Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №102432

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы183
Год сдачи2017
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОБИЛЬНЫХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ 15
1.1 Анализ требований к современному ИТ-специалисту 15
1.2 Сущность и структура профессиональной мобильности ИТ-специалиста . 26
1.3 Субъектный опыт учебно-профессиональной деятельности студентов как
условие формирования профессиональной мобильности будущего специалиста 35 Выводы по первой главе 47
Глава 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ 51
ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ 51
2.1 Теоретико-методологические основания моделирования процесса
формирования профессиональной мобильности будущих ИТ-специалистов в процессе становления субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности 51
2.2 Комплексная модель формирования профессиональной мобильности
будущих ИТ-специалистов в процессе становления субъектного опыта учебно¬профессиональной деятельности 59
2.3 Педагогические условия эффективной реализации комплексной модели
формирования профессиональной мобильности будущих ИТ-специалистов .. 80 Выводы по второй главе 91
Глава 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ 94
ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ 94
3.1 Констатирующий этап опытно-поисковой работы по формирования профессиональной мобильности будущих ИТ-специалистов 94
3.2 Формирующий этап опытно-поисковой работы по формированию
профессиональной мобильности будущих ИТ-специалистов 107
3.3 Обобщающий этап опытно-поисковой работы по формированию
профессиональной мобильности будущих ИТ-специалистов 131
Выводы по третьей главе 148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 154
Приложение

Высокая инновационная динамика и интеграция информационных технологий (ИТ) во все сферы жизни общества увеличили спрос на ИТ-специалистов и
повлияли на повышение требований к их подготовке в учреждениях профессионального образования. Нарастающая сложность современных информационных
процессов требует от ИТ-специалистов быстрой адаптации к интенсивно развивающимся технологиям в профессиональной деятельности, оперативного обновления знаний, систематического повышения квалификации, гибкого взаимодействия с работниками различных сфер.
Таким образом, сегодня успешный и востребованный ИТ-специалист должен быть способным в изменяющихся условиях труда быстро и качественно решать задачи профессиональной деятельности, то есть быть мобильным. Данное
обстоятельство предопределило возникновение в педагогической теории и практике проблемы формирования профессиональной мобильности будущих ИТ специалистов, которая может быть рассмотрена в нескольких аспектах.
Так, социально-педагогический аспект актуальности определяется нехваткой мобильных ИТ-специалистов, отвечающих современным требованиям рынка
труда. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период
до 2020 года сделан акцент на тот факт, что система образования должна быть
ориентирована на формирование профессиональной мобильности граждан, необходимой для их инновационной деятельности. В Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы зафиксировано, что одним из факторов, ограничивающих развитие ИТ в нашей стране,
является недостаточный уровень подготовки специалистов этой сферы. При этом
отмечено, что успех профессиональной деятельности зависит от наличия у специалиста готовности к непрерывному самообразованию, обеспечивающему возможность быстрой модернизации профессиональной деятельности в соответствии с
изменяющимися условиями, средствами и технологиями труда; способности к рациональному и конструктивному поведению в нестандартных ситуациях; обладания навыками эффективной коммуникации, позволяющими устанавливать и поддерживать позитивные контакты с руководством, коллегами, заказчиками, пользователями, клиентами; ориентации в смежных с информационными технологиями областях.
Таким образом, государство заинтересовано в формировании профессиональной мобильности ИТ-специалистов, поскольку это связано с решением задач,
обеспечивающих информатизацию общества, импортозамещение в сфере ИТ,
увеличение рынка ИТ-продуктов и услуг в нашей стране.
Научно-теоретический аспект актуальности обусловлен необходимостью
поиска научно-педагогических подходов к организации процесса подготовки
профессионально мобильных ИТ-специалистов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Актуальность проблемы формирования профессиональной мобильности
ИТ-специалистов обусловлена стремительным развитием информационных технологий и необходимостью их внедрения во все сферы экономики страны и жизни человека, недостаточной разработанностью требуемого научно-теоретического
и научно-методического обеспечения, необходимого для подготовки мобильных
специалистов в учреждениях профессионального образования.
2. Профессиональная мобильность будущего специалиста в области ИТ
представлена как характеристики будущего специалиста, позволяющей ему в
рамках динамично меняющихся условий учебно-профессиональной деятельности
на базе имеющихся знаний и умений в области ИТ и смежных с ней областей организовывать быстрое и качественное выполнение учебно-профессиональных задач, в том числе за счет организации межпрофессионального взаимодействия с
другими субъектами образовательного процесса, выбор наиболее эффективных
методов и средств решения поставленной задачи, оперативного освоения новых
ИТ и внедрения их в учебно-профессиональную деятельность. Одним из условий
формирования профессиональной мобильности будущих специалистов является
становление их субъектного опыта учебного-профессиональной деятельности.
3. На основе положений системного, процессного, компетентностного и
личностно-деятельностного подходов разработана комплексная модель подготовки профессионально мобильных ИТ-специалистов, состоящая из совокупности
компетентностной, процессной и структурно-функциональной моделей, каждая из
которых представляет значимые черты исследуемого объекта и во взаимосвязи
друг с другом образует единую систему


1. Абульханова, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульханова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Проблема определения субъекта в психоло¬гии / К. А. Абульханова-Славская // Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. - М.: МПСИ; Воро¬неж: МОДЭК, 2001. - С. 36-52.
3. Адольф, В. А. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт / В. А. Адольф, Н. В. Пилипчевская // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 143-147.
4. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 161 с.
5. Александрова, З. И. Психолого-педагогическая подготовка студентов колледжа как средство развития социально-профессиональной мобильности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Александрова Зинаида Игоревна. - СПб., 2009. - 25 с.
6. Алексеева, Л. В. Психологическая характеристика субъектаа и субъекта преступления / Л. В. Алексеева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2003. - № 4. - С. 216-228.
7. Алешин, Л. И. Информационные технологии: Учебное пособие /
Л. И. Алешин. - М.: Литера, 2008. - 424 с.
8. Амирова, Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в си¬стеме дополнительного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Амирова Людмила Александровна. - Уфа, 2009. - 410 с.
9. Амосова, О. В. Подготовка студентов университета к воспитательной работе в современных условиях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Амосова Ольга Викторовна. - Иркутск, 1999. - 197 с.
10. Англо-русский учебно-педагогический словарь / сост. Н. В. Федорова,
B. П. Лапчинская. - М.: ООО «ИЗДАТ-ШКОЛА», 1998. - 160 с.
11. Андреев, В. И. Педагогика / В. И. Андреев. - Казань: Центр
инновационных технологий, 2000. - 608 с.
12. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. -
C. 18-22.
13. Бардынина, В. А. Психолого-педагогические условия развития субъектности студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. .канд. псих. наук: 19.00.07 / Бардынина Виктория Алексеевна. - Белгород, 2008. - 22 с.
14. Беганцова, И. С. Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания / И. С. Беганцова,
A. В. Никишев, Н. В. Смагин // Молодой ученый. - 2014. - № 21.1. - С. 77-79.
15. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельный аспект: моногр. / В. А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 216 с.
16. Белицкая, Е. В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Белицкая Евгения Викторовна. - Волгоград, 2012. - 24 с.
17. Беспалько, В. П. Природосообразная педагогика / В. П. Беспалько. - М.: Народное образование, 2008. - 512 с.
18. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем /
B. П. Беспалько. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. - 304 с.
19. Биктуганов, Ю. И. Стратегия профессионального образования в Свердловской области / Ю. И. Биктуганов // Профессиональное образование и рынок труда. - 2013. - № 1. - С. 2-3.
20. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. - 270 с.
21. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред.
С. А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2000. - 1536 с.
22. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - М; Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
23. Бондаренко, Н. В. Профессионализм на весах профессионалов / Н. В. Бондаренко // Аккредитация в образовании. - 2013. - № 7. - С. 54-55.
24. Бондырева, С. К. Субъект вуза и проблема субъектности в вузе / С. К. Бондырева // Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологиче¬ские, философские, социокультурные аспекты. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - С. 111-118.
25. Боровская, С. В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя : дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Боровская Седа Витальевна. - Челябинск, 1999. -175 с.
26. Борытко, Н. М. Педагог в пространстве современного воспитания: Монография / Н. М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с.
27. Брушлинский, А. В. Гуманистичность психологической науки / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. - 2000. - № 3. - С. 43-48.
28. Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - № 6. - С. 3-11.
29. Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья вторая) / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - № 6. - С. 3-12.
30. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. - 2-е изд., испр. - М.: МПСИ, 2003. - 408 с.
31. В IT-специалистах нуждаются производители и танков, и рубашек [Электронный ресурс] // KAZAN FIRST новости как есть. - Режим доступа: http s: //kazanfirst .ru/article/236078.
32. Василенко, И. В. Социокультурная мобильность как философская
проблема: автореф. дис. ...канд. философ. наук: 09.00.11 / Василенко Инна
Викторовна. - Волгоград, 1996. - 48 с.
33. Ведута, О. В. Формирование учебной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования технического профиля: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ведута Ольга Витальевна. - Тюмень, 2011. - 200 с.
34. Волкова, Е. Н. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи: учеб. пособие / Е. Н. Волкова [и др.]. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. - 250 с.
35. Воронин, А. В. Конкуренция на рынке ИТ-товаров и ИТ-услуг: монография / А. В. Воронин, И. Р. Шегельман. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010. - 300 с.
36. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
37. Галимов, А. М. Методологические особенности обеспечения управления качеством образования в вузе / А. М. Галимов // Вестник ТГГПУ. - 2011. - № 1. - С. 279-284.
38. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования. / Б. С. Гершунский. - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Пед. о- во России, 2002. - 512 с.
39. Годник, С. М. Педагогическая деятельность: парадоксы теории и практики / С. М. Годник // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Проблемы высшего образования. - 2001. - № 1. - С. 27-38.
40. Голавская, Н. И. Формирование у старших подростков субъектного исследовательского опыта во внеурочной деятельности: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Голавская Наталья Ивановна. - Улан-Удэ, 2004. - 181 с.
41. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - Минск.: Харвест, 1998. - 800 с.
42. Горюнова, Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как про-блема развивающегося образования России: дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.08 / Го-рюнова Лилия Васильевна. - Ростов-на-Дону, 2006. - 427 с.
43. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15- Г оспрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf.
44. Гохберт, Г. С. Информационные технологии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. С. Гохберт, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 208 с.
45. Григорьев, Н. Б. Исследование параметров субъект-субъектной коммуникации на материале анализа текстов: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Григорьев Николай Борисович. - Санкт-Петербург, 2002. - 206 с.
46. Гудзовская, А. А. Социально-психологическое исследование
становления социальной зрелости: дис. . канд. псих. наук: 19.00.05 / Гудзовская Алла Анатольевна. - Самара, 1998. - 230 с.
47. Данилов, И. П. Процессный подход в высшем образовании / И. П. Данилов, Р. В. Сюров // Менеджмент и системы качества образовательных учреждений. - 2003. - № 3. - С. 39-41.
48. Дахин, А. Н. Моделирование в педагогике / А. Н. Дахин // Идеи и идеалы. - 2010. - № 1(3), т. 2. - С. 11-20.
49. Дворецкая, Ю. Ю. Психология профессиональной мобильности лично¬сти: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Юлия Юрьевна Дворецкая. - Краснодар, 2007. - 169 с.
50. Дементьева, О. М. Формирование социально-профессиональной мо-бильности студентов в учреждении среднего профессионального образования: ав- тореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Дементьева Оксана Мироновна. - М.,
2009. - 23 с.
51. Деркач, А. А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А. А. Деркач, Л. Э. Орбан. - М.: РАГС, 1995. - 88 с.
52. Доклад Ассоциации предприятий компьютерных и информационных
технологий (АПКИТ) при участии McKinsey & Company в рамках исследователь¬ского проекта по стратегическим направлениям развития ИТ-отрасли в РФ в 2012-2020 годах «О мерах по развитию ИТ в РФ. Подход бизнес-общества» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apkit.ru/files/
Strategy_APKIT_2012_vr.pdf.
53. Дорожкин, Е. М. Профессиональное образование / Е. М. Дорожкин, Е. Ю. Щербина // Образование и наука. - 2013. - № 6 (105). - С. 64-73.
54. Дунаева, Н. И. Психологическая структура субъектности как личностного свойства студента - будущего социального педагога: автореф. дис. ...канд. псих. наук: 19.00.07 / Дунаева Наталья Ивановна. - М., 2005. - 28 с.
55. Дуранов, М. Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер. - Магнитогорск: изд-во МГПУ, 1997. - 158 с.
56. Дюнина, В. Н. Формирование профессиональной мобильности студен-тов информационных специальностей в техникуме: дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Дюнина Валерия Николаевна. - Нижний Новгород, 2009. - 138 с.
57. Егорова, Л. Е. Социально-экономические предпосылки становления профессиональной мобильности специалиста в области ИТ / Л. Е. Егорова, Р. А. Карелова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2016. - № 11 (67). - С. 24-44.
58. Елфимова, М. М. Развитие субъектности студентов-менеджеров / М. М. Елфимова, Е. А. Новикова // Менеджмент и кадры: психология управления, социология. - 2010. - № 8 (92). - С. 35-41.
59. Ерецкий, М. И. Совершенствование обучения в техникуме / М. И. Ерецкий. - М.: Высшая школа, 1987. - 264 с.
60. Зборовский, Г. Е. Общая социология: Учебник для вузов /
Г. Е. Зборовский. - 3-е изд. исправленное и дополненное. - Екатеринбург, 2003. - 718 с.
61. Зеер, Э. Ф. Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной деятельности / Э. Ф. Зеер, С. А. Морозова, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 90-97.
62. Зеер, Э. Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. - 129 с.
63. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая ос¬нова компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М., 2004. - 392 с.
64. Иванова, Г. С. Технология программирования: учебник / Г. С. Иванова. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 336 с.
65. Игошев, Б. М. Системно-интегративная организация подготовки про-фессионально мобильных педагогов: автореф. дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.08 / Игошев Борис Михайлович. - Москва, 2008. - 39 с.
66. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп; пер. с нем. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.
67. Ипатова, Е. Р. Педагогические условия формирования социально-профессиональной мобильности студентов юридического вуза во внеучебной деятельности / Е. Р. Ипатова // Право и образование. - 2009. - № 11. - С. 72-79.
68. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-14.
69. Исаев, Е. И. Психология образования человека: становление субъектно¬сти в образовательных процессах / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 432 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ