Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмпирический анализ коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений

Работа №2644

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы223
Год сдачи2012
Стоимость970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико – методологические основы исследования коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений 13
1.1 Понятие, история исследования и функции коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений 13
1.2 Методики исследования коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений 72
Глава 2. Эмпирический анализ коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений 80
2.1 Характеристика коммуникативной компетенции персонала среднего общеобразовательного учреждения 80
2.2 Факторы, влияющие на коммуникативную компетентность персонала средних общеобразовательных учреждений 123
2.3 Анализ практики развития коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений и пути ее оптимизации 145
Заключение 199
Список литературы 204





Введение
Актуальность исследования. Профессия учителя относится к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых обязательным условием профессионализма является коммуникативная компетентность.
В условиях современного образования решается задача подготовки компетентного человека, который должен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и активно воздействовать на них, без чего невозможен переход к образовательному обществу с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры.
Повышение качества образования – одна из актуальных проблем для всего мирового сообщества. В условиях динамично меняющейся ситуации в обществе школа становится одним из ведущих факторов развития экономики и социальной сферы. Это выдвигает новые требования к личности субъектов профессионального образования и, прежде всего, педагога как определяющего организатора учебно-воспитательного процесса. Демократический характер общества, вариативность образования востребуют педагога, владеющего не только профессиональными знаниями своего предмета, но и способного к свободной коммуникации, глубокой рефлексии и восприятию внутреннего мира учащихся. Все это можно объединить понятием «коммуникативная компетентность».
В последнее десятилетие в свете глобальных социальных, экономических, политических и культурных изменений в России происходит обновление содержания профессионального образования. В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года наряду со знаниями и умениями решать стандартные профессиональные задачи приоритетной является способность будущих специалистов адаптироваться в мультикультурной среде, иметь навыки сотрудничества и координации своей деятельности.
В связи с этим становится очевидной необходимость рассмотрения коммуникативной компетентности как важной образовательной задачи в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей.
В основе коммуникативной компетентности лежит педагогическое общение, определяемое как организация деятельности и отношений субъектов образования, нацеленные на реализацию учебных, развивающих и воспитательных задач.
Эффективность функционирования педагогического коллектива, организация учебного процесса в учреждении профессионального образования основана на постоянном общении субъектов разных уровней: администрации, педагогов, мастеров, учащихся. По существу, все виды педагогической деятельности представляют собой различные коммуникации, на которые расходуется в среднем до 80% рабочего времени педагогического персонала. (Хварцкия А.Х.).
Искусство постоянного живого общения является органической частью, атрибутом профессиональной педагогической деятельности. Ведение урока, организация семинара, практического обучения, воспитательной работы, подготовка педагогических советов и методических комиссий представляют сложное психолого-педагогическое действие со своими закономерностями, методами, традициями, этикой и предполагают высокую коммуникативную компетентность субъектов образования. Иной становится роль педагога, его способность к эмпатии, умение понять внутренний мир ученика, чтобы сделать подвижными и открытыми его способности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
В современной деятельности персонала средних общеобразовательных учреждений нами в процессе исследования было выявлено противоречие между необходимостью обеспечения средних общеобразовательных учреждений руководителями и педагогами, обладающими коммуникативной компетентностью в профессиональной коммуникации, и недостаточной разработанностью методологического содержания образовательных средств в теории профессионального образования, отражающих их сущность, целостный состав, системные уровневую и подуровневую структуры, критерии, показатели развития коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений.
Сформулированная на основе выявленного противоречия научно-исследовательская проблема, на наш взгляд, может быть решена теоретико-методологическим обоснованием и научно-практической разработкой подходов, позволяющих осуществить целенаправленный образовательный процесс развития коммуникативной компетентности у персонала средних общеобразовательных учреждений, разработанными и апробированными системными средствами.
В соответствии с предлагаемым решением, нами была определена цель исследования, заключающаяся в совершенствовании процесса развития коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений за счёт социально-психологического тренинга.
На основании цели исследования нами выявлена научная новизна и обоснована теоретическая значимость решения проблемы, состоящая в:
- реализации профессионально-деятельностного подхода к пониманию коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений;
- выявлении сущности коммуникативной компетентности посредством целостного состава компонентов и систематизированной структуры элементов содержания процесса ее развития;
- расширении теоретического представления о уровнях содержания профессиональной коммуникативной деятельности персонала средних общеобразовательных учреждений, реализация которой связана с их коммуникативной компетентностью, развиваемой курсом социально – психологического тренинга.
Вышеизложенное определило практическую значимость исследования, которая состоит в том, что разработанные средства развития коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений позволяют повысить эффективность профессионально-управленческой интерактивной коммуникации на диагностико-оценочной основе для достижения целей образовательного процесса в средних общеобразовательных учреждениях.
Проанализировав теоретико – методологические основы исследования коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений, мы получи¬ли научно обоснованные результаты, как следствие достижения цели в проведен¬ном нами исследовании, что дало возможность сформулировать ряд выводов.
Коммуникативная компетентность является необходимым компонентом профессионализма персонала средних общеобразовательных учреждений.
Коммуникативная компетентность представляет собой сложное образование, характеризующееся определенной структурой, наличием взаимосвязанных компонентов и уровней. Структура коммуникативной компетентности есть единство мотивационно-личностного, когнитивного и поведенческого компонентов.
Под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Иными словами, коммуникативная компетентность – это ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия. Можно рассматривать коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Высокий уровень коммуникативной компетентности предполагает глубокие знания об этапах и закономерностях процесса общения, а также владение специальными приемами и техниками. В педагогической работе это обусловливает продуктивность учебной и воспитательной деятельности (проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий в разных формах - лекция, дискуссия, диспут и др.). Управленец, имеющий высокий уровень коммуникативной компетентности, без труда обеспечивает эффективность совещаний, переговоров, бесед, публичных выступлений и т.п. Контакты с внешними организациями в этом случае способствуют развитию и продвижению среднего общеобразовательного учреждения.
Низкий уровень развития этого компонента социально-психологической компетентности приводит, прежде всего, к пробелам в знаниях обучающихся, что ведет за собой снижение мотивации к учению и переключение на другие виды активности, часто - деструктивные. В общении между коллегами растет напряженность и взаимное недовольство, ухудшается психологический климат коллектива. Коммуникативная некомпетентность также влечет за собой изменение мотивации педагогического персонала, превращение совещаний, педагогических советов в ритуальные процедуры, не имеющие практического значения. Документооборот становится стихийным процессом, еще больше затрудняющим функционирование организации.
В ходе проведенного исследования был подобран и апробирован на практике комплекс диагностических методик и процедур, направленных на изучение проявления коммуникативной компетентности и свойств личности, обусловливающих ее развитие.
Проведенный эмпирический анализ показал, что Важными факторами, влияющим на развитие коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений являются социальные и личностные.
На развитие коммуникативной компетентности персонала влияют особенности развития способности к эффективному межличностному взаимодействию, а именно избегание авторитаризма в отношениях, эгоистических тенденций, чрезмерной зависимости и подчиняемости в отношениях, подозрительность. Так же важными факторами являются особенности поведения человека в реальной группе: положительными факторами влияющим на развитие коммуникативной компетентности являются тенденции к общительности, зависимости, принятие «борьбы»; отрицательными факторами соответственно являются тенденции к необщительности, независимости, «избегание борьбы». Одним из важных социальных факторов, влияющих на развитие коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений является развитие социально – коммуникативной компетентности. Позитивными факторами для развития коммуникативной компетентности будут являться: низкий уровень социально – коммуникативной неуклюжести, нетерпимости к неопределенности, чрезмерного стремления к комформности, фрустрационной нетолерантности.
Среди личностных факторов, влияющих на развитие коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений мы выделяем высокое развитие коммуникабельности, общительности, социальной активности, нормальный уровень развития экспрессивности, дипломатичности, конформизма, развитие чувствительности и доверчивости.
Экспериментально доказана правомерность и эффективность использования предложенного социально – психологического тренинга, посредством которых у субъектов образовательного процесса достигнута и обнаружена степень качества овладения и динамики развития коммуникативной компетентности на достаточно устойчивом и высоком уровне значимости данных по всем общим показателям.
Эксперимент показал необходимость дальнейшего совершенствования средств целевого образования в развитии коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений.
Таким образом, результаты исследования дают основание для вывода о том, что выдвинутые гипотеза, в основном, получила свое экспериментальное подтверждение, а поставленные задачи решены. Вместе с тем, разработанные и апробированные нами профессионально-образовательные средства развития КК менеджеров образования учреждений НПО в процессе повышения их квалификации посредством ДПО открывают возможности для продолжения ис¬следований.



1. Аверченко Л.К. Управление общением. Теория и практикумы для соци¬ального работника: Учеб. пособие. - М- Новосибирск: ИНФРА, НГАЭиУ, 1999. - 216 с.
2. Аксеновская Л.Н. Организационная культура и «акме» концепция // Акмеология: организационная, управленческая, личностная: Сб. науч. статей. -Саратов, 1996. - С. 35-45.
3. Актуальные проблемы повышения квалификации руководителей школ: Метод, рекомендации.- М.: Прометей, 1993. -137 с.
4. Актуальные проблемы управления качеством образования: Сб. науч. статей. - Вып. 6. - Челябинск: ЧелГПУ, 2001. - 136 с.
5. Аминов Н.А. Социальный интеллект и социальная компетенция в подго¬товке социальных работников (факторные модели Дж.Гилфорда и Г.Марлоу) // Социальная работа / ред. И.А.Зимняя. - Вып. 5. - М., 1992. - С.37-46
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 338 с.
7. Андреева Г.М Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1997. – 376 с.
8. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии.-М., 1995.-235 с.
9. Антропова Л.Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии (в условиях дополнительного образо¬вания). Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 1999. - 24 с.
10. Асадулин Р.М., Бенин Р.М., Иванов В.А. Антропологический принцип в психологии развития // Среднее профессиональное образование. - 2001. - № 2.- С. 37-38.
11. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании: Практ. пособие для работников органов управления образованием. - М.: Центр соц. и экон. исслед., 1996. - 96 с.
12. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1981. - 250 с.
13. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению или как оп¬ределить организаторские и коммуникативные качества личности. - М.: Владос, 1999. - 176 с.
14. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. -Ярославль, 1986. - 80 с.
15. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. - Екатерин¬бург, 1992. - 93 с.
16. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: СИПИ, 1992. - 32 с.
17. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Екатеринбург, 1994. - 152 с.
18. Белич В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. - Челя¬бинск: Юж.-Урал. изд-во, 1991. - 144 с.
19. Беляева А.П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. - СПб., 1995. - 228 с.
20. Березин Б.А. Экспертная оценка и самооценка руководителей как ре¬зультат общения / Обучение как предмет теоретических и прикладных исследо¬ваний: Тезисы Всесоюзного симпозиума. - Л.: ЛГУ, 1973. - С. 12-13.
21. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. - СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 256 с.
22. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаи¬моотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судь¬бы. - М.: Прогресс, 1988. - 400 с.
23. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб.: Братство, 1992. - 224 с.
24. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Изд-во ИГО МО РФ, 1995. - 336 с.
25. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психо¬логии. -1994. - № 1. - С. 122-127.
26. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. -СПб.: АО «Светоч», 1994. - 316 с.
27. Братченко С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения. Дисс. канд. психол. наук. - Л.: ЛГУ, 1987.-268 с.
28. Булынский Н.Н. Внутриучилищное управление качеством профессио¬нального образования: Теория и практика. - Челябинск: ЧелГАУ, 1996. - 162 с.
29. Булынский Н.Н., Молчанов С.Г. Проблемы управления и аттестации в учреждениях общего и профессионального образования. Вып. 2. / Под ред. С.Е.Матушкина. - Челябинск: Юж.-Урал. науч. образов, центр РАО, 2000. -194 с.
30. Булынский Н.Н., Местечкин В.И. Генезис понятия «профессионально-управленческая (педагогическая) компетентность» в профессионально-образо¬вательном менеджменте. /Профессиональное образование: Проблемы, поиски, решения: Материалы регион, науч.-практич. конференции / Отв. ред. С.Е.Ма-тушкин. - Челябинск: ЧелГУ, 2002. - С. 11-18.
31. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондента¬ми: Учеб. пособие для ун-тов. - М.: Высш. школа, 1989. - 176 с.
32. Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. -М.,№6,1994.-64 с.
33. Бюллетень МО РФ высшего и среднего профессионального образова¬ния. - М., № 5,2000. - 64 с.
34. Бюллетень МО РФ высшего и среднего профессионального образова¬ния. - М., № 5,2001. - 64 с.
35. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация об¬разовательного пространства. - Челябинск, 1997. - 240 с.
36. Вазина К.Я. Единая система критериев оценки - самооценки управле¬ния учебным заведением: Метод, пособие. - Н.Новгород: ВИПИ, 1997. - 212 с.
37. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов пер¬вичных учебно-воспитательных коллективов. - М., 1977. - 222 с.
38. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: Методология, тео¬рия, практика. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
39. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Ось-89», 2001. - 224 с.
40. Вестник образования. - М. - 1995. - № 11. - С. 31-90.
41. Вестник образования. - М. - 1996. - № 10. - С. 11-25.
42. Вестник образования. - М. - 2000. - № 20. - С. 11-25.
43. Вестник образования. - М. - 2001. - № 19. - С. 7-35.
44. Вечер Л.С. Секреты делового общения. - Минск: Высш. школа, 1996. - 367 с.
45. Вишнякова СМ. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НИЦ СПО, 1999. - 538 с.
46. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 4. - С. 15-23.
47. Герцог Г.А. Информационная культура современного педагога. Диссер.... канд. философ, наук. - Екатеринбург, 1995. - 127 с.
48. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб.: СПБУ. - 154 с.
49. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психо¬логии /Под общ. ред. Ю.П.Адлера. - М.: Прогресс, 1976. - 495 с.
50. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030500. Профессиональное обучение (по отраслям). Ква¬лификация - педагог профессионального обучения. - М.: ИПК МГУП, 2000. - 21 с.
51. Государственный образовательный стандарт высшего профессиональ¬ного образования. Специальность 061100. Менеджмент организации. Квалифи¬кация - менеджер. - М.: ИПК МГУП, 2000. - 23 с.
52. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 232 с.
53. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. - М.: Политиздат, 1991. - 320 с.
54. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993. - 237 с.
55. Дмитриев АВ., Латынов В.В. Социальная коммуникация // Социология. Ос¬новы общей теории / Под ред. ГВ.Осипова, Л.Н.Москвичева. - М., 1996. - С. 28-35.
56. Добрович АБ. Общение: наука или искусство. - М.: Знание, 1978. - 207 с.
57. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиена общения: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.
58. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. - М.: Инфра, 1997. - 256 с.
59. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Монография.-Л.: ЛГУ, 1985. - 167 с.
60. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Автореф. дис. на соиск. степ, д-ра психол. наук. - СПб.: ЛГУ, 1991. - 38 с.
61. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Учеб. пособие. -СПб.: ЛГУ, 107 с.
62. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Проблемы диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении) // Актуальные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. - М., 1983. - С. 90-97.
63. Журавлев А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. - 1983. -Т. 4.-№1.-С. 14-18.
64. Журавлев А.Л. Роль общительности личности в руководстве коллекти¬вом // Психологические исследования общения. - М.: Наука, 1985. - С. 38-43.
65. Занковский А.Н. Организационная психология. Учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСМ, 2000. - 648 с.
66. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УТППУ, 1997. - 244 с.
67. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образова¬ние. - Екатеринбург: Изд-во УТППУ, 1998. -126 с.
68. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во УТППУ, 2000. - 258 с.
69. Зеер Э.Ф., Воденников В.А., Доронин Н.А., Зеер П.Ф., Колобков И.А. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников-предпри¬нимателей. - Екатеринбург: Изд-во УТППУ, 2001. - 233 с.
70. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Педагогика, 1991. -148 с.
71. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ин-та, 1976. - 146 с.
72. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М: Изд-во МГУ, 1987. - 298 с.
73. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. -1986. - № 2. - С. 138-148.
74. Кабрин В.И. Психология коммуникативного развития человека как личности. Автореф. дис... д-ра псих. наук. - СПб., 1993. - 31 с.
75. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1998. - 310 с.
76. Кан-Калик В.А. Основы проефессионально-педагогического общения. -Грозный, 1979. - 190 с.
77. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. Кн. для учителя -М.: Просвещение, 1987. -144 с.
78. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество М.: Про¬свещение, 1990. - 144 с.
79. Карнеги Д. и др. Ваше преуспевание - в ваших руках. - М., 1993. - 447 с.
80. Кашапов М.М. Психологические основы решения педагогической си¬туации. - Ярославль: ЯрГУ, 1992. - 84 с.
81. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Дис... канд. псих. наук. - Л., 1981. - 199 с.
82. Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие психолога // Вестник Москов, ун-та. - Серия 14 «Психология», 1992. - № 3. - С. 17.
83. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Рос¬тов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
84. Клюева Н.В. Программа социально-психологического тренинга для пе¬дагогов. - СПб., 1992. - 25 с.
85. Клюев Ф.Н., Кустов Л.М., Шутюк СВ. Проблема развития управленче¬ских кадров профессионального образования в системе повышения квалифика¬ции: Монография. - Челябинск, 1998. - 168 с.
86. Клюев Ф.Н., Котовская Л.В. Управление качеством подготовки инже¬нерно-педагогических кадров в системе повышения квалификации: Моногра¬фия. - Челябинск: ГУ ПОиН, ЧИРПО, 2000. - 139 с.
87. Ковалев ГА Активное социальное обучение как метод коррекции психологи¬ческих характеристик субъекта общения: Дис... канд. псих, наук.- М, 1980. - 270 с.
88. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для высш. и сред. пед. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. -176 с.
89. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимо¬действия: Метод, пособие. - Минск, 1993. - 79 с.
90. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224 с.
91. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. - Воро¬неж: НПО МЭДОК, 1996. - 224 с.
92. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования. - СПб.: КАРО, 2001. - 304 с.
93. Кузьмина Н.В. Особенности коммуникативной деятельности педагога // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тез. Всесо¬юзного симпозиума. - Л., 1973. - С. 86-87.
94. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. школа, 1990. - 119 с.
95. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятель¬ности: Метод, пособие. - Рыбинск: НИЦРМ, 1993. - 54 с.
96. Круглова Г.Н. Коммуникативное взаимодействие как фактор эффек¬тивности обучения в вузе: Автореф. дис.... канд. псих. наук. - Л., 1981. - 19 с.
97. Куницына В.Н., Панферов В.Н. Проблема отношений личности в тру¬дах В.Н. Мясищева // Психологический журнал. - 1992. - Т. 3. - № 3. - С. 140-147.
98. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное об¬щение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
99. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс. - 416 с.
100. Кэмпбелл Д. Модель экспериментов в социальной психологии и при¬кладных исследованиях. - СПб., 1995. - 312 с.
101. Лабунская В.А. Невербальное поведение: социально-перцептивный подход. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. -136 с.
102. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспек¬тива. - М.: Высш. школа, 1991. - 360 с.
103. Леднев В.С. Понятийно-терминологические проблемы педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Е.В.Ткаченко. - Вып. 2. - Екатеринбург, 1996. - С. 28-34.
104. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. - М.: Высш. школа, 1994. - С. 26-28.
105. Лейбович А.Н. Система понятий государственного стандарта профес¬сионального образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Е.В.Ткаченко. - Вып. 2. - Екатеринбург, 1996. - С. 185-203.
106. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
107. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1999. - 287 с.
108. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. - 304 с.
109. Лепехин Н.Б. Коммуникация и общение в педагогическом процессе // Психологическое обеспечение социального развития человека: Сб. научн. тру¬дов. / Под ред. ААКрылова. -Л.: ЛГУ, 1989. Вып. 13. с. 36-43.
110. Лийметс Х.Й. Понятие общения и воспитание // Проблема общения и воспитание. - Ч. I. - Тарту, 1974 - с. 60-67.
111. Лисина М.Н. Проблемы онтогенеза общения -М.: Педагогика, 1988. -144 с.
112. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. - М.: Наука, 1975, с. 124-135.
113. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии -М.: Наука, 1984.-444 с.
114. Лоренц К. Агрессия. - М.: «Прогресс», «Универс», 1994. - 272 с.
115. Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1996. - 684 с.
116. Макшанов СИ. Профессиональный тренинг / Психология профессио¬нальной подготовки. Коллект. монография // Под ред. Г.СНикифорова. - СПб.: Изд-во СПБУ, 1993. с. 44-81.
117. Малышев К.Б. Психология управления: Научно-мет. пособие для вузов.-М.: ПЕРСЭ, 2000. -144 с.
118. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд-во «Со¬вершенство», 1998. - 208 с.
119. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Про¬свещение, 1993 -192 с.
120. МарковаАК. Психология профессионализма. - М.: Межд. гуман. фонд «Знание», 1996. - 309 с.
121. Маркович Л.Н. Формирование коммуникативной деятельности у старшекласников: Автореф. диссерт... канд. пед. наук. - Киев, 1980. - 23 с.
122. Марковская И.М. Взаимодействие и отношение как базовые категории социально-психологического исследования // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сб научн. трудов. / Под ред. Н.А. Батурина. - Челябинск.: Изд-воЮРГУ, 1998-Том 1.-е. 13-21.
123. Менеджмент организации. Учебн. пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, Р.З. Акбердина и др. - М.: Инфра - М, 1995. - 432 с.
124. Местечкин В.И. Организационная культура образовательного менедже-мента как средство реализации многоуровнего профессионального образования / Инновации в системе НПО: многоуровневое профессиональное образование: Сб. тезисов и докл. - Челябинск: ЧИРПО, 2002, с. 27-31.
125. Местечкин В.И. Практическая психология управления: коммуникатив¬ная компетентность: Учебное пособие в 3-х частях - Челябинск.: ЧИРПО, 1998. 4.1 - 69 с, Ч. 2. - 92 с, Ч. 3. -132 с.
126. Местечкин В.И. О повышении квалификации в профессионально-обра¬зовательном менеджменте: Метод, пособие -Челябинск.: ЧелИРПО, 2002. - 43 с.
127. Миккин Г.А. О применении видеотренинга в целях совершенствования коммуникативной деятельности будущих учителей // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. - М., 1983. с. 28-35.
128. Методологические проблемы современной педагогической науки и практики. / Под ред. А.В. Усовой. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1998. -136 с.
129. Методология и методика научного исследования / Автор-составитель: А.Я.Найн. - Челябинск: ЧФ ИРПО, 1993 - 52 с.
130. Митина Л.М Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // «Вопросы психологии». - 1997. - № 4. -с. 28-38.
131. Митина Л.М Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. -М.: Сентябрь: ж. «Директор школы», 1999. -192 с.
132. Михалевская Г.И. Профессионализм общения (Учителю о коммуника¬тивных умениях). - СПб.: СПБУ, 1993 - 57 с.
133. Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руково¬дящих кадров общеобразовательных учреждений: Диссер... доктора пед. наук. -Челябинск, 1998.-316 с.
134. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность как объект воздействия в системе повышения квалификации педагогических и управленческих работ¬ников / Актуальные проблемы управления качеством образования: Сб. научн. ста¬тей. - Вып. 6. - Челябинск.: ЧГПУ, 2001, с. 9-13.
135. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педа¬гогика, 1984-112 с.
136. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Незав. фирма «Класс», 1994 - 144 с.
137. Мякушкин Д.Е. Проблема экспериментального метода в психодиагно¬стике // Теоретическая экспериментальная и прикладная психология: Сб. научн. трудов / Под ред. Н АБатурина - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. - Том 1.-е. 50-63.
138. Мякушкин Д.Е. Особенности проведения комплексной оценки персона¬ла организации // Материалы конференции преподавателей факультета психоло¬гии / Под ред. Н.А.Батурина. - Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 1999. - С. 9-11.
139. Навазова Т.Г. Продуктивная деятельность директора по эффективному управлению образовательным учреджением. - Сыктывкар, 1998. - 170 с.
140. Нейдхард Дж, Вейнштейн М., Конри Р. Властелин эмоций. - СПб.: Пи¬тер Пресс, 1997. - 280 с.
141. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. завед.: В 3 кн. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 1998.-632 с.
142. Неустроев Г.Н. Методическое пособие по статистической обработке результа¬тов психолого-педагогических экспериментов. -Челябинск: ЧГАУ, 2002. - 23 с.
143. Норенкова Н.А. Проектирование педагогических технологий в системе повышения квалификации специалистов профессиональной школы. Автореф. дис... канд. пед. наук. - Магнитогорск. - 24 с.
144. Образование в документах. - М., 1997. - № 20. - С. 38.
145 Организационная психология (Состав, и общая ред. Л.В.Винокурова, И.И.Скрипюка. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
146. Организация проведения педагогического эксперимента в учебных заве¬дениях профтехобразования: Метод, пособие / Под ред. А.П.Беляевой. - СПб.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1992. -125 с.
147. Основы социально-психологической теории: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова. -М.: Межд. пед. академия, 1995.-421 с.
148. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. Практические советы. - М.: Экономика, 1990. -112 с.
149. Панкратов В.Н. Манипуляция в общении и их нейтрализация: Практиче¬ское руководство. - М.: Изд-во ин-тута психотерапии, 2000. - 208 с.
150. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических ис¬следований: Автореф. дис... докт. псих. наук. -Л.: ЛГУ, 1983. - 42 с.
151. Папуш М. Практическая психотехника. - М.: Ин-т общегуманит. ис-след., 1997. - 174 с.
152. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Ми¬хайлова В.А., 1999.-301 с.
153. Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Автор-составитель Б.М. Бим-Бад. -М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.
154. Петровская Л.А. Основные характеристики компетентности в общении // Актуальные проблемы социальной психологии. - Ч. I. - Кострома, 1986. - с. 74-75.
155. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. - М., 1989 - 216 с.
156. Петрушин СВ. Психологический тренинг в многочисленной группе (ме¬тодика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). - М.: Академич. Проект; Екатеринбург.: Деловая книга, 2000. - 256 с.
157. Платонова Н.М., Якунин В.А. Педагогика: Теория обучения. - СПб.: 1993.-82 с.
158. Платонов К.К. Личность как объект социальной психологии // Методо¬логические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.Ф.Шорохова. - М.: Наука, 1975.-с. 72-88.
159. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. -М, 1982. - С. 196.
160. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. - СПб.: Лань, 1996. -160 с.
161. Поташник М.М., Моисеев А.М. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссерт. по управлению в сфере образования. - М.: Новая школа, 1998. -176 с.
162. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.И.Щербакова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение,1990.-228 с.
163. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. - СПб.: СКФ «Россия-Нева», 1994. - 176 с.
164. Профессиональная педагогика / Под ред. СЯ.Батышева - М., 1997. - 512 с.
165. «Профессиональное образование». - М., 1999. - № 12. - С. 21.
166. Психодиагностика в тренинге. / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. - СПб.: «Ювента», ин-т Тренинга, 1999. - 256 с.
167. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряова. -М.: Педагогика - Пресса, 1997. - 224 с.
168. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: Изд-во СПБУ, 1991. -152 с.
169. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специали¬стов / Сост. Л.В. Винокуров. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
170.Психология. Словарь // Составитель Л.А.Карпенко / Под ред. А.В.Пет- ровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Полит, лит-ра, 1990. - 484 с.
171. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э.Ф.Зеера - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1996. -148 с.
172. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей об¬щеобразовательных учреждений // Автор-составитель В.Д.Мижериков / Под ред. П.И.Пидкасистого. - Ростов-на -Дону: Изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.
173. Родина О.Н. О понятии «Успешность трудовой деятельности» // Психо¬логия работы с персоналом в трудах отечественных специалистов // Составит. Л.В. Винокуров. -СПб.: Питер, 2001.
174. Роджерс К.К. Могу ли я быть фасилитатором в группе? // Хресто¬матия по гуманистической психотерапии / Состав. М. Папуш. - М.: Ин-т обще-гуманистич. исслед., 1995. с. 86-110.
175. Рождественская Н.Н. Подготовка руководителей образовательных учреждений к управленческой коммуникации с персоналом в условиях личностной ориен¬тации образования. Автореф диссер... канд. пед. наук. - Волгоград, 2000. - 24 с.180
176. Рождественская Н.Н. Управленческая коммуникация как основа успеш¬ной деятельности руководителя // Народное образование. - М, 2001. - № 1. - С. 94-105.-№2.-С. 108-113.
177. Романов И.В., Хван А.А. Семантическое поле понятия «профессия» // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научн. трудов / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. - Вып. 2. - Екатеринбург, 1996. - С. 248-256.
178. Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред. Г.В. Оси-пова. - М.: Норма-Инфра, 1998 - 672 с.
179. Рубинштейн С.Л. Бытие и познание. - М., 1957. - 328 с.
180. Рыданова И.П. Основы педагогики общения. - Минск: Белоруская нау-ка, 1998. -319 с.
181. Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки пе¬дагога. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. - 164 с.
182. Селье Г. Когда стресс не приносит горя //Неизвестные силы в нас. - М.: МИНП «РЭНАР», 1992 - С. 103 -158.
183. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -М., 1994-№5. -С. 16-70.
184. Сибирская М.П. Педагогические технологии и повышения квалифика¬ции инженерно-педагогических кадров - СПб.: СПБ ИРПО, 1997. - 193 с.
185. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии -
СПб.: Соц.-псих. Центр, 1996.-349 с.
186. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. Учебн. пособие - М: Роспедагенство, 1997. - 264 с.
187. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психоло¬гии развития // Вопросы психологии. - М., 1998. - № 6. - С. 3-17.
188. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онто¬генезе // Вопросы психологии. - М., 1994, - № 1. - С. 5-15.
189. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред А.М. Прохоров -4 изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 1600 с.
190. Современный словарь иностранных слов. -М.: «Русск. яз.», 1999. -142.
191. Соколов А.Г. Управленческая деятельность в учреждениях профессио¬нального образования. - СПб., 1997. - 320 с.
192. Соснин В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения: анатомия эф¬фективного общения. -М.: «Академия», Ин-т психол. РАН, 1996. - 226 с.
193. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. - М.: ЗАО «Бизнес школа», «Интел-Синтез», АТ и СО, 2000. - 392 с.
194. Справочник менеджера образования. В 2-х томах / Составит. В.С. Гир-шович. - М.: Новая школа, 1995 - Т. 1 - 400 с. - Т. 2. - 400 с.
195. Станкин М.И. Психология общения: Курс лекций. - М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: «Модэк», 2000. - 304 с.
196. Стивене Дж. Приручи своих драконов. - СПб.: Питер-Пресс, 1995 -480 с.
197. Субетто А.М. Концепция стандарта качества базового высшего образова¬ния (системная методология стандарта и проблем нормативного стандарта и про¬блем нормативного отражения в стандарте фундаментализации образования). -СПб.: Исслед. центр по пробл. управл. качеством подг. специалистов, 1992. - 36 с.
198. Социальная психология образования / Под ред. А.Н. Сухова. М., 2005.
199. Сухов А. Н., Деркач А. А. Прикладная социальная психология. Москва – Воронеж, 1998.
200. Сухов А. Н. Социальная психология. М., 2001. 600 с.
201. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. - Л.: ЛГУ, 1988.-168 с.
202. Теплов Б.М. Избранные труды.: В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1985. -Т. 1.-328с- Т.2.-360с.
203. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. - Петроза¬водск: «Фолиум», 1996. - 204 с.
204. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста. -М.: Независимая фирма «Класс», 1997. -160 с.
205. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагоги¬ческого менеджмента. - М: Новая школа, 1997. - 288 с.
206. Трофимова Г.С. Основы педагогической коммуникативной компетент¬ности: Учеб. пособие. -Ижевск.: Изд-во Удм. ун-та, 1994. - 76 с.
204. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 44 с.
205. Управление качеством образования: Практико-ориентированная моно¬графия и методич. пособие / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общ-во России, 2000. - 448 с.
206. Управление персоналом: Учебн. для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-423 с.
207. Управление школой: теоретические основы и методы: Учеб. пособие / Под ред. В.С. Лазарева. -М.: Центр соц. и эконом, исслед., 1997. - 336 с.
208. Усманов К.К. Формирование коммуникативной компетентности у бу¬дущих учителей в условиях педагогической практики в университете: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Алма-Ата.: КазПИ, 1984. - 25 с.
209. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: ЗАО «Бизнес-школа»: Интел-синтез, 2000. - 624 с.
210. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С.С. Аверинцева др. - 2 и 3 изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.
211. Флемминг Фанч .Преобразующие диалоги: Учебн. по практическим тех¬никам содействия личностным изменениям. - Киев.: Ника Центр, 1997. - 384 с.
212. Форверг М., Альберт Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения //Психологический журнал. - М., 1984. - Т. 5. - № 4. - С. 57-64.
213. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
214. Хараш А.У. Руководитель, его личность и деятельность. - М.: Знание, 1981.- 64 с.
215. Хараш А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия. - Авто-реф. дисс... канд. псих, наук - М., 1983. - 33 с.
216. Харченко Е.В., Шкатова Л.А. Межкультурные коммуникации - пробле¬ма XXI века // Межкультурные коммуникации: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А. А. Пано¬ва. - Челябинск: ЧелГУ, 2002. - С. 5-10.
217. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Составит. М. Папуш. -М.: Ин-т общегуманистич. исследов., 1995. - 302 с.
218. Цепцов В.А. Психология общения для менеджеров: руководство по ве¬дению переговоров. -М.: ПЕРСЭ, 2001 -175 с.
219. Чапаев Н.К., Воробьева Э.Л. Категориальные характеристики педагоги¬ческой методологии // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В, Ткаченко. - Вып. 2. - Екатеринбург, 1996. - С. 80-94.
220. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека: Учеб. пособие. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
221. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие.
4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: Владос,1995.-544 с.
222. Шибугани Т. Социальная психология - Ростов н/Дону: «Феникс», 1998. - 544 с.
223. Ширшов В.Д. Педагогические факторы формирования коммуникативно¬сти у студентов педагогических институтов: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. -Челябинск: ЧПИ, 1986. - 16 с.
224. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация. Теоретические основы: Автореф. дисс... доктора пед. наук - Челябинск, 1995 - 39 с.
225. Ширшов В.Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуни¬кация» // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. - Вып. 1. - Екатеринбург, 1995. - С. 78-86.
226. Шкатова Л.А. Речевой тренинг менеджера: Методические указания к изучению программы «Экспресс-менеджер». - М.: Москов. ин-т нар. хоз-ва, 1991-32 с.
227. Шкатова Л.А. Коммуникативная компетентность как педагогический термин / Методология и методика формирования научных понятий: Тезисы докл. - Челябинск: ЧГПИ, 1994. - С. 92-93.
228. Шкатова Л.А. Проблема подготовки специалистов в сфере профессио¬нальной коммуникации / Современные языковые системы и совершенствование подготовки учителей словестников. Тезисы докл. - Воронеж: ВГПУ, 1996. -Ч. 2., с. 87-88.
229. Шостром Э. Анти-Карнеги. - Минск: ООО «Попурри», 1996. - 162 с.
230. Шошин П.Б. Метод экспертных оценок: Учеб. пособие. - М.: МГУ, 1987.-80 с.
231. Штинова Г.Н. Особенности понятийно-терминологической системы пе¬дагогики и образования // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.А. Галагузова. - Вып. 3. - Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1998.-С. 294-313.
232. Эмануилова Н.Е. Аттестация преподавателей профтехучилищ как фак¬тор повышения качества педагогической деятельности: Автореф. дисс... - канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1994. -20 с.
233.Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах / Под ред. СЯ. Батышева. - М.: АБО, 1999. - Т. 1. - 568 с. - Т. 2 - 440 с. - Т. 3. - 488 с.
234.Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань.: Татарское кн. Изд-во, 1991.-192 с.
235. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: «Полиус», 1998. - 639 с.
236. Яценко Т.С., Гришин В.В., Семилет Н.В. Результативность активного социально-психологического обучения // Вопросы психологии межличностного познания и общения. - Краснодар, 1995. - С. 176-185


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ