МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАСТИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗМЫ КАК ОДИН ИЗ 6
ОБЪЕКТОВ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ В ШКОЛЬНОЙ
БИОЛОГИИ
1.1. Отбор содержания учебного материала, предусматривающего 6 использование растительных объектов при обучении биологии
1.2. Особенности изучения растительных организмов в методической 22 литературе
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ 30
ОБЪЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ»
ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ
2.1. Состояние проблемы использования живых и фиксированных 30 растительных объектов в процессе обучения биологии в практике современной школы
2.2. Методические условия формирования биологических знаний на 32 основе комплексного использования растительных организмов при обучении биологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
ГЛАВА I. РАСТИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗМЫ КАК ОДИН ИЗ 6
ОБЪЕКТОВ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ В ШКОЛЬНОЙ
БИОЛОГИИ
1.1. Отбор содержания учебного материала, предусматривающего 6 использование растительных объектов при обучении биологии
1.2. Особенности изучения растительных организмов в методической 22 литературе
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ 30
ОБЪЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ»
ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ
2.1. Состояние проблемы использования живых и фиксированных 30 растительных объектов в процессе обучения биологии в практике современной школы
2.2. Методические условия формирования биологических знаний на 32 основе комплексного использования растительных организмов при обучении биологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Актуальность исследования: Биология - это наука о жизни, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы помочь обучащимся воспринимать школьный курс биологии как раскрытие и познание тайн живой природы. Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы его занятия были не только интересными и обогащающими учащихся знаниями, но и развивали их умственные и творческие способности. Достичь этого можно лишь при правильной организации их самостоятельной познавательной деятельности.
Особенность обучения биологии заключается в широком использовании натуральной наглядности, постановке опытов и наблюдений за живыми организмами, и животными, и растительными. Поэтому, важную роль в решении учебно-воспитательных задач играет умелое использование натуральных объектов как основных средств наглядности, так и их сочетание с другими средствами обучения, которые способствуют организации самостоятельной работы учащихся в урочное и внеурочное время.
Использование натуральных объектов в учебном процессе имеет большое преимущество по сравнению с изобразительной наглядностью, так как в этом случае в познании участвуют многие органы чувств, происходит всестороннее восприятие обучающимися изучаемого объекта: формы, цвета, размера.
Работа с натуральными объектами развивает интеллектуальные качества обучающихся, самостоятельность, наблюдательность, активизирует мышление и стимулирует познавательный интерес к предмету, воспитывает нравственно-эстетические нормы поведения в окружающем мире.
В методике обучения биологии проблема организации учебной деятельности с применением натуральных объектов в учебном процессе разработана достаточно основательно. Так, в работах Н.М. Верзилина рассматриваются вопросы развития ботанических понятий и условия их формирования с опорой на натуральные средства; Пугал Н.А. отводила ведущую роль наглядности в оформлении кабинета биологии как учебной 3
среды; Трайтак Д.И. считал, что использование натуральной наглядности обогащает организацию внеклассной работы по предмету; Падалко Н.В., Федорова В.Н., Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Конюшко В.С. и др. при разработке методики изучения отдельных разделов, в том числе и раздела «Растения», считали обязательным и преимущественным использованием натуральной наглядности [9].
Однако, в условиях работы современной школы, в период использования современных технических средств, работа с гербариями, комнатными растениями, влажными препаратами и другими традиционными биологическими пособиями несколько ослаблена. Демонстрация изобразительных средств наглядности все чаще заменяет работу с натуральными средствами наглядности. Поэтому проблема обеспечения процесса обучения биологии натуральными средствами наглядности и разработки методики их использования в современных условиях работы школы приобретает особую актуальность. Особенно отчетливо это проявляется при изучении растительных организмов. Поэтому тема выпускной исследовательской работы «Методика комплексного использования растительных объектов в процессе обучения биологии» актуальна и не вызывает сомнения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии, включающий комплексное использование растительных объектов.
Предмет исследования: методические условия использования растительных объектов в учебном процессе по биологии.
Цель исследования: совершенствование методики комплексного использования природных объектов при изучении биологии раздела «Растения».
В соответствии с целью исследования была выдвинута рабочая гипотеза исследования: если определить методические условия формирования биологических знаний на основе использования природных растительных объектов, отобрать содержание учебного материала биологического 4
образования, который необходимо изучать с привлечением природных объектов, выявить требования к отбору природных объектов, то это повысит эффективность усвоения биологических знаний обучающимися.
Задачи исследования:
1. Провести анализ специальной биологической и методической литературы по проблеме использования растительных объектов в изучения живых организмов в школьной биологии.
2. Проанализировать в содержании рабочих программ и учебников проблему целостного использования растительных объектов в процессе формирования ботанических знаний.
3. Разработать содержание, способы, приемы и формы организации процесса формирования биологических знаний на основе комплексного использования растительных организмов при обучении биологии.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ школьной программы и учебников; наблюдение учебно-воспитательного процесса по биологии; моделирование уроков биологии; математическая обработка результатов исследования.
База исследования: 70 обучающихся 7 классов МБОУ «Средняя школа № 86» г. Красноярска.
Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников, включающий 22 наименования. Общий объем работы составляет 56 страниц печатного текста.
Особенность обучения биологии заключается в широком использовании натуральной наглядности, постановке опытов и наблюдений за живыми организмами, и животными, и растительными. Поэтому, важную роль в решении учебно-воспитательных задач играет умелое использование натуральных объектов как основных средств наглядности, так и их сочетание с другими средствами обучения, которые способствуют организации самостоятельной работы учащихся в урочное и внеурочное время.
Использование натуральных объектов в учебном процессе имеет большое преимущество по сравнению с изобразительной наглядностью, так как в этом случае в познании участвуют многие органы чувств, происходит всестороннее восприятие обучающимися изучаемого объекта: формы, цвета, размера.
Работа с натуральными объектами развивает интеллектуальные качества обучающихся, самостоятельность, наблюдательность, активизирует мышление и стимулирует познавательный интерес к предмету, воспитывает нравственно-эстетические нормы поведения в окружающем мире.
В методике обучения биологии проблема организации учебной деятельности с применением натуральных объектов в учебном процессе разработана достаточно основательно. Так, в работах Н.М. Верзилина рассматриваются вопросы развития ботанических понятий и условия их формирования с опорой на натуральные средства; Пугал Н.А. отводила ведущую роль наглядности в оформлении кабинета биологии как учебной 3
среды; Трайтак Д.И. считал, что использование натуральной наглядности обогащает организацию внеклассной работы по предмету; Падалко Н.В., Федорова В.Н., Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Конюшко В.С. и др. при разработке методики изучения отдельных разделов, в том числе и раздела «Растения», считали обязательным и преимущественным использованием натуральной наглядности [9].
Однако, в условиях работы современной школы, в период использования современных технических средств, работа с гербариями, комнатными растениями, влажными препаратами и другими традиционными биологическими пособиями несколько ослаблена. Демонстрация изобразительных средств наглядности все чаще заменяет работу с натуральными средствами наглядности. Поэтому проблема обеспечения процесса обучения биологии натуральными средствами наглядности и разработки методики их использования в современных условиях работы школы приобретает особую актуальность. Особенно отчетливо это проявляется при изучении растительных организмов. Поэтому тема выпускной исследовательской работы «Методика комплексного использования растительных объектов в процессе обучения биологии» актуальна и не вызывает сомнения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии, включающий комплексное использование растительных объектов.
Предмет исследования: методические условия использования растительных объектов в учебном процессе по биологии.
Цель исследования: совершенствование методики комплексного использования природных объектов при изучении биологии раздела «Растения».
В соответствии с целью исследования была выдвинута рабочая гипотеза исследования: если определить методические условия формирования биологических знаний на основе использования природных растительных объектов, отобрать содержание учебного материала биологического 4
образования, который необходимо изучать с привлечением природных объектов, выявить требования к отбору природных объектов, то это повысит эффективность усвоения биологических знаний обучающимися.
Задачи исследования:
1. Провести анализ специальной биологической и методической литературы по проблеме использования растительных объектов в изучения живых организмов в школьной биологии.
2. Проанализировать в содержании рабочих программ и учебников проблему целостного использования растительных объектов в процессе формирования ботанических знаний.
3. Разработать содержание, способы, приемы и формы организации процесса формирования биологических знаний на основе комплексного использования растительных организмов при обучении биологии.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ школьной программы и учебников; наблюдение учебно-воспитательного процесса по биологии; моделирование уроков биологии; математическая обработка результатов исследования.
База исследования: 70 обучающихся 7 классов МБОУ «Средняя школа № 86» г. Красноярска.
Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников, включающий 22 наименования. Общий объем работы составляет 56 страниц печатного текста.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные цель и задачи:
1. Проблема использования натуральной наглядности в процессе обучения биологии всегда была актуальна. Использовать наглядность в учебном процессе предлагали такие ученые методисты как Зуев В.Ф., Пугал Н.А., Верзилин Н.М. и многие другие. В своих работах они рассматривали классификацию натуральных средств наглядности, разработали методику использования натуральных средств наглядности в процессе обучения биологии.
2. Анализ школьных учебников и программ показывает, что целостное использование комнатных растений, гербарных образцов, влажных микропрепаратов, как учебных объектов, влияет на процесс биологических и экологических понятий, что выполняет образовательную функцию при обучении биологии.
3. В процессе изучения биологии в школе можно использовать разнообразные приемы, методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаний по предмету и умения применять их на практике. Экспериментальное обучение подтвердило, что использование натуральных средств наглядности при организации различных видов деятельности обучающихся на разных этапах урока, способствует лучшему усвоению биологических знаний.
1. Проблема использования натуральной наглядности в процессе обучения биологии всегда была актуальна. Использовать наглядность в учебном процессе предлагали такие ученые методисты как Зуев В.Ф., Пугал Н.А., Верзилин Н.М. и многие другие. В своих работах они рассматривали классификацию натуральных средств наглядности, разработали методику использования натуральных средств наглядности в процессе обучения биологии.
2. Анализ школьных учебников и программ показывает, что целостное использование комнатных растений, гербарных образцов, влажных микропрепаратов, как учебных объектов, влияет на процесс биологических и экологических понятий, что выполняет образовательную функцию при обучении биологии.
3. В процессе изучения биологии в школе можно использовать разнообразные приемы, методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаний по предмету и умения применять их на практике. Экспериментальное обучение подтвердило, что использование натуральных средств наглядности при организации различных видов деятельности обучающихся на разных этапах урока, способствует лучшему усвоению биологических знаний.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО БИОЛОГИИ В 8-Х КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЯХ И В ТУРПОХОДАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2022 - Формирование экологического мышления учащихся основной школы в процессе обучения истории
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Концепция организации учебно - исследовательской деятельности по биологии для студентов Камышловского района Свердловской области
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА БИЙСКА
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ (7 КЛАСС)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия изучения локальной флоры и фауны в школьном курсе биологии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018





