Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО БИОЛОГИИ В 8-Х КЛАССАХ

Работа №32177
Тип работыДипломные работы
Предметбиология
Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1. НАГЛЯДНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ…………………………………………… 8
1.1. История возникновения понятия «наглядности», сущность понятия……………………………………………………………..... 8
1.2 Наглядность как дидактический принцип обучения…………… 11
1.3. Классификация наглядных пособий по биологии……………… 14
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ……. 28
2.1. Особенности проведения опытов с натуральными объектами… 28
2.2. Методические разработки уроков с использованием натуральных объектов……………………………………………………… 34
2.3. Результаты исследования………………………………………… 44
Заключение………………………………………………………... 52
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………. 54
Сегодня проблема преподавания учебных дисциплин в условиях общеобразовательной школы и определение положительных сторон учебно-воспитательного процесса остается наиболее актуальной.
Качественных изменений требует и биологическое образование; необходима его модернизация и согласование с потребностями жизни современного
выпускника.
Основная цель реформирования школьного биологического образования
состоит в обеспечении широких возможностей для развития, обучения и воспитания личности, в результате которых она будет подготовлена к активной, самостоятельной жизни в современном индустриальном обществе. Решение такой
сложной задачи требует организации образовательного процесса на базе натуральных объектов. Практические методы преподавания биологии в школе позволят в полной мере раскрыть природные способности обучающегося, заставляют
его ставить перед собой значимые цели и достигать их, делать осознанный выбор
дальнейшего профессионального пути, нацеливают на потребность в творческой
и исследовательской работе [Лукьянова, 2005].
Проблема использования натуральных объектов в преподавании биологии определяется необходимостью повышения эффективности обучения, поиска эффективных форм, методов и приемов организации учебновоспитательного процесса, совершенствования проведения урока, повышение его эффективности в формировании ключевых компетентностей учащихся. В виду этого, помочь развивать творческие способности и интересы учащихся, прививать любовь к живому природному окружению помогут натуральные учебно-наглядные пособия. Они вызывают у учащихся интерес, а
факты и процессы, характерные для определенного окружения лучше запоминаются. Ведь в школе все большее значение приобретает формирование
интереса учащихся к учебному предмету, и основная задача учителя заинтересовать школьников своим уроком. Создание комфортных условий обуче-5
ния, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, адаптацию к окружающей среде [Баранов, 1981].
Учебно-материальной базой преподавания биологии является целесообразно организованный и оснащенный кабинет (в 8 классе учебное оборудование должно содержать около 500 наименований), где во время учебы детям нужно дать возможность вырабатывать навыки работы с определенными
материалами, научить их обсуждать, делиться мыслями. Как результат, ученики получают базовые знания об объектах и явлениях природы, о простейших связях между ними, а также о взаимодействии человека и природы. Такое обучение будет готовить учеников к использованию полученных знаний
и практических навыков во время работы и решения различных жизненных
ситуаций [Голикова, 2013].
В процессе наблюдения, проведения эксперимента или практической
работы в классе, школьник не только получает необходимые знания по биологии, но и учится работать с природными натуральными объектами. Это
помогает сформировать у него общие и специальные навыки, самообразовательные и коммуникативные умения, а также все компоненты логического
мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, абстрагирование, конкретизация).
Однако, в условиях урока дети не всегда могут наблюдать. В таком
случае требуемые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения (таблиц, картин, живых натуральных
объектов, кинофильмов и др.). Исходя из цели и задач урока, наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях [Использование средств
обучения…, 1989].
Сегодня концепция школьного образования построена таким образом,
что стали широко использоваться инновационные информационнокоммуникативные технологии (ИКТ), главной задачей которых является повышение и усиление качества знаний обучающихся по различным учебным
дисциплинам. И на самом деле, применение данных технологий делает заня-6
тия более красочными и насыщенными, тем самым помогает достичь более
высокого уровня наглядности, что содействует наилучшему освоению учебного материала [Трапезникова, Седых, 2016].
В настоящее время в процессе обучения в школах широко используются такие ИКТ, как мультимедийные презентации, электронные средства с аудио- и видеоинформацией, электронные книги, обучающие компьютерные
программы и др. Данное явление не обошло стороной и предметы естественно-научного цикла, соответственно и биологию. Однако главная отличительная черта биологии заключается в том, что почти невозможно сформировать
верное представление о живых объектах и природных явлениях на вербальном уровне. По этой причине одной из основных задач школьного учителя
является рациональное сочетание в учебном процессе современных информационных технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся и стимулируют их самостоятельность в усвоении знаний, и наглядных средств обучения [Бунькова, Евтюхина, 2017].
Информационные технологии (ИT), с одной стороны, являются заменой наглядности на бумаге, дают возможность широко изучит те объекты,
процессы и природные явления, которые в силу своей сложности, нереально
воспроизвести на уроке по различным обстоятельствам. С другой стороны,
ИT-технологии, согласно мнению Е.С. Кучиной [Кучина, 2017], позволяют
использовать только два информационных канала человека – аудиальный и
визуальный, которые не позволяют ученику всесторонне осваивать объект.
Поэтому с целью полноценного изучения биологических представлений и понятий следует наравне с современными информационными технологиями продолжать использовать традиционные методы обучения, базирующиеся, в первую очередь, на наглядности. По мнению И.Н. Пономаревой
[Пономарева, 2003] использование натуральных объектов ведет к расширению представлений об исследуемых организмах, а также эффективно увеличивает мотивацию к изучению биологии. Живые объекты (растения и животные) зачастую используются при обучении биологии в качестве демонст-7
рационного материала в рамках лабораторных и практических работ, а также
экскурсий. Однако из-за ограниченного времени на изучение того или иного
объекта на занятиях, достаточно часто их использование допустимо лишь во
внеурочной деятельности либо при разработке проектов.
Актуальность работы. Обучение биологии, как науки о живых организмах и их взаимосвязи с окружающей средой, невозможно без практической части. В работах Н.В. Лукьяновой [Лукьянова, 2005] говорится, что в настоящее
время во многих образовательных учреждениях преобладает методика, которая
основана на сообщении обучающимся готовых знаний, это ограничивает их
собственную мыслительную, а кроме того и непосредственную чувственнопрактическую деятельность. В результате это приводит к неумению учащихся осуществлять элементарные приемы мыслительной деятельности, выделять существенные признаки изучаемых объектов и явлений, обобщать их в
понятия.
Поэтому возникает проблема, касающаяся усиления внимания к проведению практических и лабораторных работ с натуральными объектами, экскурсий,
наблюдений в природе, экспериментов с биологическими объектами и т.д. При
такой постановке проблемы, вопрос обеспечения процесса обучения биологии
живыми объектами и исследование технологии их использования приобретает
особую важность.
В соответствии с актуальностью исследования была выдвинута рабочая гипотеза: если для основной школы будет разработана и внедрена в
практику технология использования натуральных объектов при изучении
курса биологии, то такое преподавание будет способствовать повышению
качества биологического образования и совершенствованию процесса обучения.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и
экспериментальная проверка эффективности использования натуральных
объектов в процессе обучения биологии в условиях средней общеобразовательной школы.8
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Выявить роль принципа наглядности в процессе обучения биологии;
2. Изучить классификацию и особенности подбора натуральных объектов
как средств наглядности при обучении биологии;
3. Составить методические разработки уроков с использованием натуральных объектов.
4. Экспериментально проверить эффективность использования натуральных объектов в процессе обучения биологии на примере на учащихся 8-
х классов.
Объектом исследования является процесс обучения биологии в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования послужили принципы эффективного использования натуральных объектов на уроках биологии в рамках средней образовательной школы.
Публикации результатов исследований. По результатам исследования были опубликованы следующие печатные работы:
Публикации результатов исследований. По результатам исследования были опубликованы следующие печатные работы:
Гирфанова А.Э. Использование живых объектов в учебном процессе по
биологии / Гирфанова А.Э. // Итоговая научно-образовательная конференция
студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов: в 4-
х т. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – Т. 4: Набережночелнинский институт. Елабужский институт. – С. 205-206.
Гирфанова А.Э. Использование живых объектов в учебном процессе по
биологии / Гирфанова А.Э. // Стратегии развития современной науки: Сборник научных статей, Ч.1. / Науч. ред. канд. пед. наук, доц. И.В. Таньчева. –
М.: Изд-во «Перо», 2019. – С. 48-50.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Изло-9
жена на 58 страницах. Список литературы включает 37 источников, в том
числе 2 интернет-источника.
Успех обучения находится в зависимости от грамотной организации
всей мыслительной деятельности обучающихся. Наглядность обучения представляется как один из факторов, кардинально влияющих на характер и качество усвоения учебного материала. Средства наглядности гарантируют полноценное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют наиболее прочному освоению знаний, пониманию связи научных
знаний с реальностью. В ходе исследования было выявлено, что средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их
усвоения, поддерживают внимание учащихся, способствуют выработке у
учеников эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям.
В ходе написания работы было установлено, что к живым объектам
природы относятся растения, которые подбираются с учетом учебной программы и требований растений к условиям произрастания, а также животные,
которые необходимы в рамках курса зоологии в школе и при этом, которых
можно содержать в уголках живой природы.
В уголке живой природы находятся только те растения и животные, которые необходимы для выполнения лабораторных работ, опытов и наблюдений, предусмотренных курсом биологии в 6-11 классах.
При разработке плана-конспекта каждого урока подбирались натуральные объекты в соответствии с темой, целями и задачами урока. Подбор материала производился с учетом его значимости. Использовались пособия,
которые способствовали установлению причинно-следственных связей и осмыслению взаимозависимостей между объектами природы.
Отбираемое содержание, а также методы ознакомления с ним, принимали во внимание интерес к предмету и к биологии как к науке. Помимо того, методика была доступной для усвоения, что подразумевало учет как умственных, так и возрастных особенностей школьников.
Значение демонстрации экспериментов с натуральными объектами:54
Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т. 2. Травянистые
растения. – М.: ABF, 1997. - 608 с.; 48 с.
2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения: учебное пособие для студентов / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
3. Батуев А.С. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. -
М.: Дрофа, 1999. - 668 с.
4. Боброва Н. Г. К вопросу о демонстрации опытов на уроках биологии при
изучении растений в разделе «Живые организмы» // Наука и образование:
новое время. – 2017. – № 5. – C. 5-6.
5. Боброва Н.Г. Аспекты применения педагогических технологий при обучении биологии в контексте деятельностного подхода // Биологическое и
экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы II международной научнопрактической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения
профессора М.П. Меркулова. 7-8 февраля 2014 года, Самара, Россия / отв.
ред. А.А. Семенов. – Самара: ПГСГА, 2014. – С. 22-29.
6. Бойков А.А. Наш кабинет биологии: (опыт школы №308 г. Москвы по
созданию кабинета) // Биология в школе, 1990. − №2. − С.49-50.
7. Буданцева М.В. Комплексные исследования лекарственных растений,
произрастающих на учебно-опытном участке // Вестник Тамбовского
университета. Серия: Естественные и технические науки, 2013. – Т. 18. –
№ 3. – С. 855-857.
8. Булдакова Н.Б. Фитонцидные растения Курганской области как объект
исследования учащихся // Вестник Шадринского государственного педагогического института, 2015. – № 2 (26). – С. 63-65.
9. Вельц, Н.Ю. Руководство к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности "Биология": учебно-методическое по-56
собие / Н.Ю. Вельц, И.В. Ерошкина, И.Г. Климова, В.А. Старков. - Орск:
Издательство ОГТИ, 2006. - 95 с.
10. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. 4-е изд. - М.: Просвещение, 1983. - 383с.
11. Голикова Т.В. Теоретические вопросы методики обучения биологии:
учебное пособие / Т.В. Голикова, Н.В. Иванова, В.М. Пакулова. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013.– 274 с.
12. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения:
Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1984. - 159с.
13. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – Москва: Педагогика, 1972.
– 423 с.
14. Даниленко, О.В. Методология и методы психолого-педагогических исследований / О.В. Даниленко, Т.Е. Сергеева, Г.Б. Сидалинова и др. - Орск:
Издательство ОГТИ, 2005.
15. Долгачева В.С. Ботаника: учеб. пособие для студ.
высш.пед.учеб.заведений / В.С.Долгачева, Е.М. Алесахина. - 2-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 416 с.
16. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. – М. : Педагогика, 1990. – 424 с.
17. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.:
Просвещение, 1985. - 191с.
18. Использование средств обучения на уроках биологии: пособие для учителя / А.М. Розенштейн, Н. А Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.
19. Калинова Г. С., Кучменко В. С. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя – М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство
Астрель", 2002. – 158с.
20. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов /
Г.М. Коджаспироа, К.В. Петров. - М.: Академия, 2002. - 256 с.57
21. Козлов М.А Биология Животные: Учебник для 7 - 8 классов средней
школы / под ред. М.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1991.256 с.
22. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1982. – 243 с.
23. Кондаурова Т.И., Вернидубов Е.А. Использование растений суточного
цикла на уроках биологии // Актуальные вопросы теории и практики биологического образования: матер. XI-й всероссийской с международным
участием научно-практической конференции посвященной году экологии
в России. (Волгоград, апрель 2017 г.). – М.: Планета, 2017. – С. 178-180.
24. Кучина Е.С. Живые объекты на занятиях биологии как фактор повышения учебной мотивации // Научно-методический журнал «Поиск», 2017. –
№ 1 (57). – С. 78-80.
25. Лукьянова Н.В. Методика использования живых растительных объектов в
процессе обучения биологии в VI классе основной школе: автореф. дис….
канд. пед. наук. – М.: РГБ, 2005. – 27с.
26. Методика преподавания биологии: учебно-методический комплекс /
Cост. М.З. Васильева. – Горно- Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. – С.86-88.
27. Пономарева И. Н. и др. Общая методика обучения биологии: Учебное пособие / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова / под ред.
И.Н.Пономаревой. – М.: Академия, 2003. – С. 184-195.
28. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология
5-11 класс – М.: Дрофа, 2012. – 222 с.
29. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения.- М.: Просвещение, 2009.- 223 с.
30. Семенов А.А. и др. Лабораторный практикум по теории и методике
обучения биологии: учебно-метод. пособие / А.А. Семенов, Н.Г. Боброва,
Л.М. Глазкова и др. – Самара: СамГПУ, 2003. – 197 с.
31. Сонин, Н.И. Биология Многообразие живых организмов: учебник для
общеобразовательных учебных заведений / Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. М.:
Дрофа, 2000. - 248 с.58
32. Степанова Н.А. Применение комнатных растений на уроках общей биологии // Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние и перспективы: Материалы IIВсероссийской научно-практической
онлайн-конференции с международным участием, 2014. – С. 129-132.
33. Суворова Г.Ф Средства обучения и методика их использования в начальной школе: книга для учителя / под ред. Г.Ф. Суворовой. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.
34. Тетюрев В.А. Методы обучения биологии в средней школе: научное издание – М.: Учпедгиз, 1960. – 174 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
36. Бунькова Е.А., Евтюхина И.С. Использование информационных технологий в процессе преподавания биологии // Студенческий форум: электронный науч. журнал, 2017. – № 8(8) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/8/22699 (дата обращения:
13.04.2019).
37. Трапезникова И.В., Седых Е.В. Применение информационнокоммуникативных при обучении биологии // Педагогика и современность. – Таганрог, 2016. – № 1(21). – С. 43-45 [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_25601348_98674447.pdf (дата посещения: 05.04.2019)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Сегодня проблема преподавания учебных дисциплин в условиях общеобразовательной школы и определение положительных сторон учебно-воспитательного процесса остается наиболее актуальной.
Качественных изменений требует и биологическое образование; необходима его модернизация и согласование с потребностями жизни современного
выпускника.
Основная цель реформирования школьного биологического образования
состоит в обеспечении широких возможностей для развития, обучения и воспитания личности, в результате которых она будет подготовлена к активной, самостоятельной жизни в современном индустриальном обществе. Решение такой
сложной задачи требует организации образовательного процесса на базе натуральных объектов. Практические методы преподавания биологии в школе позволят в полной мере раскрыть природные способности обучающегося, заставляют
его ставить перед собой значимые цели и достигать их, делать осознанный выбор
дальнейшего профессионального пути, нацеливают на потребность в творческой
и исследовательской работе [Лукьянова, 2005].
Проблема использования натуральных объектов в преподавании биологии определяется необходимостью повышения эффективности обучения, поиска эффективных форм, методов и приемов организации учебновоспитательного процесса, совершенствования проведения урока, повышение его эффективности в формировании ключевых компетентностей учащихся. В виду этого, помочь развивать творческие способности и интересы учащихся, прививать любовь к живому природному окружению помогут натуральные учебно-наглядные пособия. Они вызывают у учащихся интерес, а
факты и процессы, характерные для определенного окружения лучше запоминаются. Ведь в школе все большее значение приобретает формирование
интереса учащихся к учебному предмету, и основная задача учителя заинтересовать школьников своим уроком. Создание комфортных условий обуче-5
ния, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, адаптацию к окружающей среде [Баранов, 1981].
Учебно-материальной базой преподавания биологии является целесообразно организованный и оснащенный кабинет (в 8 классе учебное оборудование должно содержать около 500 наименований), где во время учебы детям нужно дать возможность вырабатывать навыки работы с определенными
материалами, научить их обсуждать, делиться мыслями. Как результат, ученики получают базовые знания об объектах и явлениях природы, о простейших связях между ними, а также о взаимодействии человека и природы. Такое обучение будет готовить учеников к использованию полученных знаний
и практических навыков во время работы и решения различных жизненных
ситуаций [Голикова, 2013].
В процессе наблюдения, проведения эксперимента или практической
работы в классе, школьник не только получает необходимые знания по биологии, но и учится работать с природными натуральными объектами. Это
помогает сформировать у него общие и специальные навыки, самообразовательные и коммуникативные умения, а также все компоненты логического
мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, абстрагирование, конкретизация).
Однако, в условиях урока дети не всегда могут наблюдать. В таком
случае требуемые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения (таблиц, картин, живых натуральных
объектов, кинофильмов и др.). Исходя из цели и задач урока, наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях [Использование средств
обучения…, 1989].
Сегодня концепция школьного образования построена таким образом,
что стали широко использоваться инновационные информационнокоммуникативные технологии (ИКТ), главной задачей которых является повышение и усиление качества знаний обучающихся по различным учебным
дисциплинам. И на самом деле, применение данных технологий делает заня-6
тия более красочными и насыщенными, тем самым помогает достичь более
высокого уровня наглядности, что содействует наилучшему освоению учебного материала [Трапезникова, Седых, 2016].
В настоящее время в процессе обучения в школах широко используются такие ИКТ, как мультимедийные презентации, электронные средства с аудио- и видеоинформацией, электронные книги, обучающие компьютерные
программы и др. Данное явление не обошло стороной и предметы естественно-научного цикла, соответственно и биологию. Однако главная отличительная черта биологии заключается в том, что почти невозможно сформировать
верное представление о живых объектах и природных явлениях на вербальном уровне. По этой причине одной из основных задач школьного учителя
является рациональное сочетание в учебном процессе современных информационных технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся и стимулируют их самостоятельность в усвоении знаний, и наглядных средств обучения [Бунькова, Евтюхина, 2017].
Информационные технологии (ИT), с одной стороны, являются заменой наглядности на бумаге, дают возможность широко изучит те объекты,
процессы и природные явления, которые в силу своей сложности, нереально
воспроизвести на уроке по различным обстоятельствам. С другой стороны,
ИT-технологии, согласно мнению Е.С. Кучиной [Кучина, 2017], позволяют
использовать только два информационных канала человека – аудиальный и
визуальный, которые не позволяют ученику всесторонне осваивать объект.
Поэтому с целью полноценного изучения биологических представлений и понятий следует наравне с современными информационными технологиями продолжать использовать традиционные методы обучения, базирующиеся, в первую очередь, на наглядности. По мнению И.Н. Пономаревой
[Пономарева, 2003] использование натуральных объектов ведет к расширению представлений об исследуемых организмах, а также эффективно увеличивает мотивацию к изучению биологии. Живые объекты (растения и животные) зачастую используются при обучении биологии в качестве демонст-7
рационного материала в рамках лабораторных и практических работ, а также
экскурсий. Однако из-за ограниченного времени на изучение того или иного
объекта на занятиях, достаточно часто их использование допустимо лишь во
внеурочной деятельности либо при разработке проектов.
Актуальность работы. Обучение биологии, как науки о живых организмах и их взаимосвязи с окружающей средой, невозможно без практической части. В работах Н.В. Лукьяновой [Лукьянова, 2005] говорится, что в настоящее
время во многих образовательных учреждениях преобладает методика, которая
основана на сообщении обучающимся готовых знаний, это ограничивает их
собственную мыслительную, а кроме того и непосредственную чувственнопрактическую деятельность. В результате это приводит к неумению учащихся осуществлять элементарные приемы мыслительной деятельности, выделять существенные признаки изучаемых объектов и явлений, обобщать их в
понятия.
Поэтому возникает проблема, касающаяся усиления внимания к проведению практических и лабораторных работ с натуральными объектами, экскурсий,
наблюдений в природе, экспериментов с биологическими объектами и т.д. При
такой постановке проблемы, вопрос обеспечения процесса обучения биологии
живыми объектами и исследование технологии их использования приобретает
особую важность.
В соответствии с актуальностью исследования была выдвинута рабочая гипотеза: если для основной школы будет разработана и внедрена в
практику технология использования натуральных объектов при изучении
курса биологии, то такое преподавание будет способствовать повышению
качества биологического образования и совершенствованию процесса обучения.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и
экспериментальная проверка эффективности использования натуральных
объектов в процессе обучения биологии в условиях средней общеобразовательной школы.8
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Выявить роль принципа наглядности в процессе обучения биологии;
2. Изучить классификацию и особенности подбора натуральных объектов
как средств наглядности при обучении биологии;
3. Составить методические разработки уроков с использованием натуральных объектов.
4. Экспериментально проверить эффективность использования натуральных объектов в процессе обучения биологии на примере на учащихся 8-
х классов.
Объектом исследования является процесс обучения биологии в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования послужили принципы эффективного использования натуральных объектов на уроках биологии в рамках средней образовательной школы.
Публикации результатов исследований. По результатам исследования были опубликованы следующие печатные работы:
Публикации результатов исследований. По результатам исследования были опубликованы следующие печатные работы:
Гирфанова А.Э. Использование живых объектов в учебном процессе по
биологии / Гирфанова А.Э. // Итоговая научно-образовательная конференция
студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов: в 4-
х т. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – Т. 4: Набережночелнинский институт. Елабужский институт. – С. 205-206.
Гирфанова А.Э. Использование живых объектов в учебном процессе по
биологии / Гирфанова А.Э. // Стратегии развития современной науки: Сборник научных статей, Ч.1. / Науч. ред. канд. пед. наук, доц. И.В. Таньчева. –
М.: Изд-во «Перо», 2019. – С. 48-50.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Изло-9
жена на 58 страницах. Список литературы включает 37 источников, в том
числе 2 интернет-источника.

Успех обучения находится в зависимости от грамотной организации
всей мыслительной деятельности обучающихся. Наглядность обучения представляется как один из факторов, кардинально влияющих на характер и качество усвоения учебного материала. Средства наглядности гарантируют полноценное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют наиболее прочному освоению знаний, пониманию связи научных
знаний с реальностью. В ходе исследования было выявлено, что средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их
усвоения, поддерживают внимание учащихся, способствуют выработке у
учеников эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям.
В ходе написания работы было установлено, что к живым объектам
природы относятся растения, которые подбираются с учетом учебной программы и требований растений к условиям произрастания, а также животные,
которые необходимы в рамках курса зоологии в школе и при этом, которых
можно содержать в уголках живой природы.
В уголке живой природы находятся только те растения и животные, которые необходимы для выполнения лабораторных работ, опытов и наблюдений, предусмотренных курсом биологии в 6-11 классах.
При разработке плана-конспекта каждого урока подбирались натуральные объекты в соответствии с темой, целями и задачами урока. Подбор материала производился с учетом его значимости. Использовались пособия,
которые способствовали установлению причинно-следственных связей и осмыслению взаимозависимостей между объектами природы.
Отбираемое содержание, а также методы ознакомления с ним, принимали во внимание интерес к предмету и к биологии как к науке. Помимо того, методика была доступной для усвоения, что подразумевало учет как умственных, так и возрастных особенностей школьников.
Значение демонстрации экспериментов с натуральными объектами:54


Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т. 2. Травянистые
растения. – М.: ABF, 1997. - 608 с.; 48 с.
2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения: учебное пособие для студентов / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
3. Батуев А.С. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. -
М.: Дрофа, 1999. - 668 с.
4. Боброва Н. Г. К вопросу о демонстрации опытов на уроках биологии при
изучении растений в разделе «Живые организмы» // Наука и образование:
новое время. – 2017. – № 5. – C. 5-6.
5. Боброва Н.Г. Аспекты применения педагогических технологий при обучении биологии в контексте деятельностного подхода // Биологическое и
экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы II международной научнопрактической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения
профессора М.П. Меркулова. 7-8 февраля 2014 года, Самара, Россия / отв.
ред. А.А. Семенов. – Самара: ПГСГА, 2014. – С. 22-29.
6. Бойков А.А. Наш кабинет биологии: (опыт школы №308 г. Москвы по
созданию кабинета) // Биология в школе, 1990. − №2. − С.49-50.
7. Буданцева М.В. Комплексные исследования лекарственных растений,
произрастающих на учебно-опытном участке // Вестник Тамбовского
университета. Серия: Естественные и технические науки, 2013. – Т. 18. –
№ 3. – С. 855-857.
8. Булдакова Н.Б. Фитонцидные растения Курганской области как объект
исследования учащихся // Вестник Шадринского государственного педагогического института, 2015. – № 2 (26). – С. 63-65.
9. Вельц, Н.Ю. Руководство к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности "Биология": учебно-методическое по-56
собие / Н.Ю. Вельц, И.В. Ерошкина, И.Г. Климова, В.А. Старков. - Орск:
Издательство ОГТИ, 2006. - 95 с.
10. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. 4-е изд. - М.: Просвещение, 1983. - 383с.
11. Голикова Т.В. Теоретические вопросы методики обучения биологии:
учебное пособие / Т.В. Голикова, Н.В. Иванова, В.М. Пакулова. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013.– 274 с.
12. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения:
Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1984. - 159с.
13. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – Москва: Педагогика, 1972.
– 423 с.
14. Даниленко, О.В. Методология и методы психолого-педагогических исследований / О.В. Даниленко, Т.Е. Сергеева, Г.Б. Сидалинова и др. - Орск:
Издательство ОГТИ, 2005.
15. Долгачева В.С. Ботаника: учеб. пособие для студ.
высш.пед.учеб.заведений / В.С.Долгачева, Е.М. Алесахина. - 2-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 416 с.
16. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. – М. : Педагогика, 1990. – 424 с.
17. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.:
Просвещение, 1985. - 191с.
18. Использование средств обучения на уроках биологии: пособие для учителя / А.М. Розенштейн, Н. А Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.
19. Калинова Г. С., Кучменко В. С. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя – М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство
Астрель", 2002. – 158с.
20. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов /
Г.М. Коджаспироа, К.В. Петров. - М.: Академия, 2002. - 256 с.57
21. Козлов М.А Биология Животные: Учебник для 7 - 8 классов средней
школы / под ред. М.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1991.256 с.
22. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1982. – 243 с.
23. Кондаурова Т.И., Вернидубов Е.А. Использование растений суточного
цикла на уроках биологии // Актуальные вопросы теории и практики биологического образования: матер. XI-й всероссийской с международным
участием научно-практической конференции посвященной году экологии
в России. (Волгоград, апрель 2017 г.). – М.: Планета, 2017. – С. 178-180.
24. Кучина Е.С. Живые объекты на занятиях биологии как фактор повышения учебной мотивации // Научно-методический журнал «Поиск», 2017. –
№ 1 (57). – С. 78-80.
25. Лукьянова Н.В. Методика использования живых растительных объектов в
процессе обучения биологии в VI классе основной школе: автореф. дис….
канд. пед. наук. – М.: РГБ, 2005. – 27с.
26. Методика преподавания биологии: учебно-методический комплекс /
Cост. М.З. Васильева. – Горно- Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. – С.86-88.
27. Пономарева И. Н. и др. Общая методика обучения биологии: Учебное пособие / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова / под ред.
И.Н.Пономаревой. – М.: Академия, 2003. – С. 184-195.
28. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология
5-11 класс – М.: Дрофа, 2012. – 222 с.
29. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения.- М.: Просвещение, 2009.- 223 с.
30. Семенов А.А. и др. Лабораторный практикум по теории и методике
обучения биологии: учебно-метод. пособие / А.А. Семенов, Н.Г. Боброва,
Л.М. Глазкова и др. – Самара: СамГПУ, 2003. – 197 с.
31. Сонин, Н.И. Биология Многообразие живых организмов: учебник для
общеобразовательных учебных заведений / Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. М.:
Дрофа, 2000. - 248 с.58
32. Степанова Н.А. Применение комнатных растений на уроках общей биологии // Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние и перспективы: Материалы IIВсероссийской научно-практической
онлайн-конференции с международным участием, 2014. – С. 129-132.
33. Суворова Г.Ф Средства обучения и методика их использования в начальной школе: книга для учителя / под ред. Г.Ф. Суворовой. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.
34. Тетюрев В.А. Методы обучения биологии в средней школе: научное издание – М.: Учпедгиз, 1960. – 174 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
36. Бунькова Е.А., Евтюхина И.С. Использование информационных технологий в процессе преподавания биологии // Студенческий форум: электронный науч. журнал, 2017. – № 8(8) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/8/22699 (дата обращения:
13.04.2019).
37. Трапезникова И.В., Седых Е.В. Применение информационнокоммуникативных при обучении биологии // Педагогика и современность. – Таганрог, 2016. – № 1(21). – С. 43-45 [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_25601348_98674447.pdf (дата посещения: 05.04.2019)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.