ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К
АУТОАГРЕССИИ 6
1.1. Сущность понятия «коммуникативные умения» в зарубежных и
отечественных исследованиях 6
1.2. Психологические особенности развития коммуникативных умений в
подростковом возрасте 12
1.3. Анализ сущности понятия «аутоагрессия» и причин аутоагрессивного
поведения в подростковом возрасте 17
Выводы по Главе 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К
АУТОАГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3. Психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативных
умений обучающихся, склонных к аутоагрессивному поведению 39
Выводы по Главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
В настоящее время в нашей стране происходят значительные изменения во всех сферах общества. Вследствие этого меняются требования, предъявляемые к личности, возникает необходимость быстро адаптироваться к внешним условиям, уметь адекватно реагировать на связанные с этими изменениями трудности. Ощущение нестабильности вызывает у людей рост эмоционального напряжения и страха перед будущим, особенно у подростков, так как они находятся в сенситивном периоде формирования личности. Вследствие психологических изменений в отношении к жизни и окружающим людям, подростки при возникновении проблем часто не могут решиться обратиться за помощью, открыто заявить о своей проблеме, рассказать о своих переживаниях, что становится причиной развития аутоагрессивного поведения. Возможные затруднения могут быть преодолены с помощью развития коммуникативных умений, являющихся универсальными учебными действиями, которые обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся, что необходимо для успешного решения проблем.
Так становится необходимым развитие социально активной личности школьника, способной выбирать конструктивные способы реагирования на стрессовые и конфликтные ситуации, что обусловливает актуальность развития коммуникативных умений у обучающихся. Недостаточный уровень развития коммуникативных умений значительно затрудняет решение важной задачи развития подростков - установление близких доверительных отношений со сверстниками и поиск друзей, что приводит к одиночеству, расстройствам адаптации и впоследствии проявлениям различных форм аутоагрессивного поведения.
Решением данной проблемы станет психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативных умений подростков, склонных к аутоагрессивному поведению, которую мы разработали на основе проведенного исследования в нашей работе.
Изучение положений Федерального государственного образовательного стандарта убеждает нас в том, что одной из ключевых компетентностей является именно коммуникативная компетентность. Однако наблюдения показывают, что в современных школах не у всех подростков знания в области межличностного общения находятся на достаточном уровне. Подростки большую часть своего времени проводят в школе, поэтому именно перед педагогами стоит задача создания условий для развития коммуникативных умений обучающихся.
Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.
Объект - коммуникативные умения.
Предмет - развитие коммуникативных умений подростков, склонных к аутоагрессивному поведению.
Цель работы: изучение особенностей коммуникативных умений подростков, склонных к аутоагрессивному поведению, и разработка психолого-педагогической программы по их развитию.
Гипотеза: мы предполагаем, что подростки, склонные к
аутоагрессивному поведению, имеют более низкий уровень развития коммуникативных умений, в сравнении с подростками, не проявляющими аутоагрессивное поведение.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «коммуникативные умения», дать характеристику.
2. Проанализировать сущность понятия «аутоагрессия» и причины аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте.
3. Выделить особенности развития коммуникативных умений обучающихся подросткового возраста.
4. В ходе эмпирического исследования выявить основные особенности коммуникативных умений обучающихся подросткового возраста, склонных к аутоагрессивному поведению.
5. Разработать психолого-педагогическую программу по развитию коммуникативных умений подростков, склонных к аутоагрессивному поведению.
Методологической основой исследования послужили работы зарубежных и российских авторов: Г.М. Андреевой, Г.С. Банникова, Р. Бэрона, Л.С. Выготского, Ж.Г. Гараниной, С.В. Истоминой, А.В. Калуева, М.В. Науменко, А.А. Реана, З. Фрейда, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого
педагогической литературы;
• эмпирические: тестирование (методика «Коммуникативные умения» (Л. Михельсон, в адаптации Ю.З. Гильбуха), «Ауто- и гетероагрессия» (Е.П. Ильин), «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (А.Н. Орел));
• методы количественной и качественной обработки данных: сопоставление процентных долей.
База и выборка исследования: исследование проводилось в одной из общеобразовательных школ города Красноярска. В исследовании приняли участие 50 обучающихся подросткового возраста (14-15 лет).
Практическая значимость
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанная программа может использоваться педагогами-психологами при организации занятий, направленных на развитие коммуникативных умений подростков, склонных к аутоагрессии.
Структура работы: титульный лист, оглавление, введение, две Главы и выводы по каждой Главе, заключение, список использованных источников, состоящий из 60 научных источников, приложений. Работа представлена на 91 листе.
Целью данной работы было выявление особенностей коммуникативных умений подростков, склонных к аутоагрессивному поведению, и разработка психолого-педагогической программы по развитию коммуникативных умений подростков, склонных к аутоагрессии.
В ходе исследования был проведен анализ научных источников на тему особенностей коммуникативных умений подростков, склонных к аутоагрессии, проанализированы разные подходы к понятиям «аутоагрессия», «коммуникативные умения». В данной работе мы руководствовались определением А.А. Реана, который под аутоагрессией понимает деструктивное поведение личности, проявляющееся и функционирующее на различных уровнях, а также определением С.Л. Рубинштейна, который под коммуникативными умениями понимает способность к общению, основанную на знаниях и умениях, приобретенных в результате регулярного выполнения коммуникативных действий. Также изучена литература на тему подросткового возраста, описаны особенности коммуникативной сферы. Была определена специфика связи между коммуникативной компетентностью и аутоагрессивными тенденциями.
Анализ результатов диагностики коммуникативных умений показал, что у подростков с аутоагрессивными тенденциями сформировано умение оказывать сочувствие, поддержку. Несформированными оказались следующие умения. С проявлением пассивных реакций: реагирование на справедливую и несправедливую критику, реагирование на провоцирующее поведение, умение вступать в контакт и умение сказать «нет». С проявлением агрессивных реакций: умение принимать поддержку, просить о помощи, реагировать на попытку вступить с ними в контакт.
У подростков с гетероагрессией оказались сформированными такие коммуникативные умения: умение сказать «нет», умение оказывать сочувствие, умение вступать в контакт и реагирование на попытку вступления 52
в контакт. Не сформированы умения, по которым выявлены проявления агрессивных реакций: реагирование на несправедливую критику,
реагирование на провокации; а также умения, по которым выявлены проявления пассивных реакций: умение просить о помощи, умение принимать сочувствие и поддержку.
Разработанная психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативных умений у подростков с аутоагрессией «Разговор, который спасает», позволила развить у обучающихся следующие умения: умение обратиться с просьбой, умение оказывать и принимать знаки внимания, умение вступать в контакт, умение сказать «нет». Позитивные изменения в коммуникативных умениях подростков, склонных к аутоагрессивным проявлениям, свидетельствуют о комплексном влиянии программы. Снижение уровня зависимости, агрессии и рост компетентности в общении указывают на формирование у подростков более конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.
Итак, анализ результатов исследования подтвердил гипотезу о том, что подростки, склонные к аутоагрессивному поведению, имеют более низкий уровень развития коммуникативных умений, чем подростки с гетероагрессией. Так мы диагностировали, что среди обучающихся, имеющих сформированную аутоагрессивную тенденцию, преобладает группа подростков, имеющих пассивные коммуникативные реакции, которые характеризуют зависимый тип общения. Негативный эмоциональный фон, который обучающиеся поддерживают за счет неспособности к конструктивному выражению негативных эмоций, а также отсутствие готовности поделиться переживаниями с другими людьми и неумение просить о помощи приводят к проявлению аутоагрессивного поведения у подростков. Решением данной проблемы стала разработанная психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативных умений у обучающихся, которая позволила снизить уровень зависимости и агрессии у подростков, а также развить их коммуникативную компетентность.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 10.03.2024).
2. Агазаде Н.В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней. М.: ВНИИ общ. и судеб. психиатрии им. В.П. Сербского, 1989. 43 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2019. 363 с.
4. Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 5-17.
5. Аухадеева Л.А. Формирование культуры коммуникативной деятельности как приоритетное направление подготовки учителя // Вестник высшей школы. 2006. № 11. С. 16-20.
6. Бандура А. Теория социального научения. М.: Директ-Медиа, 2008. 532 с.
7. Банников Г.С. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2016. № 3. С. 42-68.
8. Божович Л.И. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). М.: АСТ, 2006. 314 с.
9. Брюхин А.Е., Сологуб М.Б. Аутоагрессивные явления у больных нервной анорексией и нервной булимией // Психическое здоровье и безопасность в обществе: Первый нац. конгр. по социальной психиатрии. 2004. 18 с.
10. Булыгина Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №
3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-
kompetentnosti-podrostkov (дата обращения: 18.03.2024).
11. Бэрон Р. Агрессия. СПб.: Питер, 2014. 416 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 73 с.
13. Гаранина Ж.Г., Меркушина И.С. Психологические особенности
лиц с аутоагрессивным поведением // Огарев-Online. 2019. №12. С. 56-63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-lits-s-
autoagressivnym-povedeniem (дата обращения: 14.03.2024).
14. Гюггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2021. 232 с.
15. Закондырина В.А. Взаимосвязь аутоагрессивного поведения и социально-психологической адаптации подростков: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. М. 2019. 26 с....60