Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА БИЙСКА

Работа №15454

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
748
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основы научного исследования 6
1.1. Значение исследовательской деятельности в системе экологического образования 6
1.2. Исследовательская деятельность, как форма учебной работы 8
1.2.1. Специфика учебно-исследовательской и проектной деятельности, учебного и научного исследования 11
1.3. Технология организации исследовательской деятельности 12
1.3.1. Методы научного исследования и их характеристика 14
1.3.2. Виды учебных исследований учащихся 18
1.3.3. Способы вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность 19
1.3.4. Формы и виды исследовательской деятельности учащихся в системе экологического образования 22
1.3.5. Этапы выполнения исследовательской работы 24
Глава 2. Флора окрестностей города Бийска как объект исследовательской деятельности школьников 33
2.1. Реализация исследовательской деятельности посредством организации кружковой работы 36
2.1.1. Программа кружка «Юный натуралист» 39
2..1.1.1. Практическое занятие по организации и проведению научного исследования на примере лихеноиндикации 50
2.1.1.2. Практическое занятие по организации и проведению
научного исследования на примере флористического обследования пришкольной территории
2.2. Результаты работы по организации исследовательской деятельности при изучении флоры 58
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Приложения 72

Тенденции социально-экономических условий современного общества требуют от выпускника мобильности и способности успешно применять свои знания при освоении новых видов профессиональной деятельности, поэтому важным умением является способность самостоятельно ставить цели исследования, планировать и решать задачи для их достижения в определенные сроки. Перед учителями стоит задача воспитать учеников, способных творчески мыслить и самостоятельно выполнять небольшие научно-исследовательские работы, проекты. С решением этой задачи связано включение исследовательской, экспериментальной, творческой деятельности в систему школьного образования.
В школьном возрасте дети проявляют склонность к определенным видам деятельности. Любопытство, которое позднее перерастает в любознательность в дальнейшем стимулирует потребность приобретения знаний в интересующей области. Чаще всего объекты природы привлекают внимание ребенка и способствуют формированию адекватного отношения к окружающей его среде, в частности к природе родного края.
Актуальность нашего исследования связана с организацией и проведением научных исследований учащимися при изучении природы Алтайского края. Удобным и наглядным для изучения объектом является местная флора, обладающая такими важными в образовательном процессе преимуществами, как доступность для наблюдения, возможность выбора небольшой по объему части объекта для исследовательской деятельности и проведение исследований в любой сезон года, эстетическая ценность. Элементы флоры могут являться объектами охраны, что повышает ценность учебных работ [56,57].
Тесный контакт с природой учит детей взаимодействию с растительным миром и бережному отношению к нему через изучение редких и исчезающих растений родного края. Знакомство с флористическими объектами, их изучение необходимо для развития культуры поведения в природе и воспитания экологической грамотности.
В качестве объекта исследования выступает процесс организации и проведения научного исследования учащимися, предметом является флора окрестностей города Бийска.
Целью выпускной квалификационной (магистерской) работы является изучение и выявление перспектив использования флористических объектов в процессе организации исследования при выполнении научно¬исследовательских работ и проектов учащимися.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть значение научно-исследовательской деятельности в системе экологического образования;
- проанализировать методы научного исследования;
- сформировать представление о флоре как об одном из средств экологического воспитания учащихся;
- изучить возможности флористических исследований в окрестностях г. Бийска.
Теоретической и методической основой исследования послужили работы авторов, обсуждающих различные аспекты данного вопроса: педагогические технологии освоения учащимися исследовательской деятельности обсуждают С.В. Палецкий (2004) и М.З Вайнштейн (2011); методы исследовательской деятельности подробно рассматривают: Т.Я. Ашихмина (2006), И.А. Крутова, Г.П. Стефанова (2007), Факторович Л.В., Лущенко Е.А. (2013); рассматривает возможности местной флоры как объекта учебных и научных исследований А.А. Устинова (2007).
Методы и материалы исследования.
За основу при написании магистерской диссертации используются общенаучные методы научного исследования в частности анализ, синтез, наблюдение, проектирование и флористические методы.
Научная новизна:
1. Флора как важнейший элемент процесса организации и проведения научного исследования учащимися ранее не рассматривался.
2. Выявление перспектив научной деятельности школьников при изучении флоры.
Практическая значимость:
1. Проанализированы и уточнены методы научного исследования, доступные для учащихся.
2. Выявлены возможности флористических исследований в окрестностях г. Бийска.
Теоретическая значимость:
1. Рассмотрено значение исследовательской деятельности в системе экологического образования.
2. Сформировано представление о флоре как об одном из средств экологического воспитания учащихся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Педагогические усилия современного школьного образования направлены на информатизацию и индивидуализацию обучения школьников. Чтобы обеспечить социальную успешность современного выпускника, развить его творческие способности, сохранить и укрепить здоровье, важно не только сформировать достойный уровень общей культуры, духовно¬нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития учеников, но и дать толчок к их саморазвитию и самосовершенствованию в дальнейшем.
В результате предметного освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований ФГОС по биологии у школьников должны быть сформированы основы экологической грамотности. Однако элементы экологических знаний в школе часто носят информационно-справочный характер.
В этом аспекте, среди многочисленных форм организации занятий, способствующих более полному и по возможности всестороннему овладению учебным материалом, при условии сокращения недельной нагрузки на естественнонаучные предметные области большое значение имеет исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность - одна из форм учебной работы, построенная на объединении знаний из различных предметных областей, представляющая собой одну из наиболее эффективных форм по изучению природы родного края, экологических проблем конкретной местности, развития самостоятельности учащихся в процессе обучения. Она вырабатывает у школьников умения и навыки в постановке эксперимента, анализа полученных результатов, их грамотного оформления. В свою очередь, более глубокие знания взывают интерес к дальнейшему познанию и исследованию в данной области.
В учебной исследовательской деятельности важно неполучение объективно нового результата, а развитие личности учащегося, рост компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать. Тем не менее, при грамотно поставленной экспериментальной работе возможно получение школьниками данных, имеющих научное значение.
Анализ методической части научного исследования показал возможность применения в исследовательской деятельности системного применения таких методов, которые мало задействованы в текущей учебно-предметной работе.
В нашей работе предложена организация исследовательской деятельности во внеурочное время на добровольной основе. С этой целью разработан курс школьного биологического кружка по-направлению «Ботаника» с экологическим уклоном. В рамках программы курса организованы занятия по темам: ценопопуляционные, флористические и лихенологические исследования, позволившие реализацию теоретических, прикладных, опытно-проблемных, а также системных и комплексных исследований.
Выбор флоры города Бийска и его окрестностей в качестве объекта, который поможет научить школьников проводить исследование, углубить их знания в области одного или нескольких предметов (экология, биология, география), а также получить новые с научной точки зрения данные был сделан в связи с ее широкими возможностями.
Исследование выявило, что большое значение имеет возможность самостоятельного выбора учениками размера территории обследования, объектов растительного происхождения, их групп или целых растительных сообществ. Важным критерием также является и неподвижность этих объектов.
Материалы, полученные во время флористических исследований участниками кружка, будут использоваться учителями в разных направлениях их деятельности, например, для насыщения уроков по предмету ботаническим, экологическим и общебиологическим, краеведческим материалом в разных классах (от начальной школы по 11 класс включительно). Возможно их использование и при дальнейшей организации учебно-исследовательской деятельности школьников, в том числе и индивидуальной. Изучение флоры родного города способствует формированию у школьников природоохранных знаний и компетенций. Участниками кружка на итоговом занятии было решено продолжить исследования на основании проведенных работ в следующем учебном году. Кроме того, начата подготовка ребят к сбору материала в летний период с целью дальнейшей работы над индивидуальными проектами, написания статей для публикации в сборнике российско-монгольской научной конференции «Природопользование на Алтае: агросфера и биоресурсы» и выступления с докладом.
Внедрение в учебный процесс части программы показало ее высокую эффективность, о чем свидетельствуют результаты, согласно которым до проведения занятий интерес к исследовательской деятельности и исследовательские навыки у учащихся среди 6 и 7 классов возросли.
Результаты проведенной работы подтвердили эффективность изучения флоры и ее объектов при организации коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности школьников, что отражается в уровне приобретённых знаний, умений и навыков, а также имеет большое воспитательное значение в плане эмоционального воздействия. Это связано с тем, что у детей повышается интерес к изучению проблем своего города, а полученные результаты вызывают чувство удовлетворения и сопричастности к судьбе окружающей среды, значимости небольших, но своих собственных исследований.



1. Ашихмина, Т.Я. Экологический мониторинг: учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Я. Ашихмина. - М.: Академический Проект, 2006. - 416 с.
2. Богомолова, Т.В. О привлечении разных групп населения к выявлению редких видов флоры Смоленской Области [Текст] / Т.В. Богомолова // Экологическое краеведение материалы III Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф. Ишимский пед. инст-т им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского гос. ун-та. - Ишим: Изд-во: филиал федерального гос. бюджет. образоват. учреждения высшего проф. обр. «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме, 2016. - С. 90-94.
3. Бражук, С.В. Кружковая работа как средство реализации федеральных государственных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) [Текст] / С.В. Бражук, Г.А. Капранов // Теория и практика современной науки. - ООО «Институт управления и социал.-эконом. развития»: Саратов, 2015. - №6 (6) - С. 186-190.
4. Букреева, И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций [Текст] / И.А. Букреева, Н.А. Евченко // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 309-312.
5. Бурдин, К.С. Основы биологического мониторинга [Текст] / К.С. Бурдин. - М., 1985. - 158 с.
6. Буренина, Т.П. Формирование экологической культуры учащихся
при изучении флоры родного края [Текст] / Т.П. Буренина // Мат-лы науч. сессии: Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО «Воронежского
государственного университета». - Борисоглебск: Издательство: Кристина и К, 2016. - С. 20-23.
7. Вайнштейн, М.З Основы научных исследований: учебное пособие [Текст] / М.З. Вайнштейн, В.М. Вайнштейн, О.В. Кононова. - Йошкар-Ола: Марийский гос. техн. ун-т, 2011. - 216 с.
8. Ващенко, И.И. Рабочая программа кружка «Юный краевед» [Текст] / Ващенко И.И. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 25. - С. 76-80.
9. Виноградова, Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении физике [Текст] / Е.А. Виноградова. - Ярославль, 2011 г. - 54с.
10. Гарданова, Э.Ф. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] / Э.Ф. Гарданова // Молодой ученый. - 2014. - №4.
- С. 935-936.
11. Герман, М.Я. Организация внеурочной деятельности обучающихся по биологии в школе в рамках ФГОС НОО [Текст] / М.Я. Герман, И.Б. Коптевская, И.В. Кузьмина // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2017. - С. 147-152.
12. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст] / В.П. Голованов. - М.: ВЛАДОС, 2004.
- 239с.
13. Загоруйко, Н.Г. Методы обнаружения закономерностей [Текст] / Н.Г. Загоруйко. - М.: Знание, 1981. - 64 с.
14. Захлебный, А.Н. Непрерывное экологическое образование: варианты осуществления в 12-летней российской школе [Текст] / А.Н. Захлебный // Экол. образование, 2000. - Т 2. - С. 22-25.
15. Злобин, Ю.А. Популяции редких растений: теоретические основы и методика решения: монография [Текст] / Ю.А. Злобин, В.Г. Скляр, А.А. Клименко. - Сумы: Университетская книга, 2013. - 439 с.
16. Золотарева, А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования [Текст] / А.В. Золотарева //Внешкольник, 2011. - N 3. - С. 15-18.
17. Ивочкина, Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Т. Ивочкина, И. Ливерц // Народное образование. - 2000. - №3. - С. 136-138.
18. Игейсинова, Г.М. Формы внеурочной работы [Текст] / Г.М.
Игейсинова, Н.А. Ерёмина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Москва: Изд-во: Научно-информационный
издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук», 2015. - №6(2) - С. - 85-88.
19. Ильина , В.Н. Мониторинг ценотических популяций растений: Учебное пособие [Текст] / В.Н. Ильина. - Самара: Изд-во СГПУ, 2008. - 92 с.
20. Ильина, В.Н. Исследования ценотических популяций растений (фитоценопопуляций) В Самарской области [Текст] / В.Н. Ильина // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. - Самара, 2010. - Т. 19, № 3. - С. 99-121.
21. Ильина, В.Н. Исследовательский потенциал школьников при изучении биологии и экологии [Текст] / В.Н. Ильина, Е.Г. Лайкова, Г.Н. Шишкина // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: мат-лы II межд. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения профессора М.П. Меркулова. - Самара: ПГСГА, 2014. - С. 232-238.
22. Ильина, В.Н. Краеведческая работа со школьниками по биологии: новые возможности [Текст] / В.Н. Ильина // Международ. науч.-исслед. журн., 2017. - Выпуск №2(56). - С. 9-11.
23. Ильина, В.Н. Кружковая работа со школьниками в целях сохранения степных видов растений [Текст] / В.Н. Ильина, Г.Н. Родионова // Биологическое разнообразие, методика и организация краеведческих исследований: Исследования в области биологии и методики ее преподавания: межкафедральный сборн. науч. тр. - Самара: Изд-во: Самарский гос. пед. ун-т, 2003. - С. 239-246.
24. Ильина, В.Н. Кружковая работа со школьниками в целях сохранения степных видов растений [Текст] / В.Н. Ильина, Г.Н. Родионова // Исследования в области биологии и методики ее преподавания : межвуз. сборник науч. трудов. - Самара: Изд-во Самарский гос. пед. ун-т, 2003. - С. 239-246.
25. Исследовательская деятельность учащихся при изучении туристско-рекреационного потенциала г. Тараз [Текст] / Г.Е. Бердыгулова, М.Н. Дербисбекова // Инновационная наука. - Уфа: ООО«АЭТЕРНА», 2016 - №12-3 - С. 40-42.
26. Колесов, Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка [Текст] / Д. В. Колесов, И.Ф. Мягков. - М.: Просвещение, 1986. - 80 с.
27. Колмогорова, А.М. Биологический кружок «юный знаток биологии» как средство развития познавательных мотивов у учащихся [Текст] / А.М. Колмогорова // Научный альманах. - Тамбов: Изд-во: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015 . - 12-1 (14) - С. 524-528.
28. Кондаурова, Т. И. Воспитание экологической культуры учащихся при изучении флоры родного края: Учеб. пособие, монография [Текст] / Т. И. Кондаурова. - Волгоград: Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. пед. ун-т», 2005. - 119с.
29. Красуцкий, Б.В. Сборник практических заданий по экологии (раздел: Прикладная экология) [Текст] / Б.В. Красуцкий. - Челябинск, 2010. - 184 с.
30. Крутова, И.А. Методы научного познания как средство подготовки учащихся к исследовательской деятельности [Текст] / И.А. Крутова, Г.П. Стефанова // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 3. - С. 71-74.
31. Ларионов, М.В. Реализация проектно-исследовательской деятельности школьников по биологии в рамках ФГОС [Текст] / М.В. Ларионов, Н.В. Ларионов // Наука и образование: Новое время. - Чебоксары: Издательство: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2016. - №5 (16). - С. 493-497.
32. Лёвкина, Е.В. Методика преподавания биологии: учебно-практическое пособие [Текст] / Е.В.Лёвкина. - Бузулукский гуманитарно- технолог. ин-т (филиал) ОГУ - Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2013. - 154 с.
33. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся [Текст] / Под ред. Н.И. Дереклеев - М.: 5 за энания,2008 -224 с.
34. Методы экологических исследований: учеб. пособие для вузов [Текст] / авт.-сост. М.В. Ларионов. - Саратов, 2015. - 124 с.
35. Наумова, Л.Г. Флора и растительность Башкортостана: учебное пособие [Текст] / Л.Г. Наумова, Б.М. Миркин, А.А. Мулдашев, В.Б. Мартыненко, С.М. Ямалов - Уфа: Изд-во БГПУ, 2011 - 174 с.
36. Огородникова, Н.В. Проектная деятельность старшеклассников. [Текст] / Н.В. Огородникова // География в школе, 2006. - №1. - с. - 55-61.
37. Орехова, Т.Г. Создание экологической тропы на пришкольном участке [Текст] / Т. Г. Орехова, Г.П. Денисова // Начальная школа : научно-методический журнал. - Москва : Начальная школа, 1933. - 2013г. -N 6. - С.61-63.
38. Паламарь, Е.Р. Организация проектной деятельности школьников по изучению местной флоры в 5 - 6 классах [Текст] / Е.Р. Паламарь // Инновационные технологии нового тысячелетия: сборн. статей Международ. науч.-практ. конф. - Киров : Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. - С.30-35.
39. Палецкий, С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие [Текст] / Сост. С.В. Палецкий. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 72 с.
40. Панюкова, Е. А. Развитие креативного мышления на занятиях в
эколого-биологическом кружке [Текст] / Е. А. Панюкова // Научно-методический электронный журнал концепт.- Киров: Изд-во
Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2015. - Т. 12. - 320-322.
41. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: учебно-методическое пособие [Текст] / Сост. С.В. Палецкий. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 72 с.
42. Полевая геоботаника [Текст] / ред.: А.А Корчагин, Е.М. Лавренко, В.М. Понятовская. - М. ; Л. : Наука, 1964. - Т. III. - 530 с.
43. Рассказова, Ж.В. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения [Текст] / Ж.В. Рассказова // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 843-845.
44. Родионова, Г.Н. Применение методов популяционного мониторинга в исследовательских работах школьников [Текст] / Г.Н. Родионова, Е.А. Захарова // Структурно-функциональная организация и динамика растительного покрова: мат-лы II всероссийской науч.-практ. конф. с международ. участием, посвященной 80-летию со дня рождения д.б.н., проф. В.И.Матвеева. - Самара: Изд-во Самарский государственный социально-педагогический университет, 2015. - С. 274-279.
45. Родионова, Г.Н. Ценопопуляционные исследования в школьном краеведении [Текст] / Г.Н. Родионова, В.Н. Ильина // Биологическое разнообразие, методика и организация краеведческих исследований: Исследования в области биологии и методики ее преподавания: межкафедральный сборн. науч. тр. - Самара: Издательство: Самарский гос. пед. ун-т, 2003. - С. 126-134.
46. Сабитов, Р.А. Основы научных исследований: учебное пособие [Текст] / Р.А. Сабитов. - Челябинский гос. ун-т. - Челябинск, 2002. - 138 с.
47. Саввичев, А.С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции [Текст] / А.С. Саввичев // Народное образование, №10, 1999. - С. 23-29.
48. Савенков, А. И. Детские исследования в домашнем обучении [Текст] / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников, 2002. - № 1. - С. 34-45.
49. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998.¬256с.
50. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / Сергеев И.С. - М.: АРКТИ, 2003.
51. Сметанина, Т.К. Исследовательская деятельность и экологическое образование учащихся [Текст] / Т.К. Сметанина // Актуальные задачи педагогики: мат-лы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).- Чита: Изд-во Молодой ученый, 2011. - Т. 2. - С. 121-124.
52. Старовиков, М.И. Методология ученического экспериментального исследования [Текст] // Наука и школа. - 2003. - № 2. - С. 47.
53. Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Уч.-метод. пособие для учителей [Текст] / Степанова М.В. / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
54. Терскова, Е.А. Внеклассная работа на уроках биологии в 6-7 классах [Текст] / Е.А. Терскова // Инновации в естественнонаучном образовании VII Всерос. (с международным участием) науч.-метод. конф. / Отв. ред. Т.В. Голикова. - Красноярск: Изд-во: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - С. 205-207.
55. Тряпицына, А.П. Педагогика: Учеб. для ВУЗов. [Текст] / А.П. Тряпицына. - СПБ.: Питер, 2013. - 304с.
56. Устинова, А.А. местная флора как объект учебных и научных исследований студентов [Текст] / А.А. Устинова. - Самарская Лука: Бюл. 2007. - Т. 16. - № 1-2 (19-20). - С. 263-267.
57. Факторович, Л.В. Летняя выездная практика как инструмент формирования общеучебных компетенций учащихся [Текст] / Факторович Л.В., Лущенко Е.А. // Ботаническое образование в России: прошлое, настоящее, буду¬щее: мат-лы I Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 13-15 мая 2013 г.). - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. - С. 208-209.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru /map.aspx. - Загл. с экрана.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897-ФЗ.
60. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя А.В. Хуторской.- М.:ВЛАДОС, 2000. - 320с.
61. Чилдибаев, Д.Б., Избасарова, Р.Ш., Жумагулова, К.А. Компетентностные подходы в подготовке будущих учителей биологии в условиях 12-летней школы: уч.-метод. пособие [Текст] / Д.Б. Чилдибаев, Р.Ш. Избасарова, К.А. Жумагулова. - Алматы, 2012. - 75 с.
62. Шайсламова, Г.З. Формирование экологического мировоззрения младших школьников через приобретение продуктивного опыта средствами профессиональной ориентации [Текст] / Г.З. Шайсламова //Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: Мат-лы Межрегион. науч.-практ. конф. - г. Томск, 2006. - С. 118-119.
63. Шапоринский, С.А. Обучение и научное познание [Текст] / С.А. Шапоринский. - М.: Педагогика, 1981. - 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ