Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных умений младших школьников

Работа №98008

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Основы развития межличностной коммуникации в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Характеристика детей младшего школьника 13
1.3. Возможности развития коммуникативных умений у обучающихся начальной школы 21
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 28
2.1. Характеристика диагностических методик изучения коммуникативных умений учащихся 28
2.2. Результаты диагностики развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста 36
2.3. Рекомендации педагогам по развитию коммуникативных умений у младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 64


Развитие коммуникативных умений младших школьников - актуальная проблема, так как развитие данных умения воздействует не только на эффективность обучения детей, но и на процесс их последующей социализации и развития индивида в целом.
Актуальность проблемы, её социальная значимость предопределили тему этого исследования: «Изучение коммуникативных умений младших школьников».
Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящено несколько исследований последних десятилетий (1980-2007), среди которых можно отметить научные труды А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касаткиной и др.
Принципиальный подход к решению данной проблемы указан в работах Л.С. Выготского, исследовавшего общение в виде основного условия личностного развития и воспитания. На основе концепции Л.С. Выготского, можно говорить о том, что формирование и развитие коммуникативных умений обучающихся считается одной из ключевых задач школы, т.к. эффективность и качество процесса общения в значительной мере обусловлено уровнем развития коммуникативных способностей субъектов общения.
Проблемы организованной речевой деятельности и межличностного взаимодействия изучали Выготский Лев Семенович, Сухомлинский Василий Александрович, Рубинштейн Сергей Леонидович, Леонтьев Алексей Алексеевич. Исследования Андреевой Галины Михайловны, Канн-Калика Виктора Абрамовича, Леонтьева Алексея Николаевича, Ломова Бориса Федоровича смогли доказать потребность в систематической работе по развитию межличностных отношений, обращают особое внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения.
Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе
Предмет исследования - коммуникативные умения младших школьников.
Цель ВКР: выявить теоретические основы развития учащихся, определить особенности развития коммуникативных умений младших школьников.
Исходя из целей, решались следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений у школьников;
2. выявить особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников;
3. определить уровень развития коммуникативных умений младших школьников;
4. сформулировать рекомендации по развитию коммуникативных умений младших школьников.
Методы исследования: теоретические (проведение анализа научной педагогической и методической литературы, синтез, обобщение); эмпирические: (тесты, беседа, методы качественной и количественной обработки эмпирических сведений).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» Асбестовского городского округа с 01.09.16 г. по 28.12.16 г.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, 6 параграфов, заключение, содержание, приложения. Объём работы составляет 64 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На базе проведения анализа научно-педагогических исследований о сути коммуникативных умений, проведенной диагностики мы определили, что младший ученический возраст - является оптимальным периодом обучения поведению в социуме, искусству общения, освоения коммуникативных и речевых умений, методов различения социальных ситуаций. В течение данного периода на качественно новом уровне будет реализовываться потенциал развития ребенка как активного субъекта, который познаёт окружающий мир и самого себя, приобретает собственный опыт действия в данном мире. Его собственное поведение отличается наличием сформированной сферы познавательных мотивов и интересов, внутреннего плана действий, готовностью согласовывать собственные действия со сверстниками, регулируя собственные действия с общественными нормами поведения, готовностью к весьма адекватной оценке в своей деятельности и собственных возможностей.
В процессе исследования было выяснено, что развивать коммуникативные умения и социальное поведение учеников имеет смысл с помощью игровых технологий, позволяющих активизировать мышление, поддержать их интерес, развить их речь, пополнить их словарный запас, заставить корректным и внимательным образом относиться друг к другу.
В проведенном исследование развития коммуникативных умений младших школьников использовались адаптированные к возрасту 7-9 лет методы психологов, простые в использовании, помогающие выяснить уровень развития коммуникативных умений детей младшего ученического возраста.
Проведение анализа использованных методик продемонстрировал, что обнаруженный уровень развития коммуникативных умений считается основанием для выяснения форм и методик, с помощью которых удаётся организовать коррекцию отдельных навыков для самого эффективного развития коммуникативных умений. Добавление учеников в практико-ориентированную коммуникативную деятельность производилось в ходе организации таких форм и методик работы с детьми: тренингов, нацеленных на развитие навыков ведения диалога; бесед; игр с правилами; методики проектов.
Эффективность процесса развития коммуникативных умений младших учеников может обеспечиваться лишь при выполнении совокупности педагогических условий.
Поставленные во введении цель и задачи выполнены.



1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] : учёб. пособие / В.А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2 т. [Текст]: Акад. пед. наук СССР / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 286 с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] :Фак. Психологии / Б.Г. Ананьев. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с.
4. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев ;Под ред. А.А. Бодалева.- М. : Воронеж, 1996. - 384 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М.Андреева. - М. : Просвещение, 1994.- 325 с.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учеб.для вузов по специальности Психология / Г.М. Андреева. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 429 с.
7. Андрианов, М.С. Невербальная коммуникация: психология и право [Текст] / М.С. Андрианов. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007.- 256 с.
8. Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению [Текст] / А.В. Батаршев. - СПб. : Питер, 2006. -176 с.
9. Безруких, М.М. Возрастная физиология : Физиология развития ребенка [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
10. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - М. : Омега, 2010.- 65 с.
11. Бивин, Д. Психология межличностных коммуникаций [Текст] / :пер. с англ./ Д. Бивин, П. Вацлавик, Д. Джексон. - СПб.: «Речь», 2000. - 320 с..
12. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / Б.М. Бим-Бад. - М.: Флинта, 2014. - 158 c.
13. Биркенбиль, В.Ф. Как добиться успеха в жизни [Текст] / В.Ф. Биркенбиль. - М.: СП Интерэксперт, 1992. - 139 с.
14. Бориснёв, С.В.Социология коммуникации [Текст] : учеб. пособие для вузов / С.В. Бориснёв. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 270 с.
15. Бурнард, Ф. Тренинг межличностного взаимодействия [Текст]: пер с англ. / Ф. Бурнард. - СПБ., 2002, - 304 с.
16. Вацлавик, П.Программа человеческих коммуникаций [Текст] : пер. с англ. А. Суворовой. / П. Вацлавик; Д Бивин ; Д Джексон. - М.: Апрель-Пресс, 2000.- 320 с.
17. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] : 5-е изд, испр. / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
18. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982 - 1984. Т.3. «Проблемы развития психики» //под ред. Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
19. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982 - 1984. Т. 4. «Детская психология» // Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984.- 432 с.
20. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
21. Гаврина, С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст] : Книга тестов /С.Е Гаврина ; Н.Л. Кутявина ; И.Г. Топоркова ; С.В. Щербинина. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 137 с.
22. Грайс, Г.П. Логика и речевое общение [Текст] : Новое в зарубежной лингвистике :Вып. XVI / Г.П. Грайс. М. : Прогресс, 1985.- 504 с.
23. Гулевич, О.А. Психология коммуникации [Текст] : учебное пособие / О.А. Гулевич. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 384 с.
24. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогическое общество России, 1972. - 480 с.
25. Дусавицкий, А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте [Текст] / А.К. Дусавицкий. - М.: 1999. - 240 с.
26. Ершова, А.Прежиссура урока, общения и поведения учителя [Текст] : Пособие для учителя / А.П. Ершова ; В.М. Букатов. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. - 232 с.
27. Ершова, А.П. Принципы социоигового стиля [Текст] / А.П. Ершова. - М. :Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. - 232 с.
28. Зотеева, В.В. Речивое развитие дошкольников [Текст] / В.В. Зотеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 2. - С. 60-62.
29. Исаев, Д.Н. Отстающий в развитии ребенок : Как узнать, что ребенок отстает в развитии? [Текст] / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2012. - 187 с.
30. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация [Текст] / Е.В. Клюев. - М., 1998. 232 с.
31. Конецкая, В.П. Социология коммуникации [Текст] / В.П. Конецкая. - М., 1997. - 304 с.
32. Кравченко, В.М. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / В.М. Кравченко. - М.: Риор, 2014. - 128 с.
33. Крысько, В.Г. Педагогика и психология [Текст] : учебник / В.Г. Крысько. - М.:Юрайт, 2014. - 471 с.
34. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ И.Ю. Кулагина ; В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
35. Леонтьев, А.А. Психология общения : 3 изд. [Текст] / А.А. Леонтьев. - М. :Смысл, 1999. - 365 с.
36. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005.- 234 с.
37. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. 3 - е издание [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.:Едиториал УРСС, 2006. - 286 с.
38. Леонтьев, А.Н.Избранные психологические произведения[Текст] / А.Н. Леонтьев ; под редакцией В. В. Давыдова ; В.П. Зинченко ; А. А. Леонтьева ; А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
39. Леонтьев, А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста [Текст] : Очерки психологии детей / А.Н. Леонтьев. - М., 1950. - 405 с.
40. Лурия, А.Р. Ощущение и восприятие [Текст] / А.Р. Лурия. - М., 1967. - 247 с.
41. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно - ролевых играх [Текст] / А.А. Максимова // статья: Из первых рук. - 5 с.
42. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 656 с.
43. Назарчук, А.В. Теория коммуникации в современной философии [Текст] / А.В. Назарчук. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 320 с.
44. Немов, Р.С. Психология [Текст] : учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. 4-е изд. : 1 кн. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003. - 688 с.
45. Немов, Р.С. Психология [Текст] : учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. 4-е изд. :3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003. - 304 с.
46. Немов, Р.С. Психология : Психология образования [Текст] : учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. 4-е изд. :2 кн. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003. - 608 с.
47. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР [Текст ]: пособие для педагогов и психологов / В.Б Никишина. - М.:Гуманит ; ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
48. Пастюк, О.В. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
49. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. - М.:Юрайт-Издат, 2013. - 724 с.
50. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения [Текст] : учебное пособие / Ю.П. Платонов. - Спб.: Питер, 2006. - 464с.
51. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. - М.:Гуманит: ВЛАДОС, 2000. - 400 с.
52. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации [Текст] / Г.Г. Почепцов. - М.:Рефл-бук, 2003. - 656 с.
53. Рай, Л. Развитие навыков тренинга [Текст] : пер. с англ. / Л. Рай.- СПб., 2003. - 208 с.
54. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
55. Рогов, Е.И. Психология общения[Текст] / Е.И. Рогов. - М.:Гуманит: ВЛАДОС, 2004. - 336 с.
56. Ромусик, М. Развитие предикативной лексики на основе формирования пространственно - временных отношений у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / М. Ромусик ; С. Шаховская // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - С. 74-79.
57. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. [Текст] / С.Л. Рубинштейн.- М., 1989. - 488 с.
58. Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы [Текст] / А.М. Руденко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2015. - 125 с.
59. Самыгин, С.И. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.:КноРус, 2012. - 480 c.
60. Симонов, В.П. Педагогика и психология высшей школы: Инновационный курс для подготовки магистров [Текст] : учебное пособие / В.П. Симонов. - М.: Инфра-М, 2015. - 320 с.
61. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика [Текст] : учебный курс / В.А. Сластёнин. - М.: Юрайт, 2013. - 543 c.
62. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти [Текст] / А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 1966. - 422 с.
63. Смирнова, Е.О. Психология ребёнка [Текст] / Е.О. Смирнова.
- М.: «Школа - пресс», 2005. - 384 с.
64. Столяренко, А.М. Психология и педагогика [Текст] : учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
- 543 c.
65. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Текст] : краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c
66. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Текст] : учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 636 c.
67. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 671 c.
68. Лагута, О.Н. Учебный словарь стилистических терминов [Текст] / О.Н. Лагута. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 1999.- 71 с.
69. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. редакция : Л. Ф. Ильичёв ; П. Н. Федосеев ; С. М. Ковалёв ; В. Г. Панов.- М. : Советская энциклопедия, 1983.- 840 с.
70. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / Л.И. Чернышова; Э.В. Островский ; под ред. Э.В. Островский. - М.: Инфра-М, 2015. - 381 с.
71. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б.Эльконин. - М., 2000. - 241 с.
72. Яковлев, И.П. Ключи к общению: Основы теории коммуникаций [Текст] / И.П. Яковлев. - СПб.: «Авалон» ; «Азбука-классика», 2006. - 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ