Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ:КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Работа №179399

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы150
Год сдачи2005
Стоимость770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 13
1.1. Массовая культура: сущность и функции 13
1.2. Средства массовой коммуникации и массовая культура в
информационном обществе 34
1.3. Основные факторы формирования и этапы становления массовой
культуры в России 54
ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 78
2.1. Бытие личности в культуре 78
2.2. Массовый человек как феномен массовой культуры: его свойства и
характерные черты 95
2.3. Особенности самореализации личности в условиях массовой культуры
трансформирующегося российского общества 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 137


Актуальность темы исследования. В настоящее время обновление социокультурного пространства большинства стран носит динамичный характер. Уходят в прошлое многие традиции, на первый план выступают те свойства и качества культуры, которые порождены глобальными тенденциями. В условиях стремительных социокультурных трансформаций особый интерес представляет изучение способности человека к самореализации в социокультурных изменениях. Процессы коренных перемен затрагивают в настоящее время не только экономическую сферу, но и культурные основания. В обществе, вступившем в постиндустриальную стадию развития, массовая культура стала ведущей культурной формой, под влиянием процессов глобализации она превратилась в феномен общемирового масштаба. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема взаимодействия личности и массовой культуры.
Глобальные процессы в современном обществе, а также распространение различных инновационных идей, в том числе идеологии постмодернизма, обостряют необходимость адаптации личности к условиям разнонаправленных культурных потоков, структурированных мультикультурных феноменов. Вместе с тем приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности личности и необходимости поиска адекватных способов ее реализации в условиях современного развития. Обращение к анализу российской массовой культуры, основных черт массового человека, позволяет наметить наиболее перспективные направления выхода из нестабильной ситуации, характерной для современного российского общества.
Актуальность изучения личности в условиях массовой культуры связана с изменением характера самого анализа феномена массовой культуры в практике отечественной науки. В последнее десятилетие глубокие изменения затронули подходы к анализу массовой культуры. В связи с отходом идеологизированности, характерной для исследователей советской эпохи, массовая культура перестала классифицироваться отечественной наукой как культура антагонистического общества.
Современной наукой признано, что массовая культура - явление мирового масштаба, основанное на распространении индустриального производства промышленных технологий посредством средств массовой коммуникации. Важность изучения массовой культуры и связанных с ней свойств массового человека объясняется стремительными изменениями, происходящими в структуре самой массовой культуры и ее новыми проявлениями в условиях информационного общества.
Под воздействием глобальных изменений современного мира происходит трансформация способов самореализации личности в условиях массовой культуры, в связи с чем появляется обусловленная потребность в их научном исследовании.
Таким образом, сложность и противоречивость массовой культуры, ее способность к изменениям под влиянием социокультурных факторов, обусловили необходимость теоретического осмысления данного феномена на новом уровне с учетом предыдущего опыта его изучения в мировой и отечественной гуманитарной науке.
Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной и отечественной научной литературе имеется значительное число публикаций по проблемам массовой культуры и личности. Эти вопросы рассматриваются с самых разных предметно дисциплинарных ракурсах: в исследованиях по философии, политологии, истории, социологии, психологии, а также в культурологическом, искусствоведческом, информационно-структурном ключах. Так, на протяжении XX века западные исследователи пытались проникнуть в сущность общества индустриального типа, нередко анализируя при этом и феномен массовой культуры. В данном ряду можно назвать общетеоретические и философские труды Р. Арона, Т. Адорно, Д. Белла, Г. Лебона, Р. Миллса, А. Моля, Д. Рисмана, Б. Розенберга, Г. Тарда, Л. Уайта.
О. Хаксли, М. Хоркхаймера, Д. Хорни, Э. Шиллса. У. Эко, Ж. Эллюля, К. Ясперса.
В настоящее время проблемой массовой культуры занимаются такие ученые, как: К. Акопян, А. Вартанова, В. Васильев, М. Галина, И. Головачева, А. Гофман, А. Гудков, А. Генис, Г. Галицын, Б. Гройс, В. Жидков, А. Захаров, Я. Иоскевич, С. Кагарлицкая, Н. Киященко, М. Кузнецов, Н. Маньковская, Л. Одинокова, Н. Руднев, В. Самохвалова, К. Соколов, Т. Семенова, К. Теплиц, Е. Шапинская, А. Шейко, А. Яковлева.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение диссертационного исследования сделаем ряд обобщающих выводов.
Массовая культура является важной составной частью современной культуры, порождая в ней одно из заметных направлений. Она выступает феноменом, который связан с созданием товаров массового спроса, массовидных форм деятельности и познавательной активности, трансляцией специфических знаний, образов, оценок, опосредующих связи между обыденной и специализированной культурой, между разными субкультурами.
Исследование позволило установить, что определяющим фактором формирования массовой культуры явились развитые рыночные отношения, производственные технологии и техника, средства массовой коммуникации, а также потребительские отношения и потребительская психология, получившие широкое распространение. Массовая культура - явление полифункциональное. В современном обществе, с существенным уровнем социальной стратификации и утраченными способами самоидентификации, массовая культура способствует социализации и начинает выполнять ценностно-ориентационную функцию (наряду с адаптационной, коммуникативной, рекреативной, идеологической), реализуемую, в частности, через социально маркированное потребление культурных образцов.
В эпоху постиндустриального общества возникают новые направления и формы массовой культуры. Наряду с сохранением принципов стандартизации, унификации, в массовой культуре заявляет о себе тенденция демассификации, учет индивидуальных запросов потребителей, ориентир на творческие устремления людей. В этих условиях одним из новых проявлений массовой культуры выступает всемирная сеть Интернет, которая формирует виртуальное социокультурное пространство нового формата и уже занимает самостоятельные позиции, закрепляясь как в производственной, так и в бытовой, досуговой сфере деятельности. В этой ситуации усиливаются функции массовой культуры, связанные с информационно-гносеологическими, эстетическими, социализационными, рекреационными целями.
Массовая культура, будучи универсальной в своих важнейших характеристиках и обнаруживая тенденцию к единообразию, проявляется неодинаково на разных континентах и в разных странах, так как она соприкасается с этнонациональными особенностями разных народов и сообществ. В определенной мере традиционная культура выступает своеобразным фильтром и противовесом массовой культуре, что выражается в активизации чувства этнонациональной идентичности граждан многих стран мира (особенно развивающихся стран) в постиндустриальный период. Если массовая культура заключает в себе высокую степень динамизма, универсальности, то традиционная культура придает неповторимый облик, устойчивый характер развития. Вместе с тем исследование позволило установить, что традиционные культурные компоненты не следует противопоставлять ценностям массовой культуры. Во многих ситуациях они способны взаимодополнять друг друга, обеспечивая сбалансированное вхождение того или иного народа в мировую динамику и глобальные взаимодействия.
Явления российской массовой культуры - сложное, противоречивое, трудно поддающееся аналитическому осмыслению в контексте традиционного определенного научного познания. Массовая культура имеет свою историю, тесно связана с социально-политическими, экономическими, духовными явлениями. Массовая культура - это та форма, которую принимает культурное развитие в условиях индустриальной цивилизации, в условиях массового индустриального общества.
Драматизм нынешней ситуации в России усиливается тем, что преимущества новейшей компьютерной культуры, включая современные потребительские и культурно-образовательные стандарты, являются достижением узкого круга лиц, проживающих в крупнейших городах. Для большинства населения России эти новшества остаются малодоступными и по ряду причин неприемлемыми. Современная массовая культура создает неоправданно высокий уровень социальных притязаний, не подкрепляемый соответствующим ростом культуры труда. Однако развитие массовой культуры в России продолжается, сегодня уже можно говорить о новых чертах искусства, своеобразной деловой «этике», политического ритуала и т.д.
...


1. Аванесова Г. А. Динамика культуры. - М., 1997. - 256 с.
2. Аванесова Г.А., Бабаков В.Г., Быкова Э.В. и др. Морфология культуры. Структура и динамика - М.: Наука, 1994. - 326 с.
3. Агафонов В., Ракитянский В. Россия в тисках будущего. - М.: Мысль,
1. - 312 с.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. - 268 с.
5. Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. - М., 1989 - С.367-370.
6. Ананьев В. Г. Человек как предмет познания // Гайдученок И.А. Слово о личности. Философское эссе. - Минск: Наука и техника, 1990. - С.144.
7. Андреев Ю.А. Наша авторская ... История, теория и современное состояние самодеятельной песни. - М., 1988. - 196 с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: Наука, 1994. - 396 с.
9. Андрианова Т.В. Культура информационного общества // Идеи в культурологи ХХ века. - М., 2000. - 386 с.
10. Антология мировой философии. В 4 т. - М.: Мысль, 1969. - Т.1. - 568 с.
11. Астафьева О.Н. Человек и художественно-технический комплекс: проблемы взаимодействия // Вторые культурологические чтения. Вып. 8. - М., 1997. - С. 11-13.
12. Ашин Г.К. Доктрина массового общества. - М.: Политиздат, 1971. - 256с.
13. Ашин Г.К., Мидлер АЛ. В тисках духовного гнета. - М., 1986. - 300 с.
14. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека // Проблема человека в современной философии. - М.: Наука, 1969. - С. 23-27.
15. Батищев Г.С. Философско-аксиологические идеи в концепции человека С. Л. Рубинштейна // Философские науки. - 1989. - №7. - С. 25-30.
16. Бахтин М.М. Архитектоника поступка // Социологические исследования.
- 1986. - 46с.
... всего 216 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ