Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования
§ 1.1. Становление и развитие системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории России 13
§1.2. Понятие и масштабы сиротства в современной России 29
Глава II. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития общества
§2.1. Социальная политика российского государства по защите детства
на государственном и региональном уровнях 40
§2.2. Институт социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в XXI веке 53
Глава III. Методическая разработка программы факультатива по обществознанию на основании результатов научного исследования 65
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 82
Глава I. Теоретические основы исследования
§ 1.1. Становление и развитие системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории России 13
§1.2. Понятие и масштабы сиротства в современной России 29
Глава II. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития общества
§2.1. Социальная политика российского государства по защите детства
на государственном и региональном уровнях 40
§2.2. Институт социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в XXI веке 53
Глава III. Методическая разработка программы факультатива по обществознанию на основании результатов научного исследования 65
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 82
Актуальность исследования. Одним из важнейших показателей благополучия любого современного социума является отношение к детству. Ведь обеспечение благополучия подрастающего поколения является одной из самых первостепенных задач социальной политики государства. Ведь внимание к детству - это забота о будущем здоровье общества. Именно в этот период помимо биологических функций формируются характеристики личности. Особенно важна политика в отношении детей, которые остались по тем или иным причинам без попечения родителей.
С 2006 года в социальной политике Российской Федерации наметилась тенденция к развитию семейных форм жизнеустройства данной категории детей. Наблюдается закрытие интернатных учреждений или их реорганизация. Стоит заметить, согласно официальной статистики, число детей-сирот в последние годы существенно снизилось. Если в 2012 году таких детей было 120 тыс. человек, то на конец 2017 года их число сократилось до 50,2 тыс. человек .
В 2017 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ об объявлении в 2018-2027 г. на территории страны «Десятилетия детства» . Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, исходя из новой Национальной стратегии действий в интересах детей, являются основным приоритетом.
В современной России социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет социальный институт, эффективность которого зависит не только от правовых, политических, культурных и финансовых факторов. Необходимо выяснить основные проблемы реализации социальной политики по защите детей-сирот, очертить пути их решения, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов.
Проанализировав различные научные работы, официальные документы, материалы СМИ, мы пришли к выводам, что на данный момент проблема сиротства в нашей стране является одной из самых социально значимых.
Всем этим обосновывается актуальность магистерской работы.
Объектом научной работы является институт социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Российской Федерации.
Предметом магистерской работы являются особенности и условия социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционирование института социальной защиты.
Степень изученности проблемы.
Проблема сиротства носит в наше время междисциплинарный характер. Различные стороны исследуемой области представляют интерес для юриспруденции, социологии, психологии, педагогики, медицины и других научных дисциплин. При этом нельзя не упомянуть, что к проблеме социальной защиты данной категории детей исследователи обращались не раз.
Огромное значение для магистерской работы представляют работы классиков социологии: Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Т. Веблен и др. В целом, историографию социальной защиты детей-сирот логичнее всего рассматривать по проблемным областям объекта исследования.
Целый ряд исследователей в своих трудах рассматривали историю социального презрения в нашей стране. К примеру, О.В. Бессчетнова, О.С. Ростова, И.П. Терновая, М.В. Фирсов, С.Ю. Лутошкина.
Проанализировав их работы мы можем проследить этапы становления социальной защиты в России, увидеть изменения, которые происходили с системой призрения в разные исторические эпохи страны. А.А. Хитров сосредоточил взгляд на историю благотворительности в России . Региональный аспект истории социальной помощи детям-сиротам был отражен в исследованиях А.В Литягиной.
С точки зрения институционального похода социальную защиту детей- сирот рассматривали Т.И. Заславская, С.Г. Кирдина, А.В. Носкова, А.Г.Филиппова. А наоборот, политику деинституционализации отстаивают Ю.А. Володина, Н.В. Матяш, М.С. Сидорина в своей коллективной монографии. Отдельно проблему семейного воспитания поднимает А.В Носкова. В свою очередь, Н.С. Искрин настаивает на комплексном подходе к проблеме сиротства.
В.А. Абельбейсов, М.С. Астоянц и Н.И. Гридасов посвятили свои труды проблеме социализации детей-сирот и их последующей интеграции в общество. Г.М. Лактионова и И.В.Соснина рассматривают в своих исследованиях инновационные формы жизнеустройства. Также проблемой адаптации детей-сирот занимались И.Ф. Деменьтева и А.Ю. Нестеров. Серьезный вклад в изучении проблемы социально-психологических элементов приспособления и процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставили Ю.А. Александровский, М.В.Ромм.
О проблеме адаптации детей-сирот, которые являются воспитанниками и выпускниками государственных интернатных организаций, писали Р.М. Желигитова и Ж.В. Чернова.
В исследованиях Г.В. Семья, А.М. Прихожан, Н.П. Ивановой, О.В. Заводилкиной, И.А. Бобылевой и др. рассматриваются социально-психологические особенности развития детей-сирот. Особое место личностного развития детей занимают в работах Л.И. Божович, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной. Проблему личностного и социального становления детей-сирот с отклонениями в умственном развитии поднимали Д.Н. Исаев, И.И. Мамайчук.
Вопросом отношения общества к детям-сиротам в своих работах писали Г.И. Осадчая, А.М. Нечаева. Интересны взгляды на проблему социальной защиты сирот лауреата Премии Президента РФ Л.В. Петрановской. Она в своих исследованиях сосредоточилась на благотворительности по отношению к детям-сиротам. Петрановская выделяет следующие наиболее эффективные виды благотворительности:
1. Сбор денег без конкретного получателя помощи «на что-то хорошее». К примеру, в Макдональдсе достаточно часто проходят подобные акции.
2. Адресная материальная помощь, путем сбора средств какому-нибудь конкретному ребенку.
3. Создание механизма постоянной материальной и другой поддержки
4. Конкретная непосредственная помощь путем вступления в благотворительную или волонтерскую организацию.
5. Создание инфраструктур социальной деятельности (сайты, СМИ).
6. Создание и распространение новых технологий социальной деятельности, системно решающих проблемы получателей.
Исследователи М. Грош и Н.Н. Зыкова в своих научных работах акцентируют внимание читателей на социальной политике государства. По их мнению, главная причина сиротства на данное время - это отсутствие эффективных методов работы с семьями, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Также о социальной политике государства в отношении детей-сирот писали Г.М. Рыбинский и Г.С. Красницкая.
Е.Г. Азарова и Ф.В. Габдарахманова рассматривали законодательную базу защиты прав детей-сирот в России. В последние годы появились еще статьи, посвященные правовому вопросу социально защиты детей-сирот. Сиротство и особенности государственной политики по отношению к данной проблеме в своей работе рассматривал коллектив авторов: С.С. Бирбкова, М.А. Варламова, О.В. Синявская. Целое учебное пособие по проблеме социальной защиты детства выпустили В.А. Варывдин и И.П. Клеманович.
В последнее время появляются исследования, связанные с социальной защитой детей-сирот на региональном уровне. В частности, в своей диссертации В.А. Абельбейсов останавливается на проблеме социализации детей-сирот города Москвы. С.Ю. Лутошкина рассматривает институт социальной защиты в России на примере Кировской области. Частично касается темы социальной защиты детей-сирот в исторической ретроспективе на примере Пензенской губернии Н.А. Разуваева . Региональный аспект на примере Пензенской области системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривает своих работах Н.В. Семина и Е.В. Симдянова.
Проведенный анализ историографии свидетельствует, что еще не все проблемы социальной защиты детей-сирот глубоко рассмотрены. К примеру, требуется дополнительное исследование механизма социальной поддержки. Необходимы осмысление и переработка системы социальной защиты детей- сирот на уровне отдельных субъектов России. Также важно еще раз рассмотреть законодательную базу социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Таким образом, исследуемая проблема требует дальнейшего рассмотрения и изучения и является актуальной.
Цель магистерской работы является анализ системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России.
Исходя из поставленной цели, стоит выделить следующие задачи:
1. рассмотреть становление и развитие системы социальной защиты в России;
2. изучить понятие «сиротство» и проанализировать масштабы
сиротства в современной России;
3. выявить основные черты социальной политики в Российской Федерации по защите данной категории детей на федеральном и региональном уровнях;
4. раскрыть особенности функционирования института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации;
5. разработать методическую программу элективного курса по обществознанию по изучаемой проблеме.
Источниковая база исследования.
В написании работы был использован широкий круг источников.
Особый интерес представляют правовые документы. Среди них документы, как международного значения, так и регионального. Особо следует отметить Конвенцию о правах ребенка 1989 г ., в которой определены возможности детей на полное развитие своих возможностей, защиту от жестокости и эксплуатации. А также: Конституция РФ, в особенности глава 2, которая определяет основополагающие права и свободы человека и гражданина .
Особое значение для исследования имеет Семейных кодекс РФ от 29 декабря 1995 г ., в частности шестой раздел, где обозначены формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
В работе использовались и документы отдельных субъектов России (в частности, Пензенская область), которые позволяют проследить не только федеральную политику по защите детей-сирот, но и рассмотреть региональные особенности .
Исследование подобного рода нельзя представить без использования статистических материалов, которые позволили отследить изменение численности детей-сирот, количества интернатных учреждений в России. К примеру, данные Росстата .
В последние годы выходят документальные сборники, в которых собраны материалы, посвященные детству .
Применение различных источников и их комплексного анализа помогло нам наиболее всесторонне рассмотреть проблему социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Научная новизна исследования. На основе последних академических работ по социологии, правоведению и других отраслей знания, федеральных и региональных источников, были проанализированы масштабы сиротства в современной России, социальная политика в области защиты данной категории детей, институт социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральном уровне на примере конкретного региона (Пензенской области).
Методологической основой магистерской работы является диалектический метод при соблюдении принципов научности и объективности. Исторический метод был применен при исследовании вопроса истории социальной защиты детей-сирот. Большое значение имели методы статистического анализа, которые позволили оценить масштабы сиротства в современной России. Благодаря институциональному анализу системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, даются основные признаки института социальной защиты и выделяются основные направления, линии и тенденции социальной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Также при написании работы использовались общенаучные методы описания, анализа, синтеза и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы сиротства в России, при разработке специальных курсов по социологии и юриспруденции. В главе III автором предлагается рабочая программа факультатива по обществознания в рамках изучаемой проблемы. Также основные выводы, которые мы получали в результате работы, могут послужить теоретическим разработкам в области социологии детства по вопросам социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Материалы магистерской работы возможно применить для повышения эффективности работы органов опеки и попечительства, интернатных учреждений, разработки новых направлений региональной политики в области социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Апробация результатов научного исследования. Основные положения работы были представлены на XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Лебедевские чтения», посвященной 100-летию Великой Российской Революции, в апреле 2017 г. в секции «История государства и права». А так же V и VI Всероссийских научно-практических конференциях.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
С 2006 года в социальной политике Российской Федерации наметилась тенденция к развитию семейных форм жизнеустройства данной категории детей. Наблюдается закрытие интернатных учреждений или их реорганизация. Стоит заметить, согласно официальной статистики, число детей-сирот в последние годы существенно снизилось. Если в 2012 году таких детей было 120 тыс. человек, то на конец 2017 года их число сократилось до 50,2 тыс. человек .
В 2017 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ об объявлении в 2018-2027 г. на территории страны «Десятилетия детства» . Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, исходя из новой Национальной стратегии действий в интересах детей, являются основным приоритетом.
В современной России социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет социальный институт, эффективность которого зависит не только от правовых, политических, культурных и финансовых факторов. Необходимо выяснить основные проблемы реализации социальной политики по защите детей-сирот, очертить пути их решения, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов.
Проанализировав различные научные работы, официальные документы, материалы СМИ, мы пришли к выводам, что на данный момент проблема сиротства в нашей стране является одной из самых социально значимых.
Всем этим обосновывается актуальность магистерской работы.
Объектом научной работы является институт социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Российской Федерации.
Предметом магистерской работы являются особенности и условия социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционирование института социальной защиты.
Степень изученности проблемы.
Проблема сиротства носит в наше время междисциплинарный характер. Различные стороны исследуемой области представляют интерес для юриспруденции, социологии, психологии, педагогики, медицины и других научных дисциплин. При этом нельзя не упомянуть, что к проблеме социальной защиты данной категории детей исследователи обращались не раз.
Огромное значение для магистерской работы представляют работы классиков социологии: Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Т. Веблен и др. В целом, историографию социальной защиты детей-сирот логичнее всего рассматривать по проблемным областям объекта исследования.
Целый ряд исследователей в своих трудах рассматривали историю социального презрения в нашей стране. К примеру, О.В. Бессчетнова, О.С. Ростова, И.П. Терновая, М.В. Фирсов, С.Ю. Лутошкина.
Проанализировав их работы мы можем проследить этапы становления социальной защиты в России, увидеть изменения, которые происходили с системой призрения в разные исторические эпохи страны. А.А. Хитров сосредоточил взгляд на историю благотворительности в России . Региональный аспект истории социальной помощи детям-сиротам был отражен в исследованиях А.В Литягиной.
С точки зрения институционального похода социальную защиту детей- сирот рассматривали Т.И. Заславская, С.Г. Кирдина, А.В. Носкова, А.Г.Филиппова. А наоборот, политику деинституционализации отстаивают Ю.А. Володина, Н.В. Матяш, М.С. Сидорина в своей коллективной монографии. Отдельно проблему семейного воспитания поднимает А.В Носкова. В свою очередь, Н.С. Искрин настаивает на комплексном подходе к проблеме сиротства.
В.А. Абельбейсов, М.С. Астоянц и Н.И. Гридасов посвятили свои труды проблеме социализации детей-сирот и их последующей интеграции в общество. Г.М. Лактионова и И.В.Соснина рассматривают в своих исследованиях инновационные формы жизнеустройства. Также проблемой адаптации детей-сирот занимались И.Ф. Деменьтева и А.Ю. Нестеров. Серьезный вклад в изучении проблемы социально-психологических элементов приспособления и процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставили Ю.А. Александровский, М.В.Ромм.
О проблеме адаптации детей-сирот, которые являются воспитанниками и выпускниками государственных интернатных организаций, писали Р.М. Желигитова и Ж.В. Чернова.
В исследованиях Г.В. Семья, А.М. Прихожан, Н.П. Ивановой, О.В. Заводилкиной, И.А. Бобылевой и др. рассматриваются социально-психологические особенности развития детей-сирот. Особое место личностного развития детей занимают в работах Л.И. Божович, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной. Проблему личностного и социального становления детей-сирот с отклонениями в умственном развитии поднимали Д.Н. Исаев, И.И. Мамайчук.
Вопросом отношения общества к детям-сиротам в своих работах писали Г.И. Осадчая, А.М. Нечаева. Интересны взгляды на проблему социальной защиты сирот лауреата Премии Президента РФ Л.В. Петрановской. Она в своих исследованиях сосредоточилась на благотворительности по отношению к детям-сиротам. Петрановская выделяет следующие наиболее эффективные виды благотворительности:
1. Сбор денег без конкретного получателя помощи «на что-то хорошее». К примеру, в Макдональдсе достаточно часто проходят подобные акции.
2. Адресная материальная помощь, путем сбора средств какому-нибудь конкретному ребенку.
3. Создание механизма постоянной материальной и другой поддержки
4. Конкретная непосредственная помощь путем вступления в благотворительную или волонтерскую организацию.
5. Создание инфраструктур социальной деятельности (сайты, СМИ).
6. Создание и распространение новых технологий социальной деятельности, системно решающих проблемы получателей.
Исследователи М. Грош и Н.Н. Зыкова в своих научных работах акцентируют внимание читателей на социальной политике государства. По их мнению, главная причина сиротства на данное время - это отсутствие эффективных методов работы с семьями, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Также о социальной политике государства в отношении детей-сирот писали Г.М. Рыбинский и Г.С. Красницкая.
Е.Г. Азарова и Ф.В. Габдарахманова рассматривали законодательную базу защиты прав детей-сирот в России. В последние годы появились еще статьи, посвященные правовому вопросу социально защиты детей-сирот. Сиротство и особенности государственной политики по отношению к данной проблеме в своей работе рассматривал коллектив авторов: С.С. Бирбкова, М.А. Варламова, О.В. Синявская. Целое учебное пособие по проблеме социальной защиты детства выпустили В.А. Варывдин и И.П. Клеманович.
В последнее время появляются исследования, связанные с социальной защитой детей-сирот на региональном уровне. В частности, в своей диссертации В.А. Абельбейсов останавливается на проблеме социализации детей-сирот города Москвы. С.Ю. Лутошкина рассматривает институт социальной защиты в России на примере Кировской области. Частично касается темы социальной защиты детей-сирот в исторической ретроспективе на примере Пензенской губернии Н.А. Разуваева . Региональный аспект на примере Пензенской области системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривает своих работах Н.В. Семина и Е.В. Симдянова.
Проведенный анализ историографии свидетельствует, что еще не все проблемы социальной защиты детей-сирот глубоко рассмотрены. К примеру, требуется дополнительное исследование механизма социальной поддержки. Необходимы осмысление и переработка системы социальной защиты детей- сирот на уровне отдельных субъектов России. Также важно еще раз рассмотреть законодательную базу социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Таким образом, исследуемая проблема требует дальнейшего рассмотрения и изучения и является актуальной.
Цель магистерской работы является анализ системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России.
Исходя из поставленной цели, стоит выделить следующие задачи:
1. рассмотреть становление и развитие системы социальной защиты в России;
2. изучить понятие «сиротство» и проанализировать масштабы
сиротства в современной России;
3. выявить основные черты социальной политики в Российской Федерации по защите данной категории детей на федеральном и региональном уровнях;
4. раскрыть особенности функционирования института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации;
5. разработать методическую программу элективного курса по обществознанию по изучаемой проблеме.
Источниковая база исследования.
В написании работы был использован широкий круг источников.
Особый интерес представляют правовые документы. Среди них документы, как международного значения, так и регионального. Особо следует отметить Конвенцию о правах ребенка 1989 г ., в которой определены возможности детей на полное развитие своих возможностей, защиту от жестокости и эксплуатации. А также: Конституция РФ, в особенности глава 2, которая определяет основополагающие права и свободы человека и гражданина .
Особое значение для исследования имеет Семейных кодекс РФ от 29 декабря 1995 г ., в частности шестой раздел, где обозначены формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
В работе использовались и документы отдельных субъектов России (в частности, Пензенская область), которые позволяют проследить не только федеральную политику по защите детей-сирот, но и рассмотреть региональные особенности .
Исследование подобного рода нельзя представить без использования статистических материалов, которые позволили отследить изменение численности детей-сирот, количества интернатных учреждений в России. К примеру, данные Росстата .
В последние годы выходят документальные сборники, в которых собраны материалы, посвященные детству .
Применение различных источников и их комплексного анализа помогло нам наиболее всесторонне рассмотреть проблему социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Научная новизна исследования. На основе последних академических работ по социологии, правоведению и других отраслей знания, федеральных и региональных источников, были проанализированы масштабы сиротства в современной России, социальная политика в области защиты данной категории детей, институт социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральном уровне на примере конкретного региона (Пензенской области).
Методологической основой магистерской работы является диалектический метод при соблюдении принципов научности и объективности. Исторический метод был применен при исследовании вопроса истории социальной защиты детей-сирот. Большое значение имели методы статистического анализа, которые позволили оценить масштабы сиротства в современной России. Благодаря институциональному анализу системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, даются основные признаки института социальной защиты и выделяются основные направления, линии и тенденции социальной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Также при написании работы использовались общенаучные методы описания, анализа, синтеза и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы сиротства в России, при разработке специальных курсов по социологии и юриспруденции. В главе III автором предлагается рабочая программа факультатива по обществознания в рамках изучаемой проблемы. Также основные выводы, которые мы получали в результате работы, могут послужить теоретическим разработкам в области социологии детства по вопросам социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Материалы магистерской работы возможно применить для повышения эффективности работы органов опеки и попечительства, интернатных учреждений, разработки новых направлений региональной политики в области социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Апробация результатов научного исследования. Основные положения работы были представлены на XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Лебедевские чтения», посвященной 100-летию Великой Российской Революции, в апреле 2017 г. в секции «История государства и права». А так же V и VI Всероссийских научно-практических конференциях.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
В наше время проблема сиротства продолжает оставаться одной из самых острых. Наблюдается положительная динамика по сокращению численности сирот в России, но число вновь выявляемых таких детей продолжает оставаться на высоком уровне. На конец 2018 г. в федеральном банке данных таких детей насчитывает чуть менее 50 тысяч человек.
Вопрос социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до сих пор продолжает приковывать социологов, юристов, педагогов, психологов и политиков. Тем самым еще раз подчеркивается актуальность выбранной темы исследования.
Само определение «сиротство» достаточно многогранно. Исследователи выделяют как биологическое, так и социальное сиротство и указывают, что это два разных явления. Российское законодательство тоже не дает четкого определения сиротства.
Социальное сиротство включает в себя несколько видов: «лишенцы», «отказники», интернатское сиротство, домашние сироты. Получает такое распространение такое явление как вторичное сиротство.
Ухудшение жизни населения и падения роли семьи, как социального института общества, заставляет ученых говорит о так называемом «скрытом» социальном сиротстве.
Институт социальной защиты детей-сирот стал складываться еще во времена Древней Руси и прошел в своем становлении несколько этапов, претерпевая значительные трансформационные процессы. Они были связаны с социально-экономическими и общественно-политическими процессами, происходившими в нашей стране. Государство постепенно осознавало важность проблемы сиротства и накапливало опыт, который важно и необходимо использовать для формирования современной системы социальной защиты детей-сирот.
В Пензенской области социальное презрение над детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, началась в первой половине XIX века благодаря поддержке местного дворянства и купечества.
В настоящее время в Российской Федерации мы можем наблюдать преобразовательные процессы, которые начались в системе социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализировав фактический материал, мы можем наблюдать тенденцию смены советских институтов и формирование новой институциональной системы, формируются новые правила, принципы и нормы взаимодействия между социальными субъектами.
Законодательная база Российской Федерации по вопросам социальной защиты изучаемой категории детей базируется на нормах международного права и регламентирована в целом ряде нормативно-правовых актах. Также наблюдается процесс регионализации, который приводит к тому, что в каждом субъекте РФ идет процесс создания собственной нормативно¬правовой базы и формирование особой организационной структуры ведомств по вопросам опеки и попечительства. Также стоит отметить, что нормативно¬правовая база регионов России опирается на общефедеральную нормативно¬правовую базу.
Среди документов международного права особо мы выделяем Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Декларацию прав ребенка 1959 г., Женевскую декларацию прав ребенка 1924 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г.. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующие социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России, являются Семейный кодек Российской Федерации и Федеральный закон «Об опеки и попечительстве». На территории Пензенской области основным законодательным актом в области социальной защиты сирот является Закон «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области».
На сегодняшний день структура управления социальной защитой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой децентрализованную структуру. В России нет единого государственного орган исполнительной власти и ответственных лиц за социальную защиту детей-сирот. Функции в сфере социальной защиты данной категории детей распределены между различными органами и ведомствами на разных уровнях власти. Все это усложняет управление деятельностью социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый субъект Российской Федерации на данный момент имеет право по своему усмотрению определять объем помощи на социальную защиту детей-сирот в соответствии с возможностями регионального бюджета.
С 2006 г. в России в государственной политике по поддержке изучаемой категории особый акцент делается на развитие семейных форм жизнеустройства детей, которые остались без попечения родителей. Пензенская область занимает лидирующие позиции по показателям семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В XXI веке активно реализовывается политика деинституционализации, которая представляет собой в России закрытие или реорганизацию интернатных учреждений в учреждения социального обслуживания по устройству детей в приемные семьи. Но при этом наблюдается следующая тенденция в нашей стране. Исходя из статистических данных, мы можем наблюдать следующую картину, что закрытие интернатных учреждений намного опережает распространение и развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мнения современных социологов сводится к следующему постулату, что необходимо сохранять формы жизнеустройства в виде интернатных учреждений для детей-сирот, которые не могут или не хотят сами быть устроены в семьи по тем или иным причинам. При этом необходимо улучшать условия общественного содержания данной категории детей.
Помимо государственных интернатных учреждений, в нашей стране создаются негосударственные, хотя их число на данный момент не велико.
В XXI веке на Западе и в России существуют и реализовываются новые подходы к жизнеустройству детей, которые находятся в сложной жизненной ситуации и остались без родителей. Достаточно широкое распространение получает система патронатного воспитания в России, которое по некоторым признакам является подобием фостеровского воспитания, которое распространено на территории Западной Европы и США. Проанализировав основные признаки этих двух систем жизнеустройства, мы пришли к выводу, что в обоих случаях присутствует разграничение прав по защите ребенка между воспитателями и службой по устройству ребенка в семью. При этом мы видим, что отношения между субъектами формируются по принципу трудовых отношений. Хотя стоит заметить, что в Российской Федерации нет единого мнения по вопросу правоотношений, которые возникают в случае передачи детей в патронатные семьи и тем самым при оформлении договорных отношений.
В некоторых субъектах Российской Федерации уже на протяжении XXI века разработаны и частично внедрены новые подходы к организации работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные программы предполагают реорганизацию детских домов в государственные учреждения вопросам опеки и попечительства, развитие профессиональных служб по устройству детей в семью, профессиональное сопровождение приемных семей, создание более гибкой формы устройства детей в семью, которой является патронатное воспитание.
Помимо патронатного воспитания основными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Российской Федерации являются усыновление, опека и попечительство, приемная семья. На наш взгляд самой лучшей формой жизнеустройства является усыновление, так как в данном случае ребенок по закону приобретает все права и обязанности родного.
Таким образом, в современной России социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в основном ориентируется на развитие семейных форм жизнеустройства данной категории детей. Тем самым обеспечивается право ребенка на жизнь и воспитание в семье. Однако политика деинституционализации и реформирование всей системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает дальнейшую работу. Необходимо определить ответственные органы власти и ответственных лиц, продумать программы и источники финансирования, которые позволят всесторонне защитить права и интересы детей-сирот на территории Российской Федерации. Также особо важным направлением политики государства должно стать поднятие престижа семьи, которая направлена на укрепление семьи как важнейшего социального института российского общества.
Дальнейшее исследование вопросов социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открывает новые линии в развитии отечественной социологии и юриспруденции, в частности в вопросах институционализации и деинституционализации, о мерах поддержки данной категории детей на федеральном и региональном уровнях.
Также использованный материал целесообразно использовать для факультативных курсов по обществознанию. Автором предлагается собственная программа факультатива, которую можно применять на уровне среднего образования. Данная программа призвана сформировать правовую компетентность в вопросе социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до сих пор продолжает приковывать социологов, юристов, педагогов, психологов и политиков. Тем самым еще раз подчеркивается актуальность выбранной темы исследования.
Само определение «сиротство» достаточно многогранно. Исследователи выделяют как биологическое, так и социальное сиротство и указывают, что это два разных явления. Российское законодательство тоже не дает четкого определения сиротства.
Социальное сиротство включает в себя несколько видов: «лишенцы», «отказники», интернатское сиротство, домашние сироты. Получает такое распространение такое явление как вторичное сиротство.
Ухудшение жизни населения и падения роли семьи, как социального института общества, заставляет ученых говорит о так называемом «скрытом» социальном сиротстве.
Институт социальной защиты детей-сирот стал складываться еще во времена Древней Руси и прошел в своем становлении несколько этапов, претерпевая значительные трансформационные процессы. Они были связаны с социально-экономическими и общественно-политическими процессами, происходившими в нашей стране. Государство постепенно осознавало важность проблемы сиротства и накапливало опыт, который важно и необходимо использовать для формирования современной системы социальной защиты детей-сирот.
В Пензенской области социальное презрение над детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, началась в первой половине XIX века благодаря поддержке местного дворянства и купечества.
В настоящее время в Российской Федерации мы можем наблюдать преобразовательные процессы, которые начались в системе социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализировав фактический материал, мы можем наблюдать тенденцию смены советских институтов и формирование новой институциональной системы, формируются новые правила, принципы и нормы взаимодействия между социальными субъектами.
Законодательная база Российской Федерации по вопросам социальной защиты изучаемой категории детей базируется на нормах международного права и регламентирована в целом ряде нормативно-правовых актах. Также наблюдается процесс регионализации, который приводит к тому, что в каждом субъекте РФ идет процесс создания собственной нормативно¬правовой базы и формирование особой организационной структуры ведомств по вопросам опеки и попечительства. Также стоит отметить, что нормативно¬правовая база регионов России опирается на общефедеральную нормативно¬правовую базу.
Среди документов международного права особо мы выделяем Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Декларацию прав ребенка 1959 г., Женевскую декларацию прав ребенка 1924 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г.. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующие социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России, являются Семейный кодек Российской Федерации и Федеральный закон «Об опеки и попечительстве». На территории Пензенской области основным законодательным актом в области социальной защиты сирот является Закон «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области».
На сегодняшний день структура управления социальной защитой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой децентрализованную структуру. В России нет единого государственного орган исполнительной власти и ответственных лиц за социальную защиту детей-сирот. Функции в сфере социальной защиты данной категории детей распределены между различными органами и ведомствами на разных уровнях власти. Все это усложняет управление деятельностью социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый субъект Российской Федерации на данный момент имеет право по своему усмотрению определять объем помощи на социальную защиту детей-сирот в соответствии с возможностями регионального бюджета.
С 2006 г. в России в государственной политике по поддержке изучаемой категории особый акцент делается на развитие семейных форм жизнеустройства детей, которые остались без попечения родителей. Пензенская область занимает лидирующие позиции по показателям семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В XXI веке активно реализовывается политика деинституционализации, которая представляет собой в России закрытие или реорганизацию интернатных учреждений в учреждения социального обслуживания по устройству детей в приемные семьи. Но при этом наблюдается следующая тенденция в нашей стране. Исходя из статистических данных, мы можем наблюдать следующую картину, что закрытие интернатных учреждений намного опережает распространение и развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мнения современных социологов сводится к следующему постулату, что необходимо сохранять формы жизнеустройства в виде интернатных учреждений для детей-сирот, которые не могут или не хотят сами быть устроены в семьи по тем или иным причинам. При этом необходимо улучшать условия общественного содержания данной категории детей.
Помимо государственных интернатных учреждений, в нашей стране создаются негосударственные, хотя их число на данный момент не велико.
В XXI веке на Западе и в России существуют и реализовываются новые подходы к жизнеустройству детей, которые находятся в сложной жизненной ситуации и остались без родителей. Достаточно широкое распространение получает система патронатного воспитания в России, которое по некоторым признакам является подобием фостеровского воспитания, которое распространено на территории Западной Европы и США. Проанализировав основные признаки этих двух систем жизнеустройства, мы пришли к выводу, что в обоих случаях присутствует разграничение прав по защите ребенка между воспитателями и службой по устройству ребенка в семью. При этом мы видим, что отношения между субъектами формируются по принципу трудовых отношений. Хотя стоит заметить, что в Российской Федерации нет единого мнения по вопросу правоотношений, которые возникают в случае передачи детей в патронатные семьи и тем самым при оформлении договорных отношений.
В некоторых субъектах Российской Федерации уже на протяжении XXI века разработаны и частично внедрены новые подходы к организации работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные программы предполагают реорганизацию детских домов в государственные учреждения вопросам опеки и попечительства, развитие профессиональных служб по устройству детей в семью, профессиональное сопровождение приемных семей, создание более гибкой формы устройства детей в семью, которой является патронатное воспитание.
Помимо патронатного воспитания основными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Российской Федерации являются усыновление, опека и попечительство, приемная семья. На наш взгляд самой лучшей формой жизнеустройства является усыновление, так как в данном случае ребенок по закону приобретает все права и обязанности родного.
Таким образом, в современной России социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в основном ориентируется на развитие семейных форм жизнеустройства данной категории детей. Тем самым обеспечивается право ребенка на жизнь и воспитание в семье. Однако политика деинституционализации и реформирование всей системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает дальнейшую работу. Необходимо определить ответственные органы власти и ответственных лиц, продумать программы и источники финансирования, которые позволят всесторонне защитить права и интересы детей-сирот на территории Российской Федерации. Также особо важным направлением политики государства должно стать поднятие престижа семьи, которая направлена на укрепление семьи как важнейшего социального института российского общества.
Дальнейшее исследование вопросов социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открывает новые линии в развитии отечественной социологии и юриспруденции, в частности в вопросах институционализации и деинституционализации, о мерах поддержки данной категории детей на федеральном и региональном уровнях.
Также использованный материал целесообразно использовать для факультативных курсов по обществознанию. Автором предлагается собственная программа факультатива, которую можно применять на уровне среднего образования. Данная программа призвана сформировать правовую компетентность в вопросе социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подобные работы
- Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (правовые вопросы на примере отдела опеки и попечительства г.Ак-Довурак)
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Государственная политика в сфере социального сиротства
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование форм государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Ростовский филиал))
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Социальная помощь семьям с приемными детьми (Уральский Промышленно-Экономический Техникум)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Международный институт бизнеса и управления (колледж))
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024



