Музыкотерапия как метод формирования навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения особенностей формирования навыков
совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, средствами музыкотерапии 9
1.1 Совпадающее поведение: понятие и характеристики 9
1.2 Проявление совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей 23
1.3 Возможности использования музыкотерапии для формирования
навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей 27
2 Экспериментальное исследование возможностей формирования
навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, средствами музыкотерапии 32
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 32
2.2 Система занятий с использованием музыкотерапии, направленная
на формирование навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей 39
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики 44
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А Индивидуальные показания первичной диагностики 62
Приложение Б Содержание занятий по музыкотерапии, направленных на формирование навыков совпадающего поведения у подростков,оставшихся без попечения родителей 67
Приложение В Индивидуальные показания повторной диагностики 78
1 Теоретические аспекты изучения особенностей формирования навыков
совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, средствами музыкотерапии 9
1.1 Совпадающее поведение: понятие и характеристики 9
1.2 Проявление совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей 23
1.3 Возможности использования музыкотерапии для формирования
навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей 27
2 Экспериментальное исследование возможностей формирования
навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, средствами музыкотерапии 32
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 32
2.2 Система занятий с использованием музыкотерапии, направленная
на формирование навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей 39
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики 44
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А Индивидуальные показания первичной диагностики 62
Приложение Б Содержание занятий по музыкотерапии, направленных на формирование навыков совпадающего поведения у подростков,оставшихся без попечения родителей 67
Приложение В Индивидуальные показания повторной диагностики 78
Актуальность темы выпускной квалификационной работы продиктована тем, что жизнь каждого человека, в современных социально-экономических условиях, насыщенна сложными ситуациями, вынуждающими его преодолевать разного рода препятствия и трудности или приспосабливаться к ним. Проблема преодоления жизненных трудностей носит название совпадающего поведения и на сегодняшний день является одной из актуальных, активно разрабатываемых в современной психологии.
Все больше детей, в нашем современном российском обществе, остаются без попечения родителей. Ежегодный прирост численности детей составляет от 3 до 4%. В России, по данным статистики, только 10% общего числа детей- сирот являются сиротами вследствие смерти или инвалидности их родителей, остальные - социальные сироты, ставшие сиротами по причине злоупотребления алкоголем одним или обоими родителями, плохих материальных и жилищных условий, лишения родительских прав, нахождения родителей в заключении. Доля детей-сирот в общем количестве детского населения страны составляет около 2%, а в некоторых регионах - 15-20%. [15].
Подростки-сироты, воспитывающиеся в детском доме, являются категорией детей, находящихся в ситуациях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Если у подростка слабо развиты механизмы саморегуляции, он склонен отреагировать свои негативные переживания в виде аффектных «вспышек» и неадекватном поведении. Данная категория подростков-сирот не развивается полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей. Возможный способ решения этой задачи - обращение к методам психокоррекции и психотерапии.
Особый интерес в формировании навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, вызывает использование музыкотерапии. В современной психологии музыкотерапия рассматривается как область восстановительной медицины, которая использует различные музыкально-акустические методы, технологии и подходы, для коррекции психического и физического здоровья. Поэтому представляется важным исследование влияния музыкотерапии на формирование навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования - изучение возможностей использования музыкотерапии при формировании навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования - совпадающее поведение как психологический феномен.
Предмет исследования - возможности использования музыкотерапии при формировании навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния музыкотерапии на формирование навыков совпадающего поведения у подростков.
2. Провести экспериментальное исследование с целью выявления навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
3. Разработать и реализовать систему занятий с использованием музыкотерапии, направленную на формирование навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
4. Провести повторное исследование навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, проанализировать результаты экспериментального исследования, определить эффективность реализации системы занятий с использованием музыкотерапии.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (авторы - С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой); юношеская копинг-шкала (авторы - Э. Фрайденберг. Р. Льюис, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой); копинг-тест «Опросник о способах копинга» (авторы - Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой)).
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования в области психологии совпадающего поведения подростков А.А. Прихожан [40], а также работы А.С. Мугаджировой [31], рассматривающей влияние музыкотерапии на формирование навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Экспериментальная база исследования: Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского».
Выборка исследования представлена подростками в количестве 20 человек в возрасте 13-14 лет.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (ноябрь 2017 г. - февраль 2018 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; проведение первичной диагностики совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей; количественный и качественный анализ результатов первичной диагностики; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (март - май 2018 г.) - разработка и проведение занятий по музыкотерапии, направленных на формирование навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Третий этап (май 2018 г.) - проведение повторной диагностики совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей; сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей; оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования были представлены в сборнике трудов конференции (научном журнале) «Актуальные достижения европейской науки», внутривузовской студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск 2018). По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья в БД РИНЦ в журнале "Уральский научный вестник" (ISSN 1561-6908) , № 6, том 3 .
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей; определен диагностический инструментарий, направленный на изучение совладающего поведения в подростковом возрасте; выделены особенности совладающего поведения, свойственные подросткам, оставшимся без попечения родителей; разработана система занятий по развитию навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (53 наименования). Результаты исследования представлены в рисунках. Объем работы составляет 61 страницу.
Все больше детей, в нашем современном российском обществе, остаются без попечения родителей. Ежегодный прирост численности детей составляет от 3 до 4%. В России, по данным статистики, только 10% общего числа детей- сирот являются сиротами вследствие смерти или инвалидности их родителей, остальные - социальные сироты, ставшие сиротами по причине злоупотребления алкоголем одним или обоими родителями, плохих материальных и жилищных условий, лишения родительских прав, нахождения родителей в заключении. Доля детей-сирот в общем количестве детского населения страны составляет около 2%, а в некоторых регионах - 15-20%. [15].
Подростки-сироты, воспитывающиеся в детском доме, являются категорией детей, находящихся в ситуациях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Если у подростка слабо развиты механизмы саморегуляции, он склонен отреагировать свои негативные переживания в виде аффектных «вспышек» и неадекватном поведении. Данная категория подростков-сирот не развивается полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей. Возможный способ решения этой задачи - обращение к методам психокоррекции и психотерапии.
Особый интерес в формировании навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, вызывает использование музыкотерапии. В современной психологии музыкотерапия рассматривается как область восстановительной медицины, которая использует различные музыкально-акустические методы, технологии и подходы, для коррекции психического и физического здоровья. Поэтому представляется важным исследование влияния музыкотерапии на формирование навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования - изучение возможностей использования музыкотерапии при формировании навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования - совпадающее поведение как психологический феномен.
Предмет исследования - возможности использования музыкотерапии при формировании навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния музыкотерапии на формирование навыков совпадающего поведения у подростков.
2. Провести экспериментальное исследование с целью выявления навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
3. Разработать и реализовать систему занятий с использованием музыкотерапии, направленную на формирование навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
4. Провести повторное исследование навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, проанализировать результаты экспериментального исследования, определить эффективность реализации системы занятий с использованием музыкотерапии.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (авторы - С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой); юношеская копинг-шкала (авторы - Э. Фрайденберг. Р. Льюис, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой); копинг-тест «Опросник о способах копинга» (авторы - Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой)).
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования в области психологии совпадающего поведения подростков А.А. Прихожан [40], а также работы А.С. Мугаджировой [31], рассматривающей влияние музыкотерапии на формирование навыков совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Экспериментальная база исследования: Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского».
Выборка исследования представлена подростками в количестве 20 человек в возрасте 13-14 лет.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (ноябрь 2017 г. - февраль 2018 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; проведение первичной диагностики совпадающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей; количественный и качественный анализ результатов первичной диагностики; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (март - май 2018 г.) - разработка и проведение занятий по музыкотерапии, направленных на формирование навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Третий этап (май 2018 г.) - проведение повторной диагностики совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей; сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей; оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования были представлены в сборнике трудов конференции (научном журнале) «Актуальные достижения европейской науки», внутривузовской студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск 2018). По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья в БД РИНЦ в журнале "Уральский научный вестник" (ISSN 1561-6908) , № 6, том 3 .
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей; определен диагностический инструментарий, направленный на изучение совладающего поведения в подростковом возрасте; выделены особенности совладающего поведения, свойственные подросткам, оставшимся без попечения родителей; разработана система занятий по развитию навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (53 наименования). Результаты исследования представлены в рисунках. Объем работы составляет 61 страницу.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Термин «coping» стал активно использоваться в американской психологии с начала 1960-х годов для изучения поведения личности в стрессовых ситуациях. «Coping» понимается как воздействующее на ситуацию поведение или как вырабатываемые человеком средства защиты от психотравмирующих событий. В отечественной психологии перевод термина «coping» был предложен Л.И. Анциферовой, которая обозначила это явление как совладание. В то же время в отечественной психологии до сегодняшнего дня наблюдается терминологическое многообразие перевода слова «coping» - совладающее поведение, преодоление, приспособление, купирование, копинг.
В настоящее время в научной литературе используется различная терминология для обозначения изучаемого феномена: «стиль адаптации», «копинг-поведение», «стратегия принятия решения», «совладающее
поведение», «тип поведения в стрессе» и т.д. Наиболее устоявшимся и применимым на сегодняшний день является термин «совладание» как способ взаимодействия человека с трудной жизненной ситуацией. Под совпадающим поведением, вслед за Т.Л. Крюковой, мы понимаем совокупность поведенческих актов, позволяющих субъекту способами, адекватными его личностным особенностям и самой ситуации, с помощью осознанных действий справиться со стрессом.
У подростков, оставшихся без попечения родителей, отмечается недоразвитие внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения, преобладание зависимых, реактивных форм поведения. Это компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». К подростковому возрасту, воспитанник детского дома не имеет навыка копинг - поведения (совладания) с трудностями, не осознает своих потребностей, прав и обязанностей, психологически не готов к решению проблем и защите от угроз внешнего мира.
Одним из методов формирования навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, является музыкотерапия, представляющая собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. В развитии совладающего поведения подростков наиболее эффективны такие формы музыкотерапии как: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация или
пластическое интонирование под музыку, создание стихов, написание сочинений после прослушивания музыки и другие творческие формы.
В целях исследования возможностей использования музыкотерапии в формировании навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, было проведено экспериментальное исследование. В экспериментальном исследовании приняли участие 20 подростков, воспитывающихся в КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э.Дзержинского». Возраст испытуемых - 13-14 лет. Нами использовался следующий диагностический инструментарий: методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (авторы - С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой); юношеская копинг-шкала (авторы - Э. Фрайденберг. Р. Льюис, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой); копинг-тест «Опросник о способах копинга» (авторы - Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой).
Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что у большинства подростков, оставшихся без попечения родителей, предпочитаемыми копинг-стратегиями являются «Избегание», «Эмоция»,
«Социальное отвлечение», «Несовладание», «Разрядка». Эти стратегии входят в непродуктивный стиль совладающего поведения и означают яркое проявление негативных эмоций, отсутствие активных действий по решению ситуации. Большинство подростков уходят от решения надвигающихся проблем путем избегания проблемной ситуации. Подростки закрываются в себе, никому не рассказывают о своих проблемах, избегают всевозможных попыток взаимодействия с ними окружающих.
Дальнейшая работа была направлена на формирование навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей. Нами была разработана система занятий с элементами музыкотерапии, включающая 22 занятия, проводящиеся два раза в неделю по 40 минут в течение трех месяцев. Система занятий состоит из четырех блоков, в каждом из которых несколько занятий, подчиненных общей теме блока.
На заключительном этапе экспериментального исследования была проведена повторная диагностика. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности системы занятий, направленных на развитие совладающего поведения у подростков, посредством музыкотерапии. Анализ результатов эксперимента показывает, что после проведения развивающей работы предпочитаемыми копинг-стратегиями являются «Решение проблемы», Позитивный фокус» и «Профессиональная помощь».
Полученные результаты означают, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, прикладывают усилия по использованию всех личностных ресурсов в стрессовой ситуации, по созданию положительного смысла ситуации фокусированием на развитии собственной личности, а также в ситуации стресса прибегают к помощи компетентного лица. Подростки, оставшиеся без попечения родителей, обдумывают возникшую проблемную ситуацию. Наименее используемыми копинг-стратегиями являются «Избегание», «Игнорирование», «Отвлечение». Это означает, что подростки, оставшихся без попечения родителей, предпочитают не избегать проблемы и не уходить от ее решения.
Таким образом, разработанная система занятий с использованием музыкотерапии способствует формированию активной и жизнестойкой личности подростка, способной быстро реагировать на изменяющиеся условия и использовать эффективные стратегии осуществления выбора, направленные на разрешение проблемной ситуации.
Термин «coping» стал активно использоваться в американской психологии с начала 1960-х годов для изучения поведения личности в стрессовых ситуациях. «Coping» понимается как воздействующее на ситуацию поведение или как вырабатываемые человеком средства защиты от психотравмирующих событий. В отечественной психологии перевод термина «coping» был предложен Л.И. Анциферовой, которая обозначила это явление как совладание. В то же время в отечественной психологии до сегодняшнего дня наблюдается терминологическое многообразие перевода слова «coping» - совладающее поведение, преодоление, приспособление, купирование, копинг.
В настоящее время в научной литературе используется различная терминология для обозначения изучаемого феномена: «стиль адаптации», «копинг-поведение», «стратегия принятия решения», «совладающее
поведение», «тип поведения в стрессе» и т.д. Наиболее устоявшимся и применимым на сегодняшний день является термин «совладание» как способ взаимодействия человека с трудной жизненной ситуацией. Под совпадающим поведением, вслед за Т.Л. Крюковой, мы понимаем совокупность поведенческих актов, позволяющих субъекту способами, адекватными его личностным особенностям и самой ситуации, с помощью осознанных действий справиться со стрессом.
У подростков, оставшихся без попечения родителей, отмечается недоразвитие внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения, преобладание зависимых, реактивных форм поведения. Это компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». К подростковому возрасту, воспитанник детского дома не имеет навыка копинг - поведения (совладания) с трудностями, не осознает своих потребностей, прав и обязанностей, психологически не готов к решению проблем и защите от угроз внешнего мира.
Одним из методов формирования навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, является музыкотерапия, представляющая собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. В развитии совладающего поведения подростков наиболее эффективны такие формы музыкотерапии как: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация или
пластическое интонирование под музыку, создание стихов, написание сочинений после прослушивания музыки и другие творческие формы.
В целях исследования возможностей использования музыкотерапии в формировании навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, было проведено экспериментальное исследование. В экспериментальном исследовании приняли участие 20 подростков, воспитывающихся в КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э.Дзержинского». Возраст испытуемых - 13-14 лет. Нами использовался следующий диагностический инструментарий: методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (авторы - С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой); юношеская копинг-шкала (авторы - Э. Фрайденберг. Р. Льюис, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой); копинг-тест «Опросник о способах копинга» (авторы - Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой).
Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что у большинства подростков, оставшихся без попечения родителей, предпочитаемыми копинг-стратегиями являются «Избегание», «Эмоция»,
«Социальное отвлечение», «Несовладание», «Разрядка». Эти стратегии входят в непродуктивный стиль совладающего поведения и означают яркое проявление негативных эмоций, отсутствие активных действий по решению ситуации. Большинство подростков уходят от решения надвигающихся проблем путем избегания проблемной ситуации. Подростки закрываются в себе, никому не рассказывают о своих проблемах, избегают всевозможных попыток взаимодействия с ними окружающих.
Дальнейшая работа была направлена на формирование навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей. Нами была разработана система занятий с элементами музыкотерапии, включающая 22 занятия, проводящиеся два раза в неделю по 40 минут в течение трех месяцев. Система занятий состоит из четырех блоков, в каждом из которых несколько занятий, подчиненных общей теме блока.
На заключительном этапе экспериментального исследования была проведена повторная диагностика. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности системы занятий, направленных на развитие совладающего поведения у подростков, посредством музыкотерапии. Анализ результатов эксперимента показывает, что после проведения развивающей работы предпочитаемыми копинг-стратегиями являются «Решение проблемы», Позитивный фокус» и «Профессиональная помощь».
Полученные результаты означают, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, прикладывают усилия по использованию всех личностных ресурсов в стрессовой ситуации, по созданию положительного смысла ситуации фокусированием на развитии собственной личности, а также в ситуации стресса прибегают к помощи компетентного лица. Подростки, оставшиеся без попечения родителей, обдумывают возникшую проблемную ситуацию. Наименее используемыми копинг-стратегиями являются «Избегание», «Игнорирование», «Отвлечение». Это означает, что подростки, оставшихся без попечения родителей, предпочитают не избегать проблемы и не уходить от ее решения.
Таким образом, разработанная система занятий с использованием музыкотерапии способствует формированию активной и жизнестойкой личности подростка, способной быстро реагировать на изменяющиеся условия и использовать эффективные стратегии осуществления выбора, направленные на разрешение проблемной ситуации.



