Введение 3
1 Теоретические основы коммерческой деятельности 5
1.1 Сущность, функции коммерческой деятельности и принципы
организации на предприятии розничной торговли 5
1.2 Подходы к организации коммерческой деятельности 21
1.3 Механизмы коммерческой деятельности 23
Заключение 97
Список используемых источников 100
Организация коммерческой деятельности предполагает ежедневное решение каждым предприятием широкого комплекса непростых взаимосвязанных задач по обеспечению высокой действенности текущего бизнеса, с одной стороны, а также выявлению и реализации ее вероятных возможностей, необходимых для дальнейшего развития и повышения эффективности, - с другой. Именно понимание взаимосвязи настоящего и будущего позволяет обнаруживать противоречия современной общественной формы торговли, преодоление которых является эндогенным источником экономической жизнеспособности и стойкости фирм на конкурентном рынке[33, с. 21].
Коммерческую деятельность нельзя сводить только к реализационным или торгово-закупочным операциям, которые составляют только часть, хотя и основную, данной деятельности. С развитием товарно-денежных отношений резко увеличилось разнообразие форм коммерческой деятельности. В процессе коммерческой деятельности предприятия изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно¬информационной деятельностью. Кроме того, проводится работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны между собой и выполняются в определенной последовательности.
Коммерческая деятельность является одной из важнейших сфер обеспечения эффективного функционирования экономической системы в рыночных условиях хозяйствования. Коммерческая деятельность в торговле представляет собой обширную функцию оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий она направлена на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Основываясь на изучении экономической литературы, в данной работе предполагается определить сущность и экономическое содержание коммерческой деятельности. Приведенные аргументы объясняют актуальность темы бакалаврской работы.
Объектом исследования данной работы является торговая сеть ООО «Импульс».
Целью работы является изучение коммерческой деятельности торгового предприятия и разработка мероприятий, направленных на её совершенствование. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• изучение сущности и содержания коммерческой деятельности торгового предприятия;
• анализ коммерческой деятельности ООО «Импульс»
• организационно - экономическая характеристика торговой сети ООО «Импульс»;
• анализ функций коммерческой деятельности исследуемого предприятия
• разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Импульс».
Предметом защиты выступают разработанные рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности торговой сети ООО «Импульс», магазина «Импульс» по адресу г. Красноярск, ул. Ползунова, д. 20.
Теоретической основой данной работы являются труды отечественных и зарубежных авторов в области коммерческой деятельности, товароведения, маркетинга.
Бакалаврская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных литературных источников. Общий объём работы 103 стр. Список использованных источников включает в себя 44 источников.
Коммерческая деятельность — деятельность юридических и физических лиц, связанная с осуществлением операций купли-продажи в целях удовлетворения спроса и получения прибыли.
Место коммерческого предприятия в системе общественного воспроизводства обусловливают следующие его функции: финансовая, материально-техническая, информационная, покупка рабочей силы, продажа (сбыт) товаров и услуг. Сердцевиной каждой функции являются товарообменные отношения. Финансовая связана с взаимоотношениями данного предприятия с субъектами рынка капитала, материально-техническая - рынка средств производства, наем рабочей силы - рынка труда, информационная - рынка информации, продажа товаров и предоставление дополнительных услуг - с рынком покупателей. В этом ракурсе отношения коммерческой деятельности предприятия, таким образом, составляет покупка факторов производства, в том числе информации, и продажа готовой продукции и соответствующих услуг.
Дуализм отношений коммерческой деятельности обусловливает двойственный характер выполняемых предприятиями функций: с одной стороны, экономических, связанных с осуществлением взаимосвязей между субъектами рынка, и, с другой - торгово-технологических, отражающих их отношения к товару, по доведению его как полезного субстрата от продавца к покупателю.
Содержание основных функций коммерческой деятельности позволяет структурировать основные показатели её эффективности в шесть групп:
- эффективности финансового обеспечения процессов обмена;
- эффективности материально-технического обеспечения;
- эффективности закупа товаров;
- эффективности найма рабочей силы;
- эффективности информационного обеспечения;
- эффективности продаж товаров и дополнительных услуг.
ООО «Импульс» занимается розничной продажей цифровой техники. Предприятие ООО «Импульс» является сетевым предприятием и имеет в Красноярском крае 15 магазинов.
Финансовое обеспечение коммерческой деятельности: положительно оценивается увеличение товарооборота, валовой и чистой прибыли предприятия, отрицательно оценивается увеличение заемного капитала ООО «Импульс», что приводит к росту зависимости предприятия от заемных средств и снижению степени его автономности.
Материально-техническое обеспечение КД: положительно оцениваются эффективные коэффициенты использования торговой площади, достаточное количество оборотных средств для торговой деятельности, отрицательно оценивается небольшая торговая площадь предприятия.
Кадровые ресурсы предприятия: укомплектованный штат работников, увеличение производительности труда работников предприятия оценивается положительно, отрицательно моет быть оценен недостаточно высокий уровень квалификации персонала.
Закупочная функция коммерческой деятельности: достаточно коэффициенты выполнения договорных обязательств, ритмичности закупок выступают сильными сторонами предприятия, негативно оценивается момент, что основная поставка осуществляется лишь тремя наиболее крупными поставщиками.
Функция продажи товаров: негативно оценивается отсутствие доп.услуги исполнения заказов на недостающий товар, положительно могут быть оценены отсутствие очередей, равномерное заполнение торгового зала.
После проведения анализа организации коммерческой деятельности в сети магазинов ООО «Импульс» можно предположить ряд практических рекомендаций по усовершенствованию системы организаций торговли.
Рассмотрим предложенные рекомендации более подробно.
- В дальнейшем расширять ассортимент реализуемых товаров, например за счет введения в продажу новых видов цифровой техники.
Рассматриваемому магазину предлагается расширить перечень реализуемых товаров за счет ввода в ассортимент очень модных и актуальных фитнес - браслетов.
Примерный объем выручки от реализации данной продукции на основе анализа деятельности предприятий их реализующих (магазин «СпортМастер») составит порядка 80 тыс.руб. в месяц.
- Продолжать формировать ассортимент товаров с учетом спроса населения, для этого необходимо проводить маркетинговые исследования спроса и предложения на данном рынке.
- Проводить различные промоакции с целью стимулирования продаж и привлечения новых потребителей, например: при покупке продукции на сумму 5000 руб. - купон на 10% скидку на следующую покупку или за покупку продукции серии «Капель» на сумму свыше 5000 руб. - фирменный подарок.
- Проводить мероприятий по дальнейшему повышению качества торгового обслуживания покупателей (осуществлять стимулирование персонала как материальное, так и психологическое).
На основании проведенных расчетов можно сделать вывод, что при осуществлении предложенных рекомендаций оборот сети магазинов возрастет на 960 тыс.руб., также повысится эффективность его работы о чем говорит рост чистой прибыли на 5,17% или до *** тыс.руб. и увеличение рентабельности конечной деятельности с 0,65 до ***%.
Данные мероприятия позволят оптимизировать структуру финансовых ресурсов предприятия в сторону увеличения доли собственных средств и снижения заемных средств, что позволит повысить степень устойчивости предприятия на рынке г. Красноярск. Кроме того, данные мероприятия позволят увеличить товарооборот предприятия за счет расширения ассортимента предприятия и повышения степени удовлетворения спроса покупателей.
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2 частях, по состоянию на 20 апреля 2015 года). - Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2015 . - 569 с.
2. Российская Федерация. Законы. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 28 декабря 2014г. №381 - ФЗ. - Режим доступа: Консультант Плюс.
3. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» федеральный закон от 24.08.2006. № 124 - ФЗ. //Российская газета. - 2006 .- 28 августа.
4. Российская Федерация. Министерство финансов. Доходы организации: Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99: утв. Приказом Минфина РФ от 18.09.2006 г. № 116 н в ред. ФЗ от 30.12.2009 . № 224- ФЗ // Российская газета. - 2014. - 10 января
5. Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: утв. Приказом Минфина РФ от от 18.09. 2006 г. № 116 н в ред. ФЗ от 30.12.2009 . № 224- ФЗ // Российская газета. - 2014. - 10 января.
6. ГОСТ Р 51304-2010. Услуги розничной торговли. Общие требования. - введ. 15.12.2010. -М.: Изд-во стандартов, 2014. - 7 с.
7. ГОСТ Р 51303 - 2013. Торговля. Термины и определения. - Введ. 01.04.2014. - М.: Госстандарт России, 2014. - 12 с.
8. ГОСТ Р 51305-2014. Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу. - Введ. 15.12.2014. - М.: Госстандарт России, 2014. - 15 с.
9. ГОСТ Р 51773-2014. Розничная торговля. Классификация предприятий. - Введ. 01.01.2015. - М.: Госстандарт России, 2015. - 15 с.
10. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учебное пособие./ М.С. Артеменко. - М.: Дело и Сервис,2000. -521 с.
11. Берг Т.И. Планирование основных показателей деятельности предприятия розничной торговли: учеб. Пособие /Т.И. Берг: Красноярский гос. Торг. - экон. ин- т. - Красноярск. - 2007. - 138 с.
12. Бузукова Е. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы/ Е. Бузукова . - СПб.: Питер, 2007. - 176 с.
13. Берман Б. Розничная торговля: стратегический подход: пер. с англ.. /Б. Берман, Дж. Эванс. - 8-е изд.- М.: Вильямс, 2009. - 1184с.
14. Гуняков Ю.В. Коммерциология. Организация коммерческой деятельности: учеб. Пособие Ч. 1.: Красноярск, Краснояр. Гос. торг. - экон. ин-т, 2014. - с.309.
15. Гуняков, Ю. В. Коммерциология: предчувствие перемен. Инновационные бизнес-моделикоммерческой деятельности [Текст] : монография / Ю. В. Гуняков, Д. Ю. Гуняков ; Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т. - Красноярск : СФУ, 2015. - 158 с.
16. Дашков Л.П. Памбухчиянц В.К. Коммерция. «Технология торговли» Учебник для студентов высших учебных заведений. - 9-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К0», 2009. - 696 с.
17. Кондрашов В. М. Управление продажами: учеб. пособие для студентов ВУЗов / В. М. Кондрашов; под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Юнити- Дана, 2007. - 319 с.
18. Егоров, В.Ф. Организация торговли: учебник для вузов/В.Ф. Егоров. - СПб.: Питер, 2006. - 363 с.
19. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов /Под ред. Проф. Н.П. Любшина. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - с. 471.
20. Новый экономический словарь /под ред. А.Н.Азрилияна. - 3-е изд. - М.: Институт новой экономики, 2009. - 1088 с.
21. Организация коммерческой деятельности предприятия: коммерциология.Ч.1. Организационно-экономические предпосылки коммерческой деятельности: учеб. Пособие/ В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, И.А. Максименко, О.В. Рубан; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Куимова.- 2-е изд., перераб. и доп. -Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016.- 112 с.
22. Организация коммерческой деятельности: справ. пособие / под. ред. С.Н. Виноградовой. - Минск: Высшая школа, 2006. - 464с.
23. Организация торговли: учебник для экон. фак. торг. вузов/под ред. Г.П. Иванова. - М.: Экономика, 2005.-319 с.
24. Петрученя И.В. Доходы предприятия торговли: текст лекций по дисциплине «Экономика торгового предприятия / И.В. Петрученя, Л.И. Подачина; Краснояр. гос. торг. экон. ин-т: - Красноярск. - 2014. - 49с.
25. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 248 с.
26. Реструктуризация предприятий торговли. Теория. Практика. Результаты : монография /В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, Д.Ю. Гуняков. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - 204 с.
27. Синергетика услуги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arkus.ru.
28. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям./ В. Снегирева. - СПб.: Питер, 2005. - 416 с.
29. Сысоева С.В. Стандарт розничного магазина. Разработка инструкций и регламентов.2-е изд. Переработано. СПб Питер. 2014. - 148 с.
30. Таничева К.Е. Сущность дополнительной услуги/К.Е. Таничева//Ваш магазин. - 2007. - №4. - С. 11-15.
31. Терещенко Н.Н. Эффективность деятельности предприятия торговли: учеб. пособие / Н.Н. Терещенко О.Н. Емельянова; Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т.- Красноярск, 2005 - 110 с
32. Терещенко Н. Н. Практикум по анализу и планированию расходов торгового предприятия: учеб. пособие / Н.Н. Терещенко, Ю.Ю. Суслова; Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т. - Красноярск, 2004 г. - 144 с.
33. Тихонов А.. Отдача от реализации программы Нижнего Приангарья. // Экономика и жизнь Сибири февраль 2015 г. , с 12 -15.
34. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник.. / Под общ. ред. Проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. -- 2-е изд. Перераб и доп. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 560 с.
35. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник для вузов / Л.А. Брагина [и др.].- М.: ИНФРА - М, 2006. - 560с.
36. Трунина Е.А. Услуги в торговле/Е.А. Трунина//Новости торговли.- 2007. - №6.- С.8-11.
37. Уфимцева П.Р. Рынок непродовольственных товаров в РФ/П.Р. Уфимцева//Конъюнктура товарных рынков. - 2009. - №5. - С. 15-19.
38. Чащина В.К. Система сбыта в организациях/В.К. Чащина//Современная торговля. - 2006. - №9. - С. 3-6.
39. Чадова Л.Ю. Эффективная информационная сеть: магазину склероз не страшен /Л.Ю. Чадова//Современная торговля. - 2005. - №8. - С.61-64.
40. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандера. - 4- е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007, -670 с.
41 . Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Учебник для вузов /под ред. А.Н. Соломатина. - СПб: Питер, 2015. - 560 с.
42. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебник для вузов /Под ред. Т.И. Николаева, Н.Р. Егорова. - 3-е изд. - М.: КНОРУС, 2014. - 400 с.
43. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учеб. пособие / под общ. ред. А.Н. Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 295 с.
44. 1. www.aup.ru - Менеджмент и маркетинг в бизнесе