Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Ростовский филиал))

Работа №113895

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы51
Год сдачи2022
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3 Глава I. Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей: общая характеристика 7
1.1 Понятие и содержание социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.2 Правовой статус детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 15
1.3 Правовое регулирование социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей19
Глава II. Особенности социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей 26
2.1 Гарантии предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей 26
2.2 Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование 32
2.3 Гарантии трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 39
Заключение 45
Библиографический список 49


Приняв на себя ответственность по защите ребенка, государство обязано постоянно осуществлять поиск наиболее эффективного механизма, позволяющего реально защитить права и интересы детей. Особенно в данной защите нуждаются дети, оставшиеся без попечения родителей. О необходимости особой защиты данной категории детей сегодня говорят на разных уровнях власти. Существование в нашей стране детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является объективным фактом, требующим повышенного внимания государства к проблеме их защиты, охраны социального обеспечения. Одной из важнейших задач государства является финансовая и материальная поддержка данной категории лиц, в том числе в момент выхода их из-под опеки государственных учреждений.
Проводимые в нашем государстве реформы, начиная с 90-х годов двадцатого века, привели к социально-экономическим и политическим преобразованиям, которые негативно сказались на институте семьи, брака, увеличилось количество отказов от детей, неблагополучных семей, выросла безнадзорность и беспризорность детей и подростков.
Сегодня со стороны законодателя и исполнительной власти, а также многочисленных общественных организаций, уделяется большое внимание вопросам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, не смотря на произошедшие законодательные изменения, сегодня нельзя говорить о действенном механизме реализации государственных задач – защиты материнства и детства, защиты и обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное утверждение подтверждается многочисленными нарушениями этих прав, о чем свидетельствуют публикации в СМИ, официальные статистические данные прокуратуры РФ, судебные разбирательства. Данные негативные факторы вызваны как несовершенством организации органов исполнительной власти, злоупотреблениями, преступлениями в данной сфере, а также проблемами правового регулирования.
Нельзя не обратить внимание на сложное экономическое положение, в котором сегодня оказалось наше государство. Сокращение бюджетных доходов отражается на многих слоях нашего населения и в первую очередь на семьях, имеющих детей. Их поддержка является особенно важной в такой сложный момент. Отсутствие такой поддержки может привести к резкому росту сиротства и безнадзорности в нашей стране. Также сокращение финансирования социальной сферы может негативно сказаться на обеспечении
государственных учреждений, осуществляющих опеку над детьми-сиротами.
Актуальность темы дипломной работы подтверждается и недостаточной ее разработанностью в правовой литературе.
На сегодняшний момент исследователи не уделяют должного внимание разработке таких проблем как материальная поддержка детей-сирот, нет монографических исследований в сфере анализа эффективности правового регулирования поддержке детей-сирот.
Среди авторов, чьи работы были опубликованы в последние годы, следует выделить, например, тех, кто обратил внимание на проблемы, связанные с правовым регулированием социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей: Азарова, Е.Г., Базарова, Е.Б., Бикситова Ж.А. Теоретическим основам исследования системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей посвятили свои работы: Константинова Н.Н., Михеева Л.Ю. В то же время, в связи с произошедшими законодательными изменениями, а также проблемами, которые обнаруживаются в применении нового законодательства, вопросы предоставления социальных гарантий детям, оставшихся без попечения родителей в рамках социальной политики государства не теряют своей актуальности и нуждаются в дальнейшем научном развитии.
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению и выявлению проблем, связанных с осуществлением социальной защиты в отношении детей из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере гарантий на социальную защиту детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Предметом исследования являются: нормативно - правовая база, связанная с правовым регулированием социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также правоприменительная практика и доктрина.
Цель дипломной работы заключается в рассмотрении системы
социальной защиты и предоставляемых социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Задачи данного исследования:
 Провести анализ государственной системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей;
 Раскрыть особенности дополнительных гарантий для детей, оставшихся без попечения родителей;
 Изучить и провести анализ нормативно-правовой базы, регулирующей категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
В процессе написания дипломной работы были использованы различные методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовой документации по теме дипломной работы; метод обобщения и сравнительно-
правовой метод.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается понятие и правовой статус социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, а также правовое регулирование данной категории детей.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются окончательные выводы по исследованной теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги в изучении и рассмотрение исследуемой темы, можно сделать вывод о том, что социальная защита - является одним из основных направлений деятельности государства. Она представляет собой совокупность необходимых мер социальной поддержки, которые направлены на поддержание слабо защищенных категорий населения. В конкретном случае, была рассмотрена такая категория граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Особое внимание защите их прав и гарантий по осуществлению социальной помощи данной категории детей обусловлено, прежде всего, возрастным критерием. Дети, это особый субъект социальной защиты, находящийся на особом контроле у государства. Они в силу возраста и интеллектуального развития не способны осуществить полноценную и всестороннюю защиту своих прав от внешних посягательств и в силу этого не имеют возможности воспрепятствовать ей.
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включает в себя определенную систему социальных гарантий и определенных льгот, которые реализуются в разных сферах жизни. Они гарантируют право на получения образования, на предоставление жилого помещения, на льготы при трудоустройстве.
Такое пристальное внимание к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не случайно, так как такие дети не по своей воле родились в семьях, где отсутствуют моральные и нравственные ценности, принятые и действующие в обществе на протяжении многих тысячелетий.
В нашей стране существует гуманная политика в отношении родителей, которые недобросовестно исполняют свои родительные обязанности. До последнего момента государство предоставляет возможности для исправления негативной ситуации и оставление ребенка с родителями. Если же уполномоченные органы выявят факт неоднократного неисполнения родительских обязанностей по отношению к ребенку, то незамедлительно будут предприняты все возможные установленные законом меры по обеспечению и ребенок будет помещен в наиболее благоприятную среду для развития и дальнейшего проживания.
При исследовании данной темы был проведен анализ не только федерального законодательства, но и нормативно-правовых актов на региональном уровне. В соответствии с потребностями регионов, в их нормативно-правовых актах прослеживаются определенные дополнительные льготы и меры социальной поддержки, которые улучшают их социальное положение.
Помимо этого, хочется затронуть выявленные проблемы и предложить возможные пути их решения.
Главная проблема заключается в том, что вся система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в особенности – ее государственная часть фактически не справляются с российской ситуацией, не достигает тех целей, которые должна достигать.
Анализируя законодательство на различных уровнях и в различных регионах страны, мы пришли к выводу, что существует проблема. Суть ее заключается в том, что с учетом специфики региона и ее финансовых возможностей не всегда реализуется принцип равенства людей в осуществлении их прав. На федеральном уровне принимается закон, который регулирует минимальные социальные гарантии, а руководство в регионах уже отталкиваясь от этого создает свой региональный нормативно-правовой акт. Зачастую такие нормативно-правовые акты регионов разные, что может привести к неравенству граждан и породить негативные социальные процессы.
Что касается обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то несмотря на систему нормативно-правовых актов существует нарушение данных прав граждан. Это, в свою очередь, можно выделить как проблему, которая ущемляет права лиц из указанной категории, так как при предоставлении жилья могут возникнуть затруднения. К примеру, не всегда возможно предоставить жилое помещение, потому как подходящего жилья просто нет. Или же, жилые помещения имеются, но они не отвечают минимальным требованиям по площади жилого помещения и его технического состояния.
Устранения данной проблемы необходимо путем закрепления в нормативно-правовых актах конкретного положения, на основании которого в регионах должен заранее формироваться специализированный жилищный фонд на основании данных о количестве детей, оставшихся без попечения родителей. Это, в свою очередь, позволит избежать проблему несвоевременного предоставления жилого помещения нуждающимся категориям граждан, а в частности детям, оставшимся без попечения родителей.
Так же в сфере труда и трудоустройства несовершеннолетних граждан существуют свои слабые места в законодательстве. В качестве проблемы, можно выделить, лишь то, что при всем желании и стремлении несовершеннолетних трудоустроиться и начать зарабатывать собственные денежные средства, работодатели не всегда готовы взять на работу работников из указанной категории. Причиной этого является как раз наличие ограничений у таких потенциальных работников, касающихся рабочего времени и времени отдыха, отпуска, и другие особенности. Работодателю будет намного выгоднее взять на работу совершеннолетнего работника, у которого будет больше производительность, следовательно и прибыль тоже будет увеличиться. Но несмотря на предусмотренную законодательством квоту в основном от 2% до 4% от общего числа работников, ущемление прав несовершеннолетних все равно имеет место быть. В качестве примера, приведем статистику по количеству трудоустроенного населения в Ростовской области. По завершению 2020г. было трудоустроено более 1000 тысячи человек взрослого населения и всего лишь чуть больше 200 человек из числа несовершеннолетних.
В качестве решения выявленной проблемы может быть своего рода «поощрение» со стороны государства работодателя, который принимает на работу несовершеннолетних в виде предоставления определенных льгот. Таким образом, будет реализовываться право несовершеннолетнего на труд, а работодатель будет получить различного рода «облегченные» условия своего существования и функционирования на рынке труда и услуг.
В процессе исследования данной темы, поставленные нами цели были достигнуты. Для этого были решены следующие задачи: проведен анализ государственной системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей и нормативно-правовой базы, регулирующей категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же были выявлены: особенности дополнительных гарантий для детей, оставшихся без попечения родителей и существующие проблемы.
Социальная защита детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действительно является очень значимым направлением в государственной политике государства. Несмотря на достаточно развитую систему социальной помощи и поддержки, в настоящее время все еще остается большое количество детей, которые остались без попечения родителей.
С большой вероятностью можно сказать, что такая категория детей будет всегда, так как невозможно полностью «исправить» неблагополучных родителей и привить им чувство ответственности, но в силах государства и общества оказать помощь и поддержку таким особенным детям, как говорится, родителей никто не выбирает.
Но если в жизни ребенка все-таки сложилась такая ситуация, то необходимо приложить все возможные меры помощи в прохождении сложного этапа в его в жизни для дальнейшей его социализации. Чтобы несмотря на неудачный опыт устройства жизни своих родителей на нем не оставался отпечаток на его дальнейшую жизнь. Необходимо дать ему возможность на построение счастливого будущего.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
2. Конвенция о правах ребенка от 20 января 1989 г.: по сост. на 10 мая 2017г. // Ведомость Съездов народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. -1990. - №45. - Ст. 955.
3. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1031-1: по сост. на 1 мая 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 17. – Ст.1915.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: (ред. от 18.03.2019, с изм. от 28.04.2020)// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 32. – Ст.3301.
5. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ: (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 1. – Ст.16.
6. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 52. – Ст.5880.
7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ: по сост. на 28 декабря 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 31. – Ст.3802.
8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 26. – Ст.3177.
9. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 17. – Ст.1643.
10. Трудовой кодекс: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 1.
11. Ст. 3.
12. Жилищный кодекс: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 1. – Ст.14.
13. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ: // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 17. – Ст.1755.
14. О мерах воздействия на лиц причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ: // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. - № 53(часть I). – Ст.7597.
15. Об образовании: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. - № 53 (часть 1). – Ст. 7598.
16. Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009.- № 36.- С. 4312.
17. Об утверждении комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа на 2015-2017 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 72:// Собрание законодательства Российской Федерации.- 2015.- № 5.- С.850.
18. Об утверждении Концепции развития системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года и плана мероприятий на 2017-2020 годы по ее реализации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017.- № 14.- С. 2088.
19. Об утверждении СанПин 2.4.6.2553-09 Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18летнего возраста: Постановление Главного государственного санитарного врача в Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58. // Российская газета. - 2009.- № 217.
20. О предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также отдельным категориям обучающихся (воспитанников) государственных учреждений Ростовской области : Постановление Правительства Ростовской области от 3 августа 2012 г. №726 // Постановление Правительства РФ.- 2012- №26.
21. Содействие занятости населения: Постановление Правительства от 17 октября 2018 года № 644 (с изменениями на 4 февраля 2020 года) // Постановление Правительства. - 2018.
22. Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации: Закон Ростовской области от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ // Ростовская область -2018.- № 1.
23. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Закон Ростовской области от 21 мая 2001 г. № 120. // Ростовская область -2018.- № 159.
24. Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Ростовской области: Закон Ростовской области от 29 апреля 1991 года № 112 // Ростовская область -2000.- №27.
25. О социальной поддержке детства : Закон Ростовской области от 22.10.2004 (послед. ред. от 03.12.2012 № 988-ЗС) № 165-ЗС // Ростовская
область -2018.- № 165.
26. Азарова, Е.Г. «Социальное обеспечение и правовая защита детей» // Е.Г. Азарова. - Российское право. - 2013.-№3.- С.185-187.
27. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с.
28. Базарова, Е.Б. «Проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Е.Б. Базарова. - Вестник Бурятского государственного университета. - 2014.-№ 5.- С. 47-52.
29. Гусева, Т.С. «Социальная обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы». // Пенза. -2011.- 35с.
30. Константинова Н.Н. Теоретические основы исследования системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей: монография. — СПб, Издательство СПбГУСЭ, 2018. — 10ч.
31. Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Бикситова Ж.А. — Волгоград, 2016. — 28 c.
32. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика / Под ред. д.ю.н., профессора Р.П. Мананковой. –М.: Волтерс Клувер, 2019. -296
33. Опека и попечительство как способ защиты прав детей, утративших родительское попечение. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Куропацкая Е.Г. — М., 2016. — 23 c.
34. Савельева Н.М. Рузанова В.Д. Понятие «правосубъектность», «правоспособность» // Юридический вестник Сам ГУ .2015. Т.1 №2 // Российская национальная библиотека.
35. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]: официальный сайт. Ростов-на-Дону.2020. https: // www.donland.ru/.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ