Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ БИОЛОГИИ

Работа №63479

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы50
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
525
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. Теоретические основы модульной технологии 5
1.2. Организация педагогического контроля в модульном обучении 13
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 18
2.1. Использование модульной технологии на уроках биологии 18
2.2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности
модульного обучения на уроках биологии 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
ЛИТЕРАТУРА 46

Чтобы получить высокие результаты в обучении, дети должны научиться думать, видеть проблемы и решать их. Для этого они должны использовать из разных областей знания, информационно-технологические и коммуникативные умения.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования содержательных, методических и технологических аспектов образования.
Задачей современного образования является формирование способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.
Трудности возникают в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания биологии, требуют поиска новых подходов в организации учебного процесса. Одно из приоритетных направлений в современной школе личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Для повышения интереса к учению и облегчения усвоения материала применяются различные формы и методы преподавания. Одной из технологий личностно-ориентированного подхода является технология модульного обучения. Модульные технологии имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами ведения уроков [10, с.126].
Поэтому темой исследования является «Использование модульной технологии обучения в курсе биологии».
Цель исследования: определить и обосновать основные элементы модульной технологии, повышающие эффективность обучения в курсе биологии.
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
Предмет: основные организационные и содержательные элементы модульной технологии, используемые на уроках биологии.
Гипотеза исследования: повышению эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках биологии служат следующие элементы технологии модульного обучения:
- Циклическое (блочное, модульное) построение учебного материала;
- Мотивация учения на основе последовательного целеполагания;
- Преобладание самостоятельной учебно-познавательной деятельности ученика;
- Организация контроля знаний на основе рефлексии ученика и учителя.
Задачи исследования:
- Изучить основные элементы модульной технологии;
- Экспериментально подтвердить влияние технологии модульного обучения на развитие личности ученика и повышение качества знаний;
- Определить эффективность модульного обучения на уроках биологии.
Методы исследования: в процессе работы над проблемой
применялись теоретические методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, методических документов, школьной документации, изучение опыта педагогов, работающих по модульной технологии. Использовались эмпирические методы исследования: включенное наблюдение. Проводился сравнительный анализ результатов обучения, используя традиционную и модульную технологии при проведении эксперимента.
База исследования: школы города Кукмор и МБОУ «Нырьинская средняя школа им. М.П. Прокопьева» Кукморского муниципального района Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Возможности модульной технологии имеют большой потенциал, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель - ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины. Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, художественной, научно-популярной литературой; наблюдения; экспериментальную работу. При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учениками и быстро выявить пробелы в знаниях, она является средством формирования компетенций учебно-познавательной деятельности учащихся. Проводить модульные уроки, а главное - подготовиться к ним, конечно же, не очень просто:
- во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0);
- во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов;
- в-третьих, подобрать дополнительный материал для лекции, беседы, соответствующие наглядные пособия, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников, создать презентацию новой темы;
- разработать технологические карты, размножить их. На написание
технологических карт уходит немало времени, средств. Но единожды правильно составленные технологические карты могут быть использованы несколько раз.
Многими учителями доказана результативность использования модульной технологии при изучении биологии, а также при подготовке к ЕГЭ по предмету. Используя учебные элементы и уроки по модульной технологии, можно научить учащихся самостоятельно добывать знания и успешно сдавать экзамены.
Учителя в п.г.т. Кукмор во всех 4-х муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях, имеют большой опыт работы и значительный педагогический стаж, но не используют в своей работе модульные технологии.
Нами разработаны уроки, с использованием модульной технологии. Уроки для 10-го класса на темы «Биосинтез белка» и «Деление клетки. Митоз».
Опытно-экспериментальная работа была проведена с учащимися 6 класса в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Нырьинская средняя школа им. М.П. Прокопьева» Кукморского муниципального района РТ, под руководством учителя биологии Алексеевой Оксаны Сергеевны, стаж работы которой составляет 1 год.
Нами проведено 2 урока: «Строение клетки» (по модульной
технологии) и «Жизнедеятельность клеток» (традиционный урок). Качество знаний учащихся по биологии было выше на уроке с использованием модульной технологии.
Таким образом, можно считать, что данный эксперимент по использованию модульных технологий прошёл успешно и дал положительные результаты.



1. Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 107-109.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
3. Биология. 6-11 классы: модульное обучение /авт.-сост. В.В. Гаевая.- Волгоград, 2009. - 124 с.
4. Биология. Основы генетики. Менделизм: уроки с использованием модульной технологии. 10 класс /авт.-сост. В.М. Жуков - Волгоград: Учитель, 2007. - 108с.
5. Блохин Н.В. Технология модульного открытого обучения в системе модернизации образования / Н.В. Блохин // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров: Материалы международного симпозиума. Часть 1. - 2002. - С. 24-25.
6. Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения / О.Ю.Бурцева //Биология в школе.- 1999.- № 5. - С. 38.
7. Бурцева О.Ю. Модульное обучение. Вопросы и ответы / О.Ю.Бурцева // Биология в школе. - 2001.- № 4. - С. 24.
8. Галеева Л.Н. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Методическое пособие для учителя. - М., 2006. - 144 с.
9. Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2010. - 367 с.
10. Каташинская Л.И. Использование технологии модульного обучения на уроках географии и биологии / Л.И.Каташинская, Л.В. Губанова // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. - 2014. - №4 (16). - С. 126-132.
11. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997.
12. Ксендзова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2005.
13. Кузнецова Л.С. Технология модульного обучения. Деятельностный модуль в организации педагогического контроля / В сборнике: Развитие и достижения в учебно-методическом обеспечении образовательной деятельности; 69-ая региональная научно-методическая конференция. - 2015. - С. 115-126.
14. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 кл.: рабочая тетрадь / В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. - М.: Дрофа, 2013. - 79 с.
15. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа. - 2013. - 272 с.
16. Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. - М., 1995. - С. 186.
17. Сенновский И. Б. Система управленческой деятельности учителя в модульной педагогической технологии // Школьные технологии. - 1997. - №
2.
18. Смелова В.Г. Модульное обучение. Тема «Строение клетки» //Биология в школе. 1998. №6. С.44-53.
19. Соколова В.В. Развитие жизни на Земле. Блочно-модульная технология обучения //Биология в школе. 2001. №7. С.26-35.
20. Третьяков П.И. Управление развитием качества образования - ключевая проблема нового века / П.И. Третьяков, Т.И. Шамова //Материалы региональной научно-практической конференции. Смоленск, 2001.- С. 9-26.
21. Третьяков П. И. Технология модульного обучения в школе: практикоориентированная монография / Третьяков П. И., Сенновский И. Б. - М.:
Новая школа, 2001. - 352 с.
22. Шамова Т.И. Технологическая карта как основа планирования учебного процесса/ Т.И., Шамова, Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачева //Биология в школе.- 1992. - № 5-6.
23. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность и технология / Т.И.
Шамова, В.В. Гаевая //Биология в школе.- 1994.- № 5. - С. 34.
24. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М., 2005.
25. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
26. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас: «Швиеса», 1989. - 272 с.
27. Юцявичене П.А. Методы модульного обучения. - Вильнюс, 1988. - 56 с.
28. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. - Вильнюс, 1989. - 70 с.
29. Кичубаева Р.С. Модульное обучение как один из способов подготовки к ЕГЭ. [Электронный ресурс]. URL:http://imcmenzelinsk.ucoz.ru/RESCENTR.pdf (дата обращения: 19.04.2017).
30. Мажитова Г.З. Эффективность использования модульной технологии
обучения школьников в курсе биологии / Г.З. Мажитова, Т.В. Назарова, И.А. Фомин// Психология, социология, педагогика. - 2012. - № 6. - [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/789 (дата обращения:
30.04.2017).
31. Мамонова К.Т. Применение технологии модульного обучения на уроках
биологии [Электронный ресурс]. URL:
http://festival.1september.ru/articles/528092/ (дата обращения: 19.03.2017).
32. Мошкина О. П. Модульная технология на уроках биологии как средство
повышения качества обучения. [Электронный ресурс]. URL:
http://perspectiva.omsk.edu.ru/ims/100610.rar (дата обращения: 30.04.2017).
33. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Мензелинска РТ» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar.ru/menzelinsk/sch1/shtat/teachers/geogr/page3849 (дата обращения: 19.05.2017).
34. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нырьинская средняя школа им. М.П. Прокопьева» Кукморского муниципального района РТ [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar.ru/kukmor/nyrya/sch (дата обращения: 19.05.2017).
35. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1 им. Ч.Т. Айтматова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района РТ [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar.ru/kukmor/gym
36. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Многопрофильный лицей им. А.М. Булатова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района РТ [Электронный ресурс] URL:
https://edu.tatar.ru/kukmor/sch2
37. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кукморская средняя школа № 3» Кукморского муниципального района РТ [Электронный ресурс] URL: https://edu.tatar.ru/kukmor/sch3
38. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кукморская средняя школа № 4» Кукморского муниципального района РТ [Электронный ресурс] URL: https://edu.tatar.ru/kukmor/sch4
39. Плюсы технологии модульного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://irina1973.ucoz.ru/publ/pljusy_tekhnologii_modulnogo_obuchenija/1-1 -0-9 (дата обращения: 13.02.2017).
40. Полякова Д.О. Технология модульного обучения на уроках биологии [Электронный ресурс]. URL: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=- 20647 (дата обращения: 19.01.2017).
41. Хуснутдинова Г. М. Использование модульного обучения на уроках
биологии и географии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 4331-4335. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/55131. htm.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ