Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика организации дополнительного биологического образования школьников в условиях ФГОС основного общего образования

Работа №168786

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7-38
1.1 Проблемы биологического образования в России в свете ФГОС ООО.7-31
1.2 Дополнительное образование школьников в условиях современной
школы 31-38
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МБОУ "СТЕПНОВСКОЙ СОШ" 39-62
2.1 Программа «Лаборатория юного биолога» для обучающихся 5-6 классов
МБОУ «Степновской СОШ» 39-55
2.2 Экспериментальная методика проведения занятий 55-62
ВЫВОДЫ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64-67
ПРИЛОЖЕНИЯ 68-74

Согласно главе 10, ст.75 ФЗ «Об образовании», дополнительное
образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. 1гл, ст.2 п.14[1].
Образовательные программы, реализуемые в процессе
дополнительного образования, не являются частью основных образовательных программ общеобразовательных учреждений.
Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
На современном этапе количество часов, выделенных на изучение биологии в школе, сокращается. В 9-11 классах ученики сталкиваются с проблемой профессионального самоопределения, соответственно перед ними встает вопрос выбора экзаменов. Несмотря на то, что экзамен по биологии не является обязательным, как в девятом, так и в одиннадцатом классе, достаточно большое количество выпускников принимает решение сдавать биологию в качестве экзамена по выбору. На данном этапе перед учениками, их родителями и учителями возникает проблема: нехватка часов, выделенных на изучение биологии в школе , может негативно повлиять на результаты экзаменов. В связи с этим возникает противоречие: с одной стороны необходимость набрать достаточное количество баллов на экзамене, с другой стороны, недостаток часов при изучении биологии в школе.
Исходя из этого противоречия, а также из всего вышесказанного, одним из путей решения возникшей проблемы является организация дополнительного биологического образования. В связи с этим, тема нашего исследования "Методика организации дополнительного биологического образования школьников в условиях ФГОС основного общего образования" является актуальной.
Объектом исследования является образовательный процесс в
дополнительном биологическом образовании школьников.
Предмет исследования: методика проведения занятий учащихся 5-6 классов средствами курса "Лаборатория юного биолога".
Цель исследования заключается в разработке методики программы курса дополнительного биологического образования "Лаборатория юного биолога" для учащихся 5-6 классов.
Для реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого - педагогической и методической литературе.
2. Разработать программу курса "Лаборатория юного биолога" для учащихся 5-6 классов.
3. Экспериментально осуществить внедрение методики "Лаборатория юного биолога" в образовательный процесс МБОУ "Степновской СОШ".
Гипотеза: разработанная нами экспериментальная методика будет эффективна (исследовательские навыков учащихся улучшатся), если:
• Учащиеся проведут не менее двух исследований (наша программа предполагает 4 исследования);
• Исследовательская работа будет выстроена в единой логике, то есть проходить по единому алгоритму;
• Вести мониторинг достигнутых результатов учащихся, с целью отслеживания динамики развития исследовательских умений учащихся и, при необходимости, проведения своевременной корректировки.
Теоретической основой исследования послужили:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
• Проект научно - обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Биология»;
• Современная теория и практика педагогического процесса в системе дополнительного образования (А.К. Бруднов, В.В. Белова, В.А. Горский, А.Я. Журкина, М.Б. Коваль, Г.А. Попова, СВ. Сальцева, О.Г. Тавстуха, А.И. Щетинская).
Теоретическая и практическая значимость исследования:
• Разработана программа курса «Лаборатория юного биолога» для учащихся 5-6 классов.
• Разработана методика проведения занятий к программе «Лаборатория юного биолога».
• Разработан мониторинг достигнутых результатов освоения программы «Лаборатория юного биолога».
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
3. Методы математической обработки данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Степновской СОШ» п. Степного, Назаровского района.
Процесс диссертационного исследования включает несколько этапов.
Подготовительный этап (поисково-теоретический) - постановка проблемы исследования, поиск и анализ научной литературы по данной проблеме, анализ дополнительных общеобразовательных программ, соответствующих ФГОС. На основании проведенного анализа сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования, определены объект и предмет исследования.
Основной этап - разработан план эксперимента, изучены методы обработки полученных результатов, разработаны программа курса «Лаборатория юного биолога» и методика проведения занятий в условиях МБОУ «Степновской СОШ» п. Степного, Назаровского района; разработан мониторинг диагностики результатов освоения разработанной программы.
Заключительный этап - проведен педагогический эксперимент по внедрению программы «Лаборатория юного биолога» и методики проведения занятий по программе в МБОУ «Степновской СОШ»; проанализированы и обобщены итоги экспериментальной работы, систематизированы результаты эксперимента. Сформулированы выводы исследования.
Новизна данной исследовательской работы заключается в разработке программы дополнительного биологического образования для учеников 5-6 классов и методики занятий к данной программе, а также в разработке мониторинга диагностики результатов освоения разработанной программы .
Структура работы включает введение, две главы, выводы, библиографический список, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


. Мы изучили состояние проблемы исследования в психолого –
педагогической и методической литературе. В процессе
проделанной работы нами изучена история становления системы
дополнительного образования в России, определены основные
направления и характеристики ДО.
2. В процессе исследования нами разработана программа курса
"Лаборатория юного биолога" для учащихся 5-6 классов. Программа
рассчитана на 68 часов (1 час в неделю), срок реализации – 2 года. В
основу программы положена исследовательская деятельность. За
время проведения курса запланировано написание учащимися 4-х
работ.
3. В ходе педагогического эксперимента в образовательный процесс
МБОУ «Степновской СОШ» нами внедрена разработанная методика
проведения курса "Лаборатория юного биолога".
4. Экспериментально доказано, что применение разработанной
методики способствует повышению исследовательских навыков
обучающихся.


1. Анохина, Г.М. Дидактические условия развития личности в системе школьного естественнонаучного образования: автореф. дис. докт. пед. наук 13.00.01 - М.: 2009. - 25 с.
2. Асмолов, А. Г., и др.; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компетентностного подхода. // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
4. Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01 - М.: 2002.
- 19 с.
5. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: Педагогический поиск, 2003. - 256 с.
6. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 15-20.
7. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 416 с.
8. Воробьева, Т.П. Оценка качества в системе дополнительного образования детей. // Качество образования в школе, 2011. - № 3. - С. 49­56.
9. Воробьева, Т.П. Оценка качества в системе дополнительного образования детей. // Качество образования в школе, 2011. - № 3. - С. 49­56.
10. Воровщиков, С.Г. Компетентностный подход в образовании. // Философия образования. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. № 2. - С. 27-32.
11. Галкина, Е.А. Технология обучения биологии: учебно­
методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 176 с.
12. Давыдов, В.В. Концепция учебной деятельности школьников. // Вопросы психологии. 1981. - № 6. - С. 27-35.
13. Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. // Вопросы психологии, 1991. - № 6.- С. 5-14.
14. Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения/ интернет ресурс: обсуждение на Livelnternet [режим доступа: http://www.liveinternet.ru ]
15. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Катунова, Н.Ф. Трубицин, Н.Ю. Конасова, С.С. Филипов, А.Г. Бойцова, Р.У. Богданова; под. ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 256 с....41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ