Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание условий развития коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе педагогического сопровождения их образования

Работа №93946

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы172
Год сдачи2022
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ И С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 9
1.1. Понятие «коммуникативные умения» как научный феномен 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью 13
1.4. Особенности развития коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 22
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 22
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на выявление
уровней сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 34
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на выявление уровней сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью экспериментальной группы 42
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕНОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 48
3.1. Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью 48
3.2. Анализ результатов внедрения коррекционно-развивающей
программы, направленной на развитие коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и её эффективности 59
3.3. Методические рекомендации педагогам и родителям, направленные на повышение уровня коммуникативных умений у обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема исследования. Проблема формирования коммуникативных умений отражена в исследованиях И. Б. Агеевой [1], А. Г. Асмолова [6], Л. Б. Баряевой [8], В. В. Давыдова [21], А. А. Леонтьева [45], О. А. Яшновой [94]. Изучение проблемы коммуникации на начальном уровне образования освещены в работах: С. П. Баранова, А. Ж. Овчинниковой [7], И. А. Емельяновой [23], Ю. А. Киселевой, Т. Н. Морозовой [37], Г. А. Цукерман [85].
Коммуникативные умения объединяют ряд задач, стоящих перед образовательной организацией, и способы их решения. Учителям и обучающимся необходимо сотрудничать, не допускать и избегать конфликтов, управлять своим поведением и эмоциями, уметь выражать свои мысли правильно. Коммуникативные умения - это умения, которые влияют на социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности; умение вступать в диалог; умение слушать. Коммуникативные умения обеспечивают способность участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу сверстников; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Актуальность темы. В новых условиях обновления образования особенно актуальным становятся вопросы воспитания и обучения обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Важным условием успешного обучения обучающихся данной категории является то, как обучающийся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью может взаимодействовать с окружающими его сверстниками и взрослыми. От уровня сформированности коммуникативных умений зависит эффективность коррекционной работы, направленной, прежде всего, на успешную социализацию обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в обществе.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике.
Проблему формирования коммуникативных умений у обучающихся с интеллектуальной нормой изучали такие психологи и педагоги, как О. М. Арефьева, А. С. Баранова, Н. В. Вершинина, Н. М. Горленко, И. С. Доровских, Ю. В. Жуковина, О. В. Запятая, О. В. Клубович, Л. Я. Лозован, Н. В. Медведева, С. А. Тюрикова, И. С. Шегаев и др. Изучением коммуникативных возможностей у обучающихся с умственной отсталостью с точки зрения социальной перцепции, при учете возраста и профессии рассматривали О. М. Арефьева, Л. Н. Иванская, В. А. Лабунская, В. Х. Манеров; с позиции эмоционально-отношенческого компонента А. И. Захаров, В. Н. Князев; с позиций познавательной и эмоционально- потребностной сферы человека - В. А. Кольцова, Б. Ф. Ломов; анализ коммуникативной стороны и особенности ее развития в младшем школьном возрасте представлен в работах А. А. Бодалева и Б. Ф. Ломова; проблема развития коммуникативных умений школьников представлена в работах А. В. Мудрик, где обучающийся рассматривается как субъект общения, выделяются внешние условия и внутренние предпосылки развития ребенка как субъекта общения. В работах Р. С. Птушенко, Е. В. Шмидт и др. предлагается предварительный диагностический этап по изучению личности каждого ребенка в классе или группе, однако в поле зрения этих исследователей не попадают особенности формирования коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Объект исследования - коммуникативные умения обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе педагогического сопровождения их образования.
Предмет исследования - процесс составления коррекционно-развивающей программы для повышения уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Цель - составление и апробация коррекционно-развивающей программы, направленной на повышение уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе педагогического сопровождения их образования.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методы и методики, направленные на изучение уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
3. Определить уровень сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
4. Составить и реализовать коррекционно-развивающего программу, направленную на повышение уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе педагогического сопровождения их образования.
Гипотеза - уровень сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью повысится, если кроме урочной деятельности будет реализована коррекционно-развивающая программа, которая докажет свою эффективность в процессе реализации.
Практическая значимость работы:
- подобраны и адаптированы диагностические инструменты для оценки уровня сформированности коммуникативных у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
- составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
- коррекционно-развивающая программа может быть использована
педагогами образовательных организаций в процессе составления и реализации программ учебных курсов, входящих в коррекционно-развивающую область учебного плана и педагогами общеобразовательных организаций при реализации коррекционно-развивающей работы в процессе инклюзивной формы образования.
Методы исследования
1) Анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, конкретизация отдельных понятий и определений.
2) Наблюдение.
3) Беседы с обучающимися.
4) Педагогический эксперимент.
Степень достоверности и апробации результатов подтверждается данными, полученными в результате исследования, обеспечивается исходными методологическими позициями, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования и стандартизированных методик, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, личным участием автора на всех этапах экспериментальной работы.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы, приложений.
В первой главе рассматривается понятие «коммуникативные умения» как научный феномен, особенности их формирования у обучающихся с интеллектуальной нормой, психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталость и особенности развития у них коммуникативных умений.
Во второй главе даётся характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в экспериментальном исследовании, методы и методики, использованные при выявлении уровня сформированное™ коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, представлен анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования.
В третьей главе представлена коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и анализ результатов её внедрения. Даны методические рекомендации для педагогов и родителей для повышения уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют низкий уровень сформированности коммуникативных умений и с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, им трудно взаимодействовать с окружающими. Обучающиеся редко используют в речи принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. Они не обращаются за помощью и не могут ее оказать сами. Обучающиеся не слышат собеседника, не понимают инструкции к учебным заданиям в разных видах деятельности и быту. Сталкиваясь с различными социальными ситуациями, обучающиеся теряются, не знают как конструктивно взаимодействовать с окружающими. Они не понимают, что значит сопереживать друг другу и вместе радоваться чему-либо. Обучающиеся, не умеющие слушать или проявлять вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, часто становятся
виновниками конфликтных ситуаций, не контролируют своих действий, не умеют договариваться, решать проблемы и избегать конфликтных ситуации. В силу особенностей развития обучающиеся данной категории не всегда могут выразить словами свои чувства, эмоции, мысли и трудности, с которыми они сталкиваются. Невозможность участвовать в учебе и общении наравне с окружающими приводит к формированию психологических защит, застенчивости, низкой самооценке, напряжению, препятствующих общению. Невозможность эффективной коммуникации, обусловленная дефектом, приводит к психологическим проблемам. Стремясь к общению, но, не умея выбирать и применять уместные способы общения со сверстниками и взрослыми, они остаются непринятыми в сообщества. Если обучающиеся не обладают элементарными коммуникативными навыками, то у них возникают проблемы в учебе, работе, семейной и общественной жизни. Они не могут передать свои мысли окружающим, не понимают получаемую информацию в ее определенном контексте.
Исследование ставило целью выявление уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и реализацию программы коррекционно- развивающего курса «Мостик дружбы».
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методы и методики, направленные на изучение уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
3. Определить уровень сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
4. Составить и реализовать программу коррекционно¬-развивающего курса, направленного на повышение уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В первой главе рассматривается понятие «коммуникативные умения» как научный феномен, особенности их формирования у обучающихся с интеллектуальной нормой, психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталость и особенности развития у них коммуникативных умений.
Во второй главе даётся характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в экспериментальном исследовании, методы и методики, использованные при выявлении уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, представлен анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования.
Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования позволил сделать вывод о том, что у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью седьмого года обучения преимущественно низкий уровень сформированности коммуникативных умений, следовательно участники экспериментальной группы нуждаются в проведении специальной коррекционной работы по повышению уровня сформированности коммуникативных умений.
В третьей главе представлена коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и анализ результатов её внедрения. Даны методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Для определения динамики уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся экспериментальной группы был проведен контрольный этап экспериментального исследования. Анализ результатов контрольного эксперимента выявил положительную динамику.
Полученные результаты в ходе экспериментального исследования свидетельствуют о том, что специально составленная коррекционно-развивающая программа «Мостик дружбы», направленная на повышение уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является достаточно эффективной. Данная программа может быть рекомендована практическим педагогам образовательных организаций для организации занятий с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
На основании анализа цели, задач и результативности составленной программы, были разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей, которые помогут повысить уровень сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе педагогического сопровождения их образования.
Анализ результатов, полученных до проведения формирующего этапа экспериментального исследования (констатирующий этап) и по его завершению (контрольный этап) - подтвердили нашу гипотезу.
Цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Агеева И. Б., Вечер М. В. Проблема формирования коммуникативных навыков в системе образования лиц с умственной отсталостью // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2016. С. 95-98.
2. Алмазова С. Л. Методы психологической диагностики : учеб. пособие : Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. 116 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М., 1968. 341 с.
4. Андреева К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 715-718.
5. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся. М., 2017. 202 с.
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]. М., 2008. 151 с.
7. Методика обучения и воспитания младших школьников : учебник для бакалавров / С. П. Баранов [и др.]. М., 2013. 619 с.
8. Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. Учим обучающихся общаться. Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с первым уровнем речевого развития : учебно-методическое пособие. СПб., 2011. 142 с.
9. Бгажнокова И. М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития // Дефектология. 2004. № 3. С. 51-54.
10. Беднарская Л. Л. Современные технологии развития речи: учебник. М., 2015. 192 с.
11. Бенилова С. Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию. М., 2015. 184 с.
12. Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.,
2012. 98 с.
13. Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : учебно-методическое пособие. СПб., 2005. 228 с.
14. Болевич С. Б., Силина Е. В., Орлова А. С. Нарушения когнитивных функций памяти и интеллекта. М., 2015. 140 с.
15. Брудный А. А. О проблеме коммуникации. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. 182 с.
16. Буфетов Д. Коррекция навыков общения у обучающихся с нарушением интеллекта. М., 2011. 152 с.
17. Вечер М. В. Параметры исследования и систематизации коммуникативных средств для логопедической работы с детьми с умеренной отсталостью // Ярославский педагогический вестник. 2016. №2. С. 81-85.
18. Выготский Л. С. Динамика и структура личности детей и подростков : хрестоматия по возрастной психологии. : учеб. пособие для студентов / под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994. 215 с.
19. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб., 2017. 432 с.
20. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Возрастная и педагогическая психология. М., 2011. 255 с.
21. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 с.
22. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. М., 1980. 160 с.
23. Емельянова И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта // Образование и наука. 2008. № 1. С. 87-94.
24. Жуковина Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 78-80.
25. Забрамная С. Д. Умственная отсталость и отграничения ее от сходных состояний. М., 2011. 112 с.
26. Зак Г. Г. Развитие коммуникативных умений у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью в процессе социально-бытовой деятельности // Специальное образование. № 1. 2010. С.30-35.
27. Запорожец А. В. Избранные психологические труды // Психическое развитие ребенка : в 2 т. Т. 1. М., 1986. 275 с.
28. Захарова Г. Е. Игра - основное средство развития общения детей с ограниченными возможностями здоровья // Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2017. С. 139-141.
29. Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания обучающихся. М., 2015. 508 с.
30. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1997. 480 с.
31. Ильясова И. А. Культура общения (Опыт философского методологического анализа). М., 1989. 189 с.
32. Исаев Д. Н., Колосова Т. А. Практикум по психологии умственно отсталых обучающихся и обучающихся. М., 2012. 176 с.
33. Каган М. С. Эстетика как философская наука : университетский курс лекций. СПб., 1997. 544 с.
34. Калугина А. А. Реализация ситуативного подхода при формировании коммуникативных навыков младшего школьника // Сборник статей по материалам LXVI студенческой международной научно-практической конференции, 2018. С. 76-81.
35. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. Изд. 4-е : Ростов н/Д, 2011. 219 с.
36. Квятовска М. Поддержка развития обучающихся с тяжелыми и глубокими нарушениями интеллекта. М., 2016. 368 с.
37. Киселева Ю. А., Морозова Т. Н. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников // Материалы Международной научной конференции молодых ученых, 2017. С. 326-327.
38. Клубович О. В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС // Начальная школа. 2012. № 9. С. 51-52.
39. Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., 2015. 720 с.
40. Колесникова Г. И. Специальная педагогия и специальная педагогика, психокоррекция нарушений развития. М., 2017. 346 с.
41. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для ВУЗов. СПб., 2001. 544 с.
42. Конституция Российской Федерации: принята всенар.
голосованием 12 дек. 1993 г. М., 2009. 191 с.
43. Конюхов Н. И. Словарь - справочник по психологии. М., 2011. 58 с.
44. Крившенко Л. Педагогика. М., 2015. 496 с.
45. Леонтьев А. А. Психология общения: учеб. пособие. М., 2008. 365 с.
46. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 304 с.
47. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997. 84 с.
48. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
49. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. М., 1984. 444 с.
50. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. 143 с.
51. Мамаева А. В., Чеберяк Ю. Г. Различия в средствах коммуникации у обучающихся младших классов с отсутствием общеупотребительной речи при умеренной и тяжелой умственной отсталости // Специальное образование. № 4. 2016. С. 39-49.
52. Маматова А. Ф. Особенности формирования коммуникативной активности у умственно отсталых школьников // Аллея науки, 2018. Т. 5. № 5 (21). С. 1044-1047.
53. Максимова А. А. Учим общаться детей 6-10 лет. М., 2015. 78 с.
54. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. URL : www.mkb10.ru(дата обращения: 18.11.2020).
55. Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. ст. / под ред. Н. В. Михалкович. Гродно, 2015. 159 с.
56. Мишанова О. Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников. М., 2012. 146 с.
57. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания. М., 1984.112 с.
58. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985. 272 с.
59. Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 1995. 105 с.
60. Назарова Н. М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005. 400 с.
61. Немов Р. С. Психология в трех книгах. Психология образования : 2¬е издание. М., 1995. 496 с.
62. Официальный сайт МБОУ «СКОШ для учащихся с ОВЗ»
г. Кунгура Пермского края. URL : kungurskosh.permschool.ru(дата
обращения: 03.11.2020).
63. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. 216 с.
64. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников : учебное пособие. М., 2002. 160 с.
65. Петушенко Р. С. Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью с помощью применения метода групповой работы на уроках в школе // Специальное образование.
2017. С. 165-169.
66. Потебня А. А. Мысль и язык. М., 2020. 238 с.
67. Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. СПб., 2011. 480 с.
68. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М., 2003. 320 с.
69. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2011. 256 с.
70. Рубинштейн С. Л. Психология умственно отсталого школьника : учеб. пособие для студентов. М., 1986. 192 с.
71. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2011. 256 с.
72. Сёмина В. А. Формирование коммуникативных навыков младших школьников средствами детского музыкального фольклора // Традиции и инновации в начальном образовании материалы российской научно-практической конференции. 2018. С. 367-371.
73. Серова Е. Ю., Кудрина Л. С. Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью средствами театральной деятельности // Царскосельские чтения. 2013. С. 100-103.
74. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Педагогия и педагогика игры: учебник и практикум. М., 2017. 224 с.
75. Социальная психология: учеб. пособие для студ. пед. институтов/ под ред. А. В. Петровского. М., 2011. 214 с.
76. Течнер, С. Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами аутистического спектра. М., 2014. 432 с.
77. Трофимов М. Ю. Основы коммуникативной культуры. СПб., 2017. 184 с.
78. Тюхова Л. Н., Гуцу Е. Г. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2017. С. 442-446.
79. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 2013. 191 с.
80. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). URL : Гдоз-оУ7.йег7еп.зрЬ.ги/’№рсоп1еп1/ир1оайз/2015/10/1-и-2- варианты-АООП-УО-11-декабря-2015.рйГ (дата обращения: 24.09.2021).
81. Федеральный государственный образовательный стандарт
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL : http://www.10spb.edusite.ru/DswMedia/fgosnoosovz22112014.pdf (дата
обращения: 16.09.2021).
82. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL : http://docs.cntd.ru/document/902389617(дата обращения: 17.11.2020).
83. Халимова Н. М., Найданова О. С. Особенности социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Вестник КГПУ им. B. П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 127-130.
84. Хорошилова В. А. Формирование коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник магистратуры.
2018. № 7 (82). С. 70-72.
85. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться М., 2010. 260 с.
86. Черкасова А. М. Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 337-339. URL: https://moluch.ru/archive/232/53924/(дата обращения: 07.12.2021).
87. Шалимов В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. М., 2002. 112 с.
88. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты : метод. пособие для учителя. М., 1999. 136 с.
89. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
544 с.
90. Шипицина Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребенка : учеб. пособие. СПб., 2010. 113 с.
91. Шипицина Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб., 2004. 146 с.
92. Азбука общения / Л.М. Шипицина [и др.]. СПб., 2002. 384 с.
93. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте : хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980 гг. / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М., 1981. 304 с.
94. Яшнова О. А. Успешность младшего школьника. М., 2003. 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ