Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Работа №85006

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.1 Понятие и значение проблемы сиротства 7
1.2 Социальная работа с неблагоприятной семьей 18
Глава 2. Система социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 25
2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами на примере Нижнекамского
детского дома 25
2.2 Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей 43
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения

Актуальность темы заключается в стремительном росте детей - сирот и отсутствие эффективных моделей их социальной защиты. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности России.
Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети -инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.
В России, согласно статистическим данным, количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн. человек, и, что особенно тревожно, на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей (в среднем на 100 тыс. в год). Таким образом, на сегодняшний день дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны.
В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. По данным исследователей данной проблемы 40% детей вышедших из интернатных учреждений становятся преступниками, 40 % - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10 % - способны к полноценной самостоятельной жизни. [46]
На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представленная проблема обусловила выбор темы исследования: «Социально-педагогическое сопровождение в процессе адаптации детей- сирот в условиях учреждений детского дома.
Объект исследования - процесс адаптации детей-сирот в условиях детского дома.
Предмет исследования — социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в условиях учреждений детского дома.
Цель исследования - разработать и обосновать модель и технологию социально-педагогического сопровождения в процессе адаптации детей- сирот в условиях детского дома.
Гипотеза исследования состоит в том, что социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в условиях интернатного учреждения будет эффективным, если:
- модель социально-педагогического сопровождения наиболее полно отражает данные мониторинга об индивидуальных особенностях ребенка, ресурсной обеспеченности воспитательной деятельности учреждения, а также взаимодействия со специалистами (психолог, педагог, социальный работник, воспитатели) - их готовности к оказанию эффективной помощи в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности, их адаптированность к условиям работы с детьми;
- содержание социально-педагогического сопровождения включает формирование у ребенка умений по самоорганизации своей жизнедеятельности, профессиональному самоопределению, самоорганизации свободного времени;
- осуществляется воспитательная работа совместно со специалистами других учреждений региона (учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительных органов, общественных организаций и др).
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, определены следующие задачи:
- выявить сущность и содержание социально-педагогического сопровождения детей-сирот;
- разработать и экспериментально проверить модель социально-педагогического сопровождения в процессе адаптации детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа;
- выявить условия эффективности социально-педагогического сопровождения воспитанников интернатного учреждения.
Для решения поставленных задач исследования, проверки гипотезы использовалась следующая совокупность методов:
- теоретические методы: анализ философской, исторической, психолого-педагогической и научно-методической литературы и нормативно-правовых актов, обобщение научно-исследовательских работ и передового педагогического опыта по исследуемой проблеме;
- эмпирические методы: наблюдение, в том числе включённое, различные виды опросов, диагностические методы, включая обобщение независимых характеристик, математические методы обработки собранного материала, формирующий педагогический эксперимент, отсроченный контроль.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблемы детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях детского дома очень обширны. Актуальной является социальная защита детей-сирот в школах интернатах.
Дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них.
Существующая социальная система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.
Последствия отставания педагогических технологий работы с детьми - социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации.
По способности к приобретению профессии и трудоустройству; По способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; По способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции. В настоящее время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это семейный детский дом, патронатное воспитание, приемная семья и др. Основными недостатками организации социально-психологической помощи, призванной обеспечить оптимальные условия для полноценного развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, являются: недостаточное кадровое обеспечение детских домов; низкая квалификация специалистов, в частности воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста; недостаточная работа по организации воспитательного процесса, который должен включать в себя развитие всех качеств и навыков ребенка, способствующих успешному взаимодействию ребенка в обществе в дальнейшем (психологических, социальных и т.д.); ведется недостаточная работа с педагогическим коллективом детского дома по предупреждению эмоционального выгорания и деформации личности специалиста, что существенно снижает эффективность воспитательного процесса.
Для улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий для их развития необходимы меры по пересмотру и комплексной перестройке системы воспитания и развития детей, воспитывающихся в условиях традиционных детских домов и школ-интернатов для сирот и детей, лишенных родительского попечения. Для этого необходимо:
1. Подготовка и привлечение высококвалифицированных специалистов для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2. Создание психологической службы в интернатных учреждениях. Для повышения эффективности оказания социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающихся условиях детского дома, необходимо участие специалиста по социальной работе, деятельность которого должна быть направлена на решение следующих задач:
- организация мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников интернатных учреждений;
- организация и проведение мероприятий на разнообразные темы, способствующие знакомству ребенка с социумом и формированию у него адекватной социальной роли.
Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения социальная работа не соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми сиротами и детьми оставшиеся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей.



1. Абакумов Н.Н. Безработица и занятость. - Москва, 2008.
2. Алексеева Т. Программа социально-правовой поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области // Социальная педагогика.- 2003.- №3.- С.3-7.
3. Васильева Л. Л. Социально-педагогические риски: безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 88
4. Васильев Б. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в России // Социальное обеспечение. 2010. № 3. С. 8-1
5. Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2013.
6. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
7. Волгина Н.А.. Социальная политика. - М., 2003. - 735 с. 144-149. Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми // Социальная работа. - 2003. - № 4.- С. 44-48.
8. Гордеева М. От компенсаторных мер - к опережающему развитию // Социальная работа. - 2003. - № 4.- С. 2-5.
9. Гусев А. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома // Учитель. - 2003. - № 6. - С. 12-15.
10. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М., 2001 г.
11. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики. - 1996.- №1.
12. Дементьева И., Шульга Т. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. - 2003. - № 3. - С. 69-72.
13.Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности «Соц.работа». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. (Социальная работа).
14. Кобринский. М. Е. Образ жизни как фактор формирования личности воспитанников интернатных учреждений. - Гомель.: Просвещение, 2011.49 с.
15. Климатова Г.И. Государственная семейная политика современной России. - М., 2004.
16. Конституция Российской Федерации. - М., 1997 г
17. Костюнина М. Из опыта работы педагога-психолога школы- интерната с социальными сиротами // Воспитание школьников. - 2003. - № 6. - С. 44-46.
18. Корчагина Ю.В. Методы работы с семьями «группы риска» социального сиротства //Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - №4.
19. Митяев Л. Детская деревня SOS - новая форма детского дома семейного типа // Социальная педагогика.- 2003.- №3.- С. 88-93.
20. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
21. Нелидов А.Л., Щелина Т.Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 2003.- №2.- С. 31-39.
22. Олиференко Л.Я. Социально педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
23.Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. - М.: Академия, 2012. 105с.
24.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства
(муниципальная система) // Внешкольник. - 2003.- № 3-4.
25.Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства и профилактики правонарушений несовершеннолетних: научно-методическое пособие / под общ. ред. Э.А.Манукяна. - М., 2005.
26.Основы социальной работы : Учебник / отв.ред. П.Д.Павлёнок. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. (Высшее образование).
27. Основы социальной работы / отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 2003.
28. Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. - СПб.: Речь, 2003.
29. Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников. - 2003. - № 4. - С. 29-32.
30. Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников. - 2003. - № 5. - С. 20-27.
31. Работа в пустую: сирот не становится меньше //Социальная педагогика. - 2004.- № 4. - С.113-117.
32. Реана А. А. Психология, педагогика, социальная работа. - М.: АСТ, 2010. 59 с.
33. Румянцева Е.Е. Стратегия преодоления бедности. - Мн.: Армита - Маркетинг. Менеджмент, 2001.
34. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
35. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 12 1995 г № 223-ФЭ M, (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014).
36. Степанова Е., Федонина Н. От депривации - к социализации: Проблема социализации детей как основная проблема образовательных учреждений интернатного типа // Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов.- М.: ВЛАДОС, 2003.- С. 174-177.
37. Тарасова Л. Е. Социокультурное пространство как фактор социальной адаптации личности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1. С. 29
38. Устинова Н. За благополучие детей надо бороться //Нефтяник Лангепаса.- 2011.
39. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(№159-ФЗ от21.12.96 г.).
40. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ; федеральная целевая программа “Дети России целевая программа «Дети-сироты».
41. Холостова Е. И., А. С. Сорвина Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие.- М.: ИНФРА- М,: Педагогика, 2011. с. 201
42. Холостова Е.И.; «Технологии социальной работы» Учебник /под общ. ред. проф. Е. И.Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2013. 1762 с..
43.Черняева Т. Н. Социально-педагогические риски формирования социального опыта ребенка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 82Семья: 23. 24. 25.
44. Шипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание. - СПб.: Речь, 2003.
45. Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. — М., 2007.
46. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466051
47. http://base.garant.ru/10135525/
48. https: //www.referent.ru/1/108743/
49. http://base.garant.ru/3936561/
50. http://docs.cntd.ru/document/985003487


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ