повысить экономическую эффективность.
Научная новизна диссертации отражает необходимость разработки инструментария адаптации теоретико-методических основ управления запасами в цепях поставок, что позволит обеспечить интеграцию качественно новых стратегий логистического менеджмента в складские звенья.
В процессе исследования получены следующие результаты, представляющие научную новизну.
1. Определено, что предложение спектра товаров и услуг, наиболее адекватного спросу при минимуме затрат на операции хранения и грузопереработки, актуализирует значимость эффективной логистической деятельности по управлению запасами в товаропроводящих системах, позволяет улучшить использование основных видов ресурсов, способствует снижению общих затрат, итоговой стоимости и приводит к усилению конкурентных позиций компании на рынке.
2. Установлено, что значимая часть издержек в цепях поставок потребительского рынка возникает и приходится на долю подсистемных звеньев, функционально связанных с управлением запасами, что позволяет выделить их влияние на базовые экономические индикаторы программ логистической оптимизации затрат и рисков в системах товародвижения региона.
3. Представлена классификация стратегий управления запасами, основанная на возможности вариации признаков и инструментария логистического менеджмента: по виду процессов, в зависимости от показателей спроса на продукцию, по виду и уровню управляющих воздействий, в зависимости от номенклатуры, по величине партий заказа, позволяющая оценить уровень организации региональной системы управления запасами.
4. Разработан механизм оптимизации цепей поставок на основе совершенствования аддитивной модели управления запасами в цепях поставок на основе формирования оптимального размера заказа, создания интегральной логистической системы управления запасами, оптимизирующей функции логистического обеспечения материальных потоков, позволяющей сформировать оптимальную конфигурацию сети поставок в товаропроводящей системе региона.
Теоретическая значимость исследования определяется достигнутым уровнем разработанности проблематики, актуальностью решения поставленных в исследовании задач и обогащением научно-прикладных методик логистического управления запасами в цепях поставок компании, системно¬аналитическими исследованиями современного периода развития, разработкой методов комплексной алгоритмизации процессов внутрисистемной области исследования.
Практическую значимость имеют рекомендации по уточнению факторного субъектно-объектного состава категории товарно-материальных запасов. Научно-прикладные разработки, представленные в исследовании, могут быть использованы при формировании стратегии долгосрочного развития и социально-экономического роста торгово-экономических систем, в процессе преподавания в вузах таких дисциплин, как «Основы логистики», «Управление цепями поставок».
Логистические затраты на хранение запасов, их грузопереработку и иные операции по обслуживанию материального потока, который в определенный момент приобретает резервное значение, составляют значительную часть конечной покупательской стоимости продукта: в среднем 20-25 % в США, 15¬20 % по Европе. Наша страна в рейтинге затратоемкости на хранение и содержание запасов занимает отнюдь не лидирующие позиции, имея показатели на уровне 30-35 %.
Следовательно, проблематика разработки научно обоснованных и практически выверенных рекомендаций по управлению запасами в цепях поставок является актуальной.
Степень разработанности проблемы. Проблематика формирования общей теорико-методической базы интегрированной логистики и управления в цепях поставок представлена в работах ученых ведущих отечественных и зарубежных научных школ логистики: А. У. Альбекова, Б. А. Аникина, В. В. Борисовой, Е. В. Будриной, В. В. Дыбской, Е. И. Зайцева,В. С. Лукинского, Ю. В. Малевич, Л. Б. Миротина, Ю. М. Неруш, Б. К. Плоткина, О. Д. Проценко, А. В. Парфенова, В. И. Сергеева,В. Н. Стаханова,В. И. Степанова,С. А. Уварова,B.В. Щербакова,Р. X. Баллоу, Э. Дж. Барди,Д. Дж. Бауэрсокса,Дж. К. Джонсона, Д. Дж. Клосса, Дж. Коула, М. Кристофера, М. Р. Линдерса, Д. М. Ламберта, Дж. Р. Стока, Д. Уотерса, Дж. Ф. Шапиро и др.
Развивают научно-прикладные положения о теории и рыночной практике управления запасами в логистических системах хозяйства страны, теоретико-методические представления следующих авторов: В. В. Волгина, А. П. Долгова, C.А. Измалковой, Ю. Г. Лебедева,Н. К. Моисеевой, О. А. Новикова,Н. Г. Плетневой, И. О. Проценко, А. И. Семененко, Т. Р. Терешкиной.
Научные разработки, представленные в трудах перечисленных авторов, образуют комплекс системных представлений об управлении запасами в цепях поставок, но, несмотря на достигнутые научные результаты, многие теоретико-методические вопросы требуют дальнейшей разработки. Вступление России в ВТО, усложнение структуры товарно-материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков и иные рыночные изменения требуют уточнения структуры теории управления запасами в цепях поставок потребительского рынка, совершенствования научно-прикладного инструментария эмпирической базы логистики и взаимосвязи показателей эффективности управления логистическими функциями в цепях поставок.
Необходимость системно-аналитического исследования и поэтапного решения указанных проблем определили выбор темы, формулировку целей и постановку задач работы.
Объектом исследования являются материальные потоки, образующие цепи поставок и выступающие на определенном этапе в качестве запасов, проходящие через логистическую систему ГК «ТрикотажОптТорг», реализующих ключевые функции по управлению запасами.
Предметом исследования выступают теоретико-концептуальные и методические проблемные аспекты, связанные с интегрированным управлением логистическими функциями управления запасами в цепях поставок ГК «ТрикотажОптТорг»
Цель исследования состоит в разработке научно-методических рекомендаций по совершенствованию и развитию теории управления запасами в цепях поставок предприятия и программного продукта MS Excel для практической реализации в рамках ГК «ТрикотажОптТорг».
Задачи исследования. В соответствии с выбранной целью в работе поставлены и поэтапно решены следующие задачи:
- проведен анализ теоретической базы, характеризующей научно-методические подходы в логистике управления запасами;
- рассмотрены концептуальные проблемы логистики управления цепями поставок их особенности и значимость;
- представлена системно-аналитическая, общеэкономическая характеристика ГК «ТрикотажОптТорг»;
- раскрыты основные направления управления запасами в рамках логистической системы;
- усовершенствована система интегрированного планирования управления запасами в цепях поставок компании;
- систематизирован инструментарий экономико-математических методов и моделей управления запасами;
- разработаны методические инструменты управления запасами в цепях поставок ГК «ТрикотажОптТорг».
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили основы общей экономической теории, логистики, маркетинга, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, адаптированные в процессе исследования рыночного поля региона на основе применения положений общей теории систем, теории менеджмента, использования материалов экономической и отраслевой литературы.
Инструментарно-методический аппарат работы основан на применении базисных методов экономических исследований: системно-аналитических, факторного и ситуационного анализа, статистических обобщений, экспертных оценок, графической визуализации выводов и предложений, интерпретации информационных данных.
Информационно-эмпирическая база исследования основывается на официальных данных; монографиях и статьях ведущих ученых; нормативно-методических материалах; обзорно-аналитических отчетах; данных информационных интернет-ресурсов, оригинальных материалах, собранных автором в процессе работы. Сбор, обработка и анализ информационно- статистических материалов, проведение системных аналитических расчетов выполнялись с использованием инструментария программных средств.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на совокупности теоретических положений, в соответствии с которыми управление запасами в цепях поставок требует развития сферы применения инструментария логистики в рамках подсистемы складирования и грузопереработки, что предполагает формирование методического подхода к интеграции элементов-звеньев цепях поставок и позволяет повысить экономическую эффективность.
Научная новизна диссертации отражает необходимость разработки инструментария адаптации теоретико-методических основ управления запасами в цепях поставок, что позволит обеспечить интеграцию качественно новых стратегий логистического менеджмента в складские звенья.
В процессе исследования получены следующие результаты, представляющие научную новизну.
1. Определено, что предложение спектра товаров и услуг, наиболее адекватного спросу при минимуме затрат на операции хранения и грузопереработки, актуализирует значимость эффективной логистической деятельности по управлению запасами в товаропроводящих системах, позволяет улучшить использование основных видов ресурсов, способствует снижению общих затрат, итоговой стоимости и приводит к усилению конкурентных позиций компании на рынке.
2. Установлено, что значимая часть издержек в цепях поставок потребительского рынка возникает и приходится на долю подсистемных звеньев, функционально связанных с управлением запасами, что позволяет выделить их влияние на базовые экономические индикаторы программ логистической оптимизации затрат и рисков в системах товародвижения региона.
3. Представлена классификация стратегий управления запасами, основанная на возможности вариации признаков и инструментария логистического менеджмента: по виду процессов, в зависимости от показателей спроса на продукцию, по виду и уровню управляющих воздействий, в зависимости от номенклатуры, по величине партий заказа, позволяющая оценить уровень организации региональной системы управления запасами.
4. Разработан механизм оптимизации цепей поставок на основе совершенствования аддитивной модели управления запасами в цепях поставок на основе формирования оптимального размера заказа, создания интегральной логистической системы управления запасами, оптимизирующей функции логистического обеспечения материальных потоков, позволяющей сформировать оптимальную конфигурацию сети поставок в товаропроводящей системе региона.
Теоретическая значимость исследования определяется достигнутым уровнем разработанности проблематики, актуальностью решения поставленных в исследовании задач и обогащением научно-прикладных методик логистического управления запасами в цепях поставок компании, системно¬аналитическими исследованиями современного периода развития, разработкой методов комплексной алгоритмизации процессов внутрисистемной области исследования.
Практическую значимость имеют рекомендации по уточнению факторного субъектно-объектного состава категории товарно-материальных запасов. Научно-прикладные разработки, представленные в исследовании, могут быть использованы при формировании стратегии долгосрочного развития и социально-экономического роста торгово-экономических систем, в процессе преподавания в вузах таких дисциплин, как «Основы логистики», «Управление цепями поставок».
В целом, наиболее доходным является подразделение на ул. 2-й Брянской, согласно данным по 2016/17 годам, данное подразделение обеспечивает порядка 59% от валовой выручки.
На основании этих данных целесообразно провести анализ и выявить причины, по которым спрос может быть выше, чем в других подразделениях. Был выдвинут ряд предположений, среди наиболее вероятных - это 1)географическое расположение; 2) разница инвестиций в рекламную деятельность; 3) разница в ассортименте и уровне цен. в случае подтверждения одной из версий, целесообразно будет транслировать положительный опыт подразделения на другие филиалы.
Структура выручки по подразделениям меняется от года к году, необходимо понять тенденцию и факторы, влияющие на изменения.
Говоря о структуре продаж, можно отметить, что несмотря на небольшие отклонения в доходности каждой из ассортиментных групп, в целом, она является достаточно стабильной. При том, между подразделениями не было выявлено существенных отличий. Это означает, что при планировании изменений в объемах сбыта, необходимо закладывать существующие пропорции между ассортиментными группами, так как вероятность прогноза будет достаточно высокой. Магазин в г. Абакан в 2016 году показал существенное отличие в структуре сбыта, однако в 2017 году происходящие изменения демонстрируются, что ассортимент приходит к общеорганизационному виду. Говорить в таком случае о схожести спроса в трех подразделениях нельзя так как внутри каждой ассортиментной группы спрос перераспределяется иначе. Таким образом, спрос имеет схожую структуру, но оценивать его необходимо раздельно для каждого магазина.
1. Компания имеет фактический рост выручки в анализируемом периоде, средний прирост от года к году составил 21%, однако при учете открытия нового подразделения, фактический рост продуктивности продаж имеет менее выраженную положительную тенденцию.
2. Базовыми точками сбыта для компании являются три подразделения. Магазин на ул. 2-я Брянская наиболее доходный и совершает порядка 59% от общего объема продаж. Следовательно, необходим глубокий анализ причин столь ярко-выраженного дисбаланса. При обнаружении конкурентных преимуществ подразделения, необходимо транслировать их на остальные филиалы.
3. Структура продаж по компании в целом и всем ее филиалам в отдельности, стабильная. Следовательно, при планировании продаж на будущий период можно закладывать существующее пропорциональное отношение между ассортиментными группами. Стоит так же заметить, что устойчивая структура по общим ассортиментным группам вовсе не предполагает одинаковость спроса в номенклатурном уровне, следовательно, товары, популярные в одном магазине, могут быть невостребованными в другом. Это означает, что при введении новых позиций в ассортимент, необходимо «пробные» партии тестировать во всех филиалах.
4. Сезонность спроса, аналогично ассортименту, достаточно стабильная (повторяется от года к году в одинаковом виде). Пиковыми периодами по всем подразделениям является сезон июль - октябрь (порядка 43% от годовых продаж), в данный период увеличиваются объемы продаж как в денежном, так и в количественном выражении (следовательно, рост выручки не только за счет удорожания средней стоимости продажного товара, но и в реальном физическом объеме сбыта). Исходя из этого, рекламную и снабженческие функции компании необходимо активизировать в среднем за месяц до планируемых пиковых сезонов (рекламные кампании, не отпускать персонал в отпуск в этот период, приводить в порядок сайт компании и т.д.).
Для компании ключевым моментом является объем запасов на складе. Согласно общерыночной практике, среднемесячные запасы должны превышать среднемесячные продажи на 30%, в этом случае, предложение сможет обеспечить 98% от входящего спроса клиентов. Однако, такие показатели доступны компаниям, с относительно нешироким ассортиментом (не превышающим 2 тысячи наименований). При более широком предложении, оптимальный показатель варьируется от 30-50%, однако превышение - это уже негативная ситуация для компании.
Таким образом, можно увидеть, что запасы в течение 2017 года увеличились более чем в 2 раза. Среднее увеличение запасов по поставщикам составило 376%, то есть, почти в 4 раза. В натуральном выражении запас увеличился в среднем почти на 400 тысяч по каждому поставщику. Однако по части поставщиков, идет сокращение запасов, но оно незначительно и, вероятнее всего, компенсируется предновогодними закупками.
При сравнении данных можно увидеть, что доля запасов значительно превышает долю продаж по чулочно-носочному ассортименту (наиболее негативное положение). Однако по женскому ассортименту картина лучше всего, так как наряду с высокой долей продаж, доля запасов гораздо меньше.
Анализируя структуру продаж, можно отметить, что на существенно не изменилась по сравнению с 2014-2016 гг. Ключевые группы так и остаются Женский ассортимент, Детский и Чулочно-Носочный.
Исходя из данных приведенных во второй главе видно, что доля продаж, приходящихся на Женский ассортимент в июле - максимальная, в августе идет ее снижение.
Однако в августе-сентябре идет всплеск спроса на Детский и Ясельный ассортимент. Для мужского ассортимента, пиковыми месяцами являются февраль и октябрь. Согласно этим данным, планировать закупки, конечно, не получится. Но можно проводить маркетинговые акции в пиковые периоды. Например, распродажи, ликвидация (цены, ниже себестоимости) или слив остатков. Для того, чтобы начинать работу с остатками, во-первых, необходимо узнать, товар какого типа лежит на складе (ликвид/неливкид/сезонный). Если движения по товару не было в течение его сезонного пика, то товар можно считать неликвидным и ожидать его естественного вымывания нет смысла.
Если бы в компании был налажен грамотный и полный учет издержек компании в ERP - системе, тогда легко можно было бы определить, начиная с какого периода хранить неликвидные запасы нерационально. Объем затрат на хранение товара на складе в определенный момент превышает планируемую прибыль с товара. Не дожидаясь наступления этого момента, целесообразно реализовать товар, пусть и по цене, ниже закупочной. Возможно даже дарение товара в целях благотворительности (если грамотно выстроить схему снижения налоговой нагрузки за счет благотворительности компании).
Основными причинами накопления запасов является:
1. Ошибка прогноза спроса на будущий период. Ошибка в работе отдела снабжения может быть вызвана математическими просчетами, короткой статистической выборкой, невнимательностью и проч.. Решение данной проблемы будет в создании алгоритма формирования заказа, подобного «автозаказу», следовательно, ошибка по данному фактору будет минимизирована;
2. Задержка поставки партий, следственно, товар, пришедший после сезона, уже не нужен потребителю, товар остается на складах. Решение данного вопроса может быть в подписании специальных соглашений с поставщиками, которые бы четко фиксировали даты поставок, а в случае, задержки более чем на 2 недели, с поставщика взимались бы санкции;
3. Изменение спроса, например, из-за активизации конкурентов, скачка цен (валюты), погодных условий или других причин, которые заставляют спрос отклонятся от сложившейся тенденции. Незапланированный рост спроса решается наличием страховых запасов; а падение - небольшими запасами изначально. Таким образом, оптимальные запасы - это решение обеих ситуаций. Алгоритм планирования заказов решит данную проблему;
4. Необходимость заказа товара линейками, когда на склад поступает заранее неликвидный товар, который навязывается поставщиком. Скидочные программы по таким товарам неэффективны, так как потребитель даже при высокой скидке не будет покупать товар, который ему откровенно велик или мал. Единственным выходом является распределение себестоимости заранее неликвидных вещей между ходовыми товарами (размерами, цветами, следовательно, удорожание ходовых товаров) и слив неликвида о той цене, по которой его могут купить.
5. Погоня за низкой ценой из-за объема закупаемой партии. То есть, стараясь снизить закупочную цену, снабженец осознанно укрупняет заказ, однако, экономия на цене затем компенсируется за счет затрат на хранение товара. Таким образом, краткосрочная выгода влечет серьезные потери в дальнейшем. Экономия в этом случае получается либо нулевой, либо отрицательной. Решением будет расчет оптимального размера заказа на основании затрат на хранение и выгоды от объема закупки. Математический расчет тривиален при наличии соответствующих данных.
Таким образом, по приблизительной оценки, порядка 70-80% от существующих излишков вызваны одной или сразу несколькими причинами из приведенного списка. Дальнейшая работа будет направлена на решение выявленных проблем, поэтому планируется существенное сокращение имеющихся на складе запасов.
В результате исследований в диссертационной работе решен ряд задач по реализации цели следования направленной на совершенствование системы управления запасами в цепях поставок ГК «ТрикотажОпТорг».
Проведен анализ теоретических положений по управлению запасами в цепях поставок предприятия. Раскрыты сущность управления цепями поставок, стратегий управления запасами в цепях поставок предприятия. Проведен системный анализ характеристик товаропотоков ГК «ТрикотажОптТорг». Выделены организационные характеристики предприятия и осуществлен экономический анализ деятельности базового предприятия и его филиалов. Выявлены основные проблемы в товаропотоках предприятия, основные проблемы низкой эффективности товародвижения на предприятии, анализ уровней запасов товаров и их динамика позволили выявить сезонные колебания спроса в ассортиментных группах, что позволило конкретизировать задачи управления запасами ассортиментной матрицы предприятия.
Разработана группа методических инструментов по управлению запасами в цепях поставок ГК «ТрикотажОптТорг», а именно:
- рекомендации по улучшению сбалансированности ассортиментных групп;
- способ решения проблемы некорректных объемов закупок;
- рекомендации по решению проблемы неликвидных запасов;
- разработан программный продукт в MS Excel в виде системной модели мониторинга процесса снабжения.
Автозаказ. В этой модели разработаны расчетные алгоритмы следующего типа:
- подсистема планирования объема закупок;
- подсистема частично-автоматизированного заказа;
- подсистема управления запасами и оценки неликвидных запасов;
- подсистема управления поставщиками и контроля выполнения условий поставок;
- разработаны рекомендации, внедрены в компании (справка о внедрении прилагается).
Это позволило уменьшить объемы неликвидных запасов на 25%, повысить точность прогнозирования до 15%, сократить и регламентировать сроки поставок для всех поставщиков на 10-15%.
Основная цель совершенствования системы управления запасами в цепях поставок предприятия решена.
На основании этих данных целесообразно провести анализ и выявить причины, по которым спрос может быть выше, чем в других подразделениях. Был выдвинут ряд предположений, среди наиболее вероятных - это 1)географическое расположение; 2) разница инвестиций в рекламную деятельность; 3) разница в ассортименте и уровне цен. в случае подтверждения одной из версий, целесообразно будет транслировать положительный опыт подразделения на другие филиалы.
Структура выручки по подразделениям меняется от года к году, необходимо понять тенденцию и факторы, влияющие на изменения.
Говоря о структуре продаж, можно отметить, что несмотря на небольшие отклонения в доходности каждой из ассортиментных групп, в целом, она является достаточно стабильной. При том, между подразделениями не было выявлено существенных отличий. Это означает, что при планировании изменений в объемах сбыта, необходимо закладывать существующие пропорции между ассортиментными группами, так как вероятность прогноза будет достаточно высокой. Магазин в г. Абакан в 2016 году показал существенное отличие в структуре сбыта, однако в 2017 году происходящие изменения демонстрируются, что ассортимент приходит к общеорганизационному виду. Говорить в таком случае о схожести спроса в трех подразделениях нельзя так как внутри каждой ассортиментной группы спрос перераспределяется иначе. Таким образом, спрос имеет схожую структуру, но оценивать его необходимо раздельно для каждого магазина.
1. Компания имеет фактический рост выручки в анализируемом периоде, средний прирост от года к году составил 21%, однако при учете открытия нового подразделения, фактический рост продуктивности продаж имеет менее выраженную положительную тенденцию.
2. Базовыми точками сбыта для компании являются три подразделения. Магазин на ул. 2-я Брянская наиболее доходный и совершает порядка 59% от общего объема продаж. Следовательно, необходим глубокий анализ причин столь ярко-выраженного дисбаланса. При обнаружении конкурентных преимуществ подразделения, необходимо транслировать их на остальные филиалы.
3. Структура продаж по компании в целом и всем ее филиалам в отдельности, стабильная. Следовательно, при планировании продаж на будущий период можно закладывать существующее пропорциональное отношение между ассортиментными группами. Стоит так же заметить, что устойчивая структура по общим ассортиментным группам вовсе не предполагает одинаковость спроса в номенклатурном уровне, следовательно, товары, популярные в одном магазине, могут быть невостребованными в другом. Это означает, что при введении новых позиций в ассортимент, необходимо «пробные» партии тестировать во всех филиалах.
4. Сезонность спроса, аналогично ассортименту, достаточно стабильная (повторяется от года к году в одинаковом виде). Пиковыми периодами по всем подразделениям является сезон июль - октябрь (порядка 43% от годовых продаж), в данный период увеличиваются объемы продаж как в денежном, так и в количественном выражении (следовательно, рост выручки не только за счет удорожания средней стоимости продажного товара, но и в реальном физическом объеме сбыта). Исходя из этого, рекламную и снабженческие функции компании необходимо активизировать в среднем за месяц до планируемых пиковых сезонов (рекламные кампании, не отпускать персонал в отпуск в этот период, приводить в порядок сайт компании и т.д.).
Для компании ключевым моментом является объем запасов на складе. Согласно общерыночной практике, среднемесячные запасы должны превышать среднемесячные продажи на 30%, в этом случае, предложение сможет обеспечить 98% от входящего спроса клиентов. Однако, такие показатели доступны компаниям, с относительно нешироким ассортиментом (не превышающим 2 тысячи наименований). При более широком предложении, оптимальный показатель варьируется от 30-50%, однако превышение - это уже негативная ситуация для компании.
Таким образом, можно увидеть, что запасы в течение 2017 года увеличились более чем в 2 раза. Среднее увеличение запасов по поставщикам составило 376%, то есть, почти в 4 раза. В натуральном выражении запас увеличился в среднем почти на 400 тысяч по каждому поставщику. Однако по части поставщиков, идет сокращение запасов, но оно незначительно и, вероятнее всего, компенсируется предновогодними закупками.
При сравнении данных можно увидеть, что доля запасов значительно превышает долю продаж по чулочно-носочному ассортименту (наиболее негативное положение). Однако по женскому ассортименту картина лучше всего, так как наряду с высокой долей продаж, доля запасов гораздо меньше.
Анализируя структуру продаж, можно отметить, что на существенно не изменилась по сравнению с 2014-2016 гг. Ключевые группы так и остаются Женский ассортимент, Детский и Чулочно-Носочный.
Исходя из данных приведенных во второй главе видно, что доля продаж, приходящихся на Женский ассортимент в июле - максимальная, в августе идет ее снижение.
Однако в августе-сентябре идет всплеск спроса на Детский и Ясельный ассортимент. Для мужского ассортимента, пиковыми месяцами являются февраль и октябрь. Согласно этим данным, планировать закупки, конечно, не получится. Но можно проводить маркетинговые акции в пиковые периоды. Например, распродажи, ликвидация (цены, ниже себестоимости) или слив остатков. Для того, чтобы начинать работу с остатками, во-первых, необходимо узнать, товар какого типа лежит на складе (ликвид/неливкид/сезонный). Если движения по товару не было в течение его сезонного пика, то товар можно считать неликвидным и ожидать его естественного вымывания нет смысла.
Если бы в компании был налажен грамотный и полный учет издержек компании в ERP - системе, тогда легко можно было бы определить, начиная с какого периода хранить неликвидные запасы нерационально. Объем затрат на хранение товара на складе в определенный момент превышает планируемую прибыль с товара. Не дожидаясь наступления этого момента, целесообразно реализовать товар, пусть и по цене, ниже закупочной. Возможно даже дарение товара в целях благотворительности (если грамотно выстроить схему снижения налоговой нагрузки за счет благотворительности компании).
Основными причинами накопления запасов является:
1. Ошибка прогноза спроса на будущий период. Ошибка в работе отдела снабжения может быть вызвана математическими просчетами, короткой статистической выборкой, невнимательностью и проч.. Решение данной проблемы будет в создании алгоритма формирования заказа, подобного «автозаказу», следовательно, ошибка по данному фактору будет минимизирована;
2. Задержка поставки партий, следственно, товар, пришедший после сезона, уже не нужен потребителю, товар остается на складах. Решение данного вопроса может быть в подписании специальных соглашений с поставщиками, которые бы четко фиксировали даты поставок, а в случае, задержки более чем на 2 недели, с поставщика взимались бы санкции;
3. Изменение спроса, например, из-за активизации конкурентов, скачка цен (валюты), погодных условий или других причин, которые заставляют спрос отклонятся от сложившейся тенденции. Незапланированный рост спроса решается наличием страховых запасов; а падение - небольшими запасами изначально. Таким образом, оптимальные запасы - это решение обеих ситуаций. Алгоритм планирования заказов решит данную проблему;
4. Необходимость заказа товара линейками, когда на склад поступает заранее неликвидный товар, который навязывается поставщиком. Скидочные программы по таким товарам неэффективны, так как потребитель даже при высокой скидке не будет покупать товар, который ему откровенно велик или мал. Единственным выходом является распределение себестоимости заранее неликвидных вещей между ходовыми товарами (размерами, цветами, следовательно, удорожание ходовых товаров) и слив неликвида о той цене, по которой его могут купить.
5. Погоня за низкой ценой из-за объема закупаемой партии. То есть, стараясь снизить закупочную цену, снабженец осознанно укрупняет заказ, однако, экономия на цене затем компенсируется за счет затрат на хранение товара. Таким образом, краткосрочная выгода влечет серьезные потери в дальнейшем. Экономия в этом случае получается либо нулевой, либо отрицательной. Решением будет расчет оптимального размера заказа на основании затрат на хранение и выгоды от объема закупки. Математический расчет тривиален при наличии соответствующих данных.
Таким образом, по приблизительной оценки, порядка 70-80% от существующих излишков вызваны одной или сразу несколькими причинами из приведенного списка. Дальнейшая работа будет направлена на решение выявленных проблем, поэтому планируется существенное сокращение имеющихся на складе запасов.
В результате исследований в диссертационной работе решен ряд задач по реализации цели следования направленной на совершенствование системы управления запасами в цепях поставок ГК «ТрикотажОпТорг».
Проведен анализ теоретических положений по управлению запасами в цепях поставок предприятия. Раскрыты сущность управления цепями поставок, стратегий управления запасами в цепях поставок предприятия. Проведен системный анализ характеристик товаропотоков ГК «ТрикотажОптТорг». Выделены организационные характеристики предприятия и осуществлен экономический анализ деятельности базового предприятия и его филиалов. Выявлены основные проблемы в товаропотоках предприятия, основные проблемы низкой эффективности товародвижения на предприятии, анализ уровней запасов товаров и их динамика позволили выявить сезонные колебания спроса в ассортиментных группах, что позволило конкретизировать задачи управления запасами ассортиментной матрицы предприятия.
Разработана группа методических инструментов по управлению запасами в цепях поставок ГК «ТрикотажОптТорг», а именно:
- рекомендации по улучшению сбалансированности ассортиментных групп;
- способ решения проблемы некорректных объемов закупок;
- рекомендации по решению проблемы неликвидных запасов;
- разработан программный продукт в MS Excel в виде системной модели мониторинга процесса снабжения.
Автозаказ. В этой модели разработаны расчетные алгоритмы следующего типа:
- подсистема планирования объема закупок;
- подсистема частично-автоматизированного заказа;
- подсистема управления запасами и оценки неликвидных запасов;
- подсистема управления поставщиками и контроля выполнения условий поставок;
- разработаны рекомендации, внедрены в компании (справка о внедрении прилагается).
Это позволило уменьшить объемы неликвидных запасов на 25%, повысить точность прогнозирования до 15%, сократить и регламентировать сроки поставок для всех поставщиков на 10-15%.
Основная цель совершенствования системы управления запасами в цепях поставок предприятия решена.
Подобные работы
- Совершенствование системы управления запасами на предприятии
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАПАСАМИ
(на примере Прессово-рамного завода ПАО «КАМАЗ»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование системы управления запасами предприятия (на примере ООО «КЦЗЧ»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Управление запасами материальных ресурсов на предприятии
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Оптимизация системы управления запасами товарной продукции на примере ООО «Гамма» (Корпорация «Центр»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование системы управления запасами на примере компании X
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Управление запасами предприятия (на примере ОАО «Владхлеб»)
Курсовые работы, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ( НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РУСИМПЭКС: П.Г.П»)
Дипломные работы, ВКР, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016



