Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО СТРУКТУРАЛИСТСКОГО МАРКСИЗМА

Работа №128490

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы152
Год сдачи2021
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. От политической экономии - к экономической идеологии:
Марксизм и философское отмирание политики 21
1.1. Теоретико-методологические аспекты и базовые понятия исследования— 21
1.2. Экономизация политического знания: парадокс физиократов 32
1.3. Либеральный горизонт политической философии К. Маркса 43
1.4. Кризис экономической идеологии и возвращение политического 53
Глава 2. Материалистические основания политической философии Л.
Альтюссера 63
2.1. Французский неомарксизм: исторический и интеллектуальный контекст-¬- 63
2.2. Эпистемологический разрыв и расколдовывание политической
экономии 69
2.3. Политическая практика нового государя 84
2.4. Алеаторный материализм и преодоление марксистской метаполитики— 97
Глава 3. Понятие политического в постальтюссерианской философской мысли 109
3.1. Общие направления эволюции политической философии
структуралистского марксизма 109
3.2. Множество как новый революционный субъект (А. Негри, Э. Балибар)— 115
3.3. От метаполитики до ультраполитики (Ж. Рансьер, Э. Лаклау, Ш. Муфф)-- 125
Заключение 138
Список использованных источников


Актуальность темы исследования. На протяжении всей своей многовековой истории политическая философия как дисциплина постоянно перерождалась, находя не только новые объекты внутри собственной проблематики, но и полностью переписывая любой возможный язык описания политики и политического. Несмотря на то, что на сегодняшний день едва ли можно говорить о существовании единой трактовки к пониманию феномена политического , те проблемы, что ставили перед собой представители самых различных традиций в истории политической философии, сохраняют актуальность до сих пор.
Поиск определения самой категории политического, природа и сущность политической вражды, доказательства необходимости политического участия широких масс - все данные вопросы (как и многие другие) продолжают оставаться востребованными среди тех современных мыслителей , которые действительно претендуют на серьёзное философское осмысление сферы политики. В этой связи политическая философия как дисциплина внутри политической науки (политическая теория), так и за её пределами неразрывно связана с актуальными событиями в современном мире. То есть, невзирая на все технологические новшества нашего времени , политика до сих пор остаётся важнейшим предметом философской рефлексии, что лишь подтверждает насущную необходимость выработки новых концептов , основываясь на достижениях великих мыслителей прошлого .
На сегодняшний день идейно-теоретическое наследие Карла Маркса как политического философа продолжает оставаться поводом для дискуссий, связанных с неоднозначностью теории и практики социалистических преобразований в XX веке. В этой связи мы постоянно сталкиваемся либо с апологетической точкой зрения на марксизм, либо же с радикально-нигилистическим восприятием философии Маркса, которая, невзирая на официальное оформление советского марксизма-ленинизма, остаётся важнейшей составляющей интеллектуальной истории Западной Европы. Вместе с этим та идейно-теоретическая традиция, которую в своё время задал сам Маркс была неразрывно связана с проблематикой XIX века, то есть того отрезка времени когда представление о политике выстраивалось строго определённым образом. В результате уже при жизни немецкого мыслителя отдельные составляющие его учения подверглись существенному переосмыслению, с чем он сам был далеко не всегда согласен. Можно сказать, что и поныне фигура Маркса остаётся перспективной темой в рамках новых проектов переосмысления классических авторов наряду также с такими мыслителями как Макиавелли, Гоббс, Гегель и др., однако именно фигура Маркса до сих пор является определенным символом леворадикального политического протеста в разных странах мира.
В контексте дискуссий об актуальной политике одним из ключевых вопросов становится тема того, насколько же именно соответствуют современные интерпретации работ немецкого мыслителя тем или иным догматам марксистской традиции , сформулированной не столько самим Марксом, сколько его многочисленными последователями . Многие современные политические философы (или учёные-гуманитарии) активно обращаются к учению Маркса, но немногие из них при всём этом действительно являются носителями марксистских взглядов на политику, историю и экономику. В этой связи можно согласиться с точкой зрения современного социолога Й. Терборна, согласно которой будущие поколения теоретиков, несомненно, будут читать Маркса, однако маловероятно, что многие из них осознанно назовут себя марксистами.
В условиях интеллектуального пространства XX века марксизм с одной стороны являлся как официальной идеологией СССР и других стран со схожей политической системой, так и крупнейшим полем философских экспериментов, направленных на трансформацию учения Маркса в контексте возникновения новых форм социо-гуманитарного знания. Западный марксизм (неомарксизм) представлял собой совокупность подобных проектов переформатирования наследия Маркса в плоскости иных философских направлений мысли: феноменологии, неогегельянства, экзистенциализма, структурализма и тд. Особое место среди различных неомарксистских школ занимает традиция французского структуралистского марксизма, изначально возникшая в процессе интерпретаций отдельных произведений К. Маркса в 60-е годы во Франции. Особо стоит подчеркнуть, что в дальнейшем данное обстоятельство не помешало представителям вышеописанного направления выйти не только за пределы непосредственно «марксистской теологии», но и преодолеть ряд изначальных догматов учения Маркса, что в итоге создало предпосылки для создания уже оригинального проекта новой политической философии.
Отталкиваясь от данного тезиса, многочисленные исследователи со всего мира обращаются к произведениям представителей французской школы структуралистского марксизма, а также к тем авторам, что серьёзным образом восприняли политико-философские концепции данного направления, перешедшего впоследствии в более широкий круг теоретиков, связанных между собой за счёт схожего понимания природы политического. Помимо всего прочего публикация многочисленных посмертных рукописей создателя структуралистского марксизма Луи Альтюссера в последние десятилетия на Западе позволяет по-новому взглянуть на ключевые положения, так называемой, альтюссерианской философской мысли.
В российском политологическом сообществе сама по себе традиция исследований политической философии насчитывает десятилетия. Будучи ныне свободными от идеологического контроля со стороны властей, российские исследователи изучают не только классических авторов, но и непосредственно тех, кого можно отнести к современным политическим теоретикам, создающим интеллектуальное поле для нынешних философских представлений о политике. Очевидно также, что изучение современных политических процессов, основанное на новейших научных и философских теориях, не может представлять чисто теоретический интерес. Политическая философия как таковая возникла вследствие острой необходимости поиска ответов на вопросы окружающей действительности, связанной как с совместными формами человеческого бытия, так и с антагонистической враждой определённых социальных групп, что лишь подтверждает необходимость обновления наших представлений о сущности политики и политического.
Степень научной разработанности темы. Не касаясь подробно того значительного массива исследовательской литературы, посвящённой непосредственно природе и классификации знания о политике, стоит остановиться подробно на двух группах источников, связанных уже напрямую с тематикой исследования: 1) работы, посвящённые анализу как марксистской интеллектуальной традиции в целом, так и отдельным историческим и интеллектуальным контекстам, связанным с её генезисом; 2) работы, в которых подробно рассматриваются политико-философские позиции представителей французской школы структуралистского марксизма и тех мыслителей, что впоследствии отошли от данных идейно-теоретических воззрений, существенно переосмыслив ряд изначальных концептов.
Стоит особо отметить, что данное исследование ни в коем случае не претендует на всесторонний анализ структуралистского марксизма как единого направления мысли, чьи представители работали в самых различных областях социо-гуманитарного знания, включая философию, политологию, антропологию, социологию, литературоведенье и тд. Помимо всего прочего отдельные сторонники и интерпретаторы Л. Альтюссера жили и работали в разных частях Европы и Америки, что в итоге привело к серьёзному влиянию национально-интеллектуальных контекстов на отдельные сегменты альтюссерианской традиции.
Несмотря на значительный рост интереса к текстам представителей традиции структуралистского марксизма среди зарубежных исследователей в последние десятилетия, комплексный анализ линии философской интерпретации природы политического на основе многочисленных посмертных публикаций Альтюссера отсутствует до сих пор.
В рамках российского интеллектуального пространства первые работы, посвящённые непосредственно теоретикам школы структуралистского марксизма появились ещё во времена СССР. Особого упоминания заслуживают исследования таких авторов как Н.С. Автономова, Е.А. Самарская и М.Н. Грецкий. Стоит отметить, что, несмотря на жёсткие идеологические стандарты тогдашних историко-философских исследований, многие тексты тех лет были написаны с высокой степенью профессионализма, что, однако, также было связано с тем фактом, что ряд рассматриваемых теоретиков являлись членами официальных коммунистических партий, чьих представителей запрещалось подвергать разгромной критике.
Работы же нынешних российских специалистов (диссертации, статьи и монографии), напрямую относящиеся к проблематике данного исследования, условно можно разделить на те, что посвящены анализу философских позиций самого Л. Альтюссера, и на те, в которых рассматриваются отдельные тексты его бывших учеников и последователей. К первой категории относятся исследования таких авторов как И.А. Гобозов, Н.В. Шихардин, И.А. Матвеев и тд. Вторая же группа исследователей включает в себя С.А. Гашкова, А.А. Саркисьянца, А.А. Перцева и др. В рамках современных академических исследований российские специалисты , как правило, концентрируются на сравнительном анализе отдельных представителей французской школы структуралистского марксизма, позволяющем прояснить многие нюансы развития данной системы мысли в целом.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ ключевых аспектов переосмысления проблематики политического внутри альтюссерианской политической философии, являющейся продолжением марксистской традиции с одной стороны, и преодолением её - с другой. Другими словами, в данном контексте речь идёт также о выявлении нескольких направлений эволюции альтюссерианского и постальтюссерианского понимания политического, двигающихся различными путями, сохраняя отдельные аспекты общего основания. В рамках достижения поставленной цели формируются следующие задачи:
1) Выявить изначальные пределы идей К. Маркса в контексте концепции неизбежного отмирания политики.
2) Реконструировать проект французского структуралистского марксизма и проанализировать его подход к критике различных вариаций экономической идеологии.
3) Рассмотреть специфику алеаторного материализма и его связь с политической философией Л. Альтюссера.
4) Дать характеристику двум различным направлениям эволюции постальтюссерианской политической философии.
5) В соответствии с выводами, рассмотреть возможные варианты переинтерпретации работ Альтюссера в связи с современными дискуссиями о политическом.
Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования выступает рецепция понятия политического внутри марксистской интеллектуальной традиции, а предметом - идеи современных политических философов, связанных с французской школой структуралистского марксизма на идейно-теоретическом уровне.
Характеристика источников. В рамках работы над данным диссертационным исследованием использовались следующие группы источников: 1) Работы авторов, связанных с современными дискуссиями о политике и политическом; 2) Тексты представителей французской школы структуралистского марксизма и тех мыслителей, что испытали серьёзное влияние данного направления; 3) Исследования жизни и творчества как самого К. Маркса, так и его последующих интерпретаторов, относящихся к альтюссерианской традиции.
Непосредственно к первой группе источников относятся, в частности, работы Карла Шмитта, Жака Рансьера, Шанталь Муфф и Славоя Жижека. Стоит уточнить, что, несмотря на наличие серьёзных идейно теоретических расхождений между подходами данный мыслителей, всех их объединяет общее восприятие политики как определённой формы объективного антагонизма, находящегося в жёсткой оппозиции по отношению к идеям универсальной морали и этики. Так, c точки зрения Ш. Муфф либеральная политическая философия традиционно рассматривала общество в виде гармоничного и бесконфликтного целого, что, по её мнению, не позволяет мыслить политически.
Ключевые характеристики политической философии Л. Альтюссера в рамках настоящего исследования были рассмотрены на основе таких его текстов как «Макиавелли и мы» (1972-1987), «Одиночество Макиавелли» (1977), «Маркс в своих границах» (1978), «Подземное течение материализма столкновения» (1982), «О воспроизводстве» (1968-1970), «Идеология и идеологические аппараты государства» (1970), «Что делать?» (1978), «О Леви-Строссе» (1963), «Гуманистическая полемика» (1967), «Маркс и история» (1975), «Об истории» (1986) и других. Помимо всего прочего при проведении данного исследования также были затронуты такие фундаментальные произведения Альтюссера как «За Маркса» и «Читать “Капитал”», которые хоть и не напрямую связаны с тематикой исследования, тем не менее, содержат в себе ряд концептов и тем, развиваемых самим мыслителям в своих более поздних работах .
В процессе анализа позиций авторов, относящихся напрямую к постальтюссерианству, использовался ряд их политико-философских текстов, касающихся современного определения политики и политического. В данном аспекте ключевыми текстами стали работы Э. Балибара, А. Негри, Ж. Рансьера, Э. Лаклау и Ш. Муфф. В силу идейно-теоретических различий данных мыслителей между собой их позиции были классифицированы автором по двум группам, каждая из которых в той или иной степени продолжает отдельные положения альтюссерианской политической философии.
Непосредственно к третьей группе источников относятся монографические исследования творчества и жизни как самого К. Маркса, так и его последующих интерпретаторов и критиков, относящихся к французской традиции структуралистского марксизма. В особенности стоит подробно остановится на исследовании современного французского политического теоретика П. Розанваллона, являющееся, по мнению ряда специалистов, одним из лучшим примеров критического анализа базовых политико-философских оснований марксизма как такового. Несмотря на тот факт, что сам Розанваллон никогда не принадлежал к французской школе структуралистского марксизма, многие положения последующей критики марксистской метаполитики со стороны мыслителей-постальтюссерианцев тесно переплетаются с положениями его работы.
Методологическая основа исследования. В связи со спецификой рассматриваемой проблематики автор использует междисциплинарный подход. В самой работе используется совокупность методов философской герменевтики, относящейся к различным направлениям и школам . Герменевтический метод предполагает в качестве используемой методологии единство и глубину проникновения толкуемого автора в исследуемый материал. Однако помимо чисто исторических аспектов авторская интерпретация, возникшая в процессе проведения данного исследования, не исключает и собственной философской позиции по отношению к тем или иным произведениям, что, как указывает Поль Рикёр, позволяет мыслить вслед за рассматриваемым автором, вместе с ним и навстречу ему.
В методологическом плане данное исследование также многим обязано методологическому подходу немецко-американского философа Лео Штрауса, создавшего собственную уникальную школу исследования истории политической философии. Следуя подходу Штрауса, в данной работе история идей также рассматривается автором в контексте переплетений различных традиций как классической, так и современной политической философии. Те аспекты создания конкретных произведений, что были связаны с обстоятельствами идеологических ограничений своего времени, анализируются за счёт выявления скрытых подтекстов, отсылающих к подрывной деятельности в отношении устоявшихся философских догматов. Как справедливо указывает С. Жижек, подход Штрауса также обладает серьёзным преимуществом в контексте исследования политической мысли ангажированных интеллектуалов, вынужденных высказываться внутри жёстких идеологических полей, что отчётливо прослеживается в работах Л. Альтюссера. Также, следуя подходу немецко-американского философа, в настоящем исследовании современная политическая философия также анализируется в относительно автономном пространстве по отношению к философии общей, которая, по мнению Штрауса, ещё со времён Макиавелли время от времени отстранялась от политики в зависимости от контекста.
Положения, выносимые на защиту:
1) Политическая философия К. Маркса изначально строилась как метаполитика - то есть, учение о необходимости естественного отмирания политического в контексте движения к будущему коммунистическому обществу, основанному на господстве естественной гармонии индивидов.
2) Будучи закономерным продолжением идей А. Смита, марксизм заимствовал многие положения классической политической экономии, которые впоследствии оторвались непосредственно от экономической науки и перешли в сферу политической философии, связанной с телеологическим пониманием исторического процесса как движения к гармоничному обществу будущего.
3) Несмотря на то, что на изначальном этапе французский проект структуралистского марксизма возник в качестве новой интерпретации учения Маркса, его дальнейшая эволюция была связана с созданием предпосылок для выхода за пределы непосредственно марксистской традиции.
4) Альтюссерианство в целом является одним из течений общего движения по возвращению политического в интеллектуальной истории XX века наряду со шмиттеанством, хайдеггерианством и тд.
5) Алеаторный материализм как новая разновидность материалистической онтологии является основанием политической философии Л. Альтюссера.
6) Дальнейшая эволюция постальтюссерианской политической философии была связана с её разделением на два направления: спинозистское и ультраполитическое. Сравнительный анализ данных течений показывает, что между ними существуют как точки пересечения (прежде всего, критическое отношение к любым предустановленным социальным порядкам, основанным на естественной гармонии), так и расхождения. Так, сторонники спинозистской линии основываются на необходимости политизации всего, то есть, чтобы политика являлась выражением онтологии общего, в то время как теоретики ультраполитики говорят о политическом как о самостоятельной категории, предполагающей столкновения отдельных сообществ друг с другом. Как таковая сфера политического в этом смысле рассматривается как первопричина по отношению к социальному.
7) Дальнейшая переинтерпретация положений альтюссерианской и постальтюссерианской политической философии возможна в контексте развития критики современных гуманистических теорий социальной технократии (постанархизма, акселерационизма). В этой связи, с точки зрения автора, возможно сближение подходов Л. Альтюссера и К. Шмитта.
Научная новизна работы. Впервые в российской политической науке был проведён комплексный анализ ранее неопубликованных произведений французского философа Л. Альтюссера в контексте его понимания политического как самостоятельной категории. Несмотря на то, что данная тема хоть ранее и затрагивалась среди зарубежных исследователей, однако, чаще всего исследования подобного рода ограничивались исключительно историческим описанием отдельных положений традиции структуралистского марксизма. Также автором были выявлены изначальные противоречия альтюссерианского политико-философского проекта, связанные с необходимостью жёсткого соответствия определённым догматам марксистской теории, что в дальнейшем привело к серьёзной критике учения Маркса как со стороны самого Альтюссера, так и со стороны многих его бывших учеников и последователей.
В ходе диссертационного исследования была развита и дополнена типология направлений постальтюссерианской политической философии, предложенная в своё время С. Жижеком. Также в работе присутствует основа для новой интерпретации альтюссерианства в контексте его возможного сближения со шмиттеанской традицией определения политического.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Данное исследование проясняет ряд идейно-теоретических проблем, связанных с интеллектуальным оформлением французского структуралистского марксизма. Та линия философского описания природы политического, что была создана самим Альтюссером, а затем продолжена его отдельными учениками и последователями, была конкретизирована автором, что может стать дальнейшим ориентиром в рамках современных политологических дискуссий о политике как о ключевой составляющей политической науки как таковой.
Данное исследование может служить основой для дальнейшего исследования как современной французской политической философии в принципе, так и отдельных направлений эволюции западного марксизма. Кроме того, результаты данной работы могут быть использованы в качестве материалов лекционных и семинарских занятий по истории современной политической мысли.
Апробация работы. Результаты настоящего исследования были опубликованы в научных журналах и сборниках статей, входящих в РИНЦ, а также выносились на обсуждение в рамках научных конференций.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав с подпунктами, заключения и списка литературы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках настоящего исследования были подробно рассмотрены ключевые аспекты политико-философской традиции структуралистского марксизма, особенности её исторической генеалогии и возможные направления для дальнейшей переинтерпретации отдельных положений данного направления мысли. Отвергнув экономическую идеологию классического марксизма, сторонники альтюссерианской системы мысли не только стремились к созданию максимально точного знания о классовой структуре конкретного капиталистического общества, но и в итоге поспособствовали выходу собственной парадигмы за пределы марксизма как такового. Высвобождение непосредственно политической критики внутри марксистского интеллектуального течения повлекло за собой разрушение традиционного экономического детерминизма, в той или иной мере свойственного практически всем объединениям последователей К. Маркса. Последующий выход многих избранных альтюссерианцев за пределы марксистской ортодоксии был связан как с общим кризисом традиционных моделей политической философии, построенных на концептах универсальной истории, так и с поиском самой ключевой детерминанты, способной к точному описанию всех аспектов политической реальности.
Под термином «структуралистский марксизм» в данной работе рассматривалась широкая философская традиция, сформировавшаяся под влиянием идей французского философа Л. Альтюссера, что в дальнейшем выразилось в размежевании отдельных его сторонников по причине переинтерпретации ключевых постулатов исходной философской мысли. В процессе проведения исследования автором была предложена собственная классификация различных вариаций постальтюссерианской политической философии, направленная на уточнение позиций сторонников той или иной ветви рассматриваемого учения. Итоговое содержание обоих направлений постальтюссерианства касалось различия в подходах к определению политического как необходимого элемента любого революционного переустройства существующей действительности. Необходимость политизации всех возможных сфер общественной жизни в этом смысле отделила сторонников спинозистской линии постальтюссерианства непосредственно от теоретиков ультраполитики, подчеркивающих антагонистический характер политики как противостояния организованных единств.
Проведённое исследование показало, что в процессе развития политической философии XIX века господство экономической интерпретации политического процесса являлось неотъемлемой чертой тогдашней интеллектуальной культуры, сопровождающейся окончательным оформлением капиталистического способа производства. То обстоятельство, что марксизм использовал в качестве критики существующих отношений наиболее влиятельные научные и философские теории тех лет, позволило проследить историческую ограниченность учения К. Маркса. Последующие попытки преодоления границ марксистской экономической идеологии, построенной на необходимости естественного отмирания политики посредством направленного движения в сторону коммунистического общества, осуществлялись как среди последователей Маркса, так и со стороны противников его системы мысли. В этом плане проект структуралистской переинтерпретации марксизма также изначально возник в качестве попытки внутренней самокритики среди избранных последователей учения немецкого мыслителя, что в дальнейшем привело к созданию собственного политико-философского течения, преодолевшего ряд ограничивающих сегментов исходного источника. Мыслители, выступившие с целью обоснования необходимости примата политики по отношению к экономической структуре, такие как Л. Альтюссер, Ж. Рансьер или Э. Балибар, стремились обосновать решающий фактор непредвиденных обстоятельств в контексте многочисленных дискуссий о назначении политики.
В рамках настоящего исследования автором был произведён анализ политической философии Л. Альтюссера на предмет качественного изменения базовых оснований марксистской интеллектуальной традиции. Несмотря на то, что в исходном положении целью французского философа являлось обновление революционного потенциала учения Маркса за счёт достижений современной эпистемологии, последующий кризис структуралистского движения обернулся пересмотром Альтюссером своих первоначальных позиций. В процессе обращения взгляда мыслителя к сочинениям Н. Макиавелли, сопровождающегося поиском основ для новой материалистической философии, Альтюссер пришёл к необходимости создания собственного концепта понимания сферы политического. В итоге посредством критики телеологических представлений о государстве и идеологии философ разработал материалистскую теорию политического процесса, исходящую из логики непредвиденных обстоятельств каждой конкретной конъюнктуры, способной к переформатированию всей структуры за счёт возможных действий определённого ассамбляжа коллективных практик.
Материалистский характер политической философии Альтюссера наследовался им не только от Маркса как представителя второго поколения материалистов, но и от ряда философов XX века, таких как М. Хайдеггер или Л. Витгенштейн, которые напрямую не относились к философскому материализму, что, однако, не помешало им внести существенный вклад в развитие поздних материалистических онтологий. Отталкиваясь от подробного рассмотрения широкого корпуса текстов Альтюссера, многие из которых стали доступны уже после смерти мыслителя, в процессе проведения исследования была выявлена жёсткая корреляция его политической философии с алеаторным материализмом, являющимся, по мнению ряда исследователей, базисом философской мысли Альтюссера вообще.
Прослеживая историческую генеалогию альтюссерианства как течения, автором был сделан прогноз, касающийся будущего развития данного направления мысли. Согласно изложенной точке зрения возможное будущее интеллектуального наследия Альтюссера, прошедшего сквозь переосмысление среди ряда его бывших учеников и последователей, неизбежно будет связано с антагонистической традицией понимания феномена политического, противостоящей как современным формам социально-гуманистической технократии (акселерационизм), так и леворадикальным вариациям множественной отчуждённости (постанархизм).
Наконец, при проведении исследования была выявлена общая специфика постальтюссерианской парадигмы в современной политической философии. Начало данной совокупности различных воззрений было положено в процессе критики школы структуралистского марксизма со стороны бывших последователей и учеников Л. Альтюссера, отвергнувших некоторые положения исходной теоретической базы. Образцовым показателем переосмысления ключевой составляющей альтюссерианской системы мысли является спинозистское направление постальтюссерианцев, возникшее вследствие актуализации политической мысли Спинозы, имеющей некоторую степень важности для антигегельянского посыла структуралистского марксизма как течения. Учитывая, что с начала политической практики 1968¬го года те или иные формы политического протеста всё больше приобретали множественный характер, ускользающий от традиционных форм социальной классификации, представители спинозистской линии сконцентрировались на поиске современного революционного субъекта, избавленного от недостатков предыдущих форм революционной субъектности (народа или пролетариата). Итоговый концепт «множества», характеризующейся переплетением многочисленных идентичностей, объединённых общей задачей создания новой системы коллективной жизни, использовался отдельными мыслителями в качестве наиболее выгодной политической стратегии, направленной против всемирной капиталистической Империи.
В противоположность спинозистской множественности теоретики ультраполитического направления постальтюссерианской мысли выступили против возврата к телеологическому мышлению, характерному для марксистской ортодоксии. Вместо сопротивления объединённой совокупности идентичностей общему противнику в лице глобальной Империи, сторонники ультраполитики вернулись к антагонистической модели политической жизни, которая в их случае приобретает статус первопричинности по отношению к социальной сфере как таковой. То есть политика как самостоятельная сфера не только наделяется качествами базовой составляющей человеческих взаимоотношений, но и однозначно рассматривается в качестве синонима многочисленных форм низового протеста, способного к радикальному переформатированию окружающей действительности. В случае подхода Ж. Рансьера политика рассматривалась в контексте противостояния полиции как классифицирующей системы социального ранжирования, в то время как, следуя точке зрения Э. Лаклау и Ш. Муфф, политику стоит расценивать в качестве временного закрепления силы победившей стороны. Другими словами, различные направления постальтюссерианской мысли различаются между собой как по причине концентрации на различных аспектах творчества Альтюссера и всех близких к нему теоретиков, так и за счёт критического подхода ко всей марксистской традиции вообще.
В целом, несмотря на серьёзный критический настрой большинства бывших последователей Альтюссера в отношении его системы мысли, итоговое сравнение сходств и различий между отдельными направлениями структуралистского марксизма позволило автору сделать вывод о продолжении жизни данного направления в сочинениях ряда современных политических мыслителей, тексты которых затрагивают большинство актуальных вопросов политической жизни современного мира.



1) Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках (критический очерк концепций французского структурализма). М.: Наука, 1977. 274 с.
2) Автономова Н.С. Этапы идейной эволюции Луи Альтюссера // Современные зарубежные концепции диалектики. Критические очерки. М.: Наука, 1987. C. 187-234.
3) Агамбен Дж. Царство и слава. К теологической генеалогии экономики и управления. М.; СПб.: Изд-во Института Гайдара, Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2019. 552 с.
4) Алексеева Т.А. Предмет политической философии // Полис.
Политические исследования. 1992. №3. C. 173-180.
5) Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.): Политическая теория и международные отношения. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. 623 с.
6) Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства. // Неприкосновенный запас. 2011. №3 (77).
7) Альтюссер Л. За Маркса. М.: Праксис, 2006. 392 с.
8) Альтюссер Л. Ленин и философия. М.: Ad Marginem, 2005. 175 с.
9) Альтюссер Л. Преобразование философии // Неприкосновенный запас. 2012. № 5.
10) Андерсон П. Размышления о западном марксизме. На путях
исторического материализма. М.: Common place, 2016. 350 с.
11) Арендт Х. Разговор с Гюнтером Гаусом. Телевизионное интервью.
Октябрь 1964 г. // Социологическое обозрение. 2013. T. 12. C. 3-23.
12) Арон Р Пристрастный зритель. M.: Праксис, 2006. 416 с.
13) Арон Р Этапы развития социологической мысли. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. 608 с.
14) Арон. Р Воображаемые марксизмы. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 384 с.
15) Арон. Р Мемуары. 50 лет размышлений о политике. М.: Ладомир, 2002. 873 с.
16) Балаян А. А., Томин Л. В. Акторно-сетевая теория в контексте дискуссий об идеологии и политической онтологии // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки, 2018. № 1. C. 88-94.
17) Баталов Э.Я. Американская политическая мысль XX века. М.: Прогресс- Традиция, 2014. 616 с.
18) Бенуа А. Карл Шмитт сегодня. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. 192 с.
19) Боуз Д. Либертарианство. История, принципы, политика. М.: Социум, Cato Institute, 2009. 408 с.
20) Бурдье П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера. М.: Праксис, 2003. 272 с.
21) Бурдье П. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
22) Вагнер П. Социальная теория и политическая философия // Логос. 2008. №6. C. 56-72.
23) Ветушинский А.С. Во имя материи: Критические и метафизические исследования. Пермь: Гиле Пресс, 2018. 158 с.
24) Визгин В. П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки. М.: ИФ РАН, 1996. 263 с.
25) Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. 176 с.
26) Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М: Канон + РООИ «Реабилитация», 2017. 288 с.
27) Гароди Р Марксистский гуманизм. М.: Издательство иностранной литературы, 1959. 294 с.
28) Гаспарян Д. Э. Введение в неклассическую философию. М.: РОССПЭН,
2011. 398 с.
29) Гашков С.А. Этьен Балибар: «Равносвободие» и вызовы современности // TOPOS: философско-культурологический журнал. 2015. №2-3. C. 121-134.
30) Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Гегель. Сочинения. М.:
Соцэкгиз,1959. Т 4. 440 с.
31) Гегель Г.В.Ф. Философия права // Гегель. Сочинения. М., Л.:
Соцэкгиз,1934. Т 7. 378 с.
32) Глухов А.А. Перехлёст волны. Политическая логика Платона и постницшеанское преодоление платонизма. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 584 c.
33) Гобозов И.А. Луи Альтюссер - выдающийся философ марксист XX века: Аутентичное прочтение Маркса. М.: ЛЕНАНД, 2015. 120 с.
34) Грамши А. Избранные произведения: Т.3. М.: Изд. иностранной
литературы, 1959. 565 с.
35) Гребер Д. Долг: первые 5000 лет истории. M.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 528 с.
36) Грецкий М.Н. Марксистская философия в современной Франции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 182 с.
37) Гуторов В.А. Ещё раз о ценностях и «Капитале» // Полис. Политические
исследования. 2020. №3. C. 126 - 143.
38) Гуторов В.А. Философия политики на рубеже тысячелетий: судьба классической традиции // Полис. Политические исследования. 2001. №3. C. 157-167.
39) Делёз Ж. Лекции о Спинозе. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 216 с.
40) Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб.: Алетейя, 1999. 186 с.
41) Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и
шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. 895 с.
42) Дюмон Л. Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии. M.: Издательский дом NOTA BENE, 2000. 240 c.
43) Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Издательство «Художественный журнал», 1999. 114 c.
44) Жижек С. Ирак: История про чайник. М.: Праксис, 2004. 218 c.
45) Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. 528 c.
46) Й. Терборн. От марксизма к постмарксизму? М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 256 c.
47) Кагарлицкий Б.Ю. Марксизм. Введение в социальную и политическую теорию. М.: ЛЕНАНД, 2017. 320 c.
48) Кагарлицкий Б.Ю. От империй - к империализму: Государство и возникновение буржуазной цивилизации. Изд. 2-е, перераб. М.: ЛЕНАНД, 2015. 640 c.
49) Канторович Э.Х. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. 752 c.
50) Капустин Б.Г. Критика политической философии: Избранные эссе. М.: Территория будущего, 2010. 424 c.
51) Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории // Сост. Т. Анташев, М. Велижев. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 632 с.
52) Кенэ Ф., Тюрго А.Р.Ж., Дюпон де Немур П.С. Физиократы. Избранные экономические произведения / Ф. Кенэ, А.Р.Ж. Тюрго, П.С. Дюпон де Немур. М. : Эксмо, 2008. 1200 c.
53) Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб.: Наука, 2003. 792 с.
54) Кондрашов П.Н. Философия праксиса Карла Маркса // Вопросы философии. 2016. № 10. C. 69-80.
55) Корсаков С.Н. Проблема философии в марксизме (Россия - СССР, первая треть XX века) // Философия и идеология от Маркса до постмодерна. М.: Прогресс-Традиция. C. 301 -317.
56) Куманьков А.Д. Война в XXI веке. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2020. 296 с.
57) Курилович И.С. Французское неогегельянство: Ж. Валь, А. Койре, А. Кожев и Ж. Ипполит в поисках единой феноменологии Гегеля-
Гуссерля-Хайдеггера. М.: РГГУ, 2019. 224 с.
58) Лаклау Э. Невозможность общества // Логос. 2003. №4-5 (39). С. 54-57.
59) Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Сочинения. 5-е изд. М.: Изд-во политической литературы, 1969. Т. 33. С. 1-120.
60) Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1935. 85 с.
61) Лефорт К. Формы истории: Очерки политической антропологии. СПб.:«Наука», 2007. 340 с.
62) Лист Ф. Национальная система политической экономии. М.: Социум, ЛКИ, 2017. 456 с.
63) Любутин К.Н., Шихардин Н.В. Альтернатива Луи Альтюссера: неомарксистский выбор. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. 120 с.
64) Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1982. 503 с.
65) Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, М.: Издательство политической литературы, 1955. T.8. C. 115-217.
66) Маркс К. К критике гегелевской философии права // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, М.: Издательство политической литературы, 1955. T.1. С. 219-368
67) Маркс К. К критике политической экономии. М.: Госполитиздат, 1949. 272 с.
68) Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. М.:
Издательство политической литературы, 1967. 908 с.
69) Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 19. С. 9-32.
70) Маркс К. Критика политической экономии (черновой набросок 1857— 1858) // Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Политиздат, 1955. Т. 46, ч. 2. 244 с.
71) Маркс К. Нищета философии. М.: Издательство «Э», 2016. 160 с.
72) Маркс К. О книге Листа «Национальная система политэкономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Изд-во политической литературы, 1955. Т. 42. C. 230-256.
73) Маркс К. Речь о свободе торговли // Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Политиздат, 1955. Т. 4. С. 404-418.
74) Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. (Первоначальный вариант «Капитала»). В 2-х ч. М.: Политиздат, 1980. 1216 с.
75) Маркс К. Теории прибавочной стоимости. (4-й том «Капитала»), Ч. 1. М.: Политиздат, 1978. 476 с.
76) Матвеев И.А. Альтюссер: политика теории // Неприкосновенный запас.
2012. № 85.
77) Матвеев И.А. Ангажированность как характеристика политического знания (концепции Л. Альтюссера, М.Фуко, Ч.Р. Милса): диссертация кандидата политических наук: 23.00.01. М, 2013. 149 с.
78) Матвеев И.А. Политико-дискурсивный анализ Эрнесто Лаклау // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2009. № 3. C. 69-74.
79) Наумова Е.И. Проект марксистской диалектики Л. Альтюссера // Вестник Волгоградского университета, 2013. Сер. 7, Филос. №1 (19). C. 14-17.
80) Негри А. Антисовременность Спинозы // Логос. 2007. №2 (59). C. 101¬115.
81) Ойзерман Т.И. Возникновение марксизма // Избранные труды: В 5 т. Т 1. .Ин-т философии РАН. М. : Наука, 2014. 592 с.
82) Ойзерман Т.И. Марксизм и утопизм // Избранные труды: В 5 т. Т 2. Ин-т философии РАН. М.: Наука, 2014. 467 с.
83) Перцева А.А. Историзм и субъективация: от Фуко к Рансьеру и обратно // История философии, 2017. Т.22. №1. C. 92-105.
84) Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М.: Политиздат, 1938. 208 с.
85) Политическая наука в Западной Европе / Под ред. Х. -Д. Клингеманна. М.: Аспект Пресс, 2009. 487 с.
86) Политическая наука: новые направления / под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. М.: «Вече», 1999. 652 с.
87) Политическая теория в XX веке / под ред. А.В. Павлова. М.: Территория будущего, 2008. 416 с.
88) Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 384 с.
89) Рансьер Ж. На краю политического. М.: Праксис, 2006. 240 с.
90) Рансьер Ж. Несогласие. Политика и философия. СПб.: Machina, 2013. 192 с.
91) Регев Й. Введение в исчисление сред // Логос. 2020. №5 (30). C. 1-22.
92) Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Академический проект, 2008. 695 с.
93) Рисмухамедов И.А. Концепции идеологии А. Грамши и Л. Альтюссера и их рецепция в современном неомарксизме: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.01. СПб, 2003. 223 с.
94) Розанваллон П. Утопический капитализм. История идеи рынка. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 256 с.
95) Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М.: «КАНОН- пресс», «Кучково поле», 1998. 416 с.
96) Самарская Е.А. Понятие практики у К.Маркса и современные дискуссии (диалектика объективного и субъективного в истории). М.: Наука, 1977. 225 с.
97) Саркисьянц A.A. Место события: устройство политического у Жака Рансьера // Социология власти. 2016. №4 (28). C. 14-34.
98) Сартр Ж.-П. Проблемы метода. Статьи. М.: Академический проект, 2008. 222 с.
99) Сахарова Т.А. Марксизм и гуманизм (по материалам дискуссии во французском журнале «La Nouvelle critique» 1965-1966) // Вопросы
философии. 1966. № 8.
100) Сидоров А.Н. Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции.
Иркутск: Изд-во Иркутского государственного технического
университета, 2006. 101 с.
101) Скиннер К. Макиавелли. Очень краткое введение. М.: Астрель, 2009. 156 с.
102) Скиннер К. Язык и политические изменения // Логос. 2005. №3. C. 143-152.
103) Скопин Д.А. Проблема равенства в философии Жака Рансьера // Вестник НГЛУ, 2011. №16. C. 249-254.
104) Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. 1 -3. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. 544 с.
105) Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. 4 -5. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. 704 с.
106) Современная марксистско-ленинская философия в зарубежных странах // Ред. Мысливченко А.Г. М.: Наука, 1984. 608 с.
107) Срничек Н, Уильямс А. Изобретая будущее: посткапитализм и мир без труда. М.: Strelka Press, 2019. 336 с.
108) Срничек Н., Уильямс А. Манифест акселерационистской политики // Логос. 2018. №28(2). C. 7-20.
109) Уэст Д. Континентальная философия. Введение. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 448 с.
110) Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002. 384 с.
111) Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М.: Наука, 2000. 379 с.
112) Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Аd Мarginem, 1997. 451 с.
113) Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.
114) Хардт М., Негри А. Империя. М.: Праксис, 2004. 440 с.
115) Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи. М.: Культурная революция, 2006. 559 с.
116) Шихардин Н.В. Концепция этатизации: А. Лефевр и Л. Альтюссер // Вестник НГУ 2008. Т. 6. вып. 3. C. 166-171.
117) Шихардин Н.В. Социальная философия Роже Гароди: диссертация кандидата философских наук: 09.00.11. Екатеринбург, 2000. 148 с.
118) Шихардин Н.В., Луи Альтюссер: критика, реконструкция и защита марксизма // Вестник Самарского университета, 2009. C. 11-17.
119) Шмитт К. Диктатура. М.: РИПОЛ классик, 2020. 440 с.
120) Шмитт К. Понятие политического. СПб.: «Наука», 2016. 568 с.
121) Штраус Л. Введение в политическую философию. М.: Логос, Праксис, 2000. 364 с.
122) Штраус Л. Преследование и искусство письма // Социологическое обозрение Т. 11, № 3, 2012. С. 12-25.
123) Шумпетер Й. История экономического анализа. T.1. СПб.: Экономическая школа, 2004. 496 с.
124) Шумпетер. Й. Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса. М.: Издательство Института Гайдара, 2011. 400 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ