Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители — дети»

Работа №81804

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы147
Год сдачи2017
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы работы с семьей по профилактике конфликтов в системе «родители - дети» 9
1.1 Сущность понятия «конфликт», его виды и
особенности 9
1.2 Особенности протекания конфликта в системе «родители -
дети» 15
1.3 Направление работы педагога-психолога по профилактике конфликта в системе «родители - дети» 25
Вывод по I главе 29
Глава II. Методика организации экспериментальной работы 31
2.1 Организация и ход исследования 31
2.2 Реализация программы работы педагога-психолога с семьёй по
профилактике конфликтов в системе «родители - дети» 38
Выводы по II главе 47
Глава III. Результаты и их обсуждения 48
3.1 Анализ и интерпретация результатов исследования (констатирующий этап эксперимента) 48
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный этап эксперимента) 64
Выводы по III главе 75
Заключение 76
Библиографический список 78
Приложение

От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
На протяжении последнего десятилетия активно используется понятие конфликт в системе «родители - дети» (А.Я. Варга, О.А. Карабанова, Л.Ф. Обухова, В.В. Столин и др.). Однако, несмотря на большое количество публикаций по проблеме профилактики конфликтов, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы применительно к детям младшего школьного возраста. Поэтому проблему профилактики конфликтов в системе «родители - дети» в младшем школьном возрасте мы относим к разряду малоизученных.
Согласно мнению специалистов, конфликты в семье как серьезное противостояние членов семьи друг другу происходят в 80-85% современных семей, в остальных же 15-20% время от времени происходят семейные ссоры по различным поводам. Так что бесконфликтных семей практически не существует, тем более тех, где есть дети. Отцы и дети, находящиеся в состоянии постоянного противостояния друг другу, - вечная проблема[47].
Семья определяется исследователями как определенная совокупность взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Обуславливается как малая группа, члены которой соединены брачными или родственными отношениями. Обозначена общим бытом и взаимной моральной ответственностью, а так же как социальная потребность, которая обусловлена необходимостью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [5].
Социальной психологией семья рассматривается как малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство [22].
Взаимодействие с семьёй - одна из важных и сложных проблем в работе каждого педагога-психолога. Семьи очень разные, у каждой собственные трудности и проблемы, следовательно, невозможно предоставить готовый ответ, который будет исключительно правильным на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. В этой работе многое зависит от проницательности, профессионализма педагога-психолога, который должен проанализировать совокупность различных факторов, чтобы принять нужное решение в выборе методов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
На социальном уровне значимость проблемы обусловлена необходимостью профилактики конфликтов в семье уже в младшем школьном возрасте.
На научном уровне значимость проблемы заключается в том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований проблемы конфликтов в системе «родители - дети», они ориентированы в основном на взаимодействие с ребенком подросткового возраста, однако на современном этапе, актуальным становится работа с детьми младшего школьного возраста во взаимодействии с родителями.
На практическом уровне значимость проблемы обусловлена недостаточной методической обеспеченностью процесса взаимодействия педагога с семьёй по профилактике конфликтов в семье младшего школьника.
При работе над выпускной квалификационной работой были изучены коллективные труды и отдельные монографии российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам конфликта между родителями и детьми (А.Я. Анцупов, Р.В. Бортов, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова, М.В. Быкова и другие.), проблемам профилактики конфликта (К. Левин, Г. Ю. Любимова, В. П. Шейнов и др.), а так же проблемам взаимодействия педагога с семьёй (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М. Н. Недвецкая, Т. А. Стефановская и др.).
Таким образом, существует противоречие между необходимостью работы по профилактике конфликтов в семье младшего школьника с одной стороны и недостаточным вниманием педагога-психолога к работе с семьёй по профилактике конфликтов в системе «родители - дети».
С учетом этого противоречия была определена проблема исследования: каково содержание деятельности педагога с семьёй по профилактике конфликтов.
На основе выделенных противоречий и сформулированной нами проблемы определена тема исследования: «Работа педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети»».
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы работы педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети» младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс профилактики конфликтов в семье младшего школьника.
Предмет исследования - работа педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети».
Гипотеза - уровень конфликтности в семьях понизится, если разработать и внедрить программу работы педагога-психолога с семьей по профилактике конфликтов в системе «родители - дети», основанную на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах, включающую информационный, мотивационный и практический блоки.
В соответствии с целью, объектом, предметом, и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику понятия конфликт, его видов и особенностей в зарубежной и отечественной психологии.
2. Выявить особенности протекания конфликта в системе «родители - дети».
3. Определить направления работы педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети».
4. Экспериментальным путём проверить эффективность программы работы педагога-психолога с семьёй младшего школьника по профилактике конфликтов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская), позволивший определить основные направления профилактический работы с учетом личностных характеристик семьи младшего школьника;
— системно-деятельностный подход (В.Г. Афанасьев, Б.Г. Ананьев, Б.В. Ломов, Л.С. Выготский, Л.В. Знаков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), позволивший раскрыть целостность феномена конфликта и рассмотреть его как психосоциальное явление современного общества.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что нами обосновано содержание программы работы педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети», разработанной на основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов и включающей информационный, мотивационный и практические блоки.
Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах для работы педагога-психолога, социального работника по профилактике конфликтов в семье младшего школьника.
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, систематизация.
- Эмпирические методы: методика Е.Бене — Е.Антони, тест-
опросник родительского отношения А.Я. Варга - В.В. Столин, Методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич, тест «Оценка уровня конфликтности личности» В.И. Андреев,
опросник «Типы семейного воспитания» В.Б. Шапарь.
- Статистические методы обработки данных: Критерий ф - угловое преобразование Фишера
База исследования МКОУ СОШ Челябинской области. В эксперименте приняли участие 20 семей, с детьми младшего школьного возраста.
Этапы исследования:
- На первом этапе исследования изучалась степень исследования
проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
- На втором этапе проводился констатирующий эксперимент,
разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
- На третьем этапе в рамках формирующего эксперимента внедрялся педагогический проект «Семья - волшебный символ жизни»; проводился контрольный этап экспериментальной работы.
- На четвертом этапе проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Апробация исследования
Основные результаты исследования обсуждались на следующих семинарах и конференциях:
• Международная научная конференция «Актуальные аспекты педагогики и психологии начального образования» 18 апреля 2016 г. (г. Прага, Научно-издательский центр «Социосфера»)
• Международная научная конференция «Психология XXI века: теория, практика, перспективы» 15-16 февраля 2017 г. (г. Прага, Научно-издательский центр «Социосфера»).
• Районная августовская конференция педагогических работников 24 августа 2017 г. (г. Пласт)
• Районное методическое объединение учителей начальных классов 23 сентября (г. Пласт)
• Общешкольное методическое объединение 25 сентября 2017 г.
Публикации результатов исследования:
• «Теоретические аспекты проблемы работы по разрешению конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста»
• «Психологическое консультирование, как основное направление работы педагога-психолога по профилактике конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав и выводов по ним, заключения, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенные исследования позволили изучить проблему содержания деятельности педагога-психолога с семьёй младшего школьника по профилактике конфликтов. Теоретический анализ исследований проблемы профилактики конфликтов показывает, что поиск ее решения приобретает в настоящее время актуальный характер. Это связано, во - первых, с некомпетентностью родителей в вопросе воспитания и путей решения конфликтов. Во - вторых, с недостаточной методической разработкой профилактических мероприятий с семьями, именно с детьми младшего школьного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволил определить понятие «конфликт», под которым мы пониманием - обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, с характером враждебности, отчужденности, негативизма в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.
Нами были рассмотрены виды конфликтов и определены причины их возникновения в системе «родители - дети». Научные труды Н.Н. Посысоевой позволили установить направления работы педагога-психолога по профилактике конфликтов в семье младшего школьника.
Констатирующий этап подтвердил наличие семей с высоким и средним уровнем конфликтности, а так же выявив связь между типом семейного воспитания и уровнем конфликтности.
На появление отрицательных отношений способствуют такие типы семейного воспитания как: «гипоопека», «золушка», «ежовые рукавицы», «повышенная моральная ответственность».
Одним из важных направлений в решении данной проблемы явилась разработка и реализация программы профилактики конфликтов в системе «родители - дети», основанной на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах.
Результаты, полученные в ходе контрольного этапа экспериментальной работы, позволили установить, что разработанная и реализованная программа педагога-психолога по профилактике конфликтов в семье младшего школьника оказала эффективное действие. Как свидетельство этому, выступает снижение уровня конфликтности и установление в семье положительных эмоциональных отношений.
Таким образом, поставленные в работе цели и задачи реализованы в полном объеме. Гипотеза подтверждена. Внедренная программа педагога- психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети» показала свою эффективность в решении проблемы нашего исследования.



1. Агеева, Л.Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие. [Текст] / Л.Г. Агеева. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 200 с.
2. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии. [Текст] / В.И. Андреев. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 82 с.
3. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. [Текст] / В.И. Андреев. - М.: ТераСистемс, 2011. - 167 с.
4. Анзорг, Л. Дети и семейный конфликт. [Текст] / Л. Анзорг. - М.: Просвещение, 1987. - 148 с.
5. Анискевич, А.С. Семья и семейные отношения: Учебно-методическое пособие. [Текст] / А.С. Анискевич, А.Н. Богаевская. - Находка: Институт технологии и бизнеса, 2009. - 53 с.
6. Анцупов, А.Я. Проблема конфликта: Аналитический обзор,
междисциплинарный библиографический указатель. [Текст] / А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: Юнити, 2015. - 551 с.
7. Базилева, И. Консенсус. [Тескт] / И. Базилева, П. Эмерсон // Новый мир. - 2009. Вып. 6. - С. 8-11.
8. Баушева, И.Л. Двенадцать шагов. [Текст] / И.Л. Баушева // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2004. Вып. 2. - С. 133.
9. Бене, Е. Детский тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье". [Текст] / Е. Бене, Е. Антони // Семейная психология и семейная терапия. - М. - 1999. - Вып. 2. - С. 14 - 41.
10. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. [Текст] / Э. Берн. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2011. - 248 с.
11. Большой психологический словарь. [Текст] - М., СПб.: АСТ, АСТ - Москва, Прайм-Еврознак. 2008. - 857 с.
12. Боровик, С. С. Конфликт и педагогическое воздействие. [Текст] / С.С. Боровик // Магистр. Независимый психолого-педагогический журнал. - М.: Магистр - пресс, - 2009. - Вып. 6. - С. 14-15.
13. Вагин, И. О. Психология зла. Практика решения конфликтов. [Текст] / И.О. Вагин. - СПб.: Питер, 2015. - 235 с.
14. Валуйская, Л.А. Стратегия взаимодействия родителей с детьми как
фактор психического здоровья членов семьи. [Электронный ресурс] / Л.А. Валуйская, И.Я. Стоянова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - Вып. 3. - Режим доступа:
http://medpsy.ru
15. Вейсс, Дж. Подсознательная работа разума. [Текст] / Дж. Выйсс // В мире науки. - М.: «ПК «ЭКСТРА М, - 1990. - Вып. № 5. - С. 24-26.
16. Власова, Н. Включайся в конфликт последним. [Текст] / Н. Власова // Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". - М.: ЭКО, - 2011. - Вып. № 4. - С. 31-33.
17. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? [Текст] / Е.М. Волкова. - М.: Профиздат, 1992. - 96 с.
18. Гарбузов, В.И. От младенца до подростка. [Текст] / В.И. Гарбузов. - СПб.: РЕСПЕКС, 1996. - 429 с.
19. Гришина, Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
20. Давлетчина, С.Б. Словарь по конфликтологии. [Текст] / С.Б.
Давлетчина. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2015. - 100 с.
21. Дж. Нельсен, 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я (пер. с англ. Шитаревой М. В. ). [Текст] / Дж. Нельсен, Л. Лотт, Х.С. Гленн. - М.: Крон-Пресс, 2013. - 400 с.
22. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебное пособие. [Текст] / А.В.
Дмитриев. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.
23. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции. [Текст] / Е.Л. Доценко. - СПб.: Речь, 2011. - 97 с.
24. Дубровина, И.В Возрастные особенности психического развития детей. [Текст] / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: АПН РФ, 2015. - 164с.
25. Ершов, А.А. Взгляд психолога на активность человека. [Текст] / А.А. Ершов. - М.: Луч, 2011. - 160 с.
26. Жукова, М.В. Психология семьи и семейного воспитания: конспекты лекций: Учебно-методическое пособие. [Текст] / М.В. Жукова, В.Н. Запорожец, К.И. Шишкина. - Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2014. -223с.
27. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии. [Текст] / В.И. Журавлев. - М.: Российское педагогическое агентство, 2011
28.Змановская, Е.В Психология семьи. Основы супружеского
консультирования и семейной психотерапии: Учебное пособие . [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Инфра-М, 2017. - 378 с.
29. Кибанов А.Я. Конфликтология. Учебник. [Текст] / А.Я. Кибанов, Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. - М.: Инфра-М, 2017. - 301 с.
30. Козер, Л. А. Функции социального конфликта. [Текст] / Л. А. Козер, пер. с англ. О. Назаровой; под общ. ред. Л. Г. Ионина. - М.: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2017, - 295 с.
31. Козырев, Г.И. Конфликтология: Учебник. [Текст] / Г.И. Козырев. - М.: Инфра-М, 2010. - 304с.
32. Левин, К. Типы конфликтов. [Текст] / К. Левин. - СПб.: «Лань», 2011. - 297 с.
33. Локутов, С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление,
минимизация. [Текст] / С.П. Локутов. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 248 с.
34. Лопарев, А.В. Конфликтология. Учебник для СПО. [Текст] / А.В.
Лопарев, Д.Ю. Знаменский. - М.: Юрайт, 2017. - 290 с.
35. Луковцева, А.К. Психология и педагогика: Курс лекций. [Текст] / А.К. Луковцева. - М.: КДУ, 2008. - 187 с.
36. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики. [Текст] / Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. - СПб.: Евразия, 2004. - 432 с.
37. Методика работы социального педагога. [Текст] / под. ред. А.В. Кузнецовой. - М.: Идея-пресс, 2013. - 96 с.
38. Муравьева, И. Конфликты в нашей жизни. [Текст] / И. Муравьева. // Воспитание школьников. - 2005. - Вып. 3. - С. 34-37.
39. Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х томах. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: МГУ, 2013. - 304с.
40.Олейник, А.Н. Основы конфликтологии. [Текст] / А.Н. Олейник. - М.: МарТ, 1999. - 245 с.
41. Осипова, И. Нарушения межличностных отношении, как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков. [Текст] / И. Осипова. // Воспитание школьника. -М.: Магистр, 2006. - Вып.2. - С.40-46.
42. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного
консультирования. [Текст] / Н.Н. Посысоев. - М.: Инфра-М, 2017. - 486 с.
43. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. [Текст] / М.М. Рыбакова. - М.: Российское педагогическое агентство, 2011. - 325 с.
44. Светлов, В.А. Аналитика конфликта: Учебное пособие. [Текст] / В.А. Светлов. - СПб.: Росток, 2014. - 512 с.
45. Светлов, В.А. Введение в конфликтологию: учеб. пособие. [Текст] / В.А. Светлов. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. - 528 с.
46. Светлов, В.А. Современный словарь по конфликтологии. [Текст] / В.А. Светлов. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2016. - 157 с.
47. Семейная психология и профилактика конфликтов / Ключников С. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.kluchnikov.ru/
48. Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2011. - 187 с.
49. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 264 с.
50. Тест «Несуществующее животное». / Дукаревич М.З. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://headinsider.info/1x1626f.html
51. Тест «Оценка уровня конфликтности личности». / Андреев В.И. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://poisk-ru.ru/s61363t2.html
52. Хасан, Б.И. Парадоксы конфликтофобии. [Текст] / Б.И. Хасан. // Философская и социологическая мысль. - 2011. - Вып. 6. - С. 32-34.
53. Хеллингер, Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. [Текст] /Б.Хеллингер. - М.: Институт Психотерапии, 2012. - 400 с.
54. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. [Текст] / В.Б. Шапарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 95 с.
55. Шишкина К.И. Психология. Социальная психология: Учебное пособие. [Текст] / К.И. Шишкина, Жукова М.В., Фролова Е.В. - Челябинск, ЗАО «Цицеро», 2013. - 228 с.
56. Шишковец, Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. [Текст] / Т. Шишковец. - М.: МарТ, 2015. - 209с.
57.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2015. - 656с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ