Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Работа №37529

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
636
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Особенности проведения экологических экскурсий по биологии 7
1.1 Основные аспекты организации и проведения экологических
экскурсий 7
1.2 Эффективность возможностей комплексного подхода в процессе
обучения биологии 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 26
2.1 Методика комплексного изучения природных объектов на
экологических экскурсиях по биологии в средней школе 26
2.2 Содержание экспериментальных комплексных экскурсий в природу 46
2.3 Исследование отношения учителей к проведению комплексных
экологических экскурсий в процессе обучения биологии 65
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ

Современная система школьного биологического образования включает экологические знания, формирование которых осуществляется в процессе изучения отдельных дисциплин. Но, дифференцированное изучение природы не позволяет сформировать целостного представления о ней, о месте и роли человека в окружающем мире. Для понимания проблем, стоящих перед человечеством, а также путей их комплексного решения данный подход не может быть достаточным.
Процесс обучения можно совершенствовать посредством интеграции знаний, которая осуществляется через комплексный подход к изучению природных объектов. Вопросам интеграции содержания школьного образования уделяется значительное внимание.
Ряд ученых-методистов отмечали и отмечают (Герд А.Я, Полянский И.И., Половцов В.В., Райков Б.Е. и другие), что интеграция научных знаний о компонентах природы, обоснование взаимосвязи между природными объектами и деятельностью человека с наибольшей результативностью достигаются на экскурсиях.
Опираясь на методологию и теорию комплексного подхода (Ю.К. Бабанский, В.С. Преображенский, И.Д. Зверев, Д.И. Трайтак, М.П. Шубина, Н.П. Депенчук и другие) и учитывая сложные процессы, происходящие во взаимоотношении человека с природой, нами было определено направление исследования - реализация комплексного подхода в процессе проведения экскурсий, лабораторно-практических работ, обобщающих уроков и внеурочных наблюдений.
Анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме показал, что рассмотрению вопросов применения комплексного подхода уделялось достаточно внимания. Проблема организации и проведения комплексных экскурсий на уроке и во внеурочное время пока остается без должного внимания и остается неосвещенным вопрос об особенностях и специфичности комплексных биоэкологических экскурсий, определенных школьной программой.
В связи с тем, что отсутствует научно-обоснованные, методические исследования по организации и проведению комплексных экологических экскурсий в природу при изучении биологии вызывает у учителей затруднения и не позволяет реализовать современные требования к организации учебно-воспитательного процесса.
Необходимо отметить достаточно большой размах в практике проведения комплексного изучения природы. Примером тому служат проводимые ученические олимпиады, предусматривающие защиту биологоэкологических проектов, в том числе и по комплексному изучению объектов природы.
При комплексном подходе к изучению объектов природы повышается качества знаний и обоснование роли экскурсии как ведущей формы обучения. Но, вместе с тем наблюдается недостаточная разработанность данной проблемы, о чем свидетельствуют относительно низкий уровень знаний учащихся.
Исходя из вышесказанного, вытекает противоречие между необходимостью комплексного изучения природных объектов и явлений с целью формирования у учащихся целостного представления о природе и недостаточной разработанностью методического аспекта данной проблемы.
Объект исследования - процесс обучения биологии в школе.
Предмет исследования - экологические экскурсии как форма обучения биологии в школе.
Цель исследования - исследование отношения учителей к проведению комплексных экологических экскурсий в процессе обучения биологии.
Исходя из цели исследования, перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Выявить методические принципы организации и проведения экологических экскурсий в процессе изучения биологии.
2. Разработать систему комплексных экскурсий по изучению природных объектов.
3. На основе разработанных материалов проверить эффективность применения экологических экскурсий в процессе обучения биологии в средних общеобразовательных школах г. Елабуги.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• теоретический: изучение и анализ работ по философии, литературы по вопросам школы, педагогики и психологии, методической и специальной литературы по теме исследования; анализ программ по биологии, экологии;
• социологический: анализ школьной документации, анкетирование,
наблюдения, проведение проверочных работ;
• практический: организация и проведение констатирующего,
обучающего экспериментов;
• статистический: анализ результатов педагогического эксперимента
методами математической статистики.
Нашу исследовательскую работу проводили по этапам:
1. Изучили специальную литературу, которая позволило выявить
проблему исследования, обозначить его направление, уточнить объект, предмет, цель и задачи. Была разработана методика констатирующего эксперимента. Проведен констатирующий эксперимент, который позволил выявить трудности и недостатки в организации экскурсионной работы в целях комплексного изучения природы.
2. Выявлено и систематизировано содержание комплексных экскурсий, определены принципы комплексного изучения природных объектов.
3. Проводили анализ методики проведения экологических экскурсий в процессе обучения биологии.
Научная новизна. Выявлены возможности привлечения природоведческого, ботанического, зоологического материалов в содержание комплексных экскурсий в природу. Определены методические принципы и условия построения комплексного подхода к изучению природных объектов на биоэкологических экскурсиях. Разработана методика комплексных экскурсий по изучению природных объектов с учетом местных условий, которая в экспериментальной проверке доказала свою эффективность.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты совершенствуют методику организации экскурсий для решения учащимися учебно-воспитательных задач в процессе самостоятельных исследований, наблюдений и опытов в природе, выполнения комплексных межпредметных заданий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современный этап развития школьного биологического образования требует от школы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Одним из перспективных направлений всей системы образования является организация комплексного подхода, под которым подразумевается методологический подход с интегрированным видением учебно-воспитательного процесса. В его основе лежит комплексное рассмотрение содержания, форм и методов обучения.
Анализ достижений психолого-педагогических и методических исследований по изучению комплексного подхода к изучению природы показал, что проникновение данных идей в школьное естествознание имеет длительную историю. В теории и практике школьного обучения в различные периоды развития общеобразовательной школы уделялось должное внимание изучению целостности природы, взаимосвязи ее отдельных компонентов. Сформировались организационные формы ее изучения; решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи по формированию личности; учащиеся постепенно приобщались к приобретению знаний, умений и навыков исследовательского характера. Это позволило нам обосновать систему наиболее эффективных форм реализации комплексного изучения природы, включающую комплексные экскурсии, обобщающие уроки, лабораторно-практические работы, внеурочные наблюдения.
Анализ методической литературы показал, что комплексные экскурсии способствуют изучению объектов и явлений природы в их взаимосвязи и динамике, на основе чего у школьников и формируется целостное представление о природной среде. Изучение природно-климатических, географических, флористических, фаунистических и других особенностей региона способствует развитию у школьников познавательного интереса, придает процессу обучения необходимую социальную значимость, эмоциональность. Наряду с этим было доказано, что теоретический материал не всегда удается связать с практической деятельностью школьников в природе из-за целого ряда причин.
Среди таковых были выявлены: недостаточное количество методических разработок и рекомендаций по организации и проведению школьных комплексных биоэкологических экскурсий, ограниченное количество часов на изучение предмета, недостаточное знание программного материала по смежным предметам, неудовлетворительный уровень знания местной флоры и фауны, а также отмечались затруднения учителей в выборе мест и объектов для изучения природы родного края. Названные проблемы привели к недооценке комплексных экологических экскурсий со стороны школ и отдельных учителей, что, в свою очередь, привело к отрыву теоретических знаний от изучения природных объектов в естественных условиях.
Установлена необходимость выделения базисного и функционального учебного материала, обеспечение его доступности, системности, наглядности. Разработанная и экспериментально доказанная методика комплексного изучения природных объектов родного края доказала эффективность реализации дидактических и методических Принципов системности, воспитывающего и развивающего характера обучения, самостоятельности, междисциплинарности на основе базовой дисциплины при взаимосвязи видов учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельности учащихся.
Целостность методики комплексного изучения природы достигается за счет взаимосвязи структурных компонентов: организационно-целевого, мотивационного, материально-технического, содержательного, личностнодеятельностного, процессуального, контрольно-управленческого, результирующего.
Разработанная экспериментальная методика проведения комплексного изучения природных объектов обеспечила повышение уровня знаний учащихся, позволила выявить корреляцию между умениями проводить наблюдения и исследования и качественным усвоением учебного материала.
Проведенное исследование убедительно доказывает, что более глубокому и прочному усвоению материала способствовало сочетание урочной и внеурочной форм учебно-воспитательной работы. Практическая направленность внеурочных наблюдений, осуществляемая в системе с лабораторно-практическими работами и комплексными экскурсиями, эффективно влияет на развитие исследовательских умений.
В ходе экспериментального исследования были результативными требования к процессу формирования и развития исследовательских умений, при которых:
- задания, используемые в процессе обучения, строились на основе единого содержания, представленного на разных уровнях сложности;
- при подборе заданий для проведения самостоятельных наблюдений и опытов учитывались индивидуальные психологические особенности каждого школьника с тем, чтобы уровень сложности задания соответствовал как уровню интеллектуального развития, так и зоне ближайшего развития ученика;
- организация исследования природы осуществлялась путем сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы учащихся.
Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики комплексного изучения природы показала, что разработанная система комплексных экскурсий и методика их проведения способствуют качественному повышению обучения биологии, успешному формированию у учащихся знаний, умений и навыков комплексного изучения природы, взаимосвязей и взаимозависимостей ее компонентов, связи обучения с практикой экологического воспитания школьников.



1. Акоф Р.Л. Системы, организации и междисциплинарные исследования, - В кн: Исследования по общей теории систем. М., 1969,- С. 143 - 167.
2. Бабанский Ю.К. Принципы обучения // Педагогика. - М.: Просвещение, 1983.- С.126- 154.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 256с.
4. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). - М,: Педагогика, 1982. - 191с.
5. Беляева Л.Т. Ботанические экскурсии в природу,- М., 1958. С. 79-85.
6. Бернотас В. А. Влияние межпредметных связей на формирование у учащихся некоторых географических понятий. - В кн: Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1980.- С. 151- 167.
7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989,- 192с.
8. Блинов Л.В., Щербаков С.В. Коллективная познавательная деятельность учащихся на уроке и во внеклассной работе - Биология в школе - 1989.- №6- С.31-34 .
9. Большая Советская Энциклопедия - 3-е изд,- М.,1973, т.12,- 585с.
10. Брунтов Е.П. Самостоятельные работы учащихся по биологии.- М.: Просвещение, 1969. С. 24-36.
11. Василевская С.Д. Зимняя экскурсия по изучению птиц городского парка // Биология в школе.- 1983.-№ 2 - С. 32- 35.
12. Верзилин Н.М. и др. Развитие биологических понятий в 5 - 9 классах. - М., Известия АПН РСФСР. - Вып.82, 1956. - 324с.
13. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977. - 159с.
14. Волкова Г.В. Развитие экологических понятий на материале местной фауны (7 класс) // Биология в школе - 1972,-№ 4 - С. 46- 49.
15. Габев Я.Н. Межпредметные связи - важнейшее условие развития природодоохранительных понятий // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении: Тезисы АПН СССР - М.: НИИСиМО, 1976.-С 39-42.
16. Гаджиев М.М. Методика комплексного решения учебно-воспитательных задач в обучении зоологии в 6 - 7 классах средней школы. Дис.. канд. пед. наук. Л., 1983. - 154с.
17. Гаитов А.Г. Вопросы методики изучения явлений и объектов окружающей среды в курсе физики восьмилетней школы. Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1966.- 11с.
18. Герд А.Л. Об естественно-исторических экскурсиях // Учитель-1866 -№
7. - С. 251-257.
19. Герд А.Л. Предметные уроки.-Петроград, Изд-е А.Ф. Пантелеева-1919,- 140с.
20. Герд В.А. Экскурсионное дело. ГИЗ, 1928. - 119с.
21. Глазачев С.Н. Содержание природоохранительного образования: вопросы методологии // Природоохранительное просвещение в системе подготовки студентов к педагогической деятельности: Сб. научн. трудов ВГПИ. Волгоград, 1979.- С.42- 54.
22. Городничева В.В. Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения биологии при использовании природного и сельскохозяйственного окружения //Пути и формы повышения самостоятельности учащихся сельских школ,- М., 1981.- С 54 - 67.
23. Горюнов В.П. Методические проблемы комплексности. - В кн.: Специфика и функции философского знания. - Л., 1980. - С. 16-25.
24. Гумбольдт А. «Космос». Опыт физического мироописания - Ч I. Пер. с нем. Н. Фролова.-З-е изд.-М.,1866.- 407с.
25. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - 319с.
26. Дьякович С.В., Князева Р.Н. Комплексные экскурсии в средней школе как средство реализации межпредметных связей // Советская педагогика.- 1979.- №7 - С.26 - 31.
27. Зверев И.Д. Ведущие идеи и понятия в содержании экологического образования // Проблемы экологии: Воспитание в школе: Материалы всесоюзного пленума научного совета по природоохранительному просвещению,- М.: Просвещение, 1983 - с.7 - 41.
28. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов - М.: Знание, 1977.- 64с.
29. Зверев И.Д. Краеведческая работа в школе // Тезисы докладов к конференции по проблемам краеведения о охраны окружающей среды в работе школы и педвузов. - М.,1974. - 41. - С. 3 - 5.
30. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание как новая область теории и школьной практики // Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. - 41. - Таллин, (980). - С.5 -10.
31. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении (Новый аспект образования) -М.: Знание, 1980-96с.
32. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе.- М.: Педагогика, 1981,- 159с.
33. Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Захлебный А.Н., Симонова-Салеева Л.П., Кучер Т.В. Концепция общего школьного экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты - М.: Тобол, 1997 - с.37- 47.
34. Зуев В.Ф. Начертание естественной истории. - 4-е изд. - Пб., 1807 - 460с.
35. Корсунская В.М. Методические указания к первым урокам по курсу «Основы дарвинизма». - М.: Учпедгиз, 1949. - 64с.
36. Красновидова С.С. Развитие экологических понятий при изучении биологии в школе // Биология в школе,- 1970.-JV» 4. - с. 20 - 22.
37. Красновидова С.С. Экологические понятия в курсе общей биологии // Биология в школе.- 1970.-№ 6. - с. 24 — 26.
38. Курбатова Н.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся на экскурсиях по зоологии. Автореф. дисс. ...канд. пед. наук-М., 1982-19с.
39. Ланге К.А. Организация управления научными исследованиями.- Л., 1971- с 115.
40. Латюшин B.B. Методика использования природных условий города в обучении ботаники и зоологии. Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1982. - 227с.
41. Луканкина В.К. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе по ботанике в общеобразовательной школе. - Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1971,- 290 с.
42. Лукомкина Н., Паламарчук П. Истина добыта, а не присвоена // Народное образование.- 1967.- № 9.- С. 39- 40.
43. Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения. Дисс. ... док -ра пед. наук. - Л., 1981. - 476с.
44. Минченков Е.Е. Межпредметные связи в преподавании физики и химии - В кн: Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1980.-е. С. 128- 143.
45. Момов В. Человек, мораль, воспитание. М., 1975.-С. 12-23.
46. Мягкова А.Н., Державина Т.Б. Система экскурсий в природу и их роль в изучении биологии // Биология в школе.- 1976.-№ 4.- С.47- 55.
47. Никишов А.И. Весенняя орнитологическая экскурсия в природу // Биология в школе.- 1973.-№ 2 - с.48- 53.
48. Никишов А.И. и др. Внеклассная работа по биологии. Пособие для учи- телей-М.: Просвещение, 1974. -288 с.
49. Нога Г.С. Значение зоологических экскурсий в сельскохозяйственном производстве для совершенствования биологического образования учащихся // Актуальные проблемы обучения и воспитания - Ташкент, 1979.
50. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование -М.: Педагогика, 1980.
51. Плахотник А.В. Структура наук об океане. М., 1981.- с.110
52. Погаевская А.С. Комплексные экскурсии по изучению рекреационных биогеоценозов // Биология в школе. - 1990. - №3.- с.48-50.
53. Половцов В.В. Избранные педагогические труды - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957,- 131с.
54. Половцов В.В. К реформе преподавания естествознания в русской школе // Природа в школе.- № 1.- с. 6 - 12.
55. Резникова В.З. Этапы формирования у учащихся понятия приспособленность животных к среде обитания ( 7 класс) // Биология в школе.- 1973 - № 5- с.23- 29. № 5- с.23- 29.
56. Рулье К.Ф. Жизнь животных по отношению к внешним условиям. - М., 1852. - 121 с.
57. Рыков Н.А. Локальная экскурсия в природу // Биология в школе - 1973- Яд 4,-с. 51-5.
58. Щукина Г.И. Актуальность проблемы активизации учебно - познавательной деятельности в свете реформы школы // Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. - Л.: ЛГПИ, 1986.- с.З - 16.
59. Экологическое образование школьников / Под ред И.Д. Зверева, И.Т. Су- равегиной. - М .: Педагогика, 1983. - 160с.
60. Экскурсия в природу и организация фенологических наблюдений. Методическая разработка - Минск, 1970. - 115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ