ВВЕДЕНИЕ4
Глава 1 Теоретические основы изучения лексико-семантических групп в лингвистическом и дидактическом аспектах8
1.1 Системные отношения в лексике языка8
1.1.1 Лексико-семантическая группа: определение и типология8
1.1.2 Методы исследования семантики слова в лингвистике 11
1.2 Лексико-семантическая группа глаголов «движения» как дидактический материал на уроке иностранного языка 15
1.2.1 Прагматическая значимость глаголов движения 15
1.2.2 Технология обучения лексике на уроке иностранного языка. Трудности и этапы обучения лексики. 17
1.2.3 Способы семантизации иноязычной лексики22
1.2.4 Возрастные особенности обучения лексики на уроке иностранного языка31
Выводы по главе 134
Глава 2 Формирование и совершенствование лексических навыков у обучающихся 10-11 классов на уроке иностранного языка на материале лексико-семантической группы глаголов движения36
2.1 Лингвистический анализ лексико-семантической группы глаголов движения на материале глаголов пешего перемещения36
2.2 Комплекс упражнений направленных на ознакомление, закрепление и использование в речи глаголов ЛСГ «движение»41
2.2.1 Варианты использования различных способов семантизации на уроке формирования лексического навыка. 41
2.2.1 Методическая разработка комплекса упражнений для дополнительной работы по теме глаголы движения43
Выводы по главе 248
ЗАКЛЮЧЕНИЕ50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК52
Приложение А55
Приложение Б57
Приложение В58
Приложение Г70
Приложение Д71
Приложение Е72
Приложение Ж74
Приложение И75
Приложение К76
Приложение Л77
В отечественной и зарубежной методической литературе одной из основных проблем в настоящее время является работа над лексикой. Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Поэтому одной из основных задач на уроке является расширение словарного запаса учащихся, необходимого для осуществления адекватного общения в рамках, заданных определенными условиями коммуникативной ситуации.
Открывая современный УМК по английскому языку, мы обнаруживаем там длинные списки слов в конце каждой темы. Во-первых, настораживает количество лексических единиц, для каждой из которых надо подобрать наиболее оптимальный способ семантизации, поскольку среди новых слов находятся как конкретные, так и абстрактные существительные, сложные слова глаголы разного типа. Во-вторых, беспокоит количество времени, отведенного на изучение каждого раздела, на этап формирования лексических навыков. В-третьих, даже простейший анализ большого перечня новых слов, покажет, что среди них может не хватать тех, без которых невозможно обойтись при изучении предлагаемой проблемы или темы. В- четвертых, в приводимых перечнях встречаются лексические единицы, входящие не только в активный, но и в пассивный словарь.
Глаголы движения входят в фундамент активной лексики. «Движение - это жизнь!»- говорил Аристотель. Данное слово (движение) имеет широкое значение. Оно может быть охарактеризовано по разным критериям, например, по скорости или направлению. В современных языках существует огромное множество слов описывающих это движение в том или ином проявлении, английский язык не исключение. Особенно широка в данном языке лексико-семантическая группа глаголов, которые передают движение во всех его проявлениях. Несмотря на обширность, этот семантический класс практически не был предметом изучения. В настоящее время не существует специального исследования, в котором бы рассматривались и классифицировались глаголы движения как материал для изучения в рамках школьной программы, что и определяет актуальность настоящего исследования, тема которого сформулирована как «Формирование лексического навыка у обучающихся 10-11 классов на материале лексикосемантической группы глаголов движения в современном английском языке».
Объект исследования - процесс формирования лексического навыка школьника на уроках иностранного языка.
Предметом данного исследования является технология обучения лексике английского языка на старшем этапе обучения на материале лексикосемантической группы глаголов движения.
Цель - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность использования различных методов семантизации при формировании лексического навыка в обучении иностранному языку в 10-11 классах на материале лексико-семантической группы глаголов движения.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:
1. Определить особенности обучения иностранному языку на современном этапе.
2. Рассмотреть виды семантизации лексики, их достоинства и недостатки.
3. Исследовать лексико-семантическую группу глаголов движения.
4. Описать способы семантизации глаголов движения на уроке иностранного языка.
5. Разработать комплекс упражнений для дополнительной работы по формированию и развитию лексического навыка на материале лексикосемантической группы глаголов движения.
...
Проведенное исследование позволило выявить специфику формирования лексического навыка при обучении современному иностранному языку на старшем этапе обучения.
В результате проделанной работы была достигнута цель исследования. Нам удалось обосновать и подтвердить эффективность использования семантизации при обучении лексике. Проанализировав различные способы семантизации, удалось выявить преимущества использования безпереводных способов семантизации на этапе предъявления лексике учащимся 10-11 классов.
В ходе исследования был разработан комплекс упражнений, направленный на автоматизацию лексических навыков по теме «Глаголы движения», в основу которого лег лингвистический анализ лексики по теме.
Исследовав лексико-семантическую группы глаголов со значением пешего перемещения на материале 131 единицы, мы представили лингвистический анализ одного из классов семантической системы, обратив внимание на факты, которые раньше не принимались во внимание при рассмотрении слов данной группы.
Особое внимание было уделено выявлению структурной организации рассматриваемой ЛСГ. Воспользовавшись дефиниционным методом, мы выявили иерархию лексических единиц внутри группы, поместив наиболее общие единицы, входящие в дефиниции глаголов группы, на вершину. Слова, имеющие дифференцирующие семы, были объединены в синонимические ряды объединенные одной интегрирующей семой.
Кроме того, нам удалось доказать огромную прагматическую ценность глаголов движения, особенно часто используемых как в устной так и в письменной речи, что подтвердило значимость методических разработок.
В разработанном комплексе упражнений представлены варианты семантизации 40 лексических единиц лексико-семантической группы глаголов движения, отобранные в ходе анализа учебно-методического комплекса.
К каждому синонимическому ряду глаголов был подобран наиболее эффективный способ семантизации на этапе введения лексики, направленный на увеличение мотивации, активности и самостоятельности учащихся в ходе работы над лексическим навыком.
Предложенный комплекс упражнений был разработан в соответствии с технологией обучения лексике и с учетом минимизации возможных трудностей возникающих при работе над лексическим навыком.
Подводя итог, следует заметить, что работа над лексикой остается одной из важных проблем современной методики. Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Таким образом, одной из основных задач современного педагога является расширение словарного запаса учащихся при необходимости за счет дополнительной работы над лексическим материалом.
Разработанный нами комплекс упражнений ориентирован на средний уровень подготовки изучающих иностранный язык и рекомендуется к использованию для дополнительной работы в 10-11 классах.
1. Алимпиева Р.В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы. Л., 1986. 110 с.
2. Абдюкова Л.А. Функционально-когнитивная интерпретация основных компонентов концепта движения в разноструктурных языках // Функциональное описание естественного языка и его единиц: 11ая международная конференция по функциональной лингвистике. - Ялта, октябрь 2004. - С. 9 - 10..
3. Апресян Ю.Д. Современные методы изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики // В кн.: Проблемы структурной лингвистики. М., 1963. 280 с.
4. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка: учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. М.: ФЛИНТА, Наука, 2012. 376 с.
5. Архипова С.В. Компонентный анализ как метод исследования значения слова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.- практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/conf/philolog/xx/31659 . (дата обращения: 27.05.2018)
6. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 345 с.
7. Брятцева А. В. Глаголы движения в английском языке // Молодой
ученый. — 2016. — №23. — С. 579-581. — URL:
https://moluch.ru/archive/127/35238/ (дата обращения: 27.05.2018).
8. Вендина Т. И. Введение в языкознание: учебное пособие для педагогических вузов. М.: Высшая школа, 2012. 288 с.
9. Денисова Л. Г. Лексика в курсе интенсивного обучения иностранному языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2010. 196 с.
10. Дудкина В. Г. Семантизация лексики и типы лексикографических дефиниций // Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК / Под ред. проф. Г. Н. Манаенко. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2012. 567 с.
11. Колкова М.К Современная методика изучения иностранных языков и культур. М.: Просвещение, 2011. 512 с.
12. Коростелев В.С. Основы функционального обучения иноязычной лексике. Воронеж, 1990. 483 с.
13. Лаврова Л.В. Лексико-семантические группы слов,
характеризующих человека: автореф. дис. Лаврова Людмила Владимировна канд. филол. наук : 10.02.01 С., 1984 [Электронный ресурс]. URL:
http://cheloveknauka.com/leksiko-semanticheskie-gruppy-slov-harakterizuyuschih- cheloveka#ixzz4TwIBivFu. (дата обращения: 25.05.2018)
14. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. 1632 с.
15. Матюгин И., Слоненко Т. Как запоминать английские слова. М.: —РИПОЛ КЛАССИК”, 2000. 412 c.
... всего 32 источников