Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление процессом профессионального развития педагогов в образовательной организации дополнительного образования

Работа №96476

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Профессиональное развитие педагогов в образовательной
организации 10
1.2. Основы управления образовательным процессом в
образовательной организации 13
1.3. Особенности профессионального развития педагогов
дополнительного образования 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 31
2.1. Анализ управления профессиональным развитием педагогов
дополнительного образования МАУДО «Верхнесергинская ДШИ» 31
2.2. Разработка и обоснование организационной модели
управления профессиональным развитием педагогов 45
2.3. Апробация организационной модели управления
профессиональным развитием педагогов в МАУДО «Верхнесергинская ДШИ» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76


По своей сути изначальной и основополагающей целью системы образования является получение знаний и умений [50]. Работа и достижения педагогического коллектива того или иного образовательного учреждения оцениваются посредством наблюдения за результатами выпускников.
Кардинальные преобразования в области образования и воспитания, а также в рамках общества вообще, повлекли за собой изменение структуры образовательного процесса внутри общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, а также требований к обучающемуся. Образовательный процесс по-прежнему направлен на получение знаний и развитие навыков, но на данном этапе развития современного мира, наибольшее предпочтение отдается развитию творческого потенциала и формированию личности будущего выпускника.
Ученик, оканчивающий школу, должен обладать умением брать на себя ответственность за совершенные поступки, иметь устойчивую жизненную позицию и соответствующие ценностные ориентиры, быть социальным и уметь взаимодействовать в коллективе для решения каких-либо задач, обладать способностью анализировать свои поступки и извлекать положительный опыт, критически оценивать и воспринимать окружающий мир и общество.
Именно поэтому, можно утверждать, что основополагающим направлением деятельности образовательной организации или организации дополнительного образования, на сегодняшний день, является развитие профессиональной компетентности педагогов [46]. Именно учитель играет ключевую роль в образовательном процессе, обладает знаниями и умениями для организации деятельности учеников, способен передать воспитанникам определенный набор знаний, поспособствовать формированию личности и воспитанию нравственных ценностей и подготовить ребенка к взрослой жизни в современном мире.
Основываясь на мнении выдающегося российского ученого В.Н. Введенского, следует в первую очередь выделить, что такое понятие, как «профессиональная компетентность педагога» включает в себя не только овладение определенным набором знаний и умений, а в первую очередь, определяет способность ими воспользоваться в рамках образовательного процесса и эффективность их применения в реальной образовательной практике [8, C. 51].
«Профессиональная компетентность есть единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» [12, C. 210].
Основной задачей образовательного учреждения, как уже было сказано выше, является именно развитие профессиональной компетентности педагога, что включает в себя формирование восприимчивости к инновационным течениям в рамках развивающейся образовательной среды, умение пользоваться современными технологиями и, таким образом, улучшать образовательный процесс, развитие творческого потенциала и индивидуальности, способности адаптироваться в постоянно меняющейся образовательной среде, «идти в ногу со временем», посредством изучения и применения различных педагогических методик и программ.
Модернизация образования в РФ, которая обусловлена необходимостью экономических и общественно-политических перемен в стране, не представляется возможной без обеспечения системы образования кадрами с высокой квалификацией. В материалах из письма Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г. № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования» подчеркнуто то, что необходимо осуществлять подготовку педагогов, которые имеют новые профессиональные компетенции [38].
В Основных направлениях модернизации системы дополнительного образования детей среди главных мер, которые нацелены на повышение уровня профессионализма педагогов дополнительного образования, выделяются: образование межведомственной системы повышения квалификации, переподготовки и подготовки педагогических кадров; разработка государственных требований в отношении программ дополнительного профессионального образования в сфере дополнительного образования детей для преподавателей институтов повышения квалификации сотрудников образования каждого уровня [46].
Проблема состоит в отсутствии эффективной организационной модели, которая будет максимально удовлетворять требования образовательной организации и позволит согласовать и систематизировать всю деятельность организации в рамках осуществления основных целей этих процессов и получению необходимых результатов.
Актуальность исследования обуславливается тем, что системные изменения в профессионально-педагогической деятельности требуют новых подходов в отношении управления профессиональным развитием и создания условий для непрерывного профессионального образования работников образовательных организаций.
На основе изучения теоретических работ отечественных ученых, исследований в области развития профессиональной компетентности педагогов, а также научных основ управления профессиональным развитием педагогического персонала в рамках современного образования , было установлено, что данные проблемы достаточно широко освещены в социально-экономическом, педагогическом и организационном аспектах.
Это представлено в трудах следующих ученых: Н.М. Борытко, С.Г. Молчанов - профессионально-педагогическая компетентность педагога, понятие и особенности; Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина - современное состояние и проблемы профессиональной компетентности педагогов; В.Н. Введенский - моделирование профессиональной компетентности педагога; Т.В. Коршукова, А.М. Карсаков, С.Н. Кондратьев - управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС; А.А. Жайтапова - профессиональный рост учителей в системе повышения квалификации.
Объектом данного исследования является управление профессиональным развитием педагогов дополнительного образования МАУДО «Верхнесергинская ДШИ».
Предмет исследования: Процесс разработки и апробации организационной модели управления профессиональным развитием педагогов дополнительного образования в рамках МАУДО «Верхнесергинская ДШИ».
Цель: разработка и апробация организационной модели управления процессом профессионального развития педагогов в образовательной организации дополнительного образования МАУДО «Верхнесергинская ДШИ».
Для осуществления цели были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты управления процессом
профессионального развития педагогов дополнительного образования;
2. Провести анализ управления профессиональным развитием
педагогов дополнительного образования МАУДО «Верхнесергинская ДШИ»;
3. Разработать и обосновать организационную модель управления профессиональным развитием педагогов дополнительного образования в рамках данной организации;
4. Осуществить апробацию организационной модели управления процессом профессионального развития педагогов в образовательной организации дополнительного образования.
Гипотеза исследования: осуществление управления профессиональным развитием в рамках МАУДО «Верхнесергинская ДШИ» не является результативным, и, следовательно, необходимо создание эффективной организационной модели управления профессиональным развитием педагогов дополнительного образования в данном учреждении.
Теоретические методы исследования - анализ психологических, педагогических, методологических, философских подходов по теме исследования; сравнение разных подходов к определению понятий; синтез содержания понятий; анализ нормативных правовых документов по теме исследования.
Эмпирические методы исследования — наблюдение в отношении деятельности педагогов дополнительного образования; анкетирование, опрос педагогов дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1) На основании имеющихся подходов в определении содержания профессиональной компетентности педагога выделяется содержание педагогической компетентности;
2) Определены основы и специфика процесса управления относительно развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
Разработана и обоснована организационная модель управления профессиональным развитием педагогов в МАУДО «Верхнесергинская ДЩИ».
Научная новизна исследования заключается в разработке и реализации организационной модели развития профессиональной компетентности педагогов образовательной организации.
Изучение и практическое применение методологии системных исследований отечественных и зарубежных ученых, использование педагогических, методических и психологических источников являются обоснованием достоверности представленного исследования.
Доказательством этому служит также использование различных комплексных методов, апробация организационной модели, внедрением составленной модели в практику деятельности образовательной организации дополнительного образования МАУДО «Верхнесергинская ДШИ».
Апробация работы была осуществлена на базе МАУДО «Верхнесергинская ДШИ».
Положения, выносимые на защиту:
1) Выявленны особенности профессионального развития педагогов дополнительного образования.
2) Разработана и апробирована организационная модель развития профессиональной компетентности педагогов МАУДО «Верхнесергинская ДШИ».
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках анализа научно-теоретической литературы, представленного в первой главе исследовательской работы, были изучены теоретические аспекты управления процессом профессионального развития педагогов дополнительного образования. Профессиональное развитие педагогов в образовательной организации - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности педагога, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.
В рамках второго параграфа теоретической части исследования были рассмотрены основы управления образовательным процессом в образовательной организации.
Управление профессиональным развитием педагогического коллектива следует рассматривать, как один из важнейших аспектов в рамках педагогического менеджмента. Управление профессиональным развитием педагогического персонала - это процесс целенаправленной реализации в образовательном учреждении стратегии управления, направленной на формирование определенных компетенций педагогов.
На основе изученных в данной работе теоретических и практических исследований можно утверждать, что профессиональное развитие педагогического коллектива образовательного учреждения и каждого отдельного педагога в частности осуществляется двумя способами: самообучением и целенаправленным самообразованием учителей и квалифицированной, качественно организованной, систематической и персонифицированной работой методического отдела.
В третьем параграфе были проанализированы особенности профессионального развития педагогов дополнительного образования.
Управление профессиональной компетентностью педагогов должно строиться с учетом:
- Специфики его профессиональной деятельности, сущностными чертами которой являются: практико-ориентированная, индивидуальная и творческая направленность.
- Личностно-профессиональных особенностей их деятельности.
- Адекватности программно-методического обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов целям и содержанию повышения квалификации.
В практической части исследования был проанализирован кадровый состав МАУДО «Верхнесергинская ДШИ». Была рассмотрена структура управления образовательным учреждением и проведен анализ действующего кадрового состава ДШИ по показателям: возраст, стаж работы в сфере образования, базовое профессиональное образование. Проанализировав количественный состав обучающихся, мы выявили сокращение количества детей, посещающих данную образовательную организацию. Было проведено анкетирование педагогов для выявления внутренней причины. Основными причинами стало отсутствие времени на курсы повышения квалификации и недостаточное материальное стимулирование. Основную часть педагогов данной образовательной организации составляют молодые педагоги и педагоги в возрасте от 55 до 60 лет. Курсы повышения квалификации у педагогов от 55 до 65 лет носят формальный характер. У молодых специалистов нет сопровождения, наставничества в работе. Отсутствие постоянного, планомерного повышения квалификации обусловило создание организационной модели профессионального развития педагогов в образовательной организации дополнительного образования.
Повышение качества образования в рамках образовательных учреждений не только общего, но и дополнительного образования требует в первую очередь компетентного управления, индивидуального подхода к педагогу, качественно и грамотно построенной и реализованной модели управления процессом профессионального развития.
Организованная опытно-экспериментальная деятельность педагогов по фиксации динамики развития в условиях процесса профессионального развития позволила установить позитивные результаты: развитие внутренней целевой мотивации к достижению профессиональной успешности; умение представить методически отрефлексированный опыт; формирование у педагогов навыков и умений проектирования маршрутов развития профессиональной успешности. Также в процессе работы в группе были зафиксированы разнородные препятствия при решении исследовательской задачи.



1. Алексеева, Л. П., Шаблыгина, Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности Текст. / Л. П. Алексеева, Н. С. Шаблыгина. - М.: НИИВО, 1994. - 141 с.
2. Антонова И. Все в системе: адаптация новичков//Справочник по управлению персоналом.- 2015.- № 12. - С. 36-41.
3. Антропова, Л. Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии (в условиях дополнительного образования): Дисс. канд. пед. наук Текст. /Л. Г. Антропова. Челябинск: [б. н.], 1999.-201 с.
4. Бакурадзе А., Джамулаев А. Мотивация учителей: актуальные потребности и принципы их удовлетворения или компенсации // Директор школы. - № 10. - 2007. - 105 с.
5. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство Текст. / А. С. Белкин. Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.
6. Беспалько, В. П., Татур, Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. / учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. М.: Высшая школа,1989. - 142 с.
7. Борытко, Н. М. Профессионально-педагогическая
компетентность педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www. eidos .ru
8. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст/ В.Н. Введенский // Педагогика. 2003. - 10. - С. 51 - 55.
9. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: Учебное пособие.: СПб: филиал издательства «Просвещение», 2004. - 159 с.
10. Введенский, В. Н. Измерение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования Текст. / В. Н. Введенский // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. - 4. - С. 41-44.
11. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: инструменты, методики, практика. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 152 с.
12. Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 432 с.
13. Диденко Л.А., Коробицина Н.В. Использование информационных образовательных технологий в системе дополнительного образования учителей // Инновации в непрерывном образовании. No 6-7. 2013. С. 117-121.
14. Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. Практико-ориентированное пособие для руководителей образовательных учреждений. - Барнаул: АКИПКРО, 2001. - 239 с.
15. Долженко Ю.А. Слагаемые эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Практико-ориентированное пособие для заместителя директора школы. - Барнаул: АКИПКРО, 1998. - 186 с.
16. Дружилов, С. А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития Текст. / С. А. Дружилов. Новокузнецк: ИПК, 2002. - 242 с.
17. Жайтапова А.А. Профессиональный рост учителей в системе повышения квалификации. - Алматы: РИПК СО, 2006. - 316 с.
18. Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ, М.: Творческий цент Сфера - 2013, стр.75
19. Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ, М.: Творческий цент Сфера - 2013, стр.75
20. Зверева, В. И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы Текст. / В. И. Зверева. М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
21. Иванова-Швец, Л. Н. Управление персоналом [Текст]: учебно-методический комплекс / Л. Н. Иванова-Швец, А. А. Карсакова, С. Л. Тарасова. - М.: изд. центр ЕАОИ, 2008.
22. Кирдянкина С.В. Концепция «Мотивация профессионального роста педагогов» // Управление современной школой. - № 6. - 2010. - 179 с.
23. Кондратьев С.Н. Управление профессиональным развитием
педагогов в условиях реализации ФГОС // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Между-нар. науч.-практ. конф.
(Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / ред. кол.: О.Н. Широков и др. Чебоксары: Интерактив плюс, 2016. No 1 (6). С. 334-336.
24. Коршукова Т.В., Карсаков А.М. Управление
профессиональным развитием педагога в условиях реализации
федеральных государственных образовательных стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 1221-1225.
26. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение [Текст] / Ю.Д. Красовский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 174 с..
27. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству // М., 1990. - 242 с.
28. Л.А. Байдурова [Инновационный процесс как инструмент управления развитием профессиональной деятельности учителя МОУ «СОШ No8»] //Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. -2011. -No 7. -С. 45.
29. Лазарев В.С., Афанасьева Т.П. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. - М., 1995. - 122 с.
30. Лепешова Е. Мотивационный инструментарий руководителя школы // Директор школы. - № 4. - 2009. - 204 с.
31. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Приложение к Письму Минобразования России № 30-51-433/16 от 11.06.2002.
32. Методические рекомендации по финансированию реализации основных программ дополнительного образования детей (для учреждений дополнительного образования детей системы образования) // Вестник образования. 2006. № 23, С. 48-60, № 24, С.38-49
33. Молчанов, С. Г. Профессиональная компетентность педагога Текст. / С. Г. Молчанов // Актуальные проблемы управления качеством образования: сборник научных статей. Вып.6. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - 136 с.
34. Мотивация персонала: методические рекомендации / составитель В. А. Дубровская. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009, - 51 с.
35. Н.Я. Трошина [Современной школе - современного учителя] //Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. -2011. -No 6. -С. 31.
36. Непогодина, А. Н. Практика применения компетентностного подхода для оценки качества внутрифирменного обучения персонала [Текст] / А.Н. Непогодина // Образование и наука. - 2008. - № 4.- С. 43-59.
37. Никитин Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы формирования и развития федеральной системы дополнительного педагогического образования: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. СПб., 1999. С. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на- Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
38. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г. № 08-1240 "О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования".
39. Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. Приказ Минобразования России от 6 сентября 2000 г. № 2571.
40. Пономарева Г.М. Руководителю образовательного учреждения о работе с персоналом // Библиотека журнала «Директор школы». - № 6. - 2011. - 56 с.
41. Постановление Администрации Свердловской области от 21
декабря 2012 г. № 9837 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования», предоставляемой муниципальными учреждениями
дополнительного образования, подведомственными департаменту образования Администрации города»
42. Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
43. Поташник М.М. Профессиональные объединения педагогов. М.: Новая шк., 1997. 118 с.
44. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие / М.М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 448 с.
45. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1810.13 N 544 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
46. Приказ Минобрнауки России от 26.06.2012 N 504 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2012 N 25082)
47. Санатулов Ш. З. Подготовка общекультурного развития специалиста в системе повышения квалификации: Санкт-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 1993. - с. 26
48. Удина, Т. Н. Оценка персонала образовательного учреждения [Текст] / Т. Н. Удина // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 44- 51.
49. Управление персоналом [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец-ти «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / под ред. П. Э. Шлендера. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 320 с.
50. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
51. Knowles, M.S., Holton III, E.E., Swanson, R.A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. - 6th edition. - London, New York, etc.: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. - с. 348


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ