Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №168492

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы119
Год сдачи2024
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности изучения психологического благополучия младших школьников в семье
1.1. Подходы к пониманию психологического благополучия в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Семья как фактор психологического благополучия младших
школьников 18
1.3. Методы работы педагога с родителями в целях повышения
психологического благополучия младших школьников 26
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей психологического благополучия младших школьников
2.1. Методы диагностики уровня психологического благополучия младших
школьников в семье 33
2.2. Результаты диагностики уровня психологического благополучия младших школьников в семье 41
2.3. Описание программы работы педагога с родителями, направленной на
повышение психологического благополучия младших школьников в семье 56
Выводы по Главе 2 65
Заключение 67
Список использованных источников 69
Приложения 76


Сейчас, в быстроменяющемся мире, вследствие возрастания нестабильности среды, непредсказуемости тенденций развития, появления новых факторов риска, особую остроту приобретает потребность ребёнка в гармоничном взаимодействии со средой. В связи с этим важно исследовать причины внутреннего равновесия личности ребенка. Ведь психологическое благополучие детей, в частности младших школьников, значимо для их дальнейшего развития и функционирования личности.
Проблема психологического благополучия личности занимает одно из важных мест в науке, привлекая как зарубежных учёных (М. Аргайл,
Э. Динер, Р. Райанаи, Э. Деси, К. Рифф и др.), так и отечественных (А.А. Кроник, А.В. Воронина, Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, Е.Б. Весна, Р.М.Шамионов) [7; 44; 57].
Анализ научной литературы показал, что существует много работ, посвященных исследованию психологического благополучия у взрослых людей, студентов и подростков [53], в то время как психологическое благополучие детей младшего школьного возраста изучено в меньшей степени, что послужило основанием для выбора темы, т.к. изучение психологического благополучия важно в этот период для полноценного функционирования и развития человека в процессе всей жизни.
Наибольшее влияние на психологическое благополучие ребенка оказывает семья. Семья - это первоисточник воспитания и формирования личности ребенка. Семья дает ребенку главное - интимно-личностную связь. Социальная функция семьи - психологическая защита. Благополучие ребенка в семье определяется его отношениями со взрослыми [45].
В ФГОС НОО используется термин «психологическое благополучие». В разделе 37. Психолого-педагогические условия реализации программы начального общего образования должны обеспечить: сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья обучающихся [1].
В связи с этим возникает необходимость взаимодействия родителей и педагога. Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. № 21 функцией классного руководителя является установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся через проведение консультаций, бесед. Современный родитель часто испытывает потребность в актуальных педагогических и психологических знаниях, позволяющих решать задачи воспитания и развития ребенка. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, ведь только совместными усилиями можно создать условия для психологического благополучия ребенка [2].
Цель исследования - на основе изучения особенностей психологического благополучии младших школьников в семье разработать программу работы педагога с родителями, направленную на повышение психологического благополучия младших школьников...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема психологического благополучия сейчас актуальна как никогда. Начиная с начала ХХ века, многие исследователи занимаются изучением этой темы и продолжают это делать.
Мы рассмотрели понятия, которые связаны с психологическим благополучием; подходы к понимаю «психологического благополучия»; какие факторы влияют на психологическое благополучие младших школьников в семье; из каких компонентов состоит психологическое благополучие; какие стили воспитания бывают, и как каждый из них влияет на психологическое благополучие ребенка; как можно диагностировать уровень психологического благополучия младшего школьника в семье.
Очень важно рассматривать психологическое благополучие младших школьников, особенно в семье, поскольку «психологическое благополучие» понимается как мера реализации личностного потенциала личности, развития его способностей и умений, которые осуществляются, в первую очередь, в результате эффективной защиты и поддержки со стороны семьи. Для ребенка важно внимание, помощь и понимание со стороны родителей.
По нашему мнению, существует недостаточно исследований психологического благополучия младших школьников. Соответственно, не хватает методических возможностей по профилактике и коррекции нарушения психологического благополучия [17; 22].
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс, позволивший выявить и описать особенности психологического благополучия младших школьников в семье; проанализировать и описать особенности родительского отношения и проследить взаимосвязь между особенностями психологического благополучия младших школьников в семье и особенностями родительского отношения.
Результаты исследования показали, родительбкое отношение к детям и психологическое благополучие младших школьников связаны напрямую и находится в большинстве на среднем уровне, но тем не менее была выявлена проблема в том, что родителям кажется, что они со своей стороны оказывают детям должное внимание, проявляют активный интерес к своему ребенку и т.п, но анализ детских работ показывает обратное - детям не хватает внимания, у детей наблюдается повышенная конфликтность и враждебность. Нужно учить родителей смотреть глазами ребенка [64].
Полученные результаты явились основой составления программы занятий, целью которой является повышение психологического благополучия младших школьников в семье.
Составленная нами программа и результаты диагностики могут быть полезны педагогам и психологам, а также родителям, которые интересуются этой проблемой.



1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03. 02. 2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных организаций»
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.2-е изд. Просвещение.:М., 1985 - С. 448.
4. Алешина В.О. Клубная форма работы с семьей // Начальная школа. - 2008.- № 1.- С. 7-9.
5. Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Родительский контроль в современном обществе: приоритеты и формы реализации // Научный диалог.
- 2017. -№4.- С. 220-232.
6. Андреева С.И., Фоменко А.А. Сотрудничество учителей с родителями: учимся вместе // Современное образование Витебщины. - 2017.
- № 2 (6). - C. 22-25.
7. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. - 271c.
8. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования.- 6-е изд. -М.: Академия, 2011. - 192 с.
9. Басанова Е.Е. Проблема интегративного исследования семьи / Е.Е. Басанова // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2015. - С. 66-81.
10. Башкатов С.А. Влияние характеристик темперамента и базовых свойств личности на компоненты позитивности как основы личностного благополучия / С.А. Башкатов // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». -
2013. - №1. - С. 4-13.
11. Башкатов С.А. Социально - биологические факторы личностного благополучия / С.А. Башкатов // Сборник трудов I Международной научной конференции «Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества».- Казань: Изд-во «Казанский университет», 2013. - 14c.
12. Белоусова Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений// Педагогическое образование в России. - 2013. - 67 с.
13. Богомолова Н.Н. Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод социально-психологического исследования. - М.:Смысл, 1997. - С. 280-34.
14. Богомякова О.Н. Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья ребенка / Психологические и педагогические науки. Серия №1 / Вестник ПГГПУ, 2014.
15. Брэдберн Н. Структура психологического благополучия. Ярославль, 2005. - 13c...69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ