Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Работа №20591

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1273
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы исследования проблемы развития
коммуникативных умений взаимодействия 8
1.1 Понятие «коммуникативные умения». Классификация коммуникативных
умений 8
1.2 Этапы развития и особенности коммуникативных умений взаимодействия
дошкольников. Формы общения ребенка со сверстниками 13
1.3 Особенности развития коммуникативных умений взаимодействия со
сверстниками в старшем дошкольном возрасте 27
1.4 Средства развития коммуникативных умений взаимодействия со
сверстниками у детей старшего дошкольного возраста 30
1.5 Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений
взаимодействия со сверстниками 32
Выводы по 1 главе 43
Глава 2. Опытно - исследовательская работа по развитию коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 45
2.1 Организация и методика исследования коммуникативных умений
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста 45
2.2 Формирование коммуникативных умений взаимодействия со
сверстниками посредством сюжетно-ролевых игр 55
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 58
Выводы по 2 главе 62
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложения 73


На современном этапе в системе дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития у детей дошкольного возраста эффективных коммуникативных умений, способствующих полноценному развитию общения; обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими (сверстниками), ведь общение имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития и дальнейшего успешного обучения его в школе.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), одной из образовательных областей является «Социально-коммуникативное развитие», содержание которой «направлено на.. .развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации...». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано, что «ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении..., активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других..., может выражать свои мысли и желания..., задает вопросы взрослым и сверстникам...».
В старшем дошкольном возрасте одним из ведущих видов деятельности является сюжетно-ролевая игра. Игра стимулирует развитие всех когнитивных процессов ребенка. Этот вид деятельности помогает ребенку наиболее полно реализовать себя и выразить личностные качества, в том числе коммуникативные умения взаимодействия.
Изучение содержания и возможностей развития коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогике и психологии, внедрение в практику Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования послужили основанием выбора темы нашего исследования: «Развитие коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно¬ролевой игры».
Формирование и развитие коммуникативных умений занимает одно из центральных мест в психолого-педагогической науке. Этой проблеме уделяли внимание Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова и др. Необходимость раннего формирования положительного опыта коммуникативного взаимодействия детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера, поэтому развития сферы общения детей старшего дошкольного возраста и обучения детей коммуникативным умениям актуально и востребовано.
В рамках нашего исследования рассмотрена проблема развития коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования: развитие коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством организации сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: коммуникативные умения взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра, обеспечивающая развитие коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что применение сюжетно-ролевой игры повысит уровень развития коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования, его объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме исследования.
2. Определить уровень развития коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольное образовательное учреждение (констатирующий эксперимент).
3. Изучить особенности и динамику развития коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.
4. Разработать и реализовать программу мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры (формирующий эксперимент). Проверить ее эффективность (контрольный эксперимент).
Практическая значимость исследования: подобранный комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста, может быть использован воспитателями в детском саду и родителями.
В данном исследовании были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:
1. Изучение, анализ и обобщение теоретических источников по проблеме исследования.
2. Эксперимент (констатирующий - май 2015 г., формирующий - сентябрь - ноябрь 2015 г., контрольный - декабрь 2015 г.).
3. Методы статистической обработки данных.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе освещается проблема развития коммуникативных умений взаимодействия старших дошкольников со сверстниками, определяется роль сюжетно-ролевой игры в данной проблеме. Вторая глава заключается в предоставлении данных экспериментального исследования, их обработке и анализе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто- либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. В тоже время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Формирование этой способности - важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Выпускная квалификационная работа была посвящена проблеме развития коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада посредством сюжетно-ролевой игры, актуальность которой связана с тем, что в старшем дошкольном возрасте одним из ведущих видов деятельности является сюжетно-ролевая игра. Игра стимулирует развитие всех когнитивных процессов ребенка. Этот вид деятельности помогает ребенку наиболее полно реализовать себя и выразить личностные качества, в том числе коммуникативные умения взаимодействия.
Основанием выбора темы исследования послужили также изучение содержания и возможностей развития коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры; недостаточная разработанность данной проблемы в педагогике и психологии; внедрение в практику Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В связи с актуальностью проблемы целью нашего исследования являлось выявление возможности развития у старших дошкольников коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.
Объектом нашего исследования явились коммуникативные умения взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста, а предметом исследования - сюжетно-ролевая игра, обеспечивающая развитие коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе изучения психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме мы попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Была рассмотрена классификация коммуникативных умений; рассмотрены этапы развития и особенности коммуникативных умений взаимодействия; формы общения ребенка со сверстниками; средства развития коммуникативных умений.
В данном исследовании использовалась сюжетно-ролевая игра, которая представляла собой эмоционально привлекательные действия совместного характера. Также были рассмотрены вопросы значения сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста, основные структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, этапы ее развития, принципы руководства сюжетно-ролевой игрой.
В экспериментальном исследовании была разработана и реализована программа формирующих мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Проанализировав результаты проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что сюжетно-ролевая игра оказала влияние на развитие организаторских умений и навыков, совершенствование форм, видов общения и развитие умений общения. У детей старшего дошкольного возраста сложились положительные взаимоотношения детей друг с другом, были обнаружены коммуникативные умения и навыки, потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Это говорит о том, что программа формирующего эксперимента повлияла на развитие коммуникативных умений взаимодействия детей старшей группы со сверстниками.
Результаты теоретического исследования и опытно - экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, положенную в основу данного исследования о том, что сюжетно-ролевая игра будет способствовать развитию коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.d 10162. edu3 5 .ru/attachments/article/724/ФГ QC%20 дошкольноro%20o6pa3QBaHroi%20HoKyMeHT%20Microsoft%20Word.doc. (Дата обращения: 30.11.15 г.).
2. Авдеева, Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет./ Ю.В. Авдеева. - М.: Сфера, 2012. - 64 с.
3. Авдулова, Т.П. Личностная и коммуникативная компетентность современного дошкольника/ Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. - М.: Прометей, 2013. - 138 с.
4. Арушанова, А.Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 6-7: методическое пособие/ А.Г. Арушанова, Р.А. Иванкова, Е.С. Рычагова лет. - М.: Сфера, 2014. - 208 с.
5. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника/ А.Г. Арушанова. - М.: Сфера, 2012. - 80 с.
6. Бабаева, Т.И. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». ФГОС/ Т.И. Бабаева [и др.]. - СПб.: Детство-пресс, 2015. - 384 с.
7. Белобрыкина, О.А. Речь и общение: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, Академия И К°, 2014. - 240 с.
8. Березенкова, Т.В. Моделирование игрового опыта на основе сюжетно-ролевых игр. Младшая группа/ Т.В. Борзенкова. - Волгоград: Учитель, 2015.-55 с.
9. Буре, Р.С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/ Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Е. Давидович. - М.: Просвещение, 2006. - 141 с.
10. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ/С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2002. - 96 с.
11. Ванюхина, Г.А. Экстернат речевой культуры для дошкольников/ Г.А. Ванюхина. - М.: Сфера, 2009. - 64 с.
12. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста/ Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 128 с.
13. Волков, Б.С.. Психология общения в детском возрасте/ Б.С. Волков. - СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
14. Волков, Б.С. Психология педагогического общения/ Б.С. Волков, И.В. Волкова, Е.А. Орлова; под общ. ред. Б.С. Волкова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. — 336 с.
15. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГ11И им. А.И. Герцена. [Электронный ресурс] /Л.С. Выготский//Дошкольное образование. - 2005. - № 5. - Режим доступа:
http://dob. 1 september.ru/article.php?ID=200500510. (Дата обращения: 23.01.16 г.).
16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. - М.: ACT, 2009. - 672 с.
17. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет/Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. -М.: Просвещение, - 1996. - 160 с.
18. Гольденберг, М. Опыт организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с ФГТ/ М. Гольденберг, Т. Коликова, И. Хороводова// Ребенок в детском саду. - 2012. - № 6. - С. 14.
19. Горянина, В.А. Психология общения/ В.А. Горянина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с.
20. Гребенникова, А. Коммуникативная компетентность дошкольника/А.
Гребенникова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 168 c.
21. Деркунская, В.А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр для детей 5-7 лет: учебное пособие/ В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова. — М.: Центр педагогического образования, 2015. - 128 с.
22. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых: учебник для бакалавров/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 510 с.
23. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов/под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб: Питер, 2015. - 464 с.
24. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений/ Л. Дубинина. - М.: Книголюб, 2006. - с. 64.
25. Житенева, Е.В. Развитие коммуникативных умений и навыков у детей. [Электронный ресурс]/Е.В. Житенева. - Режим доступа: 1ійр://род21 .ndj/docs/articlesbytalants/lidkomrazvitiekommunikativnyh u meniy i navykov.doc. (Дата обращения: 28.01.16 г.).
26. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. [Электронный ресурс]/ Р.И. Жуковская. - М.: Педагогика, 1975. - 112 с. - Режим доступа: http.7/ecat.mpgu.info/opac/index.php?url=/notices/index/IdNotice:l 12369/. (Дата обращения: 28.12.15г.).
27. Игра дошкольника/под ред. С.Л. Новоселовой. [Электронный ресурс].
М.: Просвещение, 1989. - 286 с. - Режим доступа:
http://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/index/0-4. (Дата обращения: 17.02.16 г.).
28. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия Развития, Академия И К°, 1997. -
29. Князева Н.А. Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы/ Н.А. Князева [и др.]//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - № 4. - С.34.
30. Князева Н.А. Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы/ Н.А. Князева [и др.]//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - № 12. - С.29.
31. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб, пособие/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.
32. Коломийченко Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию/ Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова. - М.: Сфера. 2015. - 320 с.
33. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду/ Н.Ф. Комарова. - М.: Скрипторий 2003, 2012.-160 с.
34. Коноваленко С.В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста/ С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
35. Короткова, Н. Сюжетная игра дошкольников: неоправданность педагогических ожиданий/ Н. Короткова// Ребенок в детском саду. - 2012.-№ 1.-С.2.
36. Короткова Н. Сюжетная игра с детьми старшего дошкольного возраста/ Н.Короткова// Ребенок в детском саду. - 2014. - № 1. - С.89// №2.-№2.-С.73.
37. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013.-264 с.
38. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 251 с.
39. Леонтьев, А.А. Психология общения/ А.А.Леонтьев. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
40. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Электронный ресурс] /М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/lis/lis.htm. (Дата обращения: 29.12.15 г.).
41. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении/ М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
42. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре/ Д.В. Менджерицкая. -М.: Просвещение, 1982. -128 с.
43. Микляева, Н.В. Зачем и как играть с детьми в детском саду? Современный взгляд на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста/ Н.В. Микляева. - М.: АРКТИ, 2015. - 104 с.
44. Михайленко, Н. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Михаленко, Н. Короткова. М.: Линка - Пресс, 2009. - 96 с.
45. Морсакова, Е.Н. Карусель детских вопросов: современная игра на развитие коммуникативных навыков детей/ Е.Н. Морсакова, Е.Л. Цветова //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2014.-№ 6.-С.20-23.
46. Мухина, В.С. Детская психология/ В.С. Мухина. — М.: Книга по Требованию, 2012. - 272 с.
47. Новосёлова, С.Л. Игры и их классификация. [Электронный ресурс]/С.Л. Новоселова//«Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования. - 2001. - Приложение № 4. - Режим доступа: Ist- Nov-l.pdf. (Дата обращения: 17.02.16 г.).
48. Новосёлова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность. [Электронный ресурс]/С.Л. Новоселова // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 6. - Режим доступа: dsaj 2003 6_N.pdf. (Дата обращения: 17.02.16 г.)г
49. Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр. [Электронный ресурс]/ С.Л. Новоселова//Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3. - Режим доступа: NewKlass.pdf. (Дата обращения: 17.02.16 г.).
50. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. Новое издание/ С.И. Ожегов. - М.: Мир и Образование, 2012, - 1376 с.
51. Осипенко, Г.Г. Игра как средство формирования коммуникабельности
дошкольников. [Электронный ресурс]/ Г.Г. Осипенко. Режим доступа: http ://www. den-za-dnem.ru/page. php?article= 100. (Дата обращения: 02.02.16 г.).
52. Подкасистый, И.И. Педагогика/ И.И. Подкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 624 с.
53. Полякевич, Ю.В. Формирование коммуникативных навыков у детей 3- 7 лет: модели комплексных занятий/ Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осина. - Волгоград: Учитель, 2014. - 159 с.
54. Репина, Т.А. Общение детей в детском саду и семье / Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, Т.В. Антонова и др.; под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990 . - 150 с.
55. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Психология дошкольника: хрестоматия/ сост. Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2002. - 408 с.
56. Серебренникова С. Психолого-педагогическая коррекция компонентов коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи/ С. Серебренникова, М. Рууз// Дошкольное воспитание. - 2016. - № 1. - С. 91.
57. Словарь синонимов русского языка/ под ред. Л.Г. Бабенко. - М.: Астрель, 2011. - 688 с.
58. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова.- М.: ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
59. Смирнова, Е.О. Организация предметно-игровой среды в детском саду/ О.Е. Смирнова// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 22.
60. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
61. Сюжетно-ролевые игры. Подготовительная группа / автор-сост. Н.И. Еременко. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2012. - 112 с.
62. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника/Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.-368 с.
63. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника/ О.С. Ушакова.- М.: ТЦ Сфера, 2010. - 240 с.
64. Харчевникова, А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4- 5 лет/ А.Н. Харчевникова, В.А. Деркунская. - М.: АРКТИ, 2015. - 64 с.
65. Хузеева. Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника. - М.: Владос, 2014. - 80 с.
66. Хузеева, Г.Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО/ Г.Р. Хузеева// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 46.
67. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников/ Л.В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.
68. Шипицына, Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет)/ Л.М. Шипицына [и др.]. - СПб.: Детство - Пресс, 2010.-384 с.
69. Эльконин, Д.Б. Детская психология/ Д.Б. Эльконин. - М.:
Издательский центр «Академия», 2011. - 384 с.
70. Эльконин, Д.Б. Психология игры/Д.Б. Эльконин. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 228 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ