Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОСЛАВИЕ В УСЛОВИЯХ КАПИТАЛИЗМА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №43122

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
238
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ОТРАЖЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ХРИСТИАНСТВА И КАПИТАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ И РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 6
1.1 Храм и рынок в истории европейской культуры: к вопросу о
генезисе и сущности капитализма 6
1.2 Капитализм и православное самосознание 12
1.3 Религиозная и социально-экономическая ситуация в России в 90-е
годы XX столетия 18
ГЛАВА II. «ТЕОЛОГИЯ БОГАТСТВА» В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ 21
2.1 Религия как социальный институт общества потребления 21
2.2 Роль материального изобилия в современном понимании концепта
«счастье» 29
2.3 Аксиологические основы бизнеса в современном российском
обществе 36
ГЛАВА III. «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭТИКА» РПЦ В СИТУАЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА 46
3.1 Современное русское православие и конец «моральной
экономики» 46
3.2 Новые тенденции православной экклезиологии: от общины к
предприятию? 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 56

Актуальность темы диссертации. Начиная с 1985 г. по 1991 г., в период «перестройки», произошли масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни нашей страны. Государство взяло курс на всестороннюю демократизацию и рынок. Одновременно с этим стали возрождаться религиозные институты. Если в 1989 году к православному вероисповеданию себя относили только 17% опрошенных, то по истечении двух десятилетий, в 2009 году, уже 80% респондентов идентифицировали себя как православных верующих. При этом отмечалось неуклонное сокращение числа респондентов, определяющих себя в качестве неверующих - с 74%, заявленных в том же 1989 г., это количество сократилось примерно до 17% в 2014 г. С другой стороны, продолжается государственная программа по модернизации «рыночной экономики», возрастает количество предпринимателей в России, отечественный бизнес всё более интегрируется в единую мировую экономическую систему. В связи с этим актуализируется проблема аксиологии современного российского общества, вопрос взаимодействия «храма» и «рынка», Православия и капитализма.
Обзор литературы. Капитализм, как явление духовное, рассматривался в работах по социологии, религиоведению, социальной философии, а также в трудах отцов церкви. Последние, как правило, не употребляли понятия «капитализм». Слово «капитализм» было введено в
Л
обращение только в середине XIX века. Отцы церкви обращались, прежде всего, к своей пастве, фокусируясь на таких вопросах, как отношение к деньгам, богатству, частной собственности, милостыни.
Ярким исследователем на пути осмысления генезиса капитализма является немецкий социолог и философ Макс Вебер. Оппонируя марксистской концепции исторического материализма, Вебер анализирует
влияние религии на капиталистическое устройство общества. Основные идеи мыслителя были изложены в его работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.). Далее осмысление этой темы получило продолжение в трудах Вернера Зомбарта, Вальтера Беньямина и других европейских философов.
Довольно оригинальная критика капитализма была предложена представителями русской религиозной философии. Н. А. Бердяев в своих работах «Истоки и смысл русского коммунизма» (1938 г.) и «Русская идея» (1946 г.) показывает культурно-исторические предпосылки развития
коммунизма в России. Определяя русский народ, как народ восточный, Бердяев говорит о чуждости русской православной ментальности капиталистическому буржуазному укладу. Другой представитель русской религиозной философии С. Н Булгаков, также обращается в своих работах к проблеме капитализма. В своей работе «Философия хозяйства» С. Н. Булгаков критикует господство экономики над жизнью, видя в человеке не «homo economicus», но сына Божия, получившего задачу воссоздания и хозяйствования в творениях своего Отца.
Рассматривая проблематику позднего капитализма и общества потребления, мы обратились к работам С. Жижека, З. Баумана, Ж. Бодрийяра.
Оценка современной религиозной ситуации в России, в том числе и её связь с капитализмом, встречается в работах В. Ю. Катасонова, О. П. Губнициной, А. И. Осипова. Также при написании работы использовались и другие источники.
В целом можно заметить, что проблеме взаимоотношений православия и капитализма (особенно в современной стадии развития) в научной литературе уделяется недостаточно внимания.
Объектом данного исследования является проблема ценностей в контексте православия и капитализма.
Предметом данной работы являются ценностные аспекты взаимодействия православия и капитализма.
Методология исследования строится на диалектическом подходе. Используются методы исторического и логического анализа, также важными методологическими ориентирами данной работы стали сравнительный, общенаучный и междисциплинарный подходы.
Целью диссертации является осуществление анализа взаимодействия православия и капитализма.
Для достижения сформулированной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проследить основные исторические вехи развития капитализма (от зарождения до становления Общества потребления).
2. Определить аксиологические и антропологические модели капитализма на разных стадиях его развития.
3. Проанализировать диалектику Православия и капитализма на дореволюционном российском и постсоветском этапах развития общества.
4. Оценить перспективы развития взаимоотношений Православия и капитализма.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования мы установили противоположность и противоречивость аксиологических основ православия и капитализма. Генезис капитализма исторически связан с аксиологическими основаниями протестантизма, находящимися в глубоком противоречии с традиционными ценностями православия.
Но социальные трансформации и технический прогресс последних десятилетий накладывают отпечаток на традиционные институты, деформируя и видоизменяя их. Это усложняет возможность прогнозирования вектора социального развития.
Русская православная церковь, в условиях постсекулярного общества, усиливает свое влияние, однако, с другой стороны, общество потребления, на уровне личности и общественного сознания, вносит свои приоритеты индивидуализма и материального благополучия.
Рассмотрев ценностные ориентации в современном отечественном предпринимательстве, мы пришли к выводу об их неоднородности, неоднозначности и изменчивости. Однако, также заметна тенденция вытеснения социокультурных и духовных ценностей в российском предпринимательстве, как затрудняющих развитие самого бизнеса.
Повторение исторически успешного опыта сотрудничества РПЦ и предпринимательства в дореволюционной России, в текущих социальных реалиях видится практически невозможным. Это обусловлено тем, что идеи благотворительности и социального предпринимательства сталкиваются с индивидуализмом и приоритетом наращивания материального благосостояния. Плюрализм форм религиозности также не способствует становлению традиционных духовных ценностей. Так называемая, теология денег подменяет и размывает саму идею религиозности, замещая ее фетишизмом и жаждой потребления.
Оказавшись в новой социальной реальности капитализма и общества потребления, с быстро развивающимися технологиями и изменяющимися личностными потребностями, РПЦ испытала на себе сильное влияние современного мира, затрагивающего её сущность, сакральное пространство. Ряд православных исследователей обозначает такое состояние церкви термином «обмирщение».
Православная церковь взяла на себя историческую роль транслирования традиционных духовных и социальных ценностей в эпоху ценностной неопределенности. Однако приспосабливаясь и встраиваясь в структуру общества потребления, православие теряет свою сущность, становясь религией без религии, не имеющей возможности донести свою суть в неискаженном виде до общества. Но и осуждение православной церковью капитализма и противопоставление себя ему, при нынешних условиях, может вытеснить церковь на переферию общественного бытия и пошатнуть ее возрождающийся авторитет. Тогда как нейтральные или партнерские отношения церкви и капитализма, как двух противоположных миров, ведут к возникновению целого ряда проблем связанных не только с современным пониманием Церкви и ее границ, но и с трансформацией внутренней сущности самого православия.



1. Батай Ж. «Проклятая часть»: Сакральная социология: Пер. с фр. / Сост.
С. Н. Зенкин. - М.: Ладомир, 2006. - 742 с.
2. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред.
В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 390 с.
3. Беляевский И.К. Социальный маркетинг: проблемы формирования и
анализа. // Экономическая теория, анализ практика: научный
информационно-аналитический экономический журнал (ЭТАП). - 2013. - № 6. - С. 90-108.
4. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. - М.: Наука, 1990. - 224 с.
5. Бердяев Н.А. Русская идея. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - 320 с.
6. Бердяев Н. А. Социализм как религия [Электронный ресурс] / URL: http://www.odinblago.ru/filosofiva/berdvaev/berdvaev socializm relig/
7. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / пер. с фр. А. Качалова. М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. - 240 с.
8. Бурстин Д. Дж. Сообщества потребления // THESIS. - 1993. - Вып. 3. - С. 231-232.
9. Булгаков С. Н. Карлейль и Толстой // Новый путь. - 1904. - № 12. - С. 227-260.
10. Булгаков С. Н. Философия хозяйства / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 464 с.
11. Вакуленко Л.В. Ценностные основания предпринимательства как проблема социально-философского дискурса / Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Л.В. Вакуленко. Уфа, 2004. - 19 с.
12. Васянин М.С. Ценности предпринимательского слоя современной России // Известия высших учебных заведений. Поволжский район. Общественные науки. - 2012. - №1(21). - С. 87 - 97.
13. Вебер. М. Избранные произведения. Протестантская этика и дух капитализма. - М.: Прогресс, 1990. - 178 с.
14. Вебер М. Избранные произведения. / Пер. с нем./ Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисловие П. П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
15. Веселова В.С. Ценности современного общества и образования // Ценности и смыслы. [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tsennosti-sovremennogo-obschestva-i- obrazovaniya
16. Грехнев В.С. Информационное общество и образование // Вестник московского государственного университета. Серия 7. Философия. - 2006. - № 6. - С. 88 - 106.
17. Губницына О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. - Т. 10. № 1. - С. 78-79.
18. Гуревич А.Л. Виртуальная культура и проблемы духовной жизни современного общества. / А. Л. Гуревич. - Москва : Спутник+", 2004. - 67 с.
19. Дроботушенко Е.В. Влияние православия на общество в современной России // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. - 2011. - № 4. - С. 123 - 132.
20. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг [Электронный ресурс] / URL: http://www.dialog21.ru/dubrovskv/nauchnve texty/probl ideal.htm
21. Жижек С. Кукла и карлик. Христианство между ересью и бунтом. / С. Жижек. - М.: Издательство «Европа», 2009. - 336 с.
22. Зомбарт В. Евреи и хозяйственная жизнь. / В. Зомбарт. - СП(б): Книгоиздательство “Разум”, 1912. - 180 с.
23. Иванов А.В. Риски и вызовы постсекулярного общества: концептуальные основания/ А.В. Иванов, С.А. Данилов, И.А. Дорошин // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 1. - С. 204-211.
24. Избранные работы А.В. Чаянова [Электронный ресурс] / URL: https://www.runivers.ru/lib/book6022/
25. Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». / Научный редактор О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2013. - 1072 с.
26. Катасонов В.Ю. Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма. - М.: Кислород, 2014. - 408 с.
27. Катасонов В.Ю. «Теология процветания»: преодоление
«консервативного» протестантизма [Электронный ресурс] /URL: https://econ.wikireading.ru/23334
28. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М.: ЛКИ, 2011. - 350 с.
29. Кравцова А.П. Предпринимательская культура в современном российском обществе (социологические аспекты): Дис. ... канд. соц. наук/ А.П. Кравцова. - М., 2005. - 180 с.
30. Кричевский Н. Русский менталитет [Электронный ресурс] / URL: https://www.sovsekretno.ru/articles/id/5329
31. Кырлежев А. Постсекулярное: краткая интерпретация // Логос. - 2011. - №3 (82). - С.100-106.
32. Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма / Пер. с фр. С. Рындина. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 432 с.
33. Легойда В. О моде на православие [Электронный ресурс] / URL: https://foma.ru/o-mode-na-pravoslavie.html
34. Магун В. Об изменениях трудовых ценностей российского населения // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. / Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М.: Интерцентр, 2000. - С. 439-447.
35. Майдану Хризостомос. Ересь обмирщения [Электронный ресурс] / URL: http://hram-troicy.prihod.ru/psevdopravoslavie/view/id/1172430
36. Маркова М.В. Социальное предпринимательство: цели и ценности // Экономика и управление в машиностроении. - 2014. - №4 (34). - С. 61 - 62.
37. Мащитько О. В. Невидимая, рассеянная, пассивная: способы функционирования постсекулярной религиозности // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 17. ФИЛОСОФИЯ. КОНФЛИКТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. - 2016. - № 2. - С. 106 - 110.
38. Митенков А.В. Философско-антропологический анализ учения В. Зомбарта о генезисе общества: Дис. ... канд. филос. наук / А.В. Митенков. - М., 2002. - 169 с.
39. Митрохин Н. Русская православная церковь как субъект экономической деятельности [Электронный ресурс] / URL: http://razumru.ru/humanism/svs/05 .htm
40. Насртдинова В. М. Трансформация религиозного сознания в современном российском обществе: Дис. ... канд. филос. наук / В. М. Насртдинова. - Казань, 2016. - 222 с.
41. Осипов А. И. Христианство сегодня [Электронный ресурс] / URL: http://poslushnik.info/osipov/lectures/04 Khristianstvo segodnya.html
42. Основы Русской Православной Церкви. VII. Собственность [Электронный ресурс] / URL: https://mospat.ru/ru/documents/social- concepts/vii/
43. Паскевская Н.А. Актуальные вопросы развития хозяйственного рационализма домохозяйств в регионе // Известия байкальского государственного университета. - 2010. - №2 (70). - С.74 - 77.
44. Пензин А. Фрагмент В. Беньямина «Капитализм как религия» и его современные интерпритации [Электронный ресурс] / URL: http://www.artinfo.ru/RU/news/main/Capitalism as religion-1-Penzin.htm
45. Позняков В.П. Предпринимательство как ценность и ценности российских предпринимателей / Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. ред. В.С. Степин. Секция философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН. - М.: Наука, 2007. - С. 513-528.
46. Пруцкова Е.В. Типология православных россиян: проблема
конструирования обобщенного показателя религиозности / Е.В. Пруцкова, К.В. Маркин // Социологические исследования. - 2017. - № 8. - С. 94 - 105.
47. Рёскин Дж. Радость навеки и её рыночная цена / Дж. Рёскин; (пер. с англ. Л. П. Никифорова). - М.:РИПОЛ классик, 2018. - 184 с.
48. Рокич М. Методика "ценностные ориентации" [Электронный ресурс] / URL:http://mosmetod.ru/files/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0 %B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D0%BA%D0% B8%D 1 %87%D0%B0.pdf
49. Российский Философский конгресс. «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия». Приветствия и пленарные доклады Третьего Российского Философского конгресса. Ростов-на-Дону.2003. - С. 84. [Электронный ресурс] / URL: https://cyberlenmka.ru/article/v/rossiyskiy- filosofskiy-kongress-kak-model-razvitiya-sovremennoy-otechestvennoy- filosofii-i-ee-realizatsiya-v-deyatelnosti-etiko
50. Россияне укрепились в верованиях [Электронный ресурс] / URL: https://www.levada.ru/2018/01/16/rossiyane-ukrepilis-v-verovaniyah/
51. Ростова Н. Священное как пострелигия [Электронный ресурс] / URL: http://zavtra.ru/blogs/svvaschennoe-kak-postreligiva
52. Сазанова С.Л. Становление и развитие предпринимательства и предпринимательской деятельности в России в XVII-XXI в.в. // Вестник университета. - 2016. - №6. - С. 40-46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ