Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КРИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ПОЗДНЕГО КАПИТАЛИЗМА: АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ФОРМЫ ИДЕОЛОГИИ

Работа №184407

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1. Теоретические основания современной критики идеологии 13
1.1. Идеология и институты интерпелляции 13
1.2. Тотальность идеологии 20
1.3. Социальный фантазм - экран от Другого социальных отношений 24
1.4. Необходимость ответа на требование идеологического Другого 34
1.5. У Другого нет Другого: критика идеологии в условиях отсутствия метаязыка 36
Параграф шесть. Генезис идеологической структуры: экономическая идеология 42
Глава 2. Теория идеологии и современные вызовы сообществу 51
1.2. Социальных отношений не существует: онтология сообщества и идеология 51
2.2. Психосоциальное конституирование мужской сексуации 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА

• Актуальность
Новшество данной работы заключатся в том, что настоящие исследование выдвигает следящий тезис - вопреки представлениям о том, что идеология является неотъемлемым элементом любой общественной системе, утверждается, что идеология тесно связана с «экономической идеологией» классической политической экономии, и возникает вместе с современным капиталистическим государством, т.е. в период становления буржуазного общества, рыночной экономики и дисциплинарных механизмов Идеология в разные эпохи капиталистического способа производства способствовала субъективации индивидов для эффективного воспроизводства всей капиталистической системы. В данной работе мы считаем необходимым показать, как в различные исторические этапы капитализма идеология оформляла социальные и политические механизмы воспроизводства сообщества. На теоретическом уровне мы обратимся к работе П. Розанваллона, в которой вводится понятие экономической идеологии, поскольку, на наш взгляд, она является основой идеологии в более широком смысле, а также к новой марксистской теории государства П. Маскару.
Теоретическая задача данной работы состоит в том, чтобы синтезировать подходы современного марксизма, психоаналитической практики и экономической истории в анализе идеологической структуры. На основе данного теоретического материала предполагается анализ современного западного капитализма, а также современных кризисных тенденций, возникающих в нем: рецессия начала 20-ых годов XXI века, коронокризис, курс на гонку вооружений, социальные протесты в Западной Европе.
Кризисные тенденции являются имманентным состоянием капиталистической системы, однако, классический подход левых теоретиков, предполагающий критику капитализма на основе тенденций к саморазрушению системы, что видится нам ограниченным и исторически неверным. Кризисы, сопровождающие капитализм, как указывает С. Жижек, есть форма его существования. Именно в этом смысле теоретически ценным было бы проанализировать, каким образом, капиталистическая система, имея внутри себя механизмы постоянного воспроизводства, способна каждый раз приспосабливаться к новому контексту, измененному благодаря кризису. Постоянные тенденции к кризису, с одной стороны, воспроизводство политической и социальной формы, с другой, существуют совместно в рамках «экономической идеологии». Феномен кризиса капиталистической системы предполагался классической политической экономией. Возможно, стоит выдвинуть радикальный тезис о том, что классическая политическая экономия и марксизм, как учение, вышедшее из её дискурса, являются своеобразным фантазмом капиталистической системы, тем, что задало «желание капиталиста». Оно выражается в бесконечном и ненасытном желании желания. «Желание капиталиста» (или «желание капитализма») является извращённой формой того, что в психоанализе понимается под желанием другого, поскольку капитализм предполагает постоянный рост стоимости, который не должен быть ничем ограничен, а объекты подобного желания формируют невротическую обсессивную личность, подвергающуюся постоянному давлению со стороны «желания капитализма» к интенсивному и постоянному enhoyment.
• Степень разработанности темы
Теория идеология в качестве критической теоретической концепции впервые возникает в творчестве основателей классического марксизма - у К. Маркса и Ф. Энгельса. Первоначально идеология представляется в качестве «ложного сознания», т.е «искаженного», «перевёрнутого» представления о действительность общественных отношений. Данная концепция с историческим развитием социально-гуманитарного дискурса была серозным образом переработана, а многими в том числе и марксистскими авторами (Л. Альтюссер, С. Жижек, Д. Харви и т.д.) отвергнута в связи с её достаточно упрощенным взглядом на сущность идеология (имеется ввиду, что идеология редуцируется до бинарной оппозиции действительность/иллю- зия, что наталкивает на ошибочную мысль о том, что идеологию возможно преодолеть через анализ реальных отношений).
Следующим важным этапом в развитие теории идеологии является структуралистский марксизм Л. Альтюссера. Он вводит в дискурс понятия интерпелляции и субъективации, а также показывает, что идеология функционирует по средствам «идеологизации» субъектов. По какой причине идеологии не избежать? Дело в том, отвечает Л. Альтюссер, что в своей социальной практики субъект действуют уже через призму идеологических концептов, всякая социальная практика в какой-то мере «заражена» идеологией. Само возникновение субъекта - есть первейший акт идеологии, поскольку общественное взаимодействие возможно только между субъектами, постольку идеология необходима.
Ж. Лакан призывавший «вернуться к Фрейду» в этот же период создаёт основные теоретические элементы своего психоанализа. Для понимания идеологии он предлагает понятия фантазма, т.е. сценария получения определенными путями наслаждения. Фантазм является бессознательным элементом психики, однако через него субъект способен формировать воображаемые пути удовлетворена желания и получена наслаждения.
В дальнейшем С. Жижек, опираясь на всю вышеперечисленную традицию теории идеологии, предложит следующую интерпретацию идеологи. В качестве социального феномена идеология функционирует на нескольких уровнях: Воображаемом, Символическом и Реальном. На первых двух уровнях она совпадает с тем, что в психоанализе называется идентификацией (воображаемая идентификация, на языке Альтюссера - интерпелляция; символическая идентификация - возникновение фантазма, как защитного «экрана» от пропасти нехватки Другого). Уровень Реальный с точки зрения Жижека - это точка, в которой идеология чувствует собственную прерывистость и пустоту.
Таким образом, при рассмотрение центрального вопроса о сущности идеологии в современном мире будет опираться на данные теоретические достижения. Также необходимо отметить, что в работе мы опираемся на современную марксистскую теорию государства за авторством А. Маскару. Новаторство её заключается в том, что государство представляется институтом политического, который возник в новое время. По сравнению с классическим марксизмом, данная теория исходит из того, что государство - это инструментальное явление, т.е. государство при капитализме является буржуазным, однако для эффективного воспроизводства общественной системе необходимо создание пространства «противоречия» между трудом и капиталом (а также поддержание более-менее стабильного баланса между ними). Данная теория связывается нами с предположением П. Розанваллона о том, что классическая политическая экономия является идеологическим явлением. В работе мы показываем, что три элемента: идеология, политэкономия и государство исторически возникают примерно в одну эпоху (первоначальное накопление капитала, примерно XVIII век), а также логично создаёт систему позднего капитализма на идеологическом уровне.
• Методология: В данной исследовательской работе применены следующие методологические основания:
1. Структурный психоанализ. В рамках данной традиции мы использовали следующие концепты: желание как желание Другого; фантазм; Символическое и Воображаемое; бессознательное как языковая структура; «Сексуальных отношений не существует». Данные концепты позволяет решить задачу по интерпретации идеологии как социального фантазма, который особенным образом конфигурирует желание субъекта, направляя его на различные воображаемые объекты в социальном пространстве (например, потребление). Фантазм - это способ, каким субъект связывается с Другим символического и социального, как он отвечает на его требования, а также проводит через себя его дискурс. Представление Лакана о том, что «сексуальных отношений не существует» позволяет нам решить задачу по рассмотрению кризисных тенденций общества позднего капитализма.
2. Неомарксизм. Использование марксистского дискурса позволило нам, во-первых, дополнить психоаналитический подход к формулированию идеологии благодаря концепту интерпелляции и структуры идеологических аппаратов государства. Т.к. работа сосредоточена на критике и анализе современного капитализма, а также политической экономии (решает задачи по генетическому анализу связи идеологии и экономической идеологии, а также рассмотрения проблемных полей позднего капитализма), то были использованы следующие концептуальные модели: современное представление о государстве, как инструменте по воспроизводству капиталистических отношений, типы регуляции капитализма (фордизм, постфордизм, гибкая регуляция и т.д.), а также классовая борьба.
3. Экономическая история. П. Розанваллон сформулировал концепцию экономической идеологии, которую мы используем для того, чтобы подтвердить гипотезу о генетической связи между идеологией и политической экономией. Экономическая идеология обладает рядом критериев, в частности она конституирует иллюзию «естественности» рыночных отношений, концепт «Homo economicus» и т.д. Классическая политическая экономия, будучи конституирована экономической идеологией, является «искусством государственного управления», т.е. комплексом идей и практики, которые реализуются в рамках политического и государственного дискурса. Следовательно, политэкономия, по мысли П. Розанваллона, не является «чистой» наукой о экономические отношениях.
4. Генеалогия М. Фуко. Данный избранный метод решает одну из важнейших задач настоящей работы, поскольку для формулирования полной теоретической позиции по вопросу теории идеологии необходимо рассмотреть связь идеологии и политической экономии. Автор опирается на ряд лекций, прочитанных М. Фуко в Коллеж де Франс, которые связаны с анализом связи либерализма и власти, новых моделей властного дискурса, искусства государственного управления и т.д. Через данные концепты исследование выходит на причинную взаимосвязь идеологии и политэкономии.
• Проблема.
Какой специфический элемент капиталистического общества является основанием идеологической структуры?
• Гипотеза.
Экономическая идеология является основой идеологической структуры, конституирующей реакцию капитализма на кризисные тенденции. Экономическая идеология внутри себя формирует способы реакции на социально-экономические противоречия позднего капитализма особенным способом.
• Объект.
Социально-политическая структура поздне-капиталистического общества
• Предмет.
Структура идеологии в связи с её влиянием на поздне-капиталистическое общество
• Цель.
Исследовать связь политической формы позднего капитализма с идеологической структурой для анализа современных кризисных тенденций общества.
• Задачи:
1. Интерпретация идеологии как социального фантазма
2. Исследования связи идеологии и формы государства
3. Генеалогическое исследование связи идеологии и экономической идеологии
4. Анализ позднего капитализма с точки зрения современной теории идеологии
• Результатами исследовательской работы являются:
• В контексте тезиса об идеологии, как социальном фантазме. подчеркивается, что идеология является «призмой», организующей наслаждение субъекта позднего капитализма. Она конституирует своеобразную коммуникацию между субъектом и большим Другим капитализма, те. господствующего в современном обществе дискурса.
• Сущностные черты идеологии связываются с политической формой капитализма, те. государством, посредствам легитимизации «либерального искусства государственного управления» в современном обществе. Помимо уровня субъекта, идеология создаёт пространство дискурсивной современной власти с целью обоснования выбранного государственного управления, но также влияет на выбор конкретных механизмов социальной регуляции.
• Утверждается, что современная идеология сохраняет свои основные черты, возникшие в классической политэкономии XVIII века, поскольку основные тенденции современной идеологии и экономической идеологии («естественность» рынка, функция рыночного обмена, как основе всех форм коммуникации и т.д.) по-прежнему сохраняют свою структуру и значение в рамках современной идеологии капиталистических обществ.
• Утверждается о наличии двух современных проблемных точек капитализма и идеологии: проблема существования социальных отношений и кризис мужской идентичности. Был сделан вывод, что современное общество основано в онтологическом плане на «не-отно- шениях», оформленных идеологией, что даёт возможность возникновения социальных, коммуникативных и иных связей. Причина кризиса мужской идентичности связывается с тем, что, будучи сексуированным, мужской субъект не находит прочного основания в современной идеологии, поскольку она «универсоанализирует» субъекта.
Поставленная цель была достигнута, была выявлена связь политической формы капитализма с идеологией. Она заключается в том, что идеология, как и государство, активно организует процесса воспроизводства капиталистических отношений. Это связано с тем, что идеология субъективирует и интерпеллирует субъектов, что создаёт современному обществу «идеального» субъекта. Идеального в том смысле, что именно для целей воспроизводства системы данный субъекты подходит, поскольку дискурсивно он абсолютно «вписан» в требования Другого.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной исследовательской работы мы рассмотрели структуру современной идеологии.
1 Идеология поддерживает сохранение единства социального пространства, сфокусированного на сохранении желания субъекта. Использование «экрана» фантазии помогает скрыть пробелы, «дыры» Другого социального поля, что является признаком недостатков в общественных отношениях и символических взаимодействиях между людьми в позднем капитализме. Этот недостаток, присутствующий в общественной системе, необходимо преобразовать в нечто, что не нанесет ущерба, т.е. создать фантазм. На уровне воображаемого узнава- ние/не узнавания идеология интерпеллирует, т.е. «обращает» субъектов в адресата сообщения идеологии. Таким образом, субъект получает в символическом социальном пространстве определенное место, например, «работник» в рамках системы разделения труда, или «коммунист» в отношении к политической системе. Интерпелляция описывает механизм не только «захвата» идеологией субъекта, но и способ продолжения существования идеологии. Поскольку субъект необходимо постоянно проходит через процедуру интерпелляции, своими социальными практиками он постоянно в это же время её воспроизводит (на индивидуальном уровне, но также и на уровне аппаратов государства)
2 Анализ современных идеологических структур представляет значительные трудности из-за отсутствия универсального языка, который мог бы переопределить существующие идеологические рамки. В настоящее время наиболее распространенными языками описания идеологии являются структуралистские концепции, такие как лакановский психоанализ, семиотика и неомарксизм, но эти теории могут быть неэффективны при анализе современных идеологических систем, таких как консервативные тенденции в политике развитых стран или активистские движения, направленные на деколонизацию, феминизм и т.д. На основе исследования центрального ядра идеологии была выдвинута гипотеза, согласно которой наслаждение является ключевым фактором в формировании идеологических систем. Критика идеологии должна оценивать тип наслаждения, на котором базируется субъект, социальный агент или политический субъект, чтобы понимать, как они приходят к идеологии и как ее поддерживают.
3 Мы считаем, что политическая экономия является первым примером современной идеологии, так как ее классики первыми высказали процессы регулирования и капиталистического воспроизводства. Государственное управление принимает экономическую идеологию в более позднем этапе своего развития, однако экономическая идеология имеет решающее влияние на развитие других форм идеологии.
Выдвигаемая гипотеза в начале исследования в целом подтвердилась: идеология политической экономии является основой идеологической структуры, которая возникла в ответ на кризисные тенденции капитализма. Ее задача заключается в разработке способов реагирования на социально-экономические противоречия, характерные для позднего капитализма. Формирование идеологии напрямую связано с созданием и развитием капиталистического государства, так как без идеологического сопровождения невозможно успешное воспроизведение социально-экономической и политической форм капитализма. Рост капитала и создание универсального рынка труда неизбежно ведут к классовой борьбе и столкновению противоположных интересов. В таких условиях инструментальная роль государства заключается в регулировании классового антагонизма.
Применение изложенной в работе новейшей теории идеологии также дало определенные результаты. Была исследована природа мужской сексуации, а также кризис мужской идентичности. Современный кризис идентичности мужчин указывает на трудность приспособиться к новой концепции маскулинности, которая постепенно утрачивает свой конкретный характер в пользу более абстрактного и универсального понимания. Однако, неспособность идентифицироваться и адаптироваться к этой концепции приводит к исключению мужского субъекта из общества. На идеологическом уровне многие мужчины обращаются к консервативному дискурсу, который основан на фаллической логике. Необходимо признать, что консервативный подход помогает распознать проблему кризиса маскулинности. Сегодняшний мужчина не соответствует фаллической функции, поскольку он сосредоточен на женском удовольствии и отказывается от традиционных мужских позиций в сексуальных отношениях. Однако преодоление этой ситуации должно основываться на другой идеологической системе, которая вернет мужественности универсальное значение в новом контексте, не в рамках патриархальной модели.
В отношение необхоидмости скрепления современного общества высказывались многие авторы, однако на возможность существования социальных отношений основано на том, что Аленка Зупанчич называет «не-отношениями». Сообщество сегодня не разваливается и не ищет суверенного правителя в соответствии с теорией Гоббса. Вместо этого оно оглядывается на капиталистическую систему под контролем государства. Возможность воспроизведения не только капитализма, но и социальных отношений достигается благодаря политической форме государства, которая ограничивает классовую борьбу, но одновременно полностью соответствует логике товарного обмена. Именно здесь фигурирует потребность в формировании идеологических отношений, так как правовые и государственные нормативные акты приобретают особую форму благодаря идеологическим представлениям. Становление субъекта, создание экономической науки, возникновение различных сообществ, основанных на «проектах автономной личности», - это идеологические формы воспроизведения и объединения сообщества. Точно так же, как и фантазия в области сексуальных отношений, идеология является посредником в ликвидации разрывов в структуре общества. Разрывы эти конститутивно присущи общественным отношениям: «не-отношения это не противоположность взаимоотношений, это внутренняя (ошибочная) логика (фундаментальный антагонизм), взаимоотношений, которые возможны и существуют»13. Социальные отношения возможно лишь в перспективе своей собственной неудачи, в виде негативности, т.е. порядка, который вытеснен и не артикулирован в наличном бытие. Неудачи и провалы, возникающие в пространстве социальной коммуникации и политических столкновений, являются основой для выстраивания отношений, причиной, по которой всякое отношение вообще может быть реализовано. В данном случае ситуация идентична объекту а, который реально не присутствует, но, тем не менее, захватывает субъекта, захватывает его внимание и порождает стремление к наслаждению.
По итогу работу цель, а также все задачи выполнены:
1. Разработка концепции идеологии как социальной фантазии, которая организует удовольствие субъекта в позднем капитализме через призму господствующего дискурса.
2. Предположение о том, что идеология связана с политической формой капитализма - государством, легитимизируя искусство государственного управления и влияя на выбор социальной регуляции.
3. Выработка концепта, согласно которому идеология возникла в XVIII веке в классической политэкономии как результат основных тенденций социальной и экономической идеологии.
4. Анализ проблем современного капитализма и идеологии - проблемы существования социальных отношений и кризиса мужской идентичности. Вывод о том, что современное общество основано на неотношениях, оформленных идеологией, что приводит к возникновению социальных связей, но может вызывать кризис мужской идентичности из-за универсальности идеологии.
Цель исследования достигнута - выявлена связь политической формы капитализма с идеологией, которая помогает организовать процесс воспроизводства капиталистических отношений через создание «идеального» субъекта, полностью вписанного в требования Другого.


1. Why does a Letter always arrive at its Destination? // THE SYMPTOM 16 URL: https://www.lacan.com/symptom16/why.html (дата обращения: 29.11.2022).
2. Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Издательство Европа, 2011. 256 с.
3. Агамбен Дж. Stasis. Гражданская война как политическая парадигма. Homo sacer, II, 2. СПБ.: Владимир Даль, 2021. 190 с.
4. Алеман Х. Об освобождение психоанализ и политика. М.: Горизонталь, 2019. 224 с.
5. Бадью А. Mета/политика: можно ли мыслить политику? Краткий трактат по ме-таполитике. М.: Логос, 2005. 40 с.
6. Бадью А. Философия и событие. Беседы с кратким введением в философию Алена Бадью. - СПб.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2013. - 192 с.
7. Батлер Дж. Психика власти: теория субъекции. СПБ.: Алетейя, 2002. 168 с.
8. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - М.: Издательство АСТ, 2018. - 59 с.
9. Глаза голубой собаки // Libking URL: https://libking.ru/books/prose-/prose- classic/556277-gabriel-markes-glaza-goluboy-sobaki-sbornik.html (дата обращения: 10.06.2023).
10. де Суттер Л. Наркокапитализм. Жизнь в эпоху анестезии. М.: РИПОЛ классик, 2021. 208 с.
11. Жижек С. Возвышенный объект идеологии . М.: Художественный журнал, 1999. - 235 с
12. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. М.: Фонд "Прагматика куль¬туры", 2002. 160 с.
13. Жижек С. Заметки о сталинской модернизации // Московский художественный
журналл URL: http://moscowartmagazine.com/issue/84/article/1841 (дата обращения:
12.02.2021).
14. Жижек С. Искусство смешенного возвышенного О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда». М.: Европа, 2011. 168 с.
15. Зупаничич А. Что есть секс?. СПб.: Скифия-принт, 2020. - 262 с.
...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ