Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Факторы трансформации этнической идентичности в среде украинцевпереселенцев в Сибири в конце XIX – первой половине ХХ вв.

Работа №22139

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
538
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1.Формирование этнической идентичности на примере украинцев................16
1.1.Общая концепция национальной идентичности и национальная
идентичность украинцев.......................................................................................16
1.2. Украинская культура и менталитет как основополагающие элементы
национальной идентичности украинских переселенцев...................................30
2. Процесс переселения и обустройства украинских переселенцев в
Енисейской губернии в конце XIX – начале XX века.......................................46
2.1. Украинские переселенцы в Енисейской губернии в 1890-х гг..................46
2.2.Влияние столыпинской аграрной реформы на переселение украинцев в
Енисейскую губернию в начале XX века............................................................59
3. Сохранение и трансформация этнической самоидентификации украинских
переселенцев в Енисейской губернии.................................................................73
3.1. Факторы сохранения этнической идентичности украинских переселенцев
в Енисейской губернии.........................................................................................73
3.2. Факторы этнической ассимиляции украинских переселенцев в
Енисейской губернии............................................................................................89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................102
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...................................................106
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В данной работе предпринимается попытка рассмотреть особенности трансформации этнической идентичности украинских переселенцев в Енисейской губернии в конце XIX - начале ХХ века. Непосредственный процесс трансформации украинской нации в Енисейской губернии является достаточно уникальным, что, безусловно, связано с социально-экономической и природной средой нового для украинцев региона проживания. Представители украинского этноса в свою очередь влияли на межэтнические взаимодействия в Енисейской губернии, способствуя формированию и развитию этнокультур региона. Актуальность темы исследования, таким образом, связана с обращением к важнейшим для региона проблемам межэтнического взаимодействия и этнической трансформации переселенцев в новых условиях Енисейской губернии; она обусловлена также тем, что недостаточно изучена на современном этапе исторической науки.
Степень разработанности. Научная литература по тематике этнической идентичности и ее трансформации достаточно обширна и представлена литературой отечественных, украинских и зарубежных авторов. В марксисткой и современной отечественной историографией представлены труды, которые в большей степени анализируют группы переселенцев по принадлежности к определенному социально¬экономическому классу крестьян, при этом имеются отдельные работы, посвященные рассмотрению особенностей развития этносов .
Тематикой переселений и проблемами этнических взаимодействий в Сибири активно занимались местные исследователи. Так, сибирский историк советского периода В.А. Степынин в работе «Колонизация Енисейской
губернии в эпоху капитализма» при рассмотрении особенностей переселения в Енисейскую губернию в конце XIX - начале XX века в рамках марксистского подхода выявил социально-экономические факторы переселенческой политики Российской империи. По мнению автора, наибольший поток переселенцев в Енисейскую губернию из губерний, населенных украинцами, пришелся на Черниговскую губернию. При этом автор как историк марксистского периода в развитии историографии разделяет переселенцев не по национальному, а по классовому признаку на огатых и бедных крестьян. Также он отмечает, что столыпинская аграрная реформа только ухудшила положение переселенцев и местных крестьян.
Исследователи Е.Ф. Фурсова Е.Ф., Л.И. Васеха в работе «Очерки традиционной культуры украинских переселенцев Сибири XIX - первой трети XX века» в рамках этнографического обзора потомков украинских переселенцев в Новосибирской области выявили особенность трансформации этнокультуры представителей украинского этноса. Авторы, проанализировав полевые опросы потомков украинцев в Новосибирской области, пришли к выводу, что основная платформа этнокультуры украинцев была сохранена, но в последующим в нее были привнесены элементы культуры сибирских старожилов.
Историк Коровушкин в работе «Украинцы в Западной Сибири: Расселение и численность в конце XIX - начале XXI века» дает детальный анализ особенностям переселений украинских переселенцев в Тобольскую и Томскую губернию, которые в настоящие время представлены Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменскими областями, а также Алтайским краем. Автор достаточно подробно описал быт и народную культуру украинских переселенцев, а также их взаимодействие с местным населением. Работа автора дополнена статистическими материалами в виде карт и списков населенных пунктов с украинским населением регионов Западной Сибири.
Красноярский исследователь Л. А. Кутилова в статье «Проблема разрушения/сохранения этнической границы в переселенческой среде в Сибири в конце XIX - XX вв. (на примере украинского сообщества): теоритические конструкты, историографическая традиция и опыт исследования» , опубликованной в сборнике научных трудов, подробно анализирует особенность этнической трансформации украинских переселенцев. Автор выделяет факторы разрушения этнического самосознания украинцев. По мнению автора, разрушению этнического самосознания активно способствовала языковая и культурная близость с русскими, и многовековые тесные этноконтакты между украинцами и русскими. Автор указывает, что природно-климатические условия Енисейской губернии способствовали формированию у украинских переселенцев такого локального варианта этнической идентичности как сибиряк, что, несомненно, ускоряло этническую ассимиляцию украинских переселенцев. Также, она указывает, что достаточно невысокий культурный уровень переселенцев конца XIX - начала XX века способствовал тому, что очень небольшое число потомков украинских переселенцев могли соотносить и этнически идентифицировать себя с украинцами.
Значительная часть публикаций, связанная главным образом с историей социально-экономических отношений и историей развития сельского хозяйства в Российской империи конца XIX - начала XX века ,опосредованно затрагивает проблему переселений и этнокультурных трансформаций. Так, историк советского периода С.М. Сидельников в труде «Аграрная политика самодержавия в период империализма» согласно формационному подходу, главенствующему в советский период исторической науки, описывает быт и социально-экономическое положение крестьянства в Российской империи сугубо с отрицательной стороны. Автором тенденциозно подчеркиваются различные негативные последствия политики властей Российской империи для развития крестьянства, в том числе переселенцев в Сибирь. Негативную оценку автор дает всей переселенческой политике Российской империи, утверждая, что она практически не способствовала развитию аграрной сферы.
Советский историк и исследователь особенностей переселенческой политики и развития крестьянского хозяйства в Сибири Л.М. Горюшкин в работе «Сибирское крестьянство на рубеже двух веков» описывает историю сибирского крестьянства. Автор отмечает, что Енисейская губерния была одной из наиболее развитых губерний Сибири по обеспечению сельскохозяйственным инвентарем. При описании переселенческой политики Горюшкин указывает на полное бездействие чиновников, занимающихся переселенческим делом. Автор подчеркивает, что переселенцам по сути приходилось выживать за счет собственного трудолюбия. По мнению автора, многие переселенцы несмотря на все трудности обживались и находили свое место на сибирской земле.
Историк В.Г. Тюкавкин в работе «Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа» , рассматривая развитие крестьянства, делает вывод о том, что русские внесли решающий вклад в аграрную колонизацию Сибири, при этом автор рассматривал украинцев как отколовшуюся часть русских, которые были слабыми хозяйственниками и практически никак не повлияли на развитие сельского хозяйства в Сибири.
Историк отмечает, что при переселении в Сибирские губернии только русские крестьяне максимально быстро и без какого-либо ущерба приспосабливалось к местным природно-климатическим условиям. Остальные представители восточно-славянских этносов, украинцы и белорусы, по мнению автора, испытывали трудности и вынуждены были обращаться за помощью к переселенцам из русских губерний и сибирским старожилам.
Украинские авторы достаточно развернуто описали в своих работах свое видение особенностей становления и развития украинского этноса, специфики формирования диаспор украинцев и сохранения их культуры в местах эмиграции. Известный украинский историк и политический деятель М. Грушевский в своем труде «История Украины-Руси» описывая развитие украинского этноса приходит к выводу, что после феодальной раздробленности приемником Киевской Руси стало Галицко-Волынское княжество, расположенное на этнической территорий Украины. Как таковое татаро-монгольское нашествие привело лишь к частичной потере культурного наследия Киевской Руси, а не к полному запустению территории Украины. Описывая возникновение и развитие русской нации автор приходит к выводу, что она имеет мало общего с украинцами, т.к. в своих этнических корнях имела неславянские, а финно-угорское происхождение. При этом в культурном отношении русские были приемниками монгольским культурно-политическим отношениям. По мнению автора, это проявилось в том, что у украинцев сохранились черты народной демократии, и, напротив, у русских со времен становления и централизации княжеств вокруг Москвы в политической культуре четко прослеживался «культ вождизма». Автор отмечает, что традиции «вождизма» были продолжены и в семьях русских, приводя в пример родовые гнезда. У украинцев же при таком родовом проживании часто возникали конфликты. Как таковая украинская нация, по мнению Грушевского, ближе культурным и политическим традициям европейских государств, и только монгольское нашествие замедлило, но не остановило этнокультурное развитие украинской нации.
Работа украинского автора А. Заставнего «Восточная украинская диаспора» посвящена рассмотрению проблемы переселений украинцев с территории Украины в период с XVIII по первую половину XX века. Автор в большей степени уделяет внимание переселениям украинцев в Сибирский регион в XX веке, однако затрагивает и процесс переселении в XIX веке. Описывая обживание переселенцев на новых местах, автор приходит к выводу о том, что местные власти были мало заинтересованы в помощи переселенцам из украинских губерний. Заставний описывает процесс формирования диаспоры украинцев в различных регионах и приходит к выводу, что развитию диаспоры украинцев в Сибири помешала установление советской власти, которая как и власть Российской империи рассматривала украинцев лишь как отколовшуюся часть русского населения.
Труд украинского историка А. Пономарева «Этничность и этническая история Украины» посвящен непосредственному описанию понятия этничности, а также развитию украинского этноса как на территорий Украины, так и за ее пределами. Большее внимание автор уделяет рассмотрению процесса развития украинского этноса со времен Киевской Руси. В качестве доказательств преемственности украинской нации культурным традициям древнего государства автор приводит сохранившиеся у украинцев сведения о языческих праздниках и верованиях Киевской Руси. Рассматривая историю каждого отдельного региона территории Украины, Пономарев приходит к выводу, что в этническом становлении украинского этноса принимали участие не только славянские народы, но и выходцы из Римской, а позже Византийской империй. В качестве доказательств этого влияния автор ссылается на данные археологических раскопок.
В ходе исследования использовалась литература этнографического и культурологического плана, например, историка и культуролога А.Н. Кононенко. В работе «Украинская мифология и культурное наследие» , рассматривая украинские поверья и традиции праздников народной культуры, он приходит к выводу что они в своем подавляющем большинстве обязаны происхождению культуре Киевской Руси. Анализируя языческие верования славян, автор отмечает, что именно украинцы стали приемниками этих верований, в особенности сохранили в своей культуре верования в домашних божеств. При описании народной одежды украинцев, в особенности традиции вышивки, Кононенко проводит четкие параллели с одеждой и ее элементами у жителей Киевской Руси, ссылаясь при этом на данные археологических раскопок. По мнению автора, данные верования и традиции в гораздо меньшей степени сохранились у русской нации, что связано с ее неславянским происхождением. В качестве примера автор демонстрирует магические заговоры украинской и русской традиций, где в украинских заговорах, собранных этнографами в различных областях Украины, демонстрируется обращение к языческим божествам Яру и Кучере, и, напротив, русские заговоры во многом являются лишь заклинательными молитвами христианской направленности. На оснований всего изложенного автор делает вывод о том, что украинская культура в своем первоначальном виде являлась гораздо богаче и разнообразнее русской культур, но под воздействием постоянного этнокультурного давления на протяжении веков русской и польской культур испытала серьезную трансформацию.
В.И. Наулко в труде «Культура и быт украинского народа» максимально систематизировал основные этапы развития этнической истории Украины, а также развития различных материальных и культурных сфер жизнедеятельности ее населения, а также рассмотрел основные факторы сохранения украинской диаспоры. При рассмотрении украинской народной культуры автор указывает, что она в своей основе имеет довольно древние корни. В качестве доказательств автор ссылается на украинские обряды и бытовую магию. Приводя в пример заговоры автор указывает, что в них упоминаются еще дохристианские языческие божества. По мнению Наулко, культура Киевской Руси было самой развитой культурой среди средневековых европейских государств. Автор четко отмечает, что украинская нация сформировалась как автохтонная на территории современной Украины. Ближайшие соседи украинцев, русские, во времена Киевской Руси представляли собой разрозненные славянские племена, находившиеся на весьма низком культурном уровне. Автор указывает, что эти племена являлись союзниками Киевской Руси и обязаны были платить дань. При описании жизни украинской диаспоры автор указывает, что многие ее представители сохраняли и развивали свою культуру на местах, не теряя связи с исторической родиной и даже забывая практически весь словарный запас родного языка, продолжали называть себя украинцами.
В работе над магистерским исследованием серьезное внимание было обращено на литературу общетеоретического характера по проблемам миграции, идентичности и этнической идентичности, был проанализирован корпус отечественной и зарубежной литературы этого круга.
Так, американский этнопсихолог Патрика Дивайн в работе «Саморегуляционные процессы в межрасовых взаимодействиях» описывает процессы, влияющие на коммуникацию процессы между представителями различных этнических групп. Автором отмечается, что данные процессы зародились относительно недавно, по ее мнению, примерно в конце XIX века, как своеобразный ответ на колонизационную экспансию европейских государств. Автор делает вывод о том, что деление на «своих» и «чужих» в контексте межэтнических взаимодействий всегда было на первом месте
несмотря иногда на некоторую визуальную схожесть элементов культур различных наций (как в случае с украинцами и русскими).
Социологи Г.Тайфел и Дж.Тернер в труде «Теория социальной идентификации» , указывают, что как таковая этническая идентичность выступает в качестве своеобразного ответвления общей социальной идентификации в процессе социализации отдельного представителя определенного этноса. По мнению авторов, этническая идентичность служит основой процесса социального подражания большинства членов этногруппы. В процессе формирования этнической идентификации у представителя этноса формируется «Я», которое в свою очередь, по мнению авторов, интегрирует знания о своем этносе и частично участвует в формировании костяка личности. При этом «Я» не является частью личности, а является своеобразным этносоциальным феноменом.
Психолог и социолог Э. Эриксон в работе «Идентичность: юность и кризис» рассмотрел факторы формирования такого явления как идентичность и его особенности. Он указал, что национальная идентичность формируется как базовая основа для личности. При этом она стоит на втором месте после религиозной по шкале ценностей большинства индивидуумов. Если индивид может относительно легко пережить кризис политической идентификации, то кризис национальной либо религиозной идентичности может привезти к суициду определенного индивида. По мнению автора, приоритет национальной либо религиозной идентичностей в базовых основах самосознания индивидуума определяет первичная социальная среда.
Выдающейся отечественный исследователь Н. Гумилев в работе «Этногенез и биосфера Земли» впервые выдвинул теорию этногенеза: зарождения, расцвета и упадка каждого определенного этноса. По мнению Гумилева, этнос является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных климатических и географических условиях. Как таковой этнос это не биологическое или социальное явление. Этнос обязан своему возникновению именно географическому ландшафту, который в свою очередь способствует развитию этноса. По мнению автора, разнообразие этносов на планете возникло благодаря разнообразию географических ландшафтов.
Исходя из анализа исследовательской литературы, была сформулирована цель исследования: проанализировать особенности трансформации этнической идентичности украинских переселенцев в Енисейской губернии и выявить факторы способствующие сохранению этничности либо ассимиляции украинцев в Сибири.
Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:
- проанализировать общее понятие этнической идентичности и его эволюцию в философской и исторической науке;
- рассмотреть особенности и элементы украинской этнокультуры как главной составляющей этнического самосознания украинцев;
- выявить социально-экономические факторы, способствовавшие началу переселений украинцев в конце XIX века;
- показать влияние столыпинской аграрной реформы на процесс переселений из украинских губерний;
- проанализировать факторы сохранения этнической идентичности украинских переселенцев в Енисейской губернии;
- выявить факторы ассимиляции украинских переселенцев и их потомков в Енисейской губернии.
Объектом исследования являются украинские переселенцы в Енисейской губернии, переселившиеся сюда в период с 1890-х гг. по 1917 гг.
Предметом исследования выступает этнокультурная и общая этническая основа украинских переселенцев, процесс ее трансформации в социально-экономических и географических условиях Енисейской губернии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1890-х гг. XIX века по 1917 г. XX века. Нижняя граница обусловлена началом активных переселений из украинских губерний в Сибирь и Енисейскую губернию. Верхняя граница исследования обусловлена социально¬экономическими изменениями, возникшими в результате революций 1917 г. и упразднением государства Российская империя.
Территориальные рамки исследования - территория Енисейской губернии, ее южные и центральные части, а также территории малороссийсских губерний - Полтавской, Киевской, Волынской и Херсонской (губернии выхода переселенцев).
Методологическая основа исследование базируется на основных принципах исторической науки. Принцип историзма предполагает анализ научных данных в динамике их изменения и становления во времени, во взаимосвязи с другими событиями и явлениями, что позволило учесть конкретно-исторические условия особенностей трансформации и развития этнической идентичности представителей украинского этноса, а также проанализировать их вклад в развитие Енисейской губернии и последующем Красноярского края. Принципы объективности и всесторонности, предполагающие исследование разнообразных явлений реальной действительности с учетом всех сторон и взаимосвязей объекта, способствовали изучению исследуемого объекта в рамках многогранности и противоречивости его развития, что, безусловно, позволило проанализировать факторы межэтнических взаимодействий украинских переселенцев. В данной работе также использованы общенаучные методы исследования. В работе использованы такие общенаучные методы как дедукция, анализ и синтез. Также использован общенаучный принцип всеобщей связи, описывающий взаимосвязь всех явлений. Дедукция позволила выявить особенность переселения переселенцев, способы получения первичного дохода для обустройства на местах и особенность изменения выбора типов традиционных жилищ и народной кухни. В результате использования анализа впервые были рассмотрен процесс переселения и последующего расселения украинских переселенцев в Енисейской губернии. Синтез был использован для выявления особенностей менталитета и народной культуры переселенцев и рассмотрения последующей трансформации в результате взаимодействия со старожилами и коренным населением Енисейской губерний. С помощью синхронистического подхода были определены основные факторы, способствующие формированию этнического самосознания украинцев как на исторической родине, так и за ее пределами в Енисейской губернии. Из специальных исследовательских подходов в работе были использованы цивилизационный, антропологический и культурологический подходы. Данный выбор подходов обусловлен междисциплинарной тематикой выпускной квалификационной работы. С помощью использованного в работе культурологического подхода были рассмотрены особенность поведения украинцев и взаимодействие украинских переселенцев с сибирскими старожилами и возникновение на этой основе синкретической народной культуры последующих поколений переселенцев. Благодаря использованию антропологического и цивилизационного подходов были рассмотрены исторические перспективы базовой характеристики украинской цивилизационной основы, а также религиозные традиции и отдельные компоненты менталитета украинского народа.
Источниковой базой исследования стали документы Государственного архива Красноярского края. Здесь хранятся материалы, содержащие важнейшие исторические сведения о развитии региона Енисейская губерниия и затем Красноярского края. Архив был образован в 1941 году, когда вместо существовавших ранее Исторического архива и архива Октябрьской революции был создан единый Государственный архив Красноярского края. В результате работы над неопубликованными источниками из Государственного архива Красноярского края был установлен примерный средний возраст украинских переселенцев обоего пола, а также название основанных ими переселенческих участков в Енисейской губернии. В архиве хранятся открепительные свидетельства переселенцев, специальные записи статистов Енисейской губернии, посемейные списки переселенцев обоего пола, их возраст и т.п. В работе использовались также материалы Красноярского краеведческого музея, в том числе визуального характера . Также в работе в качестве источников использованы статистические материалы научного деятеля XIX века А.А. Кауфмана , а также его описания хозяйственного быта переселенцев и психологического настроя в переселенческой среде. Статистическая информация по проблемам исследования не всегда полная, в том числе названные материалы Кауфмана. В то же время необходимо подчеркнуть их значимость: Кауфман являлся официальным статистиком и географом Российской империи и смог собрать большой материал о численности переселенцев в Енисейской губерний, их финансовом и хозяйственном обеспечении и т.п. Также в работе в качестве источников были использованы земские сборники губерний .
Научная новизна следующей работы состоит в том, что в рамках выпускной квалификационной работы предпринята попытка анализа этнокультурной трансформации украинских переселенцев в Енисейской губернии. В ходе анализа было обнаружено, что подавляющие большинство украинских переселенцев были подвергнуты мощному национально¬идеологическому давлению государства. Однако, несмотря на это часть переселенцев сумела сохранить свою этническую идентичность, хотя и в трансформированном виде.
Практическая значимость данного исследования состоит, прежде всего в том, что его материалы могут быть использованы при изучении курсов «Этнография», «История Сибири», «Этносоциология», «История украинской диаспоры» и «История Украины». Также материалы исследования могут быть использованы для подготовки научных трудов и исследований.
Апробация исследования. Результаты исследования изложены в научных публикациях автора, апробированы в выступлениях на двух международных научных конференциях. По тематике исследований подготовлено две публикации .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как таковая, национальная идентификация - это динамический процесс
обособления «своих» мировоззренческих установок субъекта
(индивидуального либо коллективного) от «чужих» и последующее
установление их тождества с идеальной интерпретационной моделью
национального прошлого, настоящего и будущего т.е. «национальная идей»
по ряду параметров государства, в котором определенная нация является
главенствующей, и самобытным пониманием самой природы нации. На
примере Украины в настоящие время можно увидеть ускорение процесса
дальнейшего этнополитического развития нации украинцев, вследствие того
что, агрессивные действия соседнего государства стали катализатором этого
процесса.
Непосредственно народная культура украинцев несла в себе ярко
выраженный отпечаток древнеславянской культуры Киевской Руси.
Украинский менталитет как основополагающий элемент народной культуры,
обладая схожестью с русским менталитетом, имеет значительные различия,
прежде всего выраженные отсутствием имперских желании и первичных
ориентаций сугубо на внешнею политику, а также отсутствием культа
вождизма на ментальном уровне. При рассмотрении народной культуры
украинцев четко прослеживается культурная преемственность
древнеславянской и арийской культур, отраженная в народных верованиях.
В конце XIX века украинские переселенцы начали активно переселятся
как в Сибирь, так и в Енисейскую губерния. Енисейская губерния имела
большей частью таежные земельные территории и была более удаленной от
центра страны. Но имея более выгодные экономические условия для
переселенцев, становилась для них второй родиной.
Переселенческая политика правительства Россиской империи была
направлена на решение проблемы перенаселения и малоземелья и на
снижение социальной напряженности в сельской местности. Осуществляя
103переселенческую политику, царское правительство стремилось избежать
опасной крестьянской политической консолидации деревень украинских
губерний, которая в условиях малоземелья и растущего быстрыми темпами
населения была неизбежной. В этот период активного освоения земельных
угодий как Сибири в целом, так и Енисейской губернии власть сталкивалась
с проблемой малонаселенности региона, решение которой повышало уровень
не только экономической, но и политической сферы местного общества.
Отсутствие земледельческой преемственности у местного населения
приводило к устаревшим способам получения сельскохозяйственной
продукции в регионе. Малороссийсские крестьяне имели соответствующую
культуру и навыки, и поэтому были особенно ценными в качестве
переселенцев, способствуя своей деятельностью модернизации Енисейской
губернии. Именно украинские переселенцы способствовали поднятию
аграрной сферы экономики в Енисейской губернии, которая в свою очередь
обеспечила быстрое развитие экономики Российской империи. Среди
основных причин, которые заставляли украинских крестьян переселяться в
Сибирь и Енисейскую губернию, были аграрное перенаселение, безземелье и
малоземелья на исторической родине, а также стремление быть ближе к
(земледельческих и неземледельческих) промыслам, к рынкам сбыта
сельскохозяйственной продукции. Кроме того, определенную роль сыграли и
религиозные мотивы переселения.
В Енисейской губернии украинские переселенцы являлись творцами и
обладателями целого кладезя созданных им духовных ценностей, которые
составляли их национальные святыни. Они со временем приобретали
больший вес и становились бесценным фундаментом, который был способен
обеспечить самосохранения представителей нации на новых местах
проживания. В Сибири культура и этносознание украинцев
трансформировалась в поликультурные формы, приобретая смешанные
черты русской и украинских культур. Однако, не смотря на это в
Красноярском крае, который является приемником Енисейской губернии,
104благодаря именно такой трансформированной этнокультуре украинцы
сохраняли и транслировали свою исконную этничность вплоть до настоящего
времени. При этом украинские переселенцы испытывали ряд сложностей и
препятствий в сохранении своей идентичности, прежде всего в запрещении
на местах гражданских организаций, провозглашающих сохранение
этнических и культурных традиций, за исключением короткого периода
украинизации в первые годы советской власти.
Поселения украинских "аграрных" мигрантов зафиксировали высокий
уровень их приспособления к природной, хозяйственной и культурной
средам. Следствием активного взаимодействия с иноэтническим окружением
в ряде случаев стало формирование как общих с другими народами, так и
своеобразных, характерных только для украинцев, черт культуры и быта. Но
оторванность от своей родины, целенаправленная русификаторская политика
сначала правительства Российской империи, а позже советской власти стали
факторами существенной ассимиляции. Сама ассимиляция в среде
украинского национального меньшинства Енисейской губернии
провоцировалась и во многом упрощалась благодаря определенной языковой
и культурной близости украинцев и русских. Именно близость языка и
культуры мигрантов и коренного населения обеспечивала динамизм
ассимиляции. Также важным фактором ассимиляции была фактически
поддерживаемая государством политика угнетения и стирания
национального самосознания у относительно родственной русской нации
украинцев. Все это обусловило сравнительно быструю ассимиляцию
украинцев в Енисейской губернии. К настоящему времени многие потомки
украинских переселенцев полностью ассоциируют себя с русскими,
восприняв от них и элементы этносознания. Как таковые, причины
ассимиляции украинских переселенцев и потери ими исконной этнической
идентичности, имеют глубокие социально-исторические причины и
поддерживается в настоящие время мощным псевдоисторическим мифом о
совместном украинско-русском происхождении и о базовой несовместимости
105русско-православной цивилизации, к которой многие украинцы себя
соотносят, с цивилизацией западной. Особенностью этого мифа, созданного
православными клириками в XVII-XVIII веках, является его синкретический,
политико-религиозный характер. С его помощью чисто сакральная русскоправославное сообщество формировало особый тип огосударствления
«русскостью» Российской империи и выстраиванием соответствующей
политики, в свою очередь сама империя с титульным этносом русских,
наоборот, была сакрализована в мыслях всех подданных. Миф
законсервировал архаичные взгляды, ценности и общественные отношения,
представив их определенным псевдосакральным, цивилизационным
характером, и существенно затормозил практически на целый век развитие
украинской этнической идентичности.


ГКБУ ГАКК. – Ф. 160: Материалы о переселении крестьян Полтавской
губернии в Уринскую волость (проходные свидетельства, посемейные
списки, переписка). – Оп. 1. – Д. 1148.
2. ГКБУ ГАКК. – Ф. 160: Материалы о переселении крестьян Гродненской,
Волынской, Киевской и др. губерний в Минусинский округ Енисейской
губернии. – Оп. 1 – Д. 1185.
3. ГКБУ ГАКК. – Ф. 160: Материалы о переселении крестьян Полтавской,
Харьковской, Тульской губерний в Канский округ (списки, свидетельства,
переписка) – Оп. 1. – Д. 1203.
4. ГКБУ ГАКК. – Ф. 160: Материалы о переселении крестьян Херсонской,
Полтавской и др. губерний Минусинский округ. – Оп.1. – Д. 1206.
5. ГКБУ ГАКК – Ф. 160: Материалы о приписке переселенцев к Муринской
волости Минусинского уезда (проходные свидетельства). – Оп. 1. – Д.
1469.
6. ГКБУ ГАКК. – Ф. 160: Материалы о приписке переселенцев к
Минусинскому уезду. – Оп. 1. – Д. 1616.
6.1.1.1.1.1. Земские периодические сборники губерний
7. Земской сборник Черниговской губернии. 1909. – № 8. – 131 с. –
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bookolds.ru/BookLibrary/49000-CHernigovskaya-gub/1899.-OpisanieCHernigovskoy-gubernii-tom-2.html. – (Дата обращения: 09. 03. 2017).
8. Земской обзор Полтавской губернии. 1910. – №1. – 102 с. –[Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://book-olds.ru/BookLibrary/49000-
107CHernigovskaya-gub/1899.-Opisanie-CHernigovskoy-gubernii-tom-3.htm l. –
(Дата обращения: 09 .03 .2017).
9. Сборник Киевской губернской земской управы 1910. – № 1. – 105 с. –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookolds.ru/BookLibrary/49000-CHernigovskaya-gub/1899.-OpisanieCHernigovskoy-gubernii-tom-7.html. – (Дата обращения: 09 .03 .2017).
Материалы красноярского краевого музея
10.КГБУК «Красноярский краевой краеведческий музей». – Основной фонд.
11713/89
11.КГБУК «Красноярский краевой краеведческий музей». – Основной фонд.
11713/81
12.КГБУК «Красноярский краевой краеведческий музей». – Основной фонд.
6587/13.
13.КГБУК «Красноярский краевой краеведческий музей». – Основной фонд.
8319/3
14.КГБУК «Красноярский краевой краеведческий музей». – Основной фонд.
6587/14
15.КГБУК «Красноярский краевой краеведческий музей». – Основной фонд.
6587/14
16.КГБУК «Красноярский краевой краеведческий музей». – Основной фонд.
11713/24
Статистические материалы
17. Кауфман А.А. Переселение и колонизация А.А. Кауфман. – СПб., 1905. –
445 с.
108ЛИТЕРАТУРА
18.Васильчиков Б. А. Воспоминания / Б. А. Васильчиков. – М.: «Наше
наследие», 2003. – 221 с.
19.Горюшкин Л.М. Сибирское крестьянство на рубеже двух веков (конец
XIX - начало XX вв.) / Л. М. Горюшкин. – Новосибирск: Наука, 1967. –
411 с.
20.Грицак Я. Нарис історії України. Формування модерної української нації
XIX —XX ст. /Я. Грицак – Київ: Генеза, 1996. – 347 с.
21.Грицак Я. Страсті за націоналізмом. Історичні есеї / Я. Грицак. – Київ:
Критика, 2004. – 343 с.
22. Гриценко О. Нариси української культури / О. Гриценко. – Київ:
Український центр культурних досліджень, 1998. – 191 с.
23.Грушевський М.С. Історія України-Руси. Т.1 / М. С. Грушевский. – Київ.:
Наукова думка, 1991. – 356 с.
24. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – Л.: изд-во
ЛГУ, 1989. – 321 с.
25.Дамешек Л.М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIXначало XX вв.) / Л. М. Дамешек. – Иркутск: из-во Ирк. ун-т,1986. – 168 с.
26.Данилюк А. Г. Давня архітектура українського села. Етнографічний нарис
/ А. Г. Данилюк. – Київ: Техніка, 2008. – 234 с.
27.Данилюк А. Шляхами України. етнографічний нарис / А. Данилюк. —
Львів: Світ, 2003. – 314 с.
28. Дацюк C. Нариси української ідентичності // Українська правда. – 2014. –
4 октября. – Режим доступа:
http://blogs.pravda.com.ua/authors/datsuk/53df45911a0f1. (Дата обращения:
08. 09. 2016).
29. Дзюба И. М. Интернационализм или руссификация? / И. М. Дзюба.
Київ: «Києво-Могилянська академія», 2005. – 206 с.
10930. Дорошенко Д. Нарис історії України Т.2 / Д. Дорошенко. – Київ:
«Глобус», 1992. – 389 с.
31.Забужко О. Філософія і культурна притомність нації / О.Забужко //
Сучасність. – 1994. – №3. – С. 117–128.
32. Завальнюк А. Ф. Українські обряди та пісні / А. Ф. Завальнюк. – Вінниця:
НОВА КНИГА, 2008. – 306 с.
33. Заставний Ф. Д. Українські етнічні землі / Ф. Д. Заставний – Львів, 1993.
– 187 с.
34. Иванишин В. Язык и нация / В. Иванишин, Я. Радевич-Винницкий. –
Київ: Возрождение, 1991. – 322 с.
35. Канев А. Свободная Сибирь /А. Канев // Красноярск. – 1917. – 2 апр.
36.Ковалевський О.В. Українські традиції / О. В. Ковалевский. – Харків:
Фоліо, 2003. – 394 с.
37. Ковальчук О. Переселения селян українських губерній Російської Імперії
(друга половина ХІХ – початок ХХ ст./ О. Ковальчук // Українська
діаспора. – К: – Чикаго. – 1992. – № 1. – С.25 – 28.
38.Кон Ганс. Национализм: его смысл и история / Ганс Кон. – [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
https://traditio.wiki/holmogorov/library/k/kohn/1.htm. – (Дата обращения:
09.07.2016).
39.Кононенко А. Українська міфологія та культурна спадщина / А.
Кононенко. – Харків: Фоліо, 2012. – 456 с.
40. Кононенко П.П., Феномен украинского языка. Генезис, проблемы,
перспективы. Историческая миссия / П.П. Кононенко – Київ: Наша наука
и культура, 1999. – 190 с.
41. Коровушкин Д. Г. Украинцы в Западной Сибири: Расселение и
численность в конце XIX – начале XXI века / Д. Г. Коровушкин. –
Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2007. – 248
с.
110

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ