Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования технологии web-квест в математической подготовке обучающихся 7-8 классов 6
1.1. Web-квест как инновационная технология обучения математике 6
1.2. Организационно-педагогические условия использования web-квестов в математической
подготовке обучающихся 7-8 классов 15
Глава 2. Методические рекомендации по применению web-квестов в процессе математической подготовки обучающихся 7-8 классов 23
2.1. Комплекс web-квестов по математике для обучающихся 7-8 классов 23
2.2. Педагогический эксперимент: основные этапы и результаты 45
Заключение 49
Библиографический список 50
Важным фактором развития современного образования является учёт психолого-педагогических особенностей развития личности подростка настоящего времени. Нынешнее поколение подростков («поколение Z») это дети мультимедийных технологий, которые родились в информационном обществе и являются активными пользователями сети Интернет. Поэтому и обучать таких детей нужно по-новому учитывая их интересы и особенности. Поиск и разработка специальных методик обучения математике представителей поколения Z является одной из актуальных проблем школьного математического образования. Особое внимание следует уделить организационно-педагогическим условиям обучения математике, способствующим активизации познавательной деятельности обучающихся. Современный учебный процесс предполагает внедрение интернет- технологий в образовательных целях. Одной из таких интернет-технологий является web-квест.
Образовательный web-квест это одна из современных форм организации обучения, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного учебного задания. Как правило, образовательный web- квест охватывает определенную тему и/или учебный предмет. Особенностью образовательных web-квестов является то, что каждая часть некой информации для самостоятельной или групповой работы учащихся находится на различных web-сайтах. Кроме того, результатом работы с web-квестом является презентация итогов работы.
Работа учащихся в формате web-квеста разнообразит образовательный процесс, делает его живым и интересным для современного поколения обучающихся.
По мнению ряда педагогов «web-технологии расширяют возможности для повышения эффективности образовательного процесса по математике посредством предоставления разнообразной информации с использованием гиперссылок, систем поиска и т.п.» [Катержина С.Ф., 2010; Напалков С.В., 2013]
Web-квесты способствуют развитию у обучающихся навыков, необходимых для человека XXI века: умение ориентироваться в огромном потоке информации; умение анализировать; самостоятельно и творчески мыслить; объективно оценивать свои достижения; умение работать в команде, и др.
Тема выпускной квалификационной работы посвящена методике использования web-квестов в математической подготовке обучающихся 7-8 классов.
Проблема исследования обусловлена тем, что web-квест практически не используется в образовательном процессе и не рассматривается, как возможное средство повышения результативности обучения математике.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике
использовать web-квест, то это будет способствовать повышению познавательной активности обучающихся.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 7-8 классов.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
использования web-квестов в математической подготовке обучающихся 7-8 классов.
Цель исследования: обоснование целесообразности использования web- квестов в математической подготовке обучающихся 7-8 классов.
Задачи исследования:
1) Систематизировать и обобщить имеющийся педагогический опыт по применению web-квестов в образовательном процессе.
2) Описать технологию создания web-квестов.
3) Охарактеризовать организационно-педагогические условия использования web-квестов в математической подготовке обучающихся 7-8 классов.
4) Разработать комплекс web-квестов по математике для обучающихся 7-8 классов.
5) Провести педагогическую апробацию, проанализировать и описать ее результаты.
В теоретической части работы, на основе аналитического обзора литературы и обобщения имеющегося педагогического опыта, образовательный web-квест рассматривается как одна из современных форм организации обучения, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного учебного задания. Как правило, образовательный web-квест охватывает определенную тему и/или учебный предмет. Особенностью образовательных web-квестов является то, что каждая часть некой информации для самостоятельной или групповой работы обучающихся находится на различных web-сайтах. Кроме того, результатом работы с web-квестом является презентация итогов работы.
В работе описаны разновидности образовательных web-квестов и технология их создания. Выделены основные этапы работы с web-квестом на уроках математики.
В практической части работы представлены методические рекомендации по использованию web-квестов в математической подготовке обучающихся 7-8 классов.
Особую практическую значимость представляет разработанный комплекс web-квестов по различным темам курсов алгебры, вероятности и статистики 7-8 классов.
Методическая разработка web-квестов прошла апробацию на базе МБОУ СОШ № 2 г. Боготол. Результаты которой, подтверждают гипотезу исследования: если в процессе обучения математике использовать web-квест, то это будет способствовать повышению познавательной активности обучающихся. Учебная деятельность обучающихся в формате web-квеста разнообразит образовательный процесс, делает его живым и интересным.
Все задачи исследования выполнены, цель достигнута.
1. Алгебра. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. - Москва: Вентана - Граф, 2013.
2. Алгебра. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. - Москва: Вентана - Граф, 2015.
3. Быховский Я. С. Образовательные web-квесты [Электронный ресурс]: Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99"/ Быховский Я.С. Электрон. ст.-Режим доступа: http://ito/edu/1990
4. Вероятность и статистика. 7-9 классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях / И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко; под редакцией И. В. Ященко. - Москва: Просвещение, 2023.
5. Демина О.Н. Система использования ИКТ на уроках [Электронный ресурс]:
Электрон. ст. - Режим доступа:
http://vio.uchim.info/Vio 102/cd site/articles/art 4 4.htm.
6. «Живые» квесты в образовании [Электронный ресурс]: Электрон. ст. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2013/01/29/zhiv ye-kvesty-v-obrazovanii.
7. Использование ресурсов сети Интернет на уроке Методические рекомендации МОУ Дойнинская основная общеобразовательная школа 2008г
8. Использование технологий web-квеста как интерактивной образовательной среды для активизации учебной деятельности учащихся и развития сетевого взаимодействия. [Электронный ресурс]: Электрон. ст. - Режим доступа: http ://vio.uchim.info/V io 124/cd site/articles/art 3 6.htm.
9. Кулакова А.Б. Поколение Z: Теоретический аспект [Электронный ресурс]:
Электрон. ст. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-
teoreticheskiy-aspekt/viewer
10. Карденахлишвили, Т.Д. Компьютерные игры как технология коммуникативной виртуальной реальности - сети Интернет/Т.Д. Карденахлишвили //Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2012. - №1. - С. 316-322.
11. Катержина, С.Ф. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении математике с использованием Web - технологий: дис. канд. пед. наук. / Катержина Светлана Федоровна; [ГОУ ВПО «Ярославск. гос. пед. ун-т»]. - Ярославль: - 2010. 174 с.: ил., карт.
12. Мастер-Тест [Электронный ресурс]: Электрон. ст. - Режим доступа: https://master-test.net/ru
13. Ненахова Е.В. Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы [Электронный ресурс]: Электрон. ст. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika- poznavatelnogo-interesa-u-obuchayuschihsya-starshih-klassov-sredney- obscheobrazovatelnoy-shkoly/viewer.
14. Напалков С.В. О практическом использовании тематических образовательных Web-квестов в школьном обучении математике [Электронный ресурс]: Электрон. ст. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o- prakticheskom-ispolzovanii-tematicheskih-obrazovatelnyh-web-kvestov-v-shkolnom- obuchenii-matematike/viewer
15. Напалков С.В. Модельное представление использования тематических образовательных Web-квестов по математике в качестве средства развития познавательной самостоятельности школьников [Электронный ресурс]: Электрон. ст. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7modelnoe- predstavlenie-ispolzovaniya-tematicheskih-obrazovatelnyh-web-kvestov-po- matematike-v-kachestve-sredstva-razvitiya/viewer..28