Актуальность темы исследования. Одна из фундаментальных проблем современной психологии это проблема адаптации. Она определяет разработку целого ряда направлений психологии, таких как теории личности, психологии индивидуальности, психологии труда и многих других и, одновременно является предметом исследования междисциплинарного характера. Несмотря на большое внимание к этой проблеме и большой массив экспериментальных и теоретических разработок в понимании адаптации остается много нерешенных вопросов. В частности, отсутствие единого подхода к определению психологической адаптации и ее структуры, расхождение взглядов на проявление адаптации и ее механизмов в различных профессиях, нарушение адаптации, ее диагностику. Особенно остро стоит вопрос о факторах, определяющих процесс адаптации. Несмотря на кардинальную важность этого вопроса в решении проблемы адаптации в целом, по нему наибольшее количество противоречивых научных точек зрения.
Не менее фундаментальной проблемой выступает проблема общения. Имея широкий спектр разработки конкретных сторон, научное представление о деятельности общения также далеко от окончательного разрешения. Наиболее актуален сейчас компетентностный подход. Общение будет эффективно тогда, когда люди обладают эффективными знаниями, умениями и навыками в данной сфере, а, следовательно, являются компетентными при выстраивании коммуникаций друг с другом. Коммуникативная компетентность представляется наиболее конструктивным направлением при анализе регулятивной роли общения в совместной деятельности. В этом случае указанные две фундаментальные проблемы объединяются в единую систему психологического анализа. Для изучения профессиональной деятельности типа «человек-человек» такой анализ приобретает определяющее значение, но парадоксальным образом он «выпал» из активного исследования психологических вопросов. Исследования адаптации во взаимосвязи с коммуникативной компетентностью не проводилось. Все это приводит к объективной необходимости исследования закономерностей и взаимосвязи коммуникативной компетентности и процесса адаптации. Учитывая функциональную роль такой взаимосвязи целесообразно рассматривать ее с позиций метакогнитивизма. Исследования подобного плана практически отсутствуют.
Особенную остроту этот вопрос приобретает в условиях специфической деятельности профессиональной воинской группы. Исследования проблемы адаптации в воинской группе выявили специфичность этого вида психологической и социальной адаптации, т.е. приспособления индивида к новым условиям жизни и деятельности, включению в коллектив и особую социальную среду (жесткая регламентация, система секретности, режимная деятельность и т.д.). Адаптивность наиболее глобальная характеристика личности. А коммуникативная компетентность выступает значимым фактором детерминирующим процесс и результаты адаптации данного контингента (военных). Актуальность исследования обусловлена отсутствием на сегодняшний день единой научно-обоснованной концепции психологической адаптации военнослужащих к условиям несения военной службы, которая может существенно повысить уровень успешности выполнения служебно¬боевой деятельности, а также сохранить здоровье военнослужащих. Работ, раскрывающих взаимосвязь коммуникативной компетентности военнослужащих и успешности их адаптации в прямой постановке нет. В более узком смысле
актуальность исследования определяется необходимостью выяснения специфики взаимосвязи коммуникативных знаний и навыков, присущих субъекту и социально-психологической адаптацией в воинском коллективе.
Таким образом, актуальность данного исследования диктуется как общетеоретической так и практической значимостью поставленного вопроса.
Исходя из сказанного, цель нашей работы заключается в выявлении роли коммуникативной компетентности в процессе социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России.
В соответствии с проблемой и целью исследования нами выдвинуты следующие задачи:
- обосновать сущность понятий «социально-психологическая адаптация», «коммуникативная компетентность» в теоретических подходах психологической науки;
- исследовать особенности социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России;
- установить специфику коммуникативной компетентности военнослужащих;
- разработать программу исследования и осуществить эмпирическую проверку влияния фактора коммуникативной компетентности военнослужащих на успешность их социально-психологической адаптации к условиям военной службы;
- подготовить психологические и научно-методические рекомендации по оптимизации процесса социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России.
Объект исследования - социально-психологическая адаптация
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России.
Предмет исследования - влияние коммуникативной компетентности на эффективность социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России.
В Заключении обобщена вся совокупность полученных в исследовании результатов, а также сформулированы выводы, основные из которых состоят в следующем.
2. Существуют множественные связи между коммуникативной компетентностью и социально-психологической адаптацией личности. Выявлены связи между отдельными компонентами коммуникативной компетентности и уровнем адаптации личности. Все это позволяет сделать вывод о существовании единой системы «коммуникативная компетентность - адаптация».
3. В системе «коммуникативная компетентность - адаптация» базовым свойством выступает метасистемная включенность в деятельность, обеспечивающая регуляцию процесса адаптации. Как следствие, основной функцией данной системы является регуляция социального взаимодействия и общения.
4. В системе «коммуникативная компетентность - адаптация» коммуникативная компетентность является ведущим фактором влияния на процесс и результат адаптации. Специфика внутрисистемного взаимодействия отражается в направленном влиянии характеристик коммуникативной компетентности на адаптационный процесс. При этом вторичными факторами сильного влияния выступают интернальность, принятие, самоконтроль, логическое мышление, метакогнитивная включенность в деятельность и эмоциональная устойчивость. Кроме этого «обратным» весом обладает агрессивность. При этом на прогноз успешности адаптации в наибольшей мере влияет метакогнитивная включенность в деятельность.
5. Для представителей разного уровня адаптированности характерна различная структура и качественных показателей и вторичных факторов влияния. При этом определяющим факторами для высокоадаптированных выступает коммуникативная компетентность и интернальность, а у среднеадаптивных остается интернальность.
6. Для военнослужащих по контракту внутренних войск МВД показатели коммуникативной компетентности и социальной адаптации находятся на высоком и среднем уровнях, что свидетельствует о достаточно благополучном психологическом состоянии личности.
7. Противоречивое положение из всех факторов влияния занимает агрессивность. Она достаточно ярко выражена в группе военнослужащих, но вместе с тем в структуре системы «коммуникативная компетентность - адаптация» выступает негативным фактором влияния. Частично данное противоречие снимается развитием здорового честолюбия и некоторой самоуверенности.
8. Глубинным основанием динамики системы «коммуникативная компетентность - адаптация» является интернальность. Ответственность за себя и свою деятельность, военнослужащие связывают только с собственной активностью. Это подкрепляется факторным влиянием самоконтроля и метакогнитивной включенностью в деятельность.
9. Основной прогноз адаптационных возможностей военнослужащих обеспечивается оценкой самоконтроля, организованности и метакогнитивной включенности в деятельность. Возможность улучшения адаптации военнослужащих в системе профессиональных отношений обеспечивается наряду с формированием навыков общения и через развитие и совершенствование названных характеристик.
10. Предлагаемый тренинг «Формирование коммуникативной компетентности может быть использован в подготовке военнослужащих-контрактников на первых этапах их адаптации к новой деятельности в условиях военной группы.
1. Чихачёв, М.В. К вопросу о структуре коммуникативной компетентности личности /М.В. Чихачёв // European Social Science Journal. - Москва-Рига: Международный исследовательский институт. - 2013. -№ 6 (34). - С. 216-220.
2. Чихачёв, М.В. Коммуникативные способности личности военнослужащего внутренних войск МВД России в современном социальном пространстве /А.В. Спирин, М.В. Чихачёв// Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. - 2014. - № 3. - С. 58¬62.
3. Чихачёв, М.В. Психологическая адаптация в исследованиях военных психологов /М.В. Чихачёв// Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. - 2013. - № 3. - С. 41¬44.
4. Чихачёв, М.В. К вопросу о структуре характера и его развития /М.В. Алещенко, М.В. Чихачёв// Мир науки, культуры, образования. - Горно¬Алтайск: Алтайская государственная педагогическая академия. - 2015. - № 1. - С.
383-390.
5. Чихачёв, М.В. Неэффективность общения при деформации коммуникативной компетентности. /Л.Ю. Субботина, М.В. Чихачёв // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №3. - С. 200-204.
Другие научные публикации:
6. Чихачёв, М.В. Социально-гуманитарное исследование качества образования и психолого-педагогических проблем воинских коллективов /А.В. Спирин, М.В. Чихачёв, А.С. Шадрин, Р.Н. Шматков //Монография. - Красноярск: Научно-исследовательский центр. - 2013. - С. 39-61.
7. Чихачёв, М.В. Психологическая адаптация молодежи к условиям военной службы во внутренних войсках МВД России /М.В. Чихачёв // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции: «Направления и перспективы развития образования в ВОУВПО ВВ МВД России», Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. - Новосибирск: Издательство НВИ ВВ МВД России. - 2012. - С. 257-263.
8. Чихачёв, М.В. Коммуникативная компетентность личности: теоретические основы /М.В. Чихачёв // Материалы III международной научно-практической конференции: «Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях» - Пенза - Витебск - Саранск: Издательский центр «Социосфера»,
2012. - С. 32-37.
9. Чихачёв, М.В. Вопросы структуры коммуникативной компетентности личности /М.В. Чихачёв // Сборник материалов международной научно-практической конференции: «Интегративная психология: теория и метод». Журнал «Седьмая волна психологии» - Ярославль: Издательство МАПН Международная академия психологических наук. - 2013. - № 10. - С. 365-368.
10. Чихачёв, М.В. Развитие коммуникативной компетентности личности /М.В. Чихачёв // Журнал «Психология XXI столетия. Новые возможности». Материалы ежегодного Международного Конгресса» - Новосибирск, Ярославль: Издательство МАПН Международная академия психологических наук. - 2013. - С. 308-313.
11. Чихачёв, М.В. Психологическая сущность коммуникативной компетентности военнослужащих по контракту внутренних войск МВД России /М.В. Чихачёв // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции с международным участием «Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России», Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. - Новосибирск: Издательство НВИ ВВ МВД России. - 2013 - С. 253-257.
12. Чихачёв, М.В. Коммуникативные способности личности военнослужащих внутренних войск МВД России /М.В. Чихачёв // Военный профессионализм: стратегия и перспективы развития в современном обществе: Всероссийская научно¬практическая конференция с международным участием. Сборник материалов. Часть 2 - Новосибирск: Редакция газеты СибРК ВВ МВД России «Красное знамя» - 2013 - С.115-122.
13. Чихачёв, М.В. Профессиональная и социальная адаптация выпускников образовательных учреждений внутренних войск МВД России /М.В. Чихачёв, Т.А. Кононова // Педагогический профессионализм в образовании. Материалы Х Международной научно-практической конференции под науч. ред. Е.В. Андриенко; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск: Издательство НГПУ. - 2014 - С. 383-390.
14. Чихачёв, М.В. Специфика процесса адаптации в воинских коллективах /М.В. Чихачёв, Т.А. Кононова // Сборник материалов межвузовской научно¬практической конференции с международным участием «Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России», Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. - Новосибирск: Издательство НВИ ВВ МВД России. - 2014. - С. 104-108.
15. Чихачёв, М.В. Влияние коммуникативной компетентности на психологическую адаптацию военнослужащих, проходящих военную службу по призыву /М.В. Чихачёв // Журнал Ярославский психологический вестник - Москва - Ярославль. - 2014 - № 30. - С. 107-113.
16. Чихачёв, М.В. Факторы формирования коммуникативных способностей личности в современных условиях / М.В. Чихачёв // Журнал «Вестник интегративной психологии». Материалы Международной научно-практической конференции: «Теория и практика интегративной психологии» - Москва: Издательство МАПН Международная академия психологических наук. - 2014. - № 10. - С. 314-318.
17. Чихачёв, М.В. Психологические аспекты адаптации в ситуации общения /М.В. Чихачёв, Л.Ю.Субботина // Журнал Ярославский психологический вестник - Москва - Ярославль. - 2016 - № 33. - С. 34-38.
18. Чихачёв, М.В. Роль коммуникативной компетентности в процессе социально-психологической адаптации военнослужащих /М.В. Чихачёв //Журнал Ярославский психологический вестник - Москва - Ярославль. - 2016 - № 35. - С. 51¬57.