Введение
Глава 1. Создание Монгольской государственности 12
1.1. Личность Чингисхана как основателя монгольской империи 12
1.2. Объединение степных племен и создание монгольского государства 16
1.3. Завоевательные походы Чингисхана и его потомков 19
Глава 2. Народы Сибири под игом Монгольской Империи 26
2.1. История и социально-политическое положение народов Сибири после захвата монголами 26
2.2. Занятия и быт народов Сибири 50
2.3 Культура тувинцев как народ Сибири 62
2.4. Этносоциологические исследования по теме: «Современная
молодежь Тувы об эпохе Монгольской Империи (на примере студентов
Тувинского Государственного университета) 65
Заключение
Приложения
В начале XIII в. на территории Центральной Азии было образовано Монгольское государство. Монгольские племена были в разрозненном положении, пока их не объединил Темучин, который в 1206 году получает титул великого Чингисхана. Темучин был объединителем степных народов, создателем могучей кочевой державы; Чингисхан стал величайшим в истории завоевателем, строителем-творцом всемирной монгольской империи.
На курултае, который состоялся в 1206 г. Чингисхан обнародовал свой свод законов, называвших «Яса». В нем было зафиксировано не безоговорочное подчинение власти, основанной на силе, а острая необходимость обрести силу для самообороны, при необходимости даже жертвуя привычной независимостью и личной свободой. Он создал армию с огромным количеством людей, к нему стекалось много нукеров.
Среди покоренных Чингисханом территорий была еще территория Сибири. Прежде чем приступить к рассмотрению истории и судьбы народов Сибири, находившихся под монгольским игом, мы сочли нужным раскрыть понятие Сибирь, каково возникновение этого термина и т.д. Итак, по этому поводу нет единогласия ни среди ученых, существует несколько версий происхождения этого слова. Но, с точностью можно сказать лишь одно - название Сибирь обозначало земли к востоку от уральских гор еще задолго до появления здесь русских.
1. Тюркская версия: Сибирь является искаженным тюркским словом «сибэр» или «чибер», которое в переводе означает «красивый». Древние татары легко могли назвать так земли к востоку от их владений, так как красота сибирской природы и сейчас поражает воображение. В пользу этой версии говорит и татарский обычай давать всему очень ясные названия озеро Чебаркуль, Иссыкуль, что означает «красивое озеро»
2. Монгольская версия. Эта версия снова языковая, но теперь с монгольскими корнями. Слово «шибир» с монгольского дословно перевести невозвожно, однако его смысл обозначает болотистую местность поросшую лесом преимущественно березовым. Если вспомнить о природе Сибири, то ассоциация напрашивается практически сразу: березовые колки перемежаются с непроходимыми болотами. Монголы пришли в сибирские земли именно с юго-востока, так что миновать болотистые низины южной и средней Сибири они не могли. Созвучие слова современному названию и историю заселения края говорят только в пользу данной версии.
3. Этническая версия. Связана она с тюркоязычным этносом, больше известным как сибирские татары. Сами татары называли себя «сабыр». Сибирские татары также жили на этих территориях испокон веков. Кроме всего этого Сибирское ханство обладало огромным влиянием и мощью, так что эти земли легко могли быть названы как земли Сабыров или Сибирь
К покоренным монголами в XIII - XIV вв. сибирским народам относились и Западные и Южные народы Сибири. К южным относились: енисейские кыргызы, хакасы, алтайцы (телессы, тубалары, челканцы, кумандинцы, телеуты, шорцы)1, буряты. А к западным: калмыки, татары (туралинские, тоболо-иртышские и барабинские) и т.д. Ресурсы Сибири - это не только ее недра. Это и ее бескрайние леса, полноводные реки, флора и фауна, полезные ископаемые. Сибирский регион, таким образом, был важнейшим притягательным пунктом для освоения Монгольской империей.
Актуальностью данной выпускной квалификационной работы является необходимость изучения и рассмотрения истории народов Сибири к приходу монгольских захватчиков и после того, как они были покорены. Нам предстояло также рассмотреть, какое же влияние оказала монгольская эпоха на культуру, занятие и судьбу малых «лесных народов» Сибири. У тувинского народа, как главного малого народа Сибири, например, появляется религия буддизм. Почти во всех городах находились буддийские храмы, часовни и пагоды, чаще всего - в особых дворах с глинобитными стенами и пристройками, в которых жили буддийские монахи. К тому же времени относится высеченная в скале Бижиктиг-Хая на Хемчике (близ современного поселка Кызыл-Мажалык) естественная ниша, в которой искусно нарисовано кистью изображение Будды, сидящего в окружении облаков, драконов и птиц. Из имеющейся здесь же китайской надписи видно, что изображение выполнено летом 1358 г. ХІП-ХІѴ вв. датируется высеченная в скале близ устья р. Чаа- Холь буддийская часовня в виде ниши с изображением Будды, двух Бодхисатв и двух стражей, стоящих в устрашающих позах2.
Объектом исследования является - завоевательные походы монголов в XIII - XV вв. и их влияние на подчиненных народов.
Предметом исследования являются - историческая судьба народов Сибири в эпоху Монгольской империи в XIII - XV вв.
Цель исследования - изучить народы Сибири в эпоху Монгольской империи в XIII - XV вв.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Г изучить историю создания Монгольской государственности их завоевательные походы XIII - XV вв.;
С рассмотреть особенности развития истории и социально-политического положения народов Сибири после захвата монголами;
С сравнить занятия, культуру и религию населений Сибири к приходу монголов и после захвата монголами в XIII - XV вв.;
У провести социологическое исследование по теме: «Современная молодежь Тувы об эпохе Монгольской Империи (на примере студентов Тувинского Государственного университета)».
включая народы Сибири. Для нас большой интерес представляет историческая судьба народов Сибири, покоренных монголами. Верхняя граница, объясняется тем, что в данное время могущественная Монгольская империя распадается, а конкретно в первой половине XV века она перестала существовать. Следовательно, мы не можем не обратить внимание на то, как развиваются народы Сибири после Монгольского ига, каково их влияние на повседневную жизнь народов Сибири: социально-экономическое положение, культуру, религию, занятие и т.д.
Территориальные рамки исследования - Южная и Западная Сибирь. Данные территориальные рамки выбраны не случайно, так как мы хотели рассмотреть не только Туву под игом Монгольской империи, но и сопредельных народов, проживающих в данном регионе.
Степень изученности темы. В историографии XIX - XX вв. содержится немало сведений об эпохе Монгольской империи и об истории народов Сибири. Но, как правило, сведения о последнем крайне отрывочны и специального исследования, посвященному этому вопросу, нет. Но, тем не менее, хотелось бы отметить одну из главных древнейших историографических источников о монголах и завоеванных им территориях - «Сокровенное сказание монголов», автор которого неизвестен. Этот китайский источник, переведен в 1941 г. известным монголоведом С. А. Козиным. В этом источнике описываются о всех завоеванных территориях Монголии, включая территорию Сибири.
Самые первые сведения, касающиеся дипломного проекта, у народов Сибири относятся к началу XX века, то есть с момента появления письменных источников, очерков, дневников, докладов, отчетов и сочинений ученых, побывавших на территории Сибири. Они не ставили конкретно целью и предметом их исследования историю и судьбу народов Сибири. Зачастую их работы носят субъективные и скудные сведения. Но, тем не менее, их работы представляют большой интерес, и находят свое место в науке для современных ученых историков, этнографов и других научных направлений, так как они являются единственными источниками информации о давно ушедшей истории.
Следует отметить труды известных российских ученых-историков, этнографов, как, например, Л. П. Потапов’, А.П. Окладников , Л. Р. Кызласов, Л. Н. Гумилева, Б. Я. Владимирцев3, В. В. Бартольд, 3. Я. Боярщинова Г. Л. Файзрахманов, Г. Ф. Миллер, Л. Г. Олех, Г. Е. Грум-Гржимайло, К. Маркс и другие. О Чингисхане, как о полководце пишут очень много зарубежных историков Р. Груссе, Л. Гарольд, Д. Май, а также Б. Я. Владимирцев и др.
В изучении истории Монголии, Золотой Орды, в советское время господствовало суждение о ней как о государстве-угнетателе, не заслуживающем внимания советских историков. Особую осторожность и бдительность проявляли редакторы при публикации сюжетов на золотоордынские темы.
В работе Л. П. Потапова, который написан в 1953 г. пишется об алтайцах, об их судьбе и истории в период монгольского ига, сопровождающихся обременительными налогами, разорительной политикой, извлечений из территории алтайцев богатых полезных ископаемых. Есть еще замечательный его труд «Происхождение и формирование хакасской народности», в котором пишется очень интересная информация. В нем пишется, что к предкам тувинцев можно отнести племена тайджиутов: точи или точигасы, населявшие Северо-Восточную Туву и вошли в состав современных тувинцев-тоджинцев. В данной монографии пишется о результатах экономического, политического и культурного влияния на историческую судьбу алтайцев и их упадка. Об обременительных налогах пишет также Г. Е. Грумм-Гржимайло, он пишет, что все налоги взимались в казну хана, и отдельно в пользу улусного князя и областного начальника . Путешественник Марко Поло, живший много лет назад сообщает, что в Монголии считалось, что все подданные, их имущество и скот составляли собственность хана, который мог в любой момент мог взять себе что угодно из имущества своих подданных.
Грабительский характер политики монгольских ханов по отношению к покоренным ими народам привлек внимание К. Маркса. В своих исторических исследованиях он обратил на него внимание в связи с вопросом монголо-татарского ига на Руси и выразил это в следующих словах: «Это было иго, которое не только подавляет, но растлевает и иссушает самую душу народа, который ему подпал. Монгольские татары установили режим систематического террора, орудием которого были грабежи и массовые убийства».
В работе Г. Л. Файзрахманов автор книги «История Сибирских татар (с древнейших времен до начала XX в.)» на основании изучения важнейших исторических, археологических и письменных источников, трудов исследователей, автор освещает сложные вехи истории тюркских племен. Основное место в монографии занимает история западно-сибирских татар. На базе большого исторического материала освещена история тюркско-татарских государств Западной Сибири: Ишимского ханства, Тюменского ханства и Сибирского ханства, также показано участие сибирских татар в процессе образования единой татарской нации.
В общем труде С. И. Вайнштейна и М. X. Маннай-оола, Ю. Л. Аранчына и др. Истории Тувы в первом томе есть отдельная глава, посвященная об истории и судьбе Тувы под игом великого Чингисхана и его преемников. Над этой главой работал М. X. Маннай-оол, используя материалы Л. Р. Кызласова. В этой работе он рассматривает, когда был взят под покровительство Монголии Тува, а также какие этнические группы находились в бассейне Верхнего Енисея, это были тубасы, туматы, киргизы, телесы и др. Здесь тоже рассматривается вопрос о тяжелом положении народов Тувы и близ лежащих сибирских народов. А еще для изучения и исследования данной дипломной работы нам очень помогла работа Девлет М. А. В ее работе даны археологические данные, что позволяет узнать об археологических источниках в Улуг-Хемском районе. В рассматриваемый нами период Монгольского
7 А. Н. Насонов. Монголы и Русь. - М.: изд. АН СССР, 1940. Из этой работы заимствована приведшая цитата К. Маркса. господства, т.е. ХІІІ-ХѴ вв. на территории современной Тувы, в районах Улуг- Хема и Танды были построены первые городища. Археологами исследованы остатки шести городов и двух поселений0, последние были построены с целью укрепления завоеванных территорий для земледелия, с использованием труда ремесленников, земледельцев и т.д.
Источниковая база. В работе были использованы в основном монографии, доклады, газетные статьи, статьи периодической печати, в которых есть материалы о монгольской империи, об истории народов Сибири под монгольским игом, о культуре народов и т.д. Итак, хотелось бы отметить работу Вайнштейна С. И., в котором даются информации о средневековых оседлых поселениях и оборонительных сооружениях в Туве. Евтюхова Л. А. в книге материалы и исследования по археологии Сибири в томе первом, пишет о каменных изваяниях Южной Сибири и Монголии, что несомненно помогло нам в исследовании археологических памятников ХІІІ-ХІѴ вв.
Научная новизна исследования. Как выше уже говорилось, по данной теме есть научные труды, но авторы рассматривают ее в контексте более обширных тем. Для нас конкретный интерес представляет изучение истории народов Сибири в эпоху Монгольской империи. Данная работа представляет первую попытку рассмотрения особенности развития истории и социально- политического положения народов Сибири после захвата монголами, а также сравнить их занятия, культуру и религию до и после захвата монголами в XIII - XV вв.
Без сомнения, важным дополнением к данной работе являются результаты этносоциологического исследования по теме: «Современная молодежь Тувы об эпохе Монгольской Империи (на примере студентов Тувинского Государственного университета)».
На вопрос какую оценку они могут дать Чингисхану как завоевателю больших территорий, отвечали, что дают и положительную и отрицательную характеристику. Они также с гордостью говорили о Конном статуе Чингисхана, который в настоящее время находится в Монголии, посвященный Великому полководцу. Что самое интересное Учрал мне рассказала так это то, что согласно легенде в 1177 г. еще юношей Темучин возвращался домой от Ван Хана, близкого друга своего отца, у которого просил силы и помощи. Именно в этом месте, где сегодня возведена Конная статуя, посвященная Чингисхану, он нашел кнут - символ успеха (см. Приложение 2).
Методология и методы исследования. Методология выпускной квалификационной работы основана на принципе историзма и объективности в понимании истории изучения народов Сибири в эпоху Монгольской империи в XIII - XV вв. При исследовании данной проблемы использован комплексный подход, обусловленный привлечением исторических и этносоциологических данных.
В работе использованы следующие методы:
• системный анализ, позволивший установить общую картину исторической судьбы народов Сибири после захвата монголами в XIII - ХѴвв;
• сравнительно-исторический метод;
• этносоциологические методы (опрос, беседа, интервьюирование, анкетирование);
Кроме того, в работе были использованы следующие методы: работа с информантами, фотографирование.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовании данной темы для дальнейшего изучения студентами данной эпохи, при чтении лекций по истории Тувы и народов Сибири. В том числе, данную работу в целом или по разделам можно использовать в школьных кружках для привлечения учащихся к научно-исследовательской и проектной деятельности.
Апробация работы. Отдельные положения выпускной квалификационной работы были изложены в виде доклада на:
> ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ на секции «История»;
> на уроке истории Тувы для 9-х классов МБОУ «Гимназии № 5» г. Кызыла.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Таким образом, на основе анализа Источниковой базы, научной литературы и других материалов в данной выпускной квалификационной работе нами была предпринята попытка раскрыть тему о народах Сибири в эпоху Монгольской империи в XIII - XV вв. Из выше сказанного мы пришли к выводу, что эпоха Монгольской империи у народов Сибири сыграли значительную роль в истории Сибири.
XIII - XV вв. внесли существенные изменения в жизнь сибирских народностей, который в короткие исторические сроки совершил путь от средневековья к цивилизации, от монгольской зависимости и для ее дальнейшего развития
Был изучен и раскрыт этот период с использованием исторических материалов, научных трудов, археологических памятников. Были проанализированы особенности исторической судьбы народов Сибири. А также показаны характерные особенности их политического, социально- экономического и культурного развития под монгольским игом.
В первой главе мы рассмотрели вопросы касающихся личности Чингисхана, объединение и создание монгольской государственности, завоевательные походы монголов и т. д. Из вышесказанного Чингисхан является старшим сыном Есугей-баатура и Оэлун, родился в 1167 г. Когда ему было десять дет его отца отравили татары. Детство его прошел в тяжелых жизненных условиях, так как после смерти его отца община оставляет семью Темучина совсем одних. Но он уже с подросткового возраста обладал хитрым умом, который так необходим великому полководцу. Ближе к 1204 г. Темучин объединил племена, а в 1206 г. он получил титул Чингисхана - единого правителя всех монгольских племен. А следующий 1207 г. является годом когда монгольская армия во главе старшим сыном Чингисхана Джучи охватывают территорию Южной Сибири, наряду с такими государствами как, Китай, Хорезм, Русь и т.д.
Во второй главе были рассмотрены наиболее важные сферы общественного развития. Это социально-политическое, культурное, не говоря уже, об экономическом.
Социально-политическое положение развитие по сравнению с предшествующим временем заметно ухудшилось. Поскольку монгольское иго носило грабительский, насильственный характер политики. Развитие сельского хозяйства у каждого народа Сибири шло статично из-за того, что рабочие должны были платить дань - ясак, монгольскому правителю, что совсем не удавалось сделать простому рабочему.
Культурное развитие тоже не оставалось на месте. Этому свидетельствуют работы археологов, этнографов, историков изучавших историю Сибири. Исследования показывают, что после захвата монголов сибирских народностей оказались под влиянием культуры с восточной стороны мусульман, китайцев, монголов. Даже некоторое время по современным исследованиям персидский язык был официальным языком монгольской знати. Следовательно, все народы, которые подпадали под зависимость монголов испытывали себе эту языковые изменения. Позже когда Чингисхан завоевывает Китай, сюда еще начинают проникать и китайская культуры и быт. Таким образом, культурное развитие у покоренных сибирских народов было динамическим.
В целом данную нами исследованную работу можно подытожить следующим образом. В завоевательных походах Монгольской империи территория Сибири не осталась не замеченным, ее сразу заметили в силу того, что в этих краях было много природных богатств, полезных ископаемых, необходимых для изготовления оружий для войны и т.д. И что эпоха Монгольской империи оставила для народов Сибири значительный и
неизгладимый след для дальнейшей истории и развития народов на данном регионе. Поставленные перед нами цели, для исследований темы в целом были достигнуты.
1. Левина М.Г., Потапов Л.П. - Народы Сибири. - М.: Изд-во академии наук СССР.-1956.
2. Окладников А.П. - История Сибири в 5 томах. -Т.1.- МлНаука. - 1968.
3. Владимирцев Б.Я. - Чингисхан. - Горно-Алтайск. - Ак-чечек - 1992
4. Груссе, Р. Чингисхан: Покоритель Вселенной,- М.: Мол. гвардия, 2000.¬285с.
5. История Востока.Т.2. Восток в средние века.- М.6 Восточная литература, 1999.-716с.-С. 370-373.
6. История Сибири в 5 томах. Т.1./ А.П. Окладников.- М.: Наука, 1968.¬456с.- С. 370-408.
7. История Сибири: учеб, пособ. /З.Я. Бояршинова.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1987.- 472с.- С. 74-102.
8. История России с древнейших времен до конца XVII века /под ред. Л.В. Милова.- Мл ЭКСМО, 2008.- 768с.- С. 335-351.
9. Копылов, Д.И. Ермак.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989.- 240с.- С. 66-95.
10. Маннай-оол, М.Х., Достай, И.А. История Тувы,- Кызыл: Тув.кн. изд-во, 1996.- 136с.- С. 28-32.
11. Миллер, Г.Ф. История Сибири. Изд. 2-е, доп. Т.І.- М.: Восточная литература, РАН, 1999.- 630с.:ил., карта.- С. 166-196, 232-293.
12.Олех, Л.Г. История Сибири: учеб, пособ.- Ростов-н/Д.: Феникс,2013.- 380с.-С.53-71.
360с,- С.48-64
14. Скрынников, Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака.- Новосибирск.: Наука, 1982,- 256с.
15. Словцов, П.А. История Сибири. От Ермака до Екатерины IL- М.: Вече, 2006.- 512с.- С.48-54.
16. Д.А. Функ. Тюркские народы Сибири /отв. ред. Д.А. Функ, Н.А. Томилов.- М.: Наука, 2006.- 678с. - С. 39, 43, 177, 380,384, 541,579.
17. Функ Д.А. Тюркские народы Восточной Сибири / Д.А. Функ, Н.А. Алексеев.- М.: Наука, 2008.- 422с.
18. Ципоруха, М.И. Покорение Сибири. От Ермака до Беринга.- М.: Вече, 2004.-400,- С. 94, 100-134.
19. Кхоан X. В. Технология изготовления железных и стальных орудий труда Южной Сибири. -Советская археология, 1974.-№4.
20. Г. Е. Грумм-Гржимайло. Западная Монголия и Урянхайский край. - Т.2. - Л, 1926.
21. Владимирцов Б.Я. Чингисхан. - Горно-Алтайск. - Ак-чечек - 1992.
22. Козин С. А. Сокровенные сказания монголов, (пер.) - М.: Изд-во академии наук СССР.- С. 611.
23. Д.Г Савинов. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего Средневековья. - Кемерово, 1994.
24. Кызласов Л. Р. Памятник мусульианского средневековья в Туве. - Советская археология. 1963.
25. Файзрахманов Г.Л. История сибирских татар (с древнейших времён до начала XX в.). - Казань, 2002.
Сборники научных трудов и статей
1. Н. Н. Крадин. Империя Чингисхана в западных исследованиях. // Вопросы истории. 2010-№5
2. В. Ш. Бембеев. Ойраты и калмыки в истории Монгольского государства. // Вопросы истории. -2010. - № 5.
3. Культура Тувы: прошлое и настоящее,- Сб. материалов научно-практической конф. / отв. Ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: КЦО «Аныяк», 2012.
4. Сергей Волков. Письменные источники о Чингисхане У/Вопросы истории. Вып. №2.- 2014.
5. Соболев В. И. Распростронение ислама в Сибири // Ислам, общество и культура. // Материалы МИК Исламская цивилизация в преддверии XXI в. - Омск, 1994.
6. Ольга Бибикова «обряды перехода» в арабо-мусульманской культуре. // Арабы. Историко-этнографические очерки, 2008.
Энциклопедические материалы
1. Большая Советская энциклопедия. Т..29.- С.206.
2. История Востока. Т.2.Восток в средние века.- М.: Восточная литература, 1999.
3. О киргизах на Енисее. См.: В. В. Бартольд. Сочинения. Т.І. Ч.2.М., 1964.