КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - КОНТРАКТНИКОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
|
Актуальность темы исследования. Одна из фундаментальных проблем современной психологии это проблема адаптации. Она определяет разработку целого ряда направлений психологии, таких как теории личности, психологии индивидуальности, психологии труда и многих других и, одновременно является предметом исследования междисциплинарного характера. Несмотря на большое внимание к этой проблеме и большой массив экспериментальных и теоретических разработок в понимании адаптации остается много нерешенных вопросов. В частности, отсутствие единого подхода к определению психологической адаптации и ее структуры, расхождение взглядов на проявление адаптации и ее механизмов в различных профессиях, нарушение адаптации, ее диагностику. Особенно остро стоит вопрос о факторах, определяющих процесс адаптации. Несмотря на кардинальную важность этого вопроса в решении проблемы адаптации в целом, по нему наибольшее количество противоречивых научных точек зрения.
Не менее фундаментальной проблемой выступает проблема общения. Имея широкий спектр разработки конкретных сторон, научное представление о деятельности общения также далеко от окончательного разрешения. Наиболее актуален сейчас компетентностный подход. Общение будет эффективно тогда, когда люди обладают эффективными знаниями, умениями и навыками в данной сфере, а, следовательно, являются компетентными при выстраивании коммуникаций друг с другом. Коммуникативная компетентность представляется наиболее конструктивным направлением при анализе регулятивной роли общения в совместной деятельности. В этом случае указанные две фундаментальные проблемы объединяются в единую систему психологического анализа. Для изучения профессиональной деятельности типа «человек-человек» такой анализ приобретает определяющее значение, но парадоксальным образом он «выпал» из активного исследования психологических вопросов. Исследования адаптации во взаимосвязи с коммуникативной компетентностью не проводилось. Все это приводит к объективной необходимости исследования закономерностей и взаимосвязи коммуникативной компетентности и процесса адаптации. Учитывая функциональную роль такой взаимосвязи целесообразно рассматривать ее с позиций метакогнитивизма. Исследования подобного плана практически отсутствуют.
Особенную остроту этот вопрос приобретает в условиях специфической деятельности профессиональной воинской группы. Исследования проблемы адаптации в воинской группе выявили специфичность этого вида психологической и социальной адаптации, т.е. приспособления индивида к новым условиям жизни и деятельности, включению в коллектив и особую социальную среду (жесткая регламентация, система секретности, режимная деятельность и т.д.). Адаптивность наиболее глобальная характеристика личности. А коммуникативная компетентность выступает значимым фактором детерминирующим процесс и результаты адаптации данного контингента (военных). Актуальность исследования обусловлена отсутствием на сегодняшний день единой научно-обоснованной концепции психологической адаптации военнослужащих к условиям несения военной службы, которая может существенно повысить уровень успешности выполнения служебно¬боевой деятельности, а также сохранить здоровье военнослужащих. Работ, раскрывающих взаимосвязь коммуникативной компетентности военнослужащих и успешности их адаптации в прямой постановке нет. В более узком смысле
актуальность исследования определяется необходимостью выяснения специфики взаимосвязи коммуникативных знаний и навыков, присущих субъекту и социально-психологической адаптацией в воинском коллективе.
Таким образом, актуальность данного исследования диктуется как общетеоретической так и практической значимостью поставленного вопроса.
Исходя из сказанного, цель нашей работы заключается в выявлении роли коммуникативной компетентности в процессе социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России.
В соответствии с проблемой и целью исследования нами выдвинуты следующие задачи:
- обосновать сущность понятий «социально-психологическая адаптация», «коммуникативная компетентность» в теоретических подходах психологической науки;
- исследовать особенности социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России;
- установить специфику коммуникативной компетентности военнослужащих;
- разработать программу исследования и осуществить эмпирическую проверку влияния фактора коммуникативной компетентности военнослужащих на успешность их социально-психологической адаптации к условиям военной службы;
- подготовить психологические и научно-методические рекомендации по оптимизации процесса социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России.
Объект исследования - социально-психологическая адаптация
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России.
Предмет исследования - влияние коммуникативной компетентности на эффективность социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России.
Не менее фундаментальной проблемой выступает проблема общения. Имея широкий спектр разработки конкретных сторон, научное представление о деятельности общения также далеко от окончательного разрешения. Наиболее актуален сейчас компетентностный подход. Общение будет эффективно тогда, когда люди обладают эффективными знаниями, умениями и навыками в данной сфере, а, следовательно, являются компетентными при выстраивании коммуникаций друг с другом. Коммуникативная компетентность представляется наиболее конструктивным направлением при анализе регулятивной роли общения в совместной деятельности. В этом случае указанные две фундаментальные проблемы объединяются в единую систему психологического анализа. Для изучения профессиональной деятельности типа «человек-человек» такой анализ приобретает определяющее значение, но парадоксальным образом он «выпал» из активного исследования психологических вопросов. Исследования адаптации во взаимосвязи с коммуникативной компетентностью не проводилось. Все это приводит к объективной необходимости исследования закономерностей и взаимосвязи коммуникативной компетентности и процесса адаптации. Учитывая функциональную роль такой взаимосвязи целесообразно рассматривать ее с позиций метакогнитивизма. Исследования подобного плана практически отсутствуют.
Особенную остроту этот вопрос приобретает в условиях специфической деятельности профессиональной воинской группы. Исследования проблемы адаптации в воинской группе выявили специфичность этого вида психологической и социальной адаптации, т.е. приспособления индивида к новым условиям жизни и деятельности, включению в коллектив и особую социальную среду (жесткая регламентация, система секретности, режимная деятельность и т.д.). Адаптивность наиболее глобальная характеристика личности. А коммуникативная компетентность выступает значимым фактором детерминирующим процесс и результаты адаптации данного контингента (военных). Актуальность исследования обусловлена отсутствием на сегодняшний день единой научно-обоснованной концепции психологической адаптации военнослужащих к условиям несения военной службы, которая может существенно повысить уровень успешности выполнения служебно¬боевой деятельности, а также сохранить здоровье военнослужащих. Работ, раскрывающих взаимосвязь коммуникативной компетентности военнослужащих и успешности их адаптации в прямой постановке нет. В более узком смысле
актуальность исследования определяется необходимостью выяснения специфики взаимосвязи коммуникативных знаний и навыков, присущих субъекту и социально-психологической адаптацией в воинском коллективе.
Таким образом, актуальность данного исследования диктуется как общетеоретической так и практической значимостью поставленного вопроса.
Исходя из сказанного, цель нашей работы заключается в выявлении роли коммуникативной компетентности в процессе социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России.
В соответствии с проблемой и целью исследования нами выдвинуты следующие задачи:
- обосновать сущность понятий «социально-психологическая адаптация», «коммуникативная компетентность» в теоретических подходах психологической науки;
- исследовать особенности социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России;
- установить специфику коммуникативной компетентности военнослужащих;
- разработать программу исследования и осуществить эмпирическую проверку влияния фактора коммуникативной компетентности военнослужащих на успешность их социально-психологической адаптации к условиям военной службы;
- подготовить психологические и научно-методические рекомендации по оптимизации процесса социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России.
Объект исследования - социально-психологическая адаптация
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России.
Предмет исследования - влияние коммуникативной компетентности на эффективность социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России.
В Заключении обобщена вся совокупность полученных в исследовании результатов, а также сформулированы выводы, основные из которых состоят в следующем.
2. Существуют множественные связи между коммуникативной компетентностью и социально-психологической адаптацией личности. Выявлены связи между отдельными компонентами коммуникативной компетентности и уровнем адаптации личности. Все это позволяет сделать вывод о существовании единой системы «коммуникативная компетентность - адаптация».
3. В системе «коммуникативная компетентность - адаптация» базовым свойством выступает метасистемная включенность в деятельность, обеспечивающая регуляцию процесса адаптации. Как следствие, основной функцией данной системы является регуляция социального взаимодействия и общения.
4. В системе «коммуникативная компетентность - адаптация» коммуникативная компетентность является ведущим фактором влияния на процесс и результат адаптации. Специфика внутрисистемного взаимодействия отражается в направленном влиянии характеристик коммуникативной компетентности на адаптационный процесс. При этом вторичными факторами сильного влияния выступают интернальность, принятие, самоконтроль, логическое мышление, метакогнитивная включенность в деятельность и эмоциональная устойчивость. Кроме этого «обратным» весом обладает агрессивность. При этом на прогноз успешности адаптации в наибольшей мере влияет метакогнитивная включенность в деятельность.
5. Для представителей разного уровня адаптированности характерна различная структура и качественных показателей и вторичных факторов влияния. При этом определяющим факторами для высокоадаптированных выступает коммуникативная компетентность и интернальность, а у среднеадаптивных остается интернальность.
6. Для военнослужащих по контракту внутренних войск МВД показатели коммуникативной компетентности и социальной адаптации находятся на высоком и среднем уровнях, что свидетельствует о достаточно благополучном психологическом состоянии личности.
7. Противоречивое положение из всех факторов влияния занимает агрессивность. Она достаточно ярко выражена в группе военнослужащих, но вместе с тем в структуре системы «коммуникативная компетентность - адаптация» выступает негативным фактором влияния. Частично данное противоречие снимается развитием здорового честолюбия и некоторой самоуверенности.
8. Глубинным основанием динамики системы «коммуникативная компетентность - адаптация» является интернальность. Ответственность за себя и свою деятельность, военнослужащие связывают только с собственной активностью. Это подкрепляется факторным влиянием самоконтроля и метакогнитивной включенностью в деятельность.
9. Основной прогноз адаптационных возможностей военнослужащих обеспечивается оценкой самоконтроля, организованности и метакогнитивной включенности в деятельность. Возможность улучшения адаптации военнослужащих в системе профессиональных отношений обеспечивается наряду с формированием навыков общения и через развитие и совершенствование названных характеристик.
10. Предлагаемый тренинг «Формирование коммуникативной компетентности может быть использован в подготовке военнослужащих-контрактников на первых этапах их адаптации к новой деятельности в условиях военной группы.
2. Существуют множественные связи между коммуникативной компетентностью и социально-психологической адаптацией личности. Выявлены связи между отдельными компонентами коммуникативной компетентности и уровнем адаптации личности. Все это позволяет сделать вывод о существовании единой системы «коммуникативная компетентность - адаптация».
3. В системе «коммуникативная компетентность - адаптация» базовым свойством выступает метасистемная включенность в деятельность, обеспечивающая регуляцию процесса адаптации. Как следствие, основной функцией данной системы является регуляция социального взаимодействия и общения.
4. В системе «коммуникативная компетентность - адаптация» коммуникативная компетентность является ведущим фактором влияния на процесс и результат адаптации. Специфика внутрисистемного взаимодействия отражается в направленном влиянии характеристик коммуникативной компетентности на адаптационный процесс. При этом вторичными факторами сильного влияния выступают интернальность, принятие, самоконтроль, логическое мышление, метакогнитивная включенность в деятельность и эмоциональная устойчивость. Кроме этого «обратным» весом обладает агрессивность. При этом на прогноз успешности адаптации в наибольшей мере влияет метакогнитивная включенность в деятельность.
5. Для представителей разного уровня адаптированности характерна различная структура и качественных показателей и вторичных факторов влияния. При этом определяющим факторами для высокоадаптированных выступает коммуникативная компетентность и интернальность, а у среднеадаптивных остается интернальность.
6. Для военнослужащих по контракту внутренних войск МВД показатели коммуникативной компетентности и социальной адаптации находятся на высоком и среднем уровнях, что свидетельствует о достаточно благополучном психологическом состоянии личности.
7. Противоречивое положение из всех факторов влияния занимает агрессивность. Она достаточно ярко выражена в группе военнослужащих, но вместе с тем в структуре системы «коммуникативная компетентность - адаптация» выступает негативным фактором влияния. Частично данное противоречие снимается развитием здорового честолюбия и некоторой самоуверенности.
8. Глубинным основанием динамики системы «коммуникативная компетентность - адаптация» является интернальность. Ответственность за себя и свою деятельность, военнослужащие связывают только с собственной активностью. Это подкрепляется факторным влиянием самоконтроля и метакогнитивной включенностью в деятельность.
9. Основной прогноз адаптационных возможностей военнослужащих обеспечивается оценкой самоконтроля, организованности и метакогнитивной включенности в деятельность. Возможность улучшения адаптации военнослужащих в системе профессиональных отношений обеспечивается наряду с формированием навыков общения и через развитие и совершенствование названных характеристик.
10. Предлагаемый тренинг «Формирование коммуникативной компетентности может быть использован в подготовке военнослужащих-контрактников на первых этапах их адаптации к новой деятельности в условиях военной группы.



