Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №64180

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2020
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных
умений детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития коммуникативных умений старших
дошкольников 13
1.3. Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития
коммуникативных умений старших дошкольников 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОРИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Выявление исходного уровня развития коммуникативных умений
старших дошкольников 28
2.2. Реализация комплекса музыкально-ритмических игр и упражнений, направленного на развитие коммуникативных умений старших
дошкольников 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49



На современном этапе в воспитательно-образовательном процессе ДОО с целью развития коммуникативных умений используются, как правило, сюжетно-ролевые и дидактические игры и упражнения. При этом музыкально-ритмическим играм и упражнениям уделяется сравнительно небольшое внимание, но именно в данной деятельности реализуется возрастная потребность старшего дошкольника в движении, наиболее успешно происходит раскрепощение ребёнка, что выступает важным фактором в процессе общения. Данные выводы делают актуальной тему нашего исследования «Развитие коммуникативных умений старших дошкольников посредством музыкально-ритмической деятельности».
Результаты психолого-педагогических исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина показывают, что общение является основным условием развития ребенка, наиважнейшим фактором становления личности [21; 31; 50].
Личность начинает формироваться уже с рождения при общении с близкими взрослыми. Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам реализуется в семье, образовании, культуре и религии.
Старший дошкольный возраст выступает особо значимым этапом развития дошкольника. Именно в этот период активно усваиваются социальные нормы и ценности, стремительнее происходит физическое и психическое развитие, общение выходит на качественно новый уровень. Также на данном возрастном периоде особое значение имеет формирование готовности ребёнка к обучению в школе.
Основной задачей любой дошкольной образовательной организации является, в первую очередь, формирование основ целостной гармонично развитой личности. Но при неустойчивости современной социальной среды, на первый план выходит проблема развития коммуникативных умений старших дошкольников как залога успешного становления личности и готовности к школьному обучению.
В качестве ресурса успешного развития коммуникативных умений дошкольников можно рассматривать музыкальное искусство. Развитию коммуникации способствуют различные виды музыкальной деятельности, при этом в старшем дошкольном возрасте в связи с высокой двигательной активностью ребёнка следует выделить музыкально-ритмическую деятельность как наиболее благоприятную в данном случае.
Объект исследования: коммуникативные умения старших
дошкольников.
Предмет исследования: музыкально-ритмические игры и упражнения как средство развития коммуникативных умений старших дошкольников.
Цель исследования: изучить на теоретическом уровне особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников и составить комплекс музыкально-ритмических игр и упражнений, направленный на развитие коммуникации.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных умений старших дошкольников будет проходить эффективнее, если:
- будут использоваться музыкально-ритмические игры и упражнения,
направленные на развитие разных групп коммуникативных умений: информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные,
аффективно-коммуникативные умения;
- музыкально-ритмические игры и упражнения будут подобраны в соответствии с уровнем развития коммуникативных умений, выявленным в результате проведения диагностики.
Задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников.
3. Рассмотреть музыкально-ритмическую деятельность как средство развития коммуникативных умений старших дошкольников.
4. Составить комплекс музыкально-ритмических игр и упражнений для развития коммуникативных умений старших дошкольников.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация и обобщение теоретических данных по теме исследования) эмпирические (проведение констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента).
Экспериментальная база исследования: Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 9 имени генерала Аркадия Николаевича Ермакова», строение 4.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблемой развития коммуникативных умений занимались многие отечественные и зарубежные учёные. Поэтому анализ литературы по данной теме позволил нам сделать следующие выводы.
Исследования З.М. Богуславской, В.А. Петровского показывают, что развитие коммуникативных умений обусловлено характером общения со взрослыми и взаимоотношениями со сверстниками [6; 42]. Также А.Г. Рузская отмечает, что к старшему дошкольному возрасту меняется характер взаимоотношений детей друг с другом [45]. Следовательно, старший дошкольный возраст является важным этапом в развитии общения. Таким образом, проблема развития коммуникативных умений старших дошкольников является актуальной.
Развитие коммуникативных умений действительно является значимой частью в системе воспитательно-образовательного процесса ДОО по направлению социально-коммуникативного развития, так как за ним стоит не только развитие непосредственно речевого общения, но и развитие уверенности в себе, умения пользоваться невербальными средствами общения, что так необходимо для успешной социализации.
Коммуникативное развитие происходит под влиянием воспитательнообразовательного процесса ДОО, который выстраивается педагогом и включает в себя множество видов деятельности, среди которых в старшем дошкольном возрасте в силу возрастных особенностей выделяется музыкально-ритмическая.
Предмет исследования - музыкально-ритмические игры и упражнения как средство развития коммуникативных умений старших дошкольников был выбран специально, потому что именно в танце ребёнок может обрести максимальную уверенность в себе, ощутить себя как часть коллектива сверстников, максимально выразить себя в невербальном общении.
В данной работе были представлены результаты констатирующего и описание формирующего этапов эксперимента.
Нами были подобраны диагностические методики для определения уровней развития коммуникативных умений старших дошкольников в соответствии с использованными критериями и показателями.
В результате проведения диагностических методик высокий уровень развития коммуникативных умений выявлен у 20% детей группы, средний у 50%, низкий у 30%.
На основании результатов проведения диагностики нами был составлен комплекс музыкально-ритмических игр и упражнений, направленный на развитие коммуникативных умений старших дошкольников. В него были включены игры и упражнения, направленные на развитие разных групп коммуникативных умений. Данный комплекс может быть использован педагогами ДОО в процессе работы социально-коммуникативному развитию в старшей группе, а также отдельные игры и упражнения могут использоваться на музыкальных занятиях, праздниках, вечерах развлечений и во время свободной деятельности детей.
При реализации подобранного нами комплекса музыкальноритмических игр и упражнений в процесс развития коммуникации были активно включены все дети группы, многие стали увереннее и активнее в выполнении заданий.
Таким образом, во время проведения исследования была подтверждена выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие коммуникативных умений старших дошкольников будет проходить эффективнее, если:
- будут использоваться музыкально-ритмические игры и упражнения, направленные на развитие разных групп коммуникативных умений: информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные,
аффективно-коммуникативные умения;
- музыкально-ритмические игры и упражнения будут подобраны в соответствии с уровнем развития коммуникативных умений, выявленным в результате проведения диагностики.
Так, по результатам исследования можно сделать вывод, что использование музыкально-ритмической деятельности позволяет успешно развивать многие сферы коммуникации дошкольников.



1. Андрианов, М.С. Невербальная коммуникация: психология и право / М.С. Андрианов. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. - 256 с.
2. Артёмова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.В. Артёмова. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
3. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие / А.Г. Арушанова. - М.: ТЦ Сфера,
2011. - 80 с.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
5. Бекина С.И. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов / Авт.-сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.
6. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - 200 с.
8. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект; Культура, 2005. - 240 с.
9. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие / А.И. Буренина. - СПб: Музыкальная палитра, 2004. - 36с.
10. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика»: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И. Буренина. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
11. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
12. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман - М.: Просвещение, 1983. - 255 с.
13. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте. Учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: А.П.О., 1996. - 102 с.
14. Волосовец О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии / авт.-сост. Т.В. Волосовец, О.А. Зыкова; под ред. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова и др. - М.: Русское слово, 2015. - 217 с.
15. Воронич, Е.А. Особенности коммуникативных умений старших дошкольников в процессе диалога со сверстниками / Е.А. Воронич // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. - Краснодар: ИД «Хорс». - 2015. - № 21. - С. 321-323.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
17. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - 5-ое изд. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
18. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.; под ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб: Питер, 2013. - 464 с.
19. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: Учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 207 с.
20. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце / Е.В. Горшкова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 12. - С. 47-55.
21. Горшкова Е.В. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 12. - С. 67-73.
22. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет / Г.Н. Добровольская.
- Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1975. - 125 с.
23. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 64 с.
24. Запорожец, А.В. Психология действия / А.В. Запорожец. - М.:
Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО
«МОДЭК», 2000. - 736 с.
25. Золотнякова, А.С. Роль экспрессии в узнавании ребёнком - дошкольником эмоциональных состояний / А.С. Золотнякова // Учебные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1964. - т. 254. С. 186.
26. Клюева Н. В. Общение. Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. - 2-е издание, перераб. и доп. - Ярославль: Академия развития,
2006. - 160 с.
27. Когут А. А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников / А.А. Когут // Человек и образование.
- 2012. - № 4. - С. 161-164.
28. Конченко С.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 334-337.
29. Королёва Э.А. Ранние формы танца / Э.А. Королёва; Отв. ред. канд. искусствоведения М.Я. Лившиц; АН МССР, Отд. этнографии и искусствоведения. - Кишинев: Штиинца, 1977. - 215 с.
30. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д., 1998. - С. 229.
31. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие / А.А. Леонтьев.
- М.: Смысл, 2005. - 368 с.
32. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность / Ред. сост. М.И. Лисина. - М.: [б. и.], 1974. - С. 3-23.
33. Лисина М.И. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников / Лисина М.И., под редакцией Рузской А.Г. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - С. 202-208.
34. Мочалова Т.А. Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев / Т.А. Мочалова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - №5. - С. 6-8.
35. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИЦ «Академия», 2000.
- 200 с.
36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: ИЦ «Академия», 1999. - 456 с.
37. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные
упражнения для дошкольников / Сост. Е.М. Дубянская. - Изд. 5-е. - Л.: Музыка, 1985. - 78 с.
38. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Р.С. Немов. - М.: Высшее образование, 2008. - 639 с.
39. Новоскольцева И.А., Каплунова И.М. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста / И.А. Новоскольцева, И.М. Каплунова. - СПБ: Коспозитор, 2015. - 146 с.
40. Ожегов С.И. Словарь Русского языка. / С.И. Ожегов. - 24 изд., испр.
- М.: Оникс, 2005. - 1200 с.
41. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: мозаика-синтез, 2011. - 336 с.
42. Петровский В.А. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин- тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1976. - 479 с.
43. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под.ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.
44. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
45. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 216 с.
46. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.М. Семенюк, под ред. Д.И. Фельдштейна. - издание 2-е, дополненное. - М: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
47. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. / Е.О. Смирнова. - 3-е изд. - СПб, 2009. - 304 с.
48. Танцевальная педагогика будущего: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции компании Dancehelp совместно ГБУК г. Москвы «КЦ «Вдохновение» (13 июля 2019 г.) / Ред.-сост. Ю.В. Панасенко. - М.: РОСА, 2019. - 356 с.
49. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013г.
50. Ширшов, В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы / В.Д. Ширшов. - Екатеринбург, 1994. - 128 с.
51. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
52. Brand E., Bar-Gil O. Improving Interpersonal Communication through Music // Min-Ad: Israel Studies in Musicology Online Vol. 8 - 2010 / I: Advancing Children through the Arts. URL: www.biu.ac.il/hu/mu/min-ad/10/04-Eva%20 Brand%20and%20Ora%20Bar- Gil .pdf



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ