Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №71927

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы формирования навыков общения 7
1.1 Особенности общения у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста 17
1.3 Сюжетно-ролевая игра как метод формирования навыков общения у
детей старшего дошкольного возраста 28
2 Исследование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. 38
2.1 Выявление уровня сформированности навыков общения у детей
старшего дошкольного возраста 38
2.2 Комплекс занятий по повышению навыков общения у детей старшего
дошкольного возраста 44
2.3 Динамика сформированности навыков общения детей старшего
дошкольного возраста 47
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение A 63
Приложение Б

Актуальность исследования. В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детского общения. Поэтому вопросы формирования навыков общения детей чрезвычайно актуальны для современного педагогического сообщества. Опыт первых отношений дошкольников со сверстниками и взрослыми является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. A ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, боязни быть не интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Игровая деятельность является ведущей на данном возрастном этапе. Поэтому педагогам и родителям предоставляется возможность использовать сензитивный период дошкольного детства для формирования навыков общения с помощью игровой деятельности, а именно, сюжетно-ролевой игры. Игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В процессе ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции.
Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях A. Н. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна, М. C. Кагана, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина, A. Валлона, Ж. Пиаже, Й. Лингарта и др. Проводились исследования взаимовлияния и взаимодействия коммуникативного развития с различными сферами детского развития: интеллектуальной - Б. Г. Ананьев, Л. C. Выготский, Л. И. Божович,Л. A. Венгер, П. Я. Гальперин; эмоциональной - О. В. Гордеева, И. В. Дубровина, личностной - Л. C. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина; деятельностной, опосредованной межличностными отношениями - Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Е. О. Cмирновa, А. П. Усова.
В отечественной науке исследованы различные аспекты формирования навыков общения в образовательном процессе как с позиций психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, Р.А. Максимова и др.), так и педагогики (Л.А. Аухадеева, Е.Е. Боровкова, М.Е. Дашкин, М.М. Левина, А.В. Мудрик, В.А. Оастенин и др.). Учеными выявлена сущность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы умений.
В настоящее время, несмотря на все имеющиеся исследования, педагогами в детских учреждениях, родителями в семьях, наблюдается обеднение сюжетов игр, замена жизненного содержания, виртуальным, подмена слов и речевых оборотов возгласами и иностранными словами из компьютерных игр.
Проблема исследования связана с недостаточной разработанностью содержания занятий для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема определила тему исследования: «Методы формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: подбор содержания занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как метод формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть сюжетно-ролевую игру детей старшего дошкольного возраста.
3. Представить сюжетно-ролевую игру как метод формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику навыков общения детей и проанализировать её результаты.
5. Подобрать содержание занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ психологической, педагогической и методической литературы, обобщение; эмпирические: педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра будет способствовать формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, если:
- разработать содержание занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №5 ", г. Дальнегорск.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Нами была проведена работа по исследованию сюжетно-ролевой игры как метода формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены особенности общения у детей старшего дошкольного возраста. К ним мы отнесли:
Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым.
Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно.
Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения.
2. Рассмотрели сюжетно-ролевую игру детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
3. Представили сюжетно-ролевую игру как метод формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Все методы должны применяться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. В сюжетно-ролевой игре - заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей.
4. Провели диагностику навыков общения детей и проанализировали её результаты. По первичным результатам достаточно высокие результаты мы обнаружили у 45% обследуемых дошкольников, т. е. только эти дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях, 37,5% дошкольников со средним уровнем и 17,5% дошкольников с низким уровнем развития коммуникативных навыков, дошкольники которые с трудом справлялись с заданиями. По контрольным результатам 62,5% опрошенных детей показали высокий уровень развития коммуникативных навыков, 30% средний, и 7,5% оппонентов показали низкий уровень развития коммуникативных навыков.
5. Подобрали содержание занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Подобранные нами сюжетно-ролевые игры побуждают детей творчески воспроизводить в играх бытовые ситуации. Совершенствуют умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Учат детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом игры, пользоваться необходимыми атрибутами. Формируют дружеские взаимоотношения и культуру во время общения. Формируют связную речь, её выразительность.
Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза: сюжетно-ролевая игра будет способствовать формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, если:
- разработать содержание занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, подтверждена.



1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 2002. -431с.
2. Алешина Ю. Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? - М.: Международная педагогическая академия, 1994.-213с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания // Избр. психол. тр.: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - С. 10 -25с.
4. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей
дошкольника, М.:Сфера, 2012.-80с.
5. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1990.-367с.
6. Бодалёв А.А. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 1997.-306с.
7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Владос, 2003.-192 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология.М.,1981-536с.
9. Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской
застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - №5.
10. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпов С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Издательство МГУ, 1994.-118с.
11. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., МещеряковаС.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризисасеми лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1.
12. Диагностика и коррекция психического развития
дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997.¬122с. 66
13. Дошкольная педагогика /Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина"Просвещение", Москва, 1978 г. -223с.
14. Дронь A. В., Данилюк О. Л. Взаимодействоие ДООс родителями дошкольников, СПб.:Детство-Пресс, 2011.-96с.
15. Запорожец А.В. Общение как проблема общей психологии. М., 1987.-114с.
16. Игры детей мира: Популярное пособие для родителей и педагогов / Под редакцией Линго Т. И., Ярославль, 1998.-176с.
17. Игры - обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В.В. Петру синского. В 4 кн. М., 1994. -63с.
18. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.-240с.
19. Коваленко С., Кременская М., Развитие
коммуникативныхспособностей и социализация детей старшего дошкольного возраста, СПб.: Детство-Пресс, 2011.-96с
20. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду, М.:Скрипторий2003, 2012.-157с.
21. Краснощекова Н. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста, Ростов н/Д.:Феникс, 2014.-80с.
22. Лежнева Л.И. Научим детей общаться // Начальная школа. 1991. №
10.
23. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.Анцыферовой. М., 1994.
24. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии // Под ред. М.И. Лисиной. М., 2000. 67
25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. М.; Воронеж, 1997.- 384с.
26. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 2002.-112с.
27. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1995.
28. Лысюк Л.Г. Различные планы взаимодействий детей в игровой деятельности.М., 1990.-195с.
29. МаксимоваА.А. Учим детей общаться 6-10 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -78с.
30. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. - Москва: Гардарики, - 2000. - 255 с.
31. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Т.А. Марковой.: Просвещение, 2001.-184с.
32. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: «Мозаика-Синтез», 2005.-274с.
33. Микляева Н.В. Развиваем способности дошкольников, М.:Сфера, 2010.- 128с.
34. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации
сюжетной игры // Дошкольное воспитание. 1989. № 4.
35. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду, М.:Линка-пресс,2015.- 96с.
36. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 1990.-60с.
37. Морозова Л.Д. Сюжетные игры-занятия и подвижные игры в детском саду, М.:Аркти,2016.-88с.
38. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975. -239с.
39. Немов Р. С. Психология. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 458 с.
40. Общение детей в детском саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.-280с.
41. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.-160с.
42. Поляков С.Д. Технология тренинга общения // Классный
руководитель. 2000. № 8.
43. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации
к практической деятельности/ Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2004.-144с.
44. Развитие образасебя, образасверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1990.-216с.
45. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под.ред. А.Г. Рузской. - М., 1994.-216с.
46. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1996.-42с.
47. Самохвалова А. Коммуникативные трудности ребенка Проблема диагностика коррекция, СПб.:Речь СПб, 2011.-432с. 69
48. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. -160с.
49. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция, М. Владос, 2003.-119с.
50. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1998. - №3.
51. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: Методические рекомендации. М., 1997. -104с.
52. Солнцева О.Г. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей, СПб.:Речь, .- 176с.
53. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006.-208с.
54. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999.-360С.
55. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Бельдштейна. М., 1994.-304с.
56. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ». М., ТЦ Сфера - 2006.-с.63.
57. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет». М., «И.Гном и Д» -2008. - с.59.
58. Киселева Л.С., Данилина Т.А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». «Аркти». - 2006.- с. 95.
59. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
60. В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997. - 512 с.
61. Подласый И. П. Педагогика. - М.: «Просвещение», 1996.
62. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ