Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования адаптивных технологий обучения на уроках математики 5
1.1 Принципы адаптивного обучения 5
1.2 Особенности организации урока в условиях адаптивного обучения 12
1.3 Самостоятельная работа обучающихся как основное средство реализации
адаптивных технологий на уроках математики 15
Глава 2. Методика изучения функций на уроках математики в основной школе с использованием элементов адаптивных технологий обучения 21
2.1 Анализ содержания функциональной линии в учебниках разных авторов ..21
2.2 Применение элементов адаптивных технологий обучения на уроках
математики при изучении функций в основной школе 23
2.3 Дифференцированные самостоятельные работы при изучении функций в
основной школе 55
Заключение 58
Список используемой литературы 59
Приложения 61
Одна из важных задач современной школы - формирование познавательной активности и самостоятельности школьников. Если прежде знания были важны сами по себе, то теперь ценятся умения приобретать и эффективно использовать эти знания на практике. Добиться желаемого результата для каждого ученика возможно лишь при условии максимальной индивидуализации образовательного процесса. В этом случае может помочь использование адаптивной системы обучения или её отдельных технологий.
Адаптивная система обучения предполагает приспособление всех элементов педагогической системы под индивидуальные особенности участников педагогического процесса и происходит это за счёт усиления и более качественной организации самостоятельной деятельности школьников как на уроке, так и дома. Поскольку не любой математический материал может быть отведён для самостоятельного изучения школьниками, мы в своей работе предлагаем использовать элементы адаптивных технологий. Однако применение указанных средств в процессе обучения математике представляет собой достаточно сложную задачу для учителя как в методическом, так и организационном отношении.
Все вышеперечисленное указывает на актуальность проблемы применения адаптивных технологий на уроках математики, а недостаточная разработанность проблемы обуславливает тему выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является процесс обучения математике в основной школе.
Предметом исследования являются применение элементов адаптивных технологий на уроках математики при изучении функций.
Цель работы: разработка методики изучения функций на уроках математики в основной школе на основе использования элементов адаптивных технологий обучения.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы изучить основные принципы адаптивного обучения и его отдельных технологий;
2. Раскрыть особенности организации урока математики в условиях адаптивного обучения;
3. Рассмотреть методы и приёмы самостоятельной работы обучающихся как основного средства реализации адаптивного обучения на уроках математики;
4. Разработать методику изучения функций на уроках математики в основной школе на основе использования элементов адаптивных технологий обучения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены принципы адаптивной системы обучения, особенности организации урока в условиях адаптивной системы обучения, самостоятельная работа обучающихся как основное средство реализации адаптивной технологии на уроках математики.
Во второй главе разработаны конспекты уроков на открытие нового знания и на систематизацию знаний, изучено применение элементов адаптивных технологий на уроках математики, рассмотрены и проанализированы дифференцированные самостоятельные работы, проведен анализ учебников алгебры разных авторов.
Материалы данный работы могут быть использованы в работе учителя математики при подготовке к урокам.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были изучены основные принципы адаптивного обучения и его отдельных технологий. Были рассмотрены следующие принципы: принцип ориентации на личность ученика, принцип учета личностных характеристик учеников, принцип успеха, принцип постоянного проведения рефлексии, принцип рейтинга, принцип творческой активности.
Были раскрыты особенности организации урока математики в условиях адаптивного обучения: изучена структура урока математики; рассмотрены особенности работы в статических, вариационных и динамических парах; выявлены основные достоинства и недостатки адаптивной технологии на уроках математики.
Также нами были рассмотрены и проанализированы методы и приёмы самостоятельной работы обучающихся как основного средства реализации адаптивного обучения на уроках математики. Выделены основные цели проведения самостоятельных работ на уроках математики, изучены виды самостоятельной учебной работы и основные условия для проведения разных видов самостоятельных работ на уроках математики в условиях адаптивного обучения.
Разработана методика изучения функций на уроках математики в основной школе на основе использования элементов адаптивных технологий обучения. А именно были разработаны дифференцированные самостоятельные работы при изучении функций в основной школе, конспекты уроков математики с применением элементов адаптивных технологий обучения.
Полученные результаты свидетельствуют о решении всех поставленных задач исследования. Цель исследования, заключающаяся в разработке методики изучения функций на уроках математики в основной школе на основе использования элементов адаптивных технологий обучения, была достигнута.
1. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович [и др.]. 13-е изд., испр. М. : Мнемозина, 2009. 160 с.
2. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович [и др.]. 12-е изд., стер. М. : Мнемозина, 2010. 215 с.
3. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович [и др.]. 12-е изд., стер. М. : Мнемозина, 2010. 224 с.
4. Алгебра. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев [и др.] ; под ред. С. А. Теляковского. 18-е изд., М. : Просвещение, 2009. 240 с.
5. Алгебра. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев [и др.] ; под ред. С. А. Теляковского. М. : Просвещение, 2013. 287 с.
6. Алгебра. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев [и др.] ; под ред. С. А. Теляковского. 4-е изд., М. : Просвещение, 2017. 287 с.
7. Алгебра. 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк [и др.]. М. : Вентана-Граф, 2015. 276 с.
8. Алгебра. 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / А. Г. Мерзляк [и др.]. М. : Вентана-Граф, 2019. 258 с.
9. Алгебра. 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / А. Г. Мерзляк [и др.]. М. : Вентана-Граф, 2017. 304 с.
10. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии: учеб.
пособие. М. : Педагогика, 2009.136 с.
11. Васильева Т. С. Реализация компетентностного подхода на уроках математики с использованием технологии адаптивной системы обучения // Теория и практика образования в современном мире. 2019. № 3 С. 74-76.
12. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М. : МПУ, 2015. 182 с.
13. Границкая А. С. Научись думать и действовать. М. : Просвещение, 1991. 175 с.
14. Измайлова М. А. Адаптивные технологии на уроках математики и информатики // Вестник педагогического университета. 2015. №1. С.103-111.
15. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы.
М. : ACADEMIA, 2011. 267 с.
16. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. М. : Эксперимент, 2013. 208 с.
17. Новиков А. М. Адаптивные технологии. М. : Эгвес, 2018. 128 с.
18. Переверзев В. Ю. Управление адаптивной школой: Проблемы и перспективы // Профессиональное образование. 2016. №4. С. 26 27.
19. Селиванова О. Г. Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательной технологии // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2014. №7. С. 36 39.
20. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С.39-44.
21. Стефанова Н. Л. Методика и технология обучения математике: курс лекций. М. : Дрофа, 2008. 416 с.
22. Ямбург Е. А. Школа для всех : Адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация. М. : Новая школа, 2016. 198 с.