Психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионализма специалиста в процессе повышения квалификации
|
Введение 3
Глава 1. Развитие профессионализма бухгалтера как психолого- акмеологическая проблема 14
1.1. Личностные характеристики бухгалтера в контексте профессионализма 14
1.2. Общепрофессиональные и профессиональные компетенции в
деятельности бухгалтера 27
1.3. Сущность и возможности психолого-акмеологического
сопровождения развития профессионализма бухгалтера в процессе повышения квалификации 43
Выводы по 1 главе 57
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка результативности психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтера 61
2.1. Психологическая диагностика как основа сопровождения развития
профессионализма бухгалтера 61
2.2. Содержание и организация психолого-акмеологического
сопровождения развития профессионализма бухгалтера 68
2.3. Анализ динамики развития профессионализма бухгалтера 73
Выводы по 2 главе 82
Заключение 85
Библиографический список 87
Приложение
Глава 1. Развитие профессионализма бухгалтера как психолого- акмеологическая проблема 14
1.1. Личностные характеристики бухгалтера в контексте профессионализма 14
1.2. Общепрофессиональные и профессиональные компетенции в
деятельности бухгалтера 27
1.3. Сущность и возможности психолого-акмеологического
сопровождения развития профессионализма бухгалтера в процессе повышения квалификации 43
Выводы по 1 главе 57
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка результативности психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтера 61
2.1. Психологическая диагностика как основа сопровождения развития
профессионализма бухгалтера 61
2.2. Содержание и организация психолого-акмеологического
сопровождения развития профессионализма бухгалтера 68
2.3. Анализ динамики развития профессионализма бухгалтера 73
Выводы по 2 главе 82
Заключение 85
Библиографический список 87
Приложение
В настоящее время практически во всех отраслях деятельности возрастает конкуренция, что связано с социально-экономическим прогрессом и потребностью организаций совершенствовать факторы успеха. Возможность такого совершенствования связана с непрерывным повышением профессиональной квалификации и качества труда кадров организации. При этом очевидным является факт стремительного устаревания знаний и нарастание необходимости их существенного обновления. Поэтому все большую популярность получает идея создания системы непрерывного образования сотрудников, так называемая концепция «обучающейся организации». Особое значение в данном контексте приобретает внутрифирменное обучение специалистов. Это привело к тому, что многие компании и фирмы взяли на себя обязательства самостоятельно совершенствовать образовательный уровень сотрудников, и затраты на обучение рассматривают как доходный капитал вложения. При этом общепризнанным является то, что только при правильном сочетании различных методов обучения возможно достижение успеха в данной области. Из этого следует, что необходимо организовать психологическое сопровождение развития профессионализма специалиста в процессе внутрифирменного обучения.
Внутрифирменное обучение - это особая организация первичного обучения принятого персонала или повышения квалификации имеющихся кадров, которая может осуществляться с привлечением внешних или собственных преподавателей непосредственно на территории предприятия или в корпоративных учебных центрах; и строящаяся на решении проблем конкретной группы специалистов или конкретной организации.
В этой связи есть необходимость исследовать данный процесс на примере конкретных сотрудников. С нашей точки зрения, специалисты в области бухгалтерской деятельности являются наиболее распространенной категорией сотрудников, которые нуждаются в повышении профессиональной компетентности, поскольку их профессионализм определяет эффективность работы предприятия. Таким образом, рассматривая проблему психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма специалиста в процессе внутрифирменного обучения, вводим ограничения, связанные с особенностями его деятельности, в частности в качестве такого специалиста рассматриваем бухгалтера и процесс повышения его квалификации в образовательном центре.
Во всем мире бухгалтеры выполняют в обществе важную роль. Государство (правительство), инвесторы, кредиторы, работодатели и население в целом являются пользователями экономической информации, формируемой бухгалтерами. Каждый день осуществляется в экономической сфере любого предприятия деятельность: бухгалтер рассчитывает показатели, контролирует и анализирует их, составляет и представляет отчетные документы и т.д. Профессионализм деятельности бухгалтера влияет на экономическое благосостояние как отдельного предприятия, так и страны в целом.
В наши дни престиж бухгалтерской профессии резко повысился, о чем можно судить по устойчивому спросу на рынке труда на высококвалифицированных бухгалтеров и в связи с этим увеличение числа учебных заведений, специальных курсов, где осуществляется подготовка учетных кадров. В настоящее время в России число лиц, занимающихся учетным делом, превышает 3,5 млн. человек.
Профессиональные бухгалтеры могут находиться в привилегированном положении только в том случае, если предоставляемые ими обществу услуги будут на высоком уровне, что полностью сможет оправдать общественное доверие, поскольку конечные пользователи финансовой информации полагаются на объективность данных и порядочность бухгалтеров в бюджетной сфере и коммерческой деятельности. Именно поэтому представители бухгалтерской профессии страны более всего заинтересованы в поддержании качества работы высокого уровня.
Роль бухгалтера в организации возрастает. Меняются функции бухгалтера, и расширяется спектр стоящих перед ним задач. Из счетного технического работника, занимающегося регистрацией фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета, бухгалтер превращается в творческую личность, он обеспечивает формирование и реализацию учетной политики, необходимой для эффективного управления экономикой предприятия. Сегодня ни одно управленческое действие не обходится без согласования решения с главным бухгалтером, поскольку нужно определить не только результативность этого решения, но и его налоговые последствия. Именно поэтому в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности одна из двух важнейших задач определена как становление бухгалтерской профессии, адекватной требованиям современной рыночной экономики. В связи с этим возрастает и необходимость подготовки, переподготовки бухгалтерских кадров, непрерывного повышения их квалификации.
22 декабря 2014 г. за №1061н утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Профессиональный стандарт бухгалтера, в котором в соответствии с международными стандартами бухгалтерского образования, принятыми Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России за базовые ориентиры, к профессиональным бухгалтерам предъявляются особые квалификационные требования: наличие знаний и навыков; практический опыт работы; соблюдение профессиональной этики; постоянное повышение квалификации. Под квалификацией понимается уровень знаний, умений, навыков и компетенций, который характеризует, насколько сотрудник подготовлен к выполнению того или иного вида профессиональной деятельности.
Таким образом, квалификация и компетентность бухгалтера выступают важным стратегическим ресурсом предприятий и компаний, стремящихся на рынке услуг к устойчивому успеху. Организация, которая сможет управлять компетенциями бухгалтера, обеспечит себе адаптацию к неопределенности и нестабильности экономики в течение длительного периода времени. В реализации бухгалтерского учета необходимо обоснованно и сознательно выбирать сотрудников бухгалтерии, а также постоянно осуществлять процесс мониторинга и сопровождения профессионального развития бухгалтеров.
Бухгалтер, как и любой другой специалист, последовательно проходит этапы профессионализации. Сложность и противоречивость этого процесса отмечается, как правило, всеми исследователями. Однако в современных условиях развитие профессионализма бухгалтеров организуется без учета особенностей и закономерностей профессионального развития, разрабатываемых учеными-акмеологами (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, Н.В. Васина, А.А. Деркач, И.П. Краснощеченко, Е.С. Манюкова, А.С. Огнев, Э.В. Сайко, Е.С. Щеголенкова и др.). Сутью акмеологического подхода выступает рассмотрение в единстве процессов личностного и профессионального развития человека и ориентирование на пути достижения высших результатов в этом развитии на основе реализации творческого потенциала личности (А.А. Деркач, А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, Н.В. Васина и др.). Психолого-акмеологические исследования разрабатывают технологии, методики, программы, обеспечивающие возможности активного развития и актуализации специалиста в профессиональной деятельности, ориентирующие личность на достижение вершин в своей профессии. В связи с этим актуальной является разработка содержания, методов и средств психолого- акмеологического сопровождения профессионального развития специалиста, которая может осуществляться на предприятии в процессе повышения квалификации.
Проведенная аналитическая работа позволяет констатировать противоречия:
- между имеющимися в обществе стереотипами достаточности экономического образования и необходимостью постоянного совершенствования качества профессиональной деятельности бухгалтерских кадров в формате единых международных стандартов бухучета;
- между требованиями к профессионализму бухгалтера и недостаточной изученностью факторов, обеспечивающих его развитие в процессе повышения квалификации на предприятии;
- между необходимостью развития профессионализма и компетенций бухгалтера и недостаточной разработанностью психолого- акмеологического сопровождения, обеспечивающего этот процесс.
Сегодняшнее состояние нормативно-правовой базы в области бухгалтерского и налогового учета является очень нестабильным ввиду частого внесения изменений, затрагивающих как основополагающие документы, так и методики решения конкретных задач, что актуализирует проблему разработки психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтера в современных условиях. Таким образом, выявленные противоречия определяют проблему исследования: каким должно быть содержание и технологии психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма специалиста-бухгалтера в процессе повышения его квалификации.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионализма специалиста в процессе повышения квалификации».
Объект исследования: развитие профессионализма бухгалтера в процессе повышения квалификации.
Предмет исследования: психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионализма бухгалтера в процессе повышения квалификации.
Объект и предмет определили цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание и технологии психолого- акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтера в процессе повышения квалификации.
Гипотеза исследования: психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионализма бухгалтера в процессе повышения квалификации будет результативно, если реализованы диагностические, обучающие и развивающие мероприятия, обеспечивающие повышение уровня компетенций, профессиональной субъектности и актуализирующие его стремление осуществлять дальнейшее профессионально-личностное самосовершенствование и продвижение к вершинам профессионализма.
Задачи:
1. Выявить особенности профессионализма личности и компетенций бухгалтера.
2. Определить сущность и содержание психолого-акмеологического сопровождения профессионального развития специалиста в процессе повышения квалификации.
3. Разработать модель психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтера в процессе повышения квалификации.
4. Проверить результативность психолого-акмеологического сопровождения профессионализма бухгалтера в опытно-экспериментальной работе.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили: акмеологический подход, предполагающий анализ проблем профессионального развития с учетом многовершинности и этапности процесса восхождения к профессионализму (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.И. Загвязинский, Е.И. Степанова, А.А. Реан, В.Д. Шадриков и др.); концепции профессионализма и формирования профессионального мастерства в акмеологии (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.); концепции психологического (Ю.В. Слюсарев и др.), и психолого- акмеологического сопровождения (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, Г. Зазыкин и др.); профессиогенетический подход, ориентированный на рассмотрение закономерностей личностно-профессионального развития (С.Г. Вершловский, Э.Ф. Зеер, С.И. Змеев, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, A. К. Маркова, А.В. Петровский и др.); представление о целостности
личности и процесса самоактуализации и личностного развития в аспекте гуманистической психологии (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, B. П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, К.Р. Роджерс, В.И. Слободчиков и др.); идеи непрерывного профессионального образования (Л.И. Анцыферова, Г.А. Вержицкий, С.Г. Вершловский, Л.Н. Горбунова, Г.Л. Ильин, Э.М. Никитин и др.); исследования, посвященные изучению профессиональной успешности (Т.М. Закирова, Е.А. Климов, А.К. Маркова, О.Н. Родина, В.А. Толочек и др.) и ее оценке: внешних (Е.А. Климов, О.Н. Родина) и внутренних критериев (К.А. Абульханова- Славская), профессионально важных качеств (Л.В. Абдалина, М.В. Клещевская, Е.С. Щеголенкова и др.); теоретические и эмпирические работы, раскрывающие современные представления о психологическом сопровождении профессиональной деятельности (М.Р. Битянова, Э.Ф. Зеер, Т.А. Жалагина, А.В. Микляева, И.А. Тупицына и др.).
В целях поверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс эмпирических и теоретических методов исследования, отвечающих требованиям валидности и надежности:
- обзорный анализ теоретического материала по исследуемой проблематике с опорой на категориальный аппарат психологии и акмеологии;
- акмеографическое исследование личности и деятельности бухгалтера (анализ литературных, нормативных и документальных источников, интервью, экспертная оценка, наблюдение);
- комплекс психодиагностических методик,
- методы психолого-акмеологического сопровождения;
- методы математической и статистической обработки и представления полученных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступило частное образовательное учреждение (ЧОУ) «Образовательный центр Реноме», Лицензия №7197-л от 18.001.2013 г.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- уточнены сущность и особенности содержания психолого- акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтеров в процессе повышения квалификации (диагностика особенностей профессионального развития, проектирование обучающего воздействия на рост компетенций, консультативного воздействия на стремление бухгалтера осуществлять дальнейшее продвижение к вершинам профессионализма);
- разработаны модель профессионально важных качеств личности и модель профессиональных компетенций бухгалтера ;
- доказано, что высокий уровень профессионализма бухгалтера обусловлен не только наличием предметных знаний, умений и опыта, но и выраженностью определенных психологических качеств.
В исследовании обоснована целесообразность психолого- акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтеров в процессе повышения квалификации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют повысить эффективность психолого- акмеологического сопровождения развития профессионализма
бухгалтеров. Разработанное содержание психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтеров может быть использовано в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) других специалистов. Целесообразно также учитывать материалы данного исследования при разработке и реализации программ курсов повышения квалификации и организации психолого- акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтеров внутри предприятий.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психологические особенности развития профессионализма бухгалтера заключаются в том, что бухгалтеры мыслят исключительно категориями своей профессии и существуют качества личности, способствующие либо препятствующие этому процессу и, следовательно, результативности профессиональной бухгалтерской деятельности. В развитии профессионализма личности бухгалтера необходимо выявление ее сильных и слабых сторон, что позволит не замыкаться в рамках привычных для него дел, а расширит границы профессиональных возможностей специалиста.
Специальная модель компетенций в соответствии с профессиональным стандартом бухгалтера состоит из 4 кластеров и соответствующих компетенций: работа с людьми (управление
отношениями; работа в команде; влияния); работа с информацией (сбор, обработка, хранение и анализ информации; составление отчетности, принятие решений); развитие бизнеса (личное развитие; генерирование и обоснование идей); достижение результатов (планирование; четкость управления).
2. Результативным средством, помогающим бухгалтеру развивать профессионализм, является психолого-акмеологическое сопровождение как специально организованная деятельность в процессе повышения квалификации, которая обеспечивает достижение субъектом более высокого уровня профессионализма личности и деятельности.
Оно должно решать задачи развития личностных качеств и профессиональных компетенций, помощи специалистам в осознании способности выступать субъектом личностно-профессионального развития, в актуализации способности управлять собственным личностно-профессиональным развитием для достижения вершин профессионализма.
3. При разработке психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма необходимо использовать технологии, ориентированные на прогрессивное личностно-профессиональное развитие и имеющие высокую степень «акмеологичности».
4. Модель психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтера в процессе повышения квалификации может быть представлена блоками мероприятий.
Первый (диагностический) блок сопровождения представлен диагностическими мероприятиями.
Второй (практический) блок предполагает развитие личностных способностей и специальных профессиональных компетенций средствами обучающих и развивающих мероприятий в процессе реализации программы с применением акмеориентированных технологий.
Третий блок сопровождения предполагает стимулирование прогрессивного личностно-профессионального развития и реализуется через индивидуальные и групповые мероприятия акмеологического консультирования, направленные на актуализацию субъектной позиции профессионала.
Способами оценки результативности психолого-акмеологического сопровождения могут выступить: субъективный (самооценочный): самооценка личностных и профессиональных изменений; объективный (практике-деятельностный): динамика личностного и компетентностного развития.
5. Осуществление психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтеров значимо повышает их профессиональную успешность при соблюдении методических рекомендаций: опору на научно-обоснованную модель и программу сопровождения, включающую следующие формы и виды работы: психологическую диагностику, развитие личностных способностей и специальных профессиональных компетенций средствами обучающих и развивающих мероприятий в процессе реализации программы с применением акмеориентированных технологий; индивидуальные и групповые мероприятия акмеологического консультирования, направленные на актуализацию субъектной позиции профессионала.
Апробация теоретических положений и результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры социальной психологии КГПУ им. В.П. Астафьева; XV Международном форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2014; Научно¬практической конференции студентов института психолого-педагогического образования «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании», 2014; XVI Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов, молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2015.
Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в деятельности Образовательного центра «Реноме».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения, 6 таблиц, 13 рисунков.
Внутрифирменное обучение - это особая организация первичного обучения принятого персонала или повышения квалификации имеющихся кадров, которая может осуществляться с привлечением внешних или собственных преподавателей непосредственно на территории предприятия или в корпоративных учебных центрах; и строящаяся на решении проблем конкретной группы специалистов или конкретной организации.
В этой связи есть необходимость исследовать данный процесс на примере конкретных сотрудников. С нашей точки зрения, специалисты в области бухгалтерской деятельности являются наиболее распространенной категорией сотрудников, которые нуждаются в повышении профессиональной компетентности, поскольку их профессионализм определяет эффективность работы предприятия. Таким образом, рассматривая проблему психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма специалиста в процессе внутрифирменного обучения, вводим ограничения, связанные с особенностями его деятельности, в частности в качестве такого специалиста рассматриваем бухгалтера и процесс повышения его квалификации в образовательном центре.
Во всем мире бухгалтеры выполняют в обществе важную роль. Государство (правительство), инвесторы, кредиторы, работодатели и население в целом являются пользователями экономической информации, формируемой бухгалтерами. Каждый день осуществляется в экономической сфере любого предприятия деятельность: бухгалтер рассчитывает показатели, контролирует и анализирует их, составляет и представляет отчетные документы и т.д. Профессионализм деятельности бухгалтера влияет на экономическое благосостояние как отдельного предприятия, так и страны в целом.
В наши дни престиж бухгалтерской профессии резко повысился, о чем можно судить по устойчивому спросу на рынке труда на высококвалифицированных бухгалтеров и в связи с этим увеличение числа учебных заведений, специальных курсов, где осуществляется подготовка учетных кадров. В настоящее время в России число лиц, занимающихся учетным делом, превышает 3,5 млн. человек.
Профессиональные бухгалтеры могут находиться в привилегированном положении только в том случае, если предоставляемые ими обществу услуги будут на высоком уровне, что полностью сможет оправдать общественное доверие, поскольку конечные пользователи финансовой информации полагаются на объективность данных и порядочность бухгалтеров в бюджетной сфере и коммерческой деятельности. Именно поэтому представители бухгалтерской профессии страны более всего заинтересованы в поддержании качества работы высокого уровня.
Роль бухгалтера в организации возрастает. Меняются функции бухгалтера, и расширяется спектр стоящих перед ним задач. Из счетного технического работника, занимающегося регистрацией фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета, бухгалтер превращается в творческую личность, он обеспечивает формирование и реализацию учетной политики, необходимой для эффективного управления экономикой предприятия. Сегодня ни одно управленческое действие не обходится без согласования решения с главным бухгалтером, поскольку нужно определить не только результативность этого решения, но и его налоговые последствия. Именно поэтому в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности одна из двух важнейших задач определена как становление бухгалтерской профессии, адекватной требованиям современной рыночной экономики. В связи с этим возрастает и необходимость подготовки, переподготовки бухгалтерских кадров, непрерывного повышения их квалификации.
22 декабря 2014 г. за №1061н утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Профессиональный стандарт бухгалтера, в котором в соответствии с международными стандартами бухгалтерского образования, принятыми Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России за базовые ориентиры, к профессиональным бухгалтерам предъявляются особые квалификационные требования: наличие знаний и навыков; практический опыт работы; соблюдение профессиональной этики; постоянное повышение квалификации. Под квалификацией понимается уровень знаний, умений, навыков и компетенций, который характеризует, насколько сотрудник подготовлен к выполнению того или иного вида профессиональной деятельности.
Таким образом, квалификация и компетентность бухгалтера выступают важным стратегическим ресурсом предприятий и компаний, стремящихся на рынке услуг к устойчивому успеху. Организация, которая сможет управлять компетенциями бухгалтера, обеспечит себе адаптацию к неопределенности и нестабильности экономики в течение длительного периода времени. В реализации бухгалтерского учета необходимо обоснованно и сознательно выбирать сотрудников бухгалтерии, а также постоянно осуществлять процесс мониторинга и сопровождения профессионального развития бухгалтеров.
Бухгалтер, как и любой другой специалист, последовательно проходит этапы профессионализации. Сложность и противоречивость этого процесса отмечается, как правило, всеми исследователями. Однако в современных условиях развитие профессионализма бухгалтеров организуется без учета особенностей и закономерностей профессионального развития, разрабатываемых учеными-акмеологами (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, Н.В. Васина, А.А. Деркач, И.П. Краснощеченко, Е.С. Манюкова, А.С. Огнев, Э.В. Сайко, Е.С. Щеголенкова и др.). Сутью акмеологического подхода выступает рассмотрение в единстве процессов личностного и профессионального развития человека и ориентирование на пути достижения высших результатов в этом развитии на основе реализации творческого потенциала личности (А.А. Деркач, А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, Н.В. Васина и др.). Психолого-акмеологические исследования разрабатывают технологии, методики, программы, обеспечивающие возможности активного развития и актуализации специалиста в профессиональной деятельности, ориентирующие личность на достижение вершин в своей профессии. В связи с этим актуальной является разработка содержания, методов и средств психолого- акмеологического сопровождения профессионального развития специалиста, которая может осуществляться на предприятии в процессе повышения квалификации.
Проведенная аналитическая работа позволяет констатировать противоречия:
- между имеющимися в обществе стереотипами достаточности экономического образования и необходимостью постоянного совершенствования качества профессиональной деятельности бухгалтерских кадров в формате единых международных стандартов бухучета;
- между требованиями к профессионализму бухгалтера и недостаточной изученностью факторов, обеспечивающих его развитие в процессе повышения квалификации на предприятии;
- между необходимостью развития профессионализма и компетенций бухгалтера и недостаточной разработанностью психолого- акмеологического сопровождения, обеспечивающего этот процесс.
Сегодняшнее состояние нормативно-правовой базы в области бухгалтерского и налогового учета является очень нестабильным ввиду частого внесения изменений, затрагивающих как основополагающие документы, так и методики решения конкретных задач, что актуализирует проблему разработки психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтера в современных условиях. Таким образом, выявленные противоречия определяют проблему исследования: каким должно быть содержание и технологии психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма специалиста-бухгалтера в процессе повышения его квалификации.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионализма специалиста в процессе повышения квалификации».
Объект исследования: развитие профессионализма бухгалтера в процессе повышения квалификации.
Предмет исследования: психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионализма бухгалтера в процессе повышения квалификации.
Объект и предмет определили цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание и технологии психолого- акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтера в процессе повышения квалификации.
Гипотеза исследования: психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионализма бухгалтера в процессе повышения квалификации будет результативно, если реализованы диагностические, обучающие и развивающие мероприятия, обеспечивающие повышение уровня компетенций, профессиональной субъектности и актуализирующие его стремление осуществлять дальнейшее профессионально-личностное самосовершенствование и продвижение к вершинам профессионализма.
Задачи:
1. Выявить особенности профессионализма личности и компетенций бухгалтера.
2. Определить сущность и содержание психолого-акмеологического сопровождения профессионального развития специалиста в процессе повышения квалификации.
3. Разработать модель психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтера в процессе повышения квалификации.
4. Проверить результативность психолого-акмеологического сопровождения профессионализма бухгалтера в опытно-экспериментальной работе.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили: акмеологический подход, предполагающий анализ проблем профессионального развития с учетом многовершинности и этапности процесса восхождения к профессионализму (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.И. Загвязинский, Е.И. Степанова, А.А. Реан, В.Д. Шадриков и др.); концепции профессионализма и формирования профессионального мастерства в акмеологии (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.); концепции психологического (Ю.В. Слюсарев и др.), и психолого- акмеологического сопровождения (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, Г. Зазыкин и др.); профессиогенетический подход, ориентированный на рассмотрение закономерностей личностно-профессионального развития (С.Г. Вершловский, Э.Ф. Зеер, С.И. Змеев, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, A. К. Маркова, А.В. Петровский и др.); представление о целостности
личности и процесса самоактуализации и личностного развития в аспекте гуманистической психологии (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, B. П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, К.Р. Роджерс, В.И. Слободчиков и др.); идеи непрерывного профессионального образования (Л.И. Анцыферова, Г.А. Вержицкий, С.Г. Вершловский, Л.Н. Горбунова, Г.Л. Ильин, Э.М. Никитин и др.); исследования, посвященные изучению профессиональной успешности (Т.М. Закирова, Е.А. Климов, А.К. Маркова, О.Н. Родина, В.А. Толочек и др.) и ее оценке: внешних (Е.А. Климов, О.Н. Родина) и внутренних критериев (К.А. Абульханова- Славская), профессионально важных качеств (Л.В. Абдалина, М.В. Клещевская, Е.С. Щеголенкова и др.); теоретические и эмпирические работы, раскрывающие современные представления о психологическом сопровождении профессиональной деятельности (М.Р. Битянова, Э.Ф. Зеер, Т.А. Жалагина, А.В. Микляева, И.А. Тупицына и др.).
В целях поверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс эмпирических и теоретических методов исследования, отвечающих требованиям валидности и надежности:
- обзорный анализ теоретического материала по исследуемой проблематике с опорой на категориальный аппарат психологии и акмеологии;
- акмеографическое исследование личности и деятельности бухгалтера (анализ литературных, нормативных и документальных источников, интервью, экспертная оценка, наблюдение);
- комплекс психодиагностических методик,
- методы психолого-акмеологического сопровождения;
- методы математической и статистической обработки и представления полученных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступило частное образовательное учреждение (ЧОУ) «Образовательный центр Реноме», Лицензия №7197-л от 18.001.2013 г.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- уточнены сущность и особенности содержания психолого- акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтеров в процессе повышения квалификации (диагностика особенностей профессионального развития, проектирование обучающего воздействия на рост компетенций, консультативного воздействия на стремление бухгалтера осуществлять дальнейшее продвижение к вершинам профессионализма);
- разработаны модель профессионально важных качеств личности и модель профессиональных компетенций бухгалтера ;
- доказано, что высокий уровень профессионализма бухгалтера обусловлен не только наличием предметных знаний, умений и опыта, но и выраженностью определенных психологических качеств.
В исследовании обоснована целесообразность психолого- акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтеров в процессе повышения квалификации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют повысить эффективность психолого- акмеологического сопровождения развития профессионализма
бухгалтеров. Разработанное содержание психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтеров может быть использовано в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) других специалистов. Целесообразно также учитывать материалы данного исследования при разработке и реализации программ курсов повышения квалификации и организации психолого- акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтеров внутри предприятий.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психологические особенности развития профессионализма бухгалтера заключаются в том, что бухгалтеры мыслят исключительно категориями своей профессии и существуют качества личности, способствующие либо препятствующие этому процессу и, следовательно, результативности профессиональной бухгалтерской деятельности. В развитии профессионализма личности бухгалтера необходимо выявление ее сильных и слабых сторон, что позволит не замыкаться в рамках привычных для него дел, а расширит границы профессиональных возможностей специалиста.
Специальная модель компетенций в соответствии с профессиональным стандартом бухгалтера состоит из 4 кластеров и соответствующих компетенций: работа с людьми (управление
отношениями; работа в команде; влияния); работа с информацией (сбор, обработка, хранение и анализ информации; составление отчетности, принятие решений); развитие бизнеса (личное развитие; генерирование и обоснование идей); достижение результатов (планирование; четкость управления).
2. Результативным средством, помогающим бухгалтеру развивать профессионализм, является психолого-акмеологическое сопровождение как специально организованная деятельность в процессе повышения квалификации, которая обеспечивает достижение субъектом более высокого уровня профессионализма личности и деятельности.
Оно должно решать задачи развития личностных качеств и профессиональных компетенций, помощи специалистам в осознании способности выступать субъектом личностно-профессионального развития, в актуализации способности управлять собственным личностно-профессиональным развитием для достижения вершин профессионализма.
3. При разработке психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма необходимо использовать технологии, ориентированные на прогрессивное личностно-профессиональное развитие и имеющие высокую степень «акмеологичности».
4. Модель психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтера в процессе повышения квалификации может быть представлена блоками мероприятий.
Первый (диагностический) блок сопровождения представлен диагностическими мероприятиями.
Второй (практический) блок предполагает развитие личностных способностей и специальных профессиональных компетенций средствами обучающих и развивающих мероприятий в процессе реализации программы с применением акмеориентированных технологий.
Третий блок сопровождения предполагает стимулирование прогрессивного личностно-профессионального развития и реализуется через индивидуальные и групповые мероприятия акмеологического консультирования, направленные на актуализацию субъектной позиции профессионала.
Способами оценки результативности психолого-акмеологического сопровождения могут выступить: субъективный (самооценочный): самооценка личностных и профессиональных изменений; объективный (практике-деятельностный): динамика личностного и компетентностного развития.
5. Осуществление психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтеров значимо повышает их профессиональную успешность при соблюдении методических рекомендаций: опору на научно-обоснованную модель и программу сопровождения, включающую следующие формы и виды работы: психологическую диагностику, развитие личностных способностей и специальных профессиональных компетенций средствами обучающих и развивающих мероприятий в процессе реализации программы с применением акмеориентированных технологий; индивидуальные и групповые мероприятия акмеологического консультирования, направленные на актуализацию субъектной позиции профессионала.
Апробация теоретических положений и результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры социальной психологии КГПУ им. В.П. Астафьева; XV Международном форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2014; Научно¬практической конференции студентов института психолого-педагогического образования «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании», 2014; XVI Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов, молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2015.
Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в деятельности Образовательного центра «Реноме».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения, 6 таблиц, 13 рисунков.
В ходе решения задач исследования разработаны модель профессионально важных качеств личности и модель профессиональных компетенций бухгалтера; доказано, что достижение высокого уровня профессионализма бухгалтера обусловлено не только наличием предметных знаний, умений опыта и компетенций, но и выраженностью определенных психологических качеств.
Проведенное исследование проблемы психолого-акмеологического сопровождения как процесса, эффективно способствующего развитию профессионализма бухгалтера, позволяет сделать следующие выводы.
В исследовании обоснована целесообразность психолого- акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтеров в процессе повышения квалификации.
На основе анализа теоретических источников установлено, что различные аспекты психолого-акмеологического сопровождения нашли отражение в работах отечественных исследователей с позиций разных подходов.
Исходя из современных научных представлений конкретизировано понятие «психолого-акмеологического сопровождения», дана его сущностная характеристика: психолого-акмеологическое сопровождение как процесс представляет собой специально организованную деятельность, которая обеспечивает достижение субъектом более высокого уровня профессионализма личности и деятельности; уточнены сущность и особенности содержания психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтеров в процессе повышения квалификации (диагностика особенностей профессионального развития, проектирование обучающего воздействия на рост компетенций, консультативного воздействия на стремление бухгалтера осуществлять дальнейшее продвижение к вершинам профессионализма).
Определено, что психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионализма бухгалтера будет результативно, если в этом процессе реализованы диагностические, обучающие, стимулирующие и развивающие мероприятия, обеспечивающие повышение уровня компетенций и профессиональной субъектности и актуализирующие его стремление осуществлять дальнейшее продвижение к вершинам профессионализма.
Полученные теоретические и экспериментально проверенные эмпирические данные показывают результативность разработанной модели сопровождения, подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают, что цель, поставленная в исследовании, достигнута, задачи решены.
Вместе с тем, проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия аспектов освещаемой нами проблемы. Выполненная работа обозначила возможные направления для дальнейших исследований. Последующие исследовательские усилия мы связываем с изучением профессиональной активности специалистов экономической сферы: особенностей, направленности, причин спада, способов ее поддержания.
Проведенное исследование проблемы психолого-акмеологического сопровождения как процесса, эффективно способствующего развитию профессионализма бухгалтера, позволяет сделать следующие выводы.
В исследовании обоснована целесообразность психолого- акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтеров в процессе повышения квалификации.
На основе анализа теоретических источников установлено, что различные аспекты психолого-акмеологического сопровождения нашли отражение в работах отечественных исследователей с позиций разных подходов.
Исходя из современных научных представлений конкретизировано понятие «психолого-акмеологического сопровождения», дана его сущностная характеристика: психолого-акмеологическое сопровождение как процесс представляет собой специально организованную деятельность, которая обеспечивает достижение субъектом более высокого уровня профессионализма личности и деятельности; уточнены сущность и особенности содержания психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма бухгалтеров в процессе повышения квалификации (диагностика особенностей профессионального развития, проектирование обучающего воздействия на рост компетенций, консультативного воздействия на стремление бухгалтера осуществлять дальнейшее продвижение к вершинам профессионализма).
Определено, что психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионализма бухгалтера будет результативно, если в этом процессе реализованы диагностические, обучающие, стимулирующие и развивающие мероприятия, обеспечивающие повышение уровня компетенций и профессиональной субъектности и актуализирующие его стремление осуществлять дальнейшее продвижение к вершинам профессионализма.
Полученные теоретические и экспериментально проверенные эмпирические данные показывают результативность разработанной модели сопровождения, подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают, что цель, поставленная в исследовании, достигнута, задачи решены.
Вместе с тем, проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия аспектов освещаемой нами проблемы. Выполненная работа обозначила возможные направления для дальнейших исследований. Последующие исследовательские усилия мы связываем с изучением профессиональной активности специалистов экономической сферы: особенностей, направленности, причин спада, способов ее поддержания.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Акмеологические инварианты профессионализма женщины как субъекта предпринимательской деятельности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ
ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОГО
ОПЫТА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Методическое сопровождение преподавателей колледжа на
начальном этапе педагогической деятельности на примере
«Школы молодого педагога»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Инновационная деятельность как условие повышения профессионального роста педагога дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Особенности мотивации профессиональной деятельности молодого специалиста в системе здравоохранения Алтайского края
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Управление процессом профессионального развития педагога образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Научно-методическое сопровождение деятельности преподавателей иностранного языка ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия развития профессиональных способностей руководителей дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023



