Введение 4
1 ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 6
1.1 Возрастные особенности развития организма подростков 6
1.2 Особенности организации учебно-тренировочного процесса в футболе
на этапе начальной подготовки 10
1.3 Особенности развития организма подростков, занимающихся футболом 22
2 ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНТИНГЕНТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 26
2.1 Организация и контингент исследований 26
2.2 Методы исследований 28
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1 Оценка морфофункционального состояния организма юных футболистов 33
3.2 Динамика уровня физической подготовленности и функционального
состояния футболистов 12-13 лет 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
Сейчас занятия спортом приобретают большую популярность среди населения нашей страны. Отмечается значительный интерес детей и подростков к игровым видам спорта. Футбол без преувеличения можно считать самой популярной в мире спортивной игрой и даже самым распространенным видом спорта, несмотря на то, что по сравнению с так называемыми классическими видами спорта он имеет небольшую историю. По своему воздействию игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания и физического развития. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах создают благоприятные возможности для развития физических качеств [4, 5]. Игровая деятельность способствует комплексному развитию основных физических качеств юного футболиста и функциональному совершенствованию всех систем организма [17].
Из вышесказанного следует, что вопрос исследования влияния занятий футболом на развитие и состояние организма детей и подростков достаточно актуален.
Цель исследования - выявить влияние занятий футболом на физическую подготовленность и морфофункциональное состояния организма футболистов 12-13 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс футболистов 12-13 лет.
Предмет исследования: повышение уровня физической
подготовленности и морфофункциональных показателей футболистов 12-13 лет.
Для реализации цели работы были выдвинуты следующие задачи:
1. На основе литературных данных рассмотреть влияние занятий футболом на состояние организма подростков;
2. Провести оценку морфофункционального состояния организма юных футболистов СШОР «Рассвет» г. Красноярска;
3. Выявить динамику уровня физической подготовленности и функциональных показателей организма футболистов 12-13 лет СШОР «Рассвет» г. Красноярска.
Гипотеза: мы предполагаем, что занятия футболом с преимущественным использование подвижных игр, позволит повысить уровень физической подготовленности и морфофункциональные показатели футболистов 12-13 лет.
В работе использовались следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогический эксперимент;
3. Оценка физической подготовленности по результатам двигательных тестов;
4. Соматометрические, физиометрические методы и функциональные пробы;
5. Статистическая обработка результатов исследования.
База исследования: МАУ СШОР "Рассвет", находящееся по адресу: Россия, г. Красноярск, улица Высотная, 2Лс1.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает 37 источников. Объем работы 53 страницы, включая 10 таблиц, 7 рисунков.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. На основе литературных данных установлено, что у футболистов-подростков ростовой скачок смещается на более поздний срок (14 лет), в это же время отмечается снижение физической работоспособности.
Подростковый возраст оптимален для развития скоростно-силовых качеств.
2. Юные футболисты СШОР «Рассвет» опережают своих сверстников по длине тела на 6,3 см в 12 лет и 1,7 см в 17 лет; массе тела на 4,5 кг в 12 лет и 1,2 кг в 17 лет. Значения артериального давления и жизненной емкости легких соответствуют возрастным нормам, а величина ЧСС их превышает.
3. Результаты двигательных тестов свидетельствуют о статистически значимом улучшении физической подготовленности футболистов экспериментальной группы: «Бег на 30 м» - прирост 2,3%, «Бег на 300 м» - 1,2%, «Прыжок в длину с места» - 2,5%, «Бег 30 метров с ведением мяча» - 5,1% , «Челночный бег 3x10» - 2,6%. Отмечено увеличение ЖЕЛ (2,2%), результатов пробы Штанге (0,8%) и Гарвардского степ-теста, что свидетельствует о положительной динамике функциональных показателей.