Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования лексикона младшего школьника 6
1.1 Лексикон и его структура 6
1.2 Психолого-педагогические основы формирования лексикона младшего
школьника 12
1.3 Методы исследования лексикона младшего школьника 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию лексикона младшего школьника 24
2.1 Организация исследования лексикона младшего школьника (фрагмент
«финансы») 24
2.2 Анализ результатов исследования лексикона младшего школьника
(фрагмент «финансы») 27
2.3 Комплекс заданий для лексико-семантической работы младших
школьников (тематическая группа «финансы») 32
Выводы по второй главе 37
Заключение 39
Библиографический список 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Реакции на стимул «деньги», представленные в
Русском ассоциативном словаре под редакцией Ю. Н. Караулова 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Реакции на стимул «деньги», представленные в
Русском ассоциативном словаре (В. Е. Гольдин, А. П. Сдобнова, А. О.
Мартьянов) 50
ПРИЛОЖЕНИЕ С. Задания из раздела «Нахождение новых слов» 51
ПРИЛОЖЕНИЕ D. Задания из раздела «Семантизация, объяснение значений слов. Группировка слов по семантическим признакам» 53
ПРИЛОЖЕНИЕ E. Задания из раздела «Включение слов в контекст» 57
ПРИЛОЖЕНИЕ F. Задания из раздела «Составление словосочетаний, предложений, связного текста» 58
ПРИЛОЖЕНИЕ J. Задания из раздела «Составление текста по картинке» 60
Важнейшая роль в реализации целей и задач образования принадлежит изучению родного языка. Основу достижения и личностных, и предметных, и метапредметных результатов составляют такие компоненты, как развитие навыков сотрудничества, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий, осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета [69]. Уровень развития речи школьника во многом обуславливает степень достижения этих образовательных результатов. Одним из базовых показателей уровня развития речи является богатство словарного запаса или лексикона, которое выражается в количестве и специфике (качестве) всей совокупности лексических единиц, характерных для конкретного обучающегося. Богатый и разнообразный лексикон является одним из основных показателей общего развития младшего школьника, формирование словарного запаса ребёнка лежит в основе его общего когнитивного развития.
Роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом и социальном развитии человека определяют внимание к изучению лексикона ребенка. При исследовании лексикона принято выделять его количественные и качественные показатели. На протяжении всей жизни его состав и строение меняются, особенно усиленно это происходит в раннем возрасте, когда только начинается процесс освоения речи. Поэтому внимание учёных направлено на изучение развития лексикона преимущественно этого возраста. В практических исследованиях Я. И Вильтовской, В. Е. Гольдина, А. П. Сдобновой, А. О. Мартьянова, И. Овчинниковой, Н. Бересневой., Л. Дубровской Л., Е. Пенягиной представлены данные об объеме и составе реального лексикона школьников разных возрастов [58]. От объема лексикона ребенка во многом зависит его способность создавать связный текст и уровень его орфографической грамотности. Сформированность лексикона влияет на успешность обучения не только по русскому языку и литературе, но и по другим предметам. В методике русского языка ведутся активные поиски способов работы над совершенствованием лексического запаса. Однако в работах учёных и учителей-практиков отмечается случайность и субъективность в вопросах отбора лексики для работы.
М. Т. Баранов выделяет принципы отбора тематических групп для словарной работы на уроках русского языка, такие как: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный [4]. Отбор тематических групп должен осуществляться на основе социально-коммуникативного и межпредметно-коммуникативного принципов. Значит, для работы должна отбираться лексика значимая для школьника при коммуникации и необходимая для использования в других учебных дисциплинах. Эти принципы обусловили выбор изучаемого фрагмента лексикона младших школьников.
Таким образом, принимая во внимание традиционную важность изучения лексикона младшего школьника как основы для построения целенаправленной работы по его развитию и совершенствованию, с учётом современных подходов к изучению качественных и количественных параметров изучения лексикона и полученных в ходе проведенного исследования актуальных данных об отдельном фрагменте лексикона младших школьников, можно считать тему выпускной квалификационной работы «Особенности фрагмента «финансы» в лексиконе учащихся младшего школьного возраста» актуальной.
Объект исследования: процесс формирования лексикона у учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: актуальное состояние фрагмента лексикона «финансы» у учащихся младшего школьного возраста.
Цель исследования: разработать комплекс заданий для лексико-семантической работы младших школьников с учетом выявленных особенностей фрагмента лексикона «финансы».
Исходя из определенных выше объекта, предмета и цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;
2. Создать диагностическую программу определения актуального состояния сформированности фрагмента лексикона «финансы» младших школьников;
3. Выявить особенности фрагмента «финансы» в лексиконе учащихся младшего школьного возраста на основе анализа проведенной диагностики;
4. Разработать комплекс заданий для лексико-семантической работы младших школьников с учетом выявленных особенностей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что состояние фрагмента лексикона «финансы» характеризуется специфическими особенностями в части лексического разнообразия, частеречной представленности, соответствия объективной частотности слов в речи позволят создать комплекс заданий, направленный на совершенствование владением лексикой данного фрагмента.
Методическая база исследования: формулировка методологического аппарата, разработка программы исследования, проведение эксперимента, систематизация, обобщение, анализ, база исследования.
Практическая база исследования: базой практического исследования выступил 3 «Б» класс «Гимназия 16» г. Красноярск.
Проблема формирования лексикона младших школьников является актуальной для современной начальной школы. Необходимость формирования и совершенствования у учеников языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций требует внимания к развитию лексикона у учеников начальной школы. При исследовании лексикона принято выделять его количественные и качественные показатели, последнее отображает систему знаний человека о словах, лексических значениях слов и правилах их употребления в речи. Поэтому внимание учёных направлено на изучение развития лексикона преимущественно этого возраста.
Анализ теоретических источников показал, что под лексиконом понимается некий словарь «языковых единиц», известный говорящему и характеризующий его как определённую языковую личность [53].
В результате анализа теоретических источников мы выяснили, что существуют разные подходы к измерению и исследованию лексикона школьника. Среди наиболее признанных являются исследования в области лексического и семантического аспекта языковой компетенции, проводимые в Пермской школе детской лексикологии И. Г. Овчинниковой; ассоциативный эксперимент, совокупность ассоциатов на слово-стимул.
Актуальность проблемы была подтверждена данными проведённого нами констатирующего эксперимента, который позволяет получить информацию о состоянии актуальных единиц фрагмента лексикона «финансы» экспериментальной группы. После проведения эксперимента было выявлено, что в данном фрагменте лексикона у младшего школьника преобладают внешние ассоциации.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что актуальный уровень развития лексикона младших школьников требует разработку программы по формированию лексикона обучающихся начальной школы посредством создания комплекса заданий.
Данные, полученные в ходе ассоциативного эксперимента позволяют говорить о том, что в комплекс необходимо включить задания на обогащение словарного запаса младших школьников именами прилагательными, расширение знаний идиом, уточнение парадигматических связей внутри тематической группы «финансы».
Основу комплекса заданий составляют два уровня: работа с отдельными словами и словосочетаниями и работа с текстом. Первый уровень включает 3 группы: нахождение новых слов; семантизация, объяснение значений слов, группировка слов по семантическим признакам; включение слов в контекст. Второй уровень - составление словосочетаний, предложений, связного текста; составление текста по картинкам.
Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о том, что такие особенности фрагмента «финансы» в лексиконе младших школьников, как ограниченность в части лексического разнообразия, частеречная представленность именами существительными, соответствие объективной частотности слов в речи позволяют создать комплекс заданий, направленный на совершенствование владением лексикой данного фрагмента.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Арутюнова И. Д. Язык и мир человека. М., 1998.
3. Баранникова Л. И. Введение в языкознание. Саратов, 1973.
4. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник. М., 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-368 с.
5. Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., Львов М. Р. Методика преподавания русского языка. М.: Просвещение, 2015.
6. Белошапкова В. А., Брызгунова Е. А., Земская Е.А. и др. Современный русский язык. М.: Высшая школа,1989. - 800 с.
7. Белянин В. П. Психолингвистика. Учебник. М.: Флинта, 2005. - 400 с.
8. Большой толковый словарь русского языка /под ред. С. А. Кузнецова. СПб., 1998.
9. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4-го класса (1-4) и 3-го класса (1-3). Под научной редакцией академика А. А. Леонтьева. //Серия «Свободный ум». М.: «Баласс», 1998. - 208 с.
10. Бурнаева К. А. Ассоциативное поле как способ моделирования фрагмента языкового сознания //Lingua mobilis №1(54), 2016.
11. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык, 1980. - 320 с.
12. Вознесенский Э. А. Методологические аспекты анализа сущности финансов. М., 1974.; Вознесенский Э. А. Соотношение финансов и права // Правоведение.1971. №3.
13. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.
14. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / АПН РСФСР. - М., 1961.
15. Гольдин В. Е. К типологии возрастной динамики ассоциативных полей // Язык. Сознание. Культура. - М., 2005.
16. Гольдин В. Е. Конфигурации ассоциативных полей и языковая картина мира // Язык. Сознание. Культура. Социум. - Саратов: Издат. центр «Наука», 2008.
17. Гольдин В. Е., Сдобнова А. П. Русская ассоциативная лексикография. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008.
18. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка / К.
С. Горбачевич, Е. П. Хабло. - Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1979. - 567
с. URL:
https://fileskachat.eom/view/44990_09423bcb0346a1a38337feae73f62984.h tml
19. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента (Монография), М. Харьков: Ра-Каравелла, 2001. 320с.
20. Давыдов В. В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия. - 1999. - С. 21-22.
21. Доброва Г. Р. Возрастная социолингвистика: к постановке вопроса // Проблемы онтолингвистики. Материалы международной конференции.
- СПб.: «Златоуст», 2007. - С. 57-64.
22. Долинский В. А. Моделирование вербальных ассоциативных полей в квантитативной лингвистике: автореф. дис. док. филол. наук: спец.: 10.02.19 / В.А. Долинский. М.: Моск. гос. лингвист. ун-т., 2012. - 60 с.
23. Еленевская М.Н., Овчинникова И. Г. Хранение и описание вербальных ассоциаций // Вопросы психолингвистики, 2016.
24. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. 2¬е изд. - М.: Джангар, 2012. - 864 с.
25. Жуйков С. Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Баласс, 2014. - 123 с.
26. Залевская А. А. Ментальный лексикон: конструкт, метафора или миф? // GISAP: Philological Sciences. 2015. № 8. С. 42-44.
27. Залевская А. А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека [Текст]: Учеб. пособие / А.А. Залевская; Калинин. гос. ун-т. - Калинин: КГУ, 1977. - 83 с.
28. Залевская А. А. Психолингвистическое портретирование лексики: опыт экспериментального исследования // Психолингвистические исследования: слово и текст. Тверь, 1995. - С.38-46.
29. Залевская А. А. Слово в лексиконе человека [Текст]: психолингвистические исследования / А. А. Залевская. - Воронеж: Изд- во Воронеж. ун-та, 1990. - 204 с.
30. Канакина В. П. Особенности лексики младших школьников //Молодой учёный. 2014. №14. С. 289-292.
31. Караулов Ю. Н. Типы коммуникативного поведения носителя языка в ситуации лингвистического эксперимента. // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996, с. 67-97.
32. Караулов, Ю. Н. От структуры ассоциативного словаря к структуре языковой способности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Филология. Журналистика. 1994. №1. с. 15-26.
33. Коршунова Я. Б. Обучение лексике. М.: Просвещение, 1984.
34. Кузнецова Н. В. Тренировочные занятия в системе работы над
лексическими понятиями и отношениями в начальной школе // Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция
«Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием: заочные электронные конференции.
26.02.2012. URL: http://econf.rae.ru/article/5483 (дата обращения:
11.03.2022).
35. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1989.
36. Леонтьев А. А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. М.: МГУ, 1977. С. 5-17.
37. Лингвистический энциклопедический словарь / [Науч.-ред. совет изд-
ва "Сов. энцикл.", Ин-т языкознания АН СССР]; Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энцикл., 1990. - 682 с. URL:
http: //tapemark. narod.ru/les/259a. html
38. Лопатина, А. Н. Русский язык. М.: Просвещение, 2014. - 345 с.
39. Ляшевская О. Н., Шаров С. А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009.
40. Матвеева, А. П. О преемственности в изучении лексики // Русский язык в школе. 2015. - №5. С. 21-26.
41. Микерова Г. Г., Павленко А. А. Развитие уровня активного словарного запаса младших школьников// Символ науки. 2017.№ 1, С. 203-206.
42. Минаева Е. В. Особенности развития внутреннего плана действий на разных возрастных этапах. Нижний Новгород., 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnutrennego-plana-deystviy-na-raznyh-vozrastnyh-etapah
43. Михалева Е. А. Языковое образование как составляющая
экономического капитала личности на современном рынке труда // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 7. - С. 100-102;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3528(дата
обращения: 17.04.2022).
44. Овчинникова И. Г. Входящие и исходящие связи слова в ментальном лексиконе младшего школьника// Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018.
45. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высшая школа, 1974.
46. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и Образование, 2007.
47. Основы физиологической психологии / Вильгельм Вундт, проф. Лейпциг. ун-та; Пер. под ред. А.А. Крогиуса, А. Ф. Лазурского и А. П. Нечаева. Вып. 1-16. Санкт-Петербург: тип. П. П. Сойкина, [1908]¬[1914]. 16 т.; 24.
48. Патова М. Э., Даурова М. Ш. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задач современного образования // Вектор науки ТГУ. 2014. № 2 (28). С. 173-175.
49. Плеханова Е. М., Рогач И.В., Лобанова О. Б., Безруких Ю. А.
Финансовая грамотность младших школьников: дискуссии о понятии // Современные проблемы науки и образования. 2020. №5.; URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=30146 (дата обращения:
10.05.2022).
50. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребенка: учеб. пособие[Текст] / С. В. Плотникова. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. -224 с.
51. Прудникова, А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. - М., 1979. - С. 31.
52. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985.
53. Русский ассоциативный словарь [Текст] / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов и др. Москва, 1994. 29 см. (Ассоциативный тезаурус современного русского языка / РАН. Ин-т рус. яз.).
54. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников
I-XI классов: в 2 т. Т. I. От стимула к реакции / В. Е. Гольдин, А. П. Сдобнова, А. О. Мартьянов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011., 500 с. URL:
https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2016/12/19/assoc.slovar shkol-v t.i pryamoy 0.pdf
55. Русский семантический словарь / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 2000. Т. 2.
56. Сдобнова А. П. Лексикон современного школьника: проблема состава // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология.
57. Сдобнова А. П. Лексикон школьников и современная разговорная речь. // Начальная школа. 2013. № 6, С. 7-11.
58. Сдобнова А. П. Состав и организация лексикона на разных этапах онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология.
59. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М.: Либроком, 2010.
60. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Изд-во Московского университета, 1977.
61. Словарь финансово-экономических терминов / А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 1168 с.
62. Смирнова Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. - М: Кнорус, 2013. - 280 с. СПб. №18. С. 1-10.
63. Степанова Т. В. Изучение лексикона младшего школьника как психологопедагогическая проблема // Вестник. 2007. №40, С. 45-46.
64. Степанова Т. В. Текстовая компетенция младшего школьника и её гендерная составляющая// Вестник НГУ. 2007. № 43. С. 1-4.
65. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Автореф. докт. филол. наук. - Минск: БелГУ, 1986.
66. Трир И. Немецкий словарный запас в области смысла разума. От истоков до начала 13 века. Гейдельберг, Университетское издательство Карла Винтера, 1973.
67. Уфимцева Н. В. Ассоциативный словарь как модель языковой картины мира // Вестник ИрГТУ. 2014. № 9. С. 340-346.
68. Уфимцева, A. A. Лексическое значение: Принципы семиологического описания лексики / под ред. Н. А. Слюсаревой, В. Н. Телии. - М.: Эдиториал УРСС, 2002.
69. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями на 31 мая 2021 г.) [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/rem/Downloads/0001202107050028.pdf
70. Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: около 13000 фразеологических единиц / А. И. Федоров. - 3-е изд., испр. - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - 878 с. URL:https://rus-phraseology-dict.slovaronline.com/
71. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2000.
72. Черкасова Г. А. Динамическая ассоциативно-вербальная модель языкового сознания носителей русского языка // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. 2014. № 17. С. 405-414.
73. Черкасова Г. А. Квантитативные исследования ассоциативных словарей // Языковая личность: текст, словарь, образ мира. М., 2006.
74. Чупрякова О. А. Парадигматические отношения в лексике. Конспект лекций/ О. А. Чупрякова. Каз.федер. Ун-т.Казань, 2014.С. 5-6.
75. Шанский Н. М. Школьный курс русского языка: Актуальные проблемы и возможные решения // Русский язык в школе. 1993. № 2. С.7-10.
76. Шанский, Н. М. В мире слов. М.: Просвещение, 2015-208 с.
77. Шаров С. А. Частотный словарь русского языка // URL:
www.artint.ru/proj ects/frq list. asp
78. Юзова Н. Е. Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений на уроках русского языка// Молодой учёный.2017. № 29 (163), С. 94.
79. Якиманская И. С. Предмет и методы современной педагогической психологии. // Вопросы психологии. 2006. N 6.
80. Ярцев В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2. изд., доп. - М.: Большая Рос. энцикл., 2002 URL: http: //tapemark. narod.ru/les/259a. html