Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)

Работа №31286

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
486
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
ГОВОРЕНИЮ, КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Коммуникативная технология 6
1.2. Информационно-коммуникативные технологии 19
1.3. Проектная технология 32
1.4. Игровые технологии 41
Выводы по 1 главе 59
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ «ТЕХНО-Р» В ОБУЧЕНИИ
МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 60
2.1. Теоретическая основа коррективной технологии «Техно-Р» 60
2.2. Опытное обучение на основе технологии «Техно-Р» 70
Выводы по 2 главе 81
Заключение 82
Библиография 84

В условиях динамично развивающегося мира перед современным образованием стоит множество задач. Одной из основных является формирование умения свободного общения на иностранном языке для свободного взаимодействия разных культур. Как известно, ведущей целью обучения иностранному языку в общеобразовательной школе является формирование коммуникативной компетенции.
В данном контексте условия иноязычного общения в современном мире требуют владения четырьмя видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением и письмом. Возвращение устной части в программу ЕГЭ особым образом повышает значимость формирования у учащихся умений говорения.
Актуальность данной работы подразделяется на три основных категории:
- научная актуальность (исследуемая тема недостаточно разработана);
- педагогическая актуальность (поиск нового влияния на обучаемого с практической точки зрения);
- социальная актуальность (социальный заказ общества).
Актуальность исследования определяется противоречием между использованием известных технологий (проектные, оценочные, тестовые, игровые технологии), не дающих должного результата, и потребностью образовательных учреждений в качественных результатах обучения. Таким образом, для эффективного развития иноязычной коммуникативной компетенции на французском языке требуется поиск новых методов и технологий.
Предметом исследования является научная проблема - технология обучения говорению.
Объект исследования - учебный процесс по французскому языку в области обучения говорению.
Цель настоящей работы - разработка приёмов коррективной технологии обучения говорению.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
• обобщить научные данные по современным технологиям обучения французскому языку
• интерпретировать принципы коррективной технологии
• выявить методические приемы
• разработать учебный материал для использования предлагаемой технологии на примере темы: «Sport dans notre vie»
Мы полагаем, что уровень сформированности умений говорения учеников в СОШ будет более успешным, если использовать коррективную технологию при обучении.
Положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время известны информационные, проектные, игровые, оценочные технологии. Каждая технология должна иметь целеполагание.
2. Коррективная технология «Техно-Р» основана на трех принципах: принцип переносимости; принцип обобщенного подхода к учебному материалу и принцип поэтапного формирования речевой самостоятельности.
3. Наиболее эффективными приемами в применении технологии «Техно- Р» являются:
• постановка учебной задачи
• формулирование цели, стоящей перед учащимися для выполнения учебной задачи
• изучение ориентировочной основы высказывания
• составление плана высказывания • творческое задание
• самооценка
Методологической основой исследования служит технология «Техно-Р» (авторов Васильевой В.Н. и Остроумовой О.Ф.), концепция методов познавательно-практической деятельности (монография Васильевой В.Н., Назаровой Г.И., Низамиевой Л.Р., Остроумовой О.Ф., а также в работе использованы идеи психологов и методистов - Леонтьева А.А., Гальсковой Н.Д.; труды по теории переноса и по теории интериоризации умственных действий Гальперина П.Я.)
Методы исследования:
• общенаучные методы: анализ и синтез
• метод массового опроса: интервьюирование
• опытное обучение Этапы исследования:
• изучение научной литературы
• формулирование цели и задач исследования
• обобщение теоретического материала
• разработка конкретного учебного материала на примере темы «Sport
dans notre vie»
• оформление работы
• представление на рецензирование
Теоретическая значимость и новизна состоит в разработке приемов по новой технологии «Техно-Р» в обучении говорению.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы в СОШ на средней ступени обучения.
Структура работы - настоящая работа включает в себя введение, две главы, раскрывающие теоретическую и практическую составляющие работы. В первой главе обобщен теоретический материал по современным технологиям обучения. Во второй главе изложен исследовательский материал по применению технологии «Техно-Р». Работа содержит заключение и библиографию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучение говорению является важным элементом при формировании коммуникативной компетенции учащихся, так как без умений говорения невозможно межъязыковое общение. В ходе данной работы были раскрыты современные технологии преподавания французского языка ученикам средних классов, с целью практического применения новой коррективной технологии обучения иностранному языку «Техно-Р» для обеспечения овладения французским языком как средством познания и средством общения, а также выработкой понимания устной речи на французском языке.
Исходя из целей исследования, перед нами были поставлены задачи поиска коррективной технологии в области обучения иностранным языкам, выявления методических приемов и разработка конкретного учебного материала по использованию технологии на тему «Sport dans notre vie».
Применив такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез, методы массового опроса, опытное обучение, мы пришли к выводам, что положительные результаты опытного обучения доказывают рациональность использования эффективных приёмов обучения умениям говорения на французском языке. В ходе данной работы нами были даны ответы на поставленные задачи.
Нами была изучена коррективная технология «Техно-Р» в обучении иностранным языкам и интерпретированы принципы данной технологии, основанные на теории переноса, теории умственных действий П.Я. Гальперина и теории методов познавательно-практической деятельности.
Принципы коррективной технологии следующие:
• принцип переносимости;
• принцип обобщенного подхода к учебному материалу;
• принцип поэтапного формирования речевой самостоятельности.
В целях эффективного применения вышеуказанной технологии нами выявлены следующие приемы:
• постановка учебной задачи;
• изучение ориентировочной основы речевых действий.
На этапе тренировки проведена подготовка монологического высказывания по обобщенной схеме:
• продуцирование монолога;
• перенос в другую ситуацию (например, спорт в жизни друга/ брата);
• оценка компетенции преподавателем;
• самооценка.
Итогами данной работы стала разработка учебного материал для ориентировочной основы речевых действий, разработка структуры высказывания, а также новые ситуации, используемые в монологической речи при обучении умениям говорения.



1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью / А.А. Алхазишвили. - М.: Просвещение, 1988. - 334 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: АспектПресс, 2001. - 274 с.
3. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. - М.: Высшая школа, 1966. - 256 с.
4. Баграмова Н.В. Методика обучения иностранным языкам в свете
теории глобализации образования «Иностранные языки и технологии обучения в XXII веке»: Материалы Всероссийской научно
методической конференции / Н.В. Баграмова. - СПб: СПбГУЭФ, 2001.- с.6-12.
5. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли. - М.: Изд-во иностр. лит., 1955. - 217 с.
6. Биболетова М.З. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки / М.З. Биболетова, Н.П. Грачева, Е.Н. Соколова, Н.Н. Трубанева. - М.: Просвещение, 2005. - 32 с.
7. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1977. - 278 с.
8. Бим И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим. - М.: ЭКСМО, 1999. - 64 с.
9. Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранному языку / Н.Н. Болдерев. - М.: ЭКСМО, 1988. - 43 с.
10. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.-С. 6 -13
11. Борзова Л. П. Игры на уроке иностранного языка: метод. пособие для учителя / Л.П. Борзова. - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 361 с.
12. Бородулина М.К. Обучение иностранному языку как специальности / М.К. Бородулина, А.Л. Карлин, А.С. Лурье. - М.: В. школа, 1982. - 314 с.
13. Бубнова Г.И. «Le fran5ais en perspective» Учебник французского языка для 10 класса / Г.И. Бубнова, А.С. Кулигина. - М.: Просвещение, 2016. - 9 с.
14. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / В. А. Бухбиндер. - Киев: КГУ, 1980. - 568 с.
15. Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций. Психологопедагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам / МЛ. Вайсбурд. - М.: МГУ, 1981. - 386 с.
16. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения
иностранным языкам в средней школе / М.Л. Вайсбурд. - М.: Просвещение, 1981. - 278 с.
17. Вайсбурд М.Л. Типы задач в обучении иноязычной речевой деятельности. Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке / М.Л. Вайсбурд. - М.: АПН/НИИСиМО, 1983. - 186 с.
18. Васильева В.Н. Психолого-дидактическая основа коррективной технологии обучения французскому языку / В.Н. Васильева, О.Ф. Остроумова // Актуальные проблемы романских языков и современные методики преподавания. Материалы IV Международной практической конференции. - Казань: Отечество, 2016. - C.139-148
19. Васильева В.Н. Эволюция методов познавательно-практической
деятельности в обучении иностранным языкам / В.Н. Васильева // Французский язык и методика его преподавания: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов. - Казань: ТГГПУ, 2006. - C. 79-86.
20. Васильева В.Н. Эволюция методов познавательно-практической деятельности в парадигме коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. Монография / В.Н. Васильева, Г.И. Назарова, Л.Р. Низамиева, О.Ф. Остроумова. - Казань: КФУ, 2012. - 212 с.
21. Верещагин Е. М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: МГУ, 1979. - 348 с.
22. Витт Н.В. Фактор эмоциональности в обучении иностранному языку / Н.В. Витт. - М.: МГПИИЯ, 1971. - 124 с.
23. Воронина Е.К. Влияние установки, создаваемой словесной
инструкцией / Е.К. Воронина. - М.: МГПИИЯ, 1971. - 68 с.
24. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды / П.Я. Гальперин. - М:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
25. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 372 с.
26. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам:
Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
27. Гез Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения / Н.И. Гез. - М: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1984. - 124 с.
28. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 117 с.
29. Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков / П.Б. Гурвич. - Владимир: Владимирский государственный институт, 1980. - 104 с.
30. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1987. - 274 с.
31. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В. Душеина. - М.:Иностранные языки в школе, 2003. - 75 с.
32. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации / Н.В. Елухина. - М.: ЭКСМО, 1995. - С. 3-6.
ЗЗ.Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. - М.: Дело, 2002. - 410 с.
34.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М.: РАО/ МПСИ, 2001. - 396 с.
35.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 248 с.
36.Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1985. - 159 с.
37. Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи / Д.И. Изаренков. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
38. Искандарова О.Ю. Проблемы теории и практики формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции специалиста / О.Ю. Искандерова. - Уфа: БГМУ, 1998. - 259 с.
39. Калинина С. В. Дидактические основы программы по иностранным языкам / С.В. Калинина, А.А. Миролюбов. - М.: Советская педагогика, 1985. - 19 с.
40. Карманова Н. А. Основы теории планирования учебного процесса по иностранным языкам в средней школе / Н.А. Карманова. - М.: Просвещение, 1985. - 372 с.
41. Кашина Е.Д. Ролевые и лингвистические игры / Е.Д. Кашина. - Самара: Педагогика, 1992. - 32 с.
42. Климентенко А.Д. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбов. - М.: Педагогика, 1981. - 142 с.
43. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / О.А. Колесникова. - М.:ИЯШ, 1989. - С.14-16.
44. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 114 с.
45. Кудрявцева О. В. Использование игровых технологий для развития навыков говорения на уроках английского языка в среднем звене / О.В. Кудрявцева, Е.Н. Кузнецова. - М.: Юный ученый, 2015. - 24 с.
46. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 456 с.
47. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. - М: РАО/МПСИ, 2001. - 127 с.
48. Лисина М.И. Некоторые проблемы переноса в работах зарубежных авторов / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1980. - 153 с.
49. Литвиненко Ф.М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Ф.М. Литвиненко. - Белорус. гос. ун-т, Мн.: Вып.9, 2009. - 108 с.
50. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие / Минск, 2001. - 311 с.
51. Мельник И.М. Использование игровых методов в психологической практике: Учебное пособие / И.М. Мельник, А.О. Топоров. - Харьков: ХГУ, 1992. - 6 с.
52. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. Учебное пособие / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.:Просвещение, 1990. - 224 с.
53. Миньяр-Белоручев Р.К. Общая теория перевода и устный перевод / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Московский Лицей, 1996. - 127 с.
54. Миролюбова А.А. Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе / А.А. Миролюбова. - М.: Учпедгиз, 1981. - 152 с.
55. Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический Проект, 2004.217 с.
56. Новикова, Т.И. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.И. Новикова. - М.: Народное образование, 2000. - 8 с.
57. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 231 с.
58. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 239 с.
59. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1988. - 324 с.
60. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам / Л.А. Подопригорова. - М.:Иностранные языки в школе, 2003. - С. 25-31.
61. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.С. Полат. - М.:Иностранные языки в школе, 2005. - № 4 - С. 6-11.
62. Пузатых А.Н. Личностно-ориентированные технологии обучения / А.Н. Пузатых. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 5. - с. 9-16.
63. Ратина Н.Ф. Проектная деятельность во внеклассной работе / Н.Ф. Ратина. - М.:Иностранные языки в школе, 2009. - 52 с.
64. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней
школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 49 с.
65. Сальникова Т.П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ «Сфера», 2007. - 92 с.
66. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В.В. Сафонова. - М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004. - 164 с.
67. Скалкин В.Л. Коммуникативные основы отбора языкового материала для обучения устной иноязычной речи / В.Л. Скалкин. - Воронеж, 1983. - 308 с.
68. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Дрофа, 2003. - 260 с.
69. Смирнов И.Б. Формирование основ культурно-страноведческой компетенции учащихся старших классов средней школы / И.Б. Смирнов. - СПб.: Лен. Гос. Обл.ун-т. им. А.С. Пушкина, 2002. - 52 с.
70. Соловова Е.Н. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса в языковом образовании / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2004. - 311 с.
71. Утемов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ / В.В. Утемов, М.М. Зимовкина. - М.:Концепт, 2013. - 65 с.
72. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам / Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы // Образование в документах и комментариях. - М.: АСТ. Астрель, 2004. - 254 с.
73. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
74.Чикобава А.С. К вопросу взаимоотношения мышления и речи в связи с ролью коммуникативной функции / А.С. Чикобава // Язык и мышление. - М.: Наука, 1967. - 156 с.
75.Чернова Г.М. Уроки коммуникативной грамматики: повелительное наклонение во французском языке / Г.М. Чернова. - М.:Иностранные языки в школе, 2000. - С. 30-35.
76. Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам / Э.П. Шубин. - М.: Просвещение, 1972. - 350 с.
77. Щепилова А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному / А.В. Щепилова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 84 с.
78. Сайт Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpV/минобрнауки.рф (дата обращения: 15.05.2017).
79. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fipi.org.ru (дата обращения: 15.05.2017) .
80. Cowan J. On becoming an innovative university teacher / J.Cowan. - London: Open University Press, 2006. - 54 p.
81. Hymes D. Vers la competence de communication / D. Hymes. - Paris: Hetier, 1984. - 219 p.
82.Savignon S.J. Interpreting communicative language teaching. Context and concerns in teacher education / S.J. Savignon. - London, 2002. - 78 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ