Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Великий шелковый путь как механизм межцивилизационного взаимодействия в древности и средние века

Работа №88669

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы87
Год сдачи2022
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 5
Глава 1. История формирования и развития Великого шелкового пути 17
1.1. Древнейшие торговые пути на территории Азии и
формирование Великого шелкового пути как единой трансконтинентальной магистрали 17
1.2. Функционирование Великого шелкового пути в период раннего
средневековья (III—V вв.) 23
1.3. Функционирование Великого шелкового пути в период
развитого средневековья (VI-XII вв.) 29
1.4. Развитие Великого шелкового пути и система его маршрутов в
период империи монголов (XIII - середина XIV вв.) 36
1.5. Факторы угасания Великого шелкового пути как
трансконтинентальной магистрали в период позднего средневековья (середина XIV - начало XVI вв.) 41
Глава 2. Великий шелковый путь в системе экономической и межкультурной коммуникации 47
2.1. Китай как восточный полюс межцивилизационного взаимодействия
на Великом шелковом пути 47
2.2. Великий шелковый путь как движущий фактор экономического и
межкультурного взаимодействия народов Центральной Азии на евразийском пространстве 52
2.3. Великий шелковый путь в коммуникации Востока и Запада -
азиатская система, повлиявшая на европейские страны 58
Заключение 63
Список источников и литературы 67
Приложения

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в XXI в. все более возрастает роль Китая на мировом рынке, появляются проекты воссоздания мощнейшей на Евразийском континенте торговой магистрали древности, но уже в современном, инновационном виде. В связи с этим важно рассмотреть историю создания и функционирования этого пути, его роль в развитии и коммуникации народов, прежде всего по отношению к Китаю, как основателю и главному экспортеру Шелкового пути, народам Центральной Азии, как узловой точки маршрутов, и европейским странам, как конечной точки пути и представителям Западной цивилизации в коммуникации Восток-Запад.
Великий шелковый путь являлся торговой магистралью в международном масштабе. Он связывал весь материк с Востока на Запад: Китай, Среднюю Азию, Ближний Восток, Римскую Империю (страны Европы в дальнейшем). Имел несколько маршрутов и общую протяженность свыше 7000 километров, просуществовал со II в. до н.э. по XV в. н.э. Свое название он получил в честь основного предмета торговли - китайского шелка.
Великий шелковый путь считается самым устойчивым в доиндустриальном периоде. Купцы, следовавшие по маршруту, были под защитой вне зависимости от национальности и вероисповедания. Страны, входившие в Великий шелковый путь, получили существенный импульс в экономическом развитии. Кроме того, этот торговый путь не раз становился предметом военных конфликтов и разделения сфер влияния, играя таким образом важную роль во внешней политике этих стран. Рассматриваемая торговая магистраль также явилась дорогой культурного обогащения, обменом знаний и технологий, общения цивилизаций.
Великий шелковый путь во многом заложил международное сотрудничество, дипломатические и торговые отношения между странами Евразийского континента, сыграл важную роль в межкультурной коммуникации.
Объектом исследования выступает система Великих шелковых путей в древности и средние века.
Предметом исследования является Великий шелковый путь и его роль в развитии межцивилизационных контактов народов Европы и Азии в древности и средние века.
Под термином «Великий шелковый путь» в данном исследовании понимается система сухопутных торговых маршрутов, проходившая из Китая через страны Центральной Азии, Индию, Ближний Восток, Средиземноморье, Северный Прикаспий и Причерноморье в Европу (Римскую и Византийскую империи, Венецию и Геную).
Стоит отметить, что во времена своего существования эта магистраль, складывавшаяся из сети локальных маршрутов, не имела единого названия, термин «Шелковый путь» предложил в 1877 г. немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен в первом томе своего труда «Китай. Результаты собственных путешествий». Первоначально фон Рихтгофен понимал под ним лишь пути, связывающие Империю Хань с «Западным краем» (то есть Центральной Азией) и Индией, предназначенные для торговли шелком, однако последующие исследователи древних торговых путей расширили содержание термина до современного понимания.
Также стоит отметить, что наряду с сухопутными маршрутами в изучаемом регионе с древности существовали и морские коммуникации, которые также играли немаловажную роль в культурном и товарном обмене, дополняя, а в определенные периоды и конкурируя с сухопутной торговлей. Эти коммуникации также объединяются исследователями под термином «Морской шелковый путь». Тем не менее, в силу недостаточной развитости судоходства до XVI в. сухопутный Шелковый путь не терял своей актуальности. Поэтому данное исследование сосредоточено главным образом на сухопутных трассах Великого шелкового пути.
Историография проблемы. Тема функционирования исторического Шелкового пути и контактов различных народов на данной магистрали имеет довольно широкую разработанность как в отечественной, так и в зарубежной историографии. В целях систематизации проведенных исследований стоит разделить весь массив работ, прямо или косвенно затрагивающих данную проблематику, на несколько блоков.
Первый блок включает в себя общие работы по истории Центральной Азии, Китая и сопредельных регионов. Основополагающим является исследование коллектива авторов (М.В. Крюкова, Л.С. Переломова и др.) по истории Китая, которое охватывает широкие хронологические рамки с древности до начала Нового времени . В них дается подробная характеристика экономического, политического и культурного развития Китая в различные периоды, всесторонне рассматриваются внешние контакты Китая, оценивается влияние внешних контактов на культуру Китая, делается вывод о важности Шелкового пути во взаимодействии Китая с внешним миром. Эти работы сосредоточены главным образом на развитии Китая и не дают полной картины функционирования Шелкового пути на всем его протяжении. Общая политическая конъюнктура в изучаемых регионах раскрывается в работах по всемирной истории, например, в многотомном труде «Всемирная история. Энциклопедия в 10-и томах» (тт. 2, 3, 4) . Однако здесь уделено очень мало внимания торговым и культурным контактам, эти труды так же не дают полной картины функционирования Шелкового пути. В изучении более позднего периода существования Шелкового пути интерес представляет исследование американского ученого Дж. Уэзерфорда «Чингисхан и рождение современного мира», где помимо подробного изложения истории жизни и завоеваний Чингисхана и его потомков, оценивается вклад монголов в развитие международной торговли и торговых путей в регионе .
Вторая группа исследований посвящена непосредственно изучению истории и развития Великого шелкового пути. Предпосылки зарождения торговли в центральноазиатском регионе, торговые маршруты до начала функционирования Шелкового пути и факторы формирования единой магистрали анализируются в статье У.М. Мавланова и Б.Ж. Эшова и монографии Е.Е. Кузьминой . Работы Л.А. Мамлеевой, Е.У. Байдарова, Ю.В. Латова, С.Е. Докашевой, Линь Мэйцуня, Цинь Юйцая посвящены изучению истории развития шелковых магистралей в эпоху древности и средневековья, особое внимание авторы обращали на влияние политических условий на развитие торговых коммуникаций. Подчеркивалась роль Шелковых путей в культурном взаимообмене, распространении знаний и идей. Однако исследования практически не затрагивают механизмы и результаты культурного взаимообмена между восточной и западной цивилизациями. В эту же группу можно отнести монографию Рауля Маклафлина, где автор рассматривает процесс возникновения широкой сети международной торговли и исследует воздействие этих трансконтинентальных контактов на экономику и общество ведущих держав древности в период Римской и Ханьской империй, при этом аспекты духовного взаимодействия не освещены.
В третью группу исследований можно вынести изыскания, посвященные региональным контактам в системе Шелкового пути. Проблема контактов Китая с народами Центральной Азии и Южной Сибири и взаимного влияния культур указанных регионов раскрывается в исследованиях Е.Б. Бариновой. В монографии американского исследователя Э. Шефера подробно описываются новые элементы материальной и духовной культуры, проникавшие в Китай в эпоху Тан, производится анализ культурного влияния извне на Китай. Современная историография центральноазиатских государств анализирует место важнейших региональных центров Средней Азии в осуществлении торговых контактов и влияние Шелкового пути на их развитие, например, информативными в этом отношении являются работы А. Анарбаева и Х. Курбанова. Большое внимание центральноазиатскими исследователями уделяется роли согдийцев в товарном и культурном обмене, стоит выделить работы А.О. Орифова, А.Р. Аюбова и А.М. Мамадазимова, где авторы приходят к выводу о важности согдийского посредничества не только в торговле, но и в дипломатии и культурном обмене далеко за пределами Центральной Азии. Функционирование западных отрезков Шелкового пути изучается в неразрывной связи с внешней политикой различных европейских государств в разные исторические периоды. М. Тезджан и Дж. Торли анализируют торговые связи Римской империи в восточном направлении. В работах О.П. Жданович раскрываются вопросы взаимодействия Византийской империи с Тюркскими каганатами. А.К. Шагинян и Ю.А. Прокопенко анализируют воздействие арабо-византийских и ирано-византийских войн на торговлю в регионе и изменение торговых маршрутов, оценивают место и роль городов Кавказа в транзитной торговле Востока и Запада. Международную торговлю в период монгольских империй рассматривает А.Г. Еманов в своей монографии «Между Полярной звездой и Полуденным Солнцем: Кафа в мировой торговле XIII-XV вв.». Вторая глава монографии посвящена сообщению Востока и Запада по Великому шелковому пути, определяется место и роль Кафы (совр. Феодосия, Крым) на Шелковом пути, подробно описываются маршруты Шелкового пути на всем их протяжении и их связь с европейскими государствами (Венецией, Генуей, Польшей, Русью), анализируется товарооборот, шедший через Кафу. Представленные работы по западному отрезку Шелкового пути сосредоточены главным образом на экономической и политической составляющей торговли и не затрагивают культурный взаимообмен.
Подводя итог историографическому обзору, можно сделать вывод о том, что степень изученности проблемы функционирования Шелкового пути достаточно высокая, внимание уделено межцивилизационным контактам Китая и стран Центральной Азии, однако же проблема культурного взаимодействия Востока (Азии) и Запада (Римской и Византийской империй, Венеции, Генуи) не стала предметом специального исследования, что определяет цель работы.
Цель данного исследования состоит в комплексном анализе места и роли Великого шелкового пути в межцивилизационном взаимодействии государств Востока и Запада в древности и средние века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить исторические обстоятельства возникновения Шелкового пути в эпоху древности.
2. Выявить и обосновать основные этапы развития Шелкового пути в эпоху древности и средневековья (со II в. до н.э. по начало XVI в. н.э.).
3. Определить роль Шелкового пути во внешнеполитической стратегии Китая в эпохи древности и средневековья.
4. Оценить влияние контактов по Шелковому пути на экономику, духовную и материальную культуру Китая.
5. Проанализировать роль Шелкового пути в системе экономических и межкультурных коммуникаций центральноазиатского региона.
6. Определить значение Великого шелкового пути в системе межцивилизационного взаимодействия Востока и Запада.
Территориальные рамки исследования обусловлены широким охватом Шелковых путей и включают в себя Китай, в его изменяющихся исторических границах, Центральную Азию, Индию, Ближний Восток, Восточное Средиземноморье, Северный Прикаспий и Причерноморье, страны Европы (Римскую и Византийскую империи, Венецию и Геную).
Хронологические рамки исследования обусловлены временем, когда сухопутный Шелковый путь играл ведущую роль в коммуникации Востока и Запада, и включают в себя период со II в. до н.э. по начало XVI в. н.э.
Анализ источниковой базы. Источники, послужившие основой данного исследования, представляют собой письменные повествовательные свидетельства. Их можно разделить на несколько групп.
Первая - летописи, хроники и исторические труды китайских, арабских и персидских авторов. Первым интересующий нас период описал древнекитайский историк Сыма Цянь, живший во времена Старшей Хань. В своем труде «Исторические записки», датирующемся II-1 вв. до н.э., в главе 123 он приводит сокращенный вариант доклада Чжан Цяня, путешествие в Западный край которого положило начало Великому шелковому пути. В этом отрывке изложены важные сведения о землях к западу от Китая и населявших их народах во II в. до н.э. Краткую биографию Чжан Цяня и описание Западного края также можно найти в работах более позднего историографа династии Хань - Бань Гу, жившего в I в. н.э. Взаимоотношения Китая с народами Центральной Азии с эпохи Хань до эпохи Тан включительно позволит рассмотреть сборник документов, переведенных и прокомментированных А.Г. Малявкиным. В него вошли как династийные хроники, так и другие исторические и географические сочинения танских авторов. Монгольский период отражен в извлечениях из арабских и персидских сочинений в переводе В.Г. Тизенгаузена, изданных в двух томах «Сборника материалов, относящихся к истории Золотой Орды» 1, а также в сочинении арабского путешественника Ибн-Баттуты, описывающем города, культурную, политическую и социальную жизнь Средней Азии первой половины XIV в. Данное исследование опирается на публикацию извлечений в книге Н. Ибрагимова «Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии» .
Вторая группа - дневники европейских путешественников и торговцев, которые включают в себя как исторические и географические описания, так и собственные сочинения авторов. Товарооборот Римской империи позволяет установить сочинение «Перипл Эритрейского моря», датирующееся I в. н.э . Его автором, имя которого не известно, считается живший в Египте торговец- грек, который описал проделанный им морской торговый путь из Египта в Индию, указывая, главным образом, эмпории (рыночные пункты) и предметы торговли. Несмотря на то, что это сочинение посвящено морской торговле, оно представляет интерес и для данного исследования, поскольку позволяет судить о товарообмене между Востоком и Западом на крайней западной точке сухопутного Шелкового пути. Для изучения более позднего периода функционирования Шелкового пути интерес представляют записи о путешествиях Джиованни дель Плано Карпини и Гильома де Рубрука - францисканских монахов, посланных к монголам с дипломатическими миссиями в 1245-1247 и 1253-1255 гг. соответственно. В их сочинениях можно найти описания земель и народов Золотой Орды и Средней Азии, их путь пролегал по маршрутам Шелкового пути до столицы монгольской империи - Каракорума (Монголия). Особую ценность для данного исследования представляет «Книга Марко Поло», в которой приведены подробные сведения о маршруте путешественников, пролегавшем также по Шелковому пути, о городах, культуре и быте народов изучаемого региона. В отличие от своих предшественников, Марко Поло посетил Китай и какое-то время проживал там, а также, будучи купцом, уделял особое внимание товарам и торговле на протяжении всего путешествия. История взаимоотношений Востока и Запада в средние века представлена также в сборнике документов, преимущественно путевых заметок европейских авторов, «Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков» . Несмотря на то, что данный сборник посвящен в большей степени народам Кавказа, он также охватывает и народы Средней Азии. Касательно торговых отношений важен справочник флорентийского финансиста Франческо Пеголотти «Руководство по торговле», составленный в первой половине XIV в. Этот же справочник, но с детальными комментариями относительно денежно-весовой системы Таны (Азова) приведен в издании А.Г. Федорова-Давыдова.
Третья группа - научные труды античных авторов. Сюда можно отнести сочинение «Естествознание» Гая Плиния Старшего, римского писателя I в. н.э., где он приводит весьма обширные сведения об Индии и Аравии, включающие в себя географические описания земель, описания народов и некоторых особенностей их хозяйствования, животного и растительного мира, отрывочные сведения о Китае. Кроме того, он подробно рассматривает товары, идущие в Рим из Индии и некоторых среднеазиатских стран, а также китайские товары.
В целом, источниковая база выглядит достоверно и репрезентативно и позволит решить поставленные задачи.
Методологическая основа и методы исследования.
Методологической основой исследования выступили основные положения цивилизационной теории, предложенной А. Тойнби. Согласно этой теории, каждая цивилизация рассматривается как самостоятельный культурный мир, со своей спецификой и своими индивидуальными чертами. Данный подход позволит рассмотреть контакты различных цивилизаций на Шелковом пути в их взаимодействии и взаимовлиянии, выявить и проанализировать культурный обмен между ними.
Решение поставленных задач осуществляется при помощи следующих методов: историко-генетического и хронологического, методов типологизации и сравнения, а также анализа сведений из источников и литературы. Кроме того, в работе используется системный подход для рассмотрения системы отношений между цивилизациями, осуществлявшейся через построение транспортных коммуникаций.
Апробация исследования прошла в рамках региональных молодежных конференций «Мой выбор - Наука!» в 2020-2022 гг., II международного алтаистического форума «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: историко-культурное наследие и современность» в 2021 г., осенней научно-образовательной сессии Школы молодых ученых-тюркологов и алтаистов «Тюркский мир: история, культура и образование» в 2021 г.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Во введении определяется актуальность исследуемой темы, выделяются объект и предмет исследовательской работы, делается обзор историографии проблемы, формулируются цели и задачи работы, определяются территориальные и хронологические рамки исследования, анализируется источниковая база исследования, обосновывается выбранная методология исследования, а также указывается апробация работы.
Первая глава посвящена истории формирования и развития Великого шелкового пути и делится на 5 параграфов. Вторая глава посвящена анализу межкультурных контактов по Великому шелковому пути и состоит из 3 параграфов.
В заключении работы подводятся итоги исследования и делаются основные выводы.
В приложениях представлены карты маршрутов Шелкового пути в различные исторические периоды.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги проведенной работы, следует отметить решение поставленных задач. Выявив факторы формирования древнейших торговых путей и их усложнения, мы видим, что развитие столь сложной, разветвленной и в то же время единой коммуникационной системы на пространстве Евразийского континента - это естественный закономерный процесс, обусловленный развитием общества и необходимостью торгового взаимодействия. Эти же факторы объясняют и столь длительный период функционирования Шелкового пути (почти 17 веков, со II в. до н.э. по XV в. н.э.).
История развития Шелкового пути показывает, что периоды его расцвета и упадка тесным образом связаны с геополитической обстановкой на территориях, по которым проходили его основные маршруты. Когда они контролировались крупными, относительно устойчивыми государственными образованиями, торговля по этой магистрали переживала подъем, когда же на этих территориях велись межнациональные конфликты мелких государств, торговля приходила в упадок. Очень часто сам путь и выгоды от торговли по нему приводили к борьбе за контроль на как можно большем отрезке магистрали.
Угасание торговли по сухопутным караванным путям в начале XVI в. также представляется вполне закономерным процессом, обусловленным сразу несколькими факторами. Первый фактор - развитие дальнего мореходства и морской торговли европейцами, так как торговля по морю была намного выгоднее и безопаснее торговли по суше, а с открытием морского пути в Индию и Китай потребность европейцев в сухопутных маршрутах и вовсе отпала. Второй фактор - очередной период раздробленности в регионе после распада монгольских империй, сделавший торговые пути небезопасными, а также разрушение ключевых торговых пунктов на северной ветке пути в ходе завоеваний Тимура Тамерлана. Третий фактор - неблагоприятная внешнеторговая политика династии Мин, сведшая торговлю к приему «дани» 63 и ослабившая связи Китая с Центральной Азией, а начиная с XVI в., и вовсе принявшая формы изоляционизма из-за торговой экспансии европейцев. Четвертый фактор - кризис перепроизводства в XV в., нарушивший равновесие спроса и предложения. Все эти факторы в совокупности привели к тому, что к началу XVI в. Великий шелковый путь полностью завершил свое существование как единая трансконтинентальная магистраль, связывающая Восток с Западом, и более не смог возродиться. Тем не менее, караванная торговля существовала и в более позднее время, вплоть до XIX в., и сыграла существенную роль в установлении отношений России с Китаем и Центральной Азией.
Шелковый путь сыграл неоспоримо важную роль для всех регионов, включенных в эту глобальную торговую сеть. Благодаря коммуникациям на Шелковом пути Китай выступает как главный экспортер технологического развития Евразийского континента, распространяя по Шелковому пути важнейшие изобретения и новшества, такие как: шелк и шелководство, производство бумаги и пороха, применение компаса. В то же время он и сам выступает активным реципиентом культурного влияния, воспринимая, во- первых, новые аграрные элементы; во-вторых, новые культурные элементы: религиозные идеи, элементы среднеазиатского и иранского искусства, достижения индийской и арабской науки. При этом отличительной чертой заимствований в Китае было то, что он сумел сохранить свою самобытную культуру, беря только то, что было близко и полезно ему, и трансформируя инородное, подстраивая его под собственную китайскую идентичность. Влияние на Китай Европейских государств в тот период было минимальным, более всего повлияли на Китай Центральная Азия, Индия и Иран.
Великий шелковый путь сыграл важную роль и в жизни центральноазиатских народов. Он способствовал их экономическому процветанию, широкому межэтническому и межгосударственному взаимодействию, взаимообогащению культур. Благодаря торговле по Шелковому пути в Центральной Азии происходил рост городов, осваивались 64 технологии производства многих товаров, осуществлялся обмен религиозными идеями и элементами искусства. Функционированием Шелкового пути объясняется религиозное многообразие этого региона. И именно этот регион больше других пострадал от угасания торговли на Великом шелковом пути, упадок главной торговой магистрали стал одним из решающих факторов, ослабивших торгово-экономические связи в регионе. Так как этот регион не имел выхода к морю, он оказался исключен из системы активного межцивилизационного взаимодействия, а потому многие передовые идеи и новшества не достигали его.
Великий Шелковый путь сыграл важную роль в развитии как Восточной цивилизации, так и Западной. Он стал связующим звеном между ними, позволив осуществлять не только товарный, но и культурный обмен как внутри этих макрорегионов, так и между ними. В конечном итоге, изобретения Китая и других стран Шелкового пути дали импульс дальнейшему развитию Западной цивилизации. Кроме того, опыт торговли по Шелковому пути способствовал развитию принципов международной торговли, которые впоследствии были модифицированы европейцами и во многом заложили основы капиталистической торговли. Путешествия торговцев и миссионеров по торговым трассам способствовало расширению и накоплению знаний европейцев о народах Азии, формировало образ богатого и процветающего Востока, что в дальнейшем станет одной из причин европейской колонизационной экспансии.
Давая взвешенную оценку феномену Великого шелкового пути, невозможно отрицать его значимость для всех участников торгового и культурного взаимодействия. В период древности и средневековья он был основным каналом межцивилизационного взаимодействия на всем евразийском пространстве. Однако не стоит забывать и о негативных факторах такого взаимодействия. Во-первых, Шелковый путь, в связи с большой выгодой торговли по нему, часто являлся причиной конфликтов и войн между различными народами, а также приводил к захвату слабых народов более сильными, как, например, в случае с Центральной Азией, которая стала ареной постоянной борьбы китайской империи за контроль над путями. Во-вторых, Шелковый путь облегчал проникновение шпионов во все вовлеченные в торговлю регионы. И в-третьих, по Шелковому пути могли распространяться эпидемии и болезни, как это не раз было с чумой 1. Тем не менее, все эти негативные факторы порождены не самим Шелковым путем как таковым, они являются неизбежными спутниками любой мировой интеграции, без которой невозможна жизнь ни в древности, ни в современном мире. Шелковый путь стал уникальным феноменом - одной из самых обширных и устойчивых коммуникационных систем за всю историю доиндустриального мира, которая обеспечила начало глобализации мира и обогатила мировую культуру. В этом отношении значение Великого шелкового пути трудно переоценить.



1. Аталиков В.М. Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков / Сост. В. Аталиков. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. - 304 с.
2. Бань Гу. История Ранней династии Хань, глава 61: Биография Чжан Цяня и Ли Гуан-ли. // Известия о странах и народах Африки и морские связи в бассейнах Тихого и Индийского океанов. (Китайские источники ранее IX в). / Пер. В.А. Вельгус. - М.: Наука, 1978. - 309 с. - [Электронный ресурс].
- URL:https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Ban Gu/text.htm(дата обращения 10.06.2022).
3. Бань Гу. История Ранней династии Хань, глава 96: Повествование о Западном крае. // Известия о странах и народах Африки и морские связи в бассейнах Тихого и Индийского океанов. (Китайские источники ранее IX в). / Пер. В.А. Вельгус. - М.: Наука, 1978. - 309 с. - [Электронный ресурс].
- URL:https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Ban Gu/text.htm(дата обращения 10.06.2022).
4. Гай Плиний Старший. Естествознание. // Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). / Подбор текстов, пер. с древнегреч. и лат., примеч. и аннот. указ. Г.А. Тароняна; введение В.А. Вигасина. - М.: 2007. - 642 с. - С. 101-140.
5. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Перевод А. И. Малеина; редакция, вступительная статья и примечания Н.П. Шастиной. - М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1957. - С. 86-194.
6. Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Перевод А. И. Малеина; редакция, вступительная статья и примечания Н.П. Шастиной. - М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1957. - С. 22-83.
7. Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествия по средней Азии. - М.: 1988.
- 128 с.
8. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии: Тексты и исследования. - Новосибирск: Наука, 1989. - 432 с.
9. Марко Поло. Книга Марко Поло / Перевод И.П. Минаева; редакция и вступительная статья И.П. Магидовича. - М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1955. - 376 с.
10. Перипл Эритрейского моря. // Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). / Подбор текстов, пер. с древнегреч. и лат., примеч. и аннот. указ. Г.А. Тароняна; введение В.А. Вигасина. - М.: Ладомир, 2007. - 642 с. - С. 143-152.
11. Сыма Цянь. Исторические записки, глава 123: Описание Дайюани. // Сыма
Цянь. Избранное. / Пер. с кит. В. Панасюка; общая редакция, предисловие и комментарии Л. И. Думана. - М.: Гос. изд. худ. лит., 1956. - 358 с. - С. 200-217. - [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vostlit.info/T exts/Dokumenty/China/I/Syma T sj an/T om IX/frametext123.htm(дата обращения 10.06.2022).
12. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том 1. Извлечения из сочинений арабских. - СПб.: 1884. - 289 с.
13. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой орды / Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения. - М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1941 (Ленинград). - [Т.] 2: Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным / [Отв. ред. П.П. Иванов]. - 1941. - 308 с.
14. Фань Е. История династии Поздняя Хань // Известия о странах и народах
Африки и морские связи в бассейнах Тихого и Индийского океанов. (Китайские источники ранее IX в). / Пер. В.А. Вельгус. - М.: 1978. -
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.vostlit.info/T exts/Dokumenty/China/III/Fan E/text3 .htm (дата
обращения 10.06.2022).
15. Федоров-Давыдов А.Г. Денежно-весовые единицы Таны в начале XIV века (по данным Франческо Пеголотти) // Советская археология. 1958. № 3. - С. 66-73.
16. Франческо Пеголотти. Руководство по торговле. / пер. В. Аталикова // Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков / Сост. В. Аталиков. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. - 304 с. - С. 10-11.
Литература на русском языке:
17. Анарбаев А. Древняя Фергана и Великий шелковый путь // Человеческий капитал. М., 2019. № 2 (122). - С. 56-65.
18. Аюбов А.Р. Межэтнические связи Согда и Ферганы с другими государствами в рамках Великого шелкового пути // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2016. №3 (48). - С. 20-25.
19. Аюбов А.Р. Особенности эволюции согдо-тюркских взаимоотношений в раннем средневековье // Вестник ТГУПБП. 2017. №1 - С. 27-35.
20. Аюбов А.Р. Этноконфессиональные отношения согдийцев в эпоху раннего средневековья // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2017. №4 (53) - С. 49-56.
21. Гайдаров Е.У.Великий Шелковый путь в контексте исторической
ретроспективы взаимодействия Востока и Запада и процессов
глобализации // Новые исследования Тувы. 2012. №1 (13). - С. 146-155. - URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/velikiy-shelkovyy-put-v-kontekste-
istoricheskoy-retrospektivy-vzaimodeystviya-vostoka-i-zapada-i-protsessov-globalizatsii(дата обращения 10.06.2022).
22. Баринова Е.Б. Взаимодействие Китая с западными территориями в древности и средневековье // Диалог со временем. 2012. - № 40. - С. 94¬117.
23. Баринова Е.Б. Влияние материальной культуры Китая на процессы инкультурации Средней Азии и Южной Сибири в домонгольский период. - М.: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2011. - 450 с. - URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25565895&(дата обращения 10.06.2022).
24. Баринова Е.Б. Китайский импорт в Парфии, Бактрии, Маргиане, Согдиане и Устушане в домонгольский период // Исторический журнал: научные исследования. 2013. № 3. - C. 338-347.
25. Баринова Е.Б. Контакты Китая с Центральной Азией в духовной сфере в I тысячелетии // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2013. №1. - С. 33-39. - URL:https://cyberlenmka.ru/article/n/kontakty-kitaya-s-tsentralnoy-aziey-v-duhovnoy-sfere-v-i-tysyacheletii(дата обращения 10.06.2022).
26. Баялиева Е.Ф. Законы юаньского Китая о морской торговле и морских перевозках (по материалам ЦЗ. 28 кодекса Чжи-чжэн тяо-гэ ЖЖШ^) // Общество и государство в Китае. - 2016. №1. - С. 53-69. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakony-yuanskogo-kitaya-o-morskoy-torgovle-i-morskih-perevozkah-po-materialam-tsz-28-kodeksa-chzhi-chzhen-tyao-ge(дата обращения 10.06.2022).
27. Берзин А. Взаимодействие буддизма и ислама: Омейядский халифат. -
[Электронный ресурс] - URL:https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/istoriya-i-kultura/buddizm-i-islam-prodvinutyy-uroven/vzaimodeystvie-buddizma-i-islama-omeyyadskiy-halifat (дата
обращения 10.06.2022).
28. Бокщанин А.А. Китай и страны Южных морей в XIV-XVI вв. - М.: Наука, 1968. - 217 с.
29. Ван Дон Мэй. Великий шелковый путь в истории китайской музыкальной
культуры: автореф. дис. кан. искусствоведения. - СПб., 2004. -
[Электронный ресурс]. - URL:https: //cheloveknauka.com/velikiy- shelkovyy-put-v-istorii-kitayskoy-muzykalnoy-kultury(дата обращения 10.06.2022).
30. Васильев Л.С. Сасанидский Иран // История Востока: Т. 1. - М., 1994. - 495 с. - [Электронный ресурс]. - URL:https://history.wikireading.ru/75065(дата обращения 10.06.2022).
31. Воротынцев Л.В. «Татарский» торговый путь («Via Tatarica») в системе международной торговли XIII-XV вв. // Золотоордынское обозрение. - 2019. №1. - С. 77-89. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tatarskiy-torgovyy-put-via-tatarica-v-sisteme-mezhdunarodnoy-torgovli-xiii-xv-vv(дата обращения 10.06.2022).
32. Всемирная история, том 2. Энциклопедия: в 10-ти т. / Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956 г. - 900 с.
33. Всемирная история, том 3. Энциклопедия: в 10-ти т. / Ред. Н.А. Сидорова, Н.Н. Конрад, И.П. Петрушевский, Л.В. Черепнин. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1957 г. - 896 с.
34. Всемирная история, том 4. Энциклопедия: в 10-ти т. / Ред. М.М. Смирин,
И.Я. Златкин, А.С. Самойло, С.Д. Сказкин, В.И. Шунков. - М.:
Издательство социально-экономической литературы, 1958 г. - 824 c.
35. Докашева С.Е. Великий шелковый путь. Полная история. - М.: Издательство АСТ, 2020. - 320 с.
36. Дьяконова Н.В. «Сасанидские» ткани // Труды Государственного
Эрмитажа. Т. X. Культура и искусство народов Востока. 7. - Л.: 1969. - С. 81-98.
37. Еремеев В.Е. Наука в эпохи Юань и Мин // Общество и государство в Китае. - М., 2012. №6-1. - С. 15-38. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/nauka-v-epohi-yuan-i-min (дата обращения 10.06.2022).
38. Жданович О.П. Кочевники и византийская империя в трудах
ранневизантийских историков IV-VI вв. // Золотоордынское обозрение. 2015. №1. - С. 33-49. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kochevniki-i-vizantiyskaya-imperiya-v-trudah-rannevizantiyskih-istorikov-iv-vi-vv (дата
обращения 10.06.2022).
39. Жданович О.П. Менандр протектор. История: о посольствах тюрков к
персам и византийцам в 568 году (перевод и комментарии) // Золотоордынское обозрение. 2014. №1. - С. 22-32. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/menandr-protektor-istoriya-o-posolstvah-tyurkov-k-persam-i-vizantiytsam-v-568-godu-perevod-i-kommentarii(дата обращения 10.06.2022).
40. Жданович О.П. Посольство Земарха в ставку тюркского кагана (перевод и
комментарии фрагментов труда Менандра Протектора) // Золотоордынское обозрение. 2014. №2. - С. 6-20. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/posolstvo-zemarha-v-stavku-tyurkskogo-kagana-perevod-i-kommentarii-fragmentov-truda-menandra-protektora(дата обращения 10.06.2022).
41. Карпов С.П. Когда и как возникла Тана? (О происхождении итальянской фактории на византийской окраине) // Византийский временник. 1997. - Т.
57. - С. 5-18.
42. Кляшторный С.Г. Тюркский каганат, Сасанидский Иран и Византия. Шелковый путь // С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов. Государства и народы евразийских степей: от древности к Новому времени. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2009. - 432 с. - [Электронный ресурс]. - URL:https://history.wikireading.ru/226798(дата обращения 10.06.2022).
43. Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами / А.И. Колесников. - М.: Изд. «Наука», 1982. - 271 с.
44. Крюков М.В., ПереломовЛ.С. Древние китайцы в эпоху централизованных империй / М.В. Крюков, Л.С. Переломов, М.С. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. - М., 1983. - 416 с.
45. Крюков М.В., Малявин В.В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.) / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. - М., 1984. - 336 с.
46. Крюков М.В., Малявин В.В. Китайский этнос на пороге средних веков / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. - М., 1979. - 328 с.
47. Крюков М.В., Малявин В.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. - М., 1987. - 312 с.
48. Кузьмина Е.Е. Предыстория Великого шелкового пути: Диалог культур Европа - Азия / Отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин. - М.: КомКнига, 2010. - 240 с.
49. Кункова В.И. Торгово-экономическая активность городов Кавказа в
составе Аббасидского халифата // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. - 2012. №4. - С. 93-103. URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/torgovo-ekonomicheskaya-aktivnost- gorodov-kavkaza-v-sostave-abbasidskogo-halifata (дата обращения 10.06.2022).
50. КурбановХ. Туркменистан на Великом шелковом пути: история, традиции и современные тенденции // Журнал «Шелковая дипломатия». 2017. № 1 (54). - С. 52-58.
51. Латов Ю.В. Великий Шелковый путь - пролог мировой экономики и
глобализации (к 2130-летию его «открытия») // Историко-экономические исследования. 2010. №1. - С. 123-140. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/velikiy-shelkovyy-put-prolog-mirovoy-ekonomiki-i-globalizatsii-k-2130-letiyu-ego-otkrytiya(дата обращения 10.06.2022).
52. Линь Мэйцунь. 15 лекций об археологии Великого шелкового пути / Пер. с кит. Перловой А.А. - М.: Международная издательская компания «Шанс», 2017. - 375 с.
53. Мавланов У.М. Эшов Б.Ж. Из истории формирования и развития
древнейших путей Средней Азии / У.М. Мавланов, Б.Ж. Эшов // Tractus aevorum: эволюция социокультурных и политических пространств. 2019. №1. - С. 75-83. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-
formirovaniya-i-razvitiya-drevneyshih-putey-sredney-azii(дата обращения 10.06.2022).
54. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий: изд. в 5 т. / И. П. Магидович; Редкол.: В.С. Преображенский (пред.) и др. - Т. 1: Географические открытия народов Древнего мира и средневековья (до плаваний Колумба) / И.П. Магидович, В.И. Магидович; В.С. Преображенский. - М.: Просвещение, 1982. - 286 с.
55. Майзульс М. История чумы // Arzamas - электронный журнал. 2020. -
[Электронный ресурс]. - URL: https: //arzamas .academy/mag/823-
р1адие#:~:1ех^=По%20Великому%20шелковрму%20пути%20бациллы,Скандинавии%20и%20далеких%20русских%20княжеств(дата обращения 10.06.2022).
56. Малявкин А.Г. Историческая география Центральной Азии (материалы и исследования). - Новосибирск, 1981. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vostlrt.info/Texts/Dokumenty/China/IX/Star ist Tan 2/vved.phtml(дата обращения 10.06.2022).
57. Мамадазимов А.М. Вопросы взаимовыгодной торговли и соперничества
народов и стран в восточной части формирующегося Шелкового пути // Вестник ТГУПБП. 2015. №1. - С. 139-143. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-vzaimovygodnoy-torgovli-i-sopernichestva-narodov-i-stran-v-vostochnoy-chasti-formiruyuschegosya-shelkovogo-puti(дата обращения 10.06.2022).
58. Мамадазимов А.М. Выход на мировую арену согдийской дипломатии во
времена Тюркского каганата (VI-VII вв.) // Вестник ТГУПБП. 2014. №3 (59). - С. 157-164. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vyhod-na-
mirovuyu-arenu-sogdiyskoy-diplomatii-vo-vremena-tyurkskogo-kaganata-vi-vii-vv(дата обращения 10.06.2022).
59. Мамадазимов А.М. Согдийско-тюркское сотрудничество для расширения шелковой дипломатии // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2015. №2 (43). - С. 52-57. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sogdiysko-tyurkskoe-
sotrudnichestvo-dlya-rasshireniya-shelkovoy-diplomatii(дата обращения 10.06.2022).
60. Мамлеева Л.А. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии // Vita Antiqua, 2-1999. - С. 53-61. - URL:http://archaeology.kiev.ua/pub/mamleyeva.htm(дата обращения: 10.06.2022).
61. Нурулла-Ходжаева Н.Т. «Танцующие» купцы вне империй на Шёлковом пути // Вестник МГИМО. 2017. №1 (52). - С. 119-139.
62. Орифов А.О., Мирбабаева Н.А. Истоки приоритетных направлений
торгово-экономических отношений Согда в I-VIII вв. н.э. / А.О. Орифов, Н.А. Мирбабаева // Вестник ТГУПБП. 2011. №4. - С. 47-56. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-prioritetnyh-napravleniy-torgovo-ekonomicheskih-otnosheniy-sogda-v-i-viii-vv-n-e (дата обращения
10.06.2022).
63. Погодин С.Н., Чжоу Цзюнь. Интеграционный проект: Великий Шёлковый
путь (к истории создания) / С.Н. Погодин, Чжоу Цзюнь // Управленческое консультирование. - 2017. № 1. - С. 205-210. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/integratsionnyy-proekt-velikiy-shelkovyy-put-k-istorii-sozdaniya(дата обращения 10.06.2022).
64. Прокопенко Ю.А. Цикличность функционирования транзитных путей на
Северном Кавказе в V-XI вв. // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2015. №4. - С. 65-71. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tsiklichnost-funktsionirovaniya-tranzitnyh-putey-na-severnom-kavkaze-v-v-xi-vv (дата
обращения 10.06.2022).
65. Радкевич В.А. Великий шелковый путь. - М.: Агропромиздат, 1990. - 239 с.
66. Савченко В.С., Смолина Е.С. Великий шелковый путь: история и
экономика / В.С. Савченко, Е.С. Смолина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. №1 (5). - С. 124-126.- URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/velikiy-shelkowy-put-istoriya-i-ekonomika(дата обращения 10.06.2022).
67. Серикулы Т., А.В. Егорина. Маршруты великого шелкового пути на
территории Восточного Казахстана / Т. Серикулы, А.В. Егорина, Р.С. Бейсембаева // Современные тенденции пространственного развития и приоритеты общественной географии (сборник трудов конференции). - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. - С. 402-407. - URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=35309297& (дата обращения
10.06.2022).
68. Тезджан М. Торговля с Востоком в эллинистический и римский периоды
и борьба за восточно-западную торговлю на Кавказе // Кавказ и глобализация. 2012. №4. - С. 142-158. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/torgovlya-s-vostokom-v-ellinisticheskiy-i-rimskiy-periody-i-borba-za-vostochno-zapadnuyu-torgovlyu-na-kavkaze(дата обращения 10.06.2022).
69. Тойнби А.Дж. Исследование истории. Том 1: Возникновение, рост и распад цивилизаций / Пер. с англ. К.Я. Кожурина. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009.
-670 с.
70. Тойнби А.Дж. Исследование истории. Том 2: Цивилизации во времени и пространстве / Пер. с англ. К.Я. Кожурина. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. - 863 с.
71. Узлов Ю.А. Итальянские фактории в Северном Причерноморье (XIII-XV вв.) // Человек и общество. 2017. - № 1(2). - С. 24-27.
72. Уэзерфорд, Дж. Чингисхан и рождение современного мира / Джек Уэзерфорд; пер. с англ. Е. Лихтенштейна. - М: ACT; Владимир: ВКТ, 2008.- 493 с.
73. Цинь Юйцай, Чжоу Гупин. Один пояс и один путь. Комментарии / Цинь Юйцай, Чжоу Гупин, Ло Вэйдун; пер. с кит. Л.К. Станченко. - М.: Шанс, 2017. - 279 с. - URL:https://document.wikireading.ru/86670(дата обращения 10.06.2022).
74. Цой И.Б. Великий Шелковый путь как средство межкультурных коммуникаций // 100 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха: материалы конференции. - 2002. - Электронная библиотека Международного центра Рерихов. - URL:https://lib.icr.su/node/2241(дата обращения 10.06.2022).
75. Шагинян А.К. Города, хозяйство и торговля раннесредневековой Армении,
Албании и Картли. Часть 1 // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2010. №1. - С. 54-64. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/goroda-hozyaystvo-i-torgovlya-rannesrednevekovoy-armenii-albanii-i-kartli-chast-1 (дата обращения
10.06.2022).
76. Шагинян А.К. Города, хозяйство и торговля раннесредневековой Армении,
Албании и Картли. Часть 2 // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2010. №2. - С. 73-83. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/goroda-hozyaystvo-i-torgovlya-rannesrednevekovoy-armenii-albanii-i-kartli-chast-2(дата обращения 10.06.2022).
77. Швецов М.Л. Трассы Великого шелкового пути во взаимосвязи Востока и Запада // Формирование и развитие трасс Великого Шелкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье. Под общ. ред. А.А. Аскарова. - Ташкент, 1990. - С. 77-80.
78. Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан / Пер. с англ. Е.В. Зеймаля и Е.И. Лубо-Лесниченко; стихотворные пер., редакция и предисловие Л.Н. Меньшикова. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981. - 608 с. - Серия: Культура народов Востока.
Литература на иностранном языке:
79. Dale, S. Silk Road, Cotton Road or . . . . Indo-Chinese Trade in Pre-European Times // Modern Asian Studies. 2009. 43(1). - Pp. 79-88.
80. McLaughlin, R. The Roman Empire and the Silk Routes: The Ancient World Economy and the Empires of Parthia, Central Asia and Han China. - Barnsley, South Yorkshire: 2016. - 282 p.
81. Thorley, J. The Development of Trade between the Roman Empire and the East Under Augustus. Greece and Rome. 1969. 16(2). - Pp. 209-223.
82. Thorley, J. The Roman Empire and the Kushans // Greece and Rome. - 1979. 26(2). - Pp. 181-190.
83. Thorley, J. The Silk Trade between China and the Roman Empire at its Height, Circa a.d. 90-130 // Greece and Rome. 1971. 18(1). - Pp. 71-80.
Электронные ресурсы:
84. Булат В., Родионов А. Этнополитическая карта Евразии 100 г. до х.э. //
Этнополитический атлас Евразии эпохи Античности и Средневековья. - [Электронный ресурс] - URL:
http://gumilevica.kulichki.net/chronosophy/atlasIBC.htm(дата обращения 10.06.2022).
85. Булат В., Родионов А. Этнополитическая карта Евразии 1200 г. х.э. //
Этнополитический атлас Евразии эпохи Античности и Средневековья. - [Электронный ресурс] - URL:
http://gumilevica.kulichki.net/chronosophy/atlasXIIIAD.htm#atlasXIIIAD(дата обращения 10.06.2022).
86. Булат В., Родионов А. Этнополитическая карта Евразии 700 г. х.э. //
Этнополитический атлас Евразии эпохи Античности и Средневековья. - [Электронный ресурс] - URL:
http://gumilevica.kulichki.net/chronosophy/atlasVIIIAD.htm#atlasVIIIAD(дата обращения 10.06.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ