Введение 4
1 Теоретические основы использования занятий с элементами хореографии в
школе-интернате 6
1.1 Школа-интернат и ее особенности 6
1.2 Тренировочный процесс в хореографии 10
1.3 Особенности двигательной активности детей со сколиозом 14
1.4 Средства и методы обучения в хореографии 17
2 Организация и методы исследования 21
2.1 Организация исследования 21
2.2 Характеристика методов исследования 22
3 Анализ двигательной деятельности детей со сколиозом 27
3.1 Характеристика программы двигательной деятельности
хореографической направленности для детей с нарушением осанки 27
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 44
Заключение 53
Практические рекомендации 55
Список использованных источников 56
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время, особую значимость приобретают вопросы здоровья детей. Все чаще встречаются дети, имеющие различные степени сколиоза. Для его лечения детям назначают особые процедуры: физиотерапию, массаж, мануальную терапию, посещение занятий ЛФК. Но мало кто использует занятия с хореографической направленностью для разнообразия двигательной деятельности детей с нарушением осанки.
Хореография оказывает значимое влияние на развитие эмоционально-нравственной культуры личности, искусство танца развивает воображение и творческие способности детей. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного, в том числе и физического развития.
Занимаясь хореографией, значительно улучшается общефизическое и двигательное развитие учащихся, повышается уровень развития координации движений. Заметные изменения происходят под влиянием занятий танцем и в способности детей ориентироваться в пространстве [34].
Хореография способствует укреплению осанки, мышц, которые держат позвоночный столб. На занятиях используют классические упражнения хореографической направленности и гимнастических упражнений. Они разогревают и подготавливают мышцы к нагрузкам. Так же хореография прививает особую грацию и пластику. Это именно та нагрузка, которая нужна растущему организму.
Проблема заключается в использовании разнообразия средств занятий по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: двигательная деятельность детей с нарушением осанки.
Предмет исследования: двигательная деятельность с элементами хореографии для детей с нарушениями осанки.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность эффективного использования занятий хореографической направленности для детей с нарушением сколиотической осанки.
Задачи исследования:
1) Изучить источники литературы по особенностям организации двигательной деятельности детей с нарушением осанки, в том числе на занятиях физической культурой с элементами хореографии в школе-интернате.
2) Разработать и внедрить в образовательный процесс программу двигательной деятельности с элементами хореографии для детей с нарушением осанки.
3) Оценить эффективность разработанной программы двигательной деятельности с элементами хореографии для детей с нарушением осанки и разработать практические рекомендации для ее использования.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы и документов;
- контрольное тестирование;
- педагогический эксперимент;
- математико-статистическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты полученных исследований могут быть использованы педагогами для составления программы дополнительных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением осанки).
1) Выявлено, что школа-интернат имеет 8 специализаций, разных по сложности. Одна из них сколиозная школа-интернат. Ее главная особенность - профилактика и лечение нарушений сколиотической осанки. Установлено, что хореография для детей со сколиозом, очень важна, как и другим детям. Постоянные занятия позволяют устранить физические недостатки: лордоз, кифоз, косолапие и выпуклость грудной клетки.
2) Для измерения оценки разработанной программы хореографической направленности для детей с нарушением осанки, были использованы тесты. 1 тест характеризируется, как выявление координационных способностей и развитие гибкости. 2 тест представляет собой двигательные качества с использованием гимнастических упражнений. Данные тесты проводили на 2 группах, в два этапа. Первый этап был в начале исследования, второй этап - в конце исследования. Проведенные тесты помогли выявить оценку состояния физического развития и уровня эффективности программы внеурочных занятий для детей с нарушением осанки.
3) Установлено, что в двух группах детей есть прирост результатов, но у экспериментальной группы прирост более заметен. Упражнения, направленные на координационные способности, показали улучшения на 1,2 секунды, прирост составил 11%. У контрольной группы время уменьшилось на 1 секунду, прирост - 9%. Уровень гибкости улучшился на 5,4 сантиметра от пола у экспериментальной группы, прирост составил 90%, когда у контрольной группы уровень улучшился на 4,1 сантиметра, прирост составил 65%. Уровень выполнения гимнастических упражнений у экспериментальной группы увеличился на 1 балл, прирост составил 27%. У контрольной группы прирост составил 5% - 0,25 балла. Статистическая обработка результатов показала, что первоначальные результаты тестирования были не достоверные, это говорит о том, что обе группы были на одном уровне, в начале эксперимента. Далее обработка показала, что между группами результаты программы достоверны у упражнений, направленных на координационные способности и развитие гибкости, когда гимнастические упражнения оказались не достоверными. Внутри групп, у всех упражнений был выявлен достоверный результат. По данным результатам можно сделать вывод, что программа «Хореография для детей с нарушением осанки» - эффективна.
1. Алексеева, С. И. Методы физической реабилитации детей при нарушениях осанки и сколиозе: учебное пособие / С. И. Алексеева, И. Н. Кафидов. - Москва: МГПУ, 2017. - 65 с.
2. Бабиева, Л.Г. Педагогические условия социальной адаптации детей в условиях школы-интерната: автореф. дне... канд. пед. наук : 13.00.01 / Бабиева Лейла Гивиевна. - Владикавказ, 2008. - 24 с.
3. Балицкая, Н.Н. Педагогические методы обучения в хореографии при изучении предмета классический танец / Н.Н.Балицкая // Преподаватель. - 2017. №1. - С. 59 - 64 .
4. Бондаревская, О.Г. Здоровьесберегающие технологии в цикле предметов хореографического отделения ДШИ / О.Г. Бондаревская // Преподаватель. -
2016. №3. - 13с.
5. Бондаренко, И.Г. Определение уровня физической подготовленности студентов: двигательные тесты и метод индексов / И.Г.Бондаренко // Физическое воспитание студентов. - 2011. - №2. - С. 10 - 13.
6. Васильева, Е.Ю. Хореографическое образование в общеобразовательной школе / Е.Ю.Васльева // Педагог дополнительного образования - 2018. №1. - 22с.
7. Вихрева, Н.А. Сохранение и реконструкция авторской хореографии: методы фиксации и расшифровки : автореф. дис. канд. исскуств. : 17.00.01 / Вихрева Надежда Алексеевна. - Москва, 2008. - 23С.
8. Гончарук, С. В. Сколиоз: причины возникновения, диагностика, лечение / С. В. Гончарук, О. А. Брежнева // «Современные тенденции развития науки и технологий»: Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2017. - С. 133 - 135.
9. Гугушвили, Н.С. Влияние занятий хореографией на человека / Н.С. Гугушвили // Молодой ученый.- 2015. - №3. - С. 893-895
10. Гудилина, Н.А. Занятия хореографией, как средство эстетического развития творческих способностей учащихся, их гармоничного духовного и физического воспитания / Н.А.Гудилина // Преподаватель. - 2019. № 4. - 45с.
11. Ересько, И.Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии : автореф. дне. канд. фил. наук : 13.00.04 / Ересько Ирина Евгеньевна. - Хабаровск, 2005. - 28С.
12. Зиатдинов, В.Б. Сколиоз / В.Б.Зиатдинов // Медицина. - 2011. - №5. - С.89
13. Ильясова, Р.Х. История искусств. раздел "Хореография" / Р.Х.Ильясова // Преподаватель. - 2011. №3. - 23с.
14. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: учебник. - М.: Физическая культура, 2008. - 368 с.
15. Меланьин, А.А. Методы анализа танцевального движения : автореф. дис. канд. искусств. : 17:00:01 / Меланьин Андрей Александрович. - Москва, 2010. - 24С.
16. Миронов, В.С. Правильная осанка, сколиоз у детей / В.С.Миронов // Педагог дополнительного образования - 2010. №5. - 34с.
17. Опарина, О.В. Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга : автореф. дис. канд. пед. наук : 13:00:05 / Опарина Ольга Владимировна. - Казань, 2009. - 27С.
18. Петрова, Е.Н. Использование технологии хореокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста / Е.Н. Петрова // Педагог дополнительного образования - 2016. №1. - С 25-43.
19. Плисова, Е.С. Медицинские показания и противопоказания для приема детей с нарушением интеллекта в специальные школы и школы - интернаты / Е.С.Плисова // Международной научно-практической конференции. - 2016. №2. - 31-33С.
20. Подпорина, Е.А. Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе / Е.А. Подпорина // Педагог дополнительного образования - 2018. №2. - 34с.
21. Преснякова, Е.О Хореография В.П. Бурмейстера : особенности и методы : автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.01 / Преснякова Елена Олеговна.
- Москва, 2009. - 24 с.
22. Рачицкая, А.И. Хореография как средство активизации двигательной деятельности подростков с церебральным параличом : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Рачицкая Анастасия Игоревна. - Санкт-Петербург, 2010. - 21с.
23. Ромашова, Т.А. Трудовая и социальная адаптация учащихся школы- интерната: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Ромашова Тамара Анатольевна. - Томск, 2005. - 24с.
24. Руссу, Н.В. Субъект-объектные основания импровизации как вида творческой деятельности в хореографии : автореф. дис. канд. фил. наук : 09.00.01 / Руссу Надежда Валерьевна. - Кемерово, 2009. - 26С.
25. Рындина, О.А. Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.05 / Рындина Ольга Александровна. - Москва, 2004. - 139с.
26. Сампиев, М.Т. Сколиоз. Клиника, диагностика, классификация / М.Т. Сампиев // Педагог. - 2012. №6. - С.25
27. Семенив, Д.А. Формирование эстетической культуры младших школьников средствами хореографии на уроках физической культуры : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.04 / Семенив Дарья Александровна. - Калининград, 2010. - 22с.
28. Сергиенко, В.В. Социально-культурные условия эстетического
воспитания подростков на занятиях хореографией в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.05 / Сергиенко Владимир Васильевич; - Орел, 2015. - 22с.
29. Сивохиина, С.Ю. Роль хореографии во всестороннем развитии детей с ограниченными возможностями здоровья / С.Ю. Сивохина // Наука, техника и образование. - 2017. - №8. - С. 80-83.
30. Сурнина, Т.В. Оздоровительная школа-интернат как воспитательная организация: автореф. дне... канд. пед. наук : 13.00.01 / Сурнина Татьяна Викторовна. - Москва, 2009. - 19с.
31. Фирилева Ж.Е. Фитнес-данс - лечебно-профилактический танец: учебное пособие / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина - Санкт-Петербург : Детство- пресс, 2014. - С. 179-196.
32. Хайкара, Н.А. Эстетическое воспитание подростков на занятиях хореографией в контексте становления их авторской позиции : автореф. дне. канд. пед. наук : 13:00:01 / Хайкара Наталья Александровна. - Петрозаводск, 2009. - 21С.
33. Чепурышкин, И.П. Управление качеством образования в школе-интернате: автореф. дне. д-ра пед. наук : 13.00.01 / Чепурышкин Игорь Петрович. - Йошкар-Ола, 2015. - 41с.
34. Чечина, Ж.В. Развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования детей : автореф. дне... канд. пед. наук : 13.00.01 / Чечина Жанна Владимировна. - Москва, 2011. - 25с.
35. Чурашов, А.Г. Педагогическая модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами хореографии / А.Г.Чурашов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. №2. - С. 184-194.
36. Чурашов, А.Г. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии : автореф. дне. канд. пед. наук : 13.00.02 / Чурашов Андрей Геннадьевич. - Челябинск, 2013. - 27с.
37. Шмелев В.В. Комплексное восстановительное лечение детей со сколиозом : афтореф. дне. канд. наук : 14.03.11 / Шмелев Валерий Викторович - Москва, 2018. - 27С.
38. Щугарева, И.Н. Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии : автореф. дис... канд. пед. наук : 13.00.01 / Щугарева Ирина Николаевна. - Таганрог, 2009. - 25с.
39. Эйдельман, Л.Н. Формирование осанки у дошкольников средствами хореографии и классического танца / Л.Н.Эйдельман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - 124-128С.
40. Юнусова, Е.Б. Становление хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании : автореф. дис... канд. пед. наук : 13.00.02 / Юнусова Елена Борисовна. - Челябинск , 2011. - 27с.