Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Научно-методическое сопровождение деятельности преподавателей иностранного языка ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище»

Работа №96326

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы117
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13
1.1. Основные подходы к изучению сущности процесса научно-методического сопровождения педагогов 13
1.2. Современные требования к процессу научно-методического
сопровождения педагогов в условиях общеобразовательной организации 32
1.3. Особенности научно-методического сопровождения учителя
иностранного языка на современном этапе 45
1.4. Выводы по Главе 1 65
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА) 67
2.1. Анализ организации научно-методического сопровождения
педагогов в ЕкСВУ 67
2.2. Разработка Программы научно-методического сопровождения
педагогов в ЕкСВУ 85
2.3. Выводы по Главе 2 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что профессиональное педагогическое сообщество страны принимает участие в реализации основных изменений системы образования, отраженных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [58], «Национальной доктрине образования в Российской Федерации (до 2025 года)» [38], Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [39], «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» [29]. Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития общества. Каждая общеобразовательная организация становится участником общественного обсуждения и внедрения профессионального стандарта.
Социальный заказ на «создание» педагога нового века обусловил введение в педагогическую практику общеобразовательной организации научно-методического сопровождения, главная особенность которого заключается в том, что оно выстраивается не масштабно и формально, а определяет стратегию и тактику развития общеобразовательной организации с учетом индивидуальных запросов, возможностей и профессиональных потребностей каждого конкретного педагога. Интенсивное внедрение ФГОС ОО, профессионального стандарта, новой системы аттестации педагогических кадров актуализировало потребность в научно-методическом сопровождении педагогов на рабочем месте.
При этом в большинстве исследований не рассматривается специфика научно-методического сопровождения какого-то конкретной категории учителей-предметников. Учитель иностранного языка, хоть и относится к общей категориальной области педагогических работников, тем не менее, обладает особыми характеристиками, обусловленными особенностями преподаваемого предмета (иностранного языка). Важнейшая особенность преподавания иностранного языка заключается в том, что основной деятельностью для педагога является педагогическое общение; преподаватель иностранного языка должен быть бикультурной личностью, так как через иностранный язык происходит обучение межкультурной коммуникации, диалогу культур, который рассматривается как способ постижения человеком образов иной культуры.
В этой связи необходимо учитывать специфику этой категории учителей-предметников при организации научно-методического сопровождения (НМС) педагогов школы.
Для реализации этой актуальной задачи необходим новый подход к организации и содержанию научно-методического сопровождения педагогов в общеобразовательной школе. Новые приоритеты в государственной политике, педагогической науке и образовательной практике актуализируют НМС и побуждают обратиться к выявлению методологических подходов, созданию моделей, поиску способов НМС, стимулирующих профессиональное развитие педагогов общеобразовательной организации.
Всё сказанное позволило выявить основное противоречие, определяющее проблему исследования, - между наличием теоретико-методологических предпосылок разработки содержания научно-методического сопровождения педагогов в контексте реформ системы образования и отсутствием качественно нового сопровождения этого процесса в условиях конкретной общеобразовательной организации с учетом специфики такой категории учителей-предметников как учителя иностранного языка.
Основная проблема исследования - каково содержание научно-методического сопровождения, обеспечивающие профессиональное развитие преподавателей иностранного языка в общеобразовательной организации?
Актуальность выявленной проблемы, необходимость разрешения названного выше противоречия обусловили выбор темы исследования: «Научно-методическое сопровождение преподавателей иностранного языка Екатеринбургского суворовского военного училища».
Степень разработанности проблемы. В современной педагогической науке НМС привлекает внимание разных научных школ и рассматривается как способ сопровождения педагогического труда (Е.И. Казакова и др.); как механизм управления процессами развития в образовательном учреждении (В.С. Лазарев, А.П. Тряпицына и др.); как средство развития педагогического творчества учителя, проектирования педагогических систем, управления профессионально-личностным развитием педагогов (Е.С. Заир-Бек, М.М. Поташник, О.Г. Прикот и др.); как специально организованная деятельность, направленная на повышение квалификации педагогов, их подготовку к решению новых задач в условиях модернизации образования (Е.Р. Блинова, В.И. Зверева, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, В.М. Лизинский, Н.В. Немова, М.Н. Певзнер и др.). Такое многообразие трактовок НМС требует всестороннего анализа его сущности, структуры, содержания в современных условиях развития общеобразовательной организации.
Обобщены результаты исследований НМС деятельности педагогов и раскрыты его преимущества по сравнению с традиционными формами обучения взрослых (М.М. Поташник, М.Н. Певзнер, В.И. Снегурова, Е.И. Винтер). При проектировании системы НМС профессионального роста учителя в исследованиях В.И. Загвязинского, Е.С. Заир -Бек, И.А. Колесниковой, В.В. Краевского, В.И. Слободчикова, А.П. Тряпицыной доказывается значимость и взаимовлияние изменения окружающей человека искусственной среды и его внутреннего мира. В ряде исследований рассматривается теория и практика управления в условиях современной школы (О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, Г.О. Матина, Е.А. Пивчук, В.М. Лизинский, Н.В. Немова, М.М. Поташник, Е.А. Ямбург и др.), профессиональная деятельность методиста в сфере образования (Т.В. Ильина), современные подходы к организации научно-методической работы (В.Б. Гаргай, В.И. Зверева, В.А. Кан-Калик, Т.И. Шамова, Е.В. Шушакова и др.), педагогические технологии формирования профессионализма учителя в системе непрерывного образования (Л.В. Байбородова, Е.О. Галицких, Л.К. Гребенкина, А.П. Чернявская).
В контексте инновационной деятельности общеобразовательных учреждений НМС определено как средство развития инновационных процессов в районной образовательной системе (Л.Г. Тарита, С.О. Шувалова), повышения квалификации педагогов (Т.Н. Гущина), личностно-профессионального развития молодого педагога (Л.Н. Харавинина), профессионального роста учителей (С.В. Кирдянкина), развития проектных умений (Л.Б. Коренева) и ИКТ-компетентностей педагогов (Л.В. Кочегарова) в общеобразовательной организации.
О специфике преподавания и требований к учителю иностранного языка писали специалисты по дидактике Н.Д. Гальскова, Я.М. Колкер, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова. Однако работ, посвященных научно-методическому сопровождению такой категории учителей-предметников как учителя иностранного языка, практически нет.
Обобщение результатов педагогических исследований дает возможность констатировать, что изучение НМС педагогов общеобразовательной организации актуально, а в условиях внедрения ФГОС ОО, профессионального стандарта педагога, новой системы аттестации педагогических кадров требует дополнительного исследования. Существует практическая потребность образовательной практики и управленческих кадров образования в разработке новой системы НМС, обеспечивающей результативное профессиональное развитие педагогов общеобразовательной организации с учетом специфики такой категории учителей-предметников как учителя иностранного языка.
Объект исследования: процесс научно-методического сопровождения преподавателей иностранного языка.
Предмет исследования: содержание процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка (на примере Екатеринбургского суворовского военного училища).
Гипотеза исследования: научно-методическое сопровождение будет способствовать профессиональному развитию педагогов иностранного языка общеобразовательной организации, если:
- обобщить теоретические представления о сущности процесса научно-методического сопровождения педагогов общеобразовательной школы на современном этапе;
- выявить содержание процесса научно-методического сопровождения педагогов, стимулирующих их профессиональное развитие;
- определить сущность методической компетенции учителя иностранного языка и особенности процесса научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе;
- разработать программу научно-методического сопровождения
профессионального развития педагогов иностранного языка общеобразовательной организации.
Цель исследования: Теоретически и аналитически обосновать содержание процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка Екатеринбургского суворовского военного училища.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Обобщить теоретические представления о сущности процесса научно-методического сопровождения педагогов общеобразовательной школы на современном этапе.
2. Выявить содержание процесса научно-методического сопровождения педагогов, стимулирующих их профессиональное развитие.
3. Определить особенности процесса научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе.
4. Разработать программу научно-методического сопровождения
профессионального развития педагогов иностранного языка общеобразовательной организации (на примере ЕкСВУ).
Методологической основой исследования являются
- положения акмеологического подхода (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.), дающего возможность исследовать педагогические условия акме-ориентированного НМС и доказать их влияние на профессиональное развитие педагогов;
- теории личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, A. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); профессиональной деятельности и развития личности в деятельности (Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, А.К. Маркова и др.); личностно-профессионального развития и саморазвития (В.И. Андреев, В.А. Кан -Калик, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.);
- концепции профессионального развития (Л.М. Митина), профессионального становления и периодизации профессионального развития (Е.О. Галицких, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, А.П. Чернявская и др.); акмеологическая концепция развития, саморазвития и самореализации профессионала (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.);
- современные подходы к организации научно-методической работы
(В.И. Зверева, В.А. Кан-Калик, Ю.А. Конаржевский, М.И. Рожков, B. П. Симонов, Т.И. Шамова и др.); проектированию системы НМС профессионального роста учителя (Л.В. Байбородова, В.И. Загвязинский, Е.С. Слободчиков, А.П. Тряпицына и др.).
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; эмпирические - наблюдение, опрос, изучение методических документов, в процессе которых был получен фактический материал; проектирование.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало Екатеринбургское суворовское военное училище.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2016 по 2018 год в три этапа:
На первом этапе поисково-аналитическом (2016 г.) изучалась и анализировалась психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования, осуществлялось осмысление исходных теоретических положений исследования.
Осуществлялся поиск проблемы и ориентировочное направление темы исследования, проводился анализ педагогических, психологических и иных подходов к изучению проблемы научно-методического сопровождения, обеспечивающие профессиональное развитие преподавателей иностранного языка в общеобразовательной организации.
В результате проделанной работы были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.
На втором этапе (2017 г.) осуществлялся теоретический анализ изученной литературы по заявленной теме. Осуществлялось литературное оформление 1 главы работы. Определялись подходы к проектированию НМС.
На третьем этапе (2018 г.) велась разработка программы НМС преподавателей иностранного языка, осуществлялось теоретическое обобщение результатов проектирования, литературное оформление 2 главы работы, а также основных теоретических и практических положений исследования, внедрение результатов исследования в практику.
Научная новизна исследования заключается в том, что конкретизировано понятие «методическая компетенция учителя иностранного языка» в соответствии с современными требованиями ФГОС ОО и Профессиональным стандартом педагога, а также с выделенными особенностями содержания научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется теоретическим и эмпирическим обоснованием содержания процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка на трех уровнях: личностном, предметном, надпредметном.
Выявленные особенности содержания научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе позволяют расширить круг субъектов НМС, включая кроме главных субъектов НМС сопровождаемый (педагог) и сопровождающий (методист, заместитель директора по научно-методической (учебно-воспитательной) работе, педагог-наставник, педагог- психолог, научный руководитель), также социальных партнеров (руководители международных проектов, носители иностранного языка), во взаимодействии с которыми у учителей иностранного языка расширяется опыт межкультурной коммуникации; а также широкое педагогическое сообщество, которое оказывает значительное влияние на освоение педагогами ФГОС ОО и на развитие новых профессиональных компетенций (например ИКТ-компетенциями).
Практическая значимость полученных результатов состоит в том, были выявлены и обоснованы содержание и способы процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка на трех уровнях: личностном, предметном, надпредметном, которые позволили разработать программу научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов иностранного языка для общеобразовательной организации, который может быть использован в любых ОУ. Материалы разработанной программы (личностного и надпредметного уровня НМС) также могут быть использованы в общеобразовательных организациях для организации НМС всех учителей - предметников.
Основные положения работы, выносимые на защиту:
- методическая компетенция учителя иностранного языка нами рассматривается как совокупность предметных знаний, методических умений и навыков в области обучения иностранным языкам, в том числе опыта межкультурной коммуникации, а также личностных качеств, методического мышления, способности к профессиональной рефлексии и самоанализу, готовности к творческой самореализации в педагогической деятельности, положительного эмоционального отношения к профессии, необходимых для качественной продуктивной полифункциональной педагогической деятельности;
- особенности процесса научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе заключаются в:
полифункциональности педагогической деятельности, которая отражена во владении межпредметными связями; в одновременном владении различными языковыми средствами и использовании их в четырех видах речевой деятельности; а также в использовании содержание разговорной речи в воспитательных целях);
необходимости расширения опыта межкультурной коммуникации через участие преподавателя в международных конференциях, конкурсах и проектах, публикации в зарубежных журналах, активная гражданская позиция, повышение квалификации в рамках семинаров и курсов, встречи иностранных делегаций и опыт переводчика.
- содержание научно-методического сопровождения учителей иностранного языка позволяет расширить круг субъектов научно-методического сопровождения педагогов. Кроме главных субъектов НМС сопровождаемый (педагог) и сопровождающий (методист, заместитель директора по научно-методической (учебно-воспитательной) работе, педагог- наставник, педагог-психолог, научный руководитель) в этом качестве могут выступать социальные партнеры (руководители международных проектов, носители иностранного языка), во взаимодействии с которыми у учителей иностранного языка расширяется опыт межкультурной коммуникации; а также широкое педагогическое сообщество, которое оказывает значительное влияние на освоение педагогами ФГОС ОО и на развитие новых профессиональных компетенций (например, ИКТ-компетенций).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикацию материалов:
Игумнов А.Н. Проектирование педагогической деятельности учителя иностранного языка (Электронное периодическое издание «Педагогический мир» свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС 77-39148);
Игумнов А.Н. Современные подходы к проектированию методического сопровождения педагогической деятельности (Электронное СМИ Социальная сеть работников образования nsportal.ruсвидетельство регистрации СМИ Эл № ФС 77-43268);
через обсуждение материалов работы на Открытом заседании предметно-методической комиссии иностранного языка ЕкСВУ «Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда преподавателя (учебного предмета) в условиях ФГОС основного общего образования» на учебно-методическом семинаре «Мультимедийное сопровождение в разрезе образовательных программ» (г. Екатеринбург).
Структура диссертации определяется логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Также в работе содержится 8 таблиц. Список литературы состоит из 69 наименований (из них 2 на иностранном языке).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования были рассмотрены основные подходы к изучению сущности научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов. Ими являются: системный (В.Г. Афанасьев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), деятельностный (Л.А. Байкова, Н.Р. Битянова, Л.К. Гребенкина, Е.И. Казакова, С.В. Кульневич, В.М. Лизинский, Н.В. Н.В. Немова, М.М. Поташник, Л.Г. Тарита, А.П. Тряпицина), рефлексивно-деятельностный (В.Н. Белкина, В.К. Зарецкий, A. B. Карпов, Т.П. Осипова, М.И. Рожков, A.JI. Уманский и др.) и акмеологический (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, B. Н. Максимова, А.К. Маркова, А.А. Реан, В.А. Сластенин).
Современный акцент в науке сегодня приобретает акмеологический подход к рассмотрению особенностей профессионального развития самого педагога и создания условий для этого. В рамках данного подхода саморазвитие рассматривает в качестве основного условия становления субъектов профессиональной деятельности.
В этой связи научно-методическое сопровождение учителей рассматривается как технологический процесс взаимодействия субъектов, преодолевающих профессионально-личностные затруднения посредством специально организованной системы взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий, ориентированных на осмысление профессионального опыта, личностное преобразование, актуализацию саморазвития, профессиональный успех педагогов в общеобразовательной организации (О.В. Давлятшина).
В ходе анализа нормативных источников и научной литературы мы определили современное содержание и способы научно-методического сопровождения педагогов, стимулирующих их профессиональное развитие .
Содержание процесса современного научно-методического сопровождения учителей иностранного языка определяется на личностном, предметном и надпредметном уровнях.
Основной целью личностного уровня НМС является - раскрытие потенциала педагога, его способностей к самостоятельному принятию решения и ответственность за него, готовности к самообразованию, саморазвитию, самовыражению, рефлексии.
Содержание этого уровня сопровождения направлено на выстраивание у педагогов системы представлений о современном обществе, человеке этого общества, познании мира человеком; рефлексивной деятельности, толерантного мышления, коммуникативности.
Результатом НМС на этом уровне рассматривается личностный результат (способность педагога к саморазвитию и самообразованию, оценка интеллигентности личности, оценка творческого потенциала личности педагога).
Целью предметного уровня НМС является - поддержание методической компетентности преподавателя иностранного языка на уровне современных требований к преподаванию предмета.
Содержание этого уровня представлено основами предмета, дидактики, возрастной психологии, методики преподавания иностранного языка; а также определяется содержанием методической компетентности учителя иностранного языка:
Под методической компетенцией учителя иностранного языка мы понимаем совокупность предметных знаний, методических умений и навыков в области обучения иностранным языкам, в том числе опыта межкультурной коммуникации, а также личностных качеств, методического мышления, способности к профессиональной рефлексии и самоанализу, готовности к творческой самореализации в педагогической деятельности, положительного эмоционального отношения к профессии, необходимых для качественной продуктивной полифункциональной педагогической деятельности.
Результатом НМС на предметном уровне рассматривается деятельностный результат (методологическая культура педагога, готовность педагога к новому, методическая компетентность педагога) и коммуникативный результат (способность педагога к эмпатии, опыт коммуникативного взаимодействия педагога с детьми, эффективность лидерских качеств педагога).
Целью надпредметного уровня НМС педагогов является - внедрение ФГОС; формирование и развитие общепедагогической ИКТ-компетентности педагога. Содержание этого уровня определяется современными требованиями Профессионального стандарта и ФГОС ОО.
Результатом НМС на этом уровне рассматривается организационный результат (переход образовательной организации на ФГОС ОО) и информационный результат (общепользовательская, общепедагогическая, предметная ИКТ-компетентность педагогов).
Основными способами НМС педагогов могут стать: поддержка, помощь, диалог, опека, консалтинг (консультирование), наставничество, сотрудничество, со-творчество, со-управление, фасилитация.
Современное содержание научно-методического сопровождения учителей иностранного языка позволяет расширить круг субъектов научно-методического сопровождения педагогов. Кроме главных субъектов НМС (сопровождаемый (педагог) и сопровождающий (методист, заместитель директора по научно-методической (учебно-воспитательной) работе, педагог- наставник, педагог-психолог, научный руководитель) в этом качестве могут выступать социальные партнеры (руководители международных проектов, носители иностранного языка), во взаимодействии с которыми у учителей иностранного языка расширяется опыт межкультурной коммуникации; а также широкое педагогическое сообщество, которое оказывает значительное влияние на освоение педагогами ФГОС ОО и на развитие новых профессиональных компетенций (например ИКТ-компетенциями).
Проведенный анализ процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка Екатеринбургского суворовского военного училища показал, что все уровни НМС (личностный, предметный и надпредметный) представлены и реализуются в ЕкСВУ.
Вместе с тем данное исследование аналитически подтверждает необходимость разработки Программы научно-методического сопровождения преподавателей иностранного языка в ЕкСВУ, отражающей комплекс требований к профессиональному развитию педагогов в целом, и конкретно к учителям иностранного языка. Нами разработана Программа «Научно-методическое сопровождение учителей иностранного языка в ЕкСВУ». Данная Программа определяет содержание и организацию научно-методической сопровождения педагогов школы, обеспечивающего развитие профессиональной компетентности педагогов, создание оптимальной среды для самореализации, и самосовершенствования.
Программа имеет несколько этапов реализации: 1 этап. Аналитико-диагностический (сентябрь - декабрь 2018 г.)4 2 этап. Проектировочный (январь - май 2019 г.); 3 этап. Внедренческий (2019-2021 уч.гг.); 4 этап. Контрольно-оценочный (сентябрь - декабрь 2021 г.).
Цель Программы - Разработать и внедрить процесс научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка как целостный процесс непрерывного педагогического образования и профессионального развития педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ОО и Профессионального стандарта педагога.
Основные задачи Программы
- выявить профессиональные затруднения преподавателей в организации педагогической деятельности;
- создать условия, обеспечивающие субъектную позицию каждого педагога в повышении квалификации и построение индивидуального маршрута собственного профессионального развития;
- реализация целостного процесса научно-методического
сопровождения педагогов иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС ОО и Профессионального стандарта педагога;
- определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностного, предметного и надпредметного уровней современного научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка.
В программе описан процесс научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка как процесс непрерывного педагогического образования и профессионального развития педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ОО и Профессионального стандарта педагога
В данной программе предлагаем делать акцент при подборе методов, технологий, форм НМС профессионального развития педагогов в условиях образовательной организации на новых стратегиях обучения педагогов (И.И. Соколова, А.Ю. Сергиенко): стратегии обучения на основе освоения научных исследований и включение их результатов в профессиональную деятельность; стратегии интегрального обучения (интегрируется профессиональное обучение (мастер-классы) и тренинг личностного развития); стратегии обучения планированию карьеры; стратегии кооперативного обучения; коммуникативные стратегии обучения; стратегии обучения в сетевых сообществах; стратегические тренинги актуализации жизненного смысла.
Также следует назвать методы технологии и формы НМС, основанных на современных стратегиях обучения педагогов.
Среди них: метод «погружения» (Р.М. Грановская, М.П. Щетинин), методический квилт (О.В. Давлятшина), педагогические дебаты (О.В. Давлятшина и др.), технология педагогических мастерских (А. Бассис, О. Бассис, М. Дюк, П. Коллен, С.Г. Вершловский, Е.О. Галицких и др.), тренинги профессионально-личностного развития (О.В. Давлятшина, Э.Ф. Зеер и др.), мастер-класс (М.М. Поташник и др.); участие в волонтерских международных проектах. Важно подчеркнуть, что педагоги могут предложить и другие методы технологии и формы НМС.
Разработанная программа включает в себя также поэтапный план по ее реализации, а также подобранный диагностический инструментарий в соответствии с обоснованными критериями и показателями профессионального развития педагогов для оценки профессионального развития педагога. В Программе также представлены ожидаемые результаты программы и критерии эффективности ее реализации.



1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого развития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003.- 608 с.
2. Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса [Электронный ресурс] / Л.В. Байбородова, Т.В. Бурлакова. Режим доступа: https://forum.yspu.org/wp-content/uploads/2015/11/Bajborodova-Burlakova.pdf.
3. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е. Оценка профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 87-91.
4. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв, ун -тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
5. Гилясина, Е.В. Научно-методическое сопровождение инновационной работы в учреждениях образования // Сибирский учитель. 2015. №1. С. 52-55.
6. Горовая В. И., Петрова Н. Ф. Научно-методическое сопровождение преподавателя как фактор совершенствования образовательного процесса // Успехи современного естествознания. 2008. № 2. С. 35-40.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [Электронный ресурс] : Режим доступа:base.garant.ru>1584972/
8. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020
[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
минобрнауки.рф»..438..4 осударственная...Федерации.рсП’
9. Давлятшина О.В. Научно-методическое сопровождение профессионально¬личностного развития педагогов общеобразовательной организации : дис. .
канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Давлятшина. Киров. 2017. 274 с.
10. Давлятшина, О.В. Профессионально-личностное развитие педагогов в условиях общеобразовательной организации : учеб.-метод. пособие / О.В. Давлятшина; под науч. ред. Е.О. Галицких. Киров : Радуга - ПРЕСС. 2015.- 195 с.
11. Давлятшина, О.В. Сущность, структура и содержание научнометодического сопровождения в современных условиях развития общеобразовательной организации. / О.В. Давлятшина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2017. №3. - С. 35-47.
12. Деркач, А.А. Акмеология : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М. : РАГС, 2006. - 424 с.
13. Деркач, А.А. Акмеология в вопросах и ответах : учеб. пособие /
A. А. Деркач, Е.В. Селезнева. М. : МОДЭК, 2007. - 248 с.
14. Деркач, А.А. Психология развития профессионализма / А.А. Деркач,
B. Г. Зазыкин, А.К. Маркова. М. : РАГС, 2000. - 125 с.
15. Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа. Руководство для преподавателей / Под ред. М.Г. Романцова, М.Ю. Ледванова, Т.В. Сологуб. Издательство «Академия Естествознания», 2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.monographies.ru/73.
16. Директива директора Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации от 15.3.2012 г. №175/4/2039
17. Дудина, Л.И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения инновационного типа : дис. ...канд. пед. наук / Л.И. Дудина. - Челябинск : Юж.-Ур. книжное издательство, 1996. - 185 с.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. М., 2009. - 384 с.
19. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования./Интернет - журнал «Эйдос». Раздел «Модернизация образования». - 2003.
20. Зимняя И.А. Методическая компетенция учителя иностранного языка./Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. Под общей ред. М.К. Колковой. СПб: КАРО. 2007. - 288 С.
21. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. - 221 с.
22. Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицина. СПб. : Петербург - XXI век; ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. - 160 с.
23. Казакова, Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход) : автореф. дис. ...д-ра пед. наук / Е.И. Казакова; Рос. гос. пед. ун-т. СПб., 1995. - 288 с.
24. Калягин, В.А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях / В.А. Калягин, Ю.Т. Матасов, Т.С. Овчинникова. СПб. : КАРО, 2005. - 240 с.
25. Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем. М. : Сфера, 2000. - 192 с.
26. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М. : Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224 с.
27. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации до 2020 [Электронный ресурс] URL:
Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_82134/./
28. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на
2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] URL:
минобрнауки.рф>. 5930.FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf
29. Коптелов А.В., Машуков А.В. Профессиональное развитие педагогов в
условиях введения ФГОС общего образования / Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=7816(дата обращения: 20.09.2018).
30. Коренева, Л.Б. Научно-методическое сопровождение развития проектных умений педагогов в условиях общеобразовательных учреждений : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Киров, 2007. - 187 с.
31. Коротаева Е. В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. — С. 38-44.
32. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. - С. 3-12 // http:ZZwww.pedlib.ru/BooksZ3Z0389/3_0389- 1.html
33. Мардахаев, Л.В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. 2010. №6. - С. 7-10.
34. Моисеев, A.M. Заместитель директора школы по научной работе / А.М. Моисеев, О.М. Моисеева; под ред. М.М. Поташника. М. : Новая школа, 1996. - 143 с.
35. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии. СПб. : Питер, 2007. - С. 151-156.
36. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия : монография / М.Н. Певзнер [и др.] / под ред. М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 316 с.
37. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025 года) 2000/10/11/doktrina-dok.html>
38. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] : Режим доступа: минобрнауки.рф>документы/1450
39. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов 3-е изд. М. : ВЛАДОС, 1999. - С. 517-521.
40. Овчинникова, А. В. Развитие профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в процессе дополнительного педагогического образования: дисс. ... канд. педагогич. наук: 13.00.08. Москва, 2008. - 140 л.
41. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1986. - 915 с.
42. Осипова, Т.П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе
профессиональной подготовки студентов Т.П. Осипова // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. Том II (Психолого-педагогические
науки). - С. 163-169.
43. Пассов Е.И. Учитель иностранного языка: мастерство и личность./ Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.Б. Царькова. М.: Просвещение, 1993. - 159 с.
44. Педагогика : учебн. пособие для студентов пед. уч. зав. / В.А. Сластёнин [и др.]. М. : Школа Пресс, 2000. - 512 с.
45. Положение об аттестации педагогических работников // Приказ Министерства образования и науки РФ № 276 от 07.04.2014 г.
46. Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70488492/#ixzz5RdHonIMk
47. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе : метод. пособие. М. : Педагогическое общество России, 2011. - 448 с.
48. Поташник, М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой : пособие для руководителей образовательных учреждений и их заместителей. Изд. 5 -е. - Ростов-на-Дону : Легион, 2016. - 280 с.
49. Приказ Министра обороны СССР от 9.07.1981 г. № 150 «О введении в действие Положения о суворовских военных, Нахимовском военно-морском и Военно-музыкальном училищах» [Электронный ресурс] : Режим доступа: Consultant.ru>cons/cgi/online.cgi?req=doc... n==19500
50. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html
51. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog
52. Соколова, И.И. Особенности методологии и прогнозирования развития педагогического образования / И.И. Соколова, А.Ю. Сергиенко // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. науч. статей IV-й Всероссийской науч.-практ. конф. / под общ. ред. И. И. Соколовой, Т.А. Каплунович. СПб : СПб ИУО РАО, 2016. -С. 6-15.
53. Сомова С.В. Личность учителя иностранного языка // Современные
проблемы науки и образования. 2015. № 1-2.; URL: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=20192(дата обращения: 18.09.2018).
54. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Ин-т языкознания РАН, 1996. - С. 7- 22.
55. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Ин-т языкознания РАН, 1996. - С. 7- 22.
56. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам : Практика пед. менеджмента. М. : Новая шк., 1998. - 283 с.
57. Управление развитием школы: пособие для руководителей
образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника, B.C. Лазарева. М. : Просвещение, 1995. - 132 с.
58. Федеральный государственного образовательный стандарт
дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.)
59. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа : Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_140174/
60. Фельде, О. Л. К вопросу о профессионально-методической подготовке преподавателя иностранного языка в педагогическом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета [Электронный ресурс]. 2009. № 8. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu- o-professionalnometodicheskoy-podgotovke-uchitelya-inostrannogo-yazyka-v- pedagogicheskomvuze#ixzz4b1DkzEkG].
61. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М.: 1989. - 240с.
62. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. - С. 58.
63. Чернов Л.И. Формирование интегративной лингвосоциокультурной компетентности обучаемого с помощью визуализации учебного материала на занятиях по английскому языку // Язык и коммуникация в контексте культуры: сб. науч. статей по итогам материалов 9-й Междунар. науч.-практ. конф. 21-22 мая 2015 года. Рязань: ООО «РИПД «ПервопечатникЪ»», 2015. - С. 156-163.
64. Чуракова М.В. Развитие научно-методической компетенции
преподавателей колледжа // Вестник ЧГПУ. 2009. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauchno-metodicheskoy-kompetentsii- prepodavateley-kolledzha(дата обращения: 21.09.2018).
65. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. // Под ред. Т.И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
66. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства : учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования. 4-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2011. - С. 184-187.
67. Ямбург, Е. А. Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога? М. : Просвещение, 2014. - 175 с.
68. Bicer, Dincer. The Research on Multiple Intelligence Profiles, Learning Styles and Critical Thinking Abilities of the Students of Bulent Ecevit University Preparatory School According to Different Variables, 2013.- 3rd International Conference on Foreign Language Teaching and Applied Linguistics. // eprints.ibu.edu.ba>1731/
69. Harmer Jeremy. The Practice of English Language Teaching 3rd edition. — Longman, 2001. - 384 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ