Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация взаимодействия педагогов с родителями по оптимизации детско-родительских отношений

Работа №98242

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Направления и формы взаимодействия педагогов с родителями в ДОО 6
1.2. Характеристика детско - родительских отношений в период
детства 22
1.3. Оптимизация детско-родительских отношений во взаимодействии
педагогов с родителями 31
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ
2.1. Описание опытно-поисковой работы 38
2.2. Организация взаимодействия педагогов дошкольной организации с
родителями по оптимизации детско-родительских отношений 44
2.3. Результаты реализации модели взаимодействия 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ5 89
ПРИЛОЖЕНИЕ6 90
ПРИЛОЖЕНИЕ7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ8 99


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе выражается основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп.5; раздел I, п. 1.7., пп.6;раздел II, п. 2.11.2.).
Именно поэтому, всё чаще ученые исследователи в сфере педагогики и психологии обращаются к изучению семейных отношений, в которых развиваются детско-родительские отношения, стараясь найти технологии, которые будут оптимизировать эти отношения и положительно влиять на формирование здорового подрастающего поколения.
Семья и дошкольные учреждения - два важных института, играющих важную роль в жизни ребенка, осуществляющие воспитание и дающие основы социализации. Воспитательные функции семьи самые важные. Именно здесь, в семье ребенок приобретет первый опыт и навыки общения, получает азы для выхода в общественную жизнь - дошкольное учреждение, которое наряду с семьей играет многозначную роль в формировании здоровой и гармоничной личности ребенка.
Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, Т.А. Данилина, Т.Н. Доронова, Т.В. Кротова, Л.В. Свирская указывают на важность сотрудничества педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнёра и активного субъекта в воспитательную среду дошкольного образования изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей.
Семья, выступая важнейшим институтом социализации личности формирует у ребенка психологическую основу идентичности, систему ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, привитые в семье, могут видоизменяться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывая фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сформировавшейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируя отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.
Партнерство семьи и дошкольной образовательной организации важнейшее условие эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Проблема взаимодействия педагога с родителями на современном этапе развития науки и общества актуальна и обосновывается тем, что родители, как приоритетные воспитатели нуждаются в помощи специалистов детского сада: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско - родительских отношений.
Объект исследования - взаимодействие педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - организация взаимодействия педагогов с родителями по оптимизации детско-родительских отношений.
Цель исследования: теоретически изучить и практически проверить эффективность организация взаимодействия педагогов с родителями по оптимизации детско-родительских отношений.
Цель определила задачи исследования:
1. Раскрыть основные теоретические подходы в осуществлении взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации.
2. Описать направления и формы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной организации.
3. Раскрыть возможности взаимодействии педагогов с родителями по оптимизации детско-родительских отношений.
4. Разработать и описать модель организации взаимодействия педагогов дошкольной организации с родителями по оптимизации детско- родительских отношений.
Для решения поставленных задач были реализованы следующие методы исследования: теоретический анализ; эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос).
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 26, г. Екатеринбург, Ленинский район, Свердловской области; в исследовании приняли участие: 22 родителей и группа детей 22 воспитанников (12 мальчиков, 10 девочек; возраст детей от 5 до 6 лет).
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По завершению нашей работы, представляется возможным сделать краткие выводы.
На современном этапе развития психолого - педагогических наук обозначена актуальная проблема взаимодействия детей и родителей в целях оптимизации детско-родительских отношений. Поскольку личность ребёнка начинает формироваться в дошкольном возрасте, педагоги детских дошкольных учреждений должны стремиться к оптимизации детско- родительских отношений разными путями.
Одним из таких решений может быть оптимизация детско - родительских отношений посредством педагогического взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения, детско - родительские отношения всегда занимали важное место в отечественной и педагогической науке.
Проведенный теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, позволил определить, что в настоящее время детско - родительские отношения обостряются в условиях кризисных явлений в обществе.
А.С. Спиваковская определяет «родительское отношение как реальную направленность, которая позволяет описывать объёмные фон отношений, в основе которых стоит сознательное или бессознательное оценка ребенка выражающееся в способах и формах взаимодействия с детьми и позволяющие представить структуру детско - родительских отношений в целом и изучить, каким образом те или иные мотивы личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формах воспитания и поведения и взаимоотношений с детьми» [56].
Л.Д. Столяренко, С.И.Самыгина указывают на следующие принципы, являющиеся основополагающими для развития детско - родительских отношений, направленных на развитие личности ребенка:
- гуманность к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- открытость и доверие в детско - родительских отношениях;
- оптимистичность взаимоотношений;
- последовательность требований к ребенку;
- оказание посильной помощи ребенку и постоянная готовность отвечать на его вопросы [60].
О.А. Карабанова дает следующее определение феномену детско - родительских отношений - «это система межличностных установок, ориентиров, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: сверху вниз в скобках ребенок родители и сверху вниз родителей ребенок, которая определяется совместной деятельностью и общение между членами семьи» [31].
Необходимо также отметить, что оптимизация есть некий текущий инновационный процесс, ставящий всё более высокие задачи в процессах обучения и воспитания, реализуемый все более совершенными педагогическими технологиями. Кроме этого, нельзя исключать ни один компонент оптимизации из этого инновационного процесса, разрабатывая который, необходимо опираться на общую систему закономерности учебно - воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что оптимизация - это поиск наилучшего варианта решения задач при определённых требованиях или ограничениях, в любом случае, оптимизация - это некий путь к методическому творчеству, посредством преодоления шаблонов в воспитании и во взаимодействии с родителями. Кроме того, это путь профессионально - личностного развития педагога и его мышления, его умений, навыков, закрепление практики применения способов оптимизации детско - родительских отношений и в целом развитие педагогической компетенции в аспекте реализации педагогического взаимодействия по оптимизации детско - родительских отношений.
Опытно - поисковая работа проводилась в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 26» «Лесовичок» города Екатеринбурга с сентября 2016 года по май 2017 года на базе разработанной нами модели организации взаимодействия педагогов и родителей. В исследовании была задействована старшая группа детского сада «Васильки»: воспитанники дошкольной организации 22 человека, родители воспитанников - 22 человека.
В ходе проблемно - поискового этапа нашего исследования был осуществлен мониторинг направленности родителей воспитанников на педагогическое взаимодействие с воспитателями ДОУ, а также проанализирована годовая программа работы со старшей группой в детском дошкольном учреждении совместно с родителями и проведена её корректировка. В ходе исследовательской работы нами было выдвинуто предположение, что взаимодействие педагогов и родителей в целях оптимизации детско - родительских отношений будет эффективным, если будут присутствовать определенные педагогические условия: педагогическое партнерство, для включения родителей в педагогический процесс, грамотно будет организована совместная деятельность педагогов и родителей в условиях группы, вовлечение родителей в какие-либо проекты (педагогическое проектирование), деятельность должна осуществляться в диалоговой форме на основе принципов сформулированных в нашей модели организации взаимодействия: добровольность, взаимоответственность, взаимопонимание.
Таким образом, результаты теоретического исследования и экспериментальных мер подтвердили выдвинутую гипотезу исследования.
Однако они не исчерпывают всех проблем взаимодействия педагогов и родителей, и не претендуют на окончательное решение усложняющихся задач поиска активных методов взаимодействия педагогов и родителей в дошкольных образовательных учреждениях. Дальнейшее изучение проблемы требует разработки технологий профессиональной подготовки педагогов к работе в особых формах дошкольного образования в присутствии родителей, а также специальных программ взаимодействия педагогов и родителей в особых формах дошкольного образования.
Разработанная модель может быть успешно внедрена в практику работы дошкольного учреждения.



1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров - СПБ. : Издательство «Питер», 2011. - 400 с. Правильная!
2. Амонашвили, Ш.А. В школу - с шести лет [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1986. - кол-во страниц
3. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей [Текст] М.: Линка - Пресс, 2009.
4. Барышников, Е.Н. О воспитании и воспитательных системах [Текст] / Е. Н. Барышников, И. А. Колесникова. - СПб, 1996. - 122 с.
5. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям [Текст] // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.
6. Безрукова В.С. Основы духовной культуры [Текст] Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. - 937 с.
7. Болотникова О.П. Психологическая диагностика в работе с молодой семьей: материалы психодиагностических методик: учебно-практическое пособие [Текст]/ О.П. Болотникова, И.А. Полунина, Э.Ю, Чикирева. - Балашов, 2006. - 216 с.
8. Большой Энциклопедический словарь [Текст], М, Мозаика, 2000. - 345с.
9. Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] [Текст] / гл. ред. А. М.Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969 - 1978.
10. Брушлинского А. В., Воловиковой М.И. Психология индивидуального и группового субъекта [Текст] / под ред.А. В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - 368с.
11. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения [Текст] / Психолого - педагогические проблемы деятельности и общения школьников. -М.: Просвещение, 1985. 180 с.
12. Варга, А.Я. Дела семейные [Текст] / А.Я. Варга, В.В. Столин. - М.: Академия, 2004. - 297 с.
13. Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами дошкольного образовательного учреждения [Текст] - СПб.: ООО «Изд. «Детство - Пресс», 2012. 64с.
14. Глушкова Г.В., Гризик Т.И., Кузнецова Г.В., Доронова Т.А. [ Текст] / Вместе с семьей. М.: Просвещение, 2005.
15. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями [Текст] - СПб.: ООО «Изд. «Детство - Пресс»,2013. 62с.
16. Джемакулова Б., М. Козлова «Новые формы сотрудничества с родителями» [ Текст] / Справочник старшего воспитателя №6 2007г.
17. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 -
49.
18. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей [Текст] / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с.
19. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: [Текст] Методическое руководство / Т.Н.
Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - С. 25-26.
20. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: [Текст] Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2001. - 256 с.
21. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития [Текст]: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т. II. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. - М.: Линка-Пресс, 2001. - 224 с.
22. Дугинова Е. А. - методист отдела специального и психологического сопровождения [Текст] «Ресурсного центра» г.о. Новокуйбышевск2009 г. - 103 с.
23. Дыбина О.В.- д п н., профессор кафедры дошкольной ... О.В. Дыбина [и др.] [ Текст]; под ред. О.В. Дыбиной. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 124
24. Евдокимова Е.С., Додокина, Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья [Текст]. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 113с.
26. Евдокимова Е.С.Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] : методический материал / Е. С. Евдокимова. - М. : Сфера, 2008. - 96 с.
27. Елезова Н.Г. История создания образовательной программы дошкольного учреждения [Текст] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч. - практ. конф. № 3. - Новосибирск: СибАК, 2010
28. Закон Российской Федерации «Об образовании^ Текст]. - М.: ООО
Издательство «Астрель»: ООО Издательство АСТ, 2003. - 78 с. -
(Образование в документах и комментариях).
29. Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа [Текст] / Ю.Ф. Змановский. - СПб.: Питер, 2007. - 187с.
30. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: [Текст] учебное пособие / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
31. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования:[Текст] учебное пособие / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
32. Каруле, А.Я. Обучение шестилетних детей в школе [Текст] / Каруле А.Я. - М., 1984.
33. Карауле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе [Текст] / Каруле А.Я. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с
34. Ковалев С.В. Психология современной семьи : [Текст] книга для педагога / С.В. Ковалев. - М. : Просвещение, 1988. - 208с.
35. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 2007.-416 с.
36. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. [Текст]: Дис. канд. псих. наук. - М.: КСП, Институт психологии РАН, 2008. - 188 с.
37. Корчак Я. Как любить ребенка: [Текст] Книга о воспитании: Пер. с польск. - М.: Политиздат, 1990. - 493с.
38. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско - родительских отношений [Текст] // Школа здоровья, 2004, №2.- с.5-14.
39. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: [Текст] Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
40. Майер А. А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада [Текст] / А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина. - Москва : Творческий центр "Сфера", 2011. - 123, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Приложение к журналу "Управление ДОУ"; 2).
41. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) [Текст]. - М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.- 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
42. Мухина В. С. Возрастная психология: [Текст] феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
43. Немов Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. - М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
44. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст]. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
45.Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] Издательство: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. 2006 г. - 944с.
46. Олифирович Н.И, Зинкевич - Куземкина Т.А, Велента Т.А. Психология семейных кризисов [Текст]. М.: Речь, 2006 - 360 с.
47. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М.Бим-Бад. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с. : ил.
48. Педагогический тезаурус [Текст] / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгина - Ростов - на - Дону: МарТ, 2001.-С.210.
49. Приказ Министерства образования и науки РФ [Текст] (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
50. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; под ред. Е.Г.Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192с.
51. Репринцева, Г.И. Детско - родительские отношения в современной семье [Текст] // Социальная педагогика в России. Научно - методический журнал. 2010, № 2. - С. 67 - 75.
52. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]; кн. для учителя / М. М. Рыбакова - М.: Просвещение, 1991 - 128с.
53. Свирская Л.В. Работа с семьей [Текст]: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений [Текст]. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2007. - 176 с.
54. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: пособие для работников ДОУ. - 2005.
55. Соломенникова О.А. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. Комаровой Т.С. и Гербовой В.В. М.: Мозаика - Синтез, 3 - е изд., 2006. - 400 с. - 32,4 п.л. (В соавторстве с Антоновой А.В., Вераксой Н.Е., Гербовой В.В. и другими; С. 139 - 170)
56. Сорокоумова С.Н. Формирование эмоциональной культуры в детско-родительском взаимодействии [Текст] // Психология образования: профессионализм и культура. Докл. регион, научно - практ. конференции. - Н.Новгород, НИРО, 2005. с. 71 - 80.
57. Социальное партнерство: Словарь справочник [Текст]/
Руководители авт. Коллектива В.Н. Киселев, В.Г. Смольков.-М.: ОАО Изд. «Экономика», 1999.-232с
58. Спиваковская А.С. Психотерапия [Текст]: игра, детство, семья. Том 2. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд - во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.
59. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции [Текст] // Семья и формирование личности. - М., 1981
60. Столяренко Л.Д., Самыгина С.И. [ Текст] учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - Москва :КноРус, 2012. - 474 с. - Для бакалавров.
61. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений [Текст]// Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 704 - 70
62. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи [Текст] : практико - ориентированная монография / [Дыбина О. В. и др.] ; Федеральное агентство по образованию, Тольяттинский гос. ун-т. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 122 с.
63. Шварко Л.И. Давыдова О.И. Воздействие семьи на духовно - нравственное развитие детей [Текст] // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - № 3. - с. 39 - 45
64. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга [Текст] (Психология обыденной жизни). - М.: Знание, 1986. - 96с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ