Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музыкотерапия как метод формирования навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей

Работа №18380

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
759
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения особенностей формирования навыков
совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, средствами музыкотерапии 9
1.1 Совпадающее поведение: понятие и характеристики 9
1.2 Проявление совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей 23
1.3 Возможности использования музыкотерапии для формирования
навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей 27
2 Экспериментальное исследование возможностей формирования
навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, средствами музыкотерапии 32
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 32
2.2 Система занятий с использованием музыкотерапии, направленная
на формирование навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей 39
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики 44
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А Индивидуальные показания первичной диагностики 62
Приложение Б Содержание занятий по музыкотерапии, направленных на формирование навыков совпадающего поведения у подростков,оставшихся без попечения родителей 67
Приложение В Индивидуальные показания повторной диагностики 78


Актуальность темы выпускной квалификационной работы продиктована тем, что жизнь каждого человека, в современных социально-экономических условиях, насыщенна сложными ситуациями, вынуждающими его преодолевать разного рода препятствия и трудности или приспосабливаться к ним. Проблема преодоления жизненных трудностей носит название совпадающего поведения и на сегодняшний день является одной из актуальных, активно разрабатываемых в современной психологии.
Все больше детей, в нашем современном российском обществе, остаются без попечения родителей. Ежегодный прирост численности детей составляет от 3 до 4%. В России, по данным статистики, только 10% общего числа детей- сирот являются сиротами вследствие смерти или инвалидности их родителей, остальные - социальные сироты, ставшие сиротами по причине злоупотребления алкоголем одним или обоими родителями, плохих материальных и жилищных условий, лишения родительских прав, нахождения родителей в заключении. Доля детей-сирот в общем количестве детского населения страны составляет около 2%, а в некоторых регионах - 15-20%. [15].
Подростки-сироты, воспитывающиеся в детском доме, являются категорией детей, находящихся в ситуациях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Если у подростка слабо развиты механизмы саморегуляции, он склонен отреагировать свои негативные переживания в виде аффектных «вспышек» и неадекватном поведении. Данная категория подростков-сирот не развивается полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей. Возможный способ решения этой задачи - обращение к методам психокоррекции и психотерапии.
Особый интерес в формировании навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, вызывает использование музыкотерапии. В современной психологии музыкотерапия рассматривается как область восстановительной медицины, которая использует различные музыкально-акустические методы, технологии и подходы, для коррекции психического и физического здоровья. Поэтому представляется важным исследование влияния музыкотерапии на формирование навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования - изучение возможностей использования музыкотерапии при формировании навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования - совпадающее поведение как психологический феномен.
Предмет исследования - возможности использования музыкотерапии при формировании навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния музыкотерапии на формирование навыков совпадающего поведения у подростков.
2. Провести экспериментальное исследование с целью выявления навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
3. Разработать и реализовать систему занятий с использованием музыкотерапии, направленную на формирование навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
4. Провести повторное исследование навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, проанализировать результаты экспериментального исследования, определить эффективность реализации системы занятий с использованием музыкотерапии.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (авторы - С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой); юношеская копинг-шкала (авторы - Э. Фрайденберг. Р. Льюис, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой); копинг-тест «Опросник о способах копинга» (авторы - Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой)).
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования в области психологии совпадающего поведения подростков А.А. Прихожан [40], а также работы А.С. Мугаджировой [31], рассматривающей влияние музыкотерапии на формирование навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Экспериментальная база исследования: Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского».
Выборка исследования представлена подростками в количестве 20 человек в возрасте 13-14 лет.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (ноябрь 2017 г. - февраль 2018 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; проведение первичной диагностики совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей; количественный и качественный анализ результатов первичной диагностики; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (март - май 2018 г.) - разработка и проведение занятий по музыкотерапии, направленных на формирование навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Третий этап (май 2018 г.) - проведение повторной диагностики совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей; сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей; оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования были представлены в сборнике трудов конференции (научном журнале) «Актуальные достижения европейской науки», внутривузовской студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск 2018). По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья в БД РИНЦ в журнале "Уральский научный вестник" (ISSN 1561-6908) , № 6, том 3 .
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей; определен диагностический инструментарий, направленный на изучение совладающего поведения в подростковом возрасте; выделены особенности совладающего поведения, свойственные подросткам, оставшимся без попечения родителей; разработана система занятий по развитию навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (53 наименования). Результаты исследования представлены в рисунках. Объем работы составляет 61 страницу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Термин «coping» стал активно использоваться в американской психологии с начала 1960-х годов для изучения поведения личности в стрессовых ситуациях. «Coping» понимается как воздействующее на ситуацию поведение или как вырабатываемые человеком средства защиты от психотравмирующих событий. В отечественной психологии перевод термина «coping» был предложен Л.И. Анциферовой, которая обозначила это явление как совладание. В то же время в отечественной психологии до сегодняшнего дня наблюдается терминологическое многообразие перевода слова «coping» - совладающее поведение, преодоление, приспособление, купирование, копинг.
В настоящее время в научной литературе используется различная терминология для обозначения изучаемого феномена: «стиль адаптации», «копинг-поведение», «стратегия принятия решения», «совладающее
поведение», «тип поведения в стрессе» и т.д. Наиболее устоявшимся и применимым на сегодняшний день является термин «совладание» как способ взаимодействия человека с трудной жизненной ситуацией. Под совпадающим поведением, вслед за Т.Л. Крюковой, мы понимаем совокупность поведенческих актов, позволяющих субъекту способами, адекватными его личностным особенностям и самой ситуации, с помощью осознанных действий справиться со стрессом.
У подростков, оставшихся без попечения родителей, отмечается недоразвитие внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения, преобладание зависимых, реактивных форм поведения. Это компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». К подростковому возрасту, воспитанник детского дома не имеет навыка копинг - поведения (совладания) с трудностями, не осознает своих потребностей, прав и обязанностей, психологически не готов к решению проблем и защите от угроз внешнего мира.
Одним из методов формирования навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, является музыкотерапия, представляющая собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. В развитии совладающего поведения подростков наиболее эффективны такие формы музыкотерапии как: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация или
пластическое интонирование под музыку, создание стихов, написание сочинений после прослушивания музыки и другие творческие формы.
В целях исследования возможностей использования музыкотерапии в формировании навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, было проведено экспериментальное исследование. В экспериментальном исследовании приняли участие 20 подростков, воспитывающихся в КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э.Дзержинского». Возраст испытуемых - 13-14 лет. Нами использовался следующий диагностический инструментарий: методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (авторы - С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой); юношеская копинг-шкала (авторы - Э. Фрайденберг. Р. Льюис, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой); копинг-тест «Опросник о способах копинга» (авторы - Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой).
Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что у большинства подростков, оставшихся без попечения родителей, предпочитаемыми копинг-стратегиями являются «Избегание», «Эмоция»,
«Социальное отвлечение», «Несовладание», «Разрядка». Эти стратегии входят в непродуктивный стиль совладающего поведения и означают яркое проявление негативных эмоций, отсутствие активных действий по решению ситуации. Большинство подростков уходят от решения надвигающихся проблем путем избегания проблемной ситуации. Подростки закрываются в себе, никому не рассказывают о своих проблемах, избегают всевозможных попыток взаимодействия с ними окружающих.
Дальнейшая работа была направлена на формирование навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей. Нами была разработана система занятий с элементами музыкотерапии, включающая 22 занятия, проводящиеся два раза в неделю по 40 минут в течение трех месяцев. Система занятий состоит из четырех блоков, в каждом из которых несколько занятий, подчиненных общей теме блока.
На заключительном этапе экспериментального исследования была проведена повторная диагностика. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности системы занятий, направленных на развитие совладающего поведения у подростков, посредством музыкотерапии. Анализ результатов эксперимента показывает, что после проведения развивающей работы предпочитаемыми копинг-стратегиями являются «Решение проблемы», Позитивный фокус» и «Профессиональная помощь».
Полученные результаты означают, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, прикладывают усилия по использованию всех личностных ресурсов в стрессовой ситуации, по созданию положительного смысла ситуации фокусированием на развитии собственной личности, а также в ситуации стресса прибегают к помощи компетентного лица. Подростки, оставшиеся без попечения родителей, обдумывают возникшую проблемную ситуацию. Наименее используемыми копинг-стратегиями являются «Избегание», «Игнорирование», «Отвлечение». Это означает, что подростки, оставшихся без попечения родителей, предпочитают не избегать проблемы и не уходить от ее решения.
Таким образом, разработанная система занятий с использованием музыкотерапии способствует формированию активной и жизнестойкой личности подростка, способной быстро реагировать на изменяющиеся условия и использовать эффективные стратегии осуществления выбора, направленные на разрешение проблемной ситуации.



1. Акименко, А. К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности / А. К. Акименко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - № 3. - С. 235-238.
2. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-18.
3. Аргентова, Т. Е. Особенности совладающего поведения детей-сирот старшего подросткового возраста / Т. Е. Аргентова, Е. В. Тополева // Сибирский психологический журнал. - 2017. - № 25. - С. 34-36.
4. Бережная, О. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей- сирот как средство их социализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Бережная Ольга Владимировна. - Ставрополь, 2005. - 22 с.
5. Богомолов, А. М. Структурно-динамические свойства системы психологической защиты у детей подросткового возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Богомолов Андрей Михайлович. - Санкт- Петербург, 2005. - 25 с.
6. Бохан, Т. Г. Возрастные и социально-психологические характеристики копинг-стратегий в периодах юношества и ранней взрослости / Т. Г. Бохан // Сибирский психологический журнал. - 2017. - № 16-17. - С. 35¬45.
7. Брушинский, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Брушлинский. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2006. - 621 с.
8. Бочарова, Е. Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп / Е. Е. Бочарова // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 5. - С. 580-589.
9. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Москва:Наука, 2008. - 382 с.
10. Герасимович, Г. И. Применение музыкотерапии в медицине / Г.И. Герасимович // Медицинские новости. - 2015. - № 7. - С. 17-20.
11. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. - Санкт-Петербург: Свет, 2014. - 608 с.
12. Дединская, Е.П. Музыкальная терапия в клинической практике / Е.П. Дединская, К. А. Щербинин // Музыкальная психология и психотерапия. - 2016. - № 2. - С. 112-117.
13. Декер-Фойгт, Г.Г. Введение в музыкотерапию / Г. Г. Декер-Фойгт. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 236 с.
14. Дементий, Л. И. Условия и факторы приобретения стратегий совладающего поведения / Л. И. Дементий, Ю. А. Дружинина // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2017. - № 1. - С. 23-27.
15. Добрянская, О. В. Преодоление подростками 11 -12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии / О. В. Добрянская, Т. А. Макарченко // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 134-137.
16. Донина, О. И. Характеристика современных технологий социально - психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / О. И. Донина, Е. Е. Вагина // Современные исследования социальных проблем. - 2018. - № 1. - С. 53-56.
17. Донская, Т. К. Арт-педагогика в современной образовательной парадигме / Т. К. Донская // Наука. Искусство. Культура. - 2013. - № 2. - С. 144-152.
18. Дружинина, Ю. А. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте / Ю. А. Дружинина // Омский научный вестник. - 2016. - № 5. - С. 78-82.
19. Ершова, Н. Н. Характеристики виктимности у воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н. Н. Ершова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -T. 32. - С. 41-44.
20. Кадырова, А. Р. Возможности применения педагогической музыкотерапии в работе с учащимися подростковое возраста на уроках музыки / А. Р. Кадырова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч. -практ. конф. - 2016. - № 12.
- С. 70-74. - Режим доступа: URL: http://sibac.info/archive/guman
21. Киселева, Т. Ю. Арт-терапия как психолого-педагогическая технология / Т. Ю. Киселева, С. П. Беловолова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 11. - С. 218-225.
22. Корытова, Г. С. Защитно-совладающее поведение в педагогической деятельности / Г. С. Корытова. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. - 307 с.
23. Кочеткова, М. Ю. Арт-терапия как психолого-педагогическая технология в работе с детьми-сиротами / М. Ю. Кочеткова, Т. Г. Пронюшкина // Инновационная наука. - 2015. - № 12. - С. 79-83.
24. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : автореф. дис. ...д-ра психол. наук: 19.00.13 / Т. Л. Крюкова - Москва, 2013. - 50 с.
25. Лазарус, Р. Психологический стресс и копинг-процессы / Л. Лазарус.
- Москва : Медицина, 1966. - 338 с.
26. Лапин, И. П. Зачем «копинг», когда есть «совладание»? / И. П. Лапин // Социальная и клиническая психиатрия. - 1999. - Т. 9. - Вып. 2. - С. 57-59.
27. Левченко, В. О. Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков: автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.07 / Левченко Владимир Олегович. - Ставрополь, 2010. - 27 с.
28. Леонтьева, Т. В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт- терапии / Т. В. Леонтьева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 2. - С. 65-69.
29. Либина, А. В. Совпадающий интеллект. Человек в сложной жизненной ситуации / А. В. Либина. - Москва : Эксмо, 2006. - 192 с.
30. Луева, М. В. Представления о совпадающем поведении в контексте современного образовании / М. В. Луева // Наука и школа. - 2015. - № 1. - С. 30-33.
31. Морено, Дж. Индивидуальная музыкальная импровизация / Дж. Морено // Музыкальная психология и психотерапия. - 2016. - № 3. - С. 48-57.
32. Мугаджирова, А. С. Особенности решения личностных проблем детей-сирот посредством арт-терапии / А. С. Мугаджирова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого - педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 68-73.
33. Набиуллина, Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом: учебное пособие / Р. Р. Набибуллина, И. В. Тухтарова. - Казань : КГМА, 2016. - 226 с.
34. Назыров, Р. К. Отношение к болезни и лечению, интра- и интер-персональная конфликтность и копинг-поведение больных неврозами: :
автореф. дис канд. мед. наук: 19.00.04 / Назыров Равиль Каисович. - Санкт-Петербург, 1993. - 20 с.
35. Налбандьян, М. А. Музыкотерапия и ее становление в науке и практике / М. А. Налбандьян, М. Г. Мигунова // KANT. - 2016. - № 2. - С. 11¬14. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/muzykoterapiya-i-ee- stanoylenie-v-nauke-i-praktike
36. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 5. - С. 20-30.
37. Никольская, И. М. Психологическая защиты у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. - Санкт-Петербург: Речь, 2026. - 342 с.
38. Оленская, Т. Л. История и современные тенденции музыкотерапии / Т. Л. Оленская, А.А. Марченко, Л.Л. Шебеко // Здоровье для всех. - 2015. - № 2. - С. 45-47.
39. Орлов, Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия / Г. А. Орлов. - Москва: Академия, 2013. - 209 с.
40. Петрушин, В. И. Задачи музыкальной психологии и психотерапии в современной России / В. И. Петрушин // Музыкальная психология и психотерапия. - 2015. - № 3. - С. 4-14.
41. Польшина, М. А. Психологическая защищенность и копинг-поведение подростков-сирот в конфликтной ситуации / М. А. Польшина, А. Д. Насибуллина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 1. - С. 50-54.
42. Прихожан, А. М. Особенности совладающего поведения подростков -
воспитанников детского дома / А. М. Прихожан // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2012. - № 15. - С. 45-48.
43. Рапацкая, Л. А. Проблемы педагогической музыкотерапии как нового
направления современной науки / Л. А. Рапацкая, Е.Ю. Тишина, Н. В. Семина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - № 2. - С. 38-41.
44. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан // Анализ. Теория. Практика. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 479 с.
45. Сирота, Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: дис. ... д-ра мед. наук : 19.00.15 / Сирота Наталья Александровна. - Бишкек, 1994. - 283 с.
46. Успенский, В. М. Нерешенные проблемы музыкотерапии / В.М. Успенский // Музыкальная психология и психотерапия. - 2016. - № 3. - С. 69¬79.
47. Фролова, С. В. Сгресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях / С. В. Фролова, Т. В. Сенина // Проблемы социальной психологии личности. - 2015. - № 2. - С. 291-294.
48. Хазова, С. А. Возрастная специфика совладающего поведения подростков / С. А. Хазова, Н. В. Останина // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 1. - С. 65-68.
49. Чернега, А. А. Лекарство, которое слушают, или как укрепить здоровье детей при помощи музыкотерапии? / А. А. Чернега // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - № 5. - С. 68-70.
50. Чигаева, В. Ю. Исследование склонностей к девиантному поведению у подростков, оставшихся без попечения родителей и проживающих в детском доме (гендерный аспект) / В. Ю. Чигаева, К. В. Грабчук, Л. М. Булдыгина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 114-116.
51. Шульта, Т. И. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье / Т. И. Шульта, Д. Д. Татаренко // Психолого-педагогические исследования. - 2013. - № 2. - С. 203-213.
52. Шушарджан, С. В. Руководство по музыкотерапии / С. В. Шушарджан. - Москва: Медицина, 2015. - 205 с.
53. Элькин, В. М. Чудо музыки / В. М. Элькин // Музыкальная психология и психотерапия. - 2016. - № 2. - С. 118-131.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ