Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВЫХ РАСТИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №37305
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметпедагогика
Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава I. Проблема использования живых растительных объектов в практике обучения биологии в современных условиях 8
1.1. Классификация наглядных пособий по биологии 8
1.2. Особенности использования живых растительных объектов в преподавании биологии 14
1.3. Особенности использования живых растительных объектов на уроках биологии в сочетании с домашним заданием и внеурочной формами учебной работы 17
1.4. Особенности использования живых растительных объектов в экскурсионной форме обучения биологии 19
Глава II. Особенности использования живых растительных объектов в экскурсионной форме обучения 21
2.1. Организация эксперимента 21
2.2. Результаты эксперимента 25
Заключение 31
Литература 32
Приложение

Известно, что биология - это наука о жизни на Земле, поэтому главная задача школьного учителя состоит в том, что бы помочь, учащимся воспринимать учебный процесс, как познание и раскрытие тайн живой природы. Каждый учитель стремится, чтобы его уроки были не только обогащающими и интересными, но и развивали умственные и творческие способности ученика. Для того, что бы это достичь, нужно правильно организовать образовательный процесс и познавательную деятельность школьников. Главной особенностью преподавания биологии в школе является, широкое использование наглядности, проведение опытов и различных экспериментов, демонстрация и наблюдение за живыми организмами, уход за растениями, например, в ботаническом саду, летняя школьная практика и др.
Изучение биологии в школе требует огромного количества живых объектов для демонстрации, наблюдений, наглядности, проведений опытов, выполнения практических и лабораторных работ. Хорошо оборудованный школьный уголок живой природы постоянно привлекает внимание учащихся, которые с огромным желанием и интересом ведут в нем работы, наблюдения и уход за живыми растительными объектами. Умелое использование живых растительных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растительными объектами на уроках и во внеурочное время выполняют важную роль в решении учебно-воспитательных задач.
Все это соответствует основным дидактическим принципам обучения биологии:
1. Единство обучения, воспитания и развития сознательности и активности.
2. Принцип научности и систематичности.
3. Принцип единства теории и практики.
4. Принцип доступности и наглядности.
Одним из главных принципов дидактики является обоснованное использование принципа наглядности. Учитель биологии в ходе обучения использует большой арсенал наглядных средств обучения - натуральных и изобразительных, на печатной основе, видео, аудиовизульных, и многих других. Наиболее ценными и значимыми для школьника являются живые объекты, за которыми они наблюдают, ставят опыты, выращивают и ухаживают самостоятельно.
Наблюдаемые изменения в структуре и содержании современного школьного образования направлены на подготовку современного выпускника школы, который должен не только обладать определенным запасом знаний, но и владеть рядом умений познавательного и практического характера. Биология как учебный предмет предоставляет уникальные возможности для решения этих задач.
Обучение биологии требует организации такого образовательного процесса, который должен быть основан на использовании живых натуральных объектов как основных первоисточников знаний. Это важнейшнее условие определяет специфику методов обучения, ведущими среди которых становятся практические. В работах крупнейших отечественных ученых-методистов В.В. Половцева [1919], Б.Е. Райкова [1921], И.И. Полянского[1968], К.Д. Ушинского [1939], Н.М. Верзилина и В.М. Корсункой [1983] и др. было доказано, что организация педагогического процесса в системе образования требует не только развития методики школьного наблюдения и эксперимента, но такой методики, при которой ведущая роль отводится изучению живых организмов.
Актуальность исследования. Изучение биологии в школе требует использование в учебном процессе большого количества живых объектов, как растительного, так и животного происхождения. Однако в настоящее время в массовой работе школы преобладает методика, основанная на сообщении учащимся готовых знаний, ограничивающая самостоятельную мыслительную, а также непосредственную чувственно-практическую деятельность учащихся. Например, при изучении ботаники (науки о растениях) использование живых растительных объектов на уроках чаще всего ограниченно. Это объясняется тем, что в последнее время сокращается количество учебных часов, отводимое на изучение той или иной темы. В связи с этим у учителей нет возможности и времени проводить практические работы с живыми объектами. С другой стороны, сегодня в системе школьного образования стали широко использоваться современные информационные технологии, которые позволяют совершенствовать учебный процесс в связи с развитием и перестройкой общества. Кроме этого данные технологии способствуют созданию непрерывного образования, что очень важно в современном мире.
Однако биология - это такой предмет, который невозможно изучать без непосредственного общения с живыми организмами. Невозможно сформировать единую научную картину мира, если не имеешь представление о том, как устроен живой организм, как он функционирует. Изучая живые растения и животных, наблюдая за их физиологическими процессами, можно сформировать истинные знания о живой природе. Изучать живые организмы можно непосредственно на уроках, внеклассных мероприятиях, различных кружках; проводить с ними различного рода исследования. Кроме этого, общение с живыми организмами может способствовать воспитанию у обучающихся бережного отношения к природе, развитию чувства ответственности. Следует отметить, что уроки с использованием живых натуральных объектов, как правило, проходят на достаточно высоком эмоциональном уровне.
Изучение биологии в шестых классах подразумевает использование живых растительных объектов. В качестве демонстрационных материалов чаще используются комнатные растения, а также другие объекты в виде гербария, коллекций и др. Кроме этого растительные объекты можно изучать непосредственно в их естественной обстановке, т.е., например, во время экскурсий на природу.
Исходя из всего выше сказанного, можно сформулировать основную цель нашего исследования, которая заключалась в изучении эффективности использования живых растительных объектов в процессе обучения биологии в шестых классах в условиях средней общеобразовательной школы.
В соответствии с целью исследования была выдвинута рабочая гипотеза, основанная на том, что если в школьной практике при изучении биологии в шестых классах использовать живые натуральные растительные объекты, то можно повысить качество биологического образования и совершенствовать общий процесс обучения.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности применения живых растительных объектов при изучении биологии.
2. Разработать методические рекомендации по использованию живых растительных объектов в учебном процессе по биологии.
3. Раскрыть эффективность экскурсии как одну из форм использования живых растительных объектов при изучении биологии.
Объект исследования: процесс обучения биологии в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: принципы эффективного использования живых растительных объектов при изучении биологии в шестом классе.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования,
2. Практические: организация эксперимента, состоящего из трех последовательных этапов - констатирующего, формирующего и контрольного.
3. Социологические: анкетирование.
4. Статистические: анализ результатов проведенного эксперимента.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Проблема использования натуральной наглядности в процессе обучения биологии всегда была актуальна и имеет историческое развитие. Использовать наглядность в учебном процессе предлагали такие ученые методисты как В.Ф. Зуев, А.М. Теряев, Н.М. Верзилин, С.Г. Шаповаленко и многие другие. В своих работах они рассматривали классификацию натуральных средств наглядности, разработали методику использования натуральных средств наглядности в процессе обучения.
В ходе исследования был проведен анализ научно-педагогической литературы, который показал что на сегодняшний день, использование живых растительных объектов, является необходимой частью урока. В частности экскурсия как одна из форм использования живых растительных объектов является эффективной формой.
Нами был решен ряд последовательных задач:
• Рассмотрели особенности применения живых растительных объектов при изучении биологии
• Разработали методические рекомендации по использованию живых растительных объектов в учебном процессе по биологии
• Экспериментально проверили эффективность экскурсии, как одну из форм использования живых растительных объектов в учебном процессе по биологии
Экспериментальное обучение учеников МБОУ ЗСОШ №3 6 класса, подтвердило, что использование натуральных средств наглядности при организации различных видов деятельности учащихся на разных этапах урока, способствует лучшему усвоению биологических знаний учащихся.



1. Азбука туриста-эколога: Методические рекомендации для руководителей кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы- экологи», «Юные экологи», «Охрана природы», учителей географии и биологии (V1.VIQ классы).-М.:Б.и.,1991.-111с.
2. Анастасова Л.П., Клепинина З.А., Трайтак Д.И. Обучение учащихся обобщениям на уроках природоведения, ботаники и общей биологии. Пособие для учителя/под ред. Д.И.Трайтака.-М.:НИИ школ МП РСФСР, 1981.-80с.
3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических ис-следований.-М. :Педагогика, 1982.-192с.
4. Баранчикова Л.А.Трудовая деятельность младших школьников как средство формирования экологических знаний и умений : Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1999.-18с.
5. Бекетов А.Н. О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях // Журнал МНПР.-1863.- №12.- с.198-220с.
6. Белов И.Г., Корчагина В.А. Уроки ботаники в 5-6 классах: пособие для учите-лей.-М.: Просвещение, 1974.-264с.
7. Беседина JI.A. Формирование биолого-экологических знаний учащихся на базе учебно опытного участка: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1998.-18с.
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика, 1989.-192с.
9. Бинас А.В. О методике учебного эксперимента по ботанике// Биология в шко-ле.-1973.-№ 5.-С.36.
10. Биологические экскурсии : Книга для учителя/ И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков, Л.С.Шубкина.- М.: Просвещение, 1983.-224с.
11. Биологический эксперимент в средней школе (V-VIII классы)/ П.И. Боровицкий, А.А.Быстров, А.В.Гриб и др.;Под ред. Ю.И. Полянского.-Л.:Учпедгиз, 1939.-316с.
12. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя/
А.В.Бинас, Р.Д.Маш, А.И.Никишов и др.- М.: Просвещение, 1990.-192 с.
13. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб.для 6-7 кл. общеобра-зоват. учеб. заведений / Т.И.Серябрякова,
А.Г.Еленевский, М.А.Гуленкова и др.- М.: Просвещение, 1994.- 224с.
14. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии.-1969.-№ 2.-С. 2538.
15. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.-М.:Педагогика, 1959.-347с.
16. Боровицкий П.И. Методика преподавания биологии/П.И. Боровицкий, П.Ф.Винниченко, ДЛ.Крамаров и др.;Под общ.ред. П.И. Боровицкого.-2-е изд.,перераб.-М.:Высшая школа,1962.-336с.
17. Боровицкий П.И. Наблюдения и опыты по ботанике в средней школе: Пособие для учителя.- Л.: Учпедгиз, 1955.-196с.
18. Боч Г.Н. Практические занятия по ботанике: Книга для учащихся / Г.Н. Боч.-М.;Л.:Гиз, 1929.-156с.
19. Бруновт Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся: На материале учебного предмета биологии (методическое исследование) ; Науч.-исслед.ин-т содержания и методов обучения АПН СССР .-М.:Педагогика, 1981.-72с.
20. Васильева Е.В., Горбунова Т.В., Кашина Л.И. Эксперимент по физиологии растений в средней школе: Пособие для учителей.- М.:Просвещение, 1978.-112с.
21. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К.Бабанский, В.И.Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И.Журавлева.-М.: Просвещение, 1988.-239с.
22. Верзилин Н. М. Внеклассная работа по ботанике/ Под ред. Н.М. Верзилина / Внеклассная работа по биологии. Выпуск I. Факультет естествознания.-Л.:ЛГИУУ,1940.- 150с.
23. Верзилин Н. М. Диалектико материалистические основы преподавания ботаники // Природа и школа: Сборник методических материалов в помощь учителям биологии/ Под ред. Н.М. Верзилина. -1946.-№ 5.-е. 1-10.
24. Верзилин Н. М. Как преподавать ботанику: Краткое методическое пособие.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-360с.
25. Верзилин Н. М. Наглядность в преподавании ботаники // Научно — методические записки факультета естествознания.-Т. 1.- /Под ред. Н.М. Верзилина.-Л.:ЛГИУУ,1939.-с.5-36.
26. Верзилин Н. М. Опыты с растениями в живом уголке средней школы: Пособиедля преподавателей ботаники и биологии.-М.; Л.:Учпедгиз,
1937. -176с.
27. Верзилин Н. М. Основы методики преподавания ботаники. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.-819 с.
28. Верзилин Н. М. Педагогические принципы организации школьного учебного участка // Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974.-е. 187-195.
29. Верзилин Н. М. Практика преподавания ботаники в средней школе: Методические материалы в помощь учителю биологии.-Л.: Леноблоно,
1938. -228с.
30. Верзилин Н. М. Природа как источник воспитания // Обучение и воспитание в школе. Л.,1946.-е. 123-137.
31. Верзилин Н.М. Внеурочные работы учащихся и их место в системе преподавания биологии /Н.М.Верзилин // Внеурочные работы учащих-
ся по ботанике и зоологии в живом уголке и на учебно опытном участке /Под ред. Н.М.Верзилина.-М., 1952.-С.З-9.
32. Верзилин Н.М. Новый этап развития советской методики преподавания биологии /Н.М.Верзилин // По мичуринскому пути:Сб. статей о перестройке преподавания биологии в школах Ленинграда /Под ред. Н.М.Верзилина.- М., 1951.-С.5-24.
33. Верзилин Н.М. По садам и паркам мира: Для сред, и старш. возраста. -Л.: Дет-гиз, 1961.-399с.
34. Верзилин Н.М. Растения в жизни человека: Для сред, возраста.-2-е изд., испр. идоп.-Л.: Детгиз, 1954.-192с.
35. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Лес и жизнь.-Л.:Дет. лит.,1966.-287с.
36. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол.фак.пед.ин-ов.-М.: Просвещение, 1976.-384с.
37. Внеурочные работы учащихся по ботанике и зоологии в живом уголке и на учебно опытном участке /Под ред. Н.М.Верзилина. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.-243с.
38. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка: Психолог, очерк/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519с.
39. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии.-М., 1966.-С. 236-277.
40. Герд А .Я. Избранные педагогические труды.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1953.-206с.
41. Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2001.-96с.
42. Зуев В.Ф. Педагогические труды/ Под ред. Б.Е.Райкова.-М.: Изд- во АПН РСФСР, 1956.-148с
43. Илюшин Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования: монография / Л.С. Илюшин - СПб: БАН, 2002. - 216с.
44. Калинова Г.С. Планируемые результаты освоения биологии в основной школе / Г.С. Калинова, Т.В. Иванова, Г.А. Воронина // Биология в школе. - 2013. - № 6. - С. 26-35.
45. . Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое на-следие/Сост. В. М. Кларин, А.Н. Джуринский.- М.:Педагогика, 1989. -416с.
46. Латюшин В.В. Методика использования природных условий города в обучении ботанике и зоологии.-Дис. .канд. пед. наук: 13.00.02.- Л.,1983.-221с.
47. Методика обучения ботанике / Под ред. Н. В. Падалко и В. Н. Федоровой -М.: Просвещение,1982.-287с
48. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - СПб., 2012 - 333 с.
49. Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии. Учебное пособие.-Л., 1979.-87с.
50. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко B.C. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Науч.ред.проф. И.Н.Пономарева.- М.:Вентана Граф,2000.-224с.
51. Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике: Пособие для учителя.-2-е изд., испр. -М.:Просвещение, 1980.-144с.
52. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования.-М.: Мнемозина, 2002.-304с
53. Трайтак Д.И. Развитие интереса учащихся к ботанике // Сб. Развитие интересаучащихся к природе и сельскому хозяйству/ Под ред.
В.М.Корсунской.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1957.-е. 14-22.
54. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения .-М.:Педагогика, 1986-176с.
55. Усова А.В., Беликов В.А.Учись самостоятельно учиться. Учебное пособие для учащихся школы.-Челябинск-Магнитогорск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1997.-123с.
56. Щукин С.В. Опытническая работа учащихся на учебно-опытном участ-ке: Пособие для учителей.- М.:Просвещение, 1971.-207с.
57. Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания/ Под ред. М.Н. Скаткина.-М.:Учпедгиз, 1954.-276с.
58. Ягодовский К.П. Работы по естествознанию: Ч. П. Растения: Книга для учени-ка.-2-е изд.-JI.: Гиз, 1924.-61с.
59. Ягодовский К.П.Уроки по естествознанию:Опыт методического руководства для учителя:Ч.1.и II.- 3-е изд.-М.;Петроград: Гиз, 1923.-256с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.