Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Работа №98703

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования навыков
этикетной речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Анализ образовательных программ в контексте формирования
навыков этикетной речи у детей дошкольного возраста 11
1.3. Игровая деятельность как средство формирования навыков
этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста 18
1.4. Педагогические условия формирования навыков этикетной речи
у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 23
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностика уровня сформированности навыков этикетной речи
у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование навыков этикетной
речи у детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Диагностика уровня сформированности навыков этикетной речи
в результате опытно-поисковой работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Актуальность темы исследования. В современной педагогике с каждым годом усложняются требования к воспитанию ребенка. Сегодняшний дошкольник должен интересоваться искусством, иметь эстетический вкус, демонстрировать хорошие манеры и наличие навыков этикетной речи.
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. В детском саду ребенок видит, что соблюдение правил поведения необходимо для нормального и приятного общения в коллективе.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО) указывается на необходимость обеспечения руководством ДОО социально-коммуникативного развития воспитанников, усвоения норм, моральных и нравственных ценностей, принятых в обществе, обеспечения развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. В ФГОС ДО в рамках речевого развития речь рассматривается как средство общения и культуры, в связи с чем, ФГОС ДО делается акцент на необходимости формирования у дошкольника культурной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, звуковой и интонационной культуры речи. Красной нитью в ФГОС ДО и в содержании современных образовательных программ отражается эффективность игровой деятельности, как многофункционального и наиболее оптимального средства развития различных навыков и способностей дошкольника, в том числе и в области речевого развития детей дошкольного возраста. Игровой деятельностью обеспечивается благоприятная среда для повторения и усвоения ребенком формул речевого этикета, умения подбирать адекватную ситуации формулу речевого этикета, что обуславливает актуальность темы исследования: «Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Проблема исследования состоит в поиске эффективных педагогических условий формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
В процессе анализа литературы и педагогической практики нами было выявлено противоречие между социальным запросом на культурно образованного выпускника ДОО с навыками грамматически правильной, этикетной речью и отношением педагогов к данному направлению как к второстепенному.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать комплекс игр, направленный на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Исследовать сущность этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть игровую деятельность как средство формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить и апробировать комплекс игр, направленный на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
В процессе решения поставленных задач, нами использовались такие методы исследования как теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (анкетирование, беседа, наблюдение, диагностика) и методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Теоретико-методологической основой исследования стали труды различных ученых, этикетная речь рассматривается в качестве определенных правил. Понятие этикетной речи отражено в работах Л. А. Введенской, И. Н. Курочкиной, И. А. Стернина, Н. И. Формановской. И. А. Стерниным приводятся признаки этикетной речи. О. Н. Сомковой и Н. И. Формановской рассматриваются правила речевого этикета, которые необходимо освоить дошкольнику. Кроме того, в качестве теоретико-методологической основы выступили образовательные программы, а именно: «От рождения до школы» (Н. В. Вераксы), «Радуга» (Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова), «Детство» (Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой), «Программа развития речи дошкольников» (О. С. Ушаковой). Подходы к использованию игровой деятельности в качестве средства формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста отражены в исследованиях В. И. Андреева, Т. И. Гризик, Т. Н. Дороновой, Т. И. Никифоровой, А. П. Усовой, О. С. Ушаковой.
Базой опытно-поисковой работы является МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 464 г. Екатеринбурга.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проблема формирования навыков этикетной речи у старших дошкольников в игровой деятельности является актуальной. Игровой деятельностью обеспечивается благоприятная среда для повторения и усвоения ребенком формул речевого этикета, умения подбирать адекватную ситуации формулу речевого этикета.
В ходе исследования выяснилось, что под навыками этикетной речи дошкольников понимается выработанное упражнениями и привычкой умение придерживаться правил речевого поведения и в соответствии с ситуацией использовать нужные речевые формулы общения. Важнейшей чертой этикетной речи является ситуативность, т. е. этикетные формы, должны подбираться в соответствии с коммуникативной ситуацией. В качестве средств формирования этикетной речи у старших дошкольников выступает сюжетно-ролевая игра, дидактические игры, игровые ситуации.
Первичное диагностирование показало, что 52 % старших дошкольников обладают низким уровнем сформированности навыков этикетной речи, недостаточным уровнем культуры диалога. Преобладающей частью старших дошкольников при речевом общении со сверстниками и взрослыми проявляется низкий уровень доброжелательности и вежливости, а также коммуникативных умений, недостаточный уровень сформированности умения подбирать адекватную ситуации формулу речевого этикета. Для формирования навыков этикетной речи, нами были сформулированы педагогические условия: взаимодействие с родителями; разработка комплекса игр, игровых ситуаций, направленных на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов в области формирования навыков этикетной речи у старших дошкольников в игровой деятельности. С целью повышения компетентности педагогов в области формирования навыков этикетной речи у старших дошкольников в игровой деятельности была организована консультация. Комплекс игр, игровых ситуаций, направленных на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста разрабатывался в соответствии с выделенными критериями развития этикетной речи старших дошкольников. Также был составлен план реализации комплекса подобранных игр. При повторном исследовании были выявлены положительные изменения в формировании навыков этикетной речи у старших дошкольников. Доля детей с высоким уровнем сформированности навыков этикетной речи выросла на 20 %, количество воспитанников с низким уровнем сократилась в 3 раза.



1. Абдуллина, М. А. Формирование культуры речевого общения детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности [Текст] / М. А. Абдуллина, Ф. Г. Мухаметзянова // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в России в условиях глобализации : материалы XIV Межвуз. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых с междунар. участием, 25 апр. 2014 г.- Казань. 2014. - С. 3-9.
2. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: парциальная программа для детей 3-6 лет [Текст] / Л. М. Шипицына [и др.]. - СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 384 с.
3. Акишина, А. А. Русский речевой этикет [Текст] : практикум вежливого речевого общения / А. А. Акишина, Н. И. Формановская. - М. : Либроком, 2009. - 184 с.
4. Аманкараева, А. А. Речевой этикет в современном русском языке
[Текст] / А. А. Аманкараева // Молодой ученый. - 2015.- № 7. - С. 18-20.
5. Андреева, Н. А. Игровая деятельность как средство формирования навыков речевого этикета у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2017. - № 1. - С. 94-99.
6. Андреева, Н. А. Особенности обучения речевому этикету детей
дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Андреева // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф., 11 янв. 2017 г., - Шадринский
государственный педагогический университет. - 2017. - С. 118-120.
7. Багичева, Н. В. Речевой этикет как необходимое условие успешного общения детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Багичева // Филологическое образование в период детства. - 2016. - № 23. - С. 8-10.
8. Байрамукова, Р. С. Психофизиологические и педагогические особенности освоения дошкольниками речевого этикета [Текст] / Р. С. Байрамукова // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., 1 мая 2017 г., г. Уфа : в 4 ч. - Уфа : АЭТЕРНА, 2017. - Ч. 3. - С. 34-39.
9. Банделет, Л. В. Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Банделет // Современное общество, образование и наука : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 16 ч. - Тамбов, 2015. - Ч. 15. - С. 20-21.
10. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников [Текст] : метод. пособие / О. Ю. Безгина. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 40 с.
11. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет [Текст] : учеб. пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2002. - 192 с.
12. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст] : монография / Н. М. Борытко. - Волгоград : Перемена, 2001. - 181 с.
13. Братухина, Ю. А. Обобщение опыта работы педагогов дошкольного образования по повышению уровня культуры речевого общения старших дошкольников [Текст] / Ю. А. Братухина, В. А. Шуритенкова // Филологическое образование в период детства. - 2016. - № 23. - С. 48-50.
14. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 537 с.
15. Веракса, Н. Е. Игра дошкольника [Текст] / Н. Е. Веракса // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2009. - № 1.- С. 5-9.
16. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 6 : Научное наследство.- 400 с.
17. Гарбузова, Н. В. Формирование речевого этикета у дошкольников [Текст] / Н. В. Гарбузова // Актуальные проблемы образования в XXI веке : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24-26 марта 2015г., г. Мурманск / Мурман. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск, 2015.- С. 34-37.
18. Данилова, С. Г. Этикет как средство всестороннего развития дошкольников [Текст] : (из опыта работы) / С. Г. Данилова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2014. - № 1. - С. 229-231.
19. Данич, О. В. Исследование уровня сформированности навыков речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. В. Данич, Ю. С. Анищенко // Наука - образованию, производству, экономике : материалы XXII регион. науч.-практ. конф. преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, 14 марта 2017 г. : в 2 т. - Витебск, 2017.
- Т. 1. - С. 135-137.
20. Детство [Текст] : пример. основ. общеобразоват. программа дошкол. образования / О. В. Акулова [и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; науч. ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. - СПб. : Детство-пресс, 2011. - 524 с.
21. Жинкин, Н. И. Язык - речь - творчество [Текст] : избр. тр. / Н. И. Жинкин. - М. : Лабиринт, 1998. - 368 с.
22. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 107 с.
23. Земская, Е. А. Язык как деятельность. Морфема. Слово. Речь [Текст] / Е. А. Земская. - М. : Яз. славян. культуры, 2004. - 254 с.
24. Ильяшенко, М. В. Формирование культуры речевого общения
старших дошкольников в условиях ДОУ [Текст] /
М. В. Ильяшенко // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2013. - Т. 3, № 23. - С. 42-48.
25. Калишенко, В. Д. Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников [Текст] / В. Д. Калишенко, Р. Г. Цветкова // Научная дискуссия: инновации в современном мире. - 2016. - № 4. - С. 24-28.
26. Клюева, Н. В. Общение. Дети 5-7 лет [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. - М. : Акад. развития, 2006. - 160 с.
27. Князева, О. Л. Я - Ты - Мы [Текст] : программа социал.- эмоционал. развития дошкольников / О. Л. Князева. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 168 с.
28. Культура речевого общения субъектов образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е. Г. Карпова [и др.] // Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ : учеб. пособие / науч. ред. Н. И Левшина, В. И. Турченко. - М. : Флинта. 2015. - С. 19-25.
29. Культура русской речи [Текст] : учеб. для студентов вузов / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. - М. : Норма : Инфра-М., 1999. - 560 с.
30. Курочкина, И. Н. Обучаем дошкольников правилам речевого этикета [Текст] / И. Н. Курочкина // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2010. - № 6. - С. 48-53.
31. Курочкина, И. Н. Современный этикет в воспитании культуры поведения у дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Курочкина. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 224 с.
32. Курочкина, И. Н. Этикет в отношениях воспитателя и воспитанника [Текст] / И. Н. Курочкина // Детский сад: теория и практика.
- 2011. - № 7. - С. 31-37.
33. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Курочкина. - М. : Академия, 2001. - 256 с.
34. Лашкова, Л. Л. Воспитание речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности [Электронный ресурс] / Л. Л. Лашкова, А. Л. Фаззалова. - URL : https://www.scienceforum.ru/2016/- 1448/18724 (дата обращения: 28.06.2017).
35. Никифорова, Т. И. Развитие культуры речевого общения детей
старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. И. Никифорова ; Якут. гос. ун-т
им. М. К. Аммосова. - Якутск, 2008. - 16 с.
36. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Азъ, 2013. - 865 с.
37. От рождения до школы [Текст] : пример. общеобразоват. программа дошкол. образования / Н. А. Арапова-Пискарева [и др.] ; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.
38. Педагогика творческого саморазвития личности [Текст] : науч. шк. акад. РАО В. И. Андреева. - Казань : Центр инновац. технологий, 2017.
- 195 с.
39. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] : пер. с фр. / Ж. Пиаже. - М. : Просвещение, 1969. - 659 с.
40. Пименова, А. В. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета [Текст] / А. В. Пименова, А. В. Купцова, О. В. Михайлова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 2. - С. 24-29.
41. Пичугина, Т. В. Ознакомление детей старшего дошкольного
возраста с этикетными нормами поведения [Текст] /
Т. В. Пичугина, С. А. Жданова // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. - 2016. - № 7 (35). - С. 66-70.
42. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета [Текст] / Т. И. Зимукова [и др.] // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 2(5) - С. 24-29.
43. Радуга [Текст] : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И. Гризик [и др.] ; сост. Т. Н. Доронина. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. для вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2016. - 789 с.
45. Соколова, О. А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / О. А. Соколова. - СПб. : КАРО, 2003. - 288 с.
46. Сомкова, О. Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство» [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. Н. Сомкова, А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : Детство-Пресс. 2017. - 160 с.
47. Старицина, В. М. Формирование положительных
взаимоотношений детей 6-7 лет в процессе обучения формулам речевого этикета [Текст] / В. М. Старицина // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : материалы V Междунар. науч.-практ. конф., 9-10 февр. 2016 г. / Нижневарт. гос. ун-т ; отв. ред. А. В. Коричко. - Нижневартовск, 2016. - Ч. 1. - С. 123-127.
48. Стернин, И. А. Русский речевой этикет [Текст] / И. А. Стернин. - Воронеж : МОДЭК, 1996. - 73 с.
49. Сыроватская, Н. И. Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников [Текст] / Н. И. Сыроватская // Современные наукоёмкие технологии. - 2010. - № 2. - С. 62-63.
50. Тимошина, Е. И. Педагогические условия использования
сюжетно-ролевой игры как средства развития речевого этикета старших дошкольников [Текст] / Е. И. Тимошина, Е. Н. Палева // Череповецкие
научные чтения' 2013 : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 6-7 нояб. 2013 г. - Череповец, 2014. - С. 176-178.
51. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателей дет. сада / Е. Н. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение. 1981. - 159 с.
52. Трифонова, Е. С. Педагогические условия формирования речевой личности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. С. Трифонова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2. - С. 126-135.
53. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова, А. В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1976. - 96 с.
54. Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников. Теоретические основы. Основные задачи. Развитие речи в возрастных группах [Текст] : для работников ДОУ, студентов вузов и колледжей / О. С. Ушакова. - М. : Сфера, 2017. - 56 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Екатеринбург : Ажур, 2014. - 24 с.
56. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения [Текст] / Н. И. Формановская. - М. : Высшая школа, 1989. - 159 с.
57. Ширванян, А. Е. Особенности воспитания культуры речи
у старших дошкольников [Текст] / А. Е. Ширванян, Е. П. Хорошилова, Н. Ю. Москвитина // Наука и образование в современном обществе : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 31 мая 2015 г.,
г. Смоленск : в 2 ч. - Смоленск, 2015. - Ч. 1. - С. 74-75.
58. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1978. - 228 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ