Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №80355

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы147
Год сдачи2017
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙПО ПРОФИЛАКТИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1 Сущность понятия «Психоактивные вещества» и их влияние на организм человека. Причины употребления ПАВ 10
1.2 Роль семьи в формировании аддиктивного поведения 20
1.3 Психологические особенности младшего школьника, способствующие профилактике злоупотребления психоактивными веществами 26
1.4 Профилактическая работа как средство предупреждения злоупотребления ПАВ 32
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ 38
2.1 Организация и ход исследования 38
2.2 Программа работы педагога-психолога с семьёй по профилактике потребления ПАВ у младших школьников «Здоровейка» 41
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 50
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 51
3.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа исследования 51
3.2 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
экспериментальной работы 61
ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
Приложения

Особую актуальность в последние время приобретают вопросы здорового образа жизни. В последние десятилетие остро встала проблема аддиктивного поведения младших школьников, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ, доходящего до стадии психической и физической зависимости от них.
В последние годы, абсолютно во всех регионах, обстановка, сопряженная со злоупотреблением наркотическими средствами, имеет направленность к утяжелению. Согласно данным в стране около шести миллионов человек употребляют психоактивные вещества, причем официально зарегистрировано из них 500 тысяч. За последние несколько лет число смертей, случившихся в результате употребления психоактивных веществ, увеличилось в 12 раз. Среди детей эта цифра выросла в 40 раз.
Как правило, уровень наркотизации все больше захватывает детско- подростковую популяцию со сдвигом показателей употребления ПАВ в младшие возрастные группы. Средний возраст начала приема наркотических веществ в нашей стране составляет 15 — 17 лет. Кроме того, ежегодно возрастает количество наркоманов в возрасте 9 — 13 лет. Ребята и школьники отмечают, что прием психоактивных веществ связывается с «интересным времяпровождением», «хорошим настроением», «весельем», «преодолением стеснительности и других комплексов», «постижение глубин музыки» и т. д.
Из числа главных направленностей, описывающую наркологическую обстановку в России, максимальную опасность вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ, также зарегистрированы случаи приемов наркотиков детьми 6-7 лет. Следовательно, жизнь и состояние здоровья этих детей уже с самого раннего детства находятся в опасности.
На данный момент подрастающее поколение составляет 30% населения планеты, и именно оно займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. Рассмотрев все выше изложенные факты, можно с уверенностью говорить о том, что проблема потребление психоактивных веществ является актуальной для сегодняшнего дня, ведь мы все заинтересованы в благополучном развитии всего человечества.
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Формирование положительной мотивации младших школьников к здоровому образу жизни и воспитание ответственного отношения к здоровью, прежде всего, зависит от правильного взаимодействия школы и семьи, от целенаправленно организованной совместной работы родителей, учителей начальных классов и медицинских работников. Физическое и психическое здоровье детей младшего школьного возраста в значительной мере зависит от их активного сотрудничества и взаимодействия в организации и поведении просветительной, лечебно - профилактической и физкультурно-оздоровительной работы [6].
Взаимодействие школы с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации [27].
К исследованию проблемы предупреждения и преодоления употребления психоактивных веществ сегодня подключились специалисты целого ряда наук и социальных практик. Разработаны определенные теоретические предпосылки для построения социальных и педагогических проектов профилактики потребления психоактивных веществ , в том числе и школьной среде.
На социальном уровне значимость работы обусловлена необходимостью воспитания поколения, мотивированного на здоровый образ жизни, что является условием сохранения и укрепления его здоровья.
На научном уровне значимость работы заключается в том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований проблемы профилактики потребления психоактивных веществ, он ориентированы в основном на взаимодействие с ребенком, однако на современном этапе актуальным становится работа с детьми младшего школьного возраста во взаимодействии с родителями.
На практическом уровне значимость работы обусловлена недостаточной методической обеспеченностью процесса взаимодействия педагога с семьёй по профилактики потребления психоактивных веществ у младших школьников.
Основными исследованиями психологических характеристик младших школьников, способствующих развитию у них аддиктивного поведения занимались Г.С. Абрамова, О.Н. Безрукова, К.Р. Брагина, Б.С. Волков, М.В. Жукова, М. Е.В. Фролова и др.
Труды по организации профилактики аддиктивного поведения в современном обществе А.В. Гоголева, М.В. Жукова, Н.А. Залыгина, А.В. Котляров, Л.Г. Леонова, К.С. Лисицкий, Е.В. Фролова.
Проблеме роли семьи в сохранении и укреплении здоровья детей уделяли внимание учёные: В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, А.В. Козлова и др.
Проблемой взаимодействия педагога-психолога с семьёй занимались такие ученые как: Т, А, Стахановская, М.Н. Недзвецкая, М.В. Жукова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Е.В. Фролова и др.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью работы по профилактике потребления психоактивных веществ у младших школьников с одной стороны и недостаточным вниманием педагога- психолога к работе с семьёй по профилактике потребления психоактивных веществ у младших школьников с другой.
С учетом этого противоречия была определена проблема исследования: каково содержание деятельности педагога-психолога с семьёй по профилактике потребления психоактивных веществ у младших школьников.
На основе выделенных противоречий и сформулированной нами проблемы определена тема исследования: «Работа педагога-психолога с семьёй по профилактике потребления психоактивных веществ у младших школьников».
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы работы педагога-психолога с семьёй по профилактике потребления психоактивных веществ у младших школьников.
Объект исследования: процесс профилактики потребления
психоактивных веществ у младших школьников.
Предмет исследования: работа педагога-психолога с семьёй по профилактике потребления психоактивных веществ у младших школьников.
Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательный процесс начальной школы внедрить программу работы педагога-психолога с семьёй по профилактике потребления психоактивных веществ младших школьников, основанную на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах и включающую информационный, мотивационный и практический блоки, то уровень предрасположенности младших школьников к употреблению психоактивных веществ понизиться.
В соответствии с целью, объектом, предметом, и гипотезой
исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «психоактивные вещества» и их влияние на организм человека. Причины употребления психоактивных веществ;
2. Выявить роль семьи в формировании аддиктивного поведения у младшего школьника;
3. Охарактеризовать психологические особенности младшего школьника, способствующие профилактической работе;
4. Экспериментальным путём проверить эффективность программы работы педагога-психолога с семьёй по профилактике потребления психоактивных веществ к младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондарская, О.С. Гозман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская), позволивший определить основные направления профилактический работы с учетом личностных характеристик младшего школьника;
• системно-деятельностный подход (В.Г. Афанасьев, Б.Г. Ананьев, Б.В. Ломов, Л.С. Выготский, Л.В. Знаков, А.Р. Луриа, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), позволивший раскрыть целостность феномена аддиктивного поведения и рассмотреть его как психосоциальное явление современного общества;
• концептуальные положения отечественной и зарубежной психологии о понимании содержания причин, механизмов формирования, критериев и стадий аддиктивного поведения (Я.И. Гилинкий, А.В. Гоголева, А.Ю. Егоров, Ц.П. Короленко, В.Д. Менделевич и др.);
Теоретическая значимость работы заключается в том, что нами обосновано содержание программы работы педагога-психолога с семьёй по профилактике потребления ПАВ у младших школьников, разработанной на основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов и включающей информационный, мотивационный и практические блоки.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная нами программа может быть использована педагогами начальных классов, психологами, социальными педагогами для работы с семьёй по профилактике потребления ПАВ у младших школьников.
Экспериментальная база: МБОУ НОШ г.Челябинска. Исследование проводилось в параллелях 3-х классов в количестве 57 человек, в возрасте 8-9 лет, с родителями этих детей.
Этапы исследования:
На первом этапе изучалось степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирая методический инструментарий;
На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы;
На третьем этапе в рамках формирующего эксперимента внедрялась программа работы педагога-психолога с семьёй по профилактике потребления психоактивных веществ у младших школьников, проводился контрольный этап экспериментальной работы;
На четвертом этапе проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования, формулировались выводы.
Методы исследования:
— теоретические (анализ педагогической, психологической и
социологической литературы по изучаемой проблеме, синтез, обобщение);
— эмпирические (тестирование, анкетирование, эксперимент);
— методы обработки и интерпретации данных: количественный.
Апробация исследования проводилась путём:
— посредством участия в конференциях и публикации статей в научных сборниках:
1. Калиниченко, С.А. Теоретические аспекты профилактики потребления психоактивных веществ младшими школьниками [Текст] / С.А. Калиниченко // Сборники конференций НИЦ «Социосфера», 2017 г.
2. Калиниченко, С.А. Формирующий этап работы педагога-психолога с семьёй по профилактике потребления ПАВ у младших школьников [Текст] /С.А. Калиниченко // XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция / АНС «СибАК» - 2017г.
3. Калиниченко, С.А. Работа педагога-психолога с семьёй по профилактике потребления ПАВ у младших школьников [Текст] / С.А. Калиниченко // XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция / АНС «СибАК» - 2017 г.
Структура магистерской диссертации: содержание, введение, три главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило изучить проблему профилактики потребления ПАВ у младших школьников. Педагогическая теория предлагает различные подходы к её решению. Учитывая накопленный психолого-педагогический опыт, адаптируя его к современным условиям образовательного процесса детей младшего школьного возраста, мы теоретически обосновали и экспериментально проверили свою концепцию решения проблемы профилактики зависимости у детей начальной школы.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что её актуальность обуславливается значительным влиянием на подрастающее поколение происходящих в современном обществе социально-экономических процессов. Также он позволил определить ключевые понятие и основные подходы к практической работе с младшими школьниками. На основании этого анализа были выделены наиболее значимые факторы, способствующие формированию аддикции в младшем школьном возрасте.
Успешность решения исследуемой проблемы мы видим в целенаправленном процессе воспитания активной, самостоятельной личности, обладающей навыками ведения ЗОЖ и способной противостоять внешнему давлению.
Констатирующий этап эксперимента подтвердил степень риска приобщения детей младшего школьного возраста к употреблению психоактивных веществ, выявив детей с наличием низкого уровня устойчивости к неблагоприятным воздействиям и низкий уровень работы семьи по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников, выявив семей с наличием низкого уровня осведомленности о ЗОЖ, не уделяющих особое внимание здоровью своего ребенка. Это подтвердило актуальность нашего исследования.
Одним из важных направлений в решении данной проблемы явилось разработка и реализация педагогической программы профилактики потребления ПАВ у младших школьников, основанной на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах и включающей информационный, мотивационный и практический блоки. Нами доказано, что ориентированность образовательного процесса на тренировку навыков преодоления внешнего давления, развитие у ребенка определенных личностных качеств, а так же на формирование навыков ведения здорового образа жизни позволит повысить устойчивость ребенка к неблагоприятным воздействиям внешних и внутренних факторов.
Результаты, полученные на контрольном этапе экспериментальной работы, позволили установить, что разработанная и реализованная в образовательном процессе программа эффективна. Как свидетельство этому выступает снижение высокой степени риска приобщения детей экспериментальной группы к употреблению психоактивных веществ и повышение низкого уровня с 55% до 86 %. После работы педагога по разработанной программе, понизился уровень семей с низким уровнем информативности о формировании положительной мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников и повысился высокий уровень с 28% до 90%.
Таким образом, поставленные в работе цели и задачи реализованы в полном объеме. Гипотеза подтверждена. Внедренная в образовательный процесс программа показала свою эффективность в решении проблемы нашего исследования.
Дальнейшем направлением исследования может стать разработка и реализация программы работы педагога с семьей младшего школьного возраста по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни.



1. Александров, А. А. Курение и его профилактика в школе [Текст]/
B. Ю. Александрова. - М.: 1996. - 254с.
2. Анисимов, Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи [Текст]/ Л.Н. Анисимов. - М.:1998.- 287с.
3. Ахмедзянова, Э. Ф. Первичная профилактика наркотизации детей и подростков [Текст]/ Э. Ф. Ахмедзянова. - Казань, 2013.- 197с.
4. Барановский, А.Ю. Болезни нарушенного питания. Лечение и профилактика. Рекомендации профессора-гастроэнтеролога; СПб: Наука и техника - , 2007. - 304 с.
5. Безруких, М. М., Филиппова Т. А. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. / М. М. Безруких. - Начальная школа; Просвещение - Москва, 2016. - 128 с.
6. Березина, С. В. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками [Текст]/ К.
C. Лисецкого. - СПб.: Изд. Института Психотерапии, 2010. - 258с.
7. Блюменталь Бретт Год, прожитый правильно. 52 шага к здоровому образу жизни; Альпина Паблишер - Москва, 2015. - 450 с.
8. Брашнов, Д. Г. Болезни почек. Профилактика, диагностика, лечение / Д.Г. Брашнов. - М.: Феникс, 2013. - 192 с.
9. В здоровом теле - здоровый дух. Сценарии праздников, конкурсов, вечеров, посвященных здоровому образу жизни. - М.: Феникс, 2016. - 352 с.
10. Ведищева, М. М. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению [Текст]/ Л. Н. Рыбакова, М. Г. Цеткин. - М.: педагогика, 1997. - 317с.
11. Венедиктов, Д. В. Общественное здоровье: пути оценки и прогнозирования. Общественные науки и здравоохранение [Текст]/ Д. В. Венедиктов. - М.: Наука, 1987. - 210с.
12. Верзилин, Н. М. Проблемы методики преподавания [Текст]/ Н. М. Верзилин. - М.: Просвещение, 1983. - 200с.
13. Воронова, Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. / Е. А. Воронова. - Программы, мероприятия, игры; Феникс - Москва, 2016. - 179 с.
14. Ворончихина, И. Г. Эффективные формы и работы с семьёй. Родительские собрания / И. Г. Ворончихина. - Волгоград : Учитель, 2015. - 124с.
15. Воспитательная работа с «проблемными» учащимися / Издательство «Учитель». Волгоград 2012. - 121с.
16. Выготский, Л. С. [Текст]: Сбор.соч./ Л. С. Выготский. - М. - 1984. - 370с.
17. Горячев, В. Н. Здоровье - категория педагогическая [Текст]/ В. Н. Горячев. - Народное образование. - М.: 1999. - 317с.
18. Гребёнкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. - Ростов на / Д.: «ФЕНИКС», 2006.
19. Гусева, Н. А. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами [Текст] / Н. А. Гусева. СПб.: Речь, 2005. - 120с.
20. Гусева, Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей / под. ред. Л. М. Шипицыной. - СПб. : Речь, 2012.-- 256 с.
21. Данилин, А. Г. Как спасти детей от наркотиков. - "Врачи предупреждают" [Текст]/ И. Данилина. - М.: ЗАО Изд-во Центр полиграф
2014. - 348 с.
22. Дереклеева, Н.И. Новые родительские собрания 1-4 класс [Текст] / Н. И. Дереклеева. 2014.
23. Дерягина, Ю. Ю. Методическое пособие «Технологии формирования ЗОЖ в детской и подростковой среде» [Текст] / Ю. Ю. Дерягина. - Екатеринбург, 2013. - С.123 - 211.
24. Димофф, Т. Как уберечь детей от наркотиков? [Текст] / Т. Димофф. - М.: "Золотой теленок", 1999. - 327с.
25. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2016. - 560 с.
26. Жук, Л. И. Нет! - вредным привычкам [Текст] / Л. И. Жук. - Минск : Красико-Принс, 2012. - 128с.
27. Жукова, М. В. Особенности младшего школьника с отклоняющимся поведением [Текст]/ М. В. Жукова. - Сер. З. - Челябинск: Вестник. Института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ, 2003.- 121с.
28. Здоровый образ жизни семьи. Информационный стенд; Сфера, Ранок - Москва, 2013. - 694с.
29. Здравомыслова, О. Поведение, отклоняющего от нормы: Проблемы подростковой наркотической зависимости. [Текст]/ О. Здравомыслова. - Народное образование, 1999. - 374с.
30. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Е. В. Здравомыслова. - М: Издательский центр "Академия", 2004. 288с.
31. Исмуков, Н. Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. [Текст]/ Н. Н. Исмуков. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2013. - 384с.
32. Камскова. Ю. Г. Профилактика основных факторов риска: курения, алкоголизма, наркомании. [Текст]/ Ю. Г. Камскова. - печ. Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2011. - 127с.
33. Колесов, В. Д. Учителю о наркомании. [Текст]: Учебное пособие / Д. В. Колесов; Акад. пед. и социальных наук. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 1999.- 365с.
34. Колесов, В. Д. Предупреждение вредных привычек у школьников [Текст]/ Д. В. Колесов. - 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 121с.
35. Колесов, В. Д. Не допустить беды: о сущности и профилактике наркомании [Текст]/ Д. В. Колесов. - М.: 1988. - 132с.
36. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков [Текст]/ А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская- М.: Когито-центр, 2013.
37. Коробкина, З. В. Профилактика наркологической зависимости у детей и молодежи [Текст]: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / В. А. Попов. - М.: Изд. Центр " Академия", 2002. - 286с.
38. Краевский, В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей/В.В. Краевский. - Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2001 - 244 с.
39. Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. - М.: Профиздат, 2015. - 256 с.
40. Ланина, И. Я. Развитие интереса школьника к предмету [Текст]/ И. Я. Ланина. - М.: Просвещение, 2001. - 117с.
41. Макеева, А. Г. Долго ли до беды? Педагогическая профилактика детского наркотизма [Текст]/ И. А. Лысенко. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2013. - 240с.
42. Макеева, А. Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. - М.: Просвещение, 2005. - 315 с.
43. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних [Текст]: Учебное пособие / Н.Ю. Максимова. - Ростов на Дону: Феникс, 2015. - 321с.
44. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2015. - 144 с.
45. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/ В.С. Мухина. - М.: 1998. - 368с.
46. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных [Текст] - / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2012. - 392 с.
47. Николаева, Л. П. Уроки профилактики наркомании в школе [Текст]: Пособие для учителя / Д. В. Колесов. - М.: Московский психолого-социальный институт, Изд-во НПО "МОДЭК", 2000. - 298с.
48. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе [Текст]/ Р. В. Овчарова. - М.: 1998. - 100с.
49. Панчешникова, Л. М. [Текст]: Методическое пособие для ВУЗов / Л. М. Панчешникова. - М.: Просвещение, 1976. - 201с.
50. Петрова, В.И. Домашний труд младшего школьника [Текст] / В. И. Петрова. - М.: Учпедгиз - Москва, 2014. -927c.
51. Разуваева, Л. Н. Профилактика курительных смесей детьми и подростками в образовательных учреждениях [Текст] / Л. Н. Разуваева. - Пенза, 2013. - 25с.
52. Рожков, М. И. Профилактика наркомании у подростков [Текст]/ М. И. Рожков. - М.: Владос, 2015. -236с.
53. Романова, О.Л. Позитивная антинаркотическая профилактика в начальной школе [Текст] / О.Л. Романова // Вопросы наркологии. - 1994. №1. - С.78-82.
54. Сборник материалов Первой ежегодной международной научно-практической конференции "Воспитание и обучение детей младшего возраста"; Мозаика-Синтез - Москва, 2012. - 464 с.
55. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании среди подростков: от терапии к практике / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - М.: Генезис, 2001. - 216с.
56. Соловов, А. В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет [Текст]/ А.В. Соловов. - М.: Изд- во: НМЦ «ДАР» им. Л. С. Выготского, 2005. - 345с.
57. Соломнез, Д.А. Наркотики и общество[Текст]/ Д.А. Соломнез, Г. Соколовский.- М.: 1998. - 298, [125-1128] с.
58. Сорокина, Н.В. Психологическое неблагополучие детей в
начальной школе. Диагностика и пути преодоления [Текст] / - М., Генезис,
2007.
59. Сундуй, Г.Д. Педагогика совести: монография / Г.Д. Сундуй. - Кызыл: ИРНШ, 2013. - 112 с.
60. Усова, А.В. Об организации обучения школьников [Текст] / А.В. Усова. - М.: Просвещение, 1989. - 300, [67 с.]
61. Харитонова, Н.К. Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет-сети[Текст] / Н.К. Харитонова. -М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2013. 132 с.
62. Шилова, Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе:Практическое пособие.[Текст] / Т.А. Шилова. -М.: Айрис-пресс, 2010. 96 с.
63. Шипицина, Л.М. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей / Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2002. 160 с.
64. Шипицина, Л. М. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодёжью. [Текст] / Л. М. Шипицина, Л. С. Шпилен. СПб.: 2015. - 132с.
65. Эй, Джей Джейкобс До смерти здоров. Результат исследования основных идей о здоровом образе жизни / Эй Джей Джейкобс. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 826c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ