ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Состояние проблемы информационного-методического сопровождения профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации 11
1.1. Характеристика понятия «профессиональное развитие
педагогов» 11
1.2. Информационно-методическое сопровождение педагогов в
дошкольной образовательной организации в современных условиях 29
1.3. Теоретическое обоснование модели профессионального развития
педагогов в условиях дошкольной организации 38
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования модели информационно-методического сопровождения профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации 56
2.1. Анализ уровня профессионального развития педагогов в условиях
дошкольной организации 56
2.2. Апробация модели профессионального развития педагогов в
условиях дошкольной организации 69
2.3. Оценка эффективности модели профессионального развития
педагогов в условиях дошкольной организации 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
Актуальность исследования. В новом стандарте дошкольного образования представлены требования как к содержанию образования, к его результатам, так к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов системы дошкольного образования, в том числе особое внимание уделяется основным требованиям к педагогу: «Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности» [57]. Выявляется необходимость приоритета субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Он сам должен определять, что, когда и в какой форме ему делать, чтобы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения). При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиском эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.
Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. Образовательные учреждения различных регионов России, которые обеспечивают развитие, воспитание и образование дошкольников, в настоящий момент имеют несколько кадровых проблем. Например, имеется дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система...
В данной работе представлено решение проблемы организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной
программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние
на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать
воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. Решение
основных задач, стоящих перед дошкольными организациями, новые цели и
содержание альтернативных программ дошкольного образования
предъявляют новые требования к уровню профессионализма педагогов.
Поэтому в ходе данного исследования была достигнута цель - теоретически
обоснована и апробирована модель организационно-методического
сопровождения профессионального развития педагогов в условиях
дошкольной организации.
Теоретический анализ по проблеме исследования позволил установить,
что в плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому
обеспечению и подготовке педагогов системы дошкольного образования. А
основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального
стандарта педагога. И главной фигурой, способной осуществить
поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог.
Профессиональное развитие педагога дошкольной организации зависит не
только от совокупности исходных профессионально важных качеств, сколько
определяется их внутренней организацией.
Профессиональному развитию педагогов ДОО способствует
деятельность методической службы, функционирующая во взаимосвязи трех
управленческих уровней с соответствующими структурными компонентами:
планово-прогностическим (научно-методический совет), организационно деятельностным (инвариантный блок программы: предметно-педагогические...
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социальнопсихологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев. – М.: Просвещение, 2012. –
240 с.
2. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] /
Н.П. Аникеев. − М.: Просвещение, 2014. – 156 с.
3. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта
своей профессиональной жизни [Текст] // Психологические исследования
проблемы формирования личности педагога / Под ред. В.А. Бодрова и др. –
М., 2001. − С. 27-43.
4. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы
как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ:
Дис. канд. Пед. Наук: 13.00.07 [Текст] / Л.Н. Атмахова. – Екатеринбург,
2006. − 177 с.
5. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности
педагога ДОУ: диагностический журнал [Текст] / Ю.А. Афонькина. − М.:
Учитель, 2013. − 78 с.
6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование,
формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. − М.: Перспектива, 2010. − 290 с.
7. Беляева И.В. Методическая поддержка педагогов в организации
физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ [Текст] / И.В. Беляева //
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. − 2015. − № 1.
− С.14–23.
8. Большой энциклопедический словарь – 2-е изд., перераб. и доп.
[Текст] – М. : Большая рос. энцикл. ; СПб. : Норинт, 2000. – 1456 с.
9. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей
школы: учебное пособие [Текст] / М
10. Введение в специальность: учебное пособие для студентов пед.
ин-тов [Текст] / А.И. Рувинского, В.А. Кан-Калик, Д.М. Гришин и др. − М.:
Просвещение, 1999. − 208 с.
11. Васильева Л.И. Управление коллективом воспитателей с разными
стратегиями работы [Текст] / Л.И. Васильева // Управление ДОУ. − 2014. −
№8. −С. 60–63.
12. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической
работе ДОУ [Текст] / Л.М. Волобуева // Управление ДОУ, 2017. − №6. − С.
70-78.
13. Выготский Л.С. Психология развития личности [Текст] / Л.С.
Выготский. – М.: Смысл Эксмо, 2003. – 1134 с.
14. Гительмахер Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными [Текст]/
Р.Б. Гительмахер. − Иваново. − 2014. − 140 с.
15. Гримак Л.П. Психология активности личности. Психологические
механизмы и приемы саморегуляции [Текст] / Л.П. Гримак. − М., Либроком,
2013 г. – 368 с... 57